Критерии чрезвычайных ситуаций

Критерии чрезвычайной ситуации

Вопрос 1. ЧС: понятие, причины возникновения,

Критерии выделения

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – обстановка на определенной территории, акватории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного бедствия, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей.

Среди причин, вызывающих ЧС, выделяют внутренние и внешние причины.

1. Внутренние причины:

— Недостаточная квалификация персонала,

— Физический и моральный износ оборудования,

— Низкая трудовая и технологическая дисциплина.

2. Внешние причины:

— Неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, воды

Для отнесения сложившейся ситуации к чрезвычайной разработан ряд критериев (таблица 1).

Таблица 1

Критерии чрезвычайной ситуации

Критерий Описание критерия
Временной Внешняя внезапность, неожиданность возникновения.
Быстрый ход развития событий.
Социально-экологический Человеческие жертвы, эпидемии, мутагенез, тератогенез у человека и животных.
Социально-психологический Стрессовые состояния.
Дестабилизация психологической устойчивости.
Социально-политический Остроконфликтность.
Усиление внутриполитической напряженности.
Усиление международной напряженности.
Экономический Значительный ущерб.
Выход из строя технических объектов.
Затраты на восстановление.
Затраты на создание новой техники.
Организационно-управленческий Неопределенность ситуации, сложность принятия решений.
Необходимость привлечения сторонних специалистов и организаций.
Мультипликативный Много- и разнопорядковые последствия и их цепной характер.

Наличие в рассматриваемой ситуации всех критериев позволяет отнести её к чрезвычайной.

В процессе развития ЧС можно выделить три стадии:

— накопление незначительных дефектов в оборудовании и (или) отклонение от заданного режима, не приводящие к ЧС:

— резкое и необычное инициирующее событие;

— собственно чрезвычайная ситуация (авария, катастрофа).

Вопрос 2. Классификации ЧС

Возможны классификации ЧС по разным признакам. Обобщенная, интегральная классификация ЧС приведена на рис.1.

В ней по разным плоскостям дается классификация по генезису, масштабам и темпам формирования ЧС.

Рис.1. Интегральная классификация ЧС

В практике управления и анализа ЧС используются классификации по отдельным критериям.

По причинам возникновения, согласно Постановлению Кабинета Министров от 28 октября 1998 г. № 455 чрезвычайные ситуации подразделяются на следующие группы:

1) ЧС техногенного характера

2) ЧС природного характера

3) ЧС экологического характера

1) К первой группе «ЧС техногенного характера» относятся ЧС, обусловленные авариями и катастрофами на технических объектах. Среди последних выделяют:

— Транспортные аварии и катастрофы

— Аварии на химически опасных объектах

— Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах

— Аварии на энергетических и коммунальных системах

— Внезапное обрушение конструкций зданий

— Аварии, связанные с использованием или хранением радиоактивных и других опасных и экологически вредных веществ

— Гидротехнические катастрофы и аварии

2) «Чрезвычайные ситуации природного характера» могут быть вызваны:

— Геологическими опасными явлениями (землетрясениями, оползнями, обвалами)

— Гидрометеорологическими опасными явлениями (наводнениями, паводками, селями, снежными лавинами, сильными ветрами, ливневыми дождями)

— Чрезвычайными эпидемиологическими, эпизоотическими и эпифитотическими ситуациями (особо опасными инфекциями – чума, холера, желтая лихорадка, зоонозными инфекциями – сибирская язва, бешенство, вирусными инфекциями – СПИД и т.д.).

Эпидемия – групповое инфекционное заболевание, не относящееся к особо опасным инфекциям, с одним источником заражения или одинаковым фактором передачи, в одном населенном пункте – 50 человек и более.

Эпизоотии – факты массовых заболеваний или гибели животных

Эпифитотии – факты массовой гибели растений

3) Причинами возникновения третьей группы ЧС — «Чрезвычайные ситуации экологического характера» являются:

v Ситуации, связанные с изменением состояния суши (почвы, недр). Это могут быть катастрофические просадки грунта, возникшие в результате выработки грунта при добыче ПР или загрязнение почвы и недр токсикантами промышленного происхождения и т.д.

v Ситуации, связанные с изменением состава и свойств атмосферы (экстремальное загрязнение воздушной среды вредными веществами антропогенного происхождения, представляющими угрозу здоровью людей – диоксидом серы, диоксидом и оксидом азота, оксидом углерода, диоксидом серы, сажей, пылью и др., а также выпадения большого количества кислотных осадков и повышенным уровнем радиации)

v Ситуации, связанные с изменением состояния гидросферы (экстремально высокое загрязнение поверхностных и подземных вод, повышение уровня грунтовых вод, резкая нехватка питьевой воды вследствие её загрязнения)

По критерию «масштабы ЧС» в МЧС принята следующая классификация.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9180 — | 7252 — или читать все.

188.64.169.166 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

31. Классификация чрезвычайных ситуаций. Каковы критерии чрезвычайной ситуации?

При чрезвычайной ситуации для ее оценки можно выделить следующие критерии:

временной, то есть внезапность ЧС, быстрота ее развития;

экологический, то есть степень необратимых изменений природной среды, массовый падеж животных, эпидемии;

психологический, вызывающий стрессовое состояние, депрессию, страх, панику, фобии;

политический (повышенная конфликтность, напряженность в обществе);

экономический (материальный ущерб, выход из строя систем, сооружений, огромные затраты на восстановление, массовое использование техники, а также на подготовку специалистов);

организационно-управленческий (своевременное прогнозирование обстановки, хода событий, принятие решений, доведение их до исполнителей, контроль за выполнением решений, привлечение специалистов и организаций для решения поставленных задач, расчет возможности проведения спасательных и других неотложных работ).

Классификация чрезвычайных ситуаций

1. ЧС техногенного характера

1.1. Транспортные аварии

Крушение товарного поезда при наличии более 15 пострадавших

Читать еще:  Какая сумма субсидии на коммунальные услуги

Крушение пассажирского поезда, если число жертв более 4 человек

Аварии грузовых судов

Аварии пассажирских судов

1.2. Пожары, взрывы

На объектах (если более 10 пострадавших или 2 погибших)

На объектах с легко воспламеняющимися горючими жидкостями, взрывчатыми веществами, вызвавшие заражение

1.3. Аварии с выбросом сильно действующих ядовитых веществ

При количестве пострадавших более 10 или погибших более 2 человек

1.4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ

На атомных установках (если 10 пострадавших или 2 погибших)

На предприятиях ядерного топливного цикла с радиационным заражением в санитарно-защитной зоне

При транспортировке радиоактивных веществ (более 100 ПДК или ПДУ)

При ядерном взрыве (РЗ более 10 ПДК суточной дозы)

Аварии с ядерными боеприпасами

1.5. Аварии с выбросом биологических средств

На объектах экономики и в научно-исследовательских учреждениях

С биологическими боеприпасами

1.6. Внезапное разрушение зданий

Обрушение элементов транспортных коммуникаций

Обрушение производственных зданий

Обрушение зданий жилого фонда

1.7. Аварии в электроэнергетических системах

Аварии на электростанциях с длительным перерывом подачи электроэнергии

Аварии на линии электропередач с длительным перерывом подачи электроэнергии

Выход из строя сетей электрического транспорта

1.8. Аварии в коммунальных сетях

Канализации при концентрации загрязняющих веществ, более чем в 10 раз превышающих ПДК

Теплоцентралей в холодное время года

1.9. Аварии на очистных сооружениях

Промышленных объектов экономики (выброс более 10т)

Из-за выброса газов

1.10. Гидродинамические аварии

Прорыв плотин с затоплением их волной

Прорыв плотин с их затоплением из-за паводка

2. ЧС природного характера

2.1. Геофизические опасные явления

2.2. Геологические опасные явления

Просадка лессовых пород

Просадка земной поверхности из-за карста

2.3. Метеоопасные явления

Вихри (скорость ветра более 30 м/с)

Крупный град (поперечины градин 20 мм)

Сильный дождь (если за 12 часов выпало более 120 мм осадков)

Сильный мороз, сильная метель (при скорости ветра более 20 м/с)

2.4. Морские гидрологические явления

Сильное колебание уровня моря

Сильный тягун в порту

Крепкий лед в порту

Отрыв прибрежного льда

2.5. Гидрологические явления на суше

Резкое уменьшение уровня вод ниже норм

Повышение уровня грунтовых вод

Лесной (площадь пожара более 25 га)

Подземный пожар в угольных и нефтяных пластах

2.7. Инфекционные заболевания

Единичные случаи заболевания

Групповые случаи (более 50 человек)

Эпидемическая вспышка (более 15 человек)

Пандемия (эпидемия на территории нескольких стран)

Инфекционное заболевание неясной этиологии (более 20 человек)

2.8. Инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных

2.9. Поражение растений болезнями и вредителями

3. ЧС экологического характера

3.1. ЧС, связанные с изменениями состояния суши

Просадка, оползни, обвалы из-за выработки недр

Наличие тяжелых металлов в почве (более 50 ПДК)

Деградация почв из-за эрозии, засоления

Критические ситуации из-за переполнения хранилищ отходами

3.2. ЧС из-за изменения состава атмосферы

3.3. ЧС из-за изменения состояния гидросферы (водной среды)

3.4. Чрезвычайные ситуации в биосфере

4. ЧС социально- и военно-политического характера

Волнения, антиобщественные выступления граждан

Падение носителя ядерного оружия с повреждением ЯБП

Критерии чрезвычайной ситуации

Наличие территории. ЧС — обстановка на определенной территории. Объекты безопасности в ЧС занимают место в пространстве, конкретную территорию. Источники ЧС, их поражающие факторы действуют в пространстве, которое может быть различным: от помещения (производственного участка) до планеты в целом.

Причинная связь с источником ЧС. ЧС — результат происшествия техногенного, экологического и природного происхождения, заключающийся в резком отклонении от нормы протекающих процессов или явлений и оказывающий значительное отрицательное явление на жизнедеятельность человека, функционирование экономики, социальную сферу и природную среду [1] . Для обозначения данных событий существует понятие источника ЧС. Под ним подразумевается «опасное природное явление или процесс (техногенное происшествие), в результате которого на определенной территории или акватории произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация» [2] . Определение источника ЧС имеет важное практическое значение для квалификации обстановки как ЧС, определения вида ЧС, выбора сил, средств и способов ее ликвидации.

Социальная негативность. ЧС влечет за собой или вызывает непосредственную угрозу социально-негативных последствий (человеческие жертвы, смерть хотя бы одного человека), причинение вреда здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери, что причиняет ущерб личности, обществу, государству, нарушает их нормальное развитие, дестабилизирует сложившуюся систему общественных отношений.

Нарушение условий жизнедеятельности людей. Из определения ЧС следует, что нарушение условий жизнедеятельности — обязательный критерий ЧС («чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии. которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы. и нарушение условий жизнедеятельности людей»). Следовательно, при ЧС нарушаются условия жизнедеятельности не только пострадавших в ЧС (так как условия жизнедеятельности пострадавших заведомо нарушены).

В чем выражается нарушение условий жизнедеятельности? Можно прийти к выводу, что оно проявляется не в причинении вреда жизни и здоровью и не в материальном ущербе. Это иные социально-негативные последствия, которые зачастую весьма трудно оценить в материальном выражении. Нарушения условий жизнедеятельности могут быть разнообразными, зависят от характера ЧС (нарушение снабжения населения электроэнергией, водой, продовольствием, товарами первой необходимости; нарушение возможности передвижения ввиду повреждения путей сообщения; нарушение психологического состояния населения (тревога, опасение последствий ЧС, паника и т. п.)).

Данный критерий является особенно значимым для УИС. Ущерб, причиняемый ЧС нормальной деятельности органов и учреждений ФСИН России, далеко не исчерпывается количеством пострадавших и прямым материальным ущербом. Нарушение нормальной жизнедеятельности персонала и спецконтингента учреждений, разрушение или повреждение зданий и сооружений, инженерно-технических средств охраны, отсутствие необходимых материальных средств, перебои с водо-, тепло-, энергоснабжением, неблагоприятное морально-психологическое состояние (тревога, страх, вплоть до паники) влекут снижение качества несения службы сотрудниками, могут спровоцировать преступления и массовые нарушения режима спецконтингентом (групповое неповиновение, побеги и т. д.).

Читать еще:  До скольки можно работать электроинструментом в квартире

Значительность социально-негативных последствий. Для оценки ситуации как ЧС необходимо, чтобы ее последствия были значительными. Ситуация, формально обладающая всеми признаками ЧС, может не являться таковой в силу своей малозначительности. Законодательством предусмотрены формальные критерии значительности

социально-негативных последствий, согласно которым то или иное происшествие относят к ЧС. Основным актом, содержащим данные критерии, является Приказ МЧС Российской Федерации от 8 июля 2004 года № 329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях», речь о котором пойдет ниже.

На наш взгляд, вышеперечисленные критерии нужно дополнить критерием неспособности (либо крайней затруднительности) лиц, условия жизнедеятельности которых нарушены, собственными силами ликвидировать последствия ЧС и восстановить нарушенные условия жизнедеятельности. Данная неспособность должна быть объективной ввиду отсутствия у населения необходимых для ликвидации ЧС сил и средств (специальная техника, запасы продовольствия, медикаментов, строительных материалов и т. д.), требующих профессиональной подготовки знаний, умений, навыков и т. д.

Еще один критерий ЧС — необходимость принятия чрезвычайных организационно-правовых мер по защите. На наличие данного критерия указывают многие авторы. Например, Б.П. Кондрашов определяет ЧС как «обстановку. которая требует принятия неотложных адекватных мер правового, экономического, организационного и иного характера» [3] .

Для оценки ситуации как чрезвычайной необходимы также количественные критерии, указывающие на конкретное число пострадавших, материальный ущерб, и т. д. Для различных происшествий они разнообразны (число погибших, госпитализированных, сумма прямого материального ущерба, длительность нарушения деятельности объекта, кратность превышения ПДК опасных веществ, сам факт происшествия и т. д.). Так, в некоторых подзаконных нормативных актах [4] также содержатся критерии отнесения происшествий к ЧС, связанные с количеством пострадавших, превышением ПДК опасных веществ в зоне происшествия, способностью справиться с ликвидацией последствий собственными силами.

Классификация ЧС природного и техногенного характера имеет важное практическое значение, так как в ней исходя из вида ЧС определяются уровень системы предупреждения и ликвидации ЧС, принимающий меры по защите от данной ЧС, силы и средства защиты, осуществляется информирование вышестоящих органов по защите от ЧС и т. д. Классификация ЧС в зависимости от масштаба ввиду ее практической важности устанавливается нормативным актом. В РФ в настоящее время действует постановление Правительства РФ от 23 мая 2007 года «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [5] . Данное положение не распространяется на ЧС, возникающие в лесах вследствие лесных пожаров; данные ЧС классифицируются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2011 года № 376, зависят от площади возгорания и длительности пожара [6] .

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2007 года выделяются ЧС локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера. Выделение ЧС межмуниципального и межрегионального характера привело классификацию ЧС в соответствие с федеральным законом «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в который данные виды ЧС были внесены федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. Финансирование мер по предупреждению и ликвидации последствий ЧС межмуниципального и регионального характера является расходным обязательством субъектов РФ, и если ЧС межмуниципального характера признавать, как ранее, местными, это вызовет чрезмерную нагрузку на бюджеты муниципальных образований.

В постановлении Правительства РФ от 23 мая 2007 года для каждого уровня ЧС определена верхняя граница последствий (количество пострадавших, размер материального ущерба), одновременно служащая нижней границей для ЧС более высокого уровня. Однако для ЧС локального характера нижней границы последствий не указано, то есть получается, что для оценки происшествия как ЧС локального характера достаточно любого материального ущерба, что абсурдно с точки зрения здравого смысла и противоречит законодательному определению ЧС, в котором прямо указывается на наличие или угрозу значительного материального ущерба. Конечно, ввиду крайнего разнообразия источников угроз невозможно ввести единый критерий отнесения того или иного происшествия к ЧС. Тем не менее, относительно нижних границ ЧС локального характера в постановлении следовало бы предусмотреть норму, отсылающую к нормативному акту, содержащему количественные критерии ЧС, то есть к Приказу МЧС РФ от 8 июля 2004 года № 329.

Классификационными критериями ЧС в действующем постановлении являются границы зоны ЧС, количество пострадавших (погибших или получивших ущерб здоровью) людей, размер

материального ущерба (ущерба окружающей природной среде и материальных потерь). Исключен такой критерий, как количество людей, условия жизнедеятельности которых оказались нарушенными в результате ЧС. Однако, по нашему мнению, он весьма важен для определения масштабов ЧС. Ситуация может не повлечь прямого вреда жизни и здоровью людей, значительного материального ущерба, но в силу нарушения условий жизнедеятельности многих людей она будет представлять значительную опасность для муниципального образования.

Оценка количества людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности, достаточно сложна по сравнению с оценкой количества пострадавших и с подсчетом прямого материального ущерба. Кроме того, вопрос о критериях нарушения условий жизнедеятельности еще не получил общепринятого решения. Но это не повод к отказу от данного критерия классификации ЧС, тем более что в некоторых случаях оценить количество людей с нарушенными условиями жизнедеятельности достаточно просто (количество эвакуированных, количество оставшихся без электро-, водо-, теплоснабжения в течение значительного времени и т. и.). На наш взгляд, отказ законодателя от классификационного признака нарушения условий жизнедеятельности людей — серьезный недочет, который должен быть исправлен.

Читать еще:  Самые страшные пытки (21 фото)

Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304
«О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

С изменениями и дополнениями от:

Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:

а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее — зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее — количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее — размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;

б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;

г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 39, ст 4563).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2011 г. N 376 настоящее постановление дополнено пунктом 2.1

2.1. Установить, что классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусмотренная пунктом 1 настоящего постановления, не распространяется на чрезвычайные ситуации в лесах, возникшие вследствие лесных пожаров.

Председатель Правительства
Российской Федерации

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» границы зон чрезвычайных ситуаций определяются руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством РФ, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.

Вместо классификации, ранее введенной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1094, устанавливается новая классификация чрезвычайных ситуаций.

Классификация предусматривает в зависимости от территории распространения, количества людей, погибших или получивших ущерб здоровью либо размера ущерба чрезвычайные ситуации: локального характера (не выходящая за пределы территории объекта, при этом количество пострадавших не более 10 человек или размер ущерба не более 100 тыс. руб.); муниципального характера (не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших — не более 50 человек либо размер ущерба составляет не более 5 млн. руб.); межмуниципального характера (затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших либо ущерба аналогичен критериям предшествующей ситуации); регионального характера (не выходит за пределы территории одного субъекта РФ, количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер ущерба составляет свыше 5 млн. руб., но не более 500 млн. руб.; межрегионального характера (затрагивает территорию двух и более субъектов РФ, количество пострадавших либо размер ущерба аналогичен региональной); федерального характера (количество пострадавших свыше 500 человек либо размер ущерба свыше 500 млн. руб.).

Ранее действовавшая классификация подразделяла чрезвычайные ситуации на локальную, местную, территориальную, региональную, федеральную и трансграничную.

Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 26 мая 2007 г. N 111, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 22 ст. 2640

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 17 мая 2011 г. N 376

Ссылка на основную публикацию