Налоговые интересы в делах о банкротстве

Налоговый орган — активный кредитор в банкротстве

С этого года в территориальных органах ФНС довольно четко поставлена работа по сопровождению процедур банкротства, разработаны методики, в том числе по субсидиарной ответственности, оспариванию сделок, взысканию текущих платежей, инициированию банкротств и так далее.

И мы не понаслышке знаем, что без участия налогового органа в качестве кредитора не обходится большинство процедур банкротства. Сейчас большинство дел проходит по результатам налоговых проверок. Если налогоплательщик хотел уклониться от уплаты налогов, но его вывели на свет, он часто стремится избавиться от таких долгов уже через банкротство.

Территориальные органы ФНС готовятся также к процедуре заранее: если видно, что компания не сможет погасить возможные начисления (например, она закредитована или у нее недостаточно свободных активов), ФНС заблаговременно, уже в ходе выездной проверки начинает следить за движением активов, собирать документы для оспаривания сделок, привлечения к субсидиарной ответственности.

Как мы видим, сейчас действия ФНС в этом направлении довольно результативные. За 9 месяцев 2016 года собираемость налогов в банкротствах выросла в два с лишним раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Неуплата организацией или предпринимателем налогов в качестве налогового агента, в частности, по НДФЛ, может быть основанием для банкротства!

Напомним, что налоговые органы обязаны инициировать процедуру банкротства организации, если она в течение 3 месяцев не погасила задолженность по обязательным платежам в размере более 300 000 руб. Для физических лиц, в том числе предпринимателей, этот порог выше – для возбуждения процедуры банкротства налоговая задолженность должна быть более 500 000 руб.

Если инспекция выступает инициатором процедуры банкротства организации по налоговой задолженности, одновременно с подачей заявления в суд она уведомляет об этом ПФР, ФСС и запрашивает у них информацию о задолженности этой организации. Затем ФНС направляет полученные данные в суд для объединения задолженности в реестр требований кредиторов.

Налоговые органы в делах о банкротстве представляют интересы Российской Федерации. Отличает их от обычных кредиторов то, что реализовать свое право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом инспекция может не ранее чем через 30 дней с даты, когда она приняла решение о взыскании налоговой задолженности за счет его имущества. В остальном налоговые органы обладают статусом кредиторов: на общих правах участвуют в собраниях кредиторов, так же определяют судьбу самого должника и его имущества. При этом обычные кредиторы, размер задолженности перед которыми составляет более 10 % от размера требований, включенных в реестр, имеют право самостоятельно подавать заявления об оспаривании сделок должника (договоры, осуществленные платежи, подписанные акты).

Профилактика лучше лечения, поэтому мы рекомендуем нашим Клиентам заранее проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности с привлечением налогового и антикризисного консультантов, чтобы своевременно предпринять меры и не допустить кризисных ситуаций.

Читать еще:  Категория моторное судно

Участие налоговых органов в делах о банкротстве

Компетенции налоговых органов в деятельности, связанной с финансовым оздоровлением и банкротством.

Закрепленная в ст. 57 Конституции РФ обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства, необходимого условия его существования. По смыслу ст. 10 и 114 Конституции РФ полномочия предъявлять от имени государства в деле о банкротстве и в процедуре банкротства требования об уплате обязательных платежей и по денежным обязательствам по своей природе относятся к полномочиям исполнительной власти.
Устанавливая в соответствии со ст. 71 (п. «г», «о»), 76 (ч. 1) и 114 (п. «е», «ж» ч. 1) Конституции РФ порядок организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти, законодатель вправе возложить полномочие по предъявлению требования об уплате обязательных платежей на какой-либо из федеральных органов исполнительной власти, по своему функциональному предназначению наиболее приспособленный к его осуществлению.
Обязательность и принудительность изъятия налога, в том числе в рамках решений арбитражных судов, касающихся уплаты обязательных платежей по делам о банкротстве и в процедурах банкротства, вытекают из публично-правовой природы налога. Исходя из этого споры по требованиям обязательных платежей находятся в рамках публичного права.
Особенностями публично-правовой природы отношений, связанных с требованиями уплаты обязательных платежей в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, предопределяются характер правового регулирования, основания разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в этой сфере финансовых отношений.
Таким образом, вышеназванные особенности приводят к необходимости законодательного совершенствования форм и методов налогового контроля. То есть применительно к отношениям банкротства бюджетный и налоговый контроль должен осуществляться путем применения специальных приемов и способов, а также использования особых методов бюджетного и налогового контроля. Данные методы вытекают из прав и обязанностей финансовых органов, имеющих право как уполномоченные органы обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом согласно ст.7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Участие налоговых органов в делах о банкротстве

Условия возбуждения дела о банкротстве

В соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов и (или) осуществить платежи, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб., к должнику-гражданину — не менее 10 тыс. руб., а также имеются признаки банкротства, установленные ст. 3 Закона о банкротстве.

Читать еще:  Национальные символы канады

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8295 — | 7920 — или читать все.

31.Роль и место налоговых органов в делах о банкротстве: полномочия, регламентирующие документы

Банкротство — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном V удовлетворить требования кредиторов по ден. обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязат. платежей.

В соответствии с постановлением Правительства РФ №257 от 29.05.2004 “Об обеспечении интересов РФ как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства” ФНС явл. уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обяз. платежей и требований РФ по ден.обязательствам. Согласно ст. 41 ФЗ от 26.10.2002 №127-ФЗ “О несостоятельности [банкротстве]” налог. органом подается заявление о признании должника банкротом при соблюдении указанных условий, что требования к должнику-юр. лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч руб., к должнику- гражданину — не менее десяти тысяч руб., а также имеются признаки банкротства, установленные ст. 3 вышеуказанного ФЗ. Следовательно, юр. лицам, а также инд. предпринимателям своевременно принимать меры по погашению имеющейся задолженности по обяз. платежам либо представлять в нал. орган документы, явл-ся основанием для принятия налог. органом решения об отложении подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, в десяти-дневный срок со дня получения настоящего извещения.

32(59). Профессиональные риски в налоговом консультировании и их разделение между участниками процесса

Налоговый риск – это вероятность наступления фин. и иных потерь для организации, вытекающая из взаимодействия с гос-вом в вопросах исчисления, уплаты и оптимизации налогов. Налог. (фин.) безопасность связана с постоянным анализом текущ. Налог. рисков и вероятностью их наступления. Налог. риски подразделяются на риски связанные с налог. контролем, риски усиления налогового бремени, риски уголовного преследования.

В рамках минимизации налоговых рисков проводится:1)юр.сопровождение в ходе камеральных и выездных налог. проверок (анализ законодательства, судебной практики); 2)оценка перспектив заказчика в случае возникновения спора с налог. органами; 3) представление интересов компании в судебных заседаниях; 4) анализ договорной базы и документооборота по договорам с целью определения возможных налог. рисков; 5)анализ системы мотивации персонала; 6) анализ системы мотивации клиентов (скидки, акции и пр.). Рез. вып. работ явл.: 1)данные о готовности компании к налог. проверки с оценкой судебной перспективы отстоять позицию организации; 2)расчет возможных фин.потерь и рекомендации по их снижению; 3)описание рисков для компании (включая личную ответственность собственников, руководства, сотрудников); 4)рекомендации по способам приобретения дополнительной эк. выгоды.

Читать еще:  Пфр по форме сзв м

34.Порядок обжалования решений по результатом налоговых проверок:современная практика и новые тенденции.

В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 21,ст. 137НК РФ налогоплательщик имеет право обжаловать любые акты налоговых органов, а также действия (бездействие) их должностных лиц, если, по его мнению, такие акты или действия нарушают его права.

Срок:В течение 10 дней со дня получения акта налоговой проверки представить письменные возражения по указанному акту. При этом можно также передать в налоговый орган документы, подтверждающие обоснованность ваших возражений.

Материалы налоговой проверки (включая акт налоговой проверки и представленные возражения) рассматриваются руководителем или заместителем руководителя налогового органа, проводившего проверку. При этом вы, как проверяемое лицо, можете лично и (или) через представителя участвовать в рассмотрении данных материалов.

В течение 10 дней с момента истечения срока, установленного для подачи возражений по акту налоговой проверки, налоговым органом должно быть вынесено решение:

о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения

или об отказе в привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В любом из решений, принятых налоговым органом, должны быть обязательно указаны: срок, в течение которого проверяемое лицо вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также иные необходимые сведения.

Куда подавать– вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, вынесший решение

Жалоба может быть подана непосредственно в налоговый орган или отправлена по почте. Во втором случае, датой подачи жалобы будет считаться дата отправки почтового отправления с описью вложения. Законом №153-ФЗ введена обязательная досудебная система урегулирования налоговых споров. С 2014 г. прежде, чем обратиться в суд, налогоплательщики должны разрешить разногласия с налоговыми инспекторами внутри самой налоговой системы, в противном случае суд не станет рассматривать спор. Такой порядок расширит возможности налогоплательщиков в реализации своих прав, снизит судебные издержки и ускорит разрешение налогового спора. Досудебная процедура действительно гораздо быстрее рассмотрения спора в суде, но надо признать, что на практике, которая есть на сегодняшний день, – она гораздо менее эффективная. Пример: клиент оспаривал решение по результатам налоговой проверки. На этапе возражений удалось оспорить часть доначислений, но основная часть недоимки и штрафов вошла в Решение. В соответствии с действующим сейчас порядком досудебного урегулирования налоговых споров была подана жалоба в вышестоящий налоговый орган. Однако по итогам ее рассмотрения решение осталось неизменным. Клиент обратился в суд, написав исковое заявление и по итогам рассмотрения выиграли дело в суде. Иск был удовлетворен в полном объеме, недоимка и штрафы в сумме порядка 10 млн. руб. были сняты с компании.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector