Экология в вооруженных силах рф

Основные экологические проблемы Вооруженных Сил Российской Федерации

Вооруженные Силы РФ являются одним из крупных экологопользователей. В соответствии с законом «Об обороне», земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.

Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Серьезным источником загрязнения окружающей среды является ракетно-космическая деятельность Вооруженных Сил. За многие годы эксплуатации полигонов в ряде районов РФ образовались очаги загрязнения от падения отделяющихся частей ракет с остатками компонентов жидкого ракетного топлива.

Остается сложной радиационно-экологическая ситуация в районах базирования Северного и Тихоокеанского флотов и в морях, омывающих северное и дальневосточное побережье страны, в результате деятельности атомного флота и эксплуатации ядерных реакторов, сброса и захоронения радиоактивных отходов в море. На береговых технических базах ВМФ в настоящее время скопилось большое количество отработанного ядерного топлива, твердых и жидких радиоактивных отходов, подводных лодок и надводных кораблей с ядерными и энергетическими установками, выведенными из боевого состава флота.

Острую проблему для Вооруженных Сил РФ представляет загрязнение окружающей среды нефтепродуктами. Около 50% складов и их оборудование устарели. В результате утечки нефтепродукты попадают в поверхностные воды и в подземные горизонты, где образуют линзы. Образовались и требуют ликвидации линзы нефтепродуктов в гарнизонах Мирный, Котлас, Бологое, Тейково, Кострома, Йошкар-Ола, и др.

Из-за нехватки судов-сборщиков льяльных и балластных вод, а также береговых (плавучих) станций по их переработке остается высоким (5-10 ПДК) уровень загрязнения моря в пунктах базирования флота.

Серьезную проблему представляет состояние очистных сооружений бытовых отходов в военных гарнизонах. Очистку проходят примерно 28 млн куб. м сточных вод, сбрасываемых объектами Министерства обороны. Плановые задания по вводу в эксплуатацию очистных сооружений в гарнизонах из года в год не выполняются.

Из-за насыщенности Вооруженных Сил РФ радиотехническими средствами возникла проблема защиты населения от электромагнитных излучений.

В настоящее время особенно острой проблемой для Вооруженных Сил РФ является ликвидация и утилизация большого количества ядерного и химического оружия, вооружения и военной техники, осуществляемые по международным договорам и соглашениям. Сложность решения этих задач определяется отсутствием оптимальных технологий утилизации, которые учитывали бы в полной мере требования экологической безопасности.

Ухудшение состояния окружающей среды оказывает негативное влияние на жизнедеятельность Вооруженных Сил РФ, снижает их боевую готовность.

Экологическое обеспечение Вооруженных Сил РФ

Читайте также:

  1. III. Обеспечение безопасности участников и зрителей
  2. V Учебно-методическое обеспечение курса
  3. V. Материально-бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых
  4. VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
  5. VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
  6. VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
  7. XIV. Медико-санитарное обеспечение подозреваемых и обвиняемых
  8. XVIII. Обеспечение участия подозреваемых и обвиняемых в следственных действиях и судебных заседаниях
  9. Ассигнования на социальное обеспечение населения
  10. Б.101 Международно-правовой статус участников вооруженных конфликтов
  11. Б.83 Международно-правовое обеспечение безопасности мореплавания
  12. Б.89 Международное экологическое право

Система экологического обеспечения Вооруженных Сия РФ формируется в соответствии с Концепцией экологического обеспечения Вооруженных Сил РФ, утвержденной начальником Генерального штаба ВС 2 февраля 1993 года.

Создание и функционирование этой системы обусловливается следующими факторами:

q наличием постоянной войсковой деятельности, отрицательно влияющей на экосистему, и необходимостью комплексного решения экологических проблем армии и флота;

q соблюдением требований законодательства РФ по обеспечению защиты окружающей среды в ходе повседневной деятельности Вооруженных Сил, усилением внимания органов государственной власти, общественности и международного сообщества к вопросам экологической безопасности военно-промышленного комплекса;

q необходимостью учета влияния экологической обстановки на деятельность Вооруженных Сил РФ в мирное и военное время;

q участием Вооруженных Сил РФ в программах уничтожения ядерного, химического и обычного вооружения и повышением значимости экологических аспектов этих программ.

Под экологическим обеспечением Вооруженных Сил РФ понимается комплекс правовых, экономических, социальных, научно-теоретических и организационно-технических мероприятий, осуществляемых ими в мирное и военное время, направленных на сохранение и восстановление окружающей среды в ходе деятельности Вооруженных Сил РФ и обеспечение решения задач войсками и силами флота в условиях воздействия экологически неблагоприятных антропогенных и природных факторов.

Целью экологического обеспечения Вооруженных Сил РФ является достижение экологической безопасности деятельности Вооруженных Сил РФ и защита личного состава, вооружения и военной техники в условиях воздействия неблагоприятных экологических факторов.

Основными принципами экологического обеспечения Вооруженных Сил РФ являются:

q сохранение жизни и здоровья человека и окружающей среды при решении Вооруженными Силами РФ своих задач в мирное время;

q выполнение боевых задач Вооруженными Силами в военное время с учетом, по возможности, экологических аспектов и соблюдения международных актов по экологии;

q соблюдение требований национального экологического законодательства;

q научно обоснованное сочетание потребностей повышения боевого потенциала Вооруженных Сил РФ и необходимости обеспечения их экологической безопасности.

Основными задачами экологического обеспечения Вооруженных Сил в мирное время являются:

Читать еще:  Всесоюзное офицерское собрание

контроль за состоянием окружающей среды и прогноз экологической обстановки в районах дислокации и боевой подготовки войск и сил флота, включая создание автоматизированной системы экологического мониторинга в Вооруженных Силах;

нормативно-правовое обеспечение деятельности Вооруженных Сил с учетом требований их экологической безопасности, включая: 1) обеспечение выполнения в Вооруженных Силах РФ законодательных и нормативных актов государства в области охраны экосистемы страны; 2) разработку норм и правил по экологической безопасности с учетом специфики деятельности Вооруженных Сил; 3) экологическую паспортизацию военных объектов и др.;

планирование и осуществление мероприятий экологического обеспечения в повседневной деятельности и в ходе боевой подготовки войск и сил флота, включая строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию природоохранных сооружений и установок; организацию сбора и утилизации экологически опасных отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности и боевой подготовки; проведение работ по восстановлению экосистемы в местах дислокации и боевой подготовки войск и др.;

ликвидация последствий экологических катастроф и чрезвычайных ситуаций, произошедших в результате деятельности войск и сил флота или в местах их дислокации;

проведение экологических экспертиз, оценка ущерба окружающей среде в результате действий войск и сил флота;

участие в экологическом обеспечении процесса утилизации и уничтожения ядерного, химического и обычного вооружений;

разработка и осуществление мероприятий по защите здоровья и боеспособности личного состава армии и флота в условиях воздействия на них неблагоприятных экологических факторов;

военно-научная поддержка основных направлений экологического обеспечения Вооруженных Сил РФ;

оснащение Вооруженных Сил РФ приборами и оборудованием для контроля состояния и восстановления экосистемы;

подготовка специалистов, экологическое обучение и воспитание военнослужащих.

Вопросы о роли и месте экологического обеспечения Вооруженных Сил РФ в условиях военного времени до настоящего времени не получили своего окончательного решения и находятся в проработке. Видимо, основными задачами экологического обеспечения боевых действий должны являться:

прогноз и реальная оценка экологических последствий воздействия на наиболее важные промышленные, энергетические, транспортные и иные объекты, подготовка рекомендаций по учету этих последствий при планировании применения войск и сил флота;

участие в организации и проведении работ по ликвидации последствий воздействия противником на экологически опасные объекты.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 1108 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Экологическое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации

Вооруженные Силы РФ являются одним из крупных экологопользова- телей. Земли обороны и безопасности составляют около 12 млн га земель, в том числе 4,3 млн га лесов, на которых расположены военные гарнизоны, полигоны, позиционные районы, аэродромы, охранные зоны особо важных объектов и другие объекты, и 750 тыс. га сельхозугодий.

В связи со спецификой и характером своей деятельности (насыщенностью сложным вооружением и военной техникой, использованием различных агрессивных и токсичных веществ и т.п.), Вооруженные Силы РФ, естественно, оказывают серьезное воздействие на окружающую среду (загрязнение окружающей среды нефтепродуктами и горюче-смазочными материалами, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и сбросы в водные объекты, недостаточная обеспеченность очистными сооружениями, накопление отходов и др.).

Под экологической обеспечением Вооруженных Сил РФ понимается комплекс мер правового, организационно-технического, социально-экономического, воспитательного и иного характера, проводимых в целях сохранения и восстановления природной среды, защиты жизненно важных интересов военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, населения от возможного негативного воздействия деятельности Вооруженных Сил РФ, предотвращения и ликвидации экологических последствий аварий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах Вооруженных Сил РФ.

Приказом Министра обороны РФ от 20.08.2007 № 340 утверждено Положение об органах экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации. Основными задачами экологических служб военных округов (флотов), объединений, экологических служб (должностных лиц) соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ являются:

  • — разработка мероприятий по снижению (предотвращению) негативного воздействия деятельности воинских формирований на окружающую среду и ликвидации ее последствий;
  • — организация контроля за выполнением в воинских формированиях требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, международных договоров и соглашений Российской Федерации, правовых актов Минобороны России по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
  • — организация экологического обучения, воспитания и формирования экологической культуры личного состава воинских формирований;
  • — планирование и организация в пределах своей компетенции обеспечения воинских формирований техническими средствами экологической безопасности.

Органы экологической безопасности Вооруженных Сил РФ содержатся в соответствии с организационной структурой войск (сил) и характером решаемых ими задач. В состав этих органов входят: Управление начальника экологической безопасности Вооруженных Сил РФ, Экологический центр Минобороны России, экологические службы военных округов (флотов), объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ. Командующим войсками военных округов, флотами, Каспийской флотилией поручено осуществлять руководство обеспечением экологической безопасности войск (сил), дислоцирующихся на территории соответствующих военных округов, в районах базирования (дислокации) и деятельности сил (войск) флотов, Каспийской флотилии и сил (войск), находящихся в оперативном подчинении командующих флотами.

В соответствии с Законом об охране окружающей среды (ст. 41) требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов (ст. 36—39), в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты, вооружение и военную технику, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды. Таким образом, указанный закон распространяет экологические требования, установленные для размещения, строительства и эксплуатации гражданских предприятий и иных хозяйственных объектов, на всю военную деятельность, размещение, строительство и эксплуатацию военных и оборонных объектов.

Читать еще:  Договор о залоге

Федеральный государственный экологический надзор в отношении специальных, военных, режимных объектов, предприятий и организаций, объектов оборонной промышленности осуществляется уполномоченными должностными лицами в установленном порядке, с соблюдением требований Закона РФ «О государственной тайне» и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов РФ.

Вместе с тем учитываются специфические особенности функционирования данной отрасли. В частности, предварительное согласование мест строительства объектов военной деятельности подчиняется требованиям сохранения государственной тайны. Поэтому участие общественных организаций, проведение референдума и тому подобных мероприятий в данных случаях исключаются.

В равной степени на военные учреждения (воинские части, предприятия и др.) распространяется требование о возмещении вреда, причиненного окружающей среде деятельностью военных подразделений, военных оборонных объектов. Такой вред подлежит возмещению потерпевшим — предприятиям (организациям), гражданам как в случае факта экологического правонарушения, так и при правомерном причинении вреда, если это предусмотрено законом. В частности, подлежит возмещению правомерный вред, причиненный военными структурами во время проведения учений, маневров и иной деятельности военных формирований в мирное время.

Этапы зарождения и развития экологической службы Вооруженных Сил России

Этапы зарождения и развития экологической службы Вооруженных Сил России

История экологической безопасности ВС РФ началась с создания Инспекции охраны природной среды. До этого в Министерстве обороны вопросами охраны природы занималось Глав КЭУ МО СССР.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 1 декабря 1978 года № 984 «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению природных ресурсов» 2 июня 1980 года был издан приказ Министра обороны СССР № 156 «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов». На основании этого приказа и была сформирована Инспекция по охране окружающей среды в составе Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны.

С 1987 года Инспекция охраны природы включена в состав управления заместителя Министра обороны СССР — начальника Тыла ВС СССР на правах самостоятельного подразделения.

В апреле 1992 года в связи с образованием Российской Армии на базе Инспекции охраны природной среды МО СССР было создано Управление экологии и специальных средств защиты МО РФ. Начальником Управления был назначен тогда полковник Григоров Сергей Иванович.

В 1997 году в связи с расширением задач по обеспечению экологической безопасности войск (сил) Управление экологии и специальных средств защиты МО РФ переименовано в Управление начальника экологической безопасности ВС РФ (УНЭБ ВС РФ).

В 1998 году на базе инспекций охраны окружающей среды Главных и центральных управлений МО РФ, Тыла ВС РФ, видов ВС РФ, родов войск, военных округов и флотов создана Экологическая служба ВС РФ. Начальником экологической безопасности ВС РФ был назначен в то время генерал-майор Алексеев Борис Николаевич. Со сменой названия изменился состав и объем задач, решаемых Экологической службой Вооруженных Сил Российской Федерации. На первое место вышли вопросы обеспечения экологической безопасности деятельности войск (сил).

В декабре 2001 года Управление начальника экологической безопасности ВС РФ подчинено начальнику Тыла ВС РФ — заместителю Министра обороны РФ генералу армии Исакову Владимиру Ильичу.

Экологическая обстановка в Вооруженных Силах Российской Федерации остается сложной. Анализ проблем предыдущих лет, связанных с образовавшимися в результате военной деятельности загрязнениями окружающей среды (ОС), отсутствием условий надежного хранения и содержания вооружения и военной техники (ВВТ), продолжающимися случаями загрязнения ОС на территории военных объектов свидетельствует о необходимости оснащения войск (сил) и органов Экологической службы ВС РФ средствами обеспечения экологической безопасности.

В настоящее время такие средства в основном находятся в состоянии разработки и принятия на снабжение войск (сил). Проблема состоит в том, что большинство штатных средств измерения военного назначения, разработанных по заказам других органов военного управления, не соответствуют требованиям по диапазонам измерений для определения типовых загрязнителей в ходе повседневной военной деятельности, или не отвечают требованиям по предназначению в части обеспечения экологической безопасности.

Разработка перспективных технических средств обеспечения экологической безопасности ВС РФ, создаваемых по заданию Управления начальника экологической безопасности ВС РФ в рамках Государственной программы вооружения 2001-2010 гг. предприятиями и организациями промышленности, осуществляется по направлениям:

— экологического мониторинга и контроля ОС;
— экологической защиты личного состава ВС РФ;
— ликвидации загрязнений ОС.

Средства экологического мониторинга и контроля окружающей среды должны состоять из разрабатываемых в настоящее время:

— войсковых средств экологического контроля;
— стационарных и подвижных экологических лабораторий;
— дистанционных средств экологического контроля.

К войсковым средствам экологического контроля относятся принятый на снабжение ВС РФ в 2001 году носимый комплекс технических средств для проведения экологического контроля на военных объектах (КТСВЭ), разработанные и прошедшие Государственные испытания в 2004 году — носимый прибор экспресс-оценки экологической обстановки, использующий методы биотестирования («Биотокс-К») и индивидуальный комплект приборов по контролю за состоянием окружающей среды для инспектирования военных объектов (ИМПАК-Э).

Читать еще:  Как оформить документы на квартиру в собственность

К средствам экологических лабораторий относятся:
— судовой лабораторный комплект контроля загрязненности окружающей среды (подробно об этом можно узнать в разделе продажа судового оборудования);
— подвижная лаборатория экологического контроля на автомобиле КамАЗ- 43114 и автофургоне УАЗ-37411;
— стационарная лаборатория экологического контроля для экологических служб военных округов.

Разработка судового комплекта контроля загрязненности окружающей среды завершена в 2000 году. Опытный образец проходил в 2001-2003 гг. опытную эксплуатацию в Северо-Западном регионе (на Лен.ВМБ и Ладожском озере). В настоящее время решен вопрос о его принятии в эксплуатацию 12 Главным управлением МО РФ и совместной эксплуатации экологическими службами Лен.ВМБ и Лен.ВО при общей координации Управления начальника экологической безопасности ВС РФ.

Подобный судовой комплект контроля загрязненности окружающей среды является составной частью разработанных в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР) «Златица» средств для обеспечения экологической безопасности в пунктах базирования кораблей Черноморского флота, в состав которых входят технические средства локализации загрязнений акватории, а также средства переработки образующихся на кораблях и судах льяльных и балластных вод. Эти средства прошли Государственные испытания и будут размещены в I квартале 2005 года на транспортном судне Черноморского флота ВТР-75, которое уже сегодня имеет новое предназначение — судно экологического обеспечения «Петр Градов».

Наибольшее внимание в последнее время уделялось разработке подвижной лаборатории экологического контроля на базе автомобиля КамАЗ-43114 и автофургона УАЗ-37411. В 2004 году подвижная лаборатория успешно прошла Государственные испытания. В последующем ею будут оснащены экологические службы военных округов и флотов.

Базовая стационарная лаборатория экологического контроля (разработка начата в 2001 г.) представляет собой типовую лабораторию в модульном исполнении на основе оптимизации существующей приборной и методической базы.

Для эффективного решения задач экологического мониторинга и контроля необходимо заблаговременно выявлять территории с загрязненными военными объектами, где целесообразно использовать подвижные и войсковые средства контроля. Обоснованные предложения по применению наземных средств могут быть подготовлены с использованием дистанционных средств экологического контроля. С этой целью начиная с 2001 г. разрабатывался комплект экологического мониторинга авиационный («АКЭМ-обзор»), устанавливаемый на самолет АН-ЗОРР. 2004 году комплект принят в эксплуатацию.

Снабжение органов Экологической службы ВС РФ указанными средствами обеспечения экологической безопасности позволит осуществлять инструментальный контроль экологической обстановки на военных объектах и своевременно принимать необходимые меры по ее оздоровлению, что снизит значительные штрафные санкции за причиненный ущерб от военной деятельности войск (сил).

В последующем за счет создания системы экологического мониторинга ВС РФ, способной контролировать содержание загрязняющих веществ в компонентах ОС на уровне предельно допустимых концентраций, предполагается достичь снижения загрязненности ОС и обеспечить информационную поддержку для принятия управленческих решений и своевременных мер по предотвращению загрязнений.

Комплексное применение средств экологического мониторинга повысит оперативность и достоверность выявления загрязнений окружающей среды, угрожающих возникновением чрезвычайных ситуаций.

Разработка методов и средств по предотвращению (снижению) экологически опасных воздействий при эксплуатации ВВТ и военных объектов, а также создание нормативно-правовой базы обеспечения экологической безопасности ВС РФ позволит снизить плату за загрязнения и приведет к экономии бюджетных ассигнований, выделяемых на национальную оборону.

Средства экологической защиты личного состава ВС РФ. По этому направлению по заказу УНЭБ ВС РФ проводятся мероприятия по разработке и созданию специальных технических средств и оборудования, обеспечивающих экологическую безопасность личного состава в служебных помещениях военных объектов с учетом наличия реальных загрязнителей в этих помещениях.

Средства ликвидации загрязнений окружающей среды. Обеспечить экологическую безопасность на территории военных объектов предполагается за счет создания войсковых средств локализации и ликвидации прежде всего загрязнений ОС нефтепродуктами на базах и складах хранения горюче-смазочных материалов армейского и дивизионного звена. Масштабы возможных негативных последствий нефтезагрязнения и объем последующих мероприятий по реабилитации загрязненной территории зависят от оперативности проведения работ на этапе локализации и сбора разлившегося на почве, в водоеме (водотоке) нефтепродукта.

Однако, в настоящее время в войсках практически отсутствуют предназначенные для этого технические средства, что является одной из главных причин существующих на военных объектах и в районах действий войск нефтезагрязнений в больших масштабах.

Начатая в 2002 г. ОКР «Локализация-К» посвящена разработке комплекта войсковых средств ликвидации и утилизации загрязнений окружающей среды нефтепродуктами. Создаваемый комплект должен обеспечить возможность срочного проведения мероприятий по локализации и сбору разлившегося на почве и в водоеме (водотоке) нефтепродукта и его утилизации при возникновении нефтезагрязнения в ходе штатной эксплуатации военных объектов. При этом основное внимание будет уделяться применению соответствующих сорбентов и созданию нефтесборщиков, использующих эти сорбенты.

С 2003 года начата планомерная закупка установок для уничтожения экологически опасных отходов военной деятельности. Этими установками прежде всего снабжаются отдаленные воинские гарнизоны и военные госпитали.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector