Совместные заседания палат парламента

Совместные заседания палат парламента

Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое «СОВМЕСТНЫЕ ЗАСЕДАНИЯ ПАЛАТ ПАРЛАМЕНТА» в других словарях:

КАЗАХСТАН — (Республика Казахстан) республика,которая в соответствии с Конституцией, принятой на республиканском референдуме 30 августа 1995 г., провозгласила себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого… … Энциклопедический словарь конституционного права

Казахстан — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Государство в центральной части Евразии. Территория 2717 тыс. кв. км. Столица г … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

ПАРЛАМЕНТ — (англ. parliament от фр. parler говорить) название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах. П. как собственное наименование для обозначения высшего представительного органа применяется в Великобритании.… … Энциклопедия юриста

Сенат — (Senate) Понятие сенат, история сенатов, описание сената Информация о понятии сенат, история сенатов, описание сената Содержание Содержание Раздел 1. Происхождение понятие . Подраздел 1. Раздел 2. Cенат США в Древнем Риме. Раздел 3. Cенат США в … Энциклопедия инвестора

парламент — а; м. [англ. parliament, франц. parlement] 1. Высшее государственное законодательное представительное собрание, построенное целиком или частично на выборных началах. Войти в состав парламента. Депутат парламента. Выборы в парламент. // Шутл. О… … Энциклопедический словарь

ИСПАНИЯ — (Королевство Испания) государство на юго западе Европы, на Пиренейском полуострове, включает также Балеарские острова в Средиземном море и Канарские острова в Атлантическом океане. Столица г. Мадрид. Административное деление: 50 провинций,… … Энциклопедический словарь конституционного права

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ — избираемый сроком на 4 года двухпалатный парламент РФ, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган. Место и роль Ф.С. в системе разделения властей характеризуют следующие особенности. 1. Ф.С. есть общенациональный… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Верховный Совет России — Верховный Совет Российской Федерации[B 1] Съезд народных депутатов Российской Федерации (1990 1993)[А 1] Верховный Совет … Википедия

Законодательное собрание Свердловской области — Законодательное Собрание Свердловской области … Википедия

Государственный орган — (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… … Энциклопедия инвестора

Статья 100 Конституции РФ

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Комментарий к Статье 100 Конституции РФ

1. Часть 1 ст. 100 Конституции устанавливает один из основных принципов работы палат парламента — раздельность его заседаний. Раздельность заседаний обуславливает и раздельность принятия ими решений. Наличие данного принципа исходит из различий в предназначении и компетенции палат. Как разъяснил Конституционный Суд в Постановлении от 12.04.1995 N 2-П*(1010), двухпалатность российского парламента, обусловленная федеративным устройством государства, самостоятельность палат во взаимоотношениях между собой обеспечивают систему взвешенного и обоснованного принятия решений Федеральным Собранием.

Раздельная работа палат двухпалатных парламентов, способствующая наиболее плодотворной деятельности палат в рамках их компетенции, является общепринятой в мировой практике. В ряде случаев конституции впрямую устанавливают названный принцип (Норвегия, Швейцария), в иных — исчерпывающим образом перечисляются основания для проведения совместных заседаний палат, тем самым презюмируется обособленность их деятельности (Бразилия).

2. Часть 2 комментируемой статьи формулирует другой важнейший принцип функционирования российского парламента — открытость — необходимый атрибут деятельности органов государственной власти в демократическом обществе. Заседания палат Федерального Собрания являются открытыми, освещаются СМИ, стенограммы заседаний публикуются в специальных печатных изданиях. Федеральным законом от 13.01.1995 N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (в ред. от 16.10.2006) предусматривается обязательное ведение пресс-службами палат парламента аудио- и видеозаписей всех заседаний Совета Федерации и Государственной Думы. Режим хранения таких записей является бессрочным. На федеральные СМИ Законом возлагается обязанность трансляции открытия первых заседаний Совета Федерации и Государственной Думы.

Читать еще:  Декларирование доходов от продажи имущества по наследству

Открытость является базовым принципом осуществления и иных форм деятельности парламента: заседаний комитетов, комиссий, депутатских объединений Государственной Думы, парламентских слушаний и т.п. Вместе с тем Конституция предусматривает возможность проведения закрытых заседаний в соответствии с регламентами палат.

Аналогичная практика сложилась и за рубежом: определяя публичность как основополагающий принцип деятельности парламента, конституции устанавливают возможность проведения закрытых заседаний. В ряде стран конституции регламентируют процедурные вопросы принятия решения о проведении таких заседаний (Япония, ФРГ, Украина и др.).

На заседания палат Федерального Собрания по их решению могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления всех необходимых сведений по рассматриваемым палатами вопросам. Присутствие представителей СМИ на заседаниях требует их аккредитации.

В отношении ряда должностных лиц регламенты предусматривают возможность их свободного присутствия на любых заседаниях палат (Президент, его полномочные представители в соответствующих палатах, парламентарии другой палаты, Председатель и члены Правительства, судьи высших судебных органов и др.). На открытых заседаниях при рассмотрении законопроектов, проходивших экспертизу Общественной палаты, вправе также присутствовать члены Общественной палаты.

При проведении закрытых заседаний запрещается использование фото-, кино- и видеотехники, средств телефонной связи и радиосвязи, а также средств звукозаписи и обработки информации. Ограничено и число лиц, допущенных к присутствию на заседании. Представители СМИ на закрытые заседания не допускаются. Регламентами палат Федерального Собрания предусматривается перечень лиц, имеющих право инициировать закрытое заседание. В их числе: Президент, Председатель Правительства, председатели палат, комитеты палат и др. Сведения, обсуждаемые на закрытом заседании, относимые к государственной и иной охраняемой законом тайне, не подлежат разглашению и распространению. Решение о проведении закрытого заседания Совета Федерации принимается большинством голосов от числа членов, принявших участие в голосовании, но не менее чем 1/4 голосов от общего числа членов палаты. В Государственной Думе такое решение принимается большинством голосов от числа принявших участие в голосовании.

Регламенты палат не устанавливают перечня вопросов, обсуждение которых допускается только на закрытых заседаниях. Как правило, закрытые обсуждения связываются с необходимостью обеспечения неразглашения сведений, составляющих государственную тайну. Регламент Совета Федерации устанавливает, что обсуждение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории РФ проводится на закрытом заседании Совета Федерации, если палатой не будет принято иное решение. Государственная Дума вправе в закрытом режиме рассматривать предложение о выдвижении обвинения против Президента и заключение специальной комиссии по данному вопросу. Однако по решению палаты обсуждение этого вопроса может транслироваться СМИ.

3. Часть 3 ст. 100 содержит перечень вопросов, по которым предусматривается возможность проведения совместных заседаний обеих палат парламента.

В зарубежной практике совместные заседания палат проводятся в случаях, установленных конституциями, и могут как носить церемониальный характер, например для принесения присяги главой государства (Италия, Испания, Бразилия), так и касаться решения важнейших политических вопросов (в частности, объявление войны, ратификация международных договоров, носящих политический или военный характер, — Испания; избрание президента — Италия; преодоление вето — Казахстан, Индия, Бразилия; разрешение споров о компетенции между верховными союзными властями — Швейцария). Перечень таких вопросов в конституции, как правило, носит исчерпывающий характер. Процедура проведения совместных заседаний регулируется регламентом совместного заседания, принимаемым палатами, либо регламентом одной из палат.

Российская Конституция в числе оснований для проведения совместных заседаний палат предусматривает: заслушивание посланий Президента, заслушивание посланий Конституционного Суда и выступлений руководителей иностранных государств. Совместные заседания палат не предусматривают обсуждения и принятия каких-либо решений. Совместные заседания палат Федерального Собрания созываются распоряжением Президента*(1011), однако порядок их проведения не регламентируется. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы также собираются совместно при вступлении в должность Президента, когда он в торжественной обстановке приносит присягу, при этом также присутствуют судьи Конституционного Суда и иные приглашенные лица.

Совместные заседания палаты представителей и совета республики

Совместные заседания могут проводиться в следующих случаях:

заслушивания обращения Президента Республики Беларусь с посланием к Парламенту;

проведения парламентских слушаний;

ответов Правительства на вопросы депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики;

обсуждения совместных обращений, деклараций и заявлений палат Национального собрания;

в других случаях по решению Палаты представителей и Совета Республики.

Читать еще:  Справка о среднем заработке для фонда занятости

Предложения о проведении совместных заседаний Палаты представителей и Совета Республики могут вноситься:

Президентом Республики Беларусь;

Советом Палаты представителей,

Президиумом Совета Республики,

депутатами Палаты представителей

членами Совета Республики.

Решения о проведении совместных заседаний принимаются большинством голосов от полного состава Палаты представителей и Совета Республики раздельным голосованием.

Совместные заседания по решению палат Национального собрания могут быть открытыми или закрытыми. Решения о проведении открытого или закрытого совместного заседания палат Национального собрания принимаютсяраздельным голосованием палат. Если одна из палат приняла решение о проведении закрытого совместного заседания, проводится закрытое совместное заседание.

Совместные заседания палат Национального собрания ведут председатели палат или их заместители по согласованию между собой. Решения по вопросам, обсуждаемым на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики, принимаются каждой из палат раздельным голосованием в соответствии с регламентами палат.

Кроме того, важнейшей формой работы Палаты представителей являются парламентские слушания, которые заключаются в заслушивании сообщений и мнений депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, представителей государственных органов и общественных объединений, экспертов и специалистов по конкретной проблеме или иному вопросу, относящемуся к компетенции Палаты представителей и Совета Республики. Они проводятся по решению палат Парламента в порядке, установленном регламентами палат.

Предложения с указанием темы и обоснованием необходимости проведения парламентских слушаний вносятся в письменной форме субъектами права законодательной инициативы, Советом Палаты представителей, Президиумом Совета Республики, постоянными комиссиями, депутатскими группами.

Вопрос о проведении парламентских слушаний выносится для рассмотрения Палатой представителей и Совета Республики на ближайшее пленарное заседание. Инициатор предложения о проведении парламентских слушаний обосновывает в Палате представителей, Совете Республики необходимость их проведения. При рассмотрении данного вопроса Совет Палаты представителей, Президиум Совета Республики излагает свое мнение. Решение о проведении парламентских слушаний принимается в форме постановления. В постановлении о проведении парламентских слушаний указываются их дата, время, место, тема, форма (открытые или закрытые), а также органы Палаты представителей, Совета Республики, на которые возлагаются организация и проведение парламентских слушаний. Состав приглашенных на парламентские слушания определяется органами, организующими эти слушания.

Парламентские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности, для которых отводятся специальные места в зале заседаний Палаты представителей. Представители средств массовой информации на закрытые парламентские слушания не допускаются.

Парламентские слушания ведут Председатель Палаты представителей или его заместитель, Председатель Палаты представителей, или его заместитель, либо по решению Совета Палаты представителей, Президиума Совета Республики – председатель постоянной комиссии, к ведению которой относятся рассматриваемые вопросы.

Если организация и проведение парламентских слушаний возложены на несколько комиссий, то ведение парламентских слушаний может быть поручено председателю либо заместителю председателя постоянной комиссии – головной по рассматриваемому вопросу. Председательствующий предоставляет слово для выступления депутатам Палаты представителей, Совета Республики и приглашенным, организует обсуждение, выступает с сообщениями.

Парламентские слушания начинаются вступительным словом председательствующего, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения парламентских слушаний, составе участников. Затем слово предоставляется докладчику по обсуждаемому вопросу, которому могут быть заданы вопросы как в устной, так и в письменной форме. После ответа докладчика на вопросы выступают участвующие в парламентских слушаниях депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики и приглашенные. Время для докладов и выступлений предоставляется в порядке, предусмотренном регламентами палат, если не будет принято иное решение. Приглашенные и присутствующие на парламентских слушаниях лица обязаны соблюдать порядок парламентских слушаний. Председательствующий вправе удалить нарушителя из зала заседаний. Парламентские слушания могут заканчиваться выработкой рекомендаций по обсуждаемому вопросу. По рекомендациям, выработанным в ходе парламентских слушаний, принимается постановление Палаты представителей.

Парламентские слушания протоколируются и стенографируются Секретариатом Палаты представителей и Совета Республики.. Протокол подписывается председательствующим. Рекомендации открытых парламентских слушаний могут публиковаться и передаваться в средства массовой информации. Материалы закрытых парламентских слушаний предназначаются только для их участников.

Основными формами деятельности депутата Палаты представителей и члена Совета Республики являются:

Совместные заседания палаты представителей и совета республики

Совместные заседания могут проводиться в следующих случаях:

заслушивания обращения Президента Республики Беларусь с посланием к Парламенту;

проведения парламентских слушаний;

Читать еще:  Правила сдачи экзамена в гибдд и регламент проведения

ответов Правительства на вопросы депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики;

обсуждения совместных обращений, деклараций и заявлений палат Национального собрания;

в других случаях по решению Палаты представителей и Совета Республики.

Предложения о проведении совместных заседаний Палаты представителей и Совета Республики могут вноситься:

Президентом Республики Беларусь;

Советом Палаты представителей,

Президиумом Совета Республики,

депутатами Палаты представителей

членами Совета Республики.

Решения о проведении совместных заседаний принимаются большинством голосов от полного состава Палаты представителей и Совета Республики раздельным голосованием.

Совместные заседания по решению палат Национального собрания могут быть открытыми или закрытыми. Решения о проведении открытого или закрытого совместного заседания палат Национального собрания принимаютсяраздельным голосованием палат. Если одна из палат приняла решение о проведении закрытого совместного заседания, проводится закрытое совместное заседание.

Совместные заседания палат Национального собрания ведут председатели палат или их заместители по согласованию между собой. Решения по вопросам, обсуждаемым на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики, принимаются каждой из палат раздельным голосованием в соответствии с регламентами палат.

Кроме того, важнейшей формой работы Палаты представителей являются парламентские слушания, которые заключаются в заслушивании сообщений и мнений депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, представителей государственных органов и общественных объединений, экспертов и специалистов по конкретной проблеме или иному вопросу, относящемуся к компетенции Палаты представителей и Совета Республики. Они проводятся по решению палат Парламента в порядке, установленном регламентами палат.

Предложения с указанием темы и обоснованием необходимости проведения парламентских слушаний вносятся в письменной форме субъектами права законодательной инициативы, Советом Палаты представителей, Президиумом Совета Республики, постоянными комиссиями, депутатскими группами.

Вопрос о проведении парламентских слушаний выносится для рассмотрения Палатой представителей и Совета Республики на ближайшее пленарное заседание. Инициатор предложения о проведении парламентских слушаний обосновывает в Палате представителей, Совете Республики необходимость их проведения. При рассмотрении данного вопроса Совет Палаты представителей, Президиум Совета Республики излагает свое мнение. Решение о проведении парламентских слушаний принимается в форме постановления. В постановлении о проведении парламентских слушаний указываются их дата, время, место, тема, форма (открытые или закрытые), а также органы Палаты представителей, Совета Республики, на которые возлагаются организация и проведение парламентских слушаний. Состав приглашенных на парламентские слушания определяется органами, организующими эти слушания.

Парламентские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности, для которых отводятся специальные места в зале заседаний Палаты представителей. Представители средств массовой информации на закрытые парламентские слушания не допускаются.

Парламентские слушания ведут Председатель Палаты представителей или его заместитель, Председатель Палаты представителей, или его заместитель, либо по решению Совета Палаты представителей, Президиума Совета Республики – председатель постоянной комиссии, к ведению которой относятся рассматриваемые вопросы.

Если организация и проведение парламентских слушаний возложены на несколько комиссий, то ведение парламентских слушаний может быть поручено председателю либо заместителю председателя постоянной комиссии – головной по рассматриваемому вопросу. Председательствующий предоставляет слово для выступления депутатам Палаты представителей, Совета Республики и приглашенным, организует обсуждение, выступает с сообщениями.

Парламентские слушания начинаются вступительным словом председательствующего, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения парламентских слушаний, составе участников. Затем слово предоставляется докладчику по обсуждаемому вопросу, которому могут быть заданы вопросы как в устной, так и в письменной форме. После ответа докладчика на вопросы выступают участвующие в парламентских слушаниях депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики и приглашенные. Время для докладов и выступлений предоставляется в порядке, предусмотренном регламентами палат, если не будет принято иное решение. Приглашенные и присутствующие на парламентских слушаниях лица обязаны соблюдать порядок парламентских слушаний. Председательствующий вправе удалить нарушителя из зала заседаний. Парламентские слушания могут заканчиваться выработкой рекомендаций по обсуждаемому вопросу. По рекомендациям, выработанным в ходе парламентских слушаний, принимается постановление Палаты представителей.

Парламентские слушания протоколируются и стенографируются Секретариатом Палаты представителей и Совета Республики.. Протокол подписывается председательствующим. Рекомендации открытых парламентских слушаний могут публиковаться и передаваться в средства массовой информации. Материалы закрытых парламентских слушаний предназначаются только для их участников.

Основными формами деятельности депутата Палаты представителей и члена Совета Республики являются:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector