Некачественные коммунальные услуги

Услуга не оказана, но оплатить ее придется

Прошу объяснить, почему суду не требуются доказательства, подтверждающие факт выполнения обязательств УК по договору управления? Суд взыскивает задолженность за содержание жилья на основании лишь того, что оплата содержания жилья – обязанность собственника этого жилья, при этом доказательства того, что услуги по содержанию жилья УК оказывала не в том объеме и не те, что предусмотрены договором управления, судом первой инстанции просто проигнорированы. Во второй инстанции судья сказал мне, что вопрос задолженности за услуги УК рассматривается вне зависимости от качества этих услуг, их оказания или не оказания и т.п. Если меня что-то в этих услугах не устраивает, то я могу подать отдельный иск. Но при этом иск УК о взыскании с меня задолженности будет удовлетворен на основании одного лишь договора управления, без иных доказательств. Такой подход суда мне не понятен, так как на мой взгляд, нарушает Конституцию РФ в части равных прав граждан – получается, что мне в свое иске к УК нужно доказывать факты не оказания услуг со стороны УК, а УК в своем иске ко мне ничего доказывать не требуется. Также нарушается норма ст. 328 ГК РФ о возможности отказаться от исполнения своего обязательства при неисполнении обязательства контрагентом.

Плата подлежит перерасчету, если услуги не оказываются или оказываются ненадлежащего качества.

Нормы Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в части определения порядка составления акта, отражающего факт оказания услуг ненадлежащего качества, носят отсылочный характер.

Таким образом, фактически, нам надлежит руководствоваться гл. 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила).

Глава 10 Правил регламентирует порядок установления факта предоставления коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Так, при обнаружении факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность вы должны уведомить об этом аварийно-диспетчерскую службу управляющей организации в письменной или устной форме, в том числе с использованием средств связи.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с вами дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги, но не позднее двух часов с момента получения сообщения, если с вами не согласовано иное время. Время составление акта может быть перенесено при действии обстоятельств непреодолимой силы. При этом с потребителем должно быть согласовано иное время проведения проверки качества услуги.

Важно, что законодателем, принимая во внимание возможное уклонение исполнителя услуг от составления акта, предусмотрена возможность фиксации факта нарушения без участия исполнителя, после истечения установленного законом срока ожидания.

Так, согласно п. 110(1) Правил в случае непроведения исполнителем проверки в срок, установленный в п. 108 Правил, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы, потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя.

В таком случае указанный акт подписывается не менее чем двумя потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.

Акты являются основанием для перерасчета размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также подтверждают неисполнение договора управления при его расторжении по инициативе собственников. Срок предъявления акта для перерасчета платы составляет шесть месяцев.

Акт направляется в адрес управляющей организации с заявлением о перерасчете.

При наличии неисполненного обязательства управляющей организации о перерасчете платы за некачественно оказанные или неоказанные услуги предъявляется иск о перерасчете начисленной платы.

Именно таков порядок на сегодняшний день, если иное не установлено договором управления.

Норма ст. 328 ГК РФ действует в данной ситуации в полном объеме. Фактически она дублируется ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ, предусматривающей право собственников расторгнуть договор управления при его неисполнении управляющей организацией в любой момент, но на основании решения общего собрания собственников. Нужно не забывать, что контрагентами в данных договорных отношениях являются управляющая организация, с одной стороны, и собственники, обладающие не менее чем 50% голосов от общего количества, с другой.

Поэтому ничто не препятствует стороне отказаться от исполнения договора.

Наличие актов будет подтверждать наличие оснований для реализации права собственников на расторжение договора в одностороннем порядке.

Перерасчетом сыт будешь: за нарушение оказания услуг ЖКХ перестанут штрафовать

За нарушение качества коммунальных услуг в России перестанут штрафовать. Как выяснили «Известия», правовое управление Госдумы дало положительное заключение на законопроект правительства, предложившего отменить эти санкции для коммунальщиков (есть в распоряжении «Известий»). Поддержать инициативу готовы в профильном комитете Госдумы по ЖКХ и в «Единой России», где считают более эффективной мерой наказания перерасчёт стоимости услуг в меньшую сторону. В оппозиционных партиях, напротив, убеждены, что принятие законопроекта приведет к ухудшению качества обслуживания населения. Эксперты считают, что и процедура перерасчёта несовершенна, так как возвращать гражданам деньги коммунальщики не торопятся.

Штраф или скидка

Как выяснили «Известия», правовое управление Госдумы дало положительный отзыв на законопроект правительства «О внесении изменений в статьи 157 и 157.2 Жилищного кодекса РФ в части регулирования порядка изменения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные с нарушением установленных требований». Документом предлагается исключить положение о том, что лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления или качества услуг ЖКХ, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены правительством РФ. В качестве альтернативной меры кабмин предлагает сделать перерасчёт стоимости услуг и возместить моральный и иной вред гражданам.

Читать еще:  Коммерческий найм жилого помещения

«Правовых замечаний концептуального характера по проекту федерального закона не имеется», — зафиксировано в заключении правого управления.

По информации «Известий», поддержать инициативу готов профильный комитет Госдумы.

Мы сначала отнеслись к этому законопроекту отрицательно, но потом изменили свое мнение. При штрафе существует более сложная процедура выплаты этих денег потребителю. Поэтому от нее решено отказаться в пользу перерасчета. Гражданин защитит свои права через уменьшение платы за услуги ЖКХ, если они некачественные, — пояснила глава комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская.

Поддержать документ готовы и в «Единой России». По словам представителя фракции, первого зампреда комитета по жилищной политике и ЖКХ Сергея Пахомова, законопроект устанавливает порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и лица, ответственного за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Основная его суть в том, чтобы избавить потребителя от необходимости выяснять, кто и почему оказал ему некачественные услуги ЖКХ. Условно, поставщик воды теперь отвечает за доставку воды до крана потребителя, а за качество трубы внутри дома — управляющая компания, — пояснил он «Известиям».

По его мнению, если у гражданина есть желание наказать недобросовестных поставщиков, не только изменив цифру в счете, то у него в любом случае остается право обратиться в суд. Тот может наложить штраф за подобные нарушения, но уже не по Жилищному кодексу, а по Административному.

В оппозиционных партиях, напротив, отнеслись к инициативе кабмина крайне скептично.

Штраф — наказание, а возможность перерасчета — это все-таки немного о другом. Если штрафы будут отменены, то гражданам будет гораздо сложнее защищать свои права, а коммунальщики будут этим пользоваться и оставаться безнаказанными. Поэтому, на мой взгляд, этот законопроект поддерживать не стоит, — заявил «Известиям» первый зампред фракции «Справедливой России» в Госдуме Михаил Емельянов.

Против инициативы выступили и в ЛДПР. Там уверены, что людям постоянно будут предлагать идти в суд, если они недовольным качеством оказываемых услуг.

— Мы категорически против. Нужно не отказываться, а, наоборот, повышать штрафы. Сфера ЖКХ очень чувствительная. Одни из самых частых вопросов, которые ставят граждане, как раз о том, как безобразно работают структуры ЖКХ. А чтобы пойти в суд, необходимо сделать соответствующие замеры, зафиксировать эти нарушения. Очевидно, что большинство просто не захотят с этим связываться. Поэтому создавать коммунальщикам комфортные условия не стоит, — заявил «Известиям» зампред фракции и глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.

По его мнению, отмена штрафов повысит уровень злоупотреблений со стороны коммунальщиков и снизит качество услуг. Аналогичного мнения придерживаются в КПРФ.

Когда на футболе происходят нарушения, то игроков наказывают желтой штрафной карточкой, а не говорят им: «Мы у вас сейчас ваш гол спишем за это». Также должно быть и тут. Лично мне непонятно, кто будет определять целесообразность и размер этого перерасчета за некачественные коммунальные услуги, — пояснил «Известиям» член фракции, глава комитета Госдумы по региональной политике Николай Харитонов.

По его мнению, вряд ли КПРФ поддержит законопроект.

Где-то полы недомоют

А вот в управляющих компаниях инициативе правительства рады.

Если бы я была депутатом ГД и мне дали возможность отменить всю линейку штрафов для УК, то я бы голосовала только «за» по одной причине. У нас нет других денег кроме тех, которые заплатили люди. Если нам назначают штрафы, то компенсировать их потерю мы можем только снижением объема оказания услуг. Что-то, значит, доделано не будет: где-то, например, полы недомоют, — пояснила «Известиям» исполнительный директор Гильдии управляющих компаний в ЖКХ, глава Союза профессиональных управляющих недвижимостью в сфере ЖКХ Вера Москвина.

По ее мнению, сегодня очень много штрафов высосано из пальца. В качестве аргументации она привела в пример ситуацию, когда лампочка в подъезде не горит. Если человек звонит в Жилищную инспекцию, то та якобы начисляет штраф в 250 тыс. рублей. Но, по словам Веры Москвиной, вопрос можно решить, обратившись непосредственно в управляющую компанию.

УК вообще нельзя штрафовать, потому что они тратят на выплату штрафов деньги населения. Поэтому этот законопроект я полностью поддерживаю, — заявил «Известиям» директор управляющей компании «Возрождение ЖКХ Волгоградской области» Сергей Септаров.

Член рабочей группы ОНФ по качеству жизни Арсений Беленький в разговоре с «Известиями» отметил, что механизм перерасчета за некачественные услуги показал свою востребованность. Однако его нужно сделать еще проще и эффективнее. Необходимо избавить людей от любой дополнительной бумажной волокиты, чтобы они получали перерасчет за услуги сразу, а не ждали месяцами, отметил эксперт.

У россиян должно остаться право наказывать коммунальщиков, но какой способ — штраф или перерасчёт будет эффективным, сказать однозначно сложно, отметил в разговоре с «Известиями» глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев. По его мнению, нужно проанализировать судебную практику, а потом делать выводы, но лучше, чтобы у граждан были и тот и другой способы.

Некачественные коммунальные услуги

На сегодняшний день, тенденция такова, что жалобы на некачественные услуги ЖКХ лидируют среди всех остальных. Такая тенденция наблюдается повсюду и носит повсеместный характер. Причина довольно проста – человеческий фактор.

Если в кране вместо горячей течет просто теплая или холодная, то этим никого не удивить. Так же все привыкли, что вода мутная и с различными запахами. Помимо этого крыши текут, подъезды грязные, освещения нет и многое другое.

Читать еще:  Жилое помещение определение по жилищному

Самое главное другое. За всё это мы постоянно платим. Хотя по факту работы на должном уровне не проводятся. Если вы видите, что управляющая компания ничего не делает, но при этом требует деньги, то вы вправе подать жалобу. В жалобе, как правило, требуют снижения стоимости или полную ее отмену, пока работа не будет выполнена.

В таких случаях потребитель должен собрать максимум доказательств, чтобы можно было доказать свою правоту.

Отношения между потребителями и услугодателями в сфере ЖКХ

Абсолютно все собственники квартир, а также наниматели в обязательном порядке являются потребителями услуг ЖКХ.

Данные взаимоотношения регулируются законом «О защите прав потребителей». Но, отношения также подчиняются Жилищным и Гражданским кодексам. Помимо этого, могут вноситься дополнения различными постановлениями со стороны Правительства.

Отношения между улугодателями и потребителями основываются на следующих документах:

  • • Договор найма;
  • • Договоров на техническое обслуживание помещений;
  • • Договоров подряда;
  • • Договор на электроснабжение;
  • • И другие подобные договора.

Права и обязанности потребителя в сфере ЖКХ

Многие пытаются доказать свои права, хотя сами их не знают. Прежде чем пытаться что-то требовать от поставщика услуг ЖКХ нужно внимательно прочитать закон «О защите прав потребителей». Полный перечень нужно читать на официальном сайте, поскольку они постоянно изменяются и дополняются. Так как система законодательства постоянно претерпевает какие-нибудь обновления.

Но, некоторые права остаются неизменными:

  • • Получать коммунальные услуги в полном объеме и соответствующего качества;
  • • Требовать от исполнителя сведения о расчете размера платы за услуги (с указанием всех тарифов и прочих коэффициентов);
  • • Требовать проведение проверок качества услуг;
  • • Требовать возмещение нанесенного вреда и убытков.

Разумеется, у потребителей кроме прав есть и свои обязанности. А именно:

  • • При обнаружении каких-либо неисправностей или аварий срочно сообщать поставщику коммунальных услуг;
  • • Не препятствовать проведению проверок со стороны коммунальщиков;
  • • Впускать исполнителя в жилое помещение для снятия данных со счетчиков;
  • • Своевременно снимать показания со счетчика и производить оплату не позже установленной даты;
  • • Уведомлять представителей коммунальных услуг об изменении количества проживаемых граждан.

Более того, есть список запретов для потребителей ЖКХ:

  • • Снимать пломбы с приборов учета (счётчиков);
  • • Использовать бытовые приборы, которые суммарно превышают максимальную нагрузку на электрическую сеть;
  • • Самовольно отключать или демонтировать обогревательные приборы;
  • • Подключать приборы в обход систем учета потребления.

Механизмы защиты прав потребителя в сфере ЖКХ

Если вы недовольны действиями служб ЖКХ, то вы всегда можете пожаловаться на них, чтобы вышестоящие инстанции приняли меры. Например, можно обратиться в следующие инстанции:

  • • Прокуратура;
  • • Управление Роспотребнадзора по месту жительства;
  • • Государственная жилищная инспекция;
  • • Региональная служба по тарифам;
  • • Органы местного самоуправления;
  • • Управление социальной защиты населения.

Как видите, вариантов много. В этих структурах постоянно ждут, что кто-то им пожалуется. Как правило, меры они принимают незамедлительно.

В любом случае постарайтесь обратиться в государственную жилищную инспекцию. Поскольку они проводят проверку всей вашей квартиры и дома в целом. Они ничего не оставляют без внимания.

Они обязательно смотрят:

  • • Техническое состояние;
  • • Состояние крыши, подвалов, чердаков, лестничных клеток;
  • • Состояние фундамента и несущих стен;
  • • Качество обеспечения коммунальными услугами (электричество, газоснабжение, водоснабжение, отопление и канализация).

Как видите, они проводят полную инспекцию и стараются выявить как можно больше недостатков у работников сферы ЖКХ.

Что делать, если из-за коммунальной аварии причинен ущерб имуществу в квартире

Бывают случаи, когда квартире причиняется ущерб по вине коммунальных служб. Например, неисправное оборудование или некачественные ремонты. В этом случае ответственность несут коммунальщики. Но по закону их ответственность нужно доказать.

Здесь нужно руководствоваться законом «О защите прав потребителей», в котором регулируется взаимоотношение между потребителем и коммунальными работниками. Взыскать ущерб можно только в соответствии с законом. Если доказать свою правоту, то можно добиться и возмещения морального ущерба (помимо материального).

В случае какой-либо аварии нужно зафиксировать все неисправности и поломки. Для этого нужно пригласить сотрудника коммунальных служб, чтобы он составил акт и оценил причиненный ущерб. Так же можно пригласить и понятых. Чтобы идти в суд и требовать ущерб — акт обязателен.

Но прежде чем идти в суд нужно подать заявление поставщику услуг ЖКХ.

В заявлении нужно указывать сумму ущерба, которую оценивает независимая экспертиза. Однако услуги экспертизы оплачиваются пострадавшей стороной, но данные расходы вписываются в сумму возмещения ущерба. Если поставщик услуг не согласен с жалобой или не согласен с суммой выплаты, тогда потребитель должен обратиться в суд. Если потребитель выиграет суд, то услугодатели компенсируют: физический ущерб, моральный ущерб, затраты на экспертизу, затраты на адвоката и судебные издержки.

Также возможно и мировое соглашение, в котором оговариваются сроки и суммы возмещения ущерба. Но такой исход маловероятен.

Если поставщик услуг докажет, что ущерб причинен по вине потребителя – никакой компенсации не будет.

Оставить отзыв

Для нас важно ваше мнение!
Поделитесь своим личным опытом или прокомментируйте материал.

Комментарии носят субъективный характер и не являются справочной информацией!

наталья: Имеет ли право УПК «ПКФ»ХОЛМОГОРЫ» МО «РАКУЛЬСКОЕ» поднять тарифы на коммунальные услуги на 20%

Информационно-Cправочный портал «Защита прав потребителей в России» осуществляет информационную поддержку потребителей и продавцов товаров и услуг. Проект не является «дочерним» сайтом Роспотребнадзора или какой-либо организации по защите прав потребителей, а также не несет ответственности за достоверность пользовательских вопросов и комментариев.

Некачественные коммунальные услуги

«Борьба» с управляющими организациями (далее-УО) на сегодняшний день сродни с борьбой с коррупцией. Это борьба как в информационном, так и в правовом выражении влияет на стабильность работы компаний. И если в деятельности средств массовой информации всё понятно: УО выступают в роли монстров, ежедневно нарушающих права собственников помещений в многоквартирных домах (далее-МКД), то борьба, объявленная государством в правовом поле, зачастую вызывает недоумение и даже гнев представителей УО. Несовершенство законодательства «в любом случае виноватых» УО, заставляет компании руководствоваться не только законодательством, но и здравым смыслом и логикой, что приводит к многочисленным судебным спорам.

Читать еще:  Как рассчитывается содержание жилья

Арбитражные суды, заваленные исками от ресурсоснабжающих организаций (далее-РСО) к УО в ногу с законом защищают права РСО, чаще всего в виде возмещения затрат «ресурсника» за счёт управляющего.

Как известно, УО, выбранная в установленном жилищным законодательством РФ порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с РСО (п.14 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства № 354 от 06 мая 2011 года, далее-Правила предоставления КУ).

Именно с такого момента у РСО «развязаны руки», и неизменным становится её понятие, что УО теперь «и швец, и жнец, и на дуде игрец».

В настоящей статье хочется рассказать об Определении Верховного Суда РФ от 27.06.2018 № 302-АД18-54 (дело № А78-8401/2017), «радующего глаз» любого представителя УО — по вопросу установления лица, ответственного за выполнение обязанностей исполнителя коммунальных услуг, связанных с их некачественным предоставлением.

Суть судебного решения такова: Несмотря на наличие в многоквартирном доме выбранной собственниками помещений управляющей компании, ответственность за выполнение обязанностей исполнителя коммунальных услуг, связанных с их некачественным предоставлением, возлагается на лицо, с которым собственники фактически рассчитываются за потребляемые услуги.

Исковое заявление в суд направило акционерное общества «Читаэнергосбыт» (далее-РСО) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении. По результатам проведения в отношении РСО административного расследования по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) при непосредственном обнаружении выявлены нарушения обязательных требований законодательства регулирующего отношения в сфере защиты прав потребителей, а именно:

РСО оказало потребителю Полоротову Т.Т коммунальную услугу по электроснабжению, не соответствующую требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг в нарушение пп. «к» п. 31, п. 152 Правил предоставления КУ. Потребителю по указанному адресу была поставлена электроэнергия ненадлежащего качества, об обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель в соответствии с пп. «а» п. 34 Правил предоставления КУ устно уведомил РСО, в связи с чем был составлен акт осмотра электроустановок.

В результате поставки электроэнергии ненадлежащего качества у потребителя вышла из строя бытовая техника — телевизор и люстра, о причинении материального ущерба имуществу потребитель в соответствии с п. 105 Правил, предоставления КУ уведомил РСО.

Согласно п. 152 Правил предоставления КУ «в случае причинения исполнителем ущерба, жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя исполнитель и потребитель (или его представитель) составляют и подписывают акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя, содержащий описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен». Указанный акт должен быть составлен исполнителем и подписан им не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу, При невозможности Подписания акта потребителем: (или его представителем), в том числе по причине его отсутствия в занимаемом помещении, акт должен быть подписан помимо исполнителя 2 незаинтересованными лицами. Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй — остается у исполнителя.

Однако РСО в нарушение п. 152 Правил предоставления коммунальных услуг не составляло акт о причинении ущерба имуществу потребителя.

Кроме того, согласно пп. «к» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием: причин отказа.

На основании вышеизложенного, Управление Роспотребнадзора пришло к выводу что, РСО нарушен порядок (правила) оказания коммунальной услуги потребителям. Все судебные инстанции по данному спору согласились с позицией Управления.

При наличии доказательства оплаты собственниками помещений в многоквартирном доме потребленной электроэнергии напрямую РСО, минуя выбранную собственниками управляющую организацию, именно РСО, фактически поставлявшая электроэнергию, должна была выполнить вышеуказанные требования Правил при обращении к ней потребителя с претензией о некачественной поставке электроэнергии.

При таких обстоятельствах РСО, не выполнившая данные требования, на законных основаниях привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 14.4 КоАП РФ.

Доводы РСО о «дарении» вышеизложенной ответственности УО несмотря на фактические расчеты собственников с РСО, оказались несостоятельными.

При ознакомлении с позицией суда на ум приходит мысль, что Правила предоставления КУ были написаны не только для Исполнителя-УО, но и для Исполнителя-РСО. Как известно, что «где говорят деньги, там спит справедливость». Хорошо, что не в данном случае. И «справедливость выпала на долю справедливого»….

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector