Статус военнослужащего переводе места службы
Статья 44. Перевод военнослужащих
1. Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам прикомандирования и перевода военнослужащих, а также приостановления военной службы» от 6 июля 2006 N 105-ФЗ комментируемый пункт с 1 января 2007 г. признан утратившим силу.
Вышеназванным Федеральным законом изменено наименование комментируемой статьи. С 1 января 2007 г. ст. 44 комментируемого Федерального закона называется «Перевод военнослужащих».
2. Таким образом, с 1 января 2007 г. институт прикомандирования военнослужащих прекратил свое существование.
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам прикомандирования и перевода военнослужащих, а также приостановления военной службы» направлен на приведение военного законодательства в соответствие с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ и создание законодательной основы для направления военнослужащих в учреждения и организации. Федеральный закон от 6 июля 2006 г. N 105-ФЗ вносит изменения и дополнения, связанные с созданием системы направления военнослужащих в другие учреждения и организации, не выполняющие задачи оборонного характера; упорядочением перехода с одного вида федеральной государственной службы на другой вид федеральной государственной службы (с военной службы — на федеральную государственную гражданскую службу).
Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» определяет военную службу как вид федеральной государственной службы, а ее прохождение может осуществляться только на воинских должностях (при этом данное определение военной службы как вида федеральной государственной службы применяется со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы, регулирующие вопросы прохождения военной службы). В связи с этим институт прикомандирования военнослужащих необходимо привести в соответствие с положениями названного Федерального закона. Военнослужащие, прикомандированные к организациям и учреждениям, выполняющим задачи по обеспечению обороны и безопасности государства, если в них не предусмотрена федеральная государственная служба, могут находиться в указанных организациях и учреждениях только на условиях приостановления им военной службы.
3. Порядок перевода военнослужащих регламентирован ст. 17 Положения о порядке прохождения военной службы.
4. Перевод военнослужащих из Вооруженных Сил Российской Федерации (из федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (в Вооруженные Силы Российской Федерации), производится при выполнении требований нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, а также по согласованию между руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, военнослужащий может быть переведен из Вооруженных Сил Российской Федерации не в любое структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, а именно в то, в котором п. 1 ст. 2 комментируемого Федерального закона предусмотрена военная служба. Аналогично сотрудник (служащий) федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, не может быть переведен в Вооруженные Силы Российской Федерации (другой федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба), если при этом он не обладает статусом военнослужащего и не проходит военную службу в соответствующем федеральном органе исполнительной власти.
5. Указанный перевод военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, производится в персональном порядке — с их согласия или по их просьбе.
6. В п. 3 ст. 17 Положения о порядке прохождения военной службы определены полномочия должностных лиц по изданию правовых актов о переводе военнослужащих из Вооруженных Сил Российской Федерации (из федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (в Вооруженные Силы Российской Федерации), порядок предоставления таких полномочий в необходимых случаях и форма этих актов (приказ, распоряжение). Из указанного выше следует, что определение должностных лиц, обладающих полномочиями по изданию указанных правовых актов, и формы этих актов обусловлено тем, к какому составу военнослужащих относится переводимый военнослужащий.
7. Как следует из подп. «а» п. 3 ст. 17 Положения о порядке прохождения военной службы, перевод офицеров и прапорщиков (мичманов) оформляется приказом руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором эти военнослужащие проходят военную службу, и в целях оформления перевода издания приказа должностным лицом федерального органа исполнительной власти, в который они переводятся для дальнейшего прохождения военной службы, не требуется. Например, перевод офицеров и прапорщиков (мичманов), проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, подлежит оформлению приказом министра обороны Российской Федерации.
8. Согласно подп. «е» п. 83 Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами, утвержденного приказом министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 г. N 30, переводы солдат, матросов, сержантов и старшин из Министерства обороны в другой федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, оформляются решением начальника Главного организационно-мобилизационного управления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в который переводится военнослужащий, а из федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в Министерство обороны Российской Федерации — решением управомоченного должностного лица федерального органа исполнительной власти, из которого переводится военнослужащий, по согласованию с Генеральным штабом.
Военнослужащие при переводе исключаются из Вооруженных Сил Российской Федерации (из федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) приказом по личному составу (распоряжением) о переводе, издаваемым руководителем или иным управомоченным должностным лицом федерального органа исполнительной власти, в котором они проходят военную службу. На основании такого приказа (распоряжения) указанные военнослужащие исключаются приказом по строевой части из списков личного состава воинской части, в которой они проходят службу.
9. После издания упомянутого приказа (распоряжения) о переводе и исключении из Вооруженных Сил Российской Федерации (из федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) и его реализации военнослужащие считаются переведенными в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (в Вооруженные Силы Российской Федерации).
Зачисление военнослужащих в федеральный орган исполнительной власти (в Вооруженные Силы Российской Федерации) производится приказом (распоряжением) управомоченного должностного лица федерального органа исполнительной власти, в который они переведены.
10. В соответствии со ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы в связи с переводом из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение командира (начальника).
11. Контракт, который был ранее заключен с военнослужащим, переводимым из Вооруженных Сил Российской Федерации (из федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (в Вооруженные Силы Российской Федерации), прекращает действие со дня заключения нового контракта.
Новый контракт с указанным военнослужащим заключается в день его зачисления в федеральный орган исполнительной власти, в который он переведен (в Вооруженные Силы Российской Федерации).
12. В соответствии с Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, военнослужащему, переведенному из федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в Вооруженные Силы, со дня вступления в силу контракта о прохождении военной службы и до вступления им в исполнение обязанностей по воинской должности, на которую он назначен в Вооруженные Силы, денежное довольствие выплачивается в порядке, установленном п. 46 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, из расчета:
— оклада по воинскому званию;
— оклада по последней должности, занимаемой этим военнослужащим в соответствующем федеральном органе исполнительной власти;
— процентной надбавки за выслугу лет, исчисленной в соответствии с пп. 94-96 вышеназванного Порядка.
Военнослужащему, переведенному из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, денежное довольствие выплачивается по день его исключения из списков личного состава воинской части.
Военнослужащим, обучающимся в военных образовательных учреждениях профессионального образования, назначенным после их окончания для прохождения военной службы в федеральном органе исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, денежное довольствие выплачивается по день окончания отпуска, предоставленного по окончании этих образовательных учреждений.
Военнослужащим, переведенным для дальнейшего прохождения военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (в Вооруженные Силы), материальная помощь оказывается один раз в год в полном размере при убытии из Вооруженных Сил Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), если она не была оказана ранее.
Статья 20. Проезд на транспорте. Почтовые отправления
1. Военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе:
железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования реабилитационных отпусков, на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы, а военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, и курсанты военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы также к местам использования дополнительных отпусков (за исключением зимнего каникулярного отпуска);
на грузовых машинах и в пассажирских автобусах воинской части, выделяемых для обеспечения организованной перевозки военнослужащих к месту военной службы и обратно.
1.1. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими и (или) экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, курсанты военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом один раз в год по территории Российской Федерации к месту использования основного (летнего каникулярного) отпуска и обратно. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом один раз в год к месту использования основного (летнего каникулярного) отпуска на территории Российской Федерации и обратно.
1.2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при переводе на новое место военной службы и увольнении с военной службы, кроме того, имеют право на перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, — другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.
2. Члены семьи военнослужащего — гражданина, проходящего военную службу по контракту, указанные в абзацах 6 — 10 пункта 5 статьи 2, имеют право на основаниях, установленных для военнослужащих — граждан, на проезд на безвозмездной основе:
от места жительства к месту военной службы военнослужащего в связи с его переводом на новое место военной службы;
один раз в год — к месту использования отпуска и обратно (один член семьи, за исключением члена семьи, относящегося к категории, указанной в абзаце девятом пункта 5 статьи 2 настоящего Федерального закона);
на лечение в медицинские организации по заключению военно-врачебной комиссии и обратно;
при увольнении военнослужащего — гражданина с военной службы, а также в случае гибели (смерти) военнослужащего — гражданина — к избранному месту жительства.
Члены семьи военнослужащего — гражданина при переезде на избранное место жительства в связи с гибелью (смертью) военнослужащего — гражданина имеют право на бесплатный перевоз до 20 тонн личного имущества в контейнерах железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, — другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.
В случае гибели (смерти) военнослужащего-гражданина члены его семьи (но не более трех человек) и его родители имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту погребения погибшего (умершего) военнослужащего-гражданина и обратно. Один из членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего-гражданина и его родители имеют право один раз в год на проезд на безвозмездной основе по территории Российской Федерации (в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, также по территории, расположенной за пределами территории Российской Федерации) железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту погребения военнослужащего-гражданина и обратно.
3. Лицо, сопровождающее военнослужащего, который следует в медицинскую организацию или санаторно-курортную организацию, в отпуск по болезни, на избранное место жительства при увольнении с военной службы, или членов семей военнослужащих — граждан, проходящих военную службу по контракту, следующих в медицинские организации или санаторно-курортные организации, если необходимость сопровождения признана заключением военно-врачебной комиссии, имеет право на проезд на безвозмездной основе к месту лечения (использования отпуска), избранному месту жительства и обратно на основаниях, установленных для сопровождаемого.
4. В случае тяжелой болезни военнослужащего два члена его семьи или два близких родственника имеют право на проезд на безвозмездной основе от места своего жительства до места нахождения больного и обратно на основаниях, установленных для военнослужащего, один раз за время болезни.
5. Офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.
6. Военнослужащий имеет право на приобретение проездных документов для себя и членов своей семьи на все виды транспорта вне очереди при следовании в служебную командировку, на новое место военной службы, а также к месту использования отпуска и обратно. При этом военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, направляемый в служебную командировку, пользуется правом на бронирование и получение вне очереди места в гостинице по командировочному удостоверению.
7. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, использующим личный транспорт в служебных целях, выплачивается денежная компенсация в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
8. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, имеют право на пересылку простых писем и отправление посылок с личной одеждой.
Пересылка простых писем военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, а также простых писем, адресованных им, осуществляются в маркированных почтовых конвертах, приобретаемых за счет средств, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Пересылка посылок с личной одеждой военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, досылка и возвращение посылок, адресованных им, осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
9. Расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
10. Утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 08.11.2011 N 309-ФЗ.
Перевод военнослужащего к новому месту службы и его жилищное обеспечение
Перевод военнослужащего к новому месту службы и его жилищное обеспечение
, адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции
В настоящей статье автор попытается рассмотреть вопросы, связанные с переводом военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (по аналогии и в других федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), и их жилищным обеспечением по новому месту службы.
Актуальность настоящей статьи обусловлена тем, что уже практически больше года на территории Российской Федерации действует Жилищный кодекс Российской Федерации. Принятие Жилищного кодекса Российской Федерации вызвало в обществе немало эмоций. В период обсуждения законопроекта, прошедшего первое чтение в Государственной Думе, многие высказывали резко отрицательное отношение к предстоящим нововведениям[1]. Подобные оценки давались и на заседании Совета Федерации[2].
Здесь же необходимо отметить, что Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 01.01.01 г. так же, как и сам Жилищный кодекс Российской Федерации имеет достаточно важное значение в регулировании жилищных правоотношений, в том числе и с участием военнослужащих. В связи с этим нововведения привели в недоумение все российское общество. Изменились основания возникновения, реализации, изменения, прекращения жилищных прав[3].
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого является Федеральный закон «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым военнослужащим гарантируется предоставление жилья из государственного и других жилищных фондов, в том числе и после увольнения с военной службы. Гарантии жилищных прав указанных лиц обусловлены особым статусом военнослужащего[4].
В соответствии со ст. 15 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000) военнослужащий может быть переведен к новому месту военной службы из одной воинской части в другую (в том числе находящуюся в другой местности) в пределах Вооруженных Сил Российской Федерации (других войск, воинских формирований или органов, воинских подразделений Государственной противопожарной службы).
В Вооруженных Силах Российской Федерации действует приказ министра обороны Российской Федерации «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 01.01.01 г. № 80. В соответствии с Инструкцией, утвержденной данным приказом для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Военнослужащие, удерживающие жилые помещения по предыдущему месту военной службы, представляют копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справки бюро технической инвентаризации о наличии жилья на праве личной собственности по прежнему месту жительства. При рассмотрении вопроса об улучшении жилищных условий лиц, имеющих в данном гарнизоне жилое помещение, к рапорту прилагаются: копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справка о проверке жилищных условий и, при необходимости, справки (заключения) учреждений здравоохранения, санэпидстанций, бюро технической инвентаризации или КЭЧ района и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей. Военнослужащие, состоящие на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), направленные в установленном порядке к новому месту военной службы из одной воинской части в другую, дислоцированную в том же гарнизоне, подлежат включению в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) со времени принятия их на учет и включения в указанные списки по предыдущему месту военной службы в этом гарнизоне[5].
Учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), ведется исходя из времени принятия их на учет по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются военнослужащие, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.
Подытожив вышеизложенное, можно сделать вывод, что при переводе военнослужащего к новому месту службы[6] (в другой гарнизон) обеспечение жилым помещением будет происходить в соответствии с новым жилищным законодательством.
Так, в соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 г. [7] не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г.[8], а также жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Для наглядности можно привести следующий пример: военнослужащий проходит военную службу по контракту, своим служебно-должностным положением удовлетворен, по месту службы жилым помещением по договору социального найма обеспечен. В связи с этим логичен вопрос: имеет ли данный военнослужащий стимул перевестись к новому месту службы[9]? Воспользовавшись Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», данный военнослужащий сможет приобрести занимаемое им жилое помещение по договору социального найма в собственность. Как будет решаться жилищный вопрос при перемещении военнослужащего к новому месту службы? Сможет ли данный военнослужащий получить жилое помещение по установленным нормам и в дальнейшем его приватизировать? Представляется, что нет. Поэтому место военной службы военнослужащих может превратиться в место постоянного места жительства[10].
Здесь же хотелось бы отметить, что положение, содержащееся в ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»: «Военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами», на практике не может быть реализовано в силу того, что данный порядок законодателем не определен.
Учитывая сложившуюся правовую ситуацию, можно сделать вывод, что на сегодняшний день военнослужащие, переведенные к новому месту службы, могут приобрести жилое помещение в собственность только при увольнении с военной службы посредством получения государственного жилищного сертификата.
[1] См.: В России больше нет частного жилья // Еженедельный журнал. 2004. №
[2] См.: Бесплатного жилья теперь не будет // Российская газета. 20декабря.
[3] См.: Какой закон необходимо применять к жилищным отношениям, чтобы правомерно защитить права граждан // Юрист. 2006. № 1. С. 39.
[4] См.: Право военнослужащего на жилище: в каких формах оно реализуется? // Военно-правовое обозрение. 2001. № 2.
[5] Данное положение неоднократно являлось предметом спора в Верховном Суде Российской Федерации: об обжаловании абз. 2 п. 28 Инструкции см. решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 01.01.01 г. № ВКПИ 2002-77, постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01.01.01 г. № ВКПИ 02-77.
[6] См.: Место военной службы: что это такое? // Право в Вооруженных Силах. 2000. № 3.
[7] Федеральным законом от 01.01.01 г. ст. 4 данного Закона признана утратившей силу с 1 января 2007 г.
[8] Данная норма содержится в Федеральном законе «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 01.01.01 г. .
[9] Подробнее см.: Является ли сейчас перспектива получения жилья от «военного ведомства» реальным стимулом к исполнению обязанностей военной службы? // Российский военно-правовой сборник. 2005. № 4.
[10] См. ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Важные нюансы при переводе военнослужащего на новое место
Российское законодательство предусматривает высокую мобильность кадров и разрешает переводы военнослужащего к новому месту службы по различным обстоятельствам. Самой распространенной причиной изменения места несения воинской обязанности является необходимость выполнения служебных задач. Решение о такой передислокации принимается вышестоящим руководством и в зависимости от ситуации может требовать согласия или отказа самого военного.
Так же армейцы могут претендовать на смену места несения службы по собственному желанию при наличии объективных оснований. Таковыми могут являться заболевания или состояние здоровья самого военного или кого-то из членов его семьи, необходимость помогать и содержать престарелых родственников и так далее. Важно понимать, что перевод в другую часть или иное военное формирование сопряжен не только с изменением места службы, но и финансовыми, социальными вопросами. От правильности оценивания ситуации и знания своих прав зависит насколько комфортным и законным будет ваш переезд. Если вы получили приказ об откомандировании в другую часть, или просто хотите заполнить пробелы в своих знаниях — приступайте к чтению этой статьи.
Условия для перевода контрактных военнослужащих
То, как должно происходить изменение места службы военных, изложено в Указе Президента РФ №1237. Перевод военнослужащего возможен при следующих условиях (гл.4, ст.15):
- по служебной надобности;
- в целях карьерного роста;
- в связи с ухудшением показателей здоровья и наличием рекомендаций врачебной комиссии о перемене климатической зоны;
- по заявлению армейца в связи с семейной необходимостью;
- по личной просьбе военного;
- в связи с плановой заменой (из мест с неблагоприятными условиями для жизнедеятельности, из-за рубежа и тому подобное);
- при поступлении или отчислении из мест обучения и/или повышения квалификации;
- в связи с расформированием или переформированием части;
- в связи с исполнением наказания, назначенного для военного-правонарушителя.
Важно! Служба по контракту, равно как и по призыву, не является препятствием для изменения места исполнения воинской обязанности. Но армейцы-контрактники имеют право на личное волеизъявление по вопросам передислокации, а срочники переводятся только в соответствии с приказами командования.
Условия для перевода солдат по призыву
После распределения в военкоматах солдаты, проходящие службу по призыву, обретают свое первое место дислокации. В большинстве случаев это учебные центры, в которых солдаты получают азы военной грамотности и строевой подготовки, и в дальнейшем переводятся на постоянное место службы в другие части в пределах ВС РФ. В зависимости от места службы, направления деятельности части и профпригодности самого бойца переводы в течение несения воинской повинности могут присутствовать или отсутствовать. Поводом для перераспределения рядового кадрового состава из одной части в другую чаще всего является:
- служебная необходимость;
- продвижение по службе;
- изменения организационно-штатного характера в самой части;
- обучение в военно-учебном заведении, расположенном в значительном удалении от постоянного места дислокации;
- состояние здоровья солдата-срочника, подтвержденное соответствующими медицинскими документами и заключениями;
- совершение преступления, наказание, тогда место исполнения воинской обязанности будет изменено.
Несмотря на то, что все пертурбации с гражданами, проходящими военную службу по призыву, происходят без их согласия, солдаты имеют право ходатайствовать командиру части о переводе при наличии достаточного основания:
- наличие малолетнего ребенка;
- престарелые родители;
- тяжело больные родственники.
При таких обстоятельствах солдат может рассчитывать на перемещение в иное военное формирование, расположенное в его родном городе или рядом с ним.
Важно! Подача рапорта не является гарантией смены места постоянной дислокации. Решение об изменении места службы солдата целиком и полностью зависит от командира части.
Что нужно знать при переводе
Порядок перевода военнослужащих на новое постоянное место дислокации определен законодательно. Несмотря на то, что военные ведут практически кочевой образ жизни, не задерживаясь долго на одном месте, даже у бывалых армейцев могут возникать вопросы. Рассмотрим наиболее важные:
- Компенсация женам. Если семья состоит из супругов-контрактников, и перевод одного из них влечет за собой увольнение другого, потерявший место работы имеет право на получение выходного пособия в размере 2-х среднемесячных окладов.
- Отказ в переводе. Если инициатива перекомандирования исходила от самого военного при наличии законных обстоятельств, но был получен необоснованный, неправомерный отказ, армеец имеет право решать вопрос в судебном порядке.
- Срок прибытия. Порядок перевода к новому месту военной службы предполагает выделение 30-дневного срока для решения служебных дел и прибытия в установленное военное формирование. Конкретная дата приезда указывается в предписании при переводе военного.
Если перевод требует переезда, то военнослужащему стоит ознакомиться с этой статьей.
Особенности межведомственного перевода
Важными условиями для осуществления межведомственного перевода военного являются:
- Отсутствие действующих контрактных обязательств. Это возможно:
- по окончанию срока контракта;
- при досрочном разрыве договора о несении службы в рядах ВС РФ.
- Личное волеизъявление сотрудника. Межведомственный перевод возможен в случаях, когда военнообязанный самостоятельно изъявил такое желание, и имеется его документальное согласие на подобные действия.
Существенной особенностью межведомственного перевода является то, что выслуга лет не сохраняется, а действующие льготы не продлеваются.
Увольнение супругов в связи с переводом к новому месту службы
Изменение места регулярной дислокации супруга является поводом для увольнения с постоянного места работы для другого. Рассмотрим, как должны развиваться события для жен военных в зависимости от того военнообязанные они или нет.
Увольнение военнообязанного супруга
Если предполагаемое место службы армейца расположено в другом субъекте Федерации, регионе или населенном пункте, и требует от военного переезда, его супруге будет предложен один из 2-х вариантов:
Перевестись в то же военное формирование, куда направляют вторую половину. Передислокация обоих супругов является оптимальным при необходимости перевода одного из них. При наличии соответствующей должности в другой части эти действия происходят без необходимости подачи рапорта со стороны военных. Оба супруга получают приказ или извещение о переводе, в течение месяца они должны решить все служебные, личные дела по предыдущему месту работы и прибыть к новому месту постоянной дислокации.
Уволиться жене (мужу). Если подходящего места нет, может быть рассмотрен вариант увольнения жены военного, подлежащего переводу в другую часть. При этом в обязательном порядке спрашивается мнение самой супруги. Решение об увольнении жены в связи переводом мужа военнослужащего без ее согласия незаконно, и может быть обжаловано в суде.
Важно! Если супруге военного не найдется подходящего места в другой части, а согласие на увольнение из рядов ВС РФ не будет получено, перевод самого военнослужащего должен быть отменен.
Увольнение супруги, не имеющей отношения к ВС РФ
Если вторая половина военного не имеет никакого отношения к Министерству обороны, но трудоустроена, перевод мужа является достойным основанием для увольнения. При этом в соответствии с ТК РФ отрабатывать положенные 14 дней не потребуется, достаточно в заявлении указать дату перевода мужа.
Алгоритм увольнения жены военнослужащего:
- написание заявления по собственному желанию с указанием причины ухода (изменение места службы супруга);
- предоставление справки, подтверждающей назначение для супруга;
- получение приказа об увольнении;
- получение трудовой книжки с записью об уходе в связи с переводом супруга-военнослужащего;
- получение справки о среднем доходе за последние 12 месяцев для оформления выходного пособия;
- расчет (оплата за последний отработанный месяц, компенсация за отпуск, премия и так далее).
Пособие супругам военнослужащих при переводе
Если в случае перевода одного из супругов в другую военную часть второму пришлось уволиться, ему положена определенная денежная компенсация независимо от места работы и причастности к ВС РФ. Законодательно эта правовая норма закреплена в Приказе Министра обороны РФ №265 от 2002 года, который четко определяет порядок получения и размер выходного пособия на жену военнослужащего.
Размер компенсации за увольнение с предыдущего места работы составляет 2 среднемесячных оклада жены (учитываются заработки по основному месту работы и по совместительству). Для его получения армеец должен составить рапорт о предоставлении расчета выходного пособия жене. Компенсация выплачивается командованием части единоразово и не предполагает дальнейших ежемесячных дотаций для жен военнослужащих.
Если у вас имеется собственный негативный или позитивный опыт переводов в пределах ВС РФ, ждем ваших комментариев и советов в нашем блоге.