Кто занимается расселением аварийного жилья
Когда в доме жить небезопасно. Расселение аварийного жилья — что это и какие права есть у собственников квартир?
На сегодняшний момент большое количество российских граждан продолжает проживать в домах аварийного жилищного фонда, хотя по закону это признано небезопасным для жизни и здоровья людей.
Несмотря на четко прописанные в законодательстве нормы, они не всегда соблюдаются на практике.
Статья поможет разобраться, что такое расселение из аварийного жилья, куда переселяют и что делать гражданам, у которых есть квартира в ветхоаварийном жилье, если их дом попал под соответствующую программу.
Законодательные основы в РФ
- Обеспечение прав собственника жилого помещения рассматривает статья 32 Жилищного Кодекса РФ.
- Статьи 86 и 87 ЖК содержат основные нормы, по которым граждане выселяются из непригодных помещений.
- Реализуется расселение из аварийного жилья на основе региональных программ, принимающихся в соответствии с федеральными нормативными актами.
- Информацию о фонде, созданном для переселения людей, содержит Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ.
- Вопрос о признании жилья аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу или реконструкции рассмотрен в Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
Что такое расселение?
Расселение из аварийного жилья – это действующая в России государственная программа помощи людям, проживающим в непригодных для безопасной жизни строениях. Действовала она до 2017 года, но, в связи с тем, что большое количество граждан все еще проживает в аварийных помещениях, было принято решение продлить программу с внесенными в нее изменениями.
Расселение не является улучшением жилищных условий в том смысле, что выделяемая жилплощадь по метражу будет аналогична предыдущей, и, скорее всего, также во “вторичном” фонде. В соответствии с законами для получения квартиры большей площади жильцам необходимо доплатить определённую сумму.
Как правило, жилье подбирается в том же районе города, где предполагается снос здания. Переселить в другой населенный пункт администрация имеет право только после получения согласия граждан и подачи ими специального заявления. При расселении из аварийного жилья льгот не предусмотрено и существует единая очередь с неопределенными сроками предоставления новой жилплощади.
Основные определения
- Муниципальное аварийное жилье – это неприватизированная квартира в аварийном доме, в которой проживают по договору социального найма.
- Собственник жилья, подлежащего расселению, – это гражданин, владеющий приватизированной квартирой, находящейся в аварийном доме (можно ли купить квартиру в аварийном доме?).
- Что такое перечень многоквартирных домов: это список МКД, относящихся к ветхому и аварийному жилью, подлежащих расселению по причине непригодности для проживания людей.
- Квартиры, предоставляемые взамен – это жилые помещения, которые должны находиться в том же населенном пункте, а также отвечать техническим, санитарным, противопожарным и иным нормам, закрепленным в соответствующем нормативном правовом акте.
Права граждан — собственников квартир
Собственник квартиры в аварийном доме имеет два варианта:
Статья 32 ЖК РФ разъясняет правила, по котором может быть изъята жилплощадь для последующего расселения. По ним возмещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с владельцем квартиры. При определении выкупной цены учитываются:
- рыночная стоимость квартиры;
- расходы, которые несет собственник при переезде;
- стоимость оформления необходимых документов;
- упущенная выгода.
Из видео узнаете, какие права есть у собственника при расселении из аварийного жилья:
Кто определяет, что жилой дом подлежит расселению?
В первую очередь жилплощадь должна быть признана аварийной и непригодной для проживания. Сделать это может только межведомственная комиссия, состоящая из специалистов, имеющих соответствующее техническое образование, и действующая на уровне субъекта РФ.
Есть два варианта обращения в комиссию:
- Собственником или нанимателем жилья путем подачи заявления.
- Сообщение местным органом муниципального образования, который правомочен на осуществление надзора и контроля за состоянием жилых помещений, о несоответствии дома предписанным по закону нормам.
После заключения комиссии о непригодности строения для проживания администрация решает, подлежит дом реконструкции или сносу.
Для того, чтобы здание было решено снести, должно быть одно из следующих условий:
- поломка конструкции дома;
- возможно обрушение;
- здание находится в зоне затопления;
- дом разрушился либо сгорел во время техногенной аварии или землетрясения.
Как осуществляется процедура?
- После признания жилого здания аварийным и подлежащим расселению администрация начинает искать подходящее равноценное благоустроенное жилье. Сроки расселения утверждаются в каждом субъекте РФ свои, как правило, это полгода со дня принятия решения комиссией. На практике зачастую этот процесс растягивается на годы.О том, когда ждать расселения из ветхого жилья и в какие сроки оно осуществляется, написано тут.
- Происходит заключение договора мены между собственниками и администрацией, либо обновляется договор социального найма на тех же условиях, если квартира не приватизирована.
- Осуществляется переселение в течение 1 месяца после заключения соответствующего договора.
- При получении гражданами новых квартир во владение требуется зарегистрировать право собственности в Росреестре в течение пяти дней.
Для этого, согласно Федеральному закону от 13.07.2015 № 218-ФЗ, нужны следующие бумаги:
- Паспорт гражданина РФ.
- Выданный администрацией муниципального образования документ, удостоверяющий право собственности.
Заключение
Таким образом, проблема расселения людей из аварийного жилья, хотя и долгое время решается государством, продолжает быть актуальной и на сегодняшний день. При расселении важно знать свои права, чтобы получить жилье, положенное по закону.
Расселение ветхого жилья. Кто и как осуществляет, что предоставляется взамен, защита своих прав.
Вопрос ветхого жилья – одна из наиболее серьезных государственных проблем. Как происходит расселение из такой жилплощади, на что могут надеяться собственники и каковы особенности процедуры получения новых домов – все эти вопросы мы подробно рассмотрим в представленной статье.
○ Определение ветхого жилья.
Несмотря на то, что в законодательстве не закреплено понятие ветхого жилья и нормы, по которым оно определяется, приняты общие критерии его оценки. Так, ветхим жилплощадь признается, если степень общего износа составляет:
- Не менее 65% в деревянных постройках и мансардах.
- Не менее 70% в зданиях из кирпича.
При этом несущие конструкции продолжают выполнять свою функцию, несмотря на то, что уже не соответствуют нормам эксплуатации.
Главная особенность ветхого жилья – несмотря на такой большой процент износа в нем еще можно продолжать жить без угрозы жизни и здоровью.
Для признания жилплощади ветхим требуется экспертная оценка специалистов, но при этом не существуют специальной формулы расчета. Поэтому показатели берут в приблизительном значении, а окончательное решение остается за членами специальной межведомственной комиссии.
○ Программа переселения ветхого жилья.
В 2010 году был подписан президентский указ о расселении из ветхого и аварийного жилья. К концу 2016 года программа была реализована не полностью, поэтому срок окончания переселения был перенесен на 31 сентября 2017 года. До этого времени в регионах страны должны быть построены новые здания, в которых будут переселены владельцы жилья, признанного ветхим.
○ Кто и как определяет ветхость жилья?
Для определения состояния занимаемой жилплощади в межведомственную комиссию направляется заявление о признании жилья ветхим. Заявителем может выступать как собственник помещения, так и наниматель.
Также ходатайство в комиссию о признании дома ветхим может направить орган, уполномоченный проверять состояние жилых помещений.
Вместе с заявлением нужно представить:
- Правоустанавливающие документы на жилье (ксерокопии).
- Проект реконструкции жилплощади (если нужно присвоить статус жилого нежилому объекту недвижимости).
- Акт оценки экспертной группы состояния дома.
- Иные документы по желанию заявителя.
После получения пакета бумаг у межведомственной комиссии есть 30 дней на проверку и принятие решение о дальнейшей судьбе жилплощади.
В результате комиссия может принять решение о:
- Признании помещения пригодным для дальнейшего проживания.
- Проведения капитального ремонта и/или реконстукции/перепланировки.
- Непригодности жилплощади для проживания ввиду несоответствия установленным законодательным нормам.
- Признании жилья аварийным и подлежащим реконструкции либо сносу.
○ Если принято решение о расселении.
После того, как межведомственная комиссия примет решение о ветхости жилья, в местную администрацию направляется соответствующее уведомление в течение 5 рабочих дней. На основании этого документа жилье включается в список ветхих. После этого специальная комиссия администрации определяет, подлежит ли здание сносу или возможна реконструкция.
○ Порядок расселения.
Процедура получения новой жилплощади зависит от типа ветхого жилья.
Если речь идет о муниципальном жилье, его собственником является государство, которое вправе выдвигать требование о выселении. Особенность данного типа жилплощади заключается в том, что при переселении гражданину предоставляется жилье аналогичного размера либо площадь определяется по количеству прописанных.
Если речь идет о жилье из государственного либо частного жилищного фонда, здесь также действуют нормы соответствия квадратных метров новой жилплощади старой.
○ Права граждан.
При расселении граждане могут выбрать один из наиболее удобных вариантов расселения:
✔ Предоставление жилья по договору соц найма.
В данном случае гражданину предоставляется отдельная квартира, квадратура которой не меньше старого дома. Площадь квартиры должна также соответствовать нормам на одного человека (12 кв.м).
Новое жилье по договору соцнайма должно находиться в том же регионе и районе, где и ветхое.
Если наниматель отказывается расторгать договор социального найма, органы государственной власти имеют право выселить его по решению суда в принудительном порядке.
✔ Предоставление равноценного жилья.
В данном случае в расчет принимаются следующие критерии:
- Общая площади жилплощади.
- Количество комнат.
Каждый из этих параметров должен соответствовать площади и числу комнат ветхого жилья.
✔ Выплата стоимости.
Органы власти могут договориться с собственником жилья или его нанимателем о продаже жилплощади и передачи вырученной суммы проживавшему в нем лицу (ст. 32 ЖК РФ).
В подобном случае в цену включается не только само жилье, но и расходы, связанные с переселением и аукционом.
Если обозначенная стоимость не устраивает проживающего в ветхом жилье человека, он может поставить вопрос на обсуждение вместе с органом власти. Но следует учитывать, что если собственник или наниматель продолжают отказываться освобождать жилплощадь, это можно сделать в принудительном порядке на основании судебного решения.
✔ Какое жилье предоставляется?
Предоставляемая жилплощадь должна соответствовать техническим, санитарным, противопожарным и другим нормам, закрепленным в законе. Кроме того, оно должно находиться в черте города, и иметь удобства, которые были доступны раньше.
Также важным критерием является благоустроенность предоставленного жилья, которое определяется на основе:
- Среднего уровня для расселяемого населенного пункта: наличие канализации, мусоропровода, лифта.
- Помещение должно иметь такую же площадь и число комнат как и старое жилье. При этом если в ветхой квартире были изолированные комнаты, в новом жилье не допускается наличие смежных комнат, даже если превышается квадртура.
○ Временное выселение.
Жильцы могут быть выселены в период проведения капитального ремонта. Жилплощадь при этом предоставляется из маневренного фонда.
- «Жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:
- 1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
- 2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
- 3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
- 4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством (ст. 95 ЖК РФ)».
В старую квартиру можно вернуться независимо от срока окончания ремонта.
○ Отказ от выселения.
Если жилец отказывается освобождать помещение, это возможно сделать на основании судебного решения. При этом человеку должно быть предоставлено аналогичное жилье или вырученная от продажи жилья сумма. Главное учитывать, что любое выселение возможно только на основании решения суда и любые попытки самовольного освобождения от должности будут приняты незаконными.
Таким образом, процедура расселения ветхого жилья имеет множество нюансов, которые нужно учитывать для соблюдения всех своих прав.
○ Советы юриста:
✔ Можно ли выбрать собственнику — получить новое жилье или компенсацию?
Да, собственник имеет право выбирать и вселяться в предлагаемую жилплощадь или требовать продажи квартиры с аукциона и передачи ему вырученных средств.
✔ Стоимость компенсации меньше чем реальная, что делать?
Если вы предполагаете целенаправленное занижение рыночной стоимости, вы имеете право требовать соблюдения своих прав в судебном порядке.
Переселение из аварийного жилья. Разъяснения по вопросам переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Выпуск программы «Закон в деталях» от 21.04.2017
Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ
Переселение из аварийного жилья. Споры с местными администрациями
Недавно Верховный Суд РФ обобщил судебную практику рассмотрения дел по спорам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого помещения либо многоквартирного жилого дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Одновременно судьями был выработан ряд рекомендаций разрешения подобных споров, предметом которых зачастую является бездействие и ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления своих обязанностей в сфере жилищного строительства.
Впрочем, как показала судебная практика, подавая в суд иски, заявители нередко сами пытаются нарушить административный порядок признания своего жилья аварийным, обойдя его через суд. Причиной этого является банальное незнание закона. В качестве примера в Обзоре, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 года, приводятся действия истицы, заявившей в суд требования о признании своей квартиры непригодной для проживания, а также не подлежащей восстановлению путем реконструкции и ремонта.
Суды, отказывая в удовлетворении данных требований, сослались на то, что решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии и не входит в полномочия судебных органов. Данная комиссия создается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта или органом местного самоуправления, то есть в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду.
Иными словами, решить вопрос о признании жилья аварийным через суд, минуя спецкомиссию, нельзя. Равным образом нельзя обязать и местные администрации признать жилые здания аварийными, непригодными для проживания и предоставить заявителям новые жилые помещения. Понуждение администрации к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий.
ВС РФ поддерживает данную позицию, отмечая, что заявительница может обратиться в суд лишь в одном случае. А именно тогда, когда будет налицо бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решения, связанного с признанием жилого помещения непригодным для проживания.
Таким образом, для того, чтобы признать жилье ветхим необходимо соблюдение законной процедуры. Данная процедура подробно регламентирована Положением о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года. Согласно данному положению, признание жилого помещения пригодным или непригодным для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу производится специальной межведомственной комиссией. Для этого требуется наличие заявления собственника помещения (нанимателя), либо заключение органов государственного жилищного надзора.
По результатам работы комиссия принимает решение: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Только потом и именно на основании полученного от комиссии заключения администрация может принять решение и издать соответствующее распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Другое дело, когда вышеуказанное заключение делается комиссией формально, без фактической проверки и обследования жилых помещений. Например, когда вместо проведения строительных и санитарных экспертиз, замеров, снятия параметров микроклимата, обследования несущих конструкций, проверки инженерно-технических систем отопления и электроснабжения, комиссией проводится исключительно визуальный осмотр помещений.
В этих случаях действия, а, скорее всего, бездействие, комиссии могут быть признаны судом неправомерными, а заключение – вынесенным без учета требований законодательства. В противовес заключению комиссии здесь может быть представлено заключение независимого эксперта, нанятого за счет самих жильцов ветхого жилья. Если комиссия не сможет опровергнуть выводы независимой экспертизы, ее действия будут считаться незаконными. Кроме того, о бездействии будет свидетельствовать и отсутствие у комиссии технических заключений и актов органов жилищного надзора, из которых следует соответствие, либо несоответствие состояния помещений требованиям СНиПов.
Установив бездействие комиссии, суд возлагает на нее обязанность в оговоренный срок провести оценку соответствия помещения установленным законом требованиям. В свою очередь недействительное заключение рассматривается как акт, не имеющий юридической силы и не подлежащий применению. Следовательно, у принявшего его органа возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения.
Немало споров вызывает и решение вопроса о предоставлении собственникам (нанимателям) жилья, признанного аварийным, новых жилых помещений. По закону если собственники жилых помещений в аварийном доме не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Нетрудно догадаться, что заключать с жильцами данные соглашения местные администрации не торопятся, ссылаясь на недофинансирование и прочие проблемы местного масштаба. В этих случаях жильцы спешат в суд с требованиями о возложении на администрацию обязанности предоставить им другое пригодное для проживания жилое помещение. Со своей стороны суды отказывают жильцам в удовлетворении таких требований, что, с точки зрения ВС РФ, является правильным.
В обзоре поясняется, что в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением. Это обусловлено тем, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается лишь обязанность по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Следовательно, если соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого не имеется, суд не вправе обязать орган местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жильем. С другой стороны, если между органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого, не может быть удовлетворено и требование о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи.
Между тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению, то собственнику жилого помещения в таком доме не может быть отказано в предоставлении другого жилого помещения. И если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жильцы уже на законных основаниях и по своему выбору имеют право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.
К слову, даже в тех случаях, когда вопрос с переселением из аварийного жилья уже решен, права и интересы жильцов многими администрациями продолжают нарушаться. Например, путем понуждении к заключению договора мены жилых помещений и принудительного выселения с предоставлением другого жилого помещения. При этом ряд судов полагает возможным удовлетворение исков о принудительном переселении собственников жилых помещений в аварийных многоквартирных домах в предлагаемые органами местного самоуправления жилые помещения, ссылаясь на равноценность и благоустроенность предлагаемого жилья.
Другие же суды исходят из того, что предоставление собственнику непригодного для проживания жилого помещения другого жилого помещения на праве собственности возможно исключительно при наличии достигнутого об этом соглашения с органом государственной власти или местного самоуправления, принявшим решение о сносе дома. То есть, принудительно переселить жильцов, пусть даже из непригодного для проживания помещения, администрация не имеет права. Причем данную позицию судов ВС РФ и признает правильной и обоснованной.
Теперь что касается выкупа. В соответствии с нормами ЖК РФ, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются путем выкупа изымаемого жилого помещения. При этом выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется, исходя из рыночной его стоимости. По общему же правилу выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Поэтому нетрудно догадаться, что, определяя выкупную стоимость изымаемого жилья, местные администрации в целях экономии средств нередко занижают ее истинное значение.
В связи с этим Пленум ВС дает судам на этот счет ряд важных рекомендаций. Так, при определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме. Это объясняется тем, что гражданским законодательством сейчас установлена неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме, включая земельный участок.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме всегда следует судьбе права собственности на указанное жилое помещение. Следовательно, стоимость доли в праве собственности на такое имущество должна включаться в рыночную стоимость жилого помещения в многоквартирном доме и не может устанавливаться отдельно от рыночной стоимости жилья.
То же самое касается и земельного участка под аварийным домом. Здесь следует обратить внимание на то, что с переходом права собственности на помещение в многоквартирном доме к жильцу переходит и доля в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которого был проведен государственный кадастровый учет. ВС РФ подчеркивает, что поскольку отдельно стоимость земельного участка при выкупе жилого помещения не определяется, так как предназначен он именно для обеспечения возможности пользования жилым помещением, то при определении выкупной цены необходимо учитывать рыночную стоимость принадлежащей ответчику доли в праве общей собственности на земельный участок под домом.
Более того, ВС РФ рекомендует судам учитывать, что выкупная цена изымаемого жилого помещения в обязательном порядке должна включать в себя и все дополнительные расходы убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
В частности, в выкупную стоимость подлежат включению расходы жильца на переезд, оплату услуг агентства недвижимости по подбору жилого помещения, оформление договора купли-продажи иного жилого помещения. Разумеется, расходы могут быть учтены лишь в разумных пределах и стоимость роскошных апартаментов и питания в ресторанах на время решения вопроса о выплате выкупной цены никто компенсировать не станет. Все чрезмерные расходы жильцов учету не подлежат.
Стоит отметить, что данный перечень возможных расходов жильцов закрытым не является и при желании может быть расширен. В качестве примера здесь ВС РФ приводит спор относительно размера предложенной администрацией муниципального образования выкупной цены, который не включал сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт дома.
Установив, что обязанность по производству капитального ремонта не была выполнена, суд пришел к выводу, что невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для включения суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения.
В свою очередь к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах. Соответственно, все вышеуказанные расходы, определенные по рыночным ценам, и подлежат включению в выкупную стоимость жилья.
Часто задаваемые вопросы
1. Как признать дом аварийным?
Вынести решение о признании дома аварийным могут только районные или городские межведомственные комиссии (МВК).
Комиссия после осмотра строения, может признать аварийными лишь некоторые квартиры в доме, а вот остальные отнести к категории жилфонда.
Гражданину для того, чтобы признать дом аварийным, необходимо подать заявление в местную администрацию, при которой создана МВК. Вместе с заявлением необходимо подать следующие документы:
· нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение.
· план жилого помещения с его техническим паспортом.
Если жилье соответствует всем признакам, но администрация не признает дом аварийным, то необходимо самостоятельно провести независимую экспертизу технического состояния дома через специализированную компанию, имеющую соответствующую лицензию. Это будет стоить 20-40 тыс. руб. за дом (40 тыс. – средняя цена за пятиэтажку). Заключение специализированной организации надо представить в МВК или обратиться с этим документом в суд.
2. Дом признан аварийным. Какие мероприятия должны проводить управляющие компании до момента расселения дома?
До момента переселения граждан из аварийных домов, в них выполняются ремонтные работы, направленные на поддержание надлежащего технического состояния общего имущества многоквартирных домов.
В соответствии с п.2.4.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170, капитальный ремонт в домах, подлежащих сносу в течение ближайших 10 лет, допускается производить в виде исключения только в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания в них на оставшийся срок.
3. Дом согласно заключению межведомственной комиссии признан аварийным и подлежащим сносу, но администрация его не расселяет. Что делать?
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.
Если жилье соответствует всем признакам, но администрация не признает дом аварийным, то необходимо самостоятельно провести независимую экспертизу технического состояния дома через специализированную компанию, имеющую соответствующую лицензию. Это будет стоить 20-40 тыс. руб. за дом (40 тыс. – средняя цена за пятиэтажку). Заключение специализированной организации надо представить в МВК (межведомственную комиссию), созданную в администрации. Если и в этом случае администрация отказывается признавать дом проблемным, то необходимо обратиться в суд на бездействие органов местного самоуправления.
Можно воспользоваться другим вариантом. Если дом соответствует признакам аварийного, но не признан администрацией таковым, то сначала можно обратиться в суд, чтобы суд назначил организацию для проведения экспертизы технического состояния дома и в случае, если организация признает дом аварийным, обязал администрацию признать дом таковым.
4. Кто занимается переселением из аварийных жилых домов находящихся в федеральной собственности?
В соответствии с Жилищным кодексом РФ решение вопросов по переселению граждан из жилых домов, находящихся в федеральной собственности, и по сносу таких домов отнесены к полномочиям федеральных органов исполнительной власти РФ.
5. Каким образом предоставляется жилое помещение собственникам жилья?
На основании ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления муниципальным образованием к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме.
Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для муниципальных нужд.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
6. Что положено при переселении из аварийного жилья нанимателю жилого помещения по договору социального найма?
Статьей 89 Жилищного кодекса РФ установлено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади и находиться в границах данного населенного пункта.
В случае если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты в коммунальной квартире, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Благоустроенное жилое помещение предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете
7. Когда предоставляются жилые помещения маневренного фонда?
В соответствии со ст.106 Жилищного Кодекса РФ, жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека. Жилые помещения маневренного фонда предоставляются на время проведения капитального ремонта или реконструкции жилого помещения по договору найма до предоставления гражданам жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены Жилищным Кодексом РФ.