Экологическая безопасность вс рф

Экологическая безопасность вс рф

Экологическая безопасность военной деятельности — состояние защищенности окружающей среды от неблагоприятного воздействия, возникающего вследствие деятельности вооруженных сил, а также предприятий оборонного промышленного комплекса в мирное время. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

Экологическая безопасность вооружения, военной техники (ВВТ) и военных объектов — 434. Экологическая безопасность вооружения, военной техники (ВВТ) и военных объектов свойство вооружения, военной техники и военных объектов обеспечивать предотвращение (снижение) вредного воздействия вооружения, военной техники и военных… … Официальная терминология

Экологическая безопасность военной деятельности — защищенность окружающей природной среды от неблагоприятного воздействия, возникающего вследствие деятельности вооруженных сил, а также предприятий оборонного промышленного комплекса в мирное время … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ — совокупность внутренних и внешних условий, которые гарантируют стабильное развитие общества, защиту границ от внешних и внутренних угроз. Б.н. предполагает безусловную возможность для проведения государством самостоятельной внешней и внутренней… … Политология: словарь-справочник

БЕЗОПАСНОСТЬ — состояние общественных отношений, при котором личность, социальная группа, общность, народ, страна (государство) может самостоятельно, суверенно, без вмешательства и давления извне свободно выбирать и осуществлять свою стратегию международного… … Социология: Энциклопедия

Безопасность войск в чрезвычайной ситуации — Состояние позиционных районов и их объектов в результате возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС), при котором войскам и населению военного городка не угрожает существенная опасность для жизни и здоровья, не нарушается система жизнеобеспечения и… … Энциклопедия РВСН

Государство — (Country) Государство это особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан Происхождение государства, признаки государства, форма государственного правления, форма государственного… … Энциклопедия инвестора

Путин, Владимир — Президент Российской Федерации Президент Российской Федерации с мая 2012 года, ранее занимал эту должность в 2000 2008 годах. В 2008 2012 годах премьер министр РФ и председатель партии Единая Россия , беспартийный. Ранее временно исполняющий… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Военное сотрудничество России и НАТО — Сотрудничество между Россией и 28 государствами членами НАТО осуществляется под руководством Совета Россия НАТО (СРН). Рабочую программу страны‑члены СРН согласуют ежегодно. В целях содействия сотрудничеству Россия учредила дипломатическое… … Энциклопедия ньюсмейкеров

ГОСТ 31278-2004: Сотрудничество государств-участников Содружества Независимых Государств военно-экономическое. Термины и определения — Терминология ГОСТ 31278 2004: Сотрудничество государств участников Содружества Независимых Государств военно экономическое. Термины и определения оригинал документа: 2.2.24 базовая технология: Технология, лежащая в основе создания широкого… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Экологическое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации

Вооруженные Силы РФ являются одним из крупных экологопользова- телей. Земли обороны и безопасности составляют около 12 млн га земель, в том числе 4,3 млн га лесов, на которых расположены военные гарнизоны, полигоны, позиционные районы, аэродромы, охранные зоны особо важных объектов и другие объекты, и 750 тыс. га сельхозугодий.

В связи со спецификой и характером своей деятельности (насыщенностью сложным вооружением и военной техникой, использованием различных агрессивных и токсичных веществ и т.п.), Вооруженные Силы РФ, естественно, оказывают серьезное воздействие на окружающую среду (загрязнение окружающей среды нефтепродуктами и горюче-смазочными материалами, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и сбросы в водные объекты, недостаточная обеспеченность очистными сооружениями, накопление отходов и др.).

Под экологической обеспечением Вооруженных Сил РФ понимается комплекс мер правового, организационно-технического, социально-экономического, воспитательного и иного характера, проводимых в целях сохранения и восстановления природной среды, защиты жизненно важных интересов военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, населения от возможного негативного воздействия деятельности Вооруженных Сил РФ, предотвращения и ликвидации экологических последствий аварий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах Вооруженных Сил РФ.

Приказом Министра обороны РФ от 20.08.2007 № 340 утверждено Положение об органах экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации. Основными задачами экологических служб военных округов (флотов), объединений, экологических служб (должностных лиц) соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ являются:

  • — разработка мероприятий по снижению (предотвращению) негативного воздействия деятельности воинских формирований на окружающую среду и ликвидации ее последствий;
  • — организация контроля за выполнением в воинских формированиях требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, международных договоров и соглашений Российской Федерации, правовых актов Минобороны России по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
  • — организация экологического обучения, воспитания и формирования экологической культуры личного состава воинских формирований;
  • — планирование и организация в пределах своей компетенции обеспечения воинских формирований техническими средствами экологической безопасности.

Органы экологической безопасности Вооруженных Сил РФ содержатся в соответствии с организационной структурой войск (сил) и характером решаемых ими задач. В состав этих органов входят: Управление начальника экологической безопасности Вооруженных Сил РФ, Экологический центр Минобороны России, экологические службы военных округов (флотов), объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ. Командующим войсками военных округов, флотами, Каспийской флотилией поручено осуществлять руководство обеспечением экологической безопасности войск (сил), дислоцирующихся на территории соответствующих военных округов, в районах базирования (дислокации) и деятельности сил (войск) флотов, Каспийской флотилии и сил (войск), находящихся в оперативном подчинении командующих флотами.

В соответствии с Законом об охране окружающей среды (ст. 41) требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов (ст. 36—39), в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты, вооружение и военную технику, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды. Таким образом, указанный закон распространяет экологические требования, установленные для размещения, строительства и эксплуатации гражданских предприятий и иных хозяйственных объектов, на всю военную деятельность, размещение, строительство и эксплуатацию военных и оборонных объектов.

Читать еще:  Попал пьяный в дтп какое наказание

Федеральный государственный экологический надзор в отношении специальных, военных, режимных объектов, предприятий и организаций, объектов оборонной промышленности осуществляется уполномоченными должностными лицами в установленном порядке, с соблюдением требований Закона РФ «О государственной тайне» и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов РФ.

Вместе с тем учитываются специфические особенности функционирования данной отрасли. В частности, предварительное согласование мест строительства объектов военной деятельности подчиняется требованиям сохранения государственной тайны. Поэтому участие общественных организаций, проведение референдума и тому подобных мероприятий в данных случаях исключаются.

В равной степени на военные учреждения (воинские части, предприятия и др.) распространяется требование о возмещении вреда, причиненного окружающей среде деятельностью военных подразделений, военных оборонных объектов. Такой вред подлежит возмещению потерпевшим — предприятиям (организациям), гражданам как в случае факта экологического правонарушения, так и при правомерном причинении вреда, если это предусмотрено законом. В частности, подлежит возмещению правомерный вред, причиненный военными структурами во время проведения учений, маневров и иной деятельности военных формирований в мирное время.

Этапы зарождения и развития экологической службы Вооруженных Сил России

Этапы зарождения и развития экологической службы Вооруженных Сил России

История экологической безопасности ВС РФ началась с создания Инспекции охраны природной среды. До этого в Министерстве обороны вопросами охраны природы занималось Глав КЭУ МО СССР.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 1 декабря 1978 года № 984 «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению природных ресурсов» 2 июня 1980 года был издан приказ Министра обороны СССР № 156 «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов». На основании этого приказа и была сформирована Инспекция по охране окружающей среды в составе Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны.

С 1987 года Инспекция охраны природы включена в состав управления заместителя Министра обороны СССР — начальника Тыла ВС СССР на правах самостоятельного подразделения.

В апреле 1992 года в связи с образованием Российской Армии на базе Инспекции охраны природной среды МО СССР было создано Управление экологии и специальных средств защиты МО РФ. Начальником Управления был назначен тогда полковник Григоров Сергей Иванович.

В 1997 году в связи с расширением задач по обеспечению экологической безопасности войск (сил) Управление экологии и специальных средств защиты МО РФ переименовано в Управление начальника экологической безопасности ВС РФ (УНЭБ ВС РФ).

В 1998 году на базе инспекций охраны окружающей среды Главных и центральных управлений МО РФ, Тыла ВС РФ, видов ВС РФ, родов войск, военных округов и флотов создана Экологическая служба ВС РФ. Начальником экологической безопасности ВС РФ был назначен в то время генерал-майор Алексеев Борис Николаевич. Со сменой названия изменился состав и объем задач, решаемых Экологической службой Вооруженных Сил Российской Федерации. На первое место вышли вопросы обеспечения экологической безопасности деятельности войск (сил).

В декабре 2001 года Управление начальника экологической безопасности ВС РФ подчинено начальнику Тыла ВС РФ — заместителю Министра обороны РФ генералу армии Исакову Владимиру Ильичу.

Экологическая обстановка в Вооруженных Силах Российской Федерации остается сложной. Анализ проблем предыдущих лет, связанных с образовавшимися в результате военной деятельности загрязнениями окружающей среды (ОС), отсутствием условий надежного хранения и содержания вооружения и военной техники (ВВТ), продолжающимися случаями загрязнения ОС на территории военных объектов свидетельствует о необходимости оснащения войск (сил) и органов Экологической службы ВС РФ средствами обеспечения экологической безопасности.

В настоящее время такие средства в основном находятся в состоянии разработки и принятия на снабжение войск (сил). Проблема состоит в том, что большинство штатных средств измерения военного назначения, разработанных по заказам других органов военного управления, не соответствуют требованиям по диапазонам измерений для определения типовых загрязнителей в ходе повседневной военной деятельности, или не отвечают требованиям по предназначению в части обеспечения экологической безопасности.

Разработка перспективных технических средств обеспечения экологической безопасности ВС РФ, создаваемых по заданию Управления начальника экологической безопасности ВС РФ в рамках Государственной программы вооружения 2001-2010 гг. предприятиями и организациями промышленности, осуществляется по направлениям:

— экологического мониторинга и контроля ОС;
— экологической защиты личного состава ВС РФ;
— ликвидации загрязнений ОС.

Средства экологического мониторинга и контроля окружающей среды должны состоять из разрабатываемых в настоящее время:

— войсковых средств экологического контроля;
— стационарных и подвижных экологических лабораторий;
— дистанционных средств экологического контроля.

К войсковым средствам экологического контроля относятся принятый на снабжение ВС РФ в 2001 году носимый комплекс технических средств для проведения экологического контроля на военных объектах (КТСВЭ), разработанные и прошедшие Государственные испытания в 2004 году — носимый прибор экспресс-оценки экологической обстановки, использующий методы биотестирования («Биотокс-К») и индивидуальный комплект приборов по контролю за состоянием окружающей среды для инспектирования военных объектов (ИМПАК-Э).

Читать еще:  Можно ли приватизировать участок у водохранилища

К средствам экологических лабораторий относятся:
— судовой лабораторный комплект контроля загрязненности окружающей среды (подробно об этом можно узнать в разделе продажа судового оборудования);
— подвижная лаборатория экологического контроля на автомобиле КамАЗ- 43114 и автофургоне УАЗ-37411;
— стационарная лаборатория экологического контроля для экологических служб военных округов.

Разработка судового комплекта контроля загрязненности окружающей среды завершена в 2000 году. Опытный образец проходил в 2001-2003 гг. опытную эксплуатацию в Северо-Западном регионе (на Лен.ВМБ и Ладожском озере). В настоящее время решен вопрос о его принятии в эксплуатацию 12 Главным управлением МО РФ и совместной эксплуатации экологическими службами Лен.ВМБ и Лен.ВО при общей координации Управления начальника экологической безопасности ВС РФ.

Подобный судовой комплект контроля загрязненности окружающей среды является составной частью разработанных в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР) «Златица» средств для обеспечения экологической безопасности в пунктах базирования кораблей Черноморского флота, в состав которых входят технические средства локализации загрязнений акватории, а также средства переработки образующихся на кораблях и судах льяльных и балластных вод. Эти средства прошли Государственные испытания и будут размещены в I квартале 2005 года на транспортном судне Черноморского флота ВТР-75, которое уже сегодня имеет новое предназначение — судно экологического обеспечения «Петр Градов».

Наибольшее внимание в последнее время уделялось разработке подвижной лаборатории экологического контроля на базе автомобиля КамАЗ-43114 и автофургона УАЗ-37411. В 2004 году подвижная лаборатория успешно прошла Государственные испытания. В последующем ею будут оснащены экологические службы военных округов и флотов.

Базовая стационарная лаборатория экологического контроля (разработка начата в 2001 г.) представляет собой типовую лабораторию в модульном исполнении на основе оптимизации существующей приборной и методической базы.

Для эффективного решения задач экологического мониторинга и контроля необходимо заблаговременно выявлять территории с загрязненными военными объектами, где целесообразно использовать подвижные и войсковые средства контроля. Обоснованные предложения по применению наземных средств могут быть подготовлены с использованием дистанционных средств экологического контроля. С этой целью начиная с 2001 г. разрабатывался комплект экологического мониторинга авиационный («АКЭМ-обзор»), устанавливаемый на самолет АН-ЗОРР. 2004 году комплект принят в эксплуатацию.

Снабжение органов Экологической службы ВС РФ указанными средствами обеспечения экологической безопасности позволит осуществлять инструментальный контроль экологической обстановки на военных объектах и своевременно принимать необходимые меры по ее оздоровлению, что снизит значительные штрафные санкции за причиненный ущерб от военной деятельности войск (сил).

В последующем за счет создания системы экологического мониторинга ВС РФ, способной контролировать содержание загрязняющих веществ в компонентах ОС на уровне предельно допустимых концентраций, предполагается достичь снижения загрязненности ОС и обеспечить информационную поддержку для принятия управленческих решений и своевременных мер по предотвращению загрязнений.

Комплексное применение средств экологического мониторинга повысит оперативность и достоверность выявления загрязнений окружающей среды, угрожающих возникновением чрезвычайных ситуаций.

Разработка методов и средств по предотвращению (снижению) экологически опасных воздействий при эксплуатации ВВТ и военных объектов, а также создание нормативно-правовой базы обеспечения экологической безопасности ВС РФ позволит снизить плату за загрязнения и приведет к экономии бюджетных ассигнований, выделяемых на национальную оборону.

Средства экологической защиты личного состава ВС РФ. По этому направлению по заказу УНЭБ ВС РФ проводятся мероприятия по разработке и созданию специальных технических средств и оборудования, обеспечивающих экологическую безопасность личного состава в служебных помещениях военных объектов с учетом наличия реальных загрязнителей в этих помещениях.

Средства ликвидации загрязнений окружающей среды. Обеспечить экологическую безопасность на территории военных объектов предполагается за счет создания войсковых средств локализации и ликвидации прежде всего загрязнений ОС нефтепродуктами на базах и складах хранения горюче-смазочных материалов армейского и дивизионного звена. Масштабы возможных негативных последствий нефтезагрязнения и объем последующих мероприятий по реабилитации загрязненной территории зависят от оперативности проведения работ на этапе локализации и сбора разлившегося на почве, в водоеме (водотоке) нефтепродукта.

Однако, в настоящее время в войсках практически отсутствуют предназначенные для этого технические средства, что является одной из главных причин существующих на военных объектах и в районах действий войск нефтезагрязнений в больших масштабах.

Начатая в 2002 г. ОКР «Локализация-К» посвящена разработке комплекта войсковых средств ликвидации и утилизации загрязнений окружающей среды нефтепродуктами. Создаваемый комплект должен обеспечить возможность срочного проведения мероприятий по локализации и сбору разлившегося на почве и в водоеме (водотоке) нефтепродукта и его утилизации при возникновении нефтезагрязнения в ходе штатной эксплуатации военных объектов. При этом основное внимание будет уделяться применению соответствующих сорбентов и созданию нефтесборщиков, использующих эти сорбенты.

С 2003 года начата планомерная закупка установок для уничтожения экологически опасных отходов военной деятельности. Этими установками прежде всего снабжаются отдаленные воинские гарнизоны и военные госпитали.

Экологическая безопасность военной службы

Обеспечение безопасности (в общем случае) ‑ это предупреждение, устранение или защита от опасности, то есть объективно существующей возможности негативного воздействия на социальный организм (человека, общество) с причинением ему ущерба, вреда, ухудшающего его состояние. Безопасность является условием существования общества, его структур и личности.

В законе РФ «О безопасности», принятом в 1992 г., под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При этом закон трактует жизненно важные интересы как совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование к возможности прогрессивного развития личности, общества и государства, а угрозу ‑ как совокупность условий и факторов, создающих опасность этим интересам.

Читать еще:  Пени на дату введения наблюдения

Безопасность (в широком смысле) имеет разные уровни: она может быть международной, региональной, национальной (безопасность страны).

Национальная безопасность ‑ это состояние, тенденции развития и условия жизнедеятельности нации как государственно-территориальной общности людей, характеризующие ее выживание, свободное, независимое функционирование при сохранении своих фундаментальных ценностей, основных институтов, и процветание.

Национальная безопасность включает в себя: экономическую, социально-политическую (общественную), военную (оборонную), экологическую, информационную, технологическую, интеллектуальную, демографическую, генетическую и другие виды безопасности, являющиеся ее составными частями.

Основными объектами национальной безопасности законом установлены:

· личность (ее права и свободы);

· общество (материальные и духовные ценности);

· государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность).

Во всех видах безопасности присутствует человек, поэтому обеспечение безопасности личности становится условием обеспечения безопасности всех других ее видов и уровней. Личность находится в эпицентре практически всех опасностей, поскольку от любых чрезвычайных событий страдает именно человек. Основным инструментом обеспечения безопасности призвано быть государство. Защита своих граждан является внешним интересом любого государства.

Известный русский писатель и историк Н.М.Карамзин писал: «Личная безопасность есть первое для человека благо, и что без нее жизнь наша, среди всех иных способов счастья и наслаждения есть вечное мучительное беспокойство. Первое добро государственное есть безопасность и покой» (Н.М.Карамзин » История государства Российского»).

В развитие закона «О безопасности» Государственной думой в 1995 г. был принят закон «Об экологической безопасности» как составной части безопасности личности, общества и государства.

Экологическая безопасностьвЗаконе определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, защищенности окружающей среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на нее.

Экологическая безопасность ‑ понятие внеранговое: его распространяют на весь Земной шар (глобальная экологическая безопасность), на отдельные государства и регионы, на виды хозяйственной, военной или иной деятельности. Обеспечение экологической безопасности при повседневной деятельности войск является составной частью обеспечения безопасности России.

Государственным законодательством обеспечивается право граждан РФ на благоприятную среду обитания, окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или используемую продукцию народного хозяйства. Факторы окружающей среды не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущего поколений. Это право обеспечивается проведением комплекса мероприятий по предотвращению влияния на человека неблагоприятных факторов среды его обитания, выполнением организациями, предприятиями и гражданами требований законодательства Российской Федерации.

Граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается: охраной окружающей среды; созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением необходимого медико-социального обеспечения.

Военная служба в силу своей специфики всегда была и будет оставаться областью повышенного риска. Это особый вид государственной службы граждан, заключающийся в исполнении или установленной законодательством РФ, воинской обязанности непосредственно в Вооруженных силах РФ и других войсках в течение определенных сроков. Проходящий военную службу гражданин является военнослужащим.

В соответствии с государственным законодательством военнослужащим гарантируется сохранение здоровья и жизни в условиях повседневной жизнедеятельности при воздействии вредных и опасных факторов, связанных с военной службой, опасных явлений и чрезвычайных ситуаций.

Значительная часть опасных факторов, явлений и чрезвычайных ситуаций носит экологический характер (они рассмотрены в предыдущих разделах пособия), поэтому в безопасности военной службы большое место занимает экологическая безопасность, особенно в условиях мирного времени. Это обстоятельство определяет актуальность задачи обеспечения безопасности военной службы.

Достижение экологической безопасности войск и сил осуществляется посредством проведения природоохранных мероприятий и мероприятий экологического обеспечения войск в условиях неблагоприятной экологической обстановки. В повседневной деятельности войск и сил сохранение качества окружающей природной среды является основным направлением достижения этой цели. Экологическую безопасность военной службы следует рассматривать как составную часть системы экологической безопасности Вооруженных Сил.

Экологическая безопасность Вооруженных Сил ‑ состояние и условия жизнедеятельности Вооруженных Сил, их структур, организационных мер и технических средств, обеспечивающих исключение или сведение к минимуму неблагоприятного воздействия экологических факторов природного или антропогенного характера на окружающую среду, население, личный состав, вооружение, военную технику и военные объекты.

Задачами обеспечения экологической безопасности войск и сил являются: предотвращение воздействия на личный состав опасных и вредных экологических факторов, возникающих при нормальном и аварийном функционировании военных объектов и объектов хозяйственного назначения, а также охрана окружающей среды от неблагоприятных факторов военной деятельности.

Основными принципами обеспечения экологической безопасности военной службы являются:

· безусловное соблюдение требований природоохранительного законодательства;

· сохранение и восстановление качества окружающей среды с целью сохранения здоровья и жизни военнослужащего;

· приоритет безопасности личного состава войск при выполнении учебно-боевых задач в условиях чрезвычайных экологических ситуаций;

· согласованность всех направлений деятельности войск с требованиями экологической безопасности;

· учет всех вероятных войсковых, хозяйственных и природных источников загрязнения окружающей среды в районах дислокации и постоянный контроль за их состоянием.

Право военнослужащего на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного военной, хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф и стихийных бедствий обеспечивается соблюдением требований экологической безопасности во всех видах боевой и повседневной деятельности войск.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector