Кто должен уточнять границы земельного участка сельхозназначения
Кто должен уточнять границы земельного участка сельхозназначения
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства экономического развития РФ от 16 февраля 2016 г. № 19-00221/16 О государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка
Управление обеспечения кадастровых и землеустроительных работ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев в рамках установленной компетенции обращение, поступившее в Росреестр из Минэкономразвития России, сообщает.
В связи с отсутствием сведений об объекте недвижимости: об адресе, местоположении, кадастровом номере земельного участка, рассмотреть обращение по существу не представляется возможным.
Вместе с тем, по затронутым в обращении вопросам полагаем необходимым отметить следующее.
Согласно статье 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, учете части земельного участка или государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка в орган кадастрового учета вместе с соответствующим заявлением должен быть представлен межевой план. Форма межевого плана и требования к его подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 (далее — приказ № 412).
На основании части 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется, исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа — из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 67 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом № 412 (далее — Требования), выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные».
При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет (далее — картографические материалы). Кроме того, полагаем, в случае отсутствия картографических материалов государственного кадастра при проведении кадастровых работ, кадастровый инженер в том числе может использовать сведения, подтверждающие нахождение объекта недвижимости, в виде картографических материалов более мелкого масштаба, а также иной вспомогательный материал, который не противоречит результатам проведенного межевания — генеральный план территории, план садового товарищества, план БТИ и другие материалы.
Вместе с тем в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например:
описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например, забор);
сведения, обосновывающие существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Кроме того, согласно пункту 21 Требований при необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Также в качестве справочных документов, подтверждающих существование на местности границ земельных участков 15 и более лет, могут быть использованы ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, подготовленных органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации; материалы межевых (землеустроительных) дел из государственного фонда данных; материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов); проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; и иные документы.
В свою очередь наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе «Исходные данные», указанные документы или их копии в состав приложения к межевому плану не включаются.
Учитывая изложенное, требования органа кадастрового учета правомерны.
При этом согласно части 3 статьи 38 Закона о кадастре, если в соответствии со статьей 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. Порядок согласования местоположения границ земельных участков регламентирован статьями 39, 40 Закона о кадастре.
Вместе с тем, по мнению УОКЗР, подтверждением правомерности определенного кадастровым инженером местоположения границ земельного участка являются подписи заинтересованных лиц, содержащиеся в акте согласования местоположения границ земельного участка, оформленном в соответствии с положениями статьи 40 Закона о кадастре.
Начальник Управления обеспечения кадастровых и землеустроительных работ |
Д.А. Молоденков |
Обзор документа
При постановке на кадастровый учет, а также уточнении местоположения границ земельного участка в орган кадастрового учета вместе с соответствующим заявлением должен быть представлен межевой план.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется по документам, подтверждающим право на земельный участок. При их отсутствии местоположение границ определяется с использованием карт (планов), подтверждающих фактическое местоположение границ на местности 15 и более лет. В случае их отсутствия можно использовать картографические материалы более мелкого масштаба, план садового товарищества, план БТИ и др.
В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
При необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы материалы картографо-геодезического фонда, или землеустроительная документация, хранящаяся в госфонде данных. Также в качестве справочных документов могут быть использованы ситуационные планы в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках; материалы межевых (землеустроительных) дел; материалы лесоустройства; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (генеральные планы) и иные документы.
Земли сельскохозяйственного назначения в границах населённых пунктов
Земли, расположенные вне границ населенных пунктов и предназначенные аграрных нужд, определяются Земельным кодексом РФ, как земли сельскохозяйственного назначения. К ним относятся не только аграрные угодья, но и земли дорог, коммуникаций, зданий и сооружений аграрного назначения, водных объектов и лесных насаждений.
Земли населенных пунктов — это территории, предназначенные и используемые для застройки, роста и развития городов и сел. Эти территории состоят из следующих зон: жилых, общественно-деловых, производственных, инфраструктурных (инженерных и транспортных), рекреационных, сельскохозяйственного использования и иных, регламентированных в ст. 85 ЗК РФ.
Градостроительный и Земельный кодекс определяют, что в совокупность зон сельскохозяйственного использования могут включаться:
- пашни;
- сенокосы;
- пастбища;
- участки с многолетними насаждениями;
- здания и сооружения сельхозназначения (которые используются для ведения сельского, дачного, личного подсобного хозяйства, садоводства).
Отличительной особенностью данных сельскохозяйственных участков является то, что в аграрных целях они используются до момента смены вида их пользования согласно генеральным планам населенных пунктов и правилами землепользования и застройки, одобренными органами местных администраций, исходя из потребностей поселения. Возможность изменения вида использования обусловлена нормативно закрепленным приоритетом застройки для развития и роста населенного пункта.
Так как зоны сельскохозяйственного использования располагаются в границах поселений, местная администрация (в рамках своей компетенции) имееет право руководить и распоряжаться данными участками земли, находящимися в собственности у муниципальных образований. Право распоряжения и управления распространяется и на землевладения, собственность на которые не дифференцирована.
Для земель сельхозназначения, находящихся в пределах населенных пунктов, характерен смешанный режим правового регулирования, так как, несмотря на то, что они входят в структуру земель поселений, данные участки не лишены экономического свойства — использования для потребностей сельского хозяйства.
Земли сельхозназначения обладают специфическим правовым режимом, так как основное предназначение таких территорий — производство продуктов питания, кормов и сырья. Государство заинтересовано в повышении плодородия почв на таких участках и сохранении этих земель в сельскохозяйственном обороте. При сельскохозяйственном производстве характерно не только использование угодий, но и прилегающих к ним дорог, коммуникаций и иных объектов.
Смена категории или вида разрешенного использования
Одним из основополагающих атрибутов земельного участка является вид разрешенного использования (ВРИ), который определяет способы использования участка и объекты, которые могут быть на нем возведены. Данные участки могут использоваться для сельхозпроизводства, ведения крестьянско-фермерского, личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства, животноводства, сенокошения и т.д. Сообразно своему назначению и ВРИ на таком участке разрешается строительство на основании градостроительных регламентов и иных нормативов.
Для использования земель в иных, отличных от аграрных, целей необходимо переведение из одной категории в другую. Применительно к землям сельскохозяйственного назначения — в категорию земель населённых пунктов. Данная процедура регламентируется специальным законом №172 от 21 декабря 2004 г.
Нормативный акт определяет, что эта процедура производится в особых случаях. П. 3 ч. 1 ст. 7 Закона гласит, что перевод участков земли из структуры земель сельхозназначения возможен по причине установления или изменения границ населенного пункта посредством утверждения (изменения) генеральных планов или схем территориального планирования.
Если кадастровая стоимость участков сельскохозяйственных земель более чем на 50% превосходит среднюю кадастровую цену по данной территории, а также, если землевладения принадлежат к особо ценным угодьям, то перевод в другую категорию не разрешается (кроме случаев изменения границ населенных пунктов [п. 3], строительства дорог [п. 6], обеспечения обороны [п. 7] и добычи полезных ископаемых [п. 8]).
Изменение ВРИ земельного участка во многих случаях носит более практичный и удобный характер. В отличии от перевода в другую категорию эта процедура менее сложна, так как решение об изменении принимается главой местной администрации. На практике вследствие отсутствия генеральных планов, ПЗЗ (правил землепользования и застройки) или противодействия чиновников могут возникнуть препятствия, которые, выражаются в запрете выдачи разрешений на строительство, непредоставлении участков земли для застройки из земель государственной и муниципальной собственности или запрете на изменение ВРИ.
Межевание земельных участков сельскохозяйственного назначения
Процедура межевания участков практически для всех категорий земель является стандартной.
Собственники наделов, предназначенных для использования их под сельское хозяйство, сталкиваются с тем, что оформление межевого плана имеет отличительные особенности, которые заключаются как в самой процедуре, так и необходимых документах для установления границ и определения координат поворотных точек.
Кроме того, межевание земельного пая (надела) сопровождается обязательной процедурой проведения собрания участников, на котором происходит утверждение проекта.
Что это такое?
Лицо или организация, которые имеют право на пользование земельным паем с/х назначения, могут распоряжаться с ним посредством следующих действий:
- Продажа как государству, так и частному лицу;
- Оформление дарственной на любое физ. или юр. лицо;
- Выделение территории в ее натуральном выражении.
В процессе возникновения необходимости оформления каких-либо сделок собственник в любом случае столкнется с проведением межевания.
Межевание земельного пая, имеющего строго сельскохозяйственное назначение, заключается в проведении процедуры установления границ поворотных точек земельного участка, после чего между ними проводятся линии, определяющие межи, которые и становятся границами надела.
Нормами права определяется возможность выделения пая из общих земель с/х назначения, в процессе чего потребуется решение органа, имеющего соответствующие полномочия на утверждение возможности как проведения процесса, так и выделения участка для предоставления его в собственность одного из дольщиков.
Инициатором, то есть тем лицом, которое возьмет на себя организацию проведения собрания и оповещение всех заинтересованных лиц, может выступать такое лицо или заинтересованный орган:
- Участник долевой собственности сельскохозяйственного пая;
- Те лица, которые используют пай по непосредственному назначению, при этом имеют законное право на такое действие;
- Орган власти, относящийся к территории, на которой расположен земельный участок.
Инициатором осуществляется публикация объявления, в котором должна содержаться следующая информация:
- Дата собрания;
- Вопросы, которые будут рассматриваться на повестке дня;
- Место, где можно ознакомиться с документацией, что будет составлена на основании проведенного собрания;
Такое оповещение необходимо осуществить не позднее, чем за 40 дней до момента проведения собрания.
На проводимом собрании могут рассматриваться следующие вопросы:
- Рассмотрение возможности подготовки проекта межевания;
- Заключение договора с кадастровым инженером;
- Установление расценок, которые будут допустимы при проведении кадастровых работ;
- Определение долей каждого из участников.
Кроме того, на собрании решается один из важных вопросов – кто будет наделен компетенцией действовать от имени всех членов при проведении процедуры согласования границ.
Цели межевания земель сельхозназначения
Необходимость межевания таких участков возникает в следующих ситуациях:
- Согласование границ для уточнения прохождения межи и утверждения ее с представителями органов власти и соседями;
- Восстановление границ, которые были установлены ранее, но данные по ним утеряны;
- Оформление права собственности на надел;
- Осуществление гражданско-правовой сделки, которая заключается в продаже участка, его обмене, предоставлении в аренду;
- Необходимость решения спорных вопросов, которые возникают в процессе эксплуатации земли;
- Разделение одного участка на два или более (размежевание) или объединение нескольких участков в один.
Процедура
Процедура межевания земель, основным назначением использования которых является сельское хозяйство, осуществляется прохождением таких этапов:
- Предоставление необходимой документации и получение данных по ним;
- Определение точных координат поворотных точек земельного участка;
- Оформление межевого плана;
- Уведомление заинтересованных лиц о проведении процедуры согласования
- Согласование плана с заинтересованными лицами или одним представителем, который уполномочен на такое действие общим собранием;
- Постановка участка на учет.
В процессе обращения в геодезическую организацию, которая будет осуществлять постановку на учет, лицо, непосредственно подавшее заявление для составления межевого плана, должно будет предоставить перечень следующих документов:
- Само заявление о проведении процедуры межевания;
- Паспорт;
- Основание для возникновения права собственности на надел;
- Постановление органа местного самоуправления;
- Документ, подтверждающий право собственности или пользования участком;
- Прочие документы, которые могут быть отдельно затребованы – справка из БТИ об отсутствии объектов, план местности, на которой расположен пай.
Составление и утверждение проекта
Составление проекта осуществляется посредством указания четких границ участка или нескольких паев, относительно которых проводится межевание.
Данный документ должен включать в себя информацию, какая впоследствии будет утверждаться всеми участниками, относительно наделов, которые предоставляются лицам путем выделения из общей массы земель.
Сам проект межевания подготавливает исключительно кадастровый инженер, имеющий разрешение на осуществление такого вида деятельности.
Кроме соответствующей лицензии, наличие которой дает ему такое право, удостовериться в компетенции можно проверив информацию на официальном сайте Росреестра, где размещен список лиц, имеющих действительные разрешения.
Отдельно необходимо учитывать, что к составлению проекта межевания предъявляются определенные требования, которые формируются на основании НПА федерального органа власти.
Учет всех таких норм является прямой обязанностью кадастрового инженера, поскольку документ, составленный без их соблюдения, не будет иметь юридической силы.
Сам проект межевания является предварительным документом, который содержит схему одного участка (или нескольких), а также координаты поворотных точек их границ.
Составленный проект в обязательном порядке предоставляется заинтересованным лицам или их представителю, после чего формируется окончательный межевой план.
Итоговый документ
В результате проведения процедуры межевания собственник участка получает на руки межевой план. Данный документ состоит из двух частей – графической и текстовой.
Графическая представляет собой чертеж принадлежащего лицу земельного участка, а текстовая – описание надела с четким указанием координат границ всех линий, которые, соединяясь, и обозначают границы собственности.
Межевой план дает собственнику возможность получения кадастрового паспорта, регистрации права собственности, продажи участка, его дарения и предоставления в аренду.
Полезное видео
Смотрите интересный видеоматериал, в котором показан процесс межевания земель сельхозназначения.
Заключение
Итак, межевание земель, предназначенных для использования их под сельское хозяйство, имеет некоторые отличия и заключается в проведении общего собрания, на котором утверждается проект межевания.
Отличается также и процедура согласования, которая имеет место перед окончательным формированием документа – для представления интересов собственников земель сельхозназначения может выбираться один человек путем общего голосования.
В результате полученный межевой план дает право владельцу участка на постановку надела на учет и осуществление с ним любых гражданско-правовых сделок.
Расхождение при межевании уточнённой площади земельного участка с площадью по правоустанавливающим документам
Наиболее существенными характеристиками любого земельного участка, которые определяются как уникальные и позволяют однозначно определить этот участок как объект недвижимости, являются местоположение границ и площадь.
Об этом гласят требования Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (п.1 статьи 7 ФЗ № 221-ФЗ от 24.07.2007 г.).
Возникающая необходимость уточнения местоположения границ и площади земельных участков обусловлена рядом причин:
- имеющиеся кадастровые сведения о земельном участке не соответствуют нормативным требованиям к описанию местоположения границ земельных участков ( п.3 ст.25 и п.4 ст.27 Закона о кадастре)
- при уточнении местоположения границ земельных участков зачастую фактическая площадь земельного участка, установленная при межевании, не соответствует площади земельного участка, указанной в правоустанавливающих документах на этот участок
Такие расхождения могут быть как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения площади земельного участка по сравнению со сведениями в документах на него.
Уточнённая площадь земельного участка не должна быть больше площади участка, отражённой в документах и государственном кадастре или акте органа местного самоуправления на величину, большую предельного минимального размера земельного участка.
Минимальный размер земельного участка определяют исходя из п. 1 статьи 33 Земельного кодекса РФ:
предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства устанавливаются законами субъектов РФ, а для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства-нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Предельные минимальные размеры земельных участков, установленные для земель соответствующего целевого назначения в Санкт-Петербурге (Закон Санкт-Петербурга от 18 июля 2007 года N 397-74):
- S min = 300 м 2 = 3 сот = 0.03 га — для участков ИЖС
- S min = 600 м 2 = 6 сот. = 0.06 га – для участков для ведения дачного хозяйства
- S min = 200 м 2 = 2 сот. = 0.02 га — для садоводческих участков
- S min = 18 м 2 — для индивидуальных гаражей
- S min = 5 м 2 — для размещения временных объектов мелкорозничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания без права возведения на данных земельных участках объектов недвижимого имущества
В каких пределах возможно расхождение площадей земельного участка, указанных в правоустанавливающем документе и на кадастровом плане
Если уточнённая площадь земельного участка оказалась больше, чем по документам, то земельный участок можно зарегистрировать, если:
S уточн. (S по док-там — Smin)
Smin — предельный минимальный размер земельного участка, установленный для земель соответствующего целевого назначения.
Пример 1
По наследству на садоводческий земельный участок в Ленинградской области значатся 6 соток, а на новом плане площадь участка составляет 12 соток:
- Sфакт. = 12 сот.
- S по док-там = 6 сот.
- S факт.. > S по док-там
- S min = 500 м 2 — для садоводческих участков в Ленинградской области
- S уточн. S уточн.
Поскольку кадастровый план является обязательным приложением к правоустанавливающему документу, представляемому для государственной регистрации прав, то при наличии расхождения площадей на плане и в документе регистрирующий орган вправе полагать, что представлен план не того объекта, на который заявляются права, и отказать в регистрации.
Пример 2
Согласно акту органа местного самоуправления, гражданину в Санкт-Петербурге предоставлялось в собственность для строительства индивидуального дома 12 соток., а на новом плане площадь участка составляет 9 соток.
- Sфакт. = 9 сот.
- S по док-там = 12 сот.
- S по док-там.> Sфакт
- S min = 300 м 2 (0.03га) – для участков ИЖС в Санкт-Петербурге
- S уточн. (S по док-там — Smin) = 12 сот. — 3 сот. = 9 сот.
- Sфакт. = S уточн.,то есть не превышает уточнённой площади земельного участка. Такой земельный участок подлежит регистрации.
Если предельный минимальный размер земельных участков соотвествующего назначения (ИЖС, садовый, для ведения дачного хозяйства и т.д.) не установлен, уточнённая площадь земельного участка не дольша быть больше чем на 10% площади земельного участка по документам (сведениям в государственном кадастре недвижимости) . Требования ч.1 п.5 ст. 27 Закона о кадастре: