Количество проживающих в квартире

Разъяснен порядок определения количества лиц, проживающих в жилом помещении, в целях расчета размера платы и объема потребления коммунальных услуг

В некоторых формулах, которые применяются для расчета размера платы за коммунальные услуги, используются понятия количество постоянно и временно проживающих граждан. В таких случаях под постоянно проживающими гражданами необходимо понимать граждан, зарегистрированных в помещении по месту жительства; под временно проживающими гражданами — граждан, зарегистрированных в помещении по месту пребывания.

Помимо граждан, зарегистрированных в жилом помещении по месту пребывания, к временно проживающим жилищное законодательство относит также граждан, проживающих в жилом помещении без регистрации в указанном жилом помещении — то есть тех граждан, у которых отсутствует регистрация в указанном жилом помещении и по месту жительства, и по месту пребывания.

В случае, если исполнитель коммунальных услуг обладает информацией о наличии граждан, проживающих в жилом помещении, не оборудованном приборами учетов потребленных ресурсов, без регистрации, он вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Составленный акт в течение 3 дней после его составления направляется в уполномоченный орган в сфере миграции, который проводит проверку и при подтверждении факта проживания граждан в помещении без регистрации составляет акт об административном правонарушении. Именно данный акт является основанием для определения количества временно проживающих в жилом помещении для целей определения размера платы за коммунальные услуги.

Кроме того, поясняется, что применение в расчетах платы за коммунальные услуги и/или содержание жилого помещения такого показателя, как количество граждан, указанных в документах, являющихся основанием для вселения в жилое помещение и пользования жилым помещением (количество собственников, количество нанимателей), не допустимо.

Для жилого помещения, не оборудованного индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета горячей воды, холодной воды, газа, электроэнергии, в котором не зарегистрирован ни один гражданин, при отсутствии Протоколов об административных нарушениях, выраженных в проживании в указанном помещении граждан без регистрации, расчет стоимости коммунальных услуг, потребленных в данном жилом помещении, произведенный исходя из одного проживающего, является противоречащим жилищному законодательству РФ. Количество постоянно и временно проживающих граждан в таком помещении равно нулю.

Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.

Как УО верно составить акт о временно проживающих в квартире лицах

ПП РФ № 354 позволяет УО составлять акт о том, что в квартире без ИПУ проживает больше потребителей, чем официально там зарегистрировано. Сделать это непросто. Рассказываем, как правильно оформить акт об установлении временно проживающих в квартире граждан, чтобы затем использовать его данные при расчётах за КУ.

Составьте в отношении квартир без ИПУ акт об установлении временно проживающих лиц

Вопрос о том, сколько на самом деле в квартире проживает человек, важен для управляющих организаций, ТСЖ и РСО. Количество проживающих влияет на расчёт платы за соответствующую жилищную или коммунальную услугу, если он производится с учётом числа прописанных в помещении потребителей.

Плата за большинство ЖКУ сегодня рассчитывается исходя из площади принадлежащей собственнику квартиры или по показаниям индивидуальных/общедомовых приборов учёта. Однако реальное количество потребителей в помещении важно, если расчёт платы за коммунальные услуги производится исходя из нормативов: при отсутствии или выходе из строя ИПУ.

Управляющие организации и ТСЖ заинтересованы в том, чтобы знать истинное количество потребителей, проживающих в квартире. Если по сведениям исполнителя КУ в помещении всего 1–2 человека, а на самом деле коммунальные ресурсы потребляет большая семья, то неучтённые в нормативе объёмы окажутся в КР на СОИ.

Не так остро вопрос стоит по квартирам, где ИПУ установить можно, но собственники этого не сделали. Тогда к нормативу применяется повышающий коэффициент, и это может значительно компенсировать некорректность расчётов из-за неточных данных о количестве потребителей.

Но если в помещении технически невозможно установить счётчики коммунальных ресурсов, об этом составлен акт, то управляющая организация и ТСЖ могут нести большие расходы при оплате КР на СОИ, ведь величина норматива потребления напрямую зависит от количества проживающих в квартире человек:

Не составляйте акт при наличии заявления от собственника квартиры о временно проживающих

В ПП РФ № 354 законодатели официально дали потребителям и исполнителям коммунальных услуг возможность урегулировать вопрос с незарегистрированными в квартире гражданами двумя способами: добровольно и принудительно.

Добровольно, это когда собственники квартиры или постоянно проживающий в ней человек направляет исполнителю КУ заявление о том, что в его жилом помещении есть временно, то есть более 5 дней, проживающие лица (п. п. 56, 57(1) ПП РФ № 354).

В таком заявлении должны быть указаны фамилия, имя и отчество составителя документа, адрес и сведения о количестве временно проживающих потребителей. Также собственник должен указать дату начала проживания в квартире незарегистрированных лиц и, по возможности, дату их отъезда.

Подобное заявление владелец квартиры или постоянно там проживающий потребитель должен направить исполнителю КУ в течение 3 рабочих дней с момента, как в квартире появились временные жители. Однако случаи, когда собственники помещений в МКД пишут такие заявления, скорее исключение, чем правило.

Чётко следуйте порядку составления и подписания акта согласно ПП РФ № 354

Собственники не спешат писать заявления исполнителям ЖКУ о том, что в их квартире живёт больше потребителей, чем официально зарегистрировано. Тогда у УО, ТСЖ и РСО есть право зафиксировать самостоятельно такие сведения, составив акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении (п. 56(1) ПП РФ № 354).

Правила составления такого акта прописаны в п. 56(1) ПП РФ № 354:

  1. В акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника или постоянно проживающего потребителя, адрес, сведения о количестве временно проживающих потребителей. Если есть возможность определить, с какого времени незарегистрированный человек проживает в квартире, то ставится дата начала временного пребывания. При этом важным условием для проставления такой даты является наличие подписи владельца квартиры.
  2. Акт должен быть подписан исполнителем КУ и собственником помещения. Если собственник отсутствует в квартире во время составления акта или отказывается его подписывать, то в документе обязательно проставляется пометка об этом. Также необходимо, чтобы в такой ситуации акт подписали не менее 2 потребителей и член совета МКД/председатель ТСЖ.
  3. Один экземпляр акта необходимо передать собственнику квартиры/постоянно проживающему потребителю. Если он отказывается брать документ, в акте также об этом должна быть поставлена отметка.
  1. Акт в течение 3 дней с момента его составления обязательно направляется исполнителем КУ в органы внутренних дел.
Читать еще:  Как быстро продать коммерческую недвижимость

Вручите копию акта собственнику квартиры или сделайте отметку об его отказе её получить

Задача составить подобный акт сама по себе непростая: вряд ли хозяева «резиновых» квартир с охотой пустят представителей управляющей организации или ТСЖ к себе для проверки. Но если все-таки УО это удалось, то стоит чётко следовать требованиям ПП РФ № 354 к такому акту, чтобы усилия не пропали даром из-за технической ошибки.

Важность следовать всем требованиям ПП РФ № 354 к акту об установлении количества проживающих в помещении потребителей в сентябре 2019 года подчеркнул ВС РФ, подводя итог судебному делу № А56-102775/2018.

Управляющая организация смогла составить акт, в котором зафиксировала, что в квартире, где не установлены индивидуальные приборы учёта, проживают незарегистрированные лица. На основании этого документа УО стала вести расчёты платы за коммунальные услуги.

Собственник квартиры с завышенными начислениями не согласился и обратился с жалобой в орган ГЖН. Ведомство, проведя документарную проверку УО, вынесло компании предписание прекратить нарушение и сделать потребителям перерасчёт без учёта данных, которые указаны в акте.

Управляющая организация подала в суд иск с требованием признать предписание органа ГЖН недействительным, поскольку она действовала в соответствии с п.п. 56, 57 ПП РФ № 354.

Обязательно направьте копию акта в орган внутренних дел

Суд первой инстанции отклонил иск управляющей организации, указав на то, что истец не исполнил всех требований к порядку составления акта об установлении фактически проживающих в квартире лиц. Акт не был вручён собственнику квартиры и не направлялся в органы внутренних дел.

Апелляционный суд решение первой инстанции отменил. Судья отметил, что содержание акта соответствует требованиям п. 56(1) ПП РФ № 354, и достоверность содержащейся в нём информации подтверждена проверкой. Ненаправление акта в органы внутренних дел не отменяет факта, что в квартире проживает больше человек, чем зарегистрировано. Следовательно, УО вправе рассчитывать плату за КУ согласно данным такого акта.

Орган ГЖН подал жалобу в кассационный суд, который вернулся к позиции первой инстанции, отменив постановление апелляционного суда. УО не выполнила всех требуемых от неё действий при составлении акта, не направив копию документа собственнику и в орган, уполномоченный на осуществление функций по надзору в сфере миграции.

Составленный акт не может быть признан надлежащим документом для начисления платы за коммунальные услуги, исходя из указанного в нём количества проживающих граждан. ВС РФ подтвердил правильность позиции кассационного суда. Предписание органа ГЖН осталось в силе, и УО пришлось сделать перерасчёт платы за коммунальные услуги без учёта данных, указанных в акте.

Соберите комиссию для подтверждения проживания в квартире незарегистрированных лиц

Ненаправление акта в органы внутренних дел, которые составляют протокол об административном правонарушении по ст. ст. 19.15, 19.15.1, 19.15.2 КоАП РФ чаще всего становится причиной признания действий УО незаконными. Подобная позиция судей встречается, например, в делах № А54-4279/2015, № А50-22264/2015, № А13-7749/2014.

При составлении акта УО могут принять во внимание рекомендации, которые даны в «Методических рекомендациях по выявлению физических лиц, пользующихся жилым помещением». Документ утверждён Департаментом ЖКХ и благоустройства г. Москва от 14.06. 2013 № 05-14-182/3.

Авторы документа рекомендуют проводить проверку для составления акта минимум два раза за расчётный период, и делать это целой комиссией. В такую комиссию следует включить представителей УО/ТСЖ и совета МКД, участкового уполномоченного полиции, хотя бы двух независимых свидетелей. Такие предосторожности помогут исполнителю КУ в суде доказать достоверность указанных в акте сведений.

На заметку

Наличие в ПП РФ № 354 законных оснований для исполнителя КУ составить акт о проживании в квартире большего количество потребителей, чем официально зарегистрировано, не помогает УО и ТСЖ справляться с «резиновыми» квартирами, где не установлены ИПУ.

Сначала им достаточно сложно составить акт о том, что в помещении есть временно проживающие лица, а затем доказать надзорным ведомствам и суду, что они имеют право учитывать данные акта при расчёте платы за ЖКУ.

Если УО или ТСЖ решили всё-таки добиться правды, установить количество проживающих в квартире потребителей и составить акт, то им следует точно соблюдать требования ПП РФ № 354 к этому процессу. Им необходимо сделать в акте все необходимые отметки, поставить подписи, направить экземпляр документа собственнику квартиры и в орган внутренних дел.

Сколько человек фактически проживает в квартире? Коммунальщики призывают «стучать» на соседей, чтобы не оплачивать ЖКХ за бригаду рабочих-нелегалов в квартире этажом выше

Сегодня одна из самых обсуждаемых тем на форумах Екатеринбурга — странные квитанции за коммунальные услуги. Горожане жалуются, что в графе « количество проживающих» управляющие компании ставят выдуманные числа. Приписывают лишних людей, которые никогда не жили в квартирах. В управляющих компаниях заявляют: плата начисляется за фактическое количество проживающих.

Численность проживающих и оплата ЖКХ

Жители многоквартирных домов по всей России стали получать « странные» квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг. В « квитках» значатся таинственные « фактически проживающие» граждане, исходя из количества которых коммунальщики начисляют плату за ЖКУ. При этом установить число « фактически проживающих» УК предлагают « бдительным» жильцам, попросту призывая « стучать» на соседей.

Российские собственники квартир всего месяц-другой назад стали получать квитанции на оплату коммунальных услуг нового образца. Напомним, что это связано с вступлением в силу с 1 сентября 2012 года постановления правительства № 354, которое поменяло правила предоставления жилищно-коммунальных услуг потребителям. В новой платежке присутствуют строки « Количество зарегистрированных/фактически проживающих граждан».

Эту строчку можно было встретить и в старых квитках. Однако с сентября граждане, во втором пункте этой строчки регулярно видевшие цифру «0 », внезапно стали получать квитки с 2-3 « фактически проживающими». « Мне одного лишнего человека в „фактически проживающие“ написали – кто такой, главное, откуда он взялся – УК ручками разводят, не знают», – пишет пользователь одного из екатеринбургских форумов «Igla ». « В прошлом месяце приписали мне таких 6 человек!», – возмущается форумчанка «tatyanka ». И сообщений такого рода – сотни.

Читать еще:  Как снять квартиру у собственника

Коммунальщики: хочешь платить меньше? Сообщи, сколько народу живет у соседа

Это с одной стороны. А вот другая. В доме, где живет Ольга Березина, установлен общедомовой прибор учета воды, в ее квартире поставлены счетчики и на холодную, и на горячую воду. Но счета все равно приходят заоблачные. И женщина даже знает, за кого она платит — в одной из квартир живут гастарбайтеры. Как старшая по подъезду Ольга сообщила об этом в управляющую компанию. Она не боится испортить отношения с соседями. « По шесть кубометров, это представляете, по шесть тонн с квартиры, мы все это оплачиваем!», — приводит слова жительницы Екатеринбурга радиостанция Вести ФМ.

Одна из управляющих компаний Екатеринбурга возле каждого подъезда разместила объявления с призывом сообщать, сколько на самом деле живет людей в квартирах. И как говорит пресс-секретарь управляющей компании Дарья Гусарова, результат не заставил себя ждать. « Объем звонков в управляющую компанию увеличился, и мы ходим несколько раз в неделю с комиссией по домам по квартирам и составляем акты».

Только одного сообщения от жильцов мало. Прежде чем владельцу квадратных метров начислят плату за воду не по количеству прописанных, а по фактическому количеству проживающих, в квартиру придет целая комиссия: коммунальщики, представители совета дома и участковый. Как рассказывает пресс-секретарь управляющей компании Дарья Гусарова, и после составления акта собственники пытаются спорить. « Если человек не прописан в квартире, у него ноль прописанных, и он сдает квартиру 10 гражданам ближнего зарубежья, то, конечно, ему невыгодно платить по факту потребления, и приборы учета у него в квартире не будут установлены, конечно, есть негатив со стороны таких недобропорядочных граждан, которые о соседях не думают».

Коммунальщики в таких случаях пытаются воззвать к совести владельцев квартир. Объясняют, что управляющей компании нет дела до того, сколько человек живет в комнате, если стоит счетчик учета воды, тогда оплата начисляется по потреблению ресурса. Собственник квадратных метров, впрочем, имеет право в суде оспорить сумму в квитанции. Но таких прецедентов в Екатеринбурге пока не было.

Количество фактически проживающих в квартире: « донос» или « восстановление справедливости»?

Но не слишком ли рьяно управляющие компании рьяно взялись за разъяснительную работу с населением? Многие уральские УК буквально призывают « стучать» на соседей, которые « не прописаны, но живут и ресурсы потребляют».

Действительно, в ППРФ № 354 законодательно закреплена возможность начислять плату собственникам помещений в многоквартирных жилых домах, исходя из количества фактически проживающих граждан. Так что, в своем роде, управляющие организации правы.

« Если жители дома заметили, что в соседней квартире на постоянной основе стали проживать незарегистрированные граждане, им необходимо обратиться с соответствующим заявлением в управляющую компанию. После чего специалисты УК совместно с участковыми и группой активных жителей выйдут на объект и составят акт фактического проживания ( с подписью соседей, представителей УК и участкового). Согласно ему в дальнейшем будут проходить начисления на оплату ЖКУ», – рассказала « Новому Региону» генеральный директор одной из УК Екатеринбурга.

Кстати, по такой же процедуре происходит установление факта « реально проживающих» в квартире граждан и в других управляющих организациях или ТСЖ – не только на Урале, но и по всей России. Однако обладают ли простые жители « многоквартирников» или т.н. домкомы, и даже специалисты УК и участковые полиции правом, а главное – компетенцией – чтобы определять, сколько на самом деле человек живет в той или иной квартире?

Расчет количества проживающий в квартире: что говорит законодательство?

Так, в соответствии с п. 34 ПП РФ № 354 « потребитель обязан информировать исполнителя ( т.е. УК или ТСЖ) об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих ( в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим ( квартирным) прибором учета».

Кроме того, в другом пункте того же постановления – п. 58 ПП РФ№ 354 – « количество временно проживающих потребителей в жилом помещении определяется на основании заявления, которое содержит ФИО собственника или постоянно проживающего потребителя, адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей, о датах начала и окончания проживания таких потребителей в жилом помещении. Такое заявление направляется исполнителю собственником или постоянно проживающим потребителем в течение 3 рабочих дней со дня прибытия временно проживающих потребителей», – говорится в документе.

В то же время, в постановлении российского правительства четко прописано, что собственник квартиры должен сам обратиться к коммунальщикам, чтобы те зафиксировали дополнительных « фактически проживающих» в его квартире граждан. Действительно, здесь можно усмотреть законодательный пробел, поскольку реальное потребление в той или иной квартире отдано на добросовестность и честность ее жильцов. Однако «dura lex – sed lex», и в постановлении законодательно не определено иных методов установления количества фактически проживающих. А, значит, схемы, которые используют российские коммунальщики, попросту незаконны.

Количество проживающих в квартире и оплата ЖКХ: какова точка зрении судов?

К аналогичным выводам, судя по всему, приходят и представители отечественной судебной системы – и прецедентов уже не мало. Так, например, Дзержинский суд города Перми, рассматривая иск управляющей компании к одному из потребителей, признал начисления, основанные на показаниях соседей ответчика, незаконными.

« Из свидетельских показаний соседки К., показавшей, что постоянно видит какую-то женщину у ответчика П-ва вместе с ним в разное время суток, и актов, составленных членами ЖСК, невозможно установить, на кого именно начисляются коммунальные платежи как на второго человека, временного проживающего в квартире ответчика. Свидетель Т. показала, что видела с ответчиком П-вым женщин, но сказать, что одну не может. При имеющихся в деле доказательствах юридических оснований для начисления платы на второго человека не имеется», – постановили представители Дзержинского суда Перми.

Читать еще:  Мена недвижимого имущества

Похожий иск коммунальщиков к потребителям рассматривал не так давно и суд города Иваново. Представители управляющей организации также пытались взыскать с потребителя деньги за предоставленные ресурсы, рассчитанные исходя из числа « фактически проживающих» граждан на основе показаний соседей. Однако и тут суд встал на сторону ответчика.

« Принимая во внимание отсутствие отрегулированной надлежащим образом процедуры сбора сведений о количестве фактически проживающих граждан в жилых помещениях, не оборудованных ИПУ, проверки их достоверности, процедуры привлечения к ответственности лиц, представивших заведомо недостоверные сведения, либо сведения, не соответствующие действительности, а также учитывая, что инициативные группы, созданные в домах, указанных в исковом заявлении, не наделены подобными полномочиями в установленном законом порядке, суд приходит к выводу о незаконности действий коммунальной организации при начислении платы за горячую воду на основании информации, предоставленной инициативными группами, созданными по решению общих собраний собственников помещений», – гласит решение Ивановского суда.

Резюме? Оно таково: жители, получившие « платежки» с дополнительно приписанными « фактически проживающими» гражданами – конечно, при отсутствии таковых – могут обращаться в свою управляющую организацию с требованием проведения перерасчета. В противном случае, собственник жилья вправе обратиться в суд, который, скорее всего, встанет на его сторону.

Определение количества проживающих в жилых помещениях при расчете размера платы за коммунальные услуги

Порядок установления количества проживающих в жилом помещении, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, для расчета размера платы определен пунктами 56-58 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 (далее — Правила).

Если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей.

При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

В случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении.

Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта — исполнителем и не менее чем 2 потребителями и членом совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.

В этом акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей, а также при наличии возможности определения даты начала их проживания и при условии подписания акта собственником жилого помещения (постоянно проживающим потребителем) указывается дата начала их проживания.

В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка.

Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю), а при отказе в получении такого акта делается отметка.

Указанный акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел.

При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, рассчитывается исполнителем пропорционально количеству прожитых такими потребителями дней и оплачивается постоянно проживающим потребителем.

Расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, прекращается со дня, следующего за днем:

ввода в эксплуатацию индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета горячей воды, холодной воды и (или) электрической энергии, предназначенного для учета потребления такого (таких) коммунальных ресурсов в жилом помещении, которым пользуются временно проживающие потребители;

окончания срока проживания таких потребителей в жилом помещении, который указан в заявлении собственника или постоянно проживающего потребителя о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями, но не ранее даты получения такого заявления исполнителем.

Дата начала проживания временно проживающих лиц в жилом помещении для применения при расчете платы за коммунальные услуги и проведения в случае необходимости перерасчетов за прошлые периоды указывается в заявлении собственника (постоянно проживающего потребителя) о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями.

При отсутствии такого заявления или при отсутствии в таком заявлении даты начала проживания временно проживающих лиц в жилом помещении такой датой считается 1-е число месяца даты составления акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт составляется в порядке, определенном Правилами.

В заявлении собственника или постоянно проживающего потребителя о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями должны быть указаны фамилия, имя и отчество собственника или постоянно проживающего потребителя, адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей, о датах начала и окончания проживания таких потребителей в жилом помещении. Такое заявление направляется исполнителю собственником или постоянно проживающим потребителем в течение 3 рабочих дней со дня прибытия временно проживающих потребителей.

Количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления и (или) на основании составленного исполнителем акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector