Федеральный закон о национально-культурной автономии

Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ
«О национально-культурной автономии»

С изменениями и дополнениями от:

21 марта 2002 г., 10 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 30 ноября 2005 г., 1 декабря 2007 г., 9 февраля 2009 г., 2 июля 2013 г., 4 ноября 2014 г.

Принят Государственной Думой 22 мая 1996 года

Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.

Президент Российской Федерации

Определяются правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации, создаются правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.

Раскрывается понятие национально-культурной автономии как объединение граждан, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Национально-культурной автономии предоставляются гарантии поддержки со стороны органов государственной власти, даются права на создание собственных средств массовой информации, образовательных учреждений, на участие в международных неправительственных организациях.

Право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г., N 25, ст. 2965, в «Российской газете» от 25 июня 1996 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 336-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 14-ФЗ

Изменения вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 11-ФЗ

Изменения вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2005 г. N 146-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ изменения

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

61. Закон о национально-культурной автономии. Субъекты национально-культурной автономии.

ФЗ «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г.

Национально-культурная автономия в РФ— это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации нац. меньшинства на соответствующей тер-рии, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, нац. культуры. Национально-культурная автономия является видом общ-ного объединения. Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общ-ная организация.

Национально-культурная автономия основывается на принципах: свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности; самоорганизации и самоуправления; многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономии; сочетания общественной инициативы с гос. поддержкой; уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей; законности.

Читать еще:  Идентификационный код контракта где взять

Национально-культурная автономия имеет право: получать поддержку со стороны органов гос. власти и органов местного самоупр-я, необходимую для сохранения нац. самобытности, развития национального (родного) языка и нац. культуры; обращаться в органы законодательной (представительной) и исп. власти, органы местного самоупр-я, представляя свои национально-культурные интересы; создавать СМИ в порядке, установленном законодат-вом РФ, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к нац. культурным ценностям; следовать нац. традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соотв. с законодат-вом РФ; участвовать через своих полномочных представителей в деят-ти международных неправительственных организаций; устанавливать на основании законодат-ва РФ и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общ-ными организациями иностранных государств.

Местные национально-культурные автономии граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, могут образовывать региональную национально-культурную автономию граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности.

Региональные национально-культурные автономии двух и более субъектов РФ могут создавать органы межрегиональной координации своей деят-ти. Такие органы не являются межрегиональными национально-культурными автономиями.

Федеральная национально-культурная автономия граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, учреждается не менее чем половиной зарегистрированных региональных национально-культурных автономий граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности.

Федеральные, региональные национально-культурные автономии граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, имеющим соответствующие республику или автономный округ, автономную область, и органы гос. власти субъектов РФ могут координировать свою деят-ть, участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и нац. культуры на основе взаимных соглашений и договоров федеральных, региональных национально-культурных автономий и субъектов РФ.

Прав-во РФ определяет фед. орган исп. власти, при котором создается консультативный совет по делам национально-культурных автономий, действующий на общественных началах.

Гос. защита национальных (родных) языков. РФ обеспечивает социальную, экон-кую и правовую защиту национальных (родных) языков на территории РФ. Право граждан РФ на сохранение, развитие национального (родного) языка, свободу выбора и использования языка общения, воспитания и обучения устанавливается К. РФ, фед. законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, ФЗ.

Граждане РФ, относящие себя к определенным этническим общностям, имеют право на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования в соотв. с законодат-вом РФ и законодат-вом субъектов РФ.

Финансирование деят-ти, связанной с реализацией прав национально-культурной автономии, осуществляется за счет средств: национально-культурных автономий, их учреждений и организаций, частных лиц; бюджетов субъектов РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 17 июня 1996 года №74-ФЗ

О национально-культурной автономии

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 21.03.2002 г. №31-ФЗ, 10.11.2003 г. №136-ФЗ, 29.06.2004 г. №58-ФЗ, 22.08.2004 г. №122-ФЗ, 30.11.2005 г. №146-ФЗ, 01.12.2007 г. №309-ФЗ, 09.02.2009 г. №11-ФЗ, №14-ФЗ, 02.07.2013 г. №185-ФЗ, 04.11.2014 г. №336-ФЗ)

Принят Государственной Думой 22 мая 1996 года

Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.

Глава I. Общие положения


Статья 1. Понятие национально-культурной автономии

Национально-культурная автономия в Российской Федерации (далее национально-культурная автономия) — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов.

Национально-культурная автономия является видом общественного объединения. Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация.

Читать еще:  Документы, необходимые для оформления визы в австрию

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 04.11.2014 г. №336-ФЗ)

Статья 2. Принципы национально-культурной автономии

Национально-культурная автономия основывается на принципах:

свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности;

самоорганизации и самоуправления;

многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономии;

сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой;

уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей;

Статья 3. Правовое регулирование национально-культурной автономии

Правовое регулирование национально-культурной автономии осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19 мая 1995 года N82-ФЗ «Об общественных объединениях», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Федеральный закон о национально-культурной автономии

Политический и культурный аспекты два наиболее важных аспекта в государственной национальной политике. Политический аспект реализуется через деятельность государственных, местных органов власти, путем выделения статьей бюджета, принятие законодательных актов, постановлений, к примеру, открытие национальной школы или класса.

Культурный аспект реализуется через деятельность национально-культурных общественных организаций, центров национальной культуры, прессы. Именно на этом аспекте основывается понятие национально-культурная автономия.

Свое развитие теория национально-культурной автономии получила в начале XX века в работах австрийских социал-демократов. Свою популярность эта теория обрела и в период досоветской власти. Но с приходом власти большевиков, она стала считаться потенциально опасной. Но несмотря на это создавались сотни национально-административных образований, например национальные районы или национальные сельсоветы. Открывались национальные школы и культурные организации, создавались государственные органы по работе с национальными меньшинствами, например Народный комиссариат по делам национальностей осуществляющий свою деятельность с 1917 по 1923 годы.

Многие авторы, ученые говорят о том, что национальные права и круг их самоопределения не всегда может быть территориально ограничен конкретной территорией. «В современном государстве, — писал М. Я. Лазерсон, — нельзя считать население прикрепленным к определенной территории. Благодаря развитию обмена, наемного труда и переселений все реже и реже становятся области с одинаковым национальным составом. Таким образом, современное государство, включающее в свой состав много национальностей, не может быть распределено на области сплошного однообразного национального состава. Наиболее пестр национальный состав населения в крупных городах и промышленных областях, куда стекаются лица. самых различных национальностей «[17].

Нормативно-правовая база национально-культурной автономии начала создаваться в 90-х годах, еще в декларации о государственном суверенитета РСФСР за каждым народом закреплялось право на самоопределение в государственных и культурных формах.

Правовое регулирование национально-культурной автономии в Российской Федерации осуществляет:

Конституция Российской Федерации[18],

Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»[19],

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»[20],

Указ «Об обеспечении межнационального согласия» от 7 мая 2012 года [21],

Указ «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания от 25 октября 2012 года[22],

Указ «О Совете при Президенте РФ по межнациональным отношениям от 7 июня 2012 года »[9], и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Закон о национально-культурной автономии определил правовые основы, создал правовые условия реализации взаимодействия государства и общества для защиты интересов народов Российской Федерации, позволил гражданам выбрать пути и формы национального-культурного развития.

Он создал нормативно-правовую базу для территориального самоопределения этнических сообществ, правовой инструмент, который стал дополнением к экстерриториальной государственности этносов, которые существуют в форме субъектов Российской Федерации.

Основные принципы национально-культурной автономии:

Самоуправление и самоорганизация;

Вариативность форм внутренней организации;

Взаимодействие государственной поддержки и общественной инициативы;

Поддержание традиций, языков, культур, обычаев;

Реализация прав национально-культурной автономии, осуществляется за счет средств национально-культурных автономий, частных лиц, федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов местных.

Национально-культурная автономия в Российской Федерации — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.24

Читать еще:  Конституция рф была

Основная цель деятельности национально-культурной автономии — самостоятельное регулирование вопросов сохранения и развития самобытности, языка, культуры и образования. Она является видом общественного объединения, организационная форма национально-культурной автономии — общественная организация.

В зависимости от территориальной сферы деятельности национально-культурные автономии подразделяется на местные, региональные и федеральные.

Местная национально-культурная автономия учреждается на собрании граждан Российской Федерации, которые относят себя к той или иной этнической общности, постоянно проживают на территории определенного муниципального образования. Учредители местной национально-культурной автономии в одинаковых условиях с другими гражданами Российской Федерации могут создаваться из общественных объединений граждан Российской Федерации, которые относят к соответствующей этнической общности, действующей на определенной территории муниципального образования.

Часть 1 статьи 18 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» утверждает, что национально-культурная автономия может быть создана не менее тремя физическими лицами. А статья 6 Федерального закона «О национально-культурной автономии» устанавливает, что такая национально-культурная автономия должна существовать в границах определённого муниципального образования.

Часть 3 статьи 5 Федерального закона «О национально-культурной автономии» разрешает местным национально-культурным автономиям консолидироваться и создавать региональную национально-культурную автономию граждан Российск5ой федерации, которые относят себя к определённой этнической общности, данное решение они принимают на конференции (съезде) и действует такая регионально-культурная автономия в пределах определенного субъекта Российской Федерации.

Если сравнить Федеральный закон « О национально-культурной автономии» и нормативно-правовые акты о некоммерческих организациях и общественных объединениях, то можно сделать вывод что национально-культурные автономии имеют меньший объем прав в сравнении с общественными объединениями, а их создание и деятельность ограничиваются большим числом процедур. Федеральный закон « О национально-культурной автономии» ограничивает некоторые сферы деятельности, которыми могла бы заниматься национально-культурная автономия. Ее права могут быть связаны исключительно с «сохранением самобытности, развития языка, образования национальной культуры». Желание заниматься деятельностью противоречащей Федеральному закону «О национально-культурной автономии» влечет за собой отказ в государственной регистрации данной организации или ликвидацию уже существующей организации.

Политическая деятельность категорически запрещена национально-культурным автономиям, так как они являются общественными организациями. Единственной возможностью участвовать в общественно-политической деятельности является создание собственного средства массовой информации, что не запрещено вышеуказанным законом.

Очень важную роль в данной дипломной работе играет государственная поддержка национально-культурных автономий, в первую очередь финансовая.

Согласно статье 16 главы 5 Федерального закона « О национально-культурной автономии» финансирование деятельности национально-культурной автономии осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Органы законодательной и исполнительной власти обеспечивают нужды национально-культурных автономий тем, что предусматривают в федеральном бюджете ассигнования для комплексной поддержки национально-культурных автономий в виде льгот по налогам и сборам, и государственным кредитам.

Помимо этого, законодатель согласно статье 20 главы 5 государство обязует финансировать деятельность национально-культурных автономий, только если она будут иметь целевой характер, соответствовать поставленным в законе задачам и будет использоваться только на конкретные мероприятия. Из этого следует, что не вся деятельность обеспечивается бюджетом, а только конкретные программы, удовлетворяющие потребности соответствующего уровня власти и будут считаться полезными.

В современной национальной политике в вопросе о национальной культурной автономии сделаны серьезные шаги. В российской федерации зарегистрировано около 800 национально-культурных автономий, по 59 национальностям и 16 автономий федерального уровня. Созданы консультативные советы при органах власти. Координационный совет национально-культурных общественных объединений успешно осуществляет свою деятельность в Совете Федерации. Объединенная комиссия по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений также рассматривают проблемы национально-культурных автономий.

Совершенствование деятельности национально-культурных автономий предполагает не только необходимость кардинального обновления основных положений закона «О национально-культурной автономии», но и российского законодательства о культуре.[25]

В ходе разработки нового федерального закона о культуре важно чётко прописать роль национально-культурных автономий в сохранении и развитии общенациональной культуры. Главным инструментом поддержки культурного аспекта в деятельности национально-культурных автономий должна стать также федеральная целевая программа «Культура России» [26]

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector