Изменения года в избирательном праве

Как изменилось избирательное законодательство за последние 27 лет

  1. Политикa
  2. Политика

В период с 1988 по 2015 гг. произошло 138 изменений избирательного законодательства. Все они, по словам авторов законопроектов, были направлены на улучшение условий для проведения демократических выборов. Мы изучили законодательные акты, принятые Государственной Думой, отобрали ключевые изменения избирательной системы и представили их в хронологическом порядке.

1 декабря 1988. Высшим органом CCCР объявлен Съезд народных депутатов. Треть депутатов (750) избирается по одномандатным территориальным избирательным округам, треть – по одномандатным национально-территориальным избирательным округам, треть избирается общественными организациями по установленным квотам. Выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам осуществляется собраниями (конференциями) трудовых коллективов, общественными организациями и собраниями избирателей по месту жительства. Если по округу выдвинуто более двух кандидатов, может проводится окружное предвыборное собрание, в этом случае регистрируются только те кандидаты, которые получили поддержку окружного предвыборного собрания.

16 октября 1990. По требованию более чем 1 миллиона граждан назначается референдум. Съезд народных депутатов РСФСР или Верховный Совет РСФСР может назначить референдум по собственной инициативе, а также обязан назначить референдум по требованию не менее миллиона граждан РСФСР (требование оформляется путем сбора подписей) или не менее одной трети от общего числа народных депутатов РСФСР (требование оформляется путем поименного голосования или сбора подписей). Предусмотрено досрочное голосование и голосование по открепительному удостоверению.

24 апреля 1991 года. В избирательный бюллетень включаются кандидаты в президенты, поддержанные 100 000 граждан. Голосование проводится одновременно по кандидатам в Президенты РСФСР и предлагаемым ими кандидатам в вице-президенты РСФСР. Кандидаты в Президенты РСФСР выдвигаются республиканскими политическими партиями, профсоюзами и массовыми общественно-политическими движениями, а также трудовыми коллективами, коллективами средних специальных и высших учебных заведений, собраниями граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.

21 сентября 1993 года. Нижний порог явки снижен до 25%. Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25% избирателей. Кроме того, выборы по общефедеральному округу признаются несостоявшимися, если число голосов, поданных против всех списков, превышает общее число голосов, поданных за все списки, а по одномандатному округу – если число голосов против всех кандидатов превышает число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов. Предусмотрено судебное обжалование решений избирательных комиссий о нарезке избирательных округов, отказе в регистрации кандидата или списка кандидатов.

15 октября 1993 года. Конституция РФ будет принята, если за нее проголосовало более 50% избирателей. Всенародное голосование признается несостоявшимся, если в нем приняли участие менее 50% зарегистрированных избирателей. Конституция РФ считается принятой, если за ее принятие проголосовало более 50% избирателей, принявших участие в голосовании.

6 декабря 1994 года. Определен статус и порядок формирования ЦИК РФ. Устанавливает основные гарантии избирательных прав граждан РФ при проведении любых выборов на территории РФ. Имеет приоритет над региональными нормативными актами о выборах. Допускает ценз оседлости не более года. Устанавливает принцип примерного равенства избирательных округов по числу избирателей (допустимые отклонения от средней нормы не более 10%, с некоторыми исключениями) и единства территории избирательного округа. Определяет систему избирательных комиссий, статус и порядок формирования ЦИК РФ. Закрепляет институты членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателей. Устанавливает право обжалования в суд любых решений, действий и бездействия, нарушающих избирательные права граждан.

17 мая 1995 года. Для регистрации кандидата в президенты должно быть собрано не менее 1 млн подписей избирателей. Выдвижение кандидата непосредственно избирателями производится путем проведения собрания инициативной группы численностью не менее 100 человек. Для регистрации кандидата должно быть собрано не менее миллиона подписей избирателей (при досрочных и повторных выборах – в два раза меньше). Предельная сумма расходов кандидата не может превышать 250 тыс. МРОТ. Предусмотрено голосование по открепительному удостоверению. Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей. Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

19 сентября 1997 года. Зафиксировано право граждан на самовыдвижение. Включены нормы, регулирующие проведение референдума. Провозглашен приоритет данного закона не только над региональными законами, но и над другими федеральными законами о выборах. Круг избирательных объединений ограничен только политическими общественными объединениями.

31 декабря 1999 года. Кандидат в президенты должен представить сведения о доходах и имуществе свои, супруга и детей. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах (т.е. в первом туре). Кандидат представляет сведения о доходах и имуществе свои, супруга и детей. Предельная сумма расходов кандидата увеличена до 300 тыс. МРОТ. Выборы признаются несостоявшимися, если число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, меньше, чем число голосов, поданных против всех кандидатов.

12 июня 2002 года. Отменено досрочное голосование на федеральных и региональных выборах. Не менее половины депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ должны избираться по пропорциональной системе (норма начала действовать с июля 2003 года). Выборы глав субъектов РФ должны проходить по мажоритарной системе абсолютного большинства.

20 декабря 2002 года. Принят закон «О выборах депутатов Госдумы». Число региональных групп в списке кандидатов должно быть не менее 7. Кандидаты и списки кандидатов, выдвинутые партиями и избирательными блоками, допущенными к распределению депутатских мандатов на выборах в Государственную Думу, освобождены от необходимости сбора подписей или внесения залога (норма начала действовать после выборов 2003 года). Кандидаты, выдвинутые по одномандатным округам партиями и блоками, чьи списки зарегистрированы на основании подписей избирателей, регистрируются без подписей и залога.

10 января 2003 года. Принят закон «О выборах Президента РФ». Кандидаты, выдвинутые политическими партиями и избирательными блоками, которые были допущены к распределению мандатов в Государственной Думе, регистрируются без сбора подписей избирателей. Численность группы избирателей, которая должна быть создана в поддержку самовыдвижения кандидата, увеличена со 100 до 500 человек. Необходимое число подписей избирателей увеличено с одного до двух миллионов.

28 июля 2004 года. Принят закон «О референдуме». Федеральным органам власти предоставлено право инициировать референдум РФ по вопросам, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором РФ. Референдумные процедуры приведены в соответствие с процедурами, предусмотренными Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

11 декабря 2004 года. Отменены прямые выборы губернаторов. Отменены прямые выборы высших должностных лиц субъектов РФ.

12 июля 2006 года. Уточнен порядок выдвижения кандидатов. Партиям запрещено выдвигать в качестве кандидатов (в том числе в составе списка кандидатов) членов иных партий. Отменены на всех выборах голосование «против всех» и соответствующие условия признания выборов несостоявшимися.

19 июля 2009 года. В законы внесены изменения, связанные с увеличением президенсткого срока. В федеральные законы «О политических партиях», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации» внесены изменения, связанные с изменением срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Читать еще:  Как проводится регистрация договора купли-продажи квартиры

25 июля 2011 года. Уточнен порядок прекращения полномочий депутата. Установлен единый порядок замещения вакантных мандатов депутатов, избранных в составе списка кандидатов. При этом региональным законодателям прямо предоставлено право разрешать политической партии представлять для замещения вакантного мандата кандидата вне ранее установленной очередности (ранее такое право действовало «по умолчанию»).

2 мая 2012 года. Восстановлены прямые выборы губернаторов. Восстановлены прямые выборы высших должностных лиц субъектов РФ (по системе абсолютного большинства). Для этих выборов предусмотрен новый механизм поддержки выдвижения кандидатов: сбор подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований.

2 октября 2012 года. Установлен единый день голосования. Вместо двух в году единых дней голосования введен один такой день – во второе воскресенье сентября (за исключением года выборов в Государственную Думу). Установлено, что одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на 10 лет, избирательные участки – сроком на 5 лет, участковые избирательные комиссии формируются сроком на 5 лет; при этом кандидатуры, предложенные в состав участковой комиссии, но не назначенные членами комиссии, зачисляются в резерв составов участковых комиссий, из которого назначаются новые члены участковых комиссий и формируются участковые комиссии в местах временного пребывания избирателей.

7 мая 2013 года. Зарегистрированному кандидату запрещено хранить наличные средства в иностранных банках. Обязанность кандидата сообщать сведения о недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории РФ, об обязательствах имущественного характера за пределами территории РФ, а к моменту регистрации закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, и осуществить отчуждение ценных бумаг иностранных эмитентов распространена на все федеральные и региональные выборы, а также на выборы глав муниципальных районов и городских округов.

4 июня 2014 года. На муниципальных выборах разрешена графа «против всех». Внесены изменения в перечень документов, представляемых для заверения списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным округам. На муниципальных выборах с 1 января 2015 года разрешено законом субъекта РФ допускать голосование против всех кандидатов (списков кандидатов).

3 ноября 2015 года.Уточнен порядок назначения досрочных выборов. Уточнен порядок назначения досрочных, повторных и дополнительных выборов, чтобы они могли совмещаться с выборами в Государственную Думу.

Об эволюции избирательного права и перспективах электронного голосования – директор НЦЗПИ

Ранее в Беларуси существовали отдельные законы по каждому виду выборов, например, «О выборах Президента Республики Беларусь» 1994 года, «О выборах депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь» 1998 года. Это было не совсем удобно как для избирателей, так и для избиркомов. Поэтому был создан единый акт, регламентирующий вопросы проведения всех видов выборов – Избирательный кодекс. Какие изменения он успел претерпеть за почти 20 лет своего существования, приживутся ли в Беларуси зарубежные электоральные ноу-хау вроде электронного голосования? На эти и другие вопросы в интервью рассказал директор Национального центра законодательства и правовых исследований (НЦЗПИ) Вадим Ипатов.

– Вадим Дмитриевич, как заместитель Председателя ЦИК и одновременно директор НЦЗПИ вы можете взглянуть на избирательное законодательство с разных углов зрения. Как бы вы его оценили как практик и как теоретик– с позиции законотворчества?

– Считаю, что избирательное законодательство у нас представляет слаженную, четко действующую систему. Так, наиболее важные вопросы закреплены в Конституции, где им посвящена целая глава. В 2000 году был принят Избирательный кодекс, который полно и всесторонне регламентирует все аспекты проведения выборов и референдумов.

Конечно, было бы неверно утверждать, что с этого момента наше законодательство окончательно сформировалось. Это живая сфера, которая обязана отражать реалии, складывающиеся в обществе, учитывать мировые тенденции, постоянно совершенствоваться, гибко реагируя на изменяющуюся жизнь. Можно с полной уверенностью сказать, что наше избирательное законодательство этим характеристикам соответствует.

– Напомните о наиболее значимых изменениях, которые претерпел Избирательный кодекс с момента своего принятия?

– Самые существенные поправки вносились в 2010 и 2013 годах. Они были направлены на то, чтобы упростить правила игры для политических сил, желающих участвовать в выборах. Затрагивались все этапы электорального процесса. В частности, для партий и общественных объединений облегчили процедуру выдвижения представителей в избирательные комиссии, отменив требование о наличии первичек на территории соответствующей административно-территориальной единицы. Корректировке подвергся сам порядок формирования окружных, территориальных, участковых избиркомов. Было установлено, что, как правило, они не менее чем на треть должны состоять из представителей политических партий и других общественных объединений. В Избирательном кодексе закрепили институт члена ЦИК с правом совещательного голоса, а также члена окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Палаты представителей с правом совещательного голоса.

Значительно упростился порядок выдвижения кандидатов в депутаты Палаты представителей. Политические партии получили право выдвигать своих кандидатов и при отсутствии на территории соответствующего избирательного округа или административно-территориальной единицы своих оргструктур. Ранее это было обязательно.

Очень важное изменение касалось порядка проверки достоверности подписей в поддержку кандидатов на президентских выборах. Ранее, если обнаруживалась хотя бы одна подпись, собранная на ненадлежащей территории (не в том районе, городе, где образована комиссия, в которую сдан подписной лист), то и все остальные признавались недостоверными. Теперь такие подписи не проверяются и не учитываются на подписном листе, но остальные могут признаваться действительными. Аналогичный порядок введен и при проведении выборов депутатов (как Палаты представителей, так и местных Советов депутатов). Только в данном случае подписи должны быть собраны на территории соответствующего избирательного округа.

В целом Избирательный кодекс претерпел немало корректировок, направленных на совершенствование избирательного процесса. Причем внесению каждого, даже незначительного изменения, всегда предшествует тщательная работа, анализ прошедших избирательных кампаний и выработка на его основе предложений по совершенствованию законодательства. Определенную роль в этой работе играют и международные наблюдатели на выборах. Их отчеты, издаваемые по результатам избирательных кампаний, и рекомендации также тщательно изучаются и часто учитываются.

– Раз уж речь зашла о международном опыте – в ряде стран, в частности в Эстонии, широко распространено электронное голосование. Планируется ли использовать в белорусском избирательном процессе такой инструмент?

– Дело в том, что не все новейшие технологии в настоящее время можно применять в ходе избирательных кампаний. Кроме того, не все из них могут быть восприняты однозначно и получить высокую положительную оценку общества. Такая ситуация наблюдается с электронным голосованием. Да, оно используется в некоторых зарубежных странах, это очень удобно для избирателей. Но тем не менее, считаю, с ним спешить нельзя, так как пока у него есть ряд серьезных недостатков. Например, поскольку у белорусов нет идентификационных карточек, оно не может обеспечить однозначную идентификацию участвующих в голосовании граждан и, соответственно, прозрачность процесса голосования.

Кроме того, и среди европейских государств нет единой позиции по данному вопросу, многие страны неоднозначно относятся к электронному голосованию. Так, достаточно вспомнить решение Федерального Конституционного суда Германии от 3 марта 2009 года, в котором отмечалось, что электронное голосование не отвечает принципам честных и открытых выборов, поскольку не обеспечивает прозрачность процесса подсчета голосов. В преамбуле этого решения говорилось о недопустимости использования этого метода, пока каждый житель страны не будет досконально понимать, что происходит в компьютерах и их программах.

Читать еще:  Заявление исключении реестра требований кредиторов

– Периодически в Беларуси возникают дискуссии о необходимости перехода к пропорциональной системе проведения выборов. Что вы думаете по этому поводу?

– Действительно, в Беларуси неоднократно обсуждался вопрос о переходе на пропорциональную избирательную систему, то есть о введении голосования за списки кандидатов, которые выдвигают различные политические силы. Такой переход, безусловно, имеет свои плюсы. Вместе с тем не стоит исключать и преимущества действующей мажоритарной системы. А они в том, что люди голосуют за конкретного кандидата, который представляет большинство, хорошо знает население определенного округа и его проблемы. К примеру, в такой стране, как Великобритания, избирательная система которой не вызывает нареканий ни с чьей стороны, используется мажоритарная избирательная система.

Многие страны проводят выборы по смешанной системе. Это, по сути, совокупность двух систем: пропорциональной и мажоритарной. При этом часть мандатов распределяется по пропорциональной системе (по партийным спискам), а другая часть – по мажоритарной системе (голосование за кандидата).

Лично мое мнение: у нас уже есть предпосылки для перехода к смешанной избирательной системе. Однако этот переход, по сути, относится к вопросам, которые по тем или иным причинам не могут быть реализованы посредством простой корректировки Избирательного кодекса.

Существование же мажоритарной избирательной системы обусловлено наличием в Конституции нормы, предусматривающей возможность отзыва депутата. Такой отзыв невозможен при существовании пропорциональной избирательной системы, когда голосование происходит за списки кандидатов в целом по стране.

– В этом году в Беларуси пройдут очередные парламентские выборы. С какими важными законопроектами предстоит работать новому созыву?

В Беларуси ежегодно утверждается план подготовки законопроектов. Сейчас НЦЗПИ готовит его проект на 2020 год. Предлагается разработка новых законов, в их числе «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», «О саморегулируемых организациях», «О лотерейной деятельности», «О волонтерской деятельности», «О доступе к информации о деятельности судов общей юрисдикции».

Кроме того, предусмотрена корректировка положений ряда кодексов, например, Банковского, Налогового, Кодекса о культуре, Кодекса о недрах, кодексов по вопросам административной и уголовной ответственности и других. Сейчас в Палате представителей находится несколько важных законов, которые предстоит рассматривать во втором чтении, требующих очень серьезного подхода. В качестве примера достаточно упомянуть проект Закона «О персональных данных».

Все эти законопроекты имеют важное практическое значение, и поэтому от будущего состава Парламента, от навыков и способностей, багажа знаний и жизненного опыта депутатов будет многое зависеть в законотворческом процессе.

– Вадим Дмитриевич, что бы вы как заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии хотели пожелать будущим кандидатам?

– По опыту предыдущих избирательных кампаний могу сказать, что в первую очередь кандидатам необходимо внимательно изучить действующее законодательство. Практика показывает, что многие нарушения в ходе избирательного процесса порождены простой невнимательностью и иногда даже пренебрежением к правовым нормам. Это позволит избежать конфликтов и обеспечить слаженное взаимодействие между кандидатами и избирательными комиссиями.

И второе – нужно хорошо понимать, что работа депутата – не просто набор привилегий и каких-то преимуществ. Прежде всего это ежедневная работа по поддержанию обратной связи с избирателями, регулярные встречи в трудовых коллективах, защита и продвижение интересов своего электората.

В целом отмечу, что, как правило, наши депутаты – это практики, прекрасно образованные, обладающие огромным жизненным опытом, способные принимать качественные законы с учетом проблем, с которыми сталкиваются как простые граждане, так и представители бизнеса. Абсолютно уверен, что и в этот раз в Парламент будут избраны самые достойные кандидаты, которые пользуются поддержкой населения и способны оправдать доверие избирателей.

Изменения в избирательном законодательстве

Российское избирательное законодательство не является неизменным, так как находится в стадии становления. Поэтому к действующим законам принимаются поправки и дополнения, которые адаптируют законодательство к изменяющимся политическим реалиям. Так в 2006 г. были приняты федеральные законы о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка выдвижения кандидатов на выборные должности в органах государственной власти и в части отмены голосования против всех кандидатов.

Основные цели внесенных изменений в избирательное законодательство — стимулирование развития политических партий, усиление их роли и ответственности в избирательном процессе; корректировка норм, не оправдавших себя на практике или провоцирующих применение негативных технологий.

За десятилетний период применения на парламентских выборах смешанной пропорционально-мажоритарной избирательной системы выявлен ряд существенных недостатков. Так, нередко на выборах в одномандатных избирательных округах число голосов избирателей, отданных за победившего кандидата, оказывалось намного меньше числа голосов, отданных в сумме за других кандидатов. В результате мнение значительного числа избирателей фактически не учитывалось. Кроме того, часто депутаты-одномандатники, которые были самовыдвиженцами и провозглашали себя независимыми кандидатами, что привлекало голоса избирателей, после выборов присоединялись к парламентским партийным фракциям, меняя свои политические установки и таким образом фактически обманывая проголосовавших за них избирателей. На выборах 2003 г. претендентов на места в Государственной Думе, которые называли себя независимыми кандидатами, было 67 человек, а в конечном итоге, когда они стали депутатами Государственной Думы, только 7 остались в статусе независимых, а остальные вошли в различные фракции. [7]

Пропорциональная система, которая теперь будет применяться на выборах в Государственную Думу, предусматривает уменьшение общефедеральной части партийного списка до 3 человек (раньше — в пределах 18 человек). Вся остальная федеральная часть списка должна быть разбита как минимум на 100 региональных групп кандидатов. Это требование будет стимулировать партии на поиск соответствующих кандидатов практически во всех регионах Российской Федерации. Предусмотрена возможность включать в партийные списки не только членов партии, но и беспартийных, а также членов других партий.

Особое значение придается требованиям к порядку формирования федеральных списков кандидатов. При этом преследуется цель повысить информированность избирателей не только о лидерах, возглавляющих партийные списки, но и обо всех претендентах на депутатские мандаты.

С целью структурирования и дальнейшего поступательного развития российского политического пространства повышен заградительный барьер на выборах в Государственную Думу с 5 до 7% голосов избирателей, преодолев который партии смогут получить депутатские мандаты. Повышение планки прохождения в парламент будет способствовать объединению партий, стоящих на близких платформах. При этом в любом случае в парламенте должны быть представлены партии, которые в сумме получили не менее 60% голосов избирателей от числа принявших участие в голосовании. Такое требование позволяет при определенных обстоятельствах понижать 7% барьер. Например, если по итогам выборов с участием 10 партий 7% барьер преодолели 3 партии, набравшие в сумме лишь 58%, то в такой ситуации к распределению депутатских мандатов допускается и четвертая партия, у которой меньше 7%.

Читать еще:  Залоговая недвижимость банка сбербанк

Характеризуя последние изменения в российском законодательстве председатель Центризбиркома России А.Вешняков выделяет среди важнейших следующие:

— начиная с 2006 года, установлены единые дни голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления — второе воскресенье марта и второе воскресенье октября;

— отменен институт избирательных блоков на выборах всех уровней, так как практика показала, что блоки зачастую демонстрируют свою нестабильность, неработоспособность, приводящие к прекращению их существования;

— установлено ограничение величины заградительного барьера на выборах депутатов региональных парламентов с применением пропорциональной системы — не более 7%, чтобы не нарушать представительный характер органов законодательной власти субъектов Российской Федерации. [8]

Новые законы расширяют права СМИ по освещению избирательных кампаний. Журналисты теперь имеют право находиться в помещении для голосования в течение всего времени работы избирательного участка, производить фото- и видеосъемку.

В целях поддержки деятельности политических партий и обеспечения их большей независимости от «теневого» финансирования государственная финансовая поддержка политических партий увеличена в десять раз — до 5 рублей за голос избирателя, полученный партией на федеральных выборах. Такую поддержку ежегодно будут получать политические партии, за которые на выборах в Государственную Думу или за выдвинутых ими на президентских выборах кандидатов проголосовало более трех процентов избирателей.

Согласно новым нормам Федерального закона «О политических партиях», возросли требования к численности партийных рядов — с 10 тыс. до 50 тыс. человек, причем более чем в половине субъектов Российской Федерации в состав ее регионального отделения должны входить не менее 500 членов. С 1 января 2007 года те партии, которые не будут соответствовать этим параметрам, прекратят свое существование или перейдут в разряд общественных объединений.

В соответствии с новым законодательством осуществляется формирование органов местного самоуправления. Число муниципальных образований в ходе реформы местного самоуправления увеличилось с 12,5 тысяч до 24 тысяч, при этом общее число депутатов представительных органов местного самоуправления составило более 250 тысяч человек. Практически все выборы во вновь образованных муниципальных образованиях были проведены в установленный законом срок до 1 ноября 2005 года. Сформированная публичная власть на муниципальном уровне с 1 января 2006 года приступила к своим полномочиям.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации существует прошедшая этапы становления и совершенствования, нацеленная на дальнейшее развитие демократических институтов нормативно-правовая база проведения выборов и референдумов, соответствующая международным избирательным стандартам.

Основные понятия: абсентеизм, активное избирательное право, выборы, государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы», избирательная система, избирательное право, критерии оценки избирательных систем, мажоритарная избирательная система, смешанная избирательная система, пассивное избирательное право, принципы законодательной регламентации выборов, принципы избирательного права, пропорциональная избирательная система, референдум, российское избирательное законодательство.

Выборы в России: шесть важных поправок в законы

В Госдуму внесен законопроект, предполагающий ряд изменений в избирательном законодательстве. В частности, предусматривается отказ от практики использования открепительных удостоверений.

Авторами законопроекта выступили председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас и член комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков. По словам Клишаса, предложенные изменения в законодательство согласованы с Центризбиркомом.

Законопроект предусматривает возможность голосования граждан по месту пребывания без открепительных удостоверений. «Это коснется тех граждан, которые в день голосования будут отсутствовать по месту регистрации. Они вправе не позднее трех дней до даты голосования по телефону или в виде электронного обращения подать заявку на голосование по месту нахождения в создаваемый ЦИК России Центр обработки обращений», — цитирует ТАСС сообщение пресс-службы Совета Федерации. Если будет подано более одной заявки, все повторные будут отклоняться.

Но это не единственная поправка в избирательное законодательство. Например, предлагается внести изменения в порядок назначения наблюдателей на избирательные участки. Сейчас требуется заблаговременно направлять в избирательные комиссии списки наблюдателей. Кроме того, обязательным является направление наблюдателя только на один избирательный участок. Эти нормы предлагается исключить.

Также наблюдатель может следить за голосованием либо непрерывно, либо в им же самим выбираемые промежутки времени, при этом гарантирован свободный доступ в помещение для голосования и при подсчете голосов.

Еще один пункт изменений касается количества избирательных участков. Инициаторы поправок предлагают увеличить их количество для удобства избирателей. С этой целью отменяется требование о пятилетнем сроке образования участков путем уменьшения максимальной численности избирателей на участке до 1,5 тысяч человек с трех тысяч, установленных на данный момент.

Кроме того, предложено в значительной степени упростить порядок сбора подписей избирателей при выдвижении кандидатов. В частности, много нареканий вызывал порядок проверки собранных подписей — критиковались «излишне жесткие» требования, когда требовалось соблюдение точности вплоть до запятой.

Инициаторы законопроекта предлагают снизить формальные требования. Согласно предложенным поправкам адрес места жительства в подписном листе может не содержать каких-либо из указанных в законе реквизитов, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Например, когда не указан муниципальный район, в котором расположен населенный пункт.

Предложен также максимальный охват избирательных участков веб-камерами. Изображение с них будет выводиться в Интернет и в Единый ситуационный центр. Предусмотрено также хранение соответствующих видеозаписей. Исключения — помещения для голосования в медицинских учреждениях, воинских частях, полярных станциях, местах пребывания под стражей, зарубежных избирательных участках.

По словам Эллы Памфиловой, видеонаблюдение будет организовано на подавляющем большинстве избирательных участков. «Практически это будет покрывать территории, где проживает не менее 85-90 процентов населения. Все остальное — по возможности», — сказала она.

Существенно расширены права журналистов. Представители СМИ смогут присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии, при подсчете голосов избирателей и работе с документами. Исключения составляют заседания избиркомов, на которых подводятся итоги голосования.

Кроме того, при подсчете голосов могут присутствовать представители прессы, чей рабочий стаж в редакции составляет не менее двух месяцев до дня официальной публикации решения о назначении выборов. Не секрет, что в предыдущие годы была распространена практика, когда на избирательные участки являлись «журналисты», которые таковыми стали едва ли не в день голосования.

Также предложено закрепить право аккредитованных представителей прессы находиться в помещении для голосования в день выборов, в дни досрочных выборов, а также производить фото- и видеосъемку, предварительно уведомив членов избиркома.

В законопроекте подчеркивается полная свобода редакций СМИ в деятельности по информированию избирателей. Представители прессы вправе публиковать материалы о кандидатах и политических партиях, их выдвинувших, организовывать мероприятия с участием кандидатов и так далее.

Инициаторы законопроекта полагают, что эти поправки в действующее законодательство позволят создать наиболее благоприятные условия для реализации прав всех участников избирательного процесса. «Выборы должны быть более прозрачными, опасения общества, если они имеются, должны быть учтены, даже если эти опасения излишни», — подчеркнул Андрей Клишас.

Ссылка на основную публикацию