Подсчет голосов и установление результатов голосования

Порядок голосования. Определение итогов голосования и результатов выборов

Голосование, подсчет голосов, определение результатов выборов и их опубликование — заключительная стадия избирательного процесса.

1. Голосование — это процедура, обеспечивающая фиксацию воли избирателя по выбору того или иного кандидата (кандидатов, списка (списков) кандидатов).

Голосование проводится в календарный выходной день. Время голосования обычно определяется с 8 до 22 часов по местному времени. Голосование проводится в специальных помещениях, которые предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий главами соответствующих муниципальных образований. О времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через СМИ.

В случае, если избиратель не будет иметь возможности прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, он вправе получить в участковой комиссии данного участка открепительное удостоверение для голосования на выборах и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования. Голосование по открепительным удостоверениям возможно только в пределах избирательного округа, где данный избиратель обладает активным избирательным правом.

Избиратель, который в день голосования будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти в участковую избирательную комиссию на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, вправе проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении территориальной (окружной) комиссии за 15-4 дня до дня голосования или участковой избирательной комиссии — не ранее чем за 3 дня до дня голосования.

Возможности института открепительного удостоверения по сравнению с досрочным голосованием ограничены — открепительные удостоверения действительны только в рамках избирательного округа, где проводятся выборы.

Для осуществления голосования избиратели получают избирательные бюллетени. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или заменяющего его документа либо открепительного удостоверения.

Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо к позиции «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов»). Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, где не допускается присутствие других лиц. Избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Заполненный избирательный бюллетень опускается избирателем в опечатанный (опломбированный) ящик для голосования.

В случае, если избиратель по уважительным причинам (по состоянию здоровья, по инвалидности и другим причинам) не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, то по его письменному заявлению или устному обращению (в том числе переданному при содействии других лиц) участковая избирательная комиссия участка, на котором данный избиратель включен в список избирателей, обязана предоставить ему возможность проголосовать вне помещения. Заявление о голосовании вне помещения для голосования должно быть сделано не позже чем за 4 часа до истечения времени голосования.

Для голосования вне помещения для голосования участковая избирательная комиссия должна иметь переносные ящики для голосования, но не более трех. Данное ограничение направлено на исключение возможности нарушений избирательных прав граждан, когда число проголосовавших вне помещения для голосования окажется большим, чем число проголосовавших на самом избирательном участке.

2. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно членами участковой избирательной комиссии с правом решительного голоса. Подсчет голосов начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели.

По результатам подсчета голосов составляется протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования, первый экземпляр которого направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию, второй экземпляр остается в участковой комиссии, а третий экземпляр вывешивается для всеобщего ознакомления.

При использовании технических средств подсчета голосов (например, специальных избирательных ящиков со сканирующими устройствами) запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на избирательном участке, за исключением данных об общем числе проголосовавших избирателей.

3. Определение результатов выборов. На основании протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих избирательных комиссий, окружная избирательная комиссия того округа, от которого избирается депутат, иное выборное лицо (депутаты, выборные лица), * определяет результаты выборов путем сложения содержащихся в протоколах данных. Определение результатов производится членами данной комиссии с правом решающего голоса лично. О результатах выборов составляется протокол.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ

Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и публично с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей. Подсчет начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов, о которых должны быть извещены члены участковой комиссии и наблюдатели. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы, затем — в органы субъекта Федерации, далее — в органы местного самоуправления.

После окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей и иных уполномоченных лиц подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями.

Непосредственный подсчет голосов избирателей производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Непосредственный подсчет осуществляется в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам комиссии с правом решающего голоса, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий.

Читать еще:  Что такое егрюл

При сортировке бюллетеней участковая комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы, которые при подсчете голосов не учитываются. В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках. Их вскрытию предшествует проверка неповрежденное™ печатей и пломб. Стационарные ящики для голосования также вскрываются после проверки неповрежденное™ печатей и пломб. Члены участковой комиссии сортируют бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов или список, по позициям «за» и «против», отделяя бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке оглашаются отметки избирателей, бюллетени представляются для визуального контроля всем присутствующим лицам. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается. При проведении выборов по многомандатным избирательным округам и наличии у избирателя более одного голоса сортировка бюллетеней не производится.

После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол об итогах голосования и выдаются копии протокола уполномоченным лицам. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе производится соответствующая запись.

Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит. Второй экземпляр протокола предоставляется для ознакомления наблюдателям и иным уполномоченным лицам. Далее, в зависимости от вида проводимых выборов, осуществляется обработка итогов голосования в территориальных, окружных избирательных комиссиях, избирательных комиссиях муниципальных образований, комиссиях субъектов Федерации, Центральной избирательной комиссии РФ. На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, путем суммирования содержащихся данных определяются результаты выборов. Члены соответствующей комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов лично. О результатах выборов составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса.

Уполномоченная на определение результатов выборов избирательная комиссия вправе признать выборы не состоявшимися и недействительными. Выборы признаются не состоявшимися, если, например, при голосовании за списки кандидатов менее чем два списка кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов. Соответствующая комиссия признает итоги голосования или результаты выборов недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления граждан.

Голосование, подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование

Это завершающая, самая ответственная стадия избирательного процесса.
Непосредственно голосованию предшествует утверждение соответствующей избирательной комиссией текста избирательного бюллетеня, изготовление и снабжение бюллетенями нижестоящих комиссий.
Голосование на выборах проводится в календарный выходной день. Время начала и окончания голосования устанавливается законами, как правило — с 8 до 22 часов. О времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом.
Избиратель, который не будет иметь возможности прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включён в список избирателей, в день голосования, вправе получить в участковой избирательной комиссии открепительное удостоверение для голосования на выборах и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования, в пределах избирательного округа, этот избиратель обладает активным избирательным правом
Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах) относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов пользу которого (которых) сделан выбор, либо к позиции «против всех кандидатов».
Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое число (но не более трех) переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены этой комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополнительно вносятся в список. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать наблюдатели..
Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения избирательного блока, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения или блока, наблюдателем. Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой избирательной миссии или подписи не менее двух ее членов. Получение избирательного бюллетеня избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей. Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в ящики для голосования.
Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.
Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы результаты подсчетов бюллетеней.
Чтобы исключить возможность фальсификации итогов голосования, подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения и блоки, иностранные (международные) наблюдатели.
После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет протокол об итогах голосования.
На основании протоколов участковых, территориальных (районных, городских и других) избирательных комиссий путем суммирования содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному окрyry. Об этом составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса .
Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при проведении голосования или определении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей также если они признаны недействительными не менее чем одной четвертой части избирательных участков или по решению суда.
Вся документация избирательных комиссий всех уровней включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение сроков, предусмотренных законодательством. При этом устанавливаемые сроки хранения избирательных бюллетеней не могут быть менее одного года, а протоколов избирательных комиссий — менее одного года со дня объявления даты следующих выборов того же уровня.
Окончательные результаты выборов подлежат опубликованию в официальных средствах массовой информации в кратчайшие сроки для ознакомления с итогом всего процесса всех граждан Российской Федерации и мировой общественности.

Читать еще:  Сбил пешехода на переходе какое наказание

Таким образом, можно сделать вывод, что избирательный процесс является совокупностью юридически значимых стадий, следующих непрерывно одна за другой. Каждая стадия избирательного процесса имеет сугубо индивидуальное юридическое значение, но в тоже время данный процесс невозможен в отсутствии какой-либо его стадии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации // Рос. Газ. — 1993. — 25 дек.

2. Федеральный закон РФ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002. — № 24. — Ст. 2253.

3. Федеральный закон РФ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Рос. Газ. — 2003. — 16 янв.

4. Федеральный закон РФ от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». // СЗ РФ. — 2002. — №51. — Ст.4982.

5. Федеральный закон РФ от 26.11.96 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // СЗ РФ. — 1996. — № 49. — Ст.5497.

6. Федеральный закон РФ от 10 января 2003г. №19-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы // СЗ РФ. — 2003. — №2. — Ст.172

Библиография

1.Ахлюстин В.А., Глазков Е.И. Принцип стабильности в избирательном праве и процессе // Иваново-Вознесенский юридический вестник: Научно-практический журнал. — Иваново, 2003. Реформы государственного и муниципального управления. — № 3/4. — с.8-11

2.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М.В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М.:Норма, 2007. — 784 с. С 407-406.

3. Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. Источник материала — персональный сайт Н.Баранова.

4. Белов С.А. Избирательная система как правовой институт. М.; 2007, С 52.

5. Бузин А.Ю. Административные избирательные технологии и борьба с ними. – М.: Центр «Панорама», 2007. – 271 с. С 65-71.

6. Воробьев Н.И., Никулин В.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. 104 с. С 6,13.

7. Головин А.Г. Избирательное право России. М., 2007. С 25.

8. «Голос Камчатки» №5(172)2009 от 17 марта 2009 г.

9.Городской портал Петропавловск-Камчатский от 20.03.2009 г.

10.Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право. Учебник. — «ЗАО Юстицинформ», 2008 г. С 133. С 35-36.

11. Ерофеев Д.В. Голосование в избирательном процессе: правовые аспекты// Право и власть, М; 2002 №3 С34-39.

12. Избирательное право и процесс в Российской Федерации: Учебное пособие/Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б.-Ростов-на-Дону; Феникс, 2004. С 601.

13. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов. Отв. редактор — доктор юридических наук А.В. Иванченко. — М.: Издательство НОРМА, 1999. — 856 с. С 93.

14.Князев С.Д. Избирательный процесс: понятие, особенности и структура. [Журнал «Правоведение»/1999/№3].

15.Князев С.Д., Цырфа В.М. Избирательный процесс в Российской Федерации. Хабаровск, 2000.

16. Кочетков А.П. Политические партии и партийные системы. М.; 1993. С 56

17. Масловская М.В. Избирательный процесс в Российской Федерации. Автореф. диссертация канд. наук. Волгоград,1999.

18.Основы избирательного право и избирательный процесс в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. Монография Петров А.А., Иркутск 2004, С 53.

19. Тавадов Г.Т. Политология. Учебник для вузов. М.: Проект, 2002, с.368. С 296.

20. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 559 с. С 367-369.

Размещено на Allbest.ru

[1] «Иванченко А. В. Указ. Соч. С. 260-261».

Дата добавления: 2018-10-26 ; просмотров: 58 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Подсчет голосов

Содержание

Общие правила подсчета голосов [  ]

Процедура подсчета голосов детально регламентирована в статье 68 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». За пределами этой статьи остаются некоторые нормы, связанные с подсчетом при использовании КОИБ Комплекс обработки избирательных бюллетеней — аппарат, заменяющий урну, который сканирует и автоматически распознает бюллетени (они содержатся в Инструкции по КОИБ). Кроме того, в некоторых региональных законах содержатся дополнительные нормы по работе с открепительными удостоверениями.

Читать еще:  Какой процент нужен чтобы считать выборы состоявшимися

Следует иметь в виду, что при проведении региональных и местных выборов применяемые региональные законы не могут противоречить федеральному закону. На федеральных выборах ситуация сложнее — с одной стороны, в этих законах явно указано преимущество норм ФЗГ Федеральный закон № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае противоречий, с другой стороны, по общему правилу специальные законы (закон о выборах президента, закон о выборах госдумы) имеют приоритет перед общими. Установить отличие между противоречием (когда приоритет отдается 67-ФЗ) и специальной нормой (когда нормы специального закона заменяют нормы ФЗГ Федеральный закон № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ) достаточно сложно, поэтому установленный такими законами порядок подсчета нужно сличать с типовым порядком (описанным здесь) весьма тщательно.

Главное общее правило при проведении подсчета: он должен начинаться немедленно по завершении голосования и осуществляться непрерывно вплоть до составления протокола, выдачи его копий и направления экземпляра протокола в вышестоящую комиссию:

2. Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования.

Подсчет голосов выполняется поэтапно. По завершении каждого этапа подсчета его результат заносится должен оглашаться и вноситься в увеличенную форму протокола ( УФП увеличенная форма протокола ). На практике нередко приходится сталкиваться с тем, что комиссия, стремясь ускорить работу, пытается параллельно выполнять сразу несколько этапов подсчета. Такие действия следует немедленно пресекать, указывая комиссии на обязательность соблюдения требований закона.

Задержки недопустимы не только при начале подсчета голосов, но и при его завершении. Никакие перерывы перед подписанием протокола «для проверки результатов подсчета в ТИКе» или по иным причинам не допускаются.

Лица, присутствующие при подсчете [  ]

При подсчете могут присутствовать все те же лица, что и в течение дня голосования. Следует уделить внимание тому, чтобы все присутствующие были внесены в список с указанием надлежащего правового статуса, чтобы исключить участие в подсчете представителей администрации.

Лица, имеющие право присутствовать при подсчете, могут свободно входить в помещение, где происходит подсчет, вплоть до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования. Широко распространенное поверье о том, что в период подсчета никто не может входить или покидать помещение, не основано на законе.

Нарушения в процедурах подсчета [  ]

Чрезвычайно полезной профилактической мерой, обеспечивающей законность при подсчете, часто оказывается обсуждение с председателем комиссии порядка подсчета еще днем, до завершения голосования. Такая беседа позволяет председателю вспомнить закон и/или понять, что нарушения не останутся без внимания по стороны участников наблюдения. Полезно подарить председателю экземпляр дорожной карты — многие ошибки совершаются комиссией не от злого умысла, а от неграмотности, и четкая роспись порядка действий может помочь их избежать.

Если, тем не менее, комиссия нарушает закон во время подсчета, и ваши попытки убедить комиссию вернуться к законной процедуре остались тщетными — пишите жалобу. Если жалоба не помогла — вызывайте полицию, так как нарушение установленного законом порядка подсчета голосов образует состав административного правонарушения. Если эти нарушения связаны с нарушением прав участника наблюдения — целесообразно в первую очередь ссылаться на часть 1 статьи 5.6 КоАП (если нарушаются права права наблюдателя или члена комиссии — можно говорить и о преступлении, предусмотренном статьей 141 УК); при иных нарушениях процедуры подсчета речь может идти о правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.24 КоАП.

Протокол и увеличенная форма протокола [  ]

Закон требует, чтобы в ходе подсчета осуществлялось занесение данных не только в увеличенную форму протокола ( УФП увеличенная форма протокола ), но и в собственно протокол (при подсчете с использованием КОИБ Комплекс обработки избирательных бюллетеней — аппарат, заменяющий урну, который сканирует и автоматически распознает бюллетени — только в УФП увеличенная форма протокола ). Однако на практике протокол практически всегда составляется уже после полного завершения подсчетов. Формально это является отступлением от норм закона, однако оно не создает помех наблюдению и добросовестному подсчету голосов.

При дальнейшем описании процедур подсчета будет говориться только о занесении в увеличенную форму протокола.

Обратите внимание! Вопреки широко распространенному поверью, увеличенная форма протокола до начала подсчета голосов не заполняется (могут быть заполнены номер и адрес участка). И число избирателей в списке, и количество полученных в вышестоящей комиссии бюллетеней вносятся в увеличенную форму на соответствующих этапах подсчета.

Нормативные акты [  ]

Санкции

  • часть 1 статьи 5.6 КоАП — нарушение прав участника наблюдения
  • части 1 статьи 5.24 КоАП — нарушение порядка подсчета голосов
  • части 1−2 статьи 141 УК РФ — воспрепятствование осуществлению избирательных прав или деятельности члена комиссии

Вспомогательные материалы

  • Инструкция по организации единого порядка установления итогов голосования на выборах Президента РФ — формально не действующий на других выборах документ, но, тем не менее, подробно описывающий позицию ЦИК Центральная избирательная комиссия Российской Федерации по вопросам голосования
  • Рабочий блокнот участковой избирательной комиссии — методическое пособие и образцы документов, подготовленные РЦОИТ Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК России при ЦИК Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector