Право граждан на участие в местном референдуме
Право граждан на участие в местном референдуме
Гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме. Гражданин РФ, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других действиях по подготовке и проведению референдума.
Гражданин РФ имеет право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие пассивным избирательным правом. Гражданин РФ участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается. Гражданин РФ голосует на референдуме соответственно за кандидата (список кандидатов) или против всех кандидатов (против всех списков кандидатов), за вынесенный на референдум вопрос или против него непосредственно.
Все граждане РФ, обладающие правом на участие в референдуме, подлежат регистрации (учету). Основанием для регистрации (учета) участников референдума является факт нахождения места жительства гражданина РФ на соответствующей территории, который устанавливается органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах РФ. Основанием для регистрации (учета) участников референдума, проживающих за пределами РФ или находящихся в длительных заграничных командировках, является факт их постоянного проживания на территории иностранного государства или пребывания в длительных заграничных командировках, устанавливаемый дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями РФ.
Участник референдума имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию, кем и кому она предоставлена. В целях реализации прав участников референдума соответствующими избирательными комиссиями составляются списки участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) участников референдума. В списки участников референдума на участках референдума включаются граждане РФ, обладающие надень голосования правом на участие в референдуме.
Право на участие в референдуме
Понятие и содержание права граждан РФ на референдум
Конституция РФ непосредственно закрепляет право граждан России участвовать в референдуме, конкретизирующее более общие конституционные права граждан непосредственно участвовать в управлении делами государства и осуществлении местного самоуправления. Конституция РФ ст.32, 130
В основном понятие и содержание права граждан РФ на референдум раскрываются в Федеральном конституционном законе от 28 июня 2004 года №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 №5-ФКЗ (ред. от 06.04.2015) «О референдуме Российской Федерации» и Федеральном законе от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
«Право на участие в референдуме — конституционное право граждан Российской Федерации голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума. Более подробно раскрывает данное понятие ст. 5 комментируемого Закона.
Участники референдума — граждане Российской Федерации, обладающие в соответствии с законодательством Российской Федерации о референдуме правом на участие в референдуме. В соответствии с законодательством РФ таким правом обладают лица, достигшие возраста 18 лет, имеют право избирать, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, — быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных Законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума. правовой российский избирательный референдум
Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». Братановский С.Н., Костькова О.В. Комментарий к ФКЗ от 28.07.2004 г. №5-ФКЗ «О референдуме РФ»
Не имеет права участвовать в референдуме гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
В соответствии со ст.4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме РФ, субъекта РФ, местном референдуме. Гражданин РФ, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других действиях по подготовке и проведению референдума.
Законодательство Российской Федерации определяет принципы проведения референдума (ст.2 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»), к ним относятся:
- — референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании;
- — граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств;
- — граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях (каждый участник референдума обладает равным числом голосов);
- — гражданин Российской Федерации голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно;
- — участие гражданина Российской Федерации в референдуме является свободным и добровольным (никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению);
- — голосование на референдуме (далее — голосование) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.
ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» инициативным группам по проведению референдума, инициативным агитационным группам дает свободу проведения агитации по вопросам референдума.
Инициатива проведения референдума принадлежит не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не более 50 тысяч из них. Однако, данная инициатива не может быть выдвинута в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа, а также в случае, если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 14 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»).
В статье 15 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» прописан порядок реализации инициативы проведения референдума, принадлежащей гражданам Российской Федерации. Согласно данной статье участники референдума образуют инициативную группу по проведению референдума.
Инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме. Выдвинуть инициативу проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. В этом случае руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 №5-ФКЗ (ред. от 06.04.2015) «О референдуме Российской Федерации» ст. 15
Инициативная группа по проведению референдума должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов Российской Федерации. В каждую региональную подгруппу инициативной группы по проведению референдума должно входить не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта Российской Федерации, где образована региональная подгруппа.
Что касается реализации инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, то каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющих право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации и не менее 10 человек — для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Федеральный закон от 12 июня 2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ст.36
Порядок участия населения в местном референдуме прописан в Федеральном законе от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Решение об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации.
В соответствии со ст.23 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» референдум назначает Президент Российской Федерации.
Все граждане Российской Федерации, обладающие правом на участие в референдуме, включаются в списки участников референдума. Гражданин Российской Федерации может быть включен в список участников референдума только на одном участке референдума.
Гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в референдуме, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о не включении его в список участников референдума, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в указанный список.
Законодательство РФ также предоставляет право досрочного голосования, правила и порядок которого прописаны в ст. 73 данного ФКЗ.
Согласно ст. 82 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» любой участник референдума, по своему требованию, имеет право ознакомиться с итогами голосования по каждому участку референдума, каждой территории, каждому субъекту Российской Федерации об объеме данных, содержащихся в протоколах соответствующих комиссий референдума и непосредственно нижестоящих комиссий референдума, об итогах голосования, незамедлительно после подписания протоколов об итогах голосования.
Таким образом, право граждан на референдум реализуется исключительно через правоотношения:
- · конституционное право граждан РФ на участие в управлении делами государства, конституционное право граждан РФ на осуществление местного самоуправления — через правоотношение общего вида;
- · иные (производные) права, связанные с выдвижением инициативы проведения референдума и участием в референдуме — через конкретные правоотношения.
В ходе выдвижения инициативы проведения референдума и в ходе самого референдума находят свое развитие основные конституционные права и свободы личности, предоставляемые Конституцией РФ.
Конституционное право России
Понятие референдума и право граждан на участие в референдуме
Под референдумом обычно понимают утверждение публично-властных решений путем всенародного голосования граждан, проживающих в границах конкретного государства, субъекта федерации, административно-территориальной единицы или муниципального образования, по вопросам соответствующего уровня с целью выявления их мнения, обязательного для всех субъектов национального права.
В частности, органы государственной власти и местного самоуправления обязаны применять указанные решения. Такой референдум называют властным, или законодательным. Термином «референдум» обозначают и опросы населения по государственно-важным вопросам, проводимые в форме народных голосований общегосударственного или иного масштаба. Этот референдум именуют консультативным. Позиция граждан, выраженная на консультативном референдуме, так же как и на властном, обязательна, но не для применения, а для учета органами государственной власти и местного самоуправления.
Как элемент конституционной системы страны референдум закреплен в ч. 2 ст. 3 Конституции РФ, где он вместе с выборами характеризуется в качестве высшего непосредственного выражения власти народа.
Федеральное законодательство о референдумах предусматривает проведение только властных референдумов. Однако право населения на консультативный референдум вытекает в качестве подразумеваемого полномочия из их права на волеизъявление в ходе властных референдумов. Право на большее (властный референдум) подразумевает и право на меньшее (консультативный референдум).
Добавим, что законодательство об образовании субъектов Российской Федерации предусматривает проведение референдумов в субъектах, инициирующих, например, процедуру объединения. Очевидно, что положительное решение граждан по вопросу объединения на этих референдумах не означает обязательного проведения такого объединения, поскольку окончательное решение данного вопроса находится в ведении федеральных органов власти.
Принципиальные основы организации и проведения всероссийских, региональных и местных (муниципальных) референдумов определены Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. Положения данного Закона развиваются в законодательных актах об отдельных видах референдумов. Порядок организации и проведения все российских референдумов установлен Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 г. (с последующими изменениями).
Интересно, что здесь акт с большей юридической силой направлен на детализацию акта с меньшей юридической силой. Поэтому в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. особо оговаривается, что его нормы, регулирующие вопросы назначения, подготовки и проведения референдума Российской Федерации, действуют в части, не противоречащей Федеральному конституционному закону «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.
Субъекты Федерации принимают собственные законы о референдумах и о местных (муниципальных) референдумах. Это могут быть отдельные законы о референдуме в субъекте Федерации и о местном референдуме, как, например, в Тюменской области, или единый законодательный акт, регулирующий порядок проведения референдумов в субъекте Федерации, местных референдумов, как, например, в Свердловской области. Иногда объединяются законодательные положения о выборах и референдумах (Воронежская область), где проведение областных и местных референдумов регулируется Избирательным кодексом. Вариант совмещения в одном акте о референдуме норм, регулирующих иные отношения, вряд ли оптимален. Процедура референдума сложна и требует обособленного правового регулирования,
Гражданин Российской Федерации может участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, рода и характера занятий, а также других обстоятельств.
Право граждан на участие в референдуме строится на тех же основаниях, что и право избирать и быть избранным. Это принципы всеобщего равного и прямого права на волеизъявление в порядке тайного голосования. В частности, принцип прямого волеизъявления означает непосредственное принятие гражданами решений по любым вопросам референдума. Граждане участвуют в референдумах лично и добровольно. Никто не вправе оказывать воздействие на граждан с целью принуждения их к участию или неучастию в референдумах, а также на его свободное волеизъявление.
Право участвовать во всероссийских референдумах принадлежит; российским гражданам независимо от места их проживания; в референдумах субъектов Федерации, местных референдумах — российским гражданам, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующих субъектов, муниципальных образований. В местных референдумах в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, вправе участвовать иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на законных основаниях на территории соответствующих муниципальных образований.
Право голоса на референдумах принадлежит лишь лицам, достигшим на день проведения референдума 18-летнего возраста. Не имеют права участвовать в референдумах любого уровня лица, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.
В основном совпадают и принципы организации выборов и референдумов. Так, при проведении референдумов используется территориальный принцип. Территория Российской Федерации (субъекта Федерации, муниципального образования) структурируется под нужды голосования и разбивается на участки для голосования. Граждане голосуют на референдуме по месту своего проживания на соответствующих участках для голосования. Организация и проведение референдумов, как и выборов, возлагается на систему специальных комиссий — при этом обязанности комиссий референдума выполняют, как правило, избирательные комиссии.
Обязательным для процедуры референдумов является принцип гласности. Все решения, касающиеся референдума, а также выносимые на него вопросы доводятся до сведения населения, в том числе путем их опубликования. Граждане, инициативные группы участников референдума, общественные объединения вправе в любых законных формах беспрепятственно вести агитацию «за» или «против» проведения референдума, «за» или «против» участия в референдуме, «за» или «против» законопроекта или иного вопроса, выносимого на референдум. Агитация допускается через средства массовой информации, путем проведения различных мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, иных мероприятий), путем выпуска и распространения печатных и иных агитационных материалов.
Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме в зависимости от происхождения, расовой или национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий запрещаются.
Решения, принятые в ходе властного референдума в пределах его компетенции, имеют обязательный характер для органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, всех иных субъектов. Эти решения не нуждаются в утверждении какими-либо органами или должностными лицами. Если для реализации решения референдума требуется принятие дополнительных правовых актов, то органы государственной власти или органы местного самоуправления, в чью компетенцию входит издание названных актов, обязаны их издать.
Например, если для осуществления решения, принятого на всероссийском референдуме, требуется издание специального акта, то федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит этот вопрос, в течение 15 дней со дня вступления в силу решения референдума обязан определить срок подготовки названного правового акта.
Решение референдума действует на всей территории страны (субъекта Федерации, муниципального образования) и может быть отменено только иным решением, принятым на аналогичном референдуме. Оно может быть признано недействительным и отменено в судебном порядке по основаниям и в порядке, предусмотренных федеральными законами. Отмена судом решения, принятого на референдуме, возможна по соображениям законности, но не целесообразности.
Референдум является самым сильным средством непосредственной демократии, помогая гражданам принимать свои решения независимо от позиции органов государственной власти и чиновников. Однако действенность этого института напрямую зависит от организованности общества, способности граждан не только высказываться по тем или иным вопросам, но и отстаивать, проводить в жизнь собственные решения. Государственной практике нашей страны известны случаи, когда решения референдумов перечеркивались властной элитой.
Например, после решения всесоюзного референдума от 17 марта 1991 г. о необходимости сохранения Союза ССР последний был упразднен руководством входивших в Союз ССР союзных республик. Руководство РСФСР, Украины и Белоруссии 8 декабря 1991 г. в обход высших органов государственной власти Союза ССР и вопреки решению всесоюзного референдума от 17 марта 1991 г. заключило Соглашение об объединении трех названных республик в Содружество Независимых Государств (СНГ).
Данное соглашение прекращало действие Конституции Союза ССР. Верховный Совет РСФСР 12 декабря 1991 г. ратифицировал это Соглашение и принял решение о денонсации Договора об образовании Союза ССР, утвержденного I Съездом Советов СССР 30 декабря 1922 г.
Поэтому юридическая форма референдума — лишь одна из гарантий свободного гражданского волеизъявления, но не более того. В то же время само наличие в правовой системе института референдума ориентирует государственный и муниципальный аппарат власти на принятие решений, отвечающих чаяниям граждан.
82. Право граждан на участие в местном референдуме
82. Право граждан на участие в местном референдуме
Гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме. Гражданин РФ имеет право участвовать в референдуме, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие пассивным избирательным правом. Гражданин РФ участвует в референдуме на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается. Все граждане РФ, обладающие правом на участие в референдуме, подлежат регистрации (учету). Основанием для регистрации участников референдума является факт нахождения места жительства гражданина РФ на соответствующей территории, который устанавливается органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Основанием для регистрации (учета) участников референдума, проживающих за пределами РФ или находящихся в длительных заграничных командировках, является факт их постоянного проживания на территории иностранного государства или пребывания в командировках, устанавливаемый дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями РФ.
Участник референдума имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию, кем она предоставлена. В списки участников референдума на участках референдума включаются граждане РФ, обладающие на день голосования правом на участие в референдуме.
Похожие главы из других книг
Глава 26. Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации
Глава 26. Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации Статья 259. Подача заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (в ред. Федерального закона от
Статья 259. Подача заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
Статья 259. Подача заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 №93-ФЗ)1. Избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные
Статья 260. 1. Порядок рассмотрения дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
Статья 260. 1. Порядок рассмотрения дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (введена Федеральным законом от 21.07.2005 №93-ФЗ)1. Заявление рассматривается судом с участием заявителя, представителя соответствующих органа
Статья 261. Решение суда по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и его реализация
Статья 261. Решение суда по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и его реализация 1. Суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления,
Глава 26. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава 26. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СТАТЬЯ 259. Подача заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (в ред. Федерального закона от
СТАТЬЯ 259. Подача заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
СТАТЬЯ 259. Подача заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)1. Избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их
СТАТЬЯ 260.1. Порядок рассмотрения дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
СТАТЬЯ 260.1. Порядок рассмотрения дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (введена Федеральным законом от 21.07.2005 № 93-ФЗ)1. Заявление рассматривается судом с участием заявителя, представителя соответствующих органа
СТАТЬЯ 261. Решение суда по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и его реализация
СТАТЬЯ 261. Решение суда по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и его реализация 1. Суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления,
4. Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
4. Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации Правом на обращение в суд с заявлением по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ обладают:1) избиратели;2) участники
16.4. Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России
16.4. Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России регулируется гл. 26 ГПК РФ и рядом специальных федеральных законов в
Глава 24 Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
Глава 24 Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации Одним из основополагающих принципов демократии является право гражданина избирать и быть избранным. Оно закреплено в Конституции Российской
§ 3 Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации
§ 3 Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации В гражданском процессе судебная защита избирательных прав граждан является самостоятельным процессуальным институтом, который возник с первыми
В чем специфика производств по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации?
В чем специфика производств по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации? В гражданском процессе судебная защита избирательных прав граждан является самостоятельным процессуальным институтом, который возник с
Каков перечень категорий и особенностей дел 0 защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации?
Каков перечень категорий и особенностей дел 0 защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации? Суды рассматривают различные дела о защите избирательных прав граждан, и наиболее распространены в судебной практике следующие
Каков круг субъектов по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации?
Каков круг субъектов по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации? В ст. 259 ГПК определен круг субъектов, которые вправе обжаловать в суд решения или действия (бездействия) органа государственной власти, органа
37. Референдум и право участия граждан в референдуме
37. Референдум и право участия граждан в референдуме Референдум — это публичное утверждение властных решений путем всенародного голосования граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме.Нормативная основа референдума закреплена в Конституции РФ — ст. 3, ч. 2, где