Надзорные органы в сфере жкх

Роспотребнадзор

Роспотребнадзор

О защите прав потребителей в сфере ЖКХ — RSS

О защите прав потребителей в сфере ЖКХ

О защите прав потребителей в сфере ЖКХ

О распределении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений и результатах проверок Управления по Московской области в сентябре 2013 года

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области информирует, что 1 августа 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым среди прочего был внесен ряд изменений в положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), касающиеся распределения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений.

В частности, новой редакцией статьи 20 ЖК РФ установлено, что государственным жилищным надзором является исключительно региональный государственный контроль (надзор), общее определение которого приведено в пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ).

Статьей 20 ЖК РФ введено понятие «государственный жилищный надзор», предметом которого выступает соблюдение юридическими лицами:

  • требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами;
  • правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
  • порядка предоставления коммунальных услуг;
  • требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.

При этом положениями части 1 статьи 20 ЖК РФ определен предмет регионального государственного жилищного надзора, который осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и включает в себя «предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».

Конкретный порядок осуществления органами государственного жилищного надзора регионального государственного жилищного надзора устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации, на которое также возложена функция по координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный жилищный надзор (положения пунктов 16.1 и 16.2 статьи 12 и части 2 статьи 20 ЖК РФ).

Органом регионального государственного жилищного надзора на территории Московской области является Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция».

Однако, названные полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, в целом сформулированные в статье 12 ЖК РФ, применительно к государственному контролю (надзору) в указанной сфере не являются исчерпывающими, а предусмотренный статьей 20 ЖК РФ региональный государственный жилищный надзор не исключает соответствующие правомочия федеральных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в установленной для них сфере деятельности, имея в виду, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Так, согласно соответствующим положениям пункта 17 статьи 12 ЖК РФ в их взаимосвязи с нормами статьи 23 и части 1 статьи 44 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» такой вопрос полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений как осуществление контроля за соответствием жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации установленным санитарным правилам вполне определенно является предметом федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а не регионального государственного жилищного надзора.

Кроме того, поскольку граждане как участники жилищных отношений (часть 2 статьи 4 ЖК РФ) применительно к объекту жилищных прав — жилому помещению (статья 15 ЖК РФ) помимо прочего вступают в правоотношения, связанные с приобретением и использованием для потребительских целей соответствующих услуг (пункты 10 и 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ), то обеспечение защиты их прав как потребителей коммунальных услуг и услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда (пункт 5 статьи 2 ЖК РФ), с учетом взаимосвязанных положений статьи 8, пункта 18 статьи 12 ЖК РФ и статьи 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» будет и должно осуществляться в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Указанное означает, что полномочия органов государственного жилищного надзора, реализуемые ими в рамках регионального государственного жилищного надзора, имеющего свой самостоятельный предмет проверки (часть 4 статьи 20 ЖК РФ), никак не заменяют и не ограничивают соответствующие полномочия территориальных органов Роспотребнадзора по осуществлению в жилищной сфере федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Управление Роспотребнадзора по Московской области в сентябре 2013 года на территории Московской области проведено 37 проверок (из них: плановых — 2, внеплановых – 35), 15 административных расследований по соблюдению действующего законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в городах Балашиха, Егорьевск, а также в Люберецком, Ногинском, Воскресенском, Чеховском и других районах Московской области.

За отчетный период рассмотрено 114 заявлений граждан на нарушения действующего законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

К административной ответственности привлечено 21 лицо (юридических – 16, должностных — 5), оштрафованных по ст.ст. 6.3, 6,4, 6.5, 14.4 (ч. 1), 14.8 (ч. 1), 19.5 (ч. 1) КоАП РФ на общую сумму 251,0 тыс. руб., в отношении 5-ти лиц составлены протоколы об административных правонарушениях по ст. ст. 6,3, 6.5, 19.5 (ч. 1) КоАП РФ и дела находятся в стадии рассмотрения, в том числе 2 дела передано на рассмотрение в суд по принадлежности, выдано 12 предписаний. Подано 1 исковое заявление в суд в защиту интересов неопределённого круга потребителей.

Ниже приводятся примеры результатов проверок организаций, в которых в отчетный период были выявлены нарушения:

  • за оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ:
    оштрафованы юридические лица: ООО УК «Прогресс» (Ногинский р-н) на сумму 20,0 тыс. руб.; ООО «Элемаш Восток» (г.Электросталь) на сумму 20,0 тыс. руб.;
    оштрафованы должностные лица: ООО «Жилкомхоз» (г.Лыткарино) на сумму 5,0 тыс. руб.; ОАО «Водоканал» (г. Можайск) на сумму 3,0 тыс. руб.; ООО «Рапсодия» (Ногинский р-н) на сумму 3,0 тыс. руб.
    выдано предписание: ОАО «Водоканал» (г. Можайск);
  • за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемых услугах, об изготовителе, об исполнителе по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ:
    оштрафованы юридические лица: ООО «Рапсодия» (Ногинский р-н) на сумму 5,0 тыс. руб.; ГБСУСО МО «Антроповский психоневрологический интернат» (Чеховский р-н, п. Песоченка) на сумму 5,0 тыс. руб.;
  • за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия по ст. 6.3 КоАП РФ:
    оштрафованы юридические лица: ООО «ЭЛЕМАШ ТЭК» (г.Электросталь) на сумму 10,0 тыс. руб.; ГБСУСО МО «Антроповский психоневрологический интернат» (Чеховский р-н, п. Песоченка) на сумму 10,0 тыс. руб.
    оштрафовано должностное лицо ООО «Рапсодия» (Ногинский р-н) на сумму 1,0 тыс. руб.;
    составлен 1 протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица: ООО «Курс Электроугли» (г. Электроугли);
  • за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к жилым помещениям по ст. 6.4 КоАП РФ:
    оштрафовано юридическое лицо ООО УК «АСК» (г. Чехов) на сумму 10,0 тыс. руб.;
    составлен 1 протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица: ООО УК «Прогресс» (г. Ногинск);
  • за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде по ст. 6.5 КоАП РФ:
    оштрафованы юридические лица: ЗАО «Управляющая компания «Дом Сервис» (г. Воскресенск) на общую сумму 22,0 тыс. руб.; МУП «РКЭУ» (Серпуховский р-н, д. Дракино);
    оштрафованы должностные лица МУП «Водоканал Лыткарино» (г.Лыткарино) на сумму 2,0 тыс. руб.;
    составлен 1 протокол об административном правонарушении на юридическое лицо: ЗАО «Управляющая компания «Дом Сервис» (г. Воскресенск);
    выданы 2 предписания: ЗАО «Управляющая компания «Дом Сервис» (г. Воскресенск);
  • за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства передано в суд дело по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ООО «Жилресурс» (Каширский район, г.Ожерелье). Юридическое лицо оштрафовано на сумму 10,0 тыс. руб. Выдано предписание;
  • составлены 2 протокола об административном правонарушении в отношении должностных лиц: МУП «УК» (Серпуховский р-н, п. Большевик), МУП «Комбинат благоустройства» (г. Серпухов) – материалы переданы в суд.
Читать еще:  Иск о признании сделки состоявшейся

Кто контролирует ТСЖ в РФ: нормы права

В России все больше и больше стали распространены товарищества жильцов домов и гражданам важно знать, кто контролирует ТСЖ. Объединение жильцов предоставляет возможность самим контролировать плату за услуги ЖКХ и УК, производить ремонт, устранять неполадки и недостатки вовремя. В отношении такой группы людей существуют специальные нормы права. Они регулируют данный процесс от начала до конца, а также имеют специфические особенности.

Что такое товарищество собственников жилья

Иностранным и российским гражданам, компаниям разрешено открывать различные формы бизнеса в России.

Иностранным инвесторам разрешается создавать индивидуальные предприятия, товарищества или компании других типов.

Индивидуальный трейдер и партнерство являются простейшими формами ведения бизнеса и обладают преимуществами низких затрат на установку и минимальными требованиями к регистрации.

Российские партнерства можно разделить на общие или полные партнерства и товарищества с ограниченной ответственностью.

ТСЖ (товарищество собственников жилья) регулируется нормами права Жилищного кодекса РФ. Такое товарищество не подпадает под коммерческую деятельность, а значит не может быть ИП, ООО, ОАО. ТСЖ (ТСН) – это форма юридического лица. Его деятельность должна быть обязательно зарегистрирована в законном порядке.

Все участники товарищества, а также жильцы имеют полное право контролировать весь процесс. Ведение бухгалтерии и делопроизводства разрешено поручать иным юридическим лицам или ИП. Руководство должно действовать исключительно в интересах граждан на некоммерческой основе.

Цель и задачи ТСЖ

Некоммерческие организации существуют главным образом для предоставления помощи или ресурсов целевой аудитории с особыми потребностями. Они обычно служат общественным целям, таким как обогащение жизни людей в сообществе, и пользуются особыми соображениями с точки зрения налогообложения, правового статуса и подотчетности.

Некоммерческая организация руководствуется миссией, которая требует, чтобы руководство и совет директоров ставили цели, направленные на достижение заявленной миссии организации.

Стратегические цели сосредоточены на услугах, предоставляемых ее целевому рынку. Это требует выявления потребностей соответствующего сообщества и разработки программ и проектов, направленных на удовлетворение этих потребностей.

В данном случае это может быть расходование средств на жилищно-эксплуатационное обслуживание, контроль за выполнением обязанностей со стороны сотрудников ЖКХ, ЖЭУ или УК.

Финансовые цели включают сбор достаточного количества денег для финансирования мероприятий, включенных в их стратегический план, а также постоянные расходы, такие как аренда помещений, оплата труда персонала и коммунальные услуги.

Основными задачами являются безубыточность и максимизация потока денежных средств, избегая при этом чрезмерного финансового риска. Операционные цели связаны с управлением средствами и ресурсами для достижения конкретных задач.

Эти цели обычно показывают количественные измерения производительности, такие как тип и частота действий и количество людей, которые обслуживались или помогали.

Операционные цели включают краткосрочные сроки завершения отдельных проектов и программ, ресурсы, используемые для каждого, и степень успеха, которого организация хочет достичь.

Цели партнерства определяют тип внешних сторон, с которыми организация может сотрудничать, и обеспечивают соответствие принципов и философии потенциальных партнеров работе организации.

Права и обязанности организации

В контексте некоммерческой организации управление осуществляется главным образом через организационную структуру, называемую советом директоров. Таким образом, совет директоров организации гарантирует, что управление деятельностью и операциями является последовательным, эффективным и действенным.

В статье 138 ЖК РФ приводится список прав и обязанностей.

Собирать денежные средства с собственников жилья и расходовать их на определенные цели. Сюда также включено создание смет, графиков работ, графиков проверки качества работ.

Заключать сделки, не противоречащие деятельности товарищества.

Передавать во временное пользование имущество.

Права Обязанности
Соблюдать требования и правила, указанные в российских нормах права.
Заключать различные договоры и соглашения в рамках своей компетенции Не заниматься коммерческой деятельностью.
Выполнять свои обязательства, взятые на основании договоров или соглашений.
Поддерживать порядок, сохранность общедомового имущества жильцов.
Вести бухгалтерский учет в соответствии с федеральными законами.
Подавать отчетность в указанные законом сроки.
Контролировать процесс выполнения работ.
Ходатайствовать в уполномоченные органы по различным основаниям.

Это основные права и обязанности лиц, управляющих ТСЖ.

На что можно потратить прибыль от хозяйственной деятельности?

Все это должно быть учтено законом. Существуют юридические процессы, через которые должны проходить некоммерческие организации, когда они создаются на регулярной основе. Некоммерческий учет — большая часть этой работы.

По закону разрешается распределять прибыль на заработную плату сотрудникам. Это может быть руководство ТСЖ, бухгалтер. Некоммерческие организации действуют и функционируют на основании взносов от граждан. Эти взносы должны быть распределены исключительно на нужды жильцов.

Осуществление контроля со стороны владельцев квартир

В каждом многоэтажном доме рано или поздно появится стартап. Для предотвращения чрезвычайной ситуации необходимо своевременно отремонтировать и модернизировать сооружение.

Естественно, необходимая сумма денег на ремонтные работы не будет взята из ниоткуда. Именно поэтому сами жители платят за ремонтные работы.

Речь идет о наборе услуг и обязанностей жилищной компании:

  1. Замена, ремонт или установка всех видов внутригородских коммуникаций.
  2. Это отопление, водоснабжение, газификация и многие другие системы.
  3. Ремонт или замена лифтов.
  4. Ремонт или монтаж кровли дома.
  5. Проведение работ в подвалах, укрепление фундамента.
  6. Ремонт или реновация фасада — герметизация швов, реставрация штукатурки, замена или реновация плитки, ремонт водосточных желобов и т. д.

Это лишь часть всех работ, за которыми может осуществляться контроль со стороны собственников жилья.

По закону каждый гражданин России имеет право подать жалобу на ТСЖ или УК, ЖКХ, ЖЭУ на некачественность в оказании услуг.

Контроль со стороны государственных органов: прокуратура, Государственная жилищная инспекция, Роспотребнадзор

Прокуратура и Жилищная инспекция помогает гражданам восстановить справедливость в отношении предоставления коммунальных услуг.

По закону данные контролирующие органы имеют право проверить работы, а при необходимости привлечь к ответственности уполномоченных лиц. Правила действуют и в отношении ТСЖ.

Особую роль играет государственный орган Роспотребнадзор. В своей работе по налаживанию взаимодействия с соответствующими международными организациями Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) действует в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами Российской Федерации, Указом Президента России № 605 «О мерах по реализации внешней политики Российской Федерации», а также Концепции внешней политики РФ, утвержденной Президентом 12.02.2013.

Основными целями международной деятельности Роспотребнадзора являются:

  1. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья населения.
  2. Санитарная охрана территории Российской Федерации и выполнение Международных медико-санитарных правил (2005 г.).
  3. Профилактика инфекционных заболеваний и борьба с ними, а также профилактика неинфекционных заболеваний, связанных с воздействием вредных факторов окружающей среды.
  4. Обеспечение защиты прав и интересов российских потребителей на развивающемся глобальном рынке и повышение уровня финансовой грамотности населения.
  5. Контроль безопасности пищевых продуктов и профилактика болезней пищевого происхождения.

Для достижения вышеуказанных целей Роспотребнадзор активно взаимодействует в рамках своей компетенции с международными организациями, а также организует сотрудничество со странами всего мира как на двусторонней, так и многосторонней основе.

В любое время гражданин или несколько лиц могут пожаловаться в эти органы и попросить защиту своих законных прав и интересов.

Проверка деятельности со стороны государственных служб: налоговая, миграционная

Деятельность коммунальных служб и ТСЖ в любое время могут проверить государственные органы в сфере осуществления контроля за налогообложением и незаконной миграции.

Налоговый орган может проводить плановые и внеплановые проверки. Здесь подразумевается изучение отчетности, расходования денежных средств. При выявлении нарушений законодательных норм налоговая может применить штрафные санкции вплоть до уголовной ответственности.

Также любой житель России имеет право обратиться с заявлением или жалобой в миграционную службу при возникновении спорных ситуаций. Мигранты могут находиться в доме незаконно и мешать жильцам.

Контролирующий орган проверит все обстоятельства дела и разрешит ситуацию в рамках действующих норм права. Также в полномочия миграционной службы входит наложение штрафных санкций на виновников и правонарушителей.

Советы от экспертов

  1. Четко и ясно формулировать цели и задачи перед созданием ТСЖ.
  2. Обязательно регистрировать деятельность во избежание штрафных санкций.
  3. Рекомендуется правильно и грамотно вести отчетность.
  4. При отсутствии бухгалтера следует обращаться в специализированные центры или службы за помощью.
  5. Строго запрещено вести какую-либо коммерческую деятельность.

Эти правила помогут избежать распространенные ошибки.

По многочисленным отзывам граждан ясно, что ТСЖ имеет свои положительные и отрицательные стороны. Расход денежных средств строго регламентируется по закону. В любой момент любое лицо может пожаловаться на товарищество в уполномоченный орган. Также существует возможность сменить руководство и бухгалтера.

Кто контролирует ЖКХ и управляющие компании: надзорный орган куда и как можно жаловаться

Работа организаций в сфере ЖКХ редко полностью удовлетворяет потребителей. Особенно много претензий у жильцов возникает к управляющим компаниям. О том, можно ли контролировать работу УК, ТСЖ и куда пожаловаться недовольным потребителям, расскажем далее.

Как контролировать управляющую компанию ЖКХ, вышестоящая организация

Если жильцы многоквартирного дома отказались от ТСЖ и самостоятельного управления в пользу УК, они заключают с выбранной компанией договор. Она осуществляет свою деятельность на основании данного договора, требований жилищного законодательства.

По ЖК РФ собственники МКД вправе производить проверку работы управляющих организаций. С этой целью УК ежегодно предоставляют им письменные отчеты о проделанной работе.

Кроме того, жильцы могут запрашивать у своей компании другие бумаги (о тарифах на ЖКУ, выполненных услугах и т.д.), не запрещенные стандартами раскрытия информации. Не менее важной возможностью влияния на управляющую компанию, является право ее смены.

Деятельность функционирующих в области ЖКХ компаний контролируется и регулируется на всех уровнях власти.

Различные структуры, осуществляющие надзор, имеют свою специализацию и полномочия в этой отрасли. На уровне РФ эти функции осуществляют следующие органы:

  • Министерство строительства РФ. Этот орган занимается установлением нормативов в области ЖКХ. Кроме того, он дает разъяснения по вопросам предоставления коммунальных услуг.
  • Минэнерго РФ также курирует жилищно-коммунальную сферу, в частности, электроэнергетику и газоснабжение.
  • Федеральная антимонопольная служба в Москве следит за законностью установления тарифов на ЖКУ.

Определенным образом контроль за управляющими компаниями ведет и Роспотребнадзор. Он оказывает поддержку потребителям в разных правовых отраслях. Другим органом, способным оказать помощь потребителям являются жилищные инспекции.

Они действуют как на федеральном, так и на региональном уровне. При этом в связи с изменениями в законодательстве они не осуществляют непосредственный надзор за УК. В связи с введением лицензий для УК Госжилнадзор теперь проверяет ее надлежащее использование.

Официальные власти на местном уровне также принимают участие в регулировании сферы ЖКХ. Они вправе осуществлять самостоятельный мониторинг ситуации или реагировать на обращение потребителей. Согласно ст. 165 ЖК РФ они могут провести внеплановую проверку работы УК при обращении собственников помещений в МКД, совета дома.

Куда жаловаться на управляющую компанию

Потребителям не всегда удается самостоятельно проконтролировать УК. Если на запросы потребителей организация не отвечает, на претензии не реагирует, то требуется помощь со стороны. Для начала следует направить жалобу руководству УК и добиться получения официального отказа.

После получения ответа собственники могут предъявить свои претензии в следующие органы:

  1. Роспотребнадзор. Согласно ЗоЗПП указанный орган является надзорным в сфере защиты прав потребителей. В рамках исполнения своих полномочий он рассматривает поступающие от граждан обращения. Роспотребнадзор может реагировать на претензии от потребителей и в области предоставления ЖКУ.
  2. Жилищная инспекция. Этот орган занимается непосредственно контролем за соблюдением законодательства и интересов потребителей в жилищной сфере.
  3. Прокуратура. С заявлением в Прокуратуру следует обращаться, если другие меры не возымели должного действия. Если при прокурорской проверке будут выявлены нарушения, то виновных лиц привлекут к ответственности.
  4. Суд. Обращаться в судебные органы стоит при необходимости взыскать полученный ущерб, обжаловать незаконные действия должностных лиц, понудить к исполнению обязательств, возникновении иных споров подсудных данному органу.

Жаловаться на недобросовестно исполняющую свои обязанности компанию можно также в администрацию города. Если спор заключается в завышенных тарифах на ЖКУ, то помощь потребителям может оказать Федеральная антимонопольная служба.

Могут ли собственники провести ревизию УК

По жилищному законодательству управляющие организации подконтрольны избравшим их собственникам МКД. Они обязаны ежегодно отчитываться перед ними о проделанной ими работе за истекшее время.

Организация, которая управляет домом, также должна по требованию собственников предоставлять другую документацию, информацию, связанную с оказанием ЖКУ. Перечень сведений, которые вправе получать жильцы, установлен Постановлением от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

Согласно этому документу предприятия, управляющие МКД, обязаны раскрывать сведения обо всех выполненных работах, их стоимости, использовании общего имущества дома. Следовательно, жильцы вправе проводить ревизию их деятельности.

Как проверить управляющую компанию, этапы, аудит

Если у собственников МКД возникли подозрения в добросовестности действий УК. Они вправе проверить ее деятельность (провести аудит). Правда делать это следует с умом в несколько последовательных этапов.

Для начала нужно запросить в организации документацию по оказанным услугам, их стоимости, применяемым тарифам. УК не должна быть против ее предоставления, так как обязана отчитываться перед избравшими ее собственниками.

Далее они могут самостоятельно проверить финансово-хозяйственную деятельность УК (провести аудит). Но проверять финансовую документацию людям без специальных знаний будет сложно. Жильцы МКД могут уполномочить на это специализированную организацию (эксперта).

Комиссия по ЖКХ и контролю за качеством работы управляющих компаний

В сфере ЖКХ так много проблем, что контроль за ней ведут не только государственные (муниципальные) органы, но и общественные силы. Во многих регионах действуют общественные платы, при которых создаются надзорные комиссия.

К примеру, создана Комиссия по ЖКХ и контролю за качеством работы управляющих компаний в Московской области, СПб. Эта организация на общественных началах контролирует действия организаций в сфере управления МКД.

Oфopмляем жaлoбу нa УК, образец жалобы

Жалобы на действия управляющих компаний возникают очень часто. Но для того, чтобы заявленные претензии не составить без ответа, жалобу важно составить правильно. Единого образца для нее не предусмотрено, поэтому пишется он в свободной форме.

Однако любой официальный документ должен содержать определенные реквизиты, соответствовать некоторым правилам. В шапке жалобы указывается подавшее ее лицо (ФИО, адрес, контакты), а также органа, в который она направляется. Далее пишется, как сам документ называется.

Главная часть жалобы — это описание ситуации, в которой потребители считают свои права нарушенными. Описание не должно быть слишком длинным и эмоциональным. В жалобе должны отражаться факты, сведения о нарушениях, требования заявителя и их обоснование.

Документ подписывается самим жалобщиком или его представителем. Образец жалобы можно посмотреть по ссылке. ⇐

Обращение в Жилинспекцию

Как было сказано выше, одной из надзирающих организаций в области ЖКХ, являются жилищные службы (инспекции). Они реагируют на обращения граждан по поводу соблюдения нормативов и стандартов оказания ЖКУ, интересов потребителей.

Отправить жалобу в Жилинспекцию можно через почту или сайт организации. Кроме того, потребители при наличии такой возможности могут передать свою жалобу лично. Главный момент, на который стоит ссылаться в жалобе – это нарушение законодательства в области ЖКХ.

Обращение в Роспотребнадзор

Данный орган надзирает в первую очередь за исполнением ЗОЗПП. С этой целью он также рассматривает обращения потребителей. Головной офис в Москве выполняет руководящие задачи, контролирует деятельность подразделений на местах. Подать жалобу в это орган также можно лично, почтой или через сайт.

В прокуратуру

Прокуратура следит за законностью и правопорядком в стране. Многие потребители, жалуясь, на неконтролируемость УК, обращаются именно в Прокуратуру. Она может привлекать к ответственности лиц, нарушивших закон.

В суд

Потребители, недовольные качеством предоставленных УК услуг, нередко обращаются в суд за решением проблемы. Судом могут рассматриваться споры о понуждении к исполнению обязательств, компенсации причиненного ущерба, возврата средств при двойном начислении платы в квитанциях.

Обращение в суд должно начаться с тщательной подготовки. Истцу следует правильно определить предмет своих требований, надлежащий судебный орган, составить иск. Иски составляются письменно с указанием наименования адреса суда, а также сторон спора.

Для того, чтобы получить положительное решение истцу нужно грамотно обосновать свой иск, представить доказательства нарушения закона со стороны УК. Если решение первой инстанции не удовлетворит истца, он может обжаловать его в вышестоящий суд.

Исковое заявление в суд на управляющую компанию: образец скачивайте, кликнув сюда. ⇐

Кто и как контролирует деятельность управляющей компании в сфере ЖКХ?

Контроль и проверка деятельности управляющих компаний (УК) в сфере ЖКХ может осуществляться как на федеральном уровне, так и органом местного самоуправления. Некоторые меры могут предпринимать сами жители многоквартирных домов.

В статье мы расскажем, кто и как именно контролирует работу управляющих компаний жилищно-коммунального хозяйства. Также вы узнаете, как можно проверить, есть ли лицензия на осуществление деятельности у конкретной УК.

Кто контролирует управляющие компании ЖКХ и проверяет их деятельность?

Контроль за деятельностью управляющих компаний осуществляет одновременно несколько организаций. В их число входит прокуратура, которая осуществляет надзор за тем, чтобы соблюдались требования закона всеми структурами органов государства.

Дальше идут структуры, которые ведут контроль работы управляющих компаний в сферах надзора за состоянием жилья и качества предоставления услуг. Этими организациями являются Роспотребнадзор и Госжилнадзор.

Рассмотрим подробно, кто контролирует работу управляющих компаний ЖКХ на местном и региональном уровне и как проходят проверки.

Органы местного самоуправления

Часто между собственниками и управляющей компанией возникают конфликты и спорные ситуации. Бывает, что жильцы просто придираются к обслуживающей организации по пустякам. Но, в основном, их жалобы и претензии являются правомерными, и, к сожалению, УК на это не реагирует и не выполняет никаких действий для устранения нарушений (как бороться с обманом и бездействием УК?).

В такой ситуации жителям ничего не остаётся делать, как требовать проверку управляющей компании ЖКХ органами местного самоуправления. Стоит уточнить, что проверки осуществляются на двух уровнях. К уровню №1 относятся местные организации, которые должны выявить нарушения УК и смогут обеспечить добросовестное исполнение всех её обязательств.

Если жители, подавая несколько раз жалобы непосредственно в саму управляющую организацию, ничего не добились, а их требования были проигнорированы, то следующим шагом будет обращение в соответствующие инстанции. Данный этап в сложившейся ситуации предполагает обращение в жилищную инспекцию (ЖИ).

Представители жилищной инспекции анализируют работу УК за определённые отрезки времени, а также проверяют соответствие деятельности уставу компании. У жилищной инспекции есть полномочия на организацию и проведение проверок управляющих компаний. Поэтому, по просьбам жильцов ЖИ может вмешаться в работу УК и провести проверку. В основном в ЖИ обращаются с лёгкими претензиями о невыполнении банальных действий, которые должна осуществлять управляющая организация.

Однако не только жилищная инспекция осуществляет контроль за деятельностью УК. Если речь идёт о серьёзных преступлениях, которые совершали или совершают работники управляющей компании, то здесь должен разбираться абсолютно другой орган. Этим органом является прокуратура РФ, в обязанности которой входит борьба с правонарушениями и восстановление прав граждан.

Если речь идёт о мошенничестве, воровстве средств, утаивании расходов, нецелевом использовании материальных благ, поступивших из бюджета, или иных незаконных действиях, то необходимо обращаться в прокуратуру.

У органов прокуратуры есть также полномочия на представление интересов граждан в суде. Также перед тем, как приступить к своей основной деятельности, каждая УК проходит процедуру регистрации в районной администрации. Поэтому при нарушениях собственники имеют возможность обратиться за помощью и туда. Только районная администрация не имеет полномочий на проведение проверок. Однако она может отозвать лицензию и полностью прекратить деятельность УК.

Таким образом, при возникновении проблем и конфликтов с УК у собственников существует много вариантов для изложения претензий, жалоб и просьб. Часто некоторые управляющие компании не считают нужным реагировать на предупреждения о закрытии и т. д.

Они считают, что угроза, связанная с приостановкой деятельности, это лишь пустые слова. В связи с этим не спешат устранять свои нарушения. В таких ситуациях разбираться необходимо в других инстанциях на региональном уровне.

Контролирующие органы на региональном уровне

На региональном уровне контролирует работу УК Госжилнадзор, который проверяет наличие нарушений, связанных с:

  1. Использованием и содержанием жилого объекта.
  2. Содержанием общедомового имущества.
  3. Переводом нежилых помещений в жилые.
  4. Признанием дома аварийным, под снос, а также соответствия этих признаний законодательным актам РФ.
  5. Учётом жилья.
  6. Управлением домами.
  7. Проведением перепланировок и переустройств.
  8. Установлением платы и её размером за обслуживание и ремонт.
  9. Предоставлением услуг по ремонту и содержанию.
  10. Определением общего имущества собственников квартир в доме.
  11. Раскрытием информации УК.
  12. Коммунальными услугами.
  13. Оплатой за ЖКУ.
  14. Соблюдением требований по сохранности жилья.
  15. Составлением, заключением соглашений по поставке услуг (ремонт, обслуживание).
  16. Установлением счётчиков и энергосбережения.
  17. Формированием фондов на ремонт и расходованием средств.
  18. Выполнением лицензированных требований.

Чётко регламентируют работу Госжилнадзора:

Еще один орган, контролирующая работу управляющих компаний — комитет по тарифам, который осуществляет контроль стоимости услуг. В его компетенции:

  • установление тарифов на энергоресурсы;
  • нормативы по использованию;
  • раскрытие информации и осуществление контроля тарифов.

Работу комитета по тарифам чётко регламентирует ФЗ №210. Ещё одной контролирующей инстанцией является Роспотребнадзор. В его компетенцию входит контроль над исполнением санитарных норм и соблюдение законов РФ. Деятельность Роспотребнадзора чётко регламентируют:

  1. Закон о защите прав потребителей.
  2. КоАП РФ.

Самостоятельная проверка УК собственниками жилого дома

Как проверить финансовую деятельность?

УК после заключения соглашения с многоквартирным домом обязана принять на себя ответственность за содержание и ремонт, а также обеспечение необходимыми ресурсами жителей дома. Управляющие организации, которые будут недобросовестно исполнять свои обязанности, могут лишиться возможности управления домом.

Можно самостоятельно провести проверку финансово-хозяйственной деятельности управляющей компании и при необходимости пожаловаться на них. Как проверить управляющую компанию:

  1. Необходимо обратиться в УК и спросить документы, в которых подробно расписаны все расценки на предоставляемые услуги. В этих документах должна быть зафиксирована плата за содержание и ремонт общего имущества, водоснабжения, вывоза отходов, услуги лифта, канализации и т. д. Размер оплаты за любой вид ресурсов всегда должен согласовываться с собственниками.
  2. Дальше необходимо сравнить тарифы в этих документах с тарифами в квитанциях, которые вы ежемесячно оплачиваете. УК обязана следить за тарифами и уметь обосновывать жителям их повышение. Также при любых возникающих вопросах управляющая организация обязана давать развёрнутые и доступные разъяснения (ПП №491).
  3. Далее пишем заявление с просьбой предоставления отчёта в письменном виде о проделанной работе за определённые периоды (например, квартал, год, месяц). Этот отчёт УК в обязательном порядке должна предъявлять по первому требованию. Отчёт содержит информацию о расходах и тарифах, которые подлежали изменению. О ежегодном отчете УК перед собственниками читайте здесь.
  4. Если при анализе полученных документов вы увидите сомнительные тарифы, которые необоснованно включены в перечень услуг, а также другие нарушения, то незамедлительно обращайтесь с составленным заявлением в уполномоченные органы. После проведения необходимых проверок УК будет серьёзно наказана.

Где проверить лицензии управляющих компаний ЖКХ?

Чтобы проверить управляющую компанию ЖКХ на наличие лицензии, можно зайти на официальный сайт ГИС ЖКХ. Находим сайт и регистрируемся. Далее сайт определяет ваше месторасположение, и перед вами открывается карта сайта. Ищем специальный раздел – реестр лицензий, в котором выбираем УК.

Также существуют и другие способы:

  • сделать запрос через жилищную инспекцию;
  • потребовать лицензию в офисе УК.

Подводя итоги, можно отметить, что если собственник (владелец жилья) не имеет юридического образования и ранее не имел практики в области разбирательств, связанных с ЖКХ, то лучше обратиться к грамотным специалистам с опытом работы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector