Муниципальная собственность на землю

16.Муниципальная собственность на землю

Право муниципальной собственности на землю — правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию. На территории РФ примерно 14,5 тыс. муниципальных образований. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления (ст. 125, 215 ГК РФ). В этом качестве органы местного самоуправления могут предоставлять земельные участки во временное и постоянное владение и пользование (бессрочное) физическим и юридическим лицам, аренду, собственность физических и юридических лиц и совершать иные сделки.

Объектами права муниципальной собственности являются земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность, либо на основании законов РФ и субъектов РФ, при разграничении государственной собственности на землю. Кроме этого, муниципальная собственность возникает в порядке изъятия (выкупа) земельных участков для муниципальных нужд, изъятия в муниципальную собственность, конфискации земельного участка у граждан и организаций, либо в порядке признания недвижимой вещи бесхозяйной (ст. 53 ЗК, ст. 225 ГК).

В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, расположенные как на территории, т.е. в границах, муниципальных образований, так и за их пределами.

Территорию муниципального образования составляют:

земли городских и сельских населенных пунктов (ранее — поселений);

прилегающие к ним земли общего пользования;

земли, необходимые для развития поселений;

другие земли в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения.

В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований (ч. 3 ст. 19 ЗК РФ)

Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законами соответствующих субъектов РФ. Особый порядок формирования муниципальной собственности установлен для городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.

Основное назначение муниципальных земель — обеспечение проживания, работы и отдыха населения.

17.Право частной собственности на землю

Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками либо долями в общей собственности отдельным конкретным физическим, юридическим лицам или их объединениям (закреплено п. 1 ст.31 Конституции РФ), которые выступают субъектами права частной собственности на землю.

Соответственно по субъектам право частной собственности делится на 2 вида:

право частной собственности граждан (физических лиц);

право частной собственности юридических лиц (включая и объединения граждан, при этом характер объединений в законе не оговаривается).

Следует отметить, что объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, приобретение права частной собственности на которые фактически не ограничивается. Любые земли сельскохозяйственного назначения могут быть приобретены в частную собственность в пределах установленных предельных размеров. В отличие от этого, право частной собственности не может быть установлено на земли лесного фонда, земли, занятые объектами обороны, земли общpего пользования в поселениях и некоторые другие (ст. 27 ЗК РФ).

Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны своевременно платить земельный налог, осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать требования градостроительных регламентов, своевременно приступать к использованию земельного участка, эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др. (ст. 40, 42 ЗК РФ).

Право частной собственности возникает чаще всего в результате совершения различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизации).

Иными основаниями для возникновения права частной собственности являются:

административно-правовые акты (решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления);

предоставление земельных участков для строительства;

предоставление земельных участков для целей, не связанных с жилищным строительством (например, ведение личного подсобного хозяйства);

переход прав на земельный участок, на котором расположены здания, строения или сооружения;

Основания прекращения частной собственности на землю разделяют на добровольное и принудительное.

Право частной собственности добровольно прекращается при:

отчуждении собственником своего земельного участка (сделки);

прекращении деятельности юридического лица;

смерти гражданина и переходе права собственности по наследству государству (муниципальному основанию);

добровольном отказе собственника от своих прав на земельный участок (ст. 53 ЗК РФ).

Принудительно право частной собственности прекращается в случаях:

обращения взыскания на земельный участок по обязательствам должника (ст. 278 ГК РФ);

неиспользования земельного участка в соответствии с его целевым назначением (ст.284 ГК РФ);

использования земельного участка с нарушением законодательства (ст. 285 ГК РФ);

реквизиции земельного участка (ст. 51 ЗК РФ);

выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ);

отчуждения земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу;

конфискации земель (ст. 50 ЗК РФ).

Возникновение, прекращение и изменение права частной собственности на землю удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

+7 499 553-09-05 Москва

+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

+7 (800) 550-38-47 Россия

Земельные отношения

Москва
+7 499 553-09-05
Санкт-Петербург
+7 812 448-61-02
Россия
+7 (800) 550-38-47

Муниципальная собственность на землю

Содержание статьи:

Земли, находящиеся в муниципальной собственности

Муниципальная собственность на землю представляет собой совокупность имущества, принадлежащего муниципальному образованию (городам, поселкам). Помимо самой земли, в эту собственность входит иное движимое и недвижимое имущество, коммунальные сети, жилой и нежилой фонд, сооружения.

Распоряжение указанной собственностью осуществляется администрацией соответствующего муниципального образования.

Города владеют земельными участками, которые играют важнейшую роль в обеспечении комфортных условий для жизни граждан, позволяют удовлетворять запросы жителей города. Данная собственность также играет роль обеспечения сохранения культурно-исторического наследия городов. Примерами такого рода собственности являются парки, архитектурные памятники, дороги и площади города, природные ландшафты, имеющие высокую ценность, недра. Городская собственность охватывает и такие важные для жизнеобеспечения объекты, как системы водоснабжения, энергообеспечения, инженерные сети.

Читать еще:  Нужно ли получать кадастровый паспорт на дом

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Территории социально-культурного значения, среди которых – учебные заведения города, больницы, библиотеки, дома престарелых, детские сады, ясли, спортивные комплексы, также относятся к муниципальной собственности.

По закону в муниципальной собственности находятся следующие участки земли:

  1. Признанные таковыми на основании федеральных законов.
  2. Право муниципальной собственности на которые возникло в рамках разграничения государственной собственности на землю.
  3. Приобретенные по гражданско-правовым основаниям.
  4. Безвозмездно переданные муниципалитетам из собственности РФ.

Данные о конкретных объектах, имеющих принадлежность к муниципалитету, можно найти в официальном перечне. Таковым является Реестр земельных участков муниципальной собственности.

Территории, от которых отказались их обладатели, с момента регистрации прекращения права собственности переходят в собственность города, поселения. Земли на межселенных местах переходят во владения муниципалитета района, к которому относится участок.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Данные положения определяются ст. 19 Земельного кодекса РФ, регулирующей широкий круг вопросов муниципальной собственности на землю.

Бесплатная передача земли в муниципальную собственность

Предоставление федеральных территорий муниципалитетам регулируется ст. 39.31 ЗК РФ. и осуществляется по заявлению главы муниципального образования. Заявление направляется в адрес федерального собственника данного земельного участка. Безвозмездная передача земель в муниципальную собственность допускается по различным основаниям. К их числу можно отнести:

  • Наличие у муниципалитета утвержденных в законном порядке генеральных планов и правил землепользования и застройки соответствующих территорий.
  • Наличие у муниципалитета утвержденных в законном порядке схем территориального планирования.

Территории, которыми владеют субъекты РФ и муниципалитеты, переходят во владение других субъектов (Москва, Санкт-Петербург, а также Севастополь) для эксплуатации гражданами и организациями некоммерческого типа, если имеются причины чтобы оформить бесплатную передачу земель данным людям.

Пример по муниципальной собственности на землю

Александр имел в собственности территорию, которую в течение 20 лет использовал в качестве огорода. После приобретения квартиры в областном центре, желание проживать и работать за чертой города у Александра пропало, соответственно, содержать эту территорию ему больше не было смысла. Он решил безвозмездно отдать эти земли муниципальным органам с целью обустройства там рекреационной зоны, в которой нуждался поселок. Владелец написал заявление о передаче частной собственности в муниципальную бесплатно. Просьбу приняли в соответствии со всеми необходимыми нормами и предписаниями. Данная территория стала принадлежать муниципалитету поселения и использоваться для обеспечения нужд жителей упомянутого поселка.

Заключение

Основные положения, касающиеся передачи территорий во владения муниципальных органов:

  • имущество муниципалитетов городов и поселений не является государственным; его в рамках закона эксплуатируют местные власти для обеспечения комфортных условий жизни горожан;
  • права муниципальных органов на обладание конкретными землями, а также их бесплатное получение, регулируются Земельным кодексом РФ;
  • территория, входящая во владения муниципалитета, может включать в себя важнейшие исторические места, парки, территории учреждений здравоохранения и множество других земель, необходимых для качественного функционирования населенного пункта;
  • право муниципальной собственности на землю передается и на территории, от которых отказались их законные владельцы.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них о муниципальной собственности на землю

Вопрос: Может ли гражданин, который заинтересовался земельным участком, являющимся частью городского парка и принадлежащим муниципальному образованию, безвозмездно получить эту территорию для использования в личных целях? Елена.

Ответ: Здравствуйте, Елена. Нет, разумеется, данное действие запрещено, поскольку земли, которые являются зарезервированными территориями для обеспечения муниципальных потребностей, нельзя самовольно использовать в коммерческих целях. Более подробную информацию по данному вопросу можно найти в Гражданском Кодексе РФ, ст. 128-129.

Право муниципальной собственности на землю

Муниципальная собственность не является государственной. Согласно ст. 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Территорию муниципального образования составляют (ст. 12 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»):

1. земли городских, сельских поселений;

2. прилегающие к ним земли общего пользования;

3. рекреационные зоны;

4. земли, необходимые для развития поселений;

5. другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (или в случаях, установленных законом, иные лица по специальному поручению органов местного самоуправления).

Статья 19 ЗК РФ. Муниципальная собственность на землю

В соответствии с п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК», до разграничения государственной собственности на землю распоряжение такими землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

В муниципальной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми не только федеральными законами, но и принятыми в соответствии с ними законами субъекта РФ. Что касается гражданско-правовых оснований приобретения муниципальной собственности на земельные участки, то в отличие от государственной собственности она может возникать в порядке ст. 225 Гражданского кодекса РФ и на бесхозные земельные участки, от которых отказались собственники.

Читать еще:  Когда заканчивается приватизация квартир

При разграничении государственной собственности на землю в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность не передаются.

Гражданско-правовыми основаниями возникновения муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах РФ являются:

1. признание федеральным законом земельного участка находящимся в муниципальной собственности;

2. приобретение земельного участка муниципальным образованием по основаниям, установленным гражданским законодательством.

При разграничении государственной собственности на землю в собственность того или иного муниципального образования переходят земли, находящиеся в границах этого требования. Однако муниципальное образование может приобрести, например, купить, земельный участок, находящийся за пределами территории муниципального образования. Точно так же субъект РФ или непосредственно Российская Федерация могут передать безвозмездно в собственность муниципального образования любой участок, в том числе и находящийся за пределами его границ. Передача земельных участков в муниципальную собственность в городах Москве и Санкт-Петербурге регулируется их собственными законами, ими может быть предусмотрена и возмездная передача земельных участков. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (п. 1 ст. 15 ЗК РФ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9179 — | 7252 — или читать все.

188.64.169.166 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Муниципальная собственность на землю

Что такое муниципальная собственность на землю, кто может получить правомочия на владение, пользование и распоряжение муниципальными землями, а также какими законами регулируется оформление муниципальной земли в собственность – об этом читайте в нижеприведенной статье.

Право муниципальной собственности – есть совокупность правомочий владения, пользования и распоряжения над объектами, которые принадлежат муниципальному образованию (городским и сельским поселениям, п. 1 ст. 215 ГК РФ). На основании Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав муниципальной собственности могут входить различные природные ресурсы и земельные участки, которые, в свою очередь, являются:

  • признанными таковыми Федеральными законами и соответствующими законами субъектов РФ (п. 1 ст. З Закона о введении в действие ЗК РФ);
  • приобретенными на основании требований гражданского законодательства;
  • приобретенными на основании гражданско-правовых сделок;
  • приобретенными на основании безвозмездной передачи из федеральной собственности;
  • перешедшими в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю.

Правомочия собственника реализуются органами местного самоуправления, которые действуют от имени муниципалитета и имеют право передавать землю физическим или юридическим лицам в постоянное или временное пользование, а также продавать, отчуждать и совершать иные сделки, в числе которых аренда муниципальной земли, действуя в рамках российского федерального законодательства. Муниципальная собственность, равно, как государственная и частная, находится под защитой государства. Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть:

  • землями общего пользования, допускающими нахождение на их территории граждан, с правом пользования природными объектами, находящимися на этом участке, в соответствии с разрешением собственника и законно-правовых актов (п.1 ст.262 ГК РФ);
  • землями, закрытыми для общего доступа.

Муниципальная собственность на землю является единым целым, она не делится на различные виды и имеет свое предназначение – обеспечение проживания, работы и отдыха населения. Ответственность за управление муниципальными землями возложена на органы местного самоуправления, структура которых включает в себя подразделения, отвечающие за содержание и использование земель различного назначения (автомобильные дороги, благоустройство городских улиц и парковых территорий и т.д.). Муниципальные земли являются частью земель населенных пунктов и в основном относятся к землям общего пользования, используясь для возведения на них объектов общественного назначения.

Земли, находящиеся в муниципальной собственности, и расположенные за чертой населенных пунктов, могут быть приватизированы в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами органов местного самоуправления.

Средства от аренды либо продажи земли муниципальной собственности поступают непосредственно в бюджет субъекта РФ в полном объеме.

Аренда земель муниципальной собственности

Согласно земельному законодательству РФ земельный участок, находящийся в собственности муниципалитета, можно арендовать на условиях платного пользования либо безвозмездного срочного или бессрочного пользования. Оформить договор аренды на землю вправе, как физическое, так и юридическое лицо, в порядке, предусмотренном Земельным кодексом, законами федеральными или субъектов РФ. В случаях, если муниципальная земля арендуется с целью комплексной застройки жилищных объектов, права аренды передаются через торги и аукционы, которые проводятся органами самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Как правило, такой вид аренды является долгосрочным, а к арендаторам выставляются определенные требования. Отказать в аренде земли муниципальной собственности могут в случаях изъятия земельного участка из оборота либо его резервирования для муниципальных или государственных нужд. Случаи, когда муниципальные земельные участки планируется арендовать без возведения на ней строительных объектов, являются несложной процедурой. Необходимо подать заявление о выборе земельного участка в соответствующий государственный орган для утверждения схемы расположения, и дальнейшей постановки на кадастровый учет (осуществляется будущим арендатором самостоятельно). После получения всех названных документов может быть заключен договор между арендодателем и арендатором. Арендная плата за пользование муниципальными землями исчисляется в соответствии со ставками земельного налога. Кроме того, при продаже права на оформление договора аренды на землю, возникают стартовые земельные платежи, которые также необходимо будет оплатить в оговоренный договором срок.

Читать еще:  Квартира инвалидам 2 группы

Выкуп муниципальной земли в собственность

Начиная с 30 октября 2007 г., в силу вступили новые изменения в Федеральный закон №212-ФЗ от 24.07.2007 г., направленные на обеспечение слияния муниципальных и государственных земель и расположенных на них строительных объектов в единые объекты недвижимости. Если до вступления в силу нового закона допускалось приватизировать только жилищные и промышленные здания и сооружения, и при этом земельный участок, на котором они находились, можно было оформить в бессрочное пользование на безвозмездной основе, то новый закон обязал произвести выкуп муниципальной земли в собственность либо оформить договор аренды в срок:

  • до 01.01.2010 г. — для юридических лиц негосударственных форм собственности;
  • до 01.01.2013 г. – для юридических лиц, объекты которых находятся на муниципальных земельных участках, с прохождением через них путепроводов, автомобильных и железны дорог, линий связи и электропередач, иные объекты крупномасштабного значения.

Нарушение сроков оформления перехода муниципальных земель в собственность повлекло за собой штрафы на юридических лиц в размере от 20 до 100 тысяч рублей (ст. 7.34 КоАП). Оформление муниципальной земли в собственность возможно при наличии соответствующих документальных оснований:

  1. документы, подтверждающие право частной собственности на все объекты индивидуального жилищного строительства, находящиеся на этом земельном участке (эти же документы будут основанием для оформления муниципальной земли в частную собственность);
  2. распоряжение органа местного самоуправления о передаче земельного участка в бессрочное пользование либо пожизненное владение (акт, свидетельство, выписка из похозяйственной книги, выданной в администрации по месту расположения участка, и т.д.).

Выкуп муниципальной земли в собственность представляет собой многоэтапный процесс, число действий в котором зависит от местонахождения земельного участка, вида разрешенного использования земли, места расположения региона или муниципалитета, к которому относятся данные земли. В перечень основных этапов по процедуре выкупа муниципальной земли входят:

  • Заключение договора, с указанием в нем размера и срока внесения авансового платежа за участок.
  • Оценка и сравнение рыночной и кадастровой стоимости объекта.

В случае, если кадастровая стоимость окажется выше рыночной, в территориально расположенном органе Росреестра необходимо произвести переоценку кадастровой стоимости земельного участка, являющегося объектом передачи в собственность на основании выкупа.

  • Принятие решения по вопросу купли-продажи земельного участка.
  • Непосредственно заключение договора купли-продажи.
  • Оформление права собственности на землю в государственном органе.

Выкуп муниципального земельного участка может быть выполнен, как с единовременной выплатой его стоимости в полном объеме, так и с рассрочкой платежа.

Договор купли-продажи недвижимости, в данном случае — земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, предусматривает переход права собственности к арендатору. Порядок заключения договора регламентируется ст. ст. 609 и 624 ГК РФ. При заключении договора присутствие и участие владельца земли (арендодателя) является обязательным. В случае уклонения арендодателя от оформления договора по купле-продаже муниципального земельного участка, арендатор может обратить с иском в суд, и на основании решения суда совершить сделку. В данном случае стоимость выкупа муниципальной земли буде определена в соответствии с результатами экспертизы, проведенной независимым оценщиком. Выкуп муниципальной земли возможен в следующих случаях:

  1. Лица, имеющие в собственности объекты недвижимости, находящиеся на выкупном земельном участке. При этом цена выкупа в данном случае не должна превышать его кадастровую стоимость, независимо от собственника (государство или муниципалитет).
  2. Религиозные организации вправе выкупать муниципальные земли с нахождением на них зданий и строений религиозного и благотворительного назначения – на все время их использования.
  3. Муниципальные земли сельскохозяйственного назначения арендатор может выкупить только по истечении 3-х лет со дня подписания договора аренды на этот земельный участок и его надлежащем использовании на протяжении всего срока.

Площадь выкупаемых земельных участков, равно как и срок аренды до выкупа, законом не ограничены. Начиная с 2012 г. выкуп муниципальных земель возможен в сумме, равной 100% его кадастровой стоимости.

Порядок выкупа арендованных муниципальных земель

Для того, чтобы произвести процедуру выкупа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заинтересованное лицо должно предоставить соответствующий орган местного самоуправления:

  • паспорт;
  • заявление установленного образца;
  • договор аренды муниципальной земли;
  • квитанция об уплате государственной пошлины.

После согласования с органами местной власти в Росреестр предоставляются:

  • оригинал договора купли-продажи земельного участка;
  • заявление соответствующего образца о переходе права собственности;
  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • квитанция об уплате стоимости земельного участка;
  • расчет стоимости выкупа земли, выданного оценочной комиссией;
  • постановление о предоставлении земельного участка, выданного местными органами власти.

Право собственности заявитель приобретает с момента регистрации в соответствующих органах. Срок оформления документов составляет – 7 рабочих дней.

В выкупе муниципальной земли в собственность может быть отказано на следующих основаниях:

  1. при подаче неполного пакета документов либо его ненадлежащем оформлении;
  2. при установлении факта процедуры банкротства/прекращения деятельности покупателя – юридического лица;
  3. при предоставлении недостоверной информации о покупателе либо выкупаемом земельном участке;
  4. при невозможности выкупа муниципальной земли ввиду ее особого целевого назначения (земли общего пользования, заповедники, земли лесных и водных фондов и т.д. ).
  5. выкуп муниципальных земельных участков невозможен для нерезидентов Российской Федерации.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector