Образование осужденных к лишению свободы

Общее образование осужденных к лишению свободы

Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего, полного общего образования, администрацией исправительного учреждения создаются необходимые условия. Осужденные старше 30 лет, инвалиды II и III группы получают основное общее или среднее полное общее образование по их желанию.

Занятия в школах проводятся без отрыва от производства, посменно (в дневное и вечернее время).

Для сдачи экзаменов учащиеся освобождаются от работы, заработная плата им за этот период не начисляется, питание предоставляется бесплатно.

Получение осужденными основного общего и среднего полного образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Преподаватели школ активно участвуют в воспитательной работе с осужденными, являются членами советов воспитателей отрядов.

Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, к общему образованию не привлекаются, им создаются условия для самообразования.

С учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения оказывает содействие осужденным в получении среднего (полного) общего образования и профессионального высшего образования.

Для предоставления отпуска на время экзаменов можно использовать право осужденного на трудовой отпуск.

В исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, осужденных, не имеющих профессии, специальности, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

Осужденные инвалиды II и III группы, мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет могут получать соответствующую профессиональную подготовку по их желанию.

Отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления.

В исправительных учреждениях существует два вида получения профессионального образования:

  • обучение в ПТУ (профессионально-техническом училище) и филиалах системы профессионально-технического образования;
  • обучение непосредственно на производстве в исправительных учреждениях.

Осужденные, отбывающие пожизненно лишение свободы, получают профессиональную подготовку непосредственно на производстве.

Осужденные обучаются без отрыва от производства.

Срок обучения в училищах – от 6 месяцев до 1 года, а по наиболее сложным специальностям – до 1,5 лет.

Теоретическое обучение в профессионально-техническом училище ведется в кабинетах, оснащенных наглядными пособиями и оборудованием.

Практическое обучение осуществляется в мастерских предприятий исправительного учреждения под руководством мастеров или преподавателей.

Обучение в профессионально-технических училищах завершается экзаменами. Для их сдачи учащиеся освобождаются от работы на срок, предусмотренный законодательством о труде.

Заработная плата им за этот период не начисляется, питание предоставляется бесплатно.

Таким образом, окончившим профессионально-техническое училище присваивается квалификация и выдается аттестат установленного образца.

Общее образование осужденных к лишению свободы

В соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании» в России общее образование является обязательным. Порядок организации получения осужденными общего образования регламентируется Положением об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, утвержденным совместным Приказом Министерства юстиции России и Минобрнауки России от 27 марта 2006 г., а также Положением «Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы», утвержденным Приказом Минюста РФ от 21 ноября 2005 г.

В ИУ создаются вечерние общеобразовательные школы и консультационные пункты. Для большинства осужденных характерны длительные перерывы в учебе, в их знаниях имеются существенные пробелы. Значительная разница в уровнях знаний учащихся осужденных создает серьезные проблемы в комплектовании классов в вечерних общеобразовательных школах ИУ. Организация общеобразовательного обучения осужденных основывается на общих принципах государственного образования (всеобщность, обязательность, доступность, светскость и т.д.), но с определенной корректировкой. Так, получение общего образования является обязательным только для осужденных в возрасте до тридцати лет. Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию (ч. 1, 2 ст. 112 УИК РФ). Это соответствует рекомендациям п. 77 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, что обучение неграмотных и молодежи следует считать обязательным. Обязательность получения общего образования для лиц, не достигших возраста 30 лет, означает, что уклонение от получения образования может рассматриваться как нарушение требований режима.

Обучение осужденных не на государственном языке РФ (русском), а на родном языке практически осуществимо только в том случае, если ИУ находится на территории соответствующего субъекта. Также принцип совместного обучения лиц разного пола неосуществим потому, что он противоречит УИ принципу раздельного содержания осужденных мужчин и женщин. Для сдачи необходимых экзаменов работающие осужденные освобождаются от работы (получают учебный отпуск) с сохранением среднемесячной заработной платы.

Стремление осужденных к получению образования может расцениваться как стремление к исправлению, как намерение изменить свой образ жизни после освобождения. Поэтому добросовестное отношение осужденных к обучению является одним из оснований применения мер поощрения (ч. 1 ст. 113 УИК РФ) и учитывается при определении степени их исправления.

Читать еще:  Договор на ремонтные работы

Согласно ч. 5 ст. 112 УИК РФ педагогические коллективы образовательных учреждений оказывают помощь администрации ИУ воспитательной работе с осужденными, так как педагоги, наряду с начальниками отрядов (воспитателями отделений в воспитательных колониях) являются основными субъектами воспитательной работы с осужденными. Эта помощь проявляется не только в непосредственном обучении осужденных, но и в методическом обеспечении воспитательной работы, индивидуальном шефстве над отдельными осужденными, организации и проведении групповых и массовых мероприятий и т.д.

Для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, общее образование не организуется. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания (ч. 6 ст. 112 УИК РФ). Они могут использовать возможности библиотеки колонии, приобретать необходимые учебники, получать консультации и т.д.

Учащиеся осужденные, переведенные в строгие условия отбывания наказания, а также водворенные в ШИЗО, переведенные в ПКТ, ЕПКТ, или ОК, на занятия не выводятся. Им разрешается иметь при себе учебники и предоставляется возможность самостоятельной учебы и консультаций с преподавателями (ст. 156 Правил).

[1] Организация работы отряда колонии регулируется Положением «Об отряде осужденных исправительного учреждения ФСИН», утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ от 30 декабря 2005 г.

[2] Например, предусматривается количество мест в зрительном зале в ИК не более 50% вместимости колонии, в ВК – на полную вместимость колонии.

[3] Д.И. Ивашин предлагает включить в УИК РФ норму, обязывающую администрацию ИУ при наличии финансовых и организационных возможностей обеспечить осужденным по их желанию получение религиозного образования, право на которое вытекает из ст. 5 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях». В ИУ достаточно широко распространена практика привлечения представителей религиозных организаций к участию в работе по нравственному воспитанию осужденных. На территории ИУ создаются и функционируют специально оборудованные комнаты для отправления религиозных обрядов.

[4] Значение правового воспитания в исправительных учреждениях возрастает в связи с тем, что значительная масса осужденных рассматривает свое пребывание в ИУ односторонне, оценивает его только как кару за содеянное. Ранее проведенными исследованиями было установлено, что законопослушные граждане превосходят осужденных в знании и понимании исходных правовых положений общего характера. Осужденные же имеют более точные представления о тех преступлениях, за которые они привлекались к уголовной ответственности.

[5] Следует согласиться с замечанием В.И. Зубковой, что с точки зрения обеспечения безопасности как самих осужденных, так и сотрудников ИУ нецелесообразно проводить спортивные занятия, например по борьбе (всех видов), боксу. Отметим, что также вряд ли обосновано проводить спортивные мероприятия, которые существуют в практике ИУ, между командами осужденных и персонала воспитательной колонии. Дух соперничества, присущий рассматриваемым мероприятиям, вкус победы над представителями ИУ, очевидно, может быть перенесен осужденными на другие сферы деятельности колонии и спровоцировать в дальнейшем различные акты неповиновения законным требованиям администрации.

[6] Реализация указанного предложения особенно актуальна, учитывая высокий процент ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних осужденных (28,8%) и воспитанников с различными венерическими заболеваниями (15,9%).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Комментарий к СТ 112 УИК РФ

Статья 112 УИК РФ. Общее образование осужденных к лишению свободы

Комментарий к статье 112 УИК РФ:

1. Комментируемая статья устанавливает порядок организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования осужденными к лишению свободы в исправительных учреждениях. Организация получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки РФ и Министерства юстиции РФ .

———————————
См.: Приказ Минюста Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. N 61/70 «Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы»; Приказ Минюста России от 21 ноября 2005 г. N 223 «Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы».

Право осужденных на получение образования обеспечивается путем создания вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (вечерних (сменных) общеобразовательных школ, учебно-консультационных пунктов) (далее — школы) при исправительных колониях и тюрьмах. Они осуществляют свою деятельность в соответствии с Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1237.

2. Школы создаются, реорганизуются и ликвидируются органами исполнительной власти субъектов Федерации по согласованию с Минюстом России на базе имущества, предоставляемого им исправительным учреждением по согласованию с Федеральной службой исполнения наказаний. Организация обучения осужденных осуществляется на основе договора, заключенного между школой и учреждением.

Читать еще:  Когда наступает право собственности на квартиру

Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют финансирование школы за счет собственных бюджетных средств, создают необходимые условия для повышения квалификации и методического обеспечения педагогических работников школы, оказывают практическую помощь в подборе педагогических кадров, обеспечении документацией, учебными пособиями, техническими средствами обучения.

Учредителем школ в воспитательных колониях является Федеральная служба исполнения наказаний, которая осуществляет финансирование школы за счет средств федерального бюджета, закрепляет за школой на праве оперативного управления имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности в соответствии с уставом школы, создает необходимые условия для организации образовательного процесса.

3. Лицензирование образовательной деятельности школы осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Федерации. Образовательный процесс организуется в соответствии с учебными планами и программами с учетом особенностей режима отбывания наказания обучающихся, с применением современных педагогических технологий. Обязанности обучающихся определяются уставом и правилами внутреннего распорядка школы с учетом особенностей режима отбывания наказания.

В воспитательных колониях в школах при необходимости создаются специальные (коррекционные) классы для обучения осужденных, имеющих отклонения в развитии, проводится кружковая, внеклассная и внешкольная воспитательная работа.

Окончившим обучение осужденным по результатам государственной (итоговой) аттестации, которая осуществляется в соответствии с положением, утверждаемым Министерством образования и науки РФ, вручаются документы о соответствующем уровне общего образования государственного образца.

4. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией исправительного учреждения и соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия.

5. Обязательному обучению в школе подлежат осужденные к лишению свободы, не достигшие возраста 30 лет и не имеющие общего образования. Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию. Поэтому прием в школу осужденных, не достигших возраста 30 лет и не имеющих общего образования, производится по представлению администрации учреждения, а остальных осужденных — по их личному заявлению.

В период пребывания в строгих условиях отбывания наказания, нахождения в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и в одиночных камерах осужденные, обучающиеся в общеобразовательных школах, на занятия не выводятся. Им разрешается иметь при себе учебники и предоставляется возможность самостоятельной учебы и консультаций с преподавателями.

Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, к общему образованию не привлекаются. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.

6. Для сдачи экзаменов учащиеся осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, установлены ст. 176 ТК РФ.

Обучающиеся, успешно выполняющие учебный план, на период проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации освобождаются от работы с сохранением заработной платы по месту работы, не привлекаются в дни занятий к сверхурочным работам, связанным с отрывом от учебных занятий, имеют право на сокращенную рабочую неделю.

В период учебного года не допускается перевод обучающихся из одного учреждения в другое, если это не вызвано требованиями оперативного и режимного характера или другими исключительными обстоятельствами.

7. Поскольку получение осужденными общего образования является одним из основных средств исправления осужденных (ст. 9 УИК РФ), оно отнесено к критериям оценки степени исправления осужденных.

Поэтому отношение осужденных к обучению учитывается при решении вопросов об условно-досрочном освобождении от наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об изменении вида исправительного учреждения, а также при применении к ним мер поощрения или взыскания и изменении условий отбывания наказания.

Учитывая, что для определенных категорий осужденных получение образования обязательно, уклонение от учебных занятий является нарушением установленного порядка отбывания наказания и может повлечь применение к осужденному мер взыскания, предусмотренных ст. 115 настоящего Кодекса.

8. Педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными. Работники школ входят в состав советов воспитателей отрядов и различных комиссий, создаваемых в исправительных учреждениях, ведут индивидуально-воспитательную работу с осужденными, читают тематические лекции, пропагандируют знания и т.д.

В воспитательных колониях организуется единый учебно-воспитательный процесс с участием педагогических коллективов, направленный на формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессионального образования и подготовки, повышение образовательного и культурного уровня.

Общее образование осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы.

В исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего, полного общего образования, администрацией исправительного учреждения создаются необходимые условия. Осужденные старше 30 лет, инвалиды II и III группы получают основное общее или среднее полное общее образование по их желанию. Занятия в школах проводятся без отрыва от производства, посменно (в дневное и вечернее время).Для сдачи экзаменов учащиеся освобождаются от работы, заработная плата им за этот период не начисляется, питание предоставляется бесплатно. Получение осужденными основного общего и среднего полного образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления.В исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, осужденных, не имеющих профессии, специальности, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. Осужденные инвалиды II и III группы, мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет могут получать соответствующую профессиональную подготовку по их желанию. Отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления. В исправительных учреждениях существует два вида получения профессионального образования: обучение в ПТУ (профессионально-техническом училище) и филиалах системы профессионально-технического образования; обучение непосредственно на производстве в исправительных учреждениях Осужденные, отбывающие пожизненно лишение свободы, получают профессиональную подготовку непосредственно на производстве .Осужденные обучаются без отрыва от производства. Срок обучения в училищах – от 6 месяцев до 1 года, а по наиболее сложным специальностям – до 1,5 лет. Теоретическое обучение в профессионально-техническом училище ведется в кабинетах, оснащенных наглядными пособиями и оборудованием. Практическое обучение осуществляется в мастерских предприятий исправительного учреждения под руководством мастеров или преподавателей. Обучение в профессионально-технических училищах завершается экзаменами. Для их сдачи учащиеся освобождаются от работы на срок, предусмотренный законодательством о труде. Заработная плата им за этот период не начисляется, питание предоставляется бесплатно. Таким образом, окончившим профессионально-техническое училище присваивается квалификация и выдается аттестат установленного образца. Статья 108. Профессиональное образование и профессиональное обучение осужденных к лишению свободы. В исправительных учреждениях организуются обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

Читать еще:  Социальная предвыборная программа

Отношение осужденных к получению среднего профессионального образования и профессиональному обучению учитывается при определении степени их исправления. С учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения обязана оказывать содействие осужденным в получении высшего образования. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, профессиональное обучение проходят непосредственно на производстве.

Задачи, направления, основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы.

Воспитательная работа с осужденными — система мер исправительного воздействия, направленная на устранение у осужденных ошибочных антиобщественных взглядов, формирование и привитие им положительных установок и убеждений. Воспитательная работа, в отличие от режима лишена каких-либо карательных элементов, основывается на методах психолого-педагогического воздействия, однако она осуществляется в рамках режима отбывания наказания и является процессом, сопутствующим осуществлению наказания. Воспитательная работа имеет свою специфику: является основным средством исправления осужденных; проводится в рамках режима исполнения и отбывания наказания; предполагает участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятий; характеризуется большой интенсивностью и постоянством; отдельные стороны педагогического процесса регулируются нормами права; воспитательный процесс ведется в педагогически неблагоприятной среде; время педагогического воздействия на осужденных ограничено сроком отбывания наказания. Воспитательная работа — совокупность объективных и субъективных факторов воздействия на осужденных.

Объективные факторы — социально-экономическая обстановка в стране и создаваемая государством в исправительных учреждениях материальная и производственная база. Субъективные факторы — профессионализм и педагогическое мастерство персонала, их сознательная деятельность, направленная на исправление осужденных.

Задачи воспитательной работы с осужденными: общие: а) исправление осужденных; б) устранение у них негативных антиобщественных черт личности; в) воспитание осужденных в духе уважительного отношения к человеку, обществу, труду, соблюдения требований закона; конкретные: а) воспитание у них общественной активности; б) формирование правосознания; в) повышение культуры; г) выработка положительных устойчивых навыков; специфические: а) приучение осужденных к самоанализу и к самооценке; б) воспитание чувств и умения поступаться личными интересами. Виды воспитательной работы: массовая; групповая; индивидуальная. Организация воспитательной работы возлагается на администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Эту задачу выполняют и несут за нее ответственность те работники, которые прямо или косвенно осуществляют процесс исправления осужденных. К такому персоналу предъявляются повышенные требования: необходимый жизненный опыт, специальное образование, высокие нравственные качества, хорошая физическая подготовка. Непосредственное руководство воспитательной работой в исправительных учреждениях осуществляют сотрудники воспитательной службы во главе с заместителем начальника исправительного учреждения. Основным должностным лицом в исправительном учреждении, чьи обязанности укладываются в постоянное проведение воспитательных мероприятий среди осужденных, является начальник отряда.

Дата добавления: 2018-05-02 ; просмотров: 128 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector