Лицензирование управляющих компаний в сфере жкх

Лицензирование управляющих компаний в сфере ЖКХ

Содержание статьи

Необходимость получения лицензий управляющими организациями в сфере ЖКХ возникла с 1 мая 2015 года после того, как Федеральный закон от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внес в Жилищный кодекс РФ (далее – ЖК РФ) соответствующие изменения.

В соответствии с ч. 1 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами , которая выдается органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта РФ (далее — лицензионная комиссия).

Обратите внимание!

Понятие деятельности по управлению многоквартирным домом закреплено в ч.2 ст. 192 ЖК РФ и подразумевает под собой выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании заключенного с собственниками договора.

Порядок выдачи лицензий установлен ст. 201 ЖК РФ. В соответствии с положениями данной статьи лицензии будут выдавать органы государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии. Не менее чем 1/3 членов комиссии должны быть представлены саморегулируемыми организациями, общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющим общественный жилищный контроль. Такой механизм, призван обеспечить объективность принятия решений о выдаче лицензии.

Порядок лицензирования деятельности УК

На сегодняшний день порядок получения управляющими компаниями в сфере ЖКХ лицензий на управление многоквартирным жилым домом установлен в Приказе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 657/пр от 28.10.2014 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке административного регламента предоставления государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее — Приказ № 657/пр).

Однако следует обратить внимание на рекомендательный характер данного документа. На практике это означает, что не все субъекты РФ будут при выдаче лицензий на управление многоквартирным жилым домом придерживаться требований, которые в нем изложены. Данное обстоятельство может повлечь за собой возникновение коллизий либо спорных моментов при выдаче подобных разрешительных документов.

Обратите внимание!

Лицензия предоставляется органом государственного жилищного надзора без ограничения срока ее действия и действует только на территории субъекта РФ. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам.

Исчерпывающий перечень документов, которые подаются для получения лицензии на управление многоквартирным жилым домом, установлен в п. 20 Приказа № 657/пр. Данный перечень включает в себя следующие документы:

Порядок принятия решения о предоставлении лицензии на управление многоквартирным жилым домом установлен в ст. 194 ЖК РФ и выглядит следующим образом:

  • заявитель лично либо почтовым отправлением подает в орган государственного жилищного надзора документы, необходимые для получения лицензии;
  • орган государственного жилищного надзора в порядке ст. 14 Федерального Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в срок не более 30 рабочих дней принимает решение о выдаче лицензии либо об отказе в выдаче лицензии.

Основания для отказа в выдаче лицензии

Ст. 196 ЖК РФ устанавливает два основания для отказа в выдаче такой лицензии, а именно:

  • установленное в ходе проверки заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;
  • наличие в представленном соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации.

Обратите внимание!

Перечень оснований для отказа в получении лицензии является исчерпывающим и по другим основаниям орган государственного жилищного надзора отказать в выдаче лицензии не имеет права.

Законодательство РФ предусматривает два способа лишения управляющей компании лицензии на управление многоквартирным жилым домом:

  • лишение права обслуживать определенные многоквартирные жилые дома, в которых органами государственного жилищного надзора были выявлены нарушения. Если предписания о выявленных нарушениях управляющей компанией не были устранены, то она может быть привлечена судом к административной ответственности. В таком случае, если в течении одного года управляющая компания была привлечена к ответственности за неисполнение предписаний об устранении нарушений, дома, которые она обслуживает, исключаются из реестра лицензий субъекта РФ;
  • аннулирование лицензии управляющей компании в судебном порядке по обращению органа государственного жилищного надзора (ст. 199 ЖК РФ). В этом случае управляющая компания вообще может быть лишена права осуществлять деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами.
Читать еще:  Как получить от государства деньги на жилье

Аннулирование лицензии применяется, если площадь исключенных из реестра лицензий субъекта РФ помещений превышает 15 процентов от общей площади помещений, которые обслуживает управляющая компания.

Поскольку требования к документам, подаваемым при получении лицензии достаточно сложны и могут различаются в каждом регионе РФ, то лучше всего обратиться за помощью к квалифицированным юристам. Наши специалисты имеют обширную практику при разрешении вопроса о получении лицензии на управление многоквартирным жилым домом и помогут разобраться с возникшей проблемой в краткие сроки независимо от того, проживаете ли вы в Москве или другом регионе России.

Лицензирование управляющих компаний: права собственников помещений и обязанность органов местного самоуправления

Как известно, с 1 сентября 2014 года вступили в силу изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, предусматривающие введение государственного регулирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, то есть введения лицензирования данного вида деятельности.

Лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами должны получить управляющие компании и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на основании договора управления многоквартирным домом (далее – управляющая организация).

Для получения лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами управляющая организация должна соответствовать следующим требованиям:

  • быть зарегистрированной в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации;
  • должностное лицо (руководитель организации) соискателя лицензии должно иметь квалификационный аттестат, подтверждающий знание действующего законодательства в области жилищно-коммунального хозяйства;
  • должностное лицо (руководитель организации) соискателя лицензии не должно иметь неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами должна отсутствовать информация об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;
  • руководитель организации, индивидуальный предприниматель не должны быть дисквалифицированы;
  • управляющая организация должна раскрыть предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» информацию в полном объеме.

В настоящий момент на территории Пермского края проходят процедуры приема квалификационного экзамена и выдачи квалификационных аттестатов. Узнать информацию о том, получил ли руководитель управляющей организации квалификационный аттестат собственник помещения может на сайте Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в разделе «Лицензирование». В данном разделе также находится информация об обращении соискателей лицензии с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Общий список организаций, имеющих лицензию будет размещен на официальном сайте Инспекции в этом же разделе.

Обращаем внимание собственников помещений: если до 1 апреля 2015 года Ваша управляющая организация не подала заявление на получение лицензии, то собственникам помещений необходимо на общем собрании принять решение либо о смене управляющей организации (на ту, которая имеет лицензию), либо сменить способ управления многоквартирным домом на управление товариществом собственников жилья либо непосредственное управление. Если такое собрание собственниками не будет проведено, то орган местного самоуправления проведет открытый конкурс по выбору управляющей организации для Вашего многоквартирного дома. С 1 мая 2015 года управление многоквартирными домами в отсутствие лицензии НЕ ДОПУСКАЕТСЯ и влечет за собой привлечение должностных и юридических лиц к административной ответственности.

Также сообщаем, что изменениями, внесенными в Жилищный кодекс Российской Федерации, установлено:

1) непосредственный способ управления многоквартирным домом может быть выбран только теми собственниками, количество квартир многоквартирного дома которых не превышает 16 (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ). Те многоквартирные дома, которые в настоящее время управляются таким способом и количество квартир в которых превышает 16, до 1 апреля 2015 г. должны сменить способ управления данным многоквартирным домом. При отсутствии решения собственников помещений о смене способа управления орган местного самоуправления объявит открытый конкурс по отбору управляющей организации в отношении такого многоквартирного дома;

Читать еще:  Как выгодно продать квартиру в москве

2) ограничение для «многодомовых» товариществ собственников жилья (статья 136 Жилищного кодекса РФ). Если многоквартирные дома, которыми управляет «многодомовое» товарищество собственников жилья, расположены на земельных участках, которые не имеют общую границу и в пределах которых не имеется сетей инженерно-технического обеспечения, других элементов инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах, то до 1 июля 2016 года такое товарищество должно быть реорганизовано (то есть созданы отдельные товарищества собственников жилья на каждый отдельный многоквартирный дом), либо собственники должны изменить способ управления многоквартирным домом. Если такое решение не будет принято и реализовано до 1 июля 2016 года, то орган местного самоуправления проведет открытый конкурс по выбору управляющей организации для каждого из многоквартирных домов, входивших в «многодомовое» товарищество собственников жилья.

В рамках дальнейшего государственного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства в случае, если в течение календарного года в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов будут судом назначены два и более раза административные наказания за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора, то управляющая организация лишится права управлять данным домом (домами), сведения о таком доме (домах) будут исключены из реестра лицензий. После исключения из реестра лицензий сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет 15 и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, организация может полностью лишиться лицензии.

При этом у собственников помещений есть право вето. Если организация получила два замечания, но собственники хотят с ней продолжать работать, приоритет остается за решением собственников. В течение двух месяцев со дня, когда собственники помещений были уведомлены об исключении из реестра лицензий сведений об их многоквартирном доме, они вправе принять на общем собрании собственников помещений решение о продолжении осуществления управляющей организацией (лицензиатом) деятельности по управлению их домом. При этом орган государственного жилищного надзора должен быть уведомлен о принятом собственниками помещений решении в течение трех рабочих дней со дня оформления протокола общего собрания (путем направления копии такого протокола заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении).

В случае если действие лицензии по управлению многоквартирным домом было прекращено или аннулировано, орган местного самоуправления в течение 15 дней со дня получения такого уведомления от органа государственного жилищного надзора созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом. Если же такое решение не принято и (или) не реализовано или общее собрание собственников помещений не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления обязан провести конкурс по отбору управляющей организации.

Получите лицензию для управляющей компании ЖКХ в Москве

Для чего нужно получать лицензию Росжилнадзора на управляющую компанию

Федеральная служба по жилищному контролю и надзору (Росжилнадзор) контролирует деятельность управляющих компаний, которые обслуживают многоквартирные дома. Цель такого контроля — подтвердить качество работы УК, гарантировать жильцам полноценное обслуживание. С этой целью Росжилнадзор выдает и учитывает лицензии на деятельность управляющих компаний.

Правовая основа выдачи лицензий

Деятельность управляющих компаний была узаконена в современном виде в 2014 году. Основной документ, который регламентирует работу УК, — это Федеральный закон № 255-ФЗ от 21 июля 2014 года. Согласно этому документу, Росжилнадзор контролирует деятельность управляющих компаний, выдает и учитывает лицензии на их работу.

Помните, что работа управляющей компании и обслуживание жильцов многоквартирного дома без лицензии Росжилнадзора — это основание для административной ответственности и штрафа. Лицензия на деятельность управляющих компаний выдается бессрочно.

Как получить лицензию на управление многоквартирным домом в Подмосковье

Административный регламент по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (МКД) на территории Московской области действует с 14 февраля 2019 года. Оформление лицензий доступно юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Физические лица могут запросить сведения о конкретной лицензии и внести изменения в региональный реестр лицензий в случае расторжения договора на управление МКД. Подробнее о том, как получить данные услуги, читайте в материале портала mosreg . ru .

Случаи предоставления госуслуги

Читать еще:  П 49д планировка

Источник: Фотобанк Московской области, Роман Варцев

— получить лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД;

— получить дубликат лицензии;

— прекратить действие лицензии;

— получить сведения из реестра лицензий Московской области;

— внести изменения в реестр лицензий Московской области в связи с заключением, расторжением, прекращением договора управления МКД.

Способы получения госуслуги

Источник: Главное управление государственного строительного надзора Московской области

Получить услугу можно следующими способами:

— обратиться лично в Госжилинспекцию по адресу: Москва, улица Кулакова, дом 20, корпус 1, технопарк «Орбита-2», корпус «Бета», 7 этаж; заявления принимают каждый первый и последний вторник месяца с 10.00 до 12.00;

— направить заявление и пакет документов заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Необходимые документы

Источник: Фотобанк Московской области

1. Для получения лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД требуются следующие документы:

— приказ о назначении на должность;

— документ, подтверждающий согласие должностного лица заявителя на обработку его персональных данных;

— опись прилагаемых документов;

— квалификационный аттестат должностного лица соискателя лицензии (выдается в Госжилинспекции после сдачи квалификационного экзамена, действует пять лет).

Заявитель может дополнительно представить следующие документы:

— выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

— сведения об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии;

— сведения о наличии (отсутствии) неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления в отношении должностного лица заявителя;

— сведения о наличии (об отсутствии) информации о должностном лице соискателя лицензии в реестре дисквалифицированных лиц, а также об отсутствии в сводном федеральном реестре лицензий информации об аннулировании лицензии, ранее выданной соискателю лицензии.

Размер государственной пошлины за услугу – 30 тысяч рублей.

Лицензия предоставляется на пять лет.

2. Для переоформления лицензии требуются:

— опись прилагаемых документов.

По желанию заявитель может представить следующие документы:

— сведения об уплате государственной пошлины за переоформление лицензии;

— выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Размер государственной пошлины за услугу – 5 тысяч рублей.

3. Для прекращения действия лицензии требуются:

По желанию заявитель может представить выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Услуга предоставляется бесплатно.

4. Для получения дубликата лицензии требуются:

— испорченный бланк лицензии.

По желанию заявитель может представить сведения об уплате государственной пошлины за выдачу дубликата лицензии.

Размер государственной пошлины за услугу – 5 тысяч рублей.

5. Для получения сведений о конкретной лицензии из реестра лицензий Московской области требуются:

Услуга предоставляется бесплатно.

6. Для внесения изменений в реестр лицензий Московской области требуются:

— протокол и решения общего собрания собственников помещений о выборе (изменении) способа управления МКД или расторжении договора управления;

— договор управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в МКД;

— договор управления МКД, подписанный управляющей организацией, определенной победителем открытого конкурса;

— протокол конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД;

— договор управления, заключенный с застройщиком;

— заявление одной из сторон договора управления МКД в случае его прекращения в связи с окончанием срока действия;

— решение общих собраний участников (акционеров) лицензиата и присоединяемых лиц о реорганизации в форме присоединения (преобразования, слияния), оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме присоединения (преобразования, слияния);

— акт приема-передачи технической документации;

— справка с данными о реорганизованных юридических лицах (наименование, ИНН, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД) на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц, заверенная правопреемником;

— опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов.

Услуга предоставляется бесплатно.

Обучающие вебинары

Источник: Главное управление государственного строительного надзора Московской области

На региональном портале госуслуг периодически проводят вебинары. Специалисты разъясняют участникам порядок предоставления услуги и разбирают типовые ошибки при подаче заявления и пакета документов. Записаться на вебинар можно здесь.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector