Извещение юридического лица

Какие способы извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, применяются в судебной практике?

Несмотря на значимость института извещения лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях, как одного из элементов справедливого судебного разбирательства, до недавнего времени КоАП не содержал норм, определяющих порядок и способы информирования участников процесса о месте и времени рассмотрения дела. Такие нормы появились в нем сравнительно недавно — в связи с принятием Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 404-ФЗ, вступившего в силу с 7 января 2012 г.

В соответствии с данным актом глава 25 КоАП была дополнена ст. 25.15, в которой установлен порядок извещения лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях.

В целях обеспечения реализации принципов оперативности и экономичности в административном процессе законодатель предусмотрел возможность извещения лиц, участвующих в деле, с использованием любых средств связи, позволяющих фиксировать извещение или вызов и его вручение адресату, в том числе заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи.

Кроме того, откликаясь на нужды практики, законодатель акцентировал внимание на том, по какому адресу должны направляться судебные извещения. Согласно ч. ч. 2 — 4 ст. 25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства, а юридическим лицам — по месту нахождения юридического лица (филиала, представительства юридического лица, если иск возник из их деятельности). При этом место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.

Следует также отметить принципиально важное положение ч. 4 ст. 25.15 КоАП РФ, согласно которой если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, отличному от места его жительства, суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по данному адресу. В этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким лицом адресу.

С учетом вышеназванных норм КоАП РФ можно выделить следующие способы извещения участников производства по делам об административных правонарушениях, которые в настоящее время применяются на практике:

1) направление по месту жительства извещаемого лица или иному указанному им адресу заказного письма с уведомлением о вручении. Заказное письмо вручается адресату лично под расписку. После получения такого письма адресатом в суд отправляется уведомление о вручении, в котором указывается, кто, когда и в какое время это письмо получил;

2) извещение через судебного курьера или должностное лицо органа, составившего протокол об административном правонарушении, путем выдачи указанным лицам судебной повестки для ее последующего вручения адресату лично под расписку. Извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего может быть произведено также через их доверенных лиц (защитника и представителя), если в материалах дела имеются документы, подтверждающие полномочия последних на ведение дела;

3) вручение судебной повестки кому-либо из совместно проживающих с адресатом взрослых членов его семьи с их согласия для последующего вручения адресату (при временном отсутствии адресата);

4) вручение судебной повестки непосредственно извещаемому лицу, его представителю или защитнику в суде под расписку, которая приобщается к материалам дела как доказательство надлежащего судебного извещения;

5) извещение с использованием различных технических средств связи, обеспечивающих оперативную передачу информации адресату (отправление телефонограммы, в том числе с помощью средств мобильной связи, телеграммы, факсимильного сообщения , сообщения по электронной почте и пр.).

Во всех этих случаях на копии переданного текста, остающейся в суде, указываются фамилия лица, передавшего этот текст, дата и время его передачи, а также фамилия лица, его принявшего. Иначе факт получения соответствующей информации надлежащим лицом трудно будет доказать.

В принципе КоАП не запрещает судье использовать любое средство извещения лиц, участвующих в деле, которое позволяет фиксировать текст самого извещения и его вручение адресату. Однако на практике наиболее распространенным способом извещения до сих пор остается вручение судебных повесток, отсылаемых по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Вместе с тем у этого в действительности надежного способа извещения есть существенные недостатки. Во-первых, в условиях больших расстояний, характерных для нашей страны, и постоянного увеличения количества дел в судах почтовые уведомления не могут обеспечить оперативного извещения. Во-вторых, лицо, привлекаемое к административной ответственности, как правило, не заинтересовано в быстром рассмотрении дела и уклоняется от получения таких писем, что зачастую приводит к невозможности их надлежащего извещения. В-третьих, операторы почтовой связи, осуществляющие доставку и вручение почтовой корреспонденции разряда «Судебное», не всегда обеспечивают своевременное возвращение уведомлений о вручении в суд, что в большинстве случаев не позволяет рассмотреть дело в установленный срок и не способствует формированию уважительного отношения к закону и суду. В практическом плане отмеченные обстоятельства являются основными причинами, по которым значительная часть дел об административных правонарушениях неоднократно откладывается, а затем прекращается за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

В таких условиях неизмеримо возрастают роль и значение ускоренных процедур судебного извещения, использование которых должно способствовать сокращению сроков рассмотрения дел. К сожалению, подобные процедуры применяются далеко не всеми судьями и чаще всего в качестве «запасных» способов извещения. Во многом это объясняется опасениями, что в действительности извещенное таким образом лицо не будет осведомлено о месте и времени рассмотрения дела и в случае вынесения постановления в его отсутствие укажет на данное обстоятельство в жалобе на постановление как на основание для его отмены. Однако, на наш взгляд, эти опасения имеют ту же основу, что и опасения непрочтения лицом поступившей в его адрес почтовой корреспонденции. Поэтому будем надеяться, что уже в ближайшее время практика извещения лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях, с помощью современных технических средств связи найдет свое признание у правоприменителей в качестве основного, а не дополнительного способа извещения.

Читать еще:  В какой суд при дтп

Очевидно, что на данном этапе развития системы электронного обеспечения правосудия и повышения доступа граждан к сети Интернет необходимо расширять возможности использования интернет-ресурсов. В этом смысле наиболее простым, эффективным и юридически надежным средством информирования участников процесса о месте и времени рассмотрения дела является электронная почта, технология использования которой позволяет несопоставимо быстрее, чем обычная почта, доставлять судебные извещения адресатам и получать уведомления о вручении их соответствующему лицу.

Гораздо сложнее обстоит дело с СМС-сообщениями, при использовании которых добиться фиксации их получения адресатом практически невозможно. В условиях действующего регулирования возможности суда по применению данного способа извещения весьма ограничены. В соответствии с разъяснением Верховного Суда РФ, изложенным в п. 6 Постановления Пленума от 24.03.2005 N 5, он может использоваться лишь с согласия лица, привлекаемого к административной ответственности, и только в отношении данного лица в случае его согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату. Но для этого должностным лицам, уполномоченным возбуждать дела об административных правонарушениях, необходимо в письменной форме согласовывать с лицом, в отношении которого ведется производство по делу, способ его уведомления о месте и времени судебного заседания — от повестки или телефонограммы до сообщения электронной почты или СМС-сообщения и вносить соответствующие сведения в протокол об административном правонарушении. В этом случае правоприменитель вправе рассчитывать на то, что лицо, которому адресовано такое уведомление, будет добросовестно пользоваться своими процессуальными правами и в случае потери или отключения мобильного телефона, изменения его номера, прекращения доступа к электронной почте и т.п. сообщит об этом суду. При отсутствии такого сообщения извещение о месте и времени рассмотрения дела, направленное лицу в одной из указанных в протоколе форм, можно считать доставленным, хотя реально адресат и не получал его.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Статья 25.15. Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении

1. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

2. Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

3. Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.

4. Если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу. В этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким лицом адресу.

Комментарий к Ст. 25.15 КоАП РФ

1. Способы вызова лиц, участвующих в деле, в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении:

— заказным письмом с уведомлением о вручении. Порядок отправки и получения заказных писем адресатом регулируется Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221 «Об утверждении Правил оказания почтовой связи»;

— повесткой с уведомлением о вручении. Повестка вручается, как правило, на месте специалистами суда, органа, рассматривающего дело, или помощниками должностного лица. Повестка может быть направлена курьером;

— по факсимильной связи;

— с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату, например с помощью электронной почты.

Четыре последних вида извещения направляются специалистами суда, органа, рассматривающего дело, или помощниками должностного лица от имени судьи, должностного лица или руководителя органа, рассматривающего дело. В указанных видах извещения должны быть указаны:

— наименование и адрес судьи, должностного лица и органа, рассматривающего дело, время и место рассмотрения дела, наименование дела, по которому лицо вызывается, наименование вызываемого лица — обязательно;

— время и дата направления извещения, время и дата получения извещения, Ф.И.О. лица, принявшего телефонограмму, если адресатом является юридическое лицо, то указывается также должность лица, принявшего извещение, — для телефонограмм, факсов, иных средств связи и доставки.

Читать еще:  Ликвидация Чернобыля — всё можно было сделать иначе

При направлении извещения телеграммой, телефонограммой, по факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки физическому лицу, желательно, чтобы лицом, принявшим извещение, был сам адресат или его представитель. Представляется целесообразным связаться с ними после направления извещения для получения подтверждения их извещения.

2. Адрес направления извещения:

— для физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, — по месту жительства, а также по адресу, указанному самим лицом; при наличии представителя — по адресу представителя;

— для юридических лиц — по месту нахождения, указанному в выписке из ЕГРЮЛ, а также по адресу, указанному самим лицом.

Что является надлежащим уведомлением (о проведении проверки; о месте, дате, времени составления протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении)

Что является надлежащим уведомлением (о проведении проверки; о месте, дате, времени составления протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении).

Лицо, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении, должно быть извещено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол. При этом, протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его составлении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Согласно пункту 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

Из приведенных норм также следует, что при составлении протокола об административном правонарушении должностные лица, уполномоченные на это действие, обязаны обеспечить соблюдение прав лица, в отношении которого составляется протокол, в частности, заблаговременно известить это лицо о времени и месте составления протокола.

Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных сохранившего силу постановления «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что: при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными (п. 10); при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ (п. 24); КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи). Не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств) (п. 24.1).

В соответствии со ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 01.01.2001 N51-ФЗ (ред. от 01.01.2001) (далее — ГК РФ) заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Неполучение заказного письма с уведомлением расценивается как злоупотреблением права, так в соответствии со ст. 9 ГК РФ гражданами и юридическими лицам осуществление гражданских прав по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права; отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом, статьей 10 ГК РФ установлено, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Довод о том, что административный орган должен принять еще какие-либо меры для извещения (повторно), не принимается апелляционными судами, так как он не имеет правового обоснования. Законодательство не возлагает обязанности на орган совершать повторные уведомления.

Подтверждением надлежащего уведомления считается:

1.уведомление о вручении почтового отправления адресату;

2. конверт с указанным уведомлением (возврат письма);

Читать еще:  Что нужно чтобы получать пособие

3. сведения с сайта Почты России — «отслеживание почтовых отправлений» — (на дату приглашения) в которых отражены следующие операции: прием, обработка, о неудачных попытках вручения, адресат заберет сам, вручение адресату либо истек срок хранения, покинуло сортировочный центр и возвращено отправителю.

Надлежащее извещение юридических лиц осуществляется по юридическому адресу, указанному в выписке из ЕГРЮЛ.

В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» указано, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т. п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее — ГК РФ).

Следовательно, составленное (постановление/ протокол) без участия физического лица, законного представителя юридического лица и при наличии доказательств надлежащего извещения, то есть без нарушения требований закона, гарантирующих защиту прав лица, привлекаемого к ответственности вынесено с соблюдением установленной процедуры.

Закон не запрещает органу заблаговременно уведомить проверяемое лицо о намерении возбудить производство по делу об административном правонарушении после составления акта проверки.

Как ускорить извещение иностранного юридического лица о судебном процессе в российском арбитражном суде?

Коллеги, предлагаю обсудить интересный вопрос, касающийся вопроса извещения иностранных юридических лиц.

В российский арбитражный суд к вам предъявила иск иностранная компания. Интересы иностранной компании представляет представитель с доверенностью на ведение любых судебных дел на территории РФ. В иске он указал, что всю корреспонденцию в адрес представляемой им иностранной компании следует направлять по адресу представителя. Представитель проживает на территории РФ.

Можно ли в дальнейшем при предъявлении собственного иска к иностранной компании извещать только этого представителя о судебном разбирательстве?

Абз. 3 п. 3 ст. 54 ГК РФ говорит следующее:

«При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории Российской Федерации сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом».

В соответствии с ч. 2 ст. 253 АПК РФ дела с участием иностранных лиц, если эти лица или их органы управления, филиалы, представительства либо их представители, уполномоченные на ведение дела, находятся или проживают на территории Российской Федерации, рассматриваются в сроки, установленные АПК РФ.

Согласно абз. 2 п. 20.1 Инструкции по делопроизводству [1] , если на территории Российской Федерации находится представитель иностранного лица, уполномоченный на получение судебных документов, последние направляются по адресу представителя.

[1] Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 100 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)».

Получается, что извещение такого представителя будет надлежащим извещением иностранной компании? Следовательно, можно не извещать иностранную компанию по месту её нахождения?

Такой подход к решению вопроса об извещении иностранцев особенно пригодился бы в ситуации с извещением различных офшорных компаний (Британские Виргинские Острова, Каймановы Острова, Панама), которые используются, в том числе для того, чтобы максимально затянуть сроки рассмотрения дела.

  • 1455
  • рейтинг 3

Защита прав кредиторов при банкротстве

Реформа процессуального законодательства 2019 года

Месячный курс по корпоративному праву на английском

Комментарии (15)

Из моего стандартного набора доводов по этому вопросу:

Согласно ч. 5 ст. 121 АПК РФ иностранные лица извещаются арбитражным судом по правилам, установленным в Арбитражным процессуальным кодексом РФ или международным договором Российской Федерации.

В силу п. 3 ст. 253 АПК РФ иностранные лица, находящиеся вне пределов РФ, извещаются о судебном разбирательстве определением арбитражного суда путем направления поручения в учреждение юстиции или иной компетентный орган иностранного государства.

В этом случае срок рассмотрения дела продлевается арбитражным судом на срок, установленный договором о правовой помощи для направления поручений в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства, а при отсутствии в договоре такого срока или при отсутствии указанного договора — не более чем на шесть месяцев.

Условием надлежащего извещение иностранного лица являются:

-Оформление судебного поручения в установленной международным договором форме;
-Извещение лица, одним из традиционных путей передачи документов за границу.
-Наличие документа компетентного органа, констатирующего факт вручения судебного поручения с указанием способа, места, даты вручения, а также лица, которому был доставлен документ.

Высший Арбитражный суд РФ неоднократно в своих постановлениях (в том числе № 1185/от 30.06.1998, № 3696/00 от 21.11.2000, № 4460/99 от 06.02.2001) высказывал свою позицию о недопустимости извещения иностранных лиц, заказными письмами с уведомлением, поскольку, несмотря на фактическую передачу информации, действия по извещению иностранного лица считаются совершенными ненадлежащим образом и поэтому не влекут юридических последствий, так как совершены с нарушением порядка по извещению иностранного лица.

Уведомление лица, уполномоченного на ведение дела, находящегося на территории Российской Федерации, не освобождает суд от обязанности соблюдения порядка уведомления иностранного лица.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector