Судебные решения по выплатам жилищных субсидий военнослужащим
Материалы судебной практики
Определение Конституционного Суда РФ от 11.05.2006 N 187-О «По жалобе гражданина Наумчика Вячеслава Викторовича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» в Российской Федерации»
Обзор судебной практики окружных (флотских) военных судов по гражданским и административным делам в 2016 году
Как неоднократ но указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющие условия для предоставления дополнительных гарантий в жилищной сфере для военнослужащих, в том числе об однократ ном обеспечении их жильем и о необходимости представления документов об освобождении жилого помещения, основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормати вного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных указанным Федеральным законом
При отсутствии письменного согласия военнослужащего на увольнение до улучшения его жилищных условий и при истечении срока, указанного в контракте, такого военнослужащего следует считать проходящим военную службу в добровольном порядке только до дня обеспечения жилым помещением.
При реализации права на обеспечении жильем в избранном месте жительства имеет значение и выяснение возможности и порядка сдачи Министерству обороны Российской Федерации жилого помещения, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию, поскольку в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением определенных категорий военнослужащих, к которым относится заявитель, и членов их семей при перемене места жительства производится с последующим освобождением ими жилых помещений и снятием с регистрационного учета по прежнему месту жительства, а согласно п. 5 ст. 15 названного Федерального закона в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Наличие права на дополнительную общую площадь жилого помещения не является самостоятельным основанием для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий
Ошибочно выплаченная заработная плата не подлежит возврату (взысканию), если не было допущено счетной ошибки
Военнослужащий, признанный не годным к летной работе, права на получение надбавки за особые условия военной службы не имеет
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. № 3236-О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зиновкина Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав пунктом 17 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»
С учетом того, что мать заявителя является нанимателем квартиры, принадлежащей на праве собственности муниципальному образованию, для разрешения настоящего заявления имеет значение и выяснение возможности и порядка сдачи этого жилого помещения Министерству обороны Российской Федерации, поскольку в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением определенных категорий военнослужащих, к которым относится заявитель, и членов их семей при перемене места жительства производится с последующим освобождением ими жилых помещений и снятием с регистрационного учета по прежнему месту жительства, а согласно п. 5 ст. 15 названного Федерального закона в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Между тем в материалах дела отсутствуют данные о том, что мать заявителя, как наниматель жилого помещения, и администрация ЗАТО г. Заозерска Мурманской области, как собственник этого помещения, обязались передать освобожденную квартиру Министерству обороны Российской Федерации в случае предоставления ей другого жилого помещения в качестве члена семьи заявителя. Не выяснялись судом и обязательства других лиц, проживающих в данном жилом помещении, и их согласие о его сдаче.
© 2016 Юридическая компания «СТРАТЕГИЯ» © Аll rights reserved (Все права защищены). Копирование материалов сайта без письменного разрешения правообладателя (ст. 1229 ГК РФ) запрещено!
Помощь опытных военных юристов, консультация военных юристов, представление интересов военнослужащих и членов их семей в судах.
*Внимание! Перед тем как задавать вопросы военным юристам по телефону или электронной почте, ознакомьтесь, пожалуйста, с Правилами получения юридической консультации.
+7-925-055-82-55 (Мегафон Москва, на этом номере работает WhatsApp и Viber), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва, на этом номере работает WhatsApp и Viber) (9:00-19:00 время московское)
Задать вопрос военному юристу E-mail:sud-mo@yandex.ru
Консультации (помощь) военных юристов по вопросам получения жилья, выплаты денежного довольствия, увольнения с военной службы, назначения военных пенсий, получения статуса ветерана военной службы, ветерана боевых действий в г. Москве, г. Балашихе, г. Щелково, г. Подольске, г. Краснодаре, г. Майкопе, г. Армавире
Если у Вас есть предложения и замечания по сайту, обнаружили ошибку, напишите нам, пожалуйста. Спасибо!
Наша организация ЮК «Стратегия» награждена Яндексом «Хорошее место». Такую награду получают организации, е сли пользователи оценивают ее деятельность минимум на четыре балла из пяти и она попадает в 10% лучших в своем регионе. Мы — в их числе!
Добавьте наш сайт в закладки (Ctrl+В(D)), он Вам еще пригодится!
Благотворительность (хотите помочь, нуждаетесь в помощи?)
Субсидия семьям военнослужащих
Краткое содержание
- Какая сумма на каждого члена семьи военнослужащего субсидии.
- Субсидии молодым семьям
- Субсидии многодетной семье
- Субсидию получили семей
- Субсидии военнослужащим
- Члены семей военнослужащих
Вопросы
1. Какая сумма на каждого члена семьи военнослужащего субсидии.
1.1. Здравствуйте, узнать причитающийся размер жилищной субсидии, Вы можете спомощью калькулятора жилищной субсидии военномлужащих, размещенного на сайте Минобороны России (наберите в поисковике текст «жилищная субсидия военнослужащих» и он выдаст ссылку на нужную страницу).
С уважением,
Иван.
2. Военнослужащий в этом году 20 лет выслуги собираюсь признаваться нуждающимся в субсидии на всех членов семьи. В 2016 году жена получала в наследство 1/2 дома и участок в деревне старый дом без отопления и подвода воды но числящегося как жилой дом! В 2017 году она его продала за копейки! Будут ли положены на неё метры (в доме ее было 22 метра) при признании и постановке на субсидию? Либо надо ждать 5 лет с момента продажи?
2.1. Уменьшается норматив общей площади на 22 метра в течение 5 лет со дня совершения сделки, соответственно уменьшается размер субсидии. Ждать 5 лет или оформлять субсидию-Вашим решением.
2.2. Здравствуйте, поскольку с момента отчуждения недвижимого имущества прошло менее 5 лет, то Ваша супруга не сможет вместе с Вами претендовать на обеспечение жилищной субсидией (ст. 53 ЖК РФ).
3. Я супруга военнослужащего, состав семьи 4 человека, выслуга супруга 25 лет и выше. Стоим на учете на выплоту денежной субсидии. Вопрас: Возможно ли мне получить на себя и детей причитающую нам денежную субсидию на получения жилья т.е на свой лицевой счет. Спасибо!
3.1. Здравствуйте, перечисление жилищной субсидии производится исключительно на счёт, открытый на имя военнослужащего.
Вместе с тем, разьясняю, что как это следует из судебной практики, действующим законодательством не предусмотрена возможность выдела доли жилищной субсидии в денежном эквиваленте в пользу одного или нескольких членов семьи, поскольку предполагается, что указанная выплата будет использована на приобретение жилья для совместного проживания.
4. Я военнослужащая. Получила жилищную субсидию наприобретение жилого помещения три месяца назад, Теперь требуют чтоб я её вернула мотивируя тем что я снимала жильё у матери, т.е. являлась членом семьи собственника.
4.1. Есть вероятность подачи иска.
4.2. Здравствуйте, я бы рекомендовал дождаться подачи МО РФ в отношении Вас иска о взыскании неосновательного обогащения в порядке ст. 1102 ГК РФ, в ходе процесса доказать, что Вы вправе претендовать на выплату жилищной субсидии, поскольку действующее законодательство допускает проживание военнослужащих в жилых помещениях своих родителей на основании договора найма жилого помещения без регистрации по их адресам, что не свидетельствует о возникновении у них права пользования на жилое помещение родителей.
4.3. Добрый день. В данном случае необходимо ознакомиться со всеми обстоятельствами. Действительно в силу ст. 51 ЖК РФ не могут быть поставлены на жилищный учёт лица, которые являются членами семьи собственника жилого помещения. Если бы эти обстоятельства жилищный орган установил на момент постановки на учёт либо выплаты субсидии, Вас бы сняли с учёта. К сожалению в настоящее время Верховный суд РФ излагает позицию относительно таких договоров найма с родителями, не в пользу военнослужащих. Однако, у Вас есть нюанс это то, что Вам уже выплатили. По моем мнению вопрос возможно решить в положительную сторону при правильном подходе. Также, не в коем случае не возвращайте субсидию добровольно.
5. Супруга получила единовременную субсидию как госслужащая на всех членов семьи, в том числе 18 кв. м. на супруга. Развод состоялся 9 лет назад. Может ли супруг получить субсидию на приобретение жилья как военнослужащий.
5.1. Это никак не связанные вещи, если развод был то супруг может получить такую субсидию супруга в это включаться не будет, она уже не является членом семьи поэтому согласно ст 15 фз о статусе военнослужащих военнослужащий будет иметь право на получение жилья или субсидии без учета супруги.
5.2. Да может так как прошло более 5 лет
Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Ст. 53 ЖК РФ
п.17 ст.34 «Порядка прохождения ВС» определены категории военных, которых запрещается увольнять до тех пор, пока они не обеспечены жильем.
5.3. Может. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»
Ст. 15 Право на жилище.
П.1 Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Исходя из вышеизложенного, субсидия это гарантии государства военнослужащему за военную службу.
Кстати на одной из предыдущих страниц я выкладывала много ссылок на апелляционные определения. Там всё очень понятно написано. На основании этих определений мы строили защиту в судах первой и апелляционной инстанциях. Оба суда были нами выиграны.
Субсидия является целевой выплатой и разделу не подлежит. Выделение доли из субсидии законом не предусмотрено.
5.4. Для получения субсидии военнослужащий должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Этого требует ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих». Жилплощадь супруги военнослужащего будет учитываться в целях признания военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий в силу ст. 51 ЖК РФ.
5.5. Здравствуйте, сложившаяся судебная практика ВС РФ и нижестоящих судов исходит из того, что если ранее гражданин реализовал право на жилище за счёт бюджетных денежных средств, то он не вправе ставить вопрос о повторном обеспечении жильем, даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Вместе с тем, разьясняю, что в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится законопроект о внесении изменений в ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», который предполагает предоставление военнослужащим ранее реализовавшим право на жилище в составе членов семьи других граждан самостоятельное право на обеспечение жильем по линии Минобороны России.
До внесения соответствующих изменений в закон заместителем МО РФ Цаликовым принято решение от 16.04.2019 о запрете ДЖО МО и подчиненм им РУЖО в отказе указанной выше категории военнослужащих в постановке на учёт нуждающихся в жилье.
С текстом данного документа Вы можете ознакомится на форуме правовой помощи военнослужащим, тема «Отказ в жилье, если обеспечивался как ребенок военнослужащего» стр. 4.
Рекомендую повторно обратиться в орган жилищного обеспечения с заявлением, к которому приложить указанный выше документ или в обоснование своей просьбы сослаться на последний.
5.6. — Здравствуйте уважаемый посетитель сайта! Не соглашусь с мнением юристов, по данному вопросу. Такое право теперь появится у супруга по окончанию службы, и не ранее , и только в том случае, если он не обеспечен жильём. Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы от 10 лет, не обеспеченные на момент увольнения жилищной субсидией или жильем, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся по последнему перед увольнением месту службы (п. 13 статьи 15 Закона № 76-ФЗ). см. (Постановление КС РФ от 22 ноября 2013 г. № 25-П, Постановление КС РФ от 16 ноября 2017 г. № 29-П и др.)
Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.
6. Я военнослужащий, стою в очереди на денежную субсидию на получение жилья с сентября 2015 года. Четыре члена семьи. На данный момент выслуга 23 года календарных. Старшему сыну 19 лет, проходит срочную службу. Вопрос: не исключат ли сына из очереди на получение субсидии в составе моей семьи по увольнении его со срочной службы?
6.1. Если Ваш сын будет проживать с вами, то не исключат.
6.2. Здравствуйте, разьясняю, что согласно ст. 71 ЖК РФ временное отсутствие нанимателя жилого помещения или членов его семьи не влечет изменения их прав и обязанностей по договору социального найма.
Таким образом, временное отсутствие Вашего сана не может служить основанием для принятия органом жилищного обеспечения решения об исключении его из реестра нуждающихся в жилье.
Вместе с тем, при дальнейшем проживании сына вместе с Вами он в силу п. 5 ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих» во взаимосвязи со ст. 69 ЖК РФ вправе претендовать на обеспечение жильем в составе Вашей семьи.
7. Человек стоял (и стоит) на очереди по предоставлению субсидии на жилье. За определенный период времени состав семьи не поменялся, место регистрации там же, человек также признан в категории людей нуждающихся в улучшении жилищных условий. Если он меняет место работы (в другую область), сохраняется ли данная очередь? (интересует не категория военнослужащих, а гражданских бюджетных работников)
Ну если при этом не меняется место регистрации, то конечно же сохраняется.
8. Вопрос такого характера. Я военнослужащий по контракту в звании главный старшина (старший сержант) включён в систему НИС, могу ли я от неё отказаться и получить жилишнею субсидию? Состав семьи 5 человек.
8.1. Здравствуйте! Можно изменить форму жилищного обеспечения, если право стать участником НИС зависело от волеизъявления военнослужащего, т.е. не в обязательном порядке. Требования к участникам НИС содержаться в ст.9 Федерального закона от 20.08.2004 № 117-ФЗ»О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».
8.2. Здравствуйте, до реализации Вами права на жилище посредством выплаты денежных средств выделяемых в рамках НИС (ЦЖЗ) Вы в соответствии со ст. 1 и 9 ГК РФ вправе отказаться от участия в данной жилищной программе в пользу жилищной субсидии путем подачи на имя командира воинской части рапорта об исключении Вас из реестра участников НИС.
Как показывает практика подобные, рапорты командиры воинских частей отказываются удовлетворять, однако в судебном порядке указанный вопрос решается положительно.
Так, суды встают на сторону военнослужащих и обязывают командование воинских частей принять меры по исключению их из реестра участников НИС.
См. например, решение Севастопольского ГВС от 11.01.2019 номер 2 а-10/2019.
Дело № 210-КГ15-4
Суд | Верховный Суд Российской Федерации | |||||||
Дата решения | 11 августа 2015 г., Определение | |||||||
Инстанция | Судебная коллегия по делам военнослужащих, кассация | |||||||
Категория | Дела в отношении военнослужащих | |||||||
Докладчик | Крупнов Игорь Владимирович | |||||||
Электронная копия решения | Скачать | |||||||
Решение |
г. Москва | 11 августа 2015 г. |
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Рос сийской Федерации в составе
председательствующего | Крупнова И.В., |
судей | Воронова А.В., Замашнюка А.Н. |
при секретаре | Замолоцких В.А. рассмотрела в открытом судебном засе |
дании гражданское дело по кассационной жалобе заявителя Акимова А.А. на апелляционное определение Северного флотского военного суда от 4 февра ля 2015 г., которым отменено решение Полярнинского гарнизонного военно го суда от 5 декабря 2014 г. по заявлению военнослужащего войсковой части капитан-лейтенанта Акимова А А об оспаривании действий начальника отдела № (г. Североморск) Федерального государст венного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищ ного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее — отдел № 4 ФГУ «ЗРУЖО»), связанных с порядком расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее — жилищная суб сидия).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Круп нова И.В., изложившего обстоятельства гражданского дела, содержание су дебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих
установила:
решением Полярнинского гарнизонного военного суда от 5 декабря 2014 г. удовлетворено заявление Акимова А.А., в котором он просил при знать незаконным предварительное решение начальника отдела № ФГУ «ЗРУЖО» от 27 ноября 2014 г. № 08-51/51 об установлении заявителю по- правочного коэффициента для расчета жилищной субсидии в размере 2,25 и возложить на начальника отдела № ФГУ «ЗРУЖО» обязанность по уста новлению названного коэффициента в размере 2,375.
Апелляционным определением Северного флотского военного суда от 4 февраля 2015 г. решение отменено и по делу принято новое решение об от казе в удовлетворении заявления.
Определением судьи Северного флотского военного суда от 11 марта 2015 г. в передаче кассационной жалобы заявителя для рассмотрения в су дебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе Акимов А.А., утверждая об отнесении его в силу закона к категории граждан, которым поправочный коэффициент при расчете жилищной субсидии подлежит установлению в размере 2,375, что не было учтено флотским военным судом, просит апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 10 июля 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в су дебном заседании суда кассационной инстанции.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения су дебных постановлений в кассационном порядке являются существенные на рушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на ис ход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита на рушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Из материалов дела следует, что Акимов А.А., на весь период военной службы обеспечиваемый служебным жилым помещением и имеющий общую продолжительность военной службы более 16 лет, в связи с увольнением с военной службы по состоянию здоровья обратился к начальнику отдела № ФГУ «ЗРУЖО» с заявлением об обеспечении его жилищной субсидией. Од новременно в рапорте и в ходе беседы заявитель просил не увольнять его с военной службы до обеспечения названной субсидией.
Предварительным решением начальника отдела № 4 ФГУ «ЗРУЖО» от 27 ноября 2014 г. № 08-51/51 размер жилищной субсидии был рассчитан Акимову А.А. с применением поправочного коэффициента 2,25.
Полагая, что при расчете субсидии ему должен быть установлен попра вочный коэффициент 2,375, Акимов А.А. оспорил названное решение в су дебном порядке.
Удовлетворяя заявление, гарнизонный военный суд в обоснование указал, что по смыслу закона при увольнении военнослужащих по состоянию здоровья, имеющих календарную выслугу 10 лет и более, не обеспеченных жильем по месту военной службы и возражавших в связи с этим против увольнения, выплата жилищной субсидии осуществляется до издания прика за об их увольнении с военной службы с поправочным коэффициентом 2,375.
Отменяя решение и принимая новое об отказе в удовлетворении заяв ления, флотский военный суд свое решение обосновал тем, что жилищная субсидия с поправочным коэффициентов 2,375 устанавливается исключи тельно гражданам, уволенным с военной службы и не обеспеченным на мо мент увольнения жилищной субсидией или жилым помещением.
Такой вывод суда апелляционной инстанции основан на правильном истолковании закона.
Право на жилищную субсидию установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Федеральный закона «О статусе военнослужащих»), согласно пп. 1, 16 ст. 15 которого го сударство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помеще ниями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установлен ных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Применительно к жилищной субсидии утверждение порядка ее расчета в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» возло жено на Правительство Российской Федерации.
Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Феде рации постановлением от 3 февраля 2014 г. № 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим — гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (далее — Правила).
Согласно п. 2 Правил расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом преду смотрена военная служба, с применением поправочного коэффициента с уче том общей продолжительности военной службы (далее — поправочный коэф фициент), устанавливаемый в соответствии с пп. 7-9 Правил.
Пункт 7 Правил, как следует из его содержания, устанавливает размеры поправочных коэффициентов военнослужащим, проходящим военную служ бу, в том числе при ее общей продолжительности от 16 до 20 лет, то есть для категории военнослужащих, к которой относится заявитель.
При этом увеличение поправочного коэффициента до 2,375 в силу п. 9 Правил производится лицам, общая продолжительность военной службы ко торых составляет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Феде рального закона «О статусе военнослужащих».
К таким лицам в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» относятся граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и бо лее, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с во- енной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что нахождение перечисленных в ней лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых поме щениях по последнему перед увольнением месту военной службы ясно и не двусмысленно определяет их правовой статус как лиц, уволенных с военной службы.
Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава во инской части.
Таким образом, Акимов А.А. в период прохождения военной службы не вправе претендовать на получение жилищной субсидии с поправочным коэффициентом до 2,375.
Иное толкование п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военно служащих», как обоснованно указал флотский военный суд, делает неприме нимыми положения 7 Правил. п. Из изложенного следует, что суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что право Акимова А.А. на жилищную субсидию с установленным в предварительном решении начальника отдела № ФГУ «ЗРУЖО» от 27 ноября 2014 г. поправочным коэффициентом 2,25 нарушено не было, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении его заявления, отменив решение гарнизонного военного суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 386-388, п. 4 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по делам военнослужащих
определила:
апелляционное определение Северного флотского военного суда от 4 февраля 2015 г. по заявлению Акимова А А оставить без изменения, кассационную жалобу Акимова А.А. — без удовлетворения.
Крупное Председательствующий Воронов Судьи: А.Н. Замашнюк
Обжалование уменьшения размера субсидии на приобретение жилья
Обжалование незаконного уменьшения размера субсидии, предоставляемой военнослужащим на приобретение жилья, является одним из важнейших направлений деятельности адвокатского кабинета Карандашева Р. Н. Причиной уменьшения обычно является снятие с учета в качестве нуждающегося одного из членов семьи военнослужащего. В настоящей статье рассмотрим типовые ситуации связанные с уменьшением размера выплачиваемой субсидии и важные аспекты их обжалования.
Стоимость представления интересов доверителя по вопросам взыскания в военном суде недоплаченной субсидии адвокатом Карандашевым Р.Н. — 20.000 рублей
Ситуация 1. Уменьшение размера субсидии из-за снятия членов семьи с регистрационного учета по месту жительства военнослужащего.
Военнослужащий в составе семьи из трех человек, куда входили жена и сын, были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и ожидали выплаты субсидии. Сыну военнослужащего потребовалось лечение, проводить которое было целесообразнее в другом регионе, поэтому супруга военнослужащего и его сын зарегистрировались по постоянному месту жительства у родственников, в однокомнатной квартире, где, помимо них, было уже зарегистрировано несколько человек. Из полученного решения о выплате субсидии выяснилось, что размер предоставляемой субсидии уменьшен, так как в квартире, где зарегистрированы жена и сын на них приходится 8,66 кв.м площади.
Военнослужащий обоснованно полагал данное решение незаконным, поскольку каких-либо прав на квартиру родственников его жена и сын не приобрели, фактически туда не вселялись, не вели общее хозяйство с проживающими там лицами.
Один лишь факт регистрации военнослужащего в квартире, принадлежащей на праве собственности его родственникам, без учета иных обстоятельств, имеющих существенное значение, не может являться основанием для отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В результате по делу потребовалось:
- представить документы, подтверждающие заболевание сына и необходимость его лечения;
- обосновать необходимость лечения по месту регистрации;
- доказать фактическое проживание семьи в служебной квартире по месту прохождения службы административным истцом;
- представить документы на квартиру, в которой были зарегистрированы жена и сын военнослужащего;
- допросить в качестве свидетеля собственника квартиры.
В результате совершенных действий административный иск был удовлетворен, постановлено произвести доплату. Решение обжаловать административным ответчиком в апелляционную инстанцию, но было оставлено без изменений.
Ситуация 2. Исключение из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий дочери военнослужащего, в связи с достижением ею совершеннолетия.
Военнослужащему было отказано в выплате субсидии с учетом дочери, которая на момент постановки на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения достигла совершеннолетнего возраста. В обоснование отказа была приведена часть 5 ст.2 ФЗ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с которой к членам семей военнослужащих относятся:
- супруг (супруга);
- несовершеннолетние дети;
- дети старше 19 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
- дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;
- лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Данный вывод является неверным и нашел отражение в судебной практике. В п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» указано, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса РФ и Семейного кодекса РФ.
Согласно части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Таким образом, возраст детей, проживающих совместно с родителем-военнослужащим и ведущим совместное хозяйство не имеет значения для отнесения их к членам семьи.
По делу потребовалось:
- представить доказательства совместного проживания дочери вместе с отцом;
- представить доказательства факта ведения совместного хозяйства
Решение было вынесено в пользу военнослужащего и произведена доплата. Апелляционную жалобу административный ответчик не подавал.
Ситуация 3. Исключение из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий сына военнослужащего, в связи с его работой в другом городе.
За время ожидания выплаты субсидии на приобретение жилья, сын военнослужащего окончил университет и устроился на работу в соседнем городе. После приобретения жилья, семья планировала проживать совместно. В городе по месту работы сын проживал у знакомых, при любой возможности приезжал домой.
В данной ситуации вновь потребовалась ссылка на п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 8 (ред. от 28.06.2016) «О практики применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» и ч.1 ст.69 Жилищного кодекса РФ – а именно, что сын военнослужащего является членом его семьи.
Кроме того, давая разъяснения, когда гражданина следует считать утратившим право пользования жилым помещением, Верховный Суд Российской Федерации в п.32 Постановления Пленума от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», указал следующее:
«При временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (статья 71 ЖК РФ). Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании части 3 статьи 83 ЖК РФ в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма».
Таким образом, целесообразно представить доказательства следующих обстоятельств:
- отсутствия собственного жилья в населенном пункте по месту работы;
- отсутствия собственной семьи – супруги, детей;
- регулярного возвращение в квартиру по месту регистрации;
- ведения совместного хозяйства с родителями – общие расходы, обработка земельного участка на даче и т.п.;
- наличия в квартире по месту регистрации личных вещей.
Решение по делу вынесено в пользу военнослужащего и ответчиком не обжаловалось.
И самый важный момент.
На обжалование решения о выделении субсидии в меньшем размере отводится всего три месяца!