Как признать семью нуждающейся в жилом помещении

Обеспечение малоимущих граждан жильем по договорам социального найма: причины отказа

Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону. Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.

ВС РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).

Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.

Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма

Одно из главных условий для получения жилья по договору социального найма – признание гражданина малоимущим. Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ). Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (п. 3, п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ). А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье. В Москве эта норма составляет 10 кв. м на человека, в Санкт-Петербурге – 9 кв. м, в Ярославле – 12 кв. м. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ). При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.

Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):

  • подача заявления о снятии с учета;
  • утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
  • выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
  • выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.

Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).

Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов. Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л. и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).

Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления. Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ. Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).

Читать еще:  Как узнать статус жилого помещения

Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета

Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание ВС РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи. Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К. никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К. неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).

Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания. Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т., причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).

Еще один случай, когда гражданин не может быть снят с учета, – при изменении муниципалитетом учетной нормы площади жилья уже после постановки граждан на учет. К такому выводу пришел суд, рассматривая иск гражданки Ш. Изначально она была поставлена на учет как нуждающаяся в жилье в связи с тем, что обеспеченность членов ее семьи общей площадью жилого помещения была меньше учетной нормы, которая равнялась на тот момент 15 кв. м на человека. А площадь квартиры, в которой Ш. проживала с сыном и матерью, составляла 37,3 кв. м. (то есть на каждого члена семьи приходилось менее 12,4 кв. м) Впоследствии администрация соответствующего городского округа снизила учетную норму до 10 кв. м общей площади на одного человека. Почти через полтора года после этого члены семьи Ш. были сняты с учета в связи с тем, что приходящаяся на каждого площадь жилья превышала учетную норму. Граждане действительно не могут быть приняты на учет, если обеспечены жильем сверх учетной нормы. Но в рассматриваемом случае превышения учетной нормы на момент решения вопроса о признании Ш. и ее семьи нуждающимися в жилом помещении не было. Рассматривая данное дело, суд подчеркнул, что со дня постановки на учет и до принятия решения о снятии с него улучшения жилищных условий семьи Ш. не произошло, а значит основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма не утрачены (по материалам судебной практики Свердловского областного суда).

Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими. ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.

Как получить статус семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий: условия предоставления молодой семье

Закон даёт молодожёнам возможность подать заявку на улучшение жилищных условий и оформить соответствующий статус. Об этой процедуре пойдёт речь далее.

Как молодой семье добиться статуса нуждающейся в улучшении жилищных условий: требования и порядок процедуры

Молодожёнам одинаково тяжело достаётся как покупка первого жилья, так и переезд в новую квартиру. На такой случай законодательством предусмотрена возможность оформления сертификата, дающего право на финансовую поддержку при покупке новой недвижимости. Далее рассказано, какие требования действуют для претендентов и что нужно сделать для оформления субсидии.

Кто относится к категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Господдержка предоставляется не всем желающим переехать в новую квартиру. Сертификат присваивается только тем, кто проживает в особо тяжёлых условиях. К ним относят тех лиц, кто:

  • живёт на правах аренды в помещении, квадратура которого меньше нормы, установленной законом (в пересчёте на число сожителей);
  • проживает в квартире, несоответствующей надлежащим условиями комфорта и (или) безопасности. Безопасных условий жизни не имеют лица, живущие в домах и иных строениях, непригодных для нормального проживания или признанных аварийными;
  • лица, сожительствующие с гражданами, больными тяжёлыми и заразными ,заразными болезнями. Все, кто проживают с ними в одной жилплощади, рискуют заразиться. Перечень болезней закреплён приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н.

Сюда относят как самого квартиросъёмщика, так и членов семьи, проживающих с ним (согласно статье 51 ЖК). Законом закреплена обязательная процедура постановки таких лиц на учёт (статья 49 ЖК).

В России действуют специальные программы, направленные на обеспечение малоимущих жильём. Регламент предоставления соцжилья закреплён в положениях ЖК. Они могут действовать на разном уровне. Сама денежная поддержка бывает полной и частичной.

Читать еще:  Какой регион в крыму

На 2018 год эти показатели таковы:

  • 12 кв.м. на каждого члена семьи в составе более 3 человек;
  • 54 кв.м. для родителей с 1 малышом;
  • 42 кв. м. для бездетной пары.

Условия для получения статуса нуждающейся молодой семьи 2018

Нуждающимся в расширении жилусловий необходимо соответствовать следующим критериям:

  • проживать последние пару лет в городе, где запрашивается помощь в оформлении нового жилья. Срок определяется местными и региональными властями;
  • заявитель должен быть зарегистрирован в данном городе;
  • метраж квартиры или её состояние не соответствует нормам;
  • возраст родителей составляет менее 35 лет.

Если статус и госпомощь в приобретении жилья запрашивает многодетная мать-одиночка, она должна подтвердить, что является малоимущей (согласно региональным нормам), т.е.:

  • живёт в квартире с недостаточным метражом;
  • имеет доход ниже минимальной нормы.

Основания для получения статуса

Среди законных причин для оформления нуждающимся (согл. ст. 52 ЖК) выделяют ряд факторов:

  1. Недостаточная квадратура имеющегося жилья в пересчёте на каждого жильца.
  2. Несоответствие жилплощади действующим нормам безопасности или санитарии, а также отсутствие удобств. К последнему обычно относят жильё коридорного типа, где отсутствует вода, канализация, газ или электричество.
  3. Проживание вместе с больными людьми в неизолированных помещения (человек должен не являться родственником заявителя).
  4. Длительное проживание в общежитии (исключение – нахождение на обучении или сезонной работе) или на съёмной жилплощади (последние пару лет).

Есть также иные категории граждан, которых также могут признать нуждающимися в соцжилье:

  • семьи военнослужащих (в т.ч. погибших во время службы);
  • лица с тяжёлыми и опасными болезнями и члены их сожителей;
  • многодетные семьи (минимум с 3 детьми).

Как оформить

Крупнейшей программой для молодожёнов, по которой предоставляется новое жильё, считается «Молодая семья». Это госпрограмма помощи, нацеленная преимущественно на родителей с детьми, однако наличие детей не обязательно. Согласно ей, пары получают субсидии:

  1. На жильё с первичного рынка.
  2. На участие в долевом строительстве.

На покупку вторичной жилплощади не предоставляют ни субсидий, ни ипотеки.

Рассматривают и заработок граждан:

  • от 21 621 рублей для бездетной пары;
  • от 32 510 рублей – для 3 человек;
  • 43 350 рублей – для 4 человек.

Предоставляется частичная субсидия, размер которой определяется из численности семейства:

  • 30 % от стоимости оплачивается, если статус получила бездетная пара.
  • 35 % для родителей с 1 ребёнком.
  • 40 % — для семейств с 2 детьми.
  • За 3 и более детей предоставляется 50%-я субсидия.
  • До 40 % — при участие в долевом строительстве.
  • Для жителей Крайнего Севера и иных неблагоприятных территорий России размер субсидии доходит до 80%.

Остальная сумма уплачивается самими супругами.

Процедура оформления госпомощи на покупку новой жилплощади для молодых семей проводится так:

  1. Подаётся заявка вместе со всеми документами в отдел соцзащиты.
  2. Там документы рассматривают и по итогам выносят решение о признании семейства малоимущим.
  3. С выданным подтверждающим свидетельством направляются в жилищное управление, где на его основании принимают решение о выдаче субсидии.

Требуемые документы

Желающему потребуется предоставить следующие бумаги для одобрения заявки:

  • выписку со счёта каждого взрослого члена семьи и справки, где указан доход заявителей;
  • паспорта каждого жильца;
  • свидетельство о браке;
  • техпаспорт недвижимости (из БТИ), если имеется – санитарный паспорт;
  • свидетельство о рождении (каждого ребёнка);
  • справку о составе семьи;
  • правоустанавливающие документы, подтверждающие право владения или пользования текущей недвижимостью (договор покупки или найма), плюс свидетельства о владении другим дорогим имуществом (землёй, машиной и пр.);
  • выписку из домовой книги;
  • медзаключение о наличие серьёзного заболевания у одного из супругов или детей, либо свидетельство об инвалидности.

Заявление

Заявка на признание нуждающимся имеет форму, установленную Постановлением Правительства от 25 августа 2015 г. № 889. Образец заявителю должны будут предоставить на месте.

Кем выдается справка о нуждаемости

Все бумаги подаются в местное отделение соцзащиты населения. При рассмотрении учитываются не просто нынешние доходы, но и возможные перспективы. Там должны решить, сможет ли в ближайшие 20 лет семейство своими силами накопить на покупку квартиры или дома.

Сроки рассмотрения

Все бумаги должны рассмотреть и вынести решение в течение 10 дней. В случае необходимости срок могут продлить ещё на несколько дней. Если прошение будет удовлетворено, заявителю присвоят соответствующий сертификат.

Подав его в жилищный отдел, нужно подождать, пока средства будут начислены. Обычно все программы соцподдержки работают следующим образом:

  • в начале каждого города из федерального бюджета деньги перечисляют в местный;
  • далее средства распределяют в порядке очерёдности.

Когда могут отказать

Отказывают обычно, если:

  • пакет свидетельств не полон;
  • после проверки условий проживания и финансового состояния установили, что заявители не являются малоимущими.

Когда гражданина оповещают о данном решение (только письменным уведомлением), уполномоченные лица обязательно должны пояснить, чем оно было мотивировано, и подсказать, где была допущена ошибка. Возможно, потребуется донести документы или запросить новые.

Но при выявлении попытки мошенничества, нарушителя лишат права участвовать программах соцподдержки следующие 5 лет.

Итак, все нуждающиеся в новой жилой недвижимости должны соответствовать целому ряду критерий, а потребность в переезде и госпомощи обязаны подтвердить свидетельствами. По результатам первого этапа гражданам выдают сертификат, благодаря которому её затем поставят в очередь. После ожидание может затянуться на несколько лет из-за большого количества участников программы.

Начислят безналичные средства, которые переведут напрямую на счёт продавца или строительной компании, у которой приобретается новая жилплощадь. Регистрируют всех нуждающихся в территориальном Департаменте жилищной политики. Направив туда прошение, можно узнать номер в очереди. Ответ дадут в течение 30 дней.

Полезное видео

Нуждаемость в жилом помещении в целях участия в программе «Молодая семья»

В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» участником может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является российским гражданином, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося российским гражданином, и одного и более детей при условии, что:

семья признана нуждающейся в жилом помещении.

В целях Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Читать еще:  Кому писать жалобу на управляющую компанию жкх

В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане:

  • Не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
  • Являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы жилья.
  • Проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
  • Являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

При принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта РФ период, предшествующий постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, но не менее чем за пять лет. Такая норма установлена статьей 53 ЖК РФ. Намеренное ухудшение жилищных условий является одной из основных причин отказа в признании семьи нуждающейся в жилом помещении.

Также молодая семья — участник подпрограммы должна иметь доходы, достаточные для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи — участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

Новости по теме

В российском законодательстве предусмотрена программа оказания помощи гражданам в приобретении жилья или улучшении жилищных условий. Подобное подразумевает выдачу жилищного сертификата, на который могут претендовать далеко не все. Об особенностях получения финансовой помощи следует узнавать заранее –.

Минстрой России подготовил законопроект, корректирующий правила предоставления и использования социальной помощи молодым семьям.

При покупке квартиры все без исключения желают совершить сделку максимально выгодно. А получить хорошую скидку – это вообще заветная мечта. Причем речь идет не о сэкономленных 10-15 процентах, которые периодически можно «словить» в жилом комплексе при запуске акции от застройщика. Нет.

Последние новости по программе «Молодая семья»

Национальным проектом «Жилье и городская среда» предусматривается, что к 2024 году ежегодно до 4 млн семей самостоятельно смогут купить жилье, в том числе с помощью льготной ипотеки, и еще 1 млн россиян смогут переселиться из аварийного жилья, арендовать квартиру с помощью программ социального.

Российская программа ипотеки под 6% для молодых семей с детьми может быть расширена: ее планируется увеличить по объему и сделать более эффективной, заявил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин во время прямого эфира в своем официальном Instagram-аккаунте.

Сбербанк снизит ставки по ипотеке в среднем на 0,5 п.п с 6 мая 2020 года. Об этом говорится в сообщении кредитной организации.

О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий

В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 3 Закона Самарской области от 11.07.2006 № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства.

Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector