Заказчик указал в техническом требовании несуществующий товар

Заказчик указал в техническом требовании несуществующий товар

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 16 декабря 2016 г. N Д28и-3517 «О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ»

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) и сообщает.

При описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен руководствоваться правилами, закрепленными частью 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ. В том числе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик при составлении описания объекта закупки использует, если это возможно, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках Закона N 44-ФЗ предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

При этом в документации заказчик при формировании документации о закупке вправе не указывать ссылку на определенный ГОСТ, однако в таком случае ему придется приводить обоснование необходимости использования других показателей в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, при описании объекта закупки заказчику целесообразно указать ссылку на конкретный ГОСТ, однако указывать недействующий или несуществующий ГОСТ заказчик не вправе.

При этом также отмечаем, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 8 приказа Минэкономразвития России от 31 марта 2015 г. N 189 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» контрольный орган принимает решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), если по результатам рассмотрения представленного обращения или прилагаемых к нему документов выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, которые повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона N 44-ФЗ после вынесения контрольным органом в сфере закупок решения о признании жалобы обоснованной или необоснованной такое решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В. Чемерисов

Обзор документа

При описании объекта закупки заказчику целесообразно указать ссылку на конкретный ГОСТ. Однако указывать недействующий или несуществующий стандарт он не вправе.

Отмечено, что контрольный орган принимает решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), если по результатам рассмотрения предоставленного обращения или документов выявлены нарушения, которые повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Топ-5 ловушек заказчика в техзадании

Про ловушки в документации и что делать, если столкнулись с ними, мы рассказали в статье «Топ-5 ловушек заказчика в документации». Эти же приемы подойдут и для работы с ловушками в техзадании. Но сперва разберемся, чего ожидать от заказчиков.

Сложное техзадание или инструкция по заполнению

Некоторые заказчики так хотят получить конкретного поставщика, что прописывают характеристики товара до мелочей. В итоге документация разрастается до абсурдных размеров.

Так, в одной из закупок объем характеристик товара в документации занимал больше 200 страниц. Параметры изложили хаотично, без структуры и логики. Таким способом госзаказчики усложняют жизнь участникам. При подготовке первой части легко наделать формальных ошибок, за которые можно отклонить. А кто-то вовсе откажется от участия. Верховный суд признает такие действия неправомерными, т. к. хаос в документации делается умышленно.

Скачать Определение Верховного суда

Переменные требования к товару

Встречаются креативные заказчики, которые прописывают формулы в excel-файл с требованиями к товару. В определенный момент значение ячейки меняется. А все заявки, которые составлялись по старым данным, уже не соответствуют требованиям закупки.

Эта фишка от заказчиков стала своеобразным трендом 2019 года. Как они только не изощрялись. Суть заключается в том, что они прячут в вордовских или экселевских файлах формулы, которые делают так, чтобы данные менялись после определенного времени. Подменить могут не только производителя, но и единицы измерения, конкретные значения — все, что угодно. Даже ФАС не выдержала и назвала эту уловку «беспрецедентным по своей наглости нарушением».

Читать еще:  Образец заполнения паспорта антитеррористической защищенности объекта

Покажем на видео, как это работает, в конце статьи.

ПДФ-файлы с подвохом

Чем-то это похоже на уловку с формулами. Техзадание выкладывается в формате ПДФ с возможностью копирования текста. Но некоторые слова в нем, например частица «не», вставлены картинками. Если скопировать такой текст и вставить в заявку, то картинка пропадет. И смысл поменяется на противоположный. Такую деталь тоже легко не заметить, если не ждешь подвоха. Поэтому всегда внимательно перечитывайте все, что скопировано из документации к закупке.

Избыточные требования к товару

Некоторые заказчики прописывают в техзадании такие характеристики товаров, которые можно узнать, только если провести испытания. Чаще всего это делают по глупости, просто потому что скопировали характеристики из ГОСТа. Но иногда — специально, чтобы отсеять ненужных поставщиков.

Например, в одной закупке требовали указать время высыхания краски. Его можно узнать, только если что-нибудь покрасить и оставить сушиться.

Технологически не связанные товары

Иногда заказчик в один лот включает технологически и функционально не связанные между собой товары. За такие действия ему грозит штраф от 10 000 до 50 000 рублей.

Так, например, ФАС считает недопустимым обслуживание и уборку объектов, которые расположены в разных муниципальных образованиях. Суть в том, что большинство компаний в состоянии побороться за заказ на отдельном участке. Если же в одну закупку включаются удаленные друг от друга объекты, то многим компаниям не хватает мощности перебросить машины и людей в разные части региона. Либо это будет невыгодно. Поэтому такие заказы забирает нужная организация по максимальной цене.

В заключение скажем, что 34 статья 44-ФЗ разрешает объединить услуги по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. А в июне прошлого года Верховный суд признал правомерным закупки на поставку компьютера и программ к нему.

Скачать обзор Верховного суда от 28.06.2017

Видео: ловушки для поставщиков в техзадании

Форум о госзакупках и тендерах Good-tender

Главная Решение вопросов поставщиков по 44-ФЗ Характеристики несуществующего товара в техническом задании

Чтобы начать, вы должны Войти или Зарегистрироваться

Сообщений 20

Тема: Характеристики несуществующего товара в техническом задании

Подскажите пожалуйста. Хотим подать жалобу в ФАС. На какой нормативный акт ссылаться , если заказчиком в т.з. описываются технические характеристики товара , которых не бывает? Спасибо!

Re: Характеристики несуществующего товара в техническом задании

Что же тогда он пытается закупить? То , чего не может быть ? )) (Про Стрельца)

Re: Характеристики несуществующего товара в техническом задании

Что же тогда он пытается закупить? То , чего не может быть ? )) (Про Стрельца)

такой товар бывает , но таких характеристик не бывает

Re: Характеристики несуществующего товара в техническом задании

Что же тогда он пытается закупить? То , чего не может быть ? )) (Про Стрельца)

точнее комплектности такой

Re: Характеристики несуществующего товара в техническом задании

там один день до окончания подачи заявок если я не ошибаюсь..стоит ли ее подавать вообще то? хотя мне тз не понравилось. на всех шприцах стоит ГОСТ, а на именно этом нет. как вообще такое тз пропустили. я бы таким играть точно не стала

Re: Характеристики несуществующего товара в техническом задании

там один день до окончания подачи заявок если я не ошибаюсь..стоит ли ее подавать вообще то? хотя мне тз не понравилось. на всех шприцах стоит ГОСТ, а на именно этом нет. как вообще такое тз пропустили. я бы таким играть точно не стала

Re: Характеристики несуществующего товара в техническом задании

подавайте, я думаю у вас есть шансы. Тем более очень подозрительно отсутствие указания ГОСТа на этот товар.

Re: Характеристики несуществующего товара в техническом задании

там один день до окончания подачи заявок если я не ошибаюсь..стоит ли ее подавать вообще то? хотя мне тз не понравилось. на всех шприцах стоит ГОСТ, а на именно этом нет. как вообще такое тз пропустили. я бы таким играть точно не стала

принципиально хочу это сделать . 1-ое. не указан ГОСТ именно на эту позицию 2-ое. нигде ни в РФ ни за рубежом нет с такой комплектацией товара . Ольга , на отсутствие ГОСТ при описании объекта закупки можно пожаловаться ? и на какой нормативный акт ссылаться ? Спасибо!

Re: Характеристики несуществующего товара в техническом задании

принципиально хочу это сделать . 1-ое. не указан ГОСТ именно на эту позицию 2-ое. нигде ни в РФ ни за рубежом нет с такой комплектацией товара . Ольга , на отсутствие ГОСТ при описании объекта закупки можно пожаловаться ? и на какой нормативный акт ссылаться ? Спасибо!

вы когда подать хотите?

Re: Характеристики несуществующего товара в техническом задании

утром мой сотрудник отнесет жалобу на бумажном насителе сдаст в канцелярию в УФАС по Краснодарскому краю

Re: Характеристики несуществующего товара в техническом задании

утром мой сотрудник отнесет жалобу на бумажном насителе сдаст в канцелярию в УФАС по Краснодарскому краю

я сейчас еду домой и из дома напишу. Заинтересовала ситуация эта

Re: Характеристики несуществующего товара в техническом задании

принципиально хочу это сделать . 1-ое. не указан ГОСТ именно на эту позицию 2-ое. нигде ни в РФ ни за рубежом нет с такой комплектацией товара . Ольга , на отсутствие ГОСТ при описании объекта закупки можно пожаловаться ? и на какой нормативный акт ссылаться ? Спасибо!

не думаю что жалобу из за отсутствия ГОСТа будут рассматривать. Запрос если бы был это одно. Надо ссылаться в жалобе на несуществующие характеристики шприцов я думаю

Re: Характеристики несуществующего товара в техническом задании

не думаю что жалобу из за отсутствия ГОСТа будут рассматривать. Запрос если бы был это одно. Надо ссылаться в жалобе на несуществующие характеристики шприцов я думаю

да , но на какой нормативный акт ссылаться не могу понять.

Re: Характеристики несуществующего товара в техническом задании

да , но на какой нормативный акт ссылаться не могу понять.

я разговаривала с нашим юристом, вообщем если вы уверенны что такого шприца нет, то подавайте жалобу в связи с ограничением конкуренции, что заказчик играет под определенного поставщика. Заказчик имеет право не прописывать сам ГОСТ, но описание должно быть строго по ГОСТу. В фасе заказчик может доказать что эти характеристики соответствуют ГОСТу. Тут только удостовериться что такого шприца вообще нет

Re: Характеристики несуществующего товара в техническом задании

А может заказчик не специально,просто ошибся,все люди

Re: Характеристики несуществующего товара в техническом задании

Карен, а что вас смутило в 3 шприце? Я вроде характеристики сверила, но не нашла такой шприц с таким типом соединения Луер-Слип. У таких шприцов с такой характеристикой соединение другое. Мы будем через совместные торги закупать большое количество шприцов, посмотрю завтра на работе такое

Re: Характеристики несуществующего товара в техническом задании

Можно конечно написать про ограничение конкуренции. Но если вы уверены, что шприцев таких нет, то можно еще указать, что если ТЗ останется в неизменном виде, то будут последствия для заказчика: или он всех отклонит и аукимон не состоится, или допустит заявку, но потом не примет товар (товар не будет соответствовать условиям) или примет товар заведомо не соответствующий.

Re: Характеристики несуществующего товара в техническом задании

Нужно посмотреть ст.33 44-ФЗ

Re: Характеристики несуществующего товара в техническом задании

два участника, падение на 20% — думаю с жалобой пролёт

10 распространенных ошибок заказчиков по 44-ФЗ

Законодательство постоянно меняется и нельзя быть уверенным на 100%, что, проводя закупку, сделал все правильно. В статье мы собрали наиболее распространённые ошибки заказчиков, которые встречаются на практике и которые нужно учиться не допускать.

Чаще всего ошибки совершаются при формировании закупочной документации, в частности, при описании объекта закупки. От того, насколько правильно составлена закупочная документация, зависит исход закупки. Остановимся на наиболее распространённых ошибках заказчиках, допускаемых ими на этапе формирования документации.

1. Избыточные требования при описании объекта закупки

Порой заказчики включают в закупочную документацию излишние требования. Например, указывают характеристики, которые могут быть проверены лишь в лабораторных условиях — «температура начала кристаллизации», «индекс вязкости», «плотность», «содержание серы в %».

Для того, чтобы испытать товар, участник закупки должен его сначала произвести или купить. При этом Закон № 44-ФЗ не обязывает претендента на контракт иметь в наличии товар на складе в момент проведения торгов.

Поэтому не следует включать в техзадание требования к химическому составу, компонентам товара, технологии его производства, и показатели, значения которых можно определить по результатам испытаний (как правило, указание на то, что данный показатель определяется испытанием, имеется в ГОСТе).

Соответствующие разъяснения есть в письме ФАС России от 01.07.2016 №ИА/44536/16. Позиция ФАС России поддержана решением Верховного суда РФ от 09.02.2017 № АКПИ16-1287.

Пример: Решение ФАС России от 08.06.2018 по делу № 18/44/105/640 (номер закупки в ЕИС 0315100000318000106)

2. Отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки

Закон № 44-ФЗ устанавливает требование о наличии в составе закупочной документации инструкции по заполнению заявки. При этом требования непосредственно к содержанию инструкции отсутствуют.

В этой связи некоторые заказчики пренебрегают разработкой данного раздела и ограничиваются формальным наличием инструкции в тексте документации.

На этот счет уже сложилась позиция ФАС России, которая считает ненадлежащую инструкцию нарушением Закона № 44-ФЗ.

Положения инструкции должны быть понятными и непротиворечивыми. Так, инструкция должна содержать, в том числе указание на разделы документации, в которых содержатся показатели, в отношении которых участники подают свои предложения, порядок их заполнения.

Требования к инструкции по заполнению заявки изложены ФАС России в письме от 01.07.2016 № ИА/44536/16.

Пример: Решение ФАС России от 13.09.2016 по делу № К-1462/16 (номер закупки в ЕИС 0158200002016000011)

3. Составление документации, создающей преимущества отдельным поставщикам

Данное нарушение проявляется в двух основных формах:

  • установление в техническом задании требований к поставке товара с определенными характеристиками, которым отвечает товар «нужных» поставщиков (это могут быть требования к весу, упаковке, габаритам, комплектности);
  • использование в документации критериев оценки, необоснованно создающих преимущества определенным поставщикам (успешный опыт поставок на территории одного населенного пункта, наличие на праве собственности оборудования и материальных ресурсов).

Такие требования свидетельствуют об ограничении конкуренции и необоснованном создании преимуществ отдельным участникам закупки, что может послужить основанием для рассмотрения действий заказчика на соответствие требованиям не только Закона № 44-ФЗ, но и требованиям антимонопольного законодательства (статья 17 Закона № 135-ФЗ).

Пример: Решение Тюменского УФАС России от 18.05.2018 по делу № ФКС18/156 (номер закупки в ЕИС 0167200003418002162).

4. Требование о поставке товара определённого производителя без сопровождения словом «или эквивалент» и отсутствие параметров эквивалентности

Иногда в документации о закупке заказчики указывают наименование производителя, страны происхождения и торговую марку товара без слов «или эквивалент».

Это допустимо только в тех случаях, когда заказчик обоснует необходимость обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, которые уже им используются.

В иных случаях, указание на торговую марку товара без сопровождения слов «или эквивалент» является прямым нарушением Закона № 44-ФЗ.

Также заказчик обязан установить параметры эквивалентности — максимальные и минимальные значения показателей, а также какие показатели менять нельзя. Не установив параметры эквивалентности, заказчик нарушает Закон № 44-ФЗ.

Важно! Если не написано по каким параметрам определять эквивалентность, то любой товар можно считать эквивалентом.

Пример: Решение ФАС России от 13.12.2017 № КГОЗ-424/17 (номер закупки в ЕИС 0548100000217000022).

5. Некопируемая документация

Проблема заключается в том, что заказчики размещают документацию в формате «*.pdf», рисунках, файлах с расширением «*.exe» и в других форматах, которые не позволяют участнику закупки осуществить поиск и копирование техзадания.

Невозможность копирования текста вынуждает участников закупки самостоятельно перенабирать текст, что приводит к опечаткам в заявке и влечёт риски не заполнить заявку в установленные сроки.

Позиция ФАС России — документация в некопируемом/нередактируемом формате нарушает Закон № 44-ФЗ, ограничивает конкуренцию, указывает на «заточку» закупки под «нужного» поставщика.

По данному поводу есть письма ФАС России от 16.11.2016 № ИА/79173/16 и Минэкономики России от 23.05.2016 № Д28и-1299, от 22.02.2017 № Д28и-1121.

Пример: Решение ФАС России от 02.08.2017 по делу № К-986/17 (номер закупки в ЕИС 0158100017017000043).

6. Размещение проектно-сметной документации не в полном объеме

Неразмещение проектно-сметной документации в полном объеме — нарушение. Нежелание размещать всю проектно-сметную документацию заказчики иногда мотивируют стремлением не запутать участников закупки или отсутствием в этом необходимости, поскольку выполняется лишь часть работ в рамках сметы.

Однако, размещение не всей проектно-сметной документации ограничивает возможность подготовки заявки на участие в электронном аукционе и влечёт за собой ограничение количества участников закупки.

Такой позиции придерживаются специалисты ФАС России (письмо № АЦ/14427/16 от 09.032016), Минэкономразвития России (письмо от 20.04.2017 № Д28и-1623). Аналогичная позиция содержится и в Обзоре Президиума Верховного Суда России от 28.06.2017.

Пример: Решение ФАС России от 10.05.2017 № 432 (номер закупки в ЕИС 0119200000117001503).

Другой ряд распространённых ошибок связан с необоснованным отклонением заявок участников. Здесь можно остановиться на следующих ошибках:

7. Отклонение заявки участника в связи с отсутствием указания товарного знака

Отклонение заявки по причине отсутствия указания на товарный знак является неправомерным. Даже если заказчик считает, что у товара не может не быть товарного знака (например, при закупке компьютерной техники), он не имеет права требовать от участника закупки его указания.

Обязательной к указанию является только страна происхождения (при применении заказчиком нацрежима).

Марку или торговое наименование товара участнику закупки необходимо указывать только при их наличии.

Если участник закупки правильно оформил первую часть заявки, отклонение такой заявки на основании того, что участник не указал товарный знак, нарушает положения Закона № 44-ФЗ.

Пример: Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 22.06.2018 по делу № 44-3106/18 (номер закупки в ЕИС 0372200152418000003)

8. Отклонение заявки участника, когда есть согласие на поставку товара, но не указаны его характеристики

Заявка отклоняется комиссией заказчика, если содержит согласие, но в ней отсутствуют конкретные показатели товара.

Однако, если заказчик указал в документации товарный знак, фирменное наименование, страну происхождения товара, то участнику в первой части заявки достаточно предоставить только согласие на поставку товара.

Указание конкретных показателей товара необходимо в том случае, если участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, или же заказчиком не установлены требования к показателям товара и его товарному знаку.

Письма Минэкономики России от 17.03.2016 № Д28и-666 и от 30.12.2015 № ОГ-Д28-16596.

Пример: Решение ФАС России от 06.02.2018 № ПГОЗ-001/18 (номер закупки в ЕИС 0373100056017000620)

9. Отклонение за наличие в РНП по 223-ФЗ

Заказчики, не желая работать с неблагонадежными поставщиками, устанавливают в закупочной документации требование об отсутствии сведений об участнике закупке в Реестре недобросовестных поставщиков.

В ЕИС размещено 2 реестра — по Закону № 223-ФЗ и Закону № 44-ФЗ. Несмотря на схожее предназначение и единое место расположения — это два разных реестра. И в силу прямого указания в Законе № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки об отсутствии сведений в Реестре по Закону № 223-ФЗ и отклонять участника закупки по данному основанию.

Пример: Решение Рязанского УФАС России от 18.05.2017 по делу № 220-03-3/2017 (номер закупки в ЕИС 0859300019617000450)

10. Изменение объемов поставки и сроков исполнения контракта

Заказчики иногда используют право увеличить объёмы поставляемого товара. Здесь возникают ошибки, касающиеся того, насколько можно увеличить данные объёмы поставки. Увеличение объёмов поставки возможно на этапе заключения и исполнения контракта.

Увеличение объёмов поставки на этапе заключения контракта допустимо при наличии в закупочной документации соответствующего условия.

Важно! Достижение увеличения цены контракта осуществляется только за счет объема поставки. Цена товара за единицу должна оставаться неизменной, а всё удорожание контракта не должно превысить его НМЦК.

Что касается удорожания контракта в рамках его исполнения, то оно также достигается исключительно за счет увеличения объёмов поставки, но не более чем на 10%. Условие дополнительного соглашения, увеличивающее цену контракта более чем на 10%, является ничтожным.

При этом даже если объем поставки вырос, сроки поставки товара и сроки оплаты товара изменению не подлежат.

Позиция по данному вопросы имеется в письме Минфина от 26.10.2017 № 24-03-08/70438.

Пример: Решение Брянского УФАС России от 06.07.2018 по делу № 124 (номер закупки в ЕИС 0527600006718000017).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector