Как проходят выборы депутатов
Порядок выборов депутатов Государственной Думы
В соответствии со статьями 95 и 96 Конституции РФ Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается на четырёхлетний срок полномочий. Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы составляют Конституция РФ, Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и другие. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума) избирается 450 депутатов.
Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы (далее — федеральные списки кандидатов).
Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, по смешанной системе. Проведение выборов депутатов Государственной Думы в установленные сроки является обязательным. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Президент Российской Федерации одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.В случае если Президент РФ в установленные сроки не назначит выборы, решение о проведении выборов принимаются Центральной избирательной комиссией РФ.
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший на день голосования 21 года (не может быть избран гражданин, признанный судом недееспособным или отбывающий лишение свободы по приговору суда). Кандидаты в депутаты Государственной Думы (далее — кандидаты) выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов.
2. Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях» (далее — Федеральный закон «О политических партиях») право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов (далее — политические партии).
3. Политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает выборы депутатов Государственной Думы несостоявшимися:
1) если ни один федеральный список кандидатов не получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании;
2) если все федеральные списки кандидатов получили в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает результаты выборов депутатов Государственной Думы недействительными:
1) если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
2) если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включали не менее 25 процентов от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;
3) по решению суда.
Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, содержащихся в ящиках для голосования.
Если выборы депутатов Государственной Думы признаны не состоявшимися или недействительными, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторные выборы. Повторные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными. При проведении повторных выборов сроки избирательных действий по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. Сообщение о проведении повторных выборов депутатов Государственной Думы публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через три дня после принятия соответствующего решения.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10307 — | 7262 —
или читать все.
Выборы в Государственную думу Российской Федерации. Порядок проведения выборов в Государственную думу РФ
В жизни любого государства значительную роль играет парламент. Потому выборы в Государственную думу вызывают интерес как у граждан РФ, так и у зарубежных наблюдателей. Необходимо, чтобы процесс этот был законным, открытым, легитимным. В предыдущие годы было немало критики со стороны несистемной оппозиции. По их мнению, выборы в Государственную думу проводятся с нарушениями. Давайте не будем копаться в их аргументации, а разберём порядок и систему процесса, чтобы понимать, кто передёргивает факты и пытается повлиять в свою пользу на общественное мнение.
Назначение выборов
Согласно основному закону государства, депутаты Думы должны работать пять лет. По окончании этого периода организуется новая избирательная кампания. Она утверждается указом президента РФ. Выборы в Государственную думу должны объявляться в срок от 110 до 90 дней до даты голосования. Согласно Конституции, это первое воскресенье месяца после истечения срока полномочий депутатов.
В 2016 году порядок был пересмотрен по настоянию самих народных избранников. Принято решение перенести выборы в Государственную думу Российской Федерации на единый день голосования (18 сентября). Оформлено это новшество специальным законом, который рассмотрен Конституционным судом. Этот орган решил, что небольшое отклонение от основного закона не ведёт к серьёзным нарушениям. Последующие выборы теперь будут совмещены с единым днём голосования.
Система выборов
Человеку, который пойдёт голосовать, следует знать, что именно ему предстоит решить. Дело в том, что сама система менялась в России. Путём проб и ошибок пытались найти оптимальный способ. В 2016 году выборы в Государственную думу пройдут по смешанной системе. Это означает, что половину депутатов определят по партийным спискам, вторую – персонально на одномандатных округах.
То есть каждый избиратель получит два бюллетеня. В одном нужно будет отметить партию, которой человек доверяет, во втором – персонально кандидата в депутаты от региона. Отметим, что таковой была система в 1999, 2003 годах и ранее. Организацией процесса занимается ЦИК. Комиссия контролирует выдвижение партий и кандидатов, их фонды, агитационную работу и другое. Любые нарушения фиксируются этим органом. По ним принимаются законодательно обоснованные решения.
Порядок выборов в Государственную думу
Политическая борьба изобилует множеством нюансов. Проведение выборов в Государственную думу не является исключением. Законодательно закреплён особый порядок, нарушать который нельзя. Чтобы принять участие в выборах партии необходимо:
- собрать 200 тыс. подписей, не более 10 тыс. в одном субъекте РФ;
- отправить список на проверку в ЦИК;
- получить ответ;
- если он окажется положительным, можно начинать избирательную кампанию.
Перечисленные пункты имеют свои тонкости. Так, подписи будут серьёзно проверяться на достоверность. Чтобы подстраховаться, партия имеет право заручиться поддержкой большего числа граждан, чем необходимо. Но их количество не должно превышать законодательно закреплённые 200 тыс. на 5 процентов. Кроме того, партии, ранее представленные в парламенте, освобождены от процесса подтверждения народной поддержки. Им подписи собирать не нужно. В 2016 году таким правом воспользуются:
Существует нюанс, связанный с региональной привязкой кандидатов из списка партии. Он должен разбиваться на территориальные группы. Успехи каждой учитываются при раздаче депутатских мандатов.
Голосование
Это самый видимый, кроме агитации, этап выборов. Проголосовать имеют право все граждане страны, которым на этот день уже исполнилось 18 лет. Для того чтобы принять участие в плебисците, необходимо явиться на специальный участок. При себе следует иметь паспорт. Получив бюллетень, нужно отправиться с ним в специальную кабинку. Голосование является тайным, то есть гражданин делает свой выбор лично, не оглашая его. В бюллетене следует поставить любой знак (крестик, галочку) напротив партии или кандидата. Потом его нужно отправить в специальную опечатанную урну.
Проведение выборов в Государственную думу РФ организуется ЦИК на основании законодательства. Документы, используемые при голосовании, печатаются централизованно и развозятся по стране, то есть стараются исключить любую возможность фальсификации. Избирательные участки круглосуточно охраняются с той же целью. Доступ к бюллетеням имеют только члены комиссии. Нужно отметить, что для выборов в Госдуму не установлено порога явки. Их посчитают проведёнными при любой активности граждан.
Подведение итогов
В такой огромной стране результат голосования по закону должен быть оглашён в течение десяти дней. Потому подсчёт голосов разбивается на этапы, чтобы облегчить этот процесс. В государстве создаётся ряд избирательных комиссий: участковые, территориальные, субъектов и ЦИК. Подсчёт идёт именно в таком порядке.
Участковые разбираются с бюллетенями, составляют протокол, отправляют его в территориальные. Те, в свою очередь, делают сводную ведомость, проверив достоверность данных (правильность оформления). Территориальные комиссии направляют собственные протоколы в соответствующий орган субъекта РФ. На этом этапе опять проводится проверка правильности оформления бумаг, свод данных. Итоговые протоколы отправляются в ЦИК. Этот орган собирает все сведения по стране и подводит итоги.
Распределение мандатов
Так как применяется смешанная система, то и итоги подводятся по двойной методике. На одномандатных округах побеждает тот, за кого отдано большинство голосов. Этот кандидат получает свой мандат прямо из рук избирателей. Партиям же необходимо пройти барьер. В 2016 году он зафиксирован на уровне 5 процентов. Те партии, что наберут меньше голосов, автоматически выбывают из гонки. Мандаты (225) делятся между вышедшими в финал. Правила подсчёта таковы, что учитываются количество голосов и барьер.
Необходимо, чтобы за партии проголосовало не менее 60% граждан на всех, то есть в совокупности предпочтения людей по отношению к политическим организациям должны составлять именно эту цифру. Если лидирующие силы в целом набирают меньше, то у аутсайдеров появляется возможность присоединиться к раздаче мандатов. Комиссия добавляет партии, не прошедшие барьер, пока не наберёт в целом указанные в законодательстве 60%. ЦИК объявляет победившие политические силы, которые делят мандаты в своих рядах с учётом результатов голосования в регионах.
Как устроены выборы в Московскую городскую думу Материал редакции
Наглядная иллюстрация того, как реальную оппозицию отстраняют от политической борьбы.
8 сентября пройдут выборы по всей России, но основное внимание привлекают Москва и Санкт-Петербург. Про Петербург TJ уже рассказал: там изберут губернатора и муниципальных депутатов.
В Москве выборы другие — там обновляют депутатов городской думы. Изучим, что из себя представляет Мосгордума, как проходят выборы в этот орган и как городские избиркомы отстраняют оппозиционных кандидатов от участия. Сами оппозиционные кандидаты будут темой уже следующей статьи.
Что представляет собой Мосгордума
Московская городская дума — это представительный и законодательный орган власти Москвы. Там заседают 45 депутатов. У них много полномочий, самое важное из которых — принятие городских законов.
Однако московский парламент — это не место для инициативы: половина принятых в 2018 году законов предложены мэром. Также это не место для дискуссий: из внесённых законопроектов принимаются почти все — 90%. Поэтому в последнее время орган напоминал о себе только скандалами: стажёр Мосгордумы напал на Ксению Собчак, депутата и певицу Надежду Бабкину уличили в коррупции, а председатель органа Алексей Шапошников сфальсифицировал голосование по законопроекту.
Оппозицию в Мосгордуме представляют всего семь депутатов от трёх системных партий: КПРФ, ЛДПР и «Родины». Они редко проявляют несогласие с «Единой Россией». Для сравнения, в Законодательном собрании Санкт-Петербурга у оппозиции 14 депутатов. И некоторые из них регулярно выступают в ЗакСе с критикой властей.
Депутатов Московской городской думы не стоит путать с муниципальными депутатами, которые представляют власть городских районов.
По каким правилам выбирают депутатов Мосгордумы
Выборы в Мосгордуму проходят по мажоритарной системе. Это значит, что город делится на 45 избирательных округов, в каждом из которых свой список кандидатов и свой один победитель. Избиратели голосуют за конкретных людей, а не за партии. Для победы в округе кандидату надо просто набрать большинство голосов: второго тура не предусмотрено.
Предвыборная кампания длится всё лето:
- В начале июня городской избирком официально объявляет о выборах; с этого момента кандидаты могут выдвигаться;
- Многим из них нужно собрать подписи избирателей в свою поддержку, на это даётся месяц;
- В середине июля избиркомы оглашают список зарегистрированных кандидатов;
- Оставшиеся два месяца идёт агитация.
В этом году на выборах в Мосгордуму впервые пройдёт эксперимент по электронному голосованию: в одном или нескольких избирательных округах можно будет проголосовать из дома через интернет. Независимые эксперты по выборам уже раскритиковали эту инициативу.
Как можно выдвинуться в кандидаты
На выборах в Мосгордуму можно выдвигаться от партии или через самовыдвижение.
Раньше между этими способами была чёткая разница: самовыдвиженцы должны собирать подписи в свою поддержку, а кандидаты от партии — не должны.
С 2014 года действует новый закон. По нему привилегия есть только у партий, которые набрали хотя бы 3% на прошлых выборах в Госдуму. На текущий момент это «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Демократические партии не прошли барьер: «Яблоко» набрало 2%; «Парнас» — 0,7%, а «Гражданская инициатива» не смогла тогда участвовать.
Поэтому кандидатам от либерально-демократической оппозиции для выдвижения нужно собирать подписи 3% избирателей округа, это в среднем 5-6 тысяч штук.
Эксперты организации «Голос» считают, что это фактически запретительная норма. Вот как они описали сложности подписного барьера на прошлых выборах в Мосгордуму:
Для сбора 5 тысяч подписей за 25 дней кандидату требовалось получать по 200 подписей ежедневно. В условиях традиционной придирчивости избиркомов к оформлению подписных листов, требовалось собирать автографов на треть больше заявленного. Последние дни уходили на тщательную проверку, выбраковку и заверение у нотариусов. Каждый кандидат один день должен был посвятить личному заверению многих сотен подписных листов.
Несмотря на участие в кампании волонтёров, все кандидаты вынуждены были прибегать в том числе к услугам платных сборщиков. Средняя стоимость одной подписи составляла от 100 до 200 рублей. Таким образом имелся дополнительный имущественный ценз для допуска к участию в выборах. Только на этом этапе кампании кандидату требовалось от 1.500.000 до 2.000.000 рублей.
У избиркома есть много способов отклонить тех, кто собрал подписи
Даже если политик соберёт настоящие подписи и правильно их оформит, то это не гарантирует его регистрации. Возможны ошибки по невнимательности сборщика, потому что вместе с подписью записываются паспортные данные человека, адрес регистрации и дата. Но основная проблема в другом. Избирательная комиссия может признать недействительными даже реальные подписи — у неё для этого есть ряд приёмов.
Часть приёмов бюрократические. У избиркома могут появиться претензии к оформлению подписных листов, на основании чего он признаёт все подписи недействительными. Претензии могут быть и к топографическим несоответствиям: например, использованы не те сокращения названий улиц.
Политик Владимир Милов, которому уже дважды отказывали в регистрации кандидатом в Мосгордуму, считает, что эти требования необоснованны ни по смыслу, ни по закону:
Запомните: закон не предусматривает такого понятия, как «плохая подпись». Есть воля избирателя, пожелавшего поддержать выдвижение независимого кандидата. Это — святое. Закон не требует от избиркомов придираться к каждой подписи и ее оформлению, все это — в чистом виде самодеятельность. Разнообразные придирки — то что нельзя писать сокращенно «пр-кт», а можно только полностью «проспект», можно или нельзя писать слово «паспорт» (а только номер) и т. д. — ну ничего такого закон не говорит.
Бюрократические приёмы отличаются тем, что независимый кандидат может приложить усилия, чтобы минимизировать риск отказа по ним. Но есть и такие приёмы избиркома, против которых бороться сложно.
Иногда эксперт-графолог заявляет, что подписи подделаны полностью или частично. Комиссия и суды принимают заключение графолога без сомнений.
Другая проблема — проверка паспортных данных по государственной базе. Раньше этим занималось УФМС — Управление Федеральной миграционной службы. Поэтому и за такой проверкой прижилось название «справка УФМС». Сейчас ФМС упразднено, и его функции поручены ГУВМ МВД — Главному управлению по вопросу миграции.
«Cправка УФМС» может показать, что данные избирателя из подписного листа не соответствуют данным в базе. И часто проблема не в подписях. Иногда причина в том, что сотрудники избиркома совершают ошибки при перепечатывании данных перед отправкой их на проверку. Такие «отклонённые» подписи оппозиция иногда отвоёвывает обратно. Другая более серьёзная проблема в том, что в самой государственной базе есть неполные и устаревшие данные.
Как отбраковывают подписи по «справке УФМС»: пример «Демократической коалиции» в 2015 году
Снятие кандидатов по подписям было на всех последних выборах в Мосгордуму: и в 2009, и в 2014 году. Но чтобы показать, как это работает, можно брать любые выборы — процесс везде одинаков.
Например, региональные выборы 2015 года. Тогда демократы выдвигались в парламенты нескольких регионов, но только один список кандидатов зарегистрировали, а остальных сняли по подписям.
Наибольшую огласку получило снятие кандидатов «Демократической коалиции», которые шли по списку партии «РПР-Парнас» на выборы в Заксобрание Новосибирской области. Партия собрала и сдала 11 тысяч подписей. Из них избирком отклонил 1500 штук и отказал в регистрации, потому что максимальный брак — 1000 штук. Штаб проанализировал отказ и заключил, что половина забракованных подписей — это опечатки избиркома при вводе данных и ошибки в базе УФМС. В своём твиттере глава штаба Леонид Волков привёл примеры очевидных ошибок.
47 Порядок выборов депутатов Государственной Думы
Порядок формирования государственной думы — выборы. Однако Конституция РФ не устанавливает, какими должны быть выборы — прямыми или косвенными, открытыми или тайными, не определяет и подлежащей применению избирательной системы. Порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливают федеральные законы «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ряд других федеральных законов.
Выборы в Государственную думу назначаются президентом Российской Федерации раз в пять лет.
По федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации, избираются все 450 депутатов. Избрание происходит пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов.
Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливает процентный барьер. C 2007 года процентный барьер на выборах Государственной думы повышен с 5 % до 7 %. Тем не менее на выборах 2011 года было предусмотрено предоставление также 1-2 мандатов партиям, набравшим от 5 до 7 % голосов (на практике столько голосов не набрала ни одна партия). В октябре 2011 года были приняты поправки, понижающие барьер до 5 % с 1 января 2013 года. Эта норма будет задействована только на выборах 2016 года.
После подведения итогов голосования происходит распределение депутатских мандатов — перевод процента голосов, полученных в ходе выборов, в места в парламенте. Партии, преодолевшие процентный барьер, получают места пропорционально полученным голосам.
Партии, не преодолевшие процентный барьер, не получают мест в парламенте. Те места, на которые могли бы претендовать эти партии, перераспределяются между партиями-победительницами, увеличивая их присутствие в Государственной думе. Перераспределение происходит пропорционально долям голосов, полученных на выборах. Таким образом голоса избирателей, голосовавших за партии-аутсайдеры достаются партиям-победительницам, хотя им и не предназначались.
48 Особенности избрания депутатов Совета Федерации
ФЗ «О порядке формирования СФ ФС РФ» от 05.08.2000 (в редакции ФЗ от 16.12.2004);
Постановление СФ ФС РФ «О регламенте Совета Федерации ФС РФ» от 30.01.2002 (в редакции Постановления СФ ФС РФ от 09.02.2005);
Постановление ГД ФС РФ «О регламенте ГД ФС РФ» от 22.01.1998 (в редакции Постановлений ГД РФ от 02.03.2005);
ФЗ «О статусе члена СФ и статусе члена ГД ФС РФ» от 08.05.1994 (в редакции ФЗ от 16.12.2004);
Членом может быт гражданин не моложе 30 лет, обладающий правом избирать и быть избранным. В СФ входит по два представителя от каждого субъекта РФ (89 * 2 = 178 членов). Предусматривается избрание члена СФ от законодательной (представительной) власти субъекта на заседании соответствующего представительного органа государственной власти большинством голосов депутатов (представитель от законодательного органа государственной власти избирается его депутатами на срок полномочий этого органа, представитель от двухпалатного законодательного органа субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты).
Представитель от исполнительного органа власти назначается решением главы исполнительной власти на срок его полномочий, если данная кандидатура не будет отвергнута 2/3 депутатов представительного органа.
Все члены СФ работают на профессиональной основе. Срок их пребывания в должности соответствует сроку полномочий тех органов, которые их избрали или назначили.
Полномочия СФ не ограничены сроком, никто не вправе его распустить, но его состав постоянно обновляется. Полномочия члена СФ начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (о назначении) члена СФ вновь избранным законодательным органом субъекта РФ или высшим должностным лицом субъекта.
Член СФ — представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа.
Член СФ — представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.
Член СФ — представитель от однопалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ должен быть избран не позднее трех месяцев со дня первого заседания в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ нового созыва, а член СФ — представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ и член СФ — представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, формируемого путем ротации, — со дня истечения срока, на который был избран предыдущий представитель соответствующего органа.
Кандидатура (кандидатуры) для избрания представителя в Совете Федерации от однопалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ вносится (вносятся) на рассмотрение этого органа его председателем.
В двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ кандидатура (кандидатуры) для избрания представителя в Совете Федерации вносится (вносятся) на рассмотрение этого органа поочередно председателями палат.
Группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может внести на рассмотрение этого органа альтернативную кандидатуру (альтернативные кандидатуры) для избрания представителя в СФ.
Представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий.
Член Совета Федерации — представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ должен быть назначен не позднее трех месяцев со дня вступления в должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).