Значение кадастрового учета объектов недвижимости

Геодезические и кадастровые работы

8 (495) 789 23 55

e-mail info@topograd.ru

Выполняем кадастровые и геодезические работы в Щёлковском, Ногинском, Сергиево-Посадском, Пушкинском и других районах Московской области, а при больших объёмах на всей территории России.
  1. Главная
  2. Кадастр
  3. Понятие кадастра недвижимости

Кадастр

Понятие кадастра недвижимости

Введение федерального закона « О государственном кадастре недвижимости» повлекло за собой замену первоначального понятия «земельного кадастра» на понятие «кадастра недвижимости».

Недвижимостью, согласно законодательству, объявляются объекты незавершенного строительства, сооружения, здания, помещения, участки земли. Таким образом, государственный кадастр недвижимости – это систематизированные сведения, касаемые:

учтенного недвижимого имущества;

прохождения Государственной границы РФ;

границ между субъектами РФ;

границ между населенными пунктами, муниципальными образованиями;

о территориальных зонах и выделенных зонах с условиями использования территорий, попадаемых под настоящий Федеральный закон сведений №221.

Назначение кадастра недвижимости заключается в систематизации оборота сделок и правовых норм, зарегистрированных в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.

Кадастровая деятельность.

Это деятельность, уполномоченного лица – кадастрового инженера – по отношению к недвижимому имуществу, заключаемому в сборе сведений, необходимых для подготовки документации для кадастрового учета. Кадастровая деятельность строится на основе прав, обеспеченных Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, а также федеральными законами (ФЗ за номером 221 от 24. 07.2007) и нормативными правовыми актами РФ.

Кадастровый учет.

Ведение государственного кадастра и кадастровый учет находятся в сфере деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, технологическими принципами учета которой являются:

единая технология ведения учета на территории РФ. Ведение кадастрового учета на всей территории РФ производится исключительно на двух видах носителей: бумажных и электронных, причем приоритетное право при возникновении расхождений, минимизирующим неточности и погрешности в системе учета, обладают сведения на бумажных носителях.

общедоступность сведений кадастра. Общедоступные сведения могут использоваться лицами по своему усмотрению. При этом необходимо соблюдение ограничений, установленных федеральным законом в отношении распространения подобной информации. Ограничения касаются персональных данных относительно собственника недвижимости и осуществлявшего кадастровые работы инженера, и попадают под действие федерального закона «О персональных данных» №152 от 20.07.2006г. Согласно этому закону на любую информацию, касающуюся физического лица, (персональные данные собственника и кадастрового инженера, включающие, помимо фамилии, имени и отчества, год и место рождения, адресные данные, информация о семейном, социальном, имущественном положении, сведения об образовании, доходах, профессии и прочем) вводятся ограничения в ее распространении;

непрерывность актуализации кадастровых сведений.

Для внесения в кадастровый учет сведений, необходимы документы:

заявление о постановке на учет объектов недвижимости (с изменениями в объектах недвижимости, и в учете их частей);

о снятии с учета любого объекта недвижимости ( в том числе неоконченного строительства, здания, сооружения, помещения);

об учете адреса обладающего правами на объект недвижимости;

документ, свидетельствующий об уплате госпошлины или документ, на основании которого правообладатель освобождается от уплаты таковой;

межевой план (при постановке на учет или изменившихся характеристиках земельного участка);

копия документа о разрешении земельного спора о согласовании границ участка;

технический план здания, объекта незавершенного строительства, сооружения;

акт, выданный при снятии с учета объекта недвижимости;

при обращении представителя заявителя – подтверждающие его полномочия документы;

копии документа, свидетельствующие о праве заявителя на недвижимость;

копии документа о разрешении пользованием земельного участка;

при изменении назначения сооружения или здания, подтверждающие это документы.

Документы, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, подлежат постоянному хранению. Согласно принятым поправкам в Федеральном законе, изыматься или уничтожаться документы из государственного кадастра недвижимости могут лишь в исключительных случаях. При этом к документам, находящимся в федеральной собственности, относятся:

документация государственного земельного кадастра;

технические паспорта и документация по техническому учету;

оценочная информация по технической инвентаризации;

Вся вышеперечисленная документация хранится, используется и передается в государственные архивы согласно правилам по срокам и порядкам, установленным Правительством РФ. Временные сведения, вносятся в государственный кадастр лишь в тех случаях, что предусмотрены Федеральным законом. По истечению времени эти сведения либо исключаются из состава кадастрового реестра сведений, либо становятся кадастровыми.

Приостановление и отказ в осуществлении кадастрового учета.

Приостановление кадастрового учета возможно в случае:

неполной документация для внесения в государственный кадастр;

противоречие сведений об объекте недвижимости, предоставленных заявителем и имеющимися кадастровыми сведениями об этом объекте;

пересечения границ заявленного земельного участка с границами другого участка, который уже зарегистрирован в кадастре;

местоположение заявленного объекта совпадает ( частично или в полной мере) с местоположением объекта недвижимости, уже зарегистрированного в кадастре.

Отказ в кадастровой регистрации возможен, если:

заявленное имущество не является объектом недвижимости;

Преобразование заявленного объекта недвижимости противоречит установленным федеральным законом требованиям;

Сведения об объекте недвижимости имеют временный характер;

Имеет место заявление о кадастровом учете от ненадлежащего лица;

Основные документы (межевой план, технический план, акты обследований) заверены лицами, не имеющими на то полномочий;

Не соблюдаются требования к предельным размерам участков земли;

Образуемый или измененный участок в результате преобразований не будет иметь доступа от участков общего пользования;

Любая из границ земельного участка совпадает с границей населенного пункта или муниципального образования;

Участки, образовавшие земельный участок, относятся к разным категориям

Что такое кадастровый учет и зачем он нужен?

Любой объект недвижимости в представлении государства уникален. Поэтому оно ведет строгий учет всех разноплановых объектов. Существующий элемент недвижимости, земельный или водный участок, загородный коттедж, коммерческий, жилой или производственный объект, должен быть отмечен в государственной описи. Именно этим занимается кадастровый учет.

Все важные данные относительно участка земли фиксируются в кадастровом паспорте. В документе отражается:

  • площадь,
  • месторасположение,
  • вариант использования (жилой дом, малоэтажное строение, склад, прочее),
  • категория (земля населенного пункта, сельскохозяйственного, прочего типа),
  • стоимость участка,
  • наименование собственника,
  • данные об ограничениях и обременениях использования.

Кадастровый паспорт подтверждает право собственности на тот или иной участок, объект.

Подарить, завещать, продать надел без постановки на учет не получится. Только после того как набор необходимых данных внесен в кадастр, собственник получает право распоряжаться недвижимостью. Поэтому чтобы получить свидетельство на право собственности, сначала нужно стать на кадастровый учет и получить паспорт.

Постановка на кадастровый учет: особенности процедуры

Постановка надела/объекта на кадастровый учет происходит по четко отработанной схеме. Для составления плана дома, участка, квартиры, прочего приглашается кадастровый инженер. Он:

  • согласовывает границы, для установления точных рубежей, площади, размеров объекта;
  • разрабатывает межевой план, состоящий из текстового и графического контекста, определяющий полную стоимость объекта, размер последующего земельного налога;
  • подготавливает технический план, отражающий назначение, характерные особенности объекта, адрес расположения;
  • составляет акт обследования для выведенных из эксплуатации объектов.

Помимо плана недвижимости собственнику необходимо в Росреестр подать заявку о зачислении на учет, копию документа регламентирующего право владения недвижимостью, причисление участка к определённой земельной категории.

Объекты, ставящиеся на учет, бывают двух типов:

  • ранее учтенные — имеющие отметку о праве владения имуществом;
  • вновь созданные — не имеющие отметки о подтверждении прав собственности.

После проведения необходимых мер в государственном органе, все документы, используемые в работе, возвращаются заявителю.

Для этого нужно предъявить паспорт. Помимо этого собственник получает кадастровые документы, в которых указываются все произошедшие с участком изменения. Постановка недвижимости на кадастровый учет — услуга абсолютно бесплатная. А вот услуга выдачи готового кадастрового паспорта — платная услуга. Поэтому отправляясь в Росреестр за документом, придется прихватить квитанцию об уплате пошлины. Получить кадастровый паспорт может доверенное лицо. Для этого придется оформить доверенность.

Читать еще:  Индивидуальные газовые котлы в многоквартирных домах

Процедура оформления кадастрового паспорта занимает примерно десять дней.

Однако актуален данный срок оформления документа только в том случае, если данные относительно обследуемого объекта правильные, не имеют каких-либо расхождений. Обнаружение расхождений и неточностей может стать причиной увеличения срока оформления паспорта. Иногда кадастровая палата может даже отказать в выдаче документа. Причиной для этого могут стать неполный набор необходимых документов, спорные права собственности.

Процедура получения кадастрового плана довольна проста.

Но существует набор тонкостей и особенностей, незнание которых может значительно затянуть этап оформления документа. Доверив всю работу по постановке на учет опытной команде, сможете без сложностей получить заветный документ.

Особенности кадастрового учета объектов недвижимости

После приобретения недвижимого имущества владелец должен оформить право на личную собственность материальных ценностей. Главными нормативными актами, которые контролируют кадастровый учет объектов недвижимости, являются Конституция РФ, Земельный кодекс РФ, федеральные законы и акт о государственной регистрации недвижимости.

Различные объекты, которые подлежат учету, должны получить номер и индивидуальное значение в едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Такая операция обязательна, если лицо имеет в собственности гараж, комнату, земельный участок или другой вариант недвижимой собственности. В противном случае собственнику не выдадут адрес, а права на объект будут существенно уменьшены.

Чем является кадастровый учет

Понятие кадастрового учета – это совокупность процедур, которые проводятся государственным органом в целях постановки, изменения или прекращения действия сведений о недвижимом имуществе. Обязательный свод нормативов стал действительным с 01.01.2008.

Чтобы иметь полноценное подтверждение права на собственность и вступать в различные правовые отношения с использованием объектов недвижимости, совершать строительство, необходима регистрация имущества в государственном реестре.

Проблема постановки на учет является первой в процессе утверждения права владения имуществом в государственных органах. После лицо может получить свидетельство о государственной регистрации прав.

Кадастровый учет состоит из трех видов правовых процедур:

  1. Постановка объекта в реестр. Все операции с неперемещаемым имуществом без документа, подтверждающего статус учета в реестре, противозаконны и недействительны. Постановка на учет будет главным свидетельством права использования на конкретный земельный участок или строение.
  2. Снятие недвижимости с учета. Такую операцию производят при разрушении объекта правового отношения, при сносе строения, уничтожении постройки природными бедствиями и т. д.
  3. Внесение обновленной информации. Каждая существенная перемена в описании и характеристике недвижимого имущества должна быть отражена в документах на право собственности.

Это тянет за собой необходимость обновить государственный учет. Причинами обновления базы может служить перепланировка межевания, плана постройки, капитальный ремонт, смена владельца объекта.

Функции Государственного кадастра

Учетная задача различных объектов:

  • придание объекту недвижимости индивидуальной характеристики для соответствия будущих операций с имуществом по всем нормам права;
  • выдача индивидуального кадастрового номера;
  • функция подтверждения государственными органами реального существования имущества;
  • документальное сопровождение прекращения существования строения;
  • фискальные вопросы создания базы налогоплательщиков, которая формируется на основе утвержденной кадастровой стоимости объекта.

Какие объекты необходимо регистрировать

Исходя из правового акта «О госрегистрации недвижимости» к обязательному регистру имущества, которое требуется регистрировать, можно отнести следующие варианты:

  • незаконченные постройки, строения, прочие сооружения, жилые дома;
  • квартиры и помещения;
  • машино-места;
  • земельные участки, территории;
  • участки земли и территории, которые могут применяться с особыми условиями в соответствии с нормативными актами, сложные объекты, состоящие из нескольких элементов.

Внимание! В каких случаях недвижимое имущество не подлежит регистрации? Нет необходимости регистрации торговых павильонов и прочих временных строений. Не подлежат также регистру вспомогательные сооружения, например: забор, блок газопровода, СНТ сооружения.

Как проводится кадастровый учет и сколько стоят подобные услуги

Собственник не может самостоятельно заниматься подготовкой плана территории, помещения или квартиры. Эти обязанности выполняют кадастровые инженеры, прошедшие специальный курс подготовки. Работники также производят оформление межевания границ при согласовании с собственниками соседских земельных участков.

Особенности постановки на учет

Все недвижимое имущество можно разделить на 2 типа:

  1. Ранее учтенные объекты – в этом случае к участку или квартире уже прикрепили кадастровый номер с ранее составленными свидетельствами о регистрации объекта.
  2. Вновь созданное или образованное имущество – при таком варианте собственник еще не произвел операцию регистрации прав на недвижимость.

Перечень свидетельств для принятия на учет

Исходя из законодательства РФ №221-ФЗ под названием «О государственном кадастре недвижимости» необходим следующий состав бумаг:

  1. Заявление от имени собственника о начале государственного регистра в отношении объекта недвижимости.
  2. Технический план строения в графическом варианте по нормам нормативного акта РФ №693 от 23.11.2011.
  3. Копия свидетельства о праве на собственность заявителя.
  4. Доверенность на имя уполномоченной личности, если интересы представляет уполномоченный представитель.
  5. Удостоверение личности гражданина РФ, если операция будет проводиться от имени физического лица.
  6. Квитанция об оплате госпошлины.

В случае оформления недвижимости от имени пользователя необходимый в обязательном порядке документ — согласие стороны арендодателя. Технический паспорт содержит данные регистра об объекте недвижимости или новую информацию, которую необходимо внести в госкадастр.

Внимание! С 1 января 2017 Государственный кадастр переформирован в Единый государственный регистр недвижимости. Технический паспорт старого образца сохраняет свое действие до замены на выписку из ЕГРН. Документ состоит из текстовой и графической части. В текстовый блок записаны сведения для регистрации, а во второй вносится план участка с линиями межевания.

Этапы процедуры регистрации в кадастре

В соответствии с законодательным актом «О государственной регистрации недвижимости» осуществлять внесение в Единый государственный реестр недвижимости должны официальные государственные органы. Лицо может заказать процедуру на сайте онлайн:

  • В случае госучета или регистрации права собственности. Сведения меняются при ограничении и обременениях на право использования недвижимости.
  • Во время межведомственных государственных отношений при передаче информации об объектах недвижимости.
  • В порядке уведомления, если вносятся данные при случаях, регулируемых законом РФ, о дополнительных сведениях, которые не влекут изменений и прав собственности на имущество.

Порядок регистрации в кадастре недвижимости

Право оформления кадастрового учета имущества имеет собственник, арендатор (если срок сделки более 5 лет), носитель права наследования, лицо, которое использует недвижимый объект бессрочно. Если лицо хочет приобрести участок муниципальной собственности, орган должен предписать проводить работы с кадастровым учетом, после которого может производиться процедура выкупа.

  1. Для государственного регистра заинтересованное лицо может лично посетить кадастровую палату по официальной прописке или отдел МФЦ соответствующего населенного пункта.
  2. Далее необходимо написать заявление, соответствующее правилам, и подготовить перечень документов.
  3. Оформление письменной расписки о передаче работнику заявления и пакета приложенных свидетельств.
  4. Получение уведомления об успешной регистрации в кадастровом реестре или информации об отказе.
  5. Получение готового кадастрового паспорта (с 2017 года выписки из ЕГРН).

Заявителю для получения ответа требуется в назначенный срок посетить соответствующий орган, куда сдавались бумаги (кадастровая палата или местный МФЦ). Ему вручают выписку как факт внесения недвижимого имущества в государственный регистрационный список.

В случае сценария, когда лицо с правами собственности совершает процедуру разделения территории на несколько отдельных земельных наделов, все новые материальные ценности проходят отдельную процедуру учета в госреестре. При таком варианте событий старый вариант учета объекта приостанавливает свое юридическое действие.

Читать еще:  Как накопить на квартиру без ипотеки

Процесс снятия госучета

Последовательность операций при отмене недвижимого имущества с регистра имеет ряд похожих этапов. Соответственному органу необходимо сдать заполненные бланки заявления и документов, которые подтверждают право собственности на конкретный материальный объект отношений.

В заявлении указывается кадастровый номер и причина, по которой требуется снятие с госрегистра. В государственный орган требуется сдавать копию паспорта личности заявителя, копию декларации на право использования, кадастровый паспорт или выписку из ЕГРН с актом обследования.

Окончательное решение, как и при постановке на учет регистра, становится известным после проверок через десять полных рабочих дней. После истечения срока принятия окончательного вывода ответ выдается личности-заявителю в бумажной форме при личном присутствии или пересылается почтой. Во втором варианте должно произойти подтверждение о получении посылки.

Длительность процедуры

После сдачи заявления и пакета документов госслужащие должны тщательно проверить бумаги. Если в них не найдены ошибки или расхождения в данных, описание недвижимого имущества вносится в общий реестр. Процедура оформления занимает не более 10 рабочих дней. В случаях неточности в бланках или при возникновении вопросов со стороны государственных структур срок учета объекта недвижимости может существенно затянуться на неопределенный термин.

Такие ситуации могут возникнуть, если личность-заявитель имеет спорные права на указанный объект недвижимости. Прошение может отклоняться, если лицо пытается провести регистрацию участка, не подлежащего кадастровому регистру. Такими территориями могут быть земли государственных нужд, стратегические территории и т. д. Максимальный регламент для проведения установки имущества на кадастровый учет – 18 рабочих дней.

Если бумаги вносились в МФЦ, срок увеличится от 2 до 5 рабочих дней. Отчет начинается с точной даты принятия бумаг с заявлением органом власти. Конечной датой проведения учета является день внесения данных в Единый Государственный Реестр Недвижимости.

Цена проведения регистрации в госреестре

Работа инженеров кадастровой службы – разрабатывать планы и определение границ земельного участка, квартиры, а также составлять акты обследования, проводить последующую регистрацию учета. Это оплачивается в зависимости от варианта недвижимости.

Обычная стоимость постановки на учет комнаты или квартиры может достигнуть 10 тысяч рублей. Недвижимое помещение или регистрация дома может достигнуть 25 тысяч рублей. Пошлина для нежилого помещения достигает эквивалента 50 тысяч рублей. В случае если появились новые данные для регистра, обновление учета требует оплаты госпошлины в размере 10 тыс. рублей.

Стоимость постановки на кадастровый учет:

  1. Разработка плана межевания: от 5 до 15 тыс. рублей. В некоторых регионах сумма может отличаться.
  2. Оплата государственной стоимости: физические лица – 200 рублей, Юридическое лицо – 600 рублей.
  3. Кадастровый паспортный документ: 300 рублей.
  4. Письменное заверение нотариуса: от 1 до 5 тыс. рублей.

Если объект имущества ставится на государственный учет в первый раз, недвижимость получает временный характер учета в Росреестре. По прошествии 2 лет, в случае если заявитель сможет доказать свидетельствами факт права собственности на недвижимое имущество, временная регистрация аннулируется, и осуществляется замена на постоянный кадастровый учет. Все данные также появятся в электронной карте. Ведение базы данных учета объектов должно всегда находиться в актуальном значении. Кадастровый учет своих объектов недвижимости легко проверить на онлайн-ресурсе Росреестра полностью бесплатно.

Государственный учет объектов недвижимости

Недвижимость – индивидуально-определенная вещь. Описание и индивидуализация объекта недвижимого имущества, в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества, осуществляются посредством кадастрового и технического учета (инвентаризации) (ст. 1 Закона о госрегистрации). Учет объекта недвижимости должен сопровождаться присвоением ему кадастрового номера.

Кадастровый номер – «уникальный, не повторяющийся во времени и на территории РФ номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета (инвентаризации) в соответствии с процедурой, установленной законодательством РФ, и сохраняется, пока данный объект недвижимости существует как единый объект зарегистрированного права». Кадастровый номер здания или сооружения состоит из кадастрового номера земельного участка, на котором находится здание или сооружение, и инвентарного номера здания или сооружения. Кадастровый номер помещения в здании или сооружении состоит из кадастрового номера здания или сооружения и инвентарного номера помещения.

Кадастровый учет земельных участков и инвентаризация зданий, строений, сооружений, жилых и нежилых помещений необходимы для государственной регистрации прав (по существу, для имущественного оборота). Однако кадастровый и технический учет имеют разное юридическое значение, обусловленное разной природой объектов недвижимости.

Землеустройство и кадастровый учет земельных участков. В соответствии с ЗК земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Территориальные границы участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством. Государственный кадастровый учет заключается в описании и индивидуализации земельных участков, в результате чего каждый из них получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

Земля – несоздаваемый и непотребляемый природный ресурс, из которого можно образовывать объекты гражданских прав – участки. Первоначально земельный участок можно только выделить на местности, сформировать из государственных или муниципальных земель и предоставить на определенном праве (ст. 30 ЗК). В дальнейшем земельные участки могут формироваться в результате разделения собственником одного участка на несколько участков, выделения из участка другого или слияния граничащих друг с другом участков. Так, при покупке соседних участков в результате их слияния образуется один новый земельный участок. При отчуждении части земельного участка в результате его разделения образуются два новых земельных участка.

Постановлением Правительства РФ от 08.04.2004 № 202 «Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости» установлено, что данное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственные услуги и правоприменительные функции в сфере ведения кадастров недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов недвижимости. Агентство непосредственно и через свои территориальные органы (земельные кадастровые палаты) должно вести государственный кадастр объектов недвижимости на базе государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра и системы технического учета зданий и сооружений.

Порядок установления границ участков определяется Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве». Мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности именуются межеванием.

Границы участка как природного объекта условны, субъективны, поэтому без кадастрового учета нет объекта имущественных отношений. Земельный участок как объект гражданских прав такой, каким он учтен в Едином государственном реестре земель. Момент возникновения или момент прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах – дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель (п. 3 ст. 14 Закона о земельном кадастре). Таким образом, юридическое значение кадастрового учета заключается в формировании объекта гражданских правоотношений – земельного участка.

Объектом имущественных, гражданских правоотношений являются конкретные земельные участки, а не «площади», «земельные сотки» или «земли». Поэтому совершение сделок, приобретение прав и их государственная регистрация возможны только после кадастрового учета участка, независимо от способа его формирования (предоставления, разделения, выделения, слияния и пр.).

В случаях изменения границ, предоставления и изъятия участков, определения границ ограниченных в использовании частей участков в обязательном порядке проводится землеустройство. Перед государственным кадастровым учетом необходимо межевание земельных участков. Межевание включает (ст. 17 Федерального закона «О землеустройстве»): определение границ объекта на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.

Читать еще:  Иск об установлении факта принятия наследства

Технический учет (инвентаризация) объектов недвижимости. Технический учет иной недвижимости не имеет такого принципиального юридического значения, как кадастровый учет земельных участков. Здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения – это не природные, а искусственно созданные трудом человека объекты. Данные вещи существуют объективно в том виде, в котором они созданы (построены, реконструированы) и не нуждаются в «формировании». Здания, сооружения, помещения возникают как вещи с момента ввода в эксплуатацию и существуют реально без проведения технического учета. При техническом учете происходит не формирование, а только описание реально существующего объекта.

При этом объективными границами недвижимости являются конструктивные элементы зданий и сооружений — стены, перегородки, потолки и пр. Поскольку техническая инвентаризация в отличие от кадастрового учета не затрагивает важных общественных отношений, ее порядок регулируется не федеральными законами, а нормативными актами исполнительной власти: Постановлениями Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» и «Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 № 37».

Частный юрист в Москве: составление и подача документов, представительство в суде, исполнение решения суда, выезд к клиенту.

Несмотря на вспомогательное, описательное значение технического учета, отсутствие такового в случае возникновения права с момента его государственной регистрации (сделки, новое строительство) делает невозможным приобретение прав на недвижимость, поскольку планы объектов являются необходимым документом для представления в учреждение юстиции. Для государственной регистрации технический учет — не только описание объекта права, но и подтверждение юридического факта его существования. Пункт 2 ст. 20 Закона о регистрации прав гласит, что незаконченность работ по учету зданий, сооружений и их отдельных частей при государственной регистрации прав не допускается. Приобрести право на объект недвижимости без технической инвентаризации можно только в порядке правопреемства, при наследовании имущества граждан или реорганизации юридических лиц, когда право возникает не с момента регистрации, а с момента прекращения правопредшественника.

Если при технической инвентаризации объекту не присвоен кадастровый номер, это не препятствие для государственной регистрации. Учреждение юстиции в таком случае самостоятельно присваивает объекту недвижимости условный номер на основании нормативного правового акта субъекта РФ (п. 3 ст. 12 Закона о регистрации прав).

Объекты технического учета, как правило, — объекты гражданских прав (индивидуальные жилые дома, квартиры, здания). Но «иногда понятие недвижимого имущества и объекта градостроительной деятельности или технической инвентаризации может не совпадать. Объекты градостроительной деятельности, подлежащие государственному техническому учету и технической инвентаризации, — это: объекты, завершенные строительством и принятые в эксплуатацию; самовольно возведенные завершенные строительством объекты (части объектов); объекты, не завершенные строительством, в том числе объекты, разрешение на строительство которых не выдавалось; бесхозяйные объекты». Данный перечень подтверждает, что объекты технического учета не всегда являются объектом гражданских прав. Например, самовольные постройки и бесхозяйные объекты не имеют собственников (ст. ст. 222, 225 ГК).

Домовладения как объекты технической инвентаризации. По Инструкции о проведении учета жилищного фонда единица технической инвентаризации – домовладение или отдельно стоящее основное здание. Но домовладение в целом нельзя отнести к единому объекту вещных прав.

Согласно указанной Инструкции домовладение – это жилой дом (дома) и обслуживающие его (их) строения и сооружения, находящиеся на обособленном земельном участке. Фактически домовладение представляет собой учитываемый под одним адресом и под одним инвентарным номером комплекс, включающий земельный участок с элементами благоустройства и другие объекты недвижимого, а иногда и движимого имущества. В частности, в Инструкции говорится, что служебные строения могут быть некапитального типа и при технической инвентаризации их внутренние помещения не измеряются и не учитываются (сараи, гаражи индивидуального пользования, навесы, дворовые погреба и т.п.). Очевидно, что такие указанные в Инструкции дворовые сооружения, как заборы, ворота, выгребные ямы, колодцы, дворовые покрытия и т.п., не могут быть отнесены к особо ценным объектам гражданских прав – недвижимому имуществу.

Жилой дом с хозяйственными постройками и сооружениями может рассматриваться как главная вещь и принадлежность. Постройки следуют судьбе жилого дома, если договором не предусмотрено иное (ст. 135 ГК). «Приобретение и государственная регистрация права на жилой дом влечет приобретение прав и на хозяйственные постройки по тому же основанию (правоустанавливающему документу). Если на территории домовладения возводится новый объект недвижимости, то право на него как на вновь созданную недвижимую вещь возникнет с момента государственной регистрации (ст. 219 ГК). При этом капитальное строение в домовладении должно соответствовать основному критерию недвижимости (прочной связи с землей и невозможности перемещения без ущерба назначению) и не являться самовольной постройкой (ст. 222 ГК)».

Таким образом, объекты недвижимости в одном домовладении могут иметь разных владельцев и разный правовой режим. Права на объекты могут приобретаться по разным основаниям и в разное время. Например, на арендованном одним лицом земельном участке расположен жилой дом, являющийся общей собственностью нескольких лиц (например, супругов), или на унаследованном в долях общем земельном участке один из наследников возвел новый жилой дом для постоянного проживания, а другой позднее – дачный дом для сезонного проживания. В последнем случае в состав домовладения входят три объекта вещных прав с различным правовым режимом: земельный участок (общая собственность), дачный дом (собственность одного лица) и жилой дом (собственность другого лица). То, что объектом технического учета является домовладение в целом, не должно препятствовать проведению государственной регистрации прав на объекты недвижимости в его составе. Сведения о каждом объекте права могут быть внесены в ЕГРП на основании единого технического паспорта домовладения.

По правилам технического учета каждому зданию, строению, сооружению присваивается буквенное обозначение – литера. Технический паспорт домовладения содержит заполняемый на основании информации о государственной регистрации прав раздел «Сведения о принадлежности», в котором есть графа «Доля (часть, литера)». К техническому паспорту домовладения прилагаются технические паспорта зданий с их поэтажными планами. Иначе говоря, и при техническом учете возможно внесение записей не только о праве собственности «на домовладение», но и о праве на каждую литеру, каждый объект недвижимости в составе домовладения.

Описание и индивидуализация объекта недвижимого имущества, в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества, осуществляются посредством кадастрового и технического учета (инвентаризации). При этом, объекты технического учета не всегда являются объектом гражданских прав.

Кадастровый учет земельных участков и инвентаризация зданий, строений, сооружений, жилых и нежилых помещений необходимы для государственной регистрации прав (по существу, для имущественного оборота). Объектом имущественных, гражданских правоотношений являются конкретные земельные участки, а не «площади», «земельные сотки» или «земли». Поэтому совершение сделок, приобретение прав и их государственная регистрация возможны только после кадастрового учета участка, независимо от способа его формирования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector