Экологическая подготовка военнослужащих

Рубрика: Военная экология

  • Источники загрязнения окружающей среды в воинской части, предотвращение и ликвидация загрязнения природной среды
  • Общие понятия об экологии и экологических факторах
  • Ответственность военнослужащих за экологические правонарушения
  • Реализация требований экологической безопасности при обслуживании, ремонте и заправке техники горючим
  • Реализация требований экологической безопасности в повседневной деятельности подразделений и воинских частей и в быту
  • Реализация требований экологической безопасности в ходе полевых занятий и учений
  • Ответственность военнослужащих за экологические правонарушения

    Экологические правонарушения — это противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред природной среде и здоровью человека. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных…

    Реализация требований экологической безопасности при обслуживании, ремонте и заправке техники горючим

    1. Реализация требований экологической безопасности при обслуживании, ремонте и заправке техники горючим (Статья: 1. Реализация требований экологической безопасности при обслуживании, ремонте и заправке техники горючим) При эксплуатации, обслуживании и ремонте вооружения и военной техники (ВВТ) оказывается вредное влияние на атмосферу, гидросферу, литосферу. Воздействие военной техники на окружающую среду аналогично воздействию транспорта, сельскохозяйственной, промышленной, землеройной и…

    Реализация требований экологической безопасности в ходе полевых занятий и учений

    Основа подготовки воина — его полевая выучка. Поле — академия солдата. Все, изученное и отработанное в классе, в парке, на спортивном городке, нужно для того, чтобы применить полученные знания и навыки в комплексе на полевых занятиях, при выполнении учебно-боевых задач. Комплексное обучение воинов и подразделений наиболее полно реализуется на тактических (тактико-специальных) занятиях и учениях. На…

    Реализация требований экологической безопасности в повседневной деятельности подразделений и воинских частей и в быту

    Основы экологической безопасности Воинская часть в своей повседневной деятельности непрерывно оказывает воздействие на окружающую среду, причем, к сожалению, в основном негативное. Для выявления и рассмотрения данного воздействия целесообразно выделить две группы мероприятий, составляющих в совокупности содержание деятельности войсковой части: мероприятия хозяйственно-бытовой деятельности и мероприятия боевой подготовки. Мероприятия хозяйственно-бытовой деятельности связаны с созданием и поддержанием необходимых…

    Источники загрязнения окружающей среды в воинской части, предотвращение и ликвидация загрязнения природной среды

    1.1. Источники загрязнения окружающей среды в воинской части (Статья: 1.1. Источники загрязнения окружающей среды в воинской части) Источником загрязнения природной среды называется объект, выбрасывающий (сбрасывающий) загрязняющие вещества, энергетические излучения и информацию в окружающую среду. Источниками загрязнения на военных объектах в общем случае являются: точка выброса загрязняющего вещества (труба, фонарь здания, вентиляционное устройство и т. п.);…

    Общие понятия об экологии и экологических факторах

    1.1. Общие понятия об экологии (Статья: 1.1. Общие понятия об экологии) Как самостоятельная наука экология сформировалась в XX столетии, хотя факты, составляющие ее содержание, привлекали внимание человека с давних времен. В современном виде экология охватывает чрезвычайно широкий круг вопросов и тесно переплетается с целым рядом смежных наук: биологией, геологией, физикой, химией, генетикой и др. Экология…

    Экологическая подготовка военнослужащих

    В современных условиях в контексте экологической ситуации требования к профессиональной подготовке военнослужащих повышаются. Поэтому полагаем, что в содержании экологической подготовки, призванной научно описать функционирование эргатической системы «военнослужащий – военная деятельность – природная среда», должны выявляться связи на уровне «военнослужащий – природная среда» и рассматриваться особенности военно-экологической деятельности военнослужащих в повседневной деятельности [1, 2]. Построение моделей эргатических систем и взаимодействие в них посредством информационных средств является одним из путей формирования готовности военнослужащих контрактной службы к военно-экологической деятельности в процессе экологической подготовки.

    Этот факт подтверждают исследования, проведенные в работах Н.Д. Заваловой, В.А. Пономаренко, В.В. Лапа, которые показывают, что при обучении военнослужащих действиям в чрезвычайных ситуациях следует особое внимание уделять своевременному и грамотному анализу поступающей информации с последующей реализацией ее в действиях [3].

    В качестве конечного результата подготовки военнослужащих к военно-экологической деятельности выступает их готовность к обозначенной деятельности, которая определяет наличие у них системы военно-экологических знаний и умений. Важно осознать установку на осознание военно-экологических целей и задач, способов их выполнения, определение условий, средств, технологий природоохранной деятельности, оценку своих возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата в реализации экологических программ.

    Военно-экологическая деятельность военнослужащих является специфическим видом их активной деятельности, направленной на познание, изменение и преобразование окружающего мира в процессе выявления, контроля и ликвидации источников загрязнения, защиты личного состава от экологически опасных факторов природного и техногенного характера, предотвращения и ликвидации загрязнения окружающей среды в ходе повседневной деятельности подразделений Вооруженных сил Российской Федерации [4].

    Охарактеризуем показатели сформированности готовности военнослужащих к военно-экологической деятельности:

    1) осознание личных потребностей успешной реализации военно-экологической деятельности как неотъемлемой составляющей прохождения службы в Вооруженных силах;

    Читать еще:  Общие положения законодательства об алиментных обязательствах

    2) сформированная потребность в самообразовании;

    3) осознание самоценности природы и ценностных экологических ориентаций;

    4) сформированность военно-экологических знаний, включающих в себя: знания научных основ экологии и экологических факторов, понимание сущности военно-экологической деятельности и своих обязанностей в процессе ее осуществления, особенностей формирования и функционирования воинских подразделений в современных условиях, основ обеспечения экологической безопасности в повседневной деятельности, ответственность военнослужащих контрактной службы за экологические правонарушения, дающие всестороннее представление о взаимодействии человека, общества и окружающей среды;

    5) сформированность военно-экологических знаний и умений по обеспечению экологической безопасности при повседневной деятельности, методами экологически безопасной эксплуатации вооружения и военной техники, методами и средствами экологического контроля и мониторинга, осуществляемого в войсках;

    6) характер отношения к военно-экологической деятельности, процессу внедрения экологических принципов в деятельность подразделений и войсковых частей;

    7) характер волевых усилий по осуществлению военно-экологической деятельности.

    Уровень готовности военнослужащих к военно-экологической деятельности выступает в качестве конечного результата их экологической подготовки. В своем исследовании мы выделили три уровня готовности [5, 6] военнослужащих контрактной службы к военно-экологической деятельности: низкий (уровень воспроизведения), средний (уровень действий по образцу) и высокий (уровень творческого применения).

    Низкий уровень (уровень воспроизведения) готовности военнослужащих к военно-экологической деятельности характеризуется тем, что военнослужащие осознают значение этой деятельности в ВС РФ, но потребности в самообразовании сформированы недостаточно. У военнослужащих происходит формирование положительного, конструктивного отношения к обозначенной деятельности, сформированы опорные знания по обеспечению экологической деятельности в повседневной деятельности войсковой части (основные понятия экологии и экологических факторах; основные виды загрязнений окружающей среды в результате военной деятельности; основные требования по обеспечению экологической безопасности в повседневной деятельности, основные причины и источники возникновения чрезвычайных ситуаций) и своих функциональных обязанностей в процессе ее осуществления. Он может пересказать вопросы, связанные с основными понятиями и определениями военной экологической подготовки на основании полученных знаний и опыта реальной профессиональной повседневной деятельности, но вместе с тем наблюдаются познавательные пробелы в формировании экологических умений и навыков при повседневной деятельности.

    Средний уровень (уровень действий по образцу) готовности к военно-экологической деятельности характеризуется тем, что военнослужащие показывают опорные знания по обеспечению экологической безопасности в войсковой части, а также твердые знания, навыки и умения по обеспечению охраны окружающей природной среды при повседневной деятельности военнослужащего (осознанные действия по предотвращению загрязнения, очистке и восстановлению окружающей природной среды при повседневной деятельности), решения проблемных чрезвычайных ситуаций (например, действия по предотвращению загрязнения земель горюче-смазочными материалами), понимают значимость и осознают потребности в успешной реализации военно-экологической деятельности.

    Для высокого уровня (уровень творческого применения) готовности военнослужащих к военно-экологической деятельности характерно формирование целостной системной диалектической картины мира и места человека в нем, осознание основных проблем, стоящих перед ВС РФ, и сформированность потребностей в самообразовании для успешной реализации таковой деятельности. Военнослужащий показывает полный объем опорных знаний, умений и навыков по экологической деятельности в повседневной деятельности, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций, способен путем целенаправленного избирательного применения полученных знаний, навыков и умений в ходе решения проблемных критических ситуаций вырабатывать новые (альтернативные) варианты практического выхода из подобной критической ситуации в условиях ее моделирования.

    Определение уровней готовности военнослужащих к военно-экологической деятельности позволяет проектировать педагогическую систему военно-экологической подготовки военнослужащих, адекватную целям военно-экологического образования, особенностям будущей военно-профессиональной деятельности и требованиям к профессионально важным качествам военнослужащих.

    Рецензенты:

    Гладких В.В., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой 209, ВУНЦ ВВС ВВА, г. Воронеж;

    Колосова Л.А., д.п.н., профессор, старший научный сотрудник НИЦ (БП и О ВВС), ВУНЦ ВВС ВВА, г. Воронеж.

    ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

    Система всеобщего и комплексного экологического образования включает в себя дошкольное и общее образование, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную подготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры.

    Преподавание основ экологических знаний осуществляется в дошкольных, общеобразовательных и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм.

    В соответствии с профилем образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, обеспечивается преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию.

    Экологическое воспитание и обучение военнослужащих является составной частью системы всеобщего, комплексного экологического воспитания и образования населения страны. Целью экологического обучения является овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры военнослужащих. Целью экологического воспитания является привитие сознательного подхода, формирование внутренних убеждений, выработка побудительных мотивов, направленных на сохранение здоровой окружающей среды, обеспечивающей благоприятные условия для развития человека и общества.

    Экологическое обучение в воинских частях организуется: с солдатами и сержантами — в ротах, батареях, отдельных взводах; с прапорщиками — в полку, батальоне (дивизионе); с офицерами — в полку, отдельном батальоне (дивизионе). С населением военного городка проводится эколого-просветительская работа.

    Читать еще:  Как проводить предвыборную компанию для самовыдвижения

    Планирование экологического обучения в Вооруженных Силах осуществляется на основании приказа Министра обороны 2000 г. № 180 «О развитии системы экологического обучения и воспитания в Вооруженных Силах Российской Федерации», в котором установлено количество учебного времени, отводимого на экологическую подготовку, и даны соответствующие типовые программы для всех категорий обучаемых.

    В содержательной части программ экологического обучения отражаются особенности районов дислокации, учитываются подготовленность и укомплектованность подразделений личным составом, специфика предназначения и решаемых боевых задач.

    Наиболее перспективным и эффективным методом реализации целей и задач экологического обучения является экологизация (включение вопросов экологической подготовки в тематику занятий по другим дисциплинам) всего учебно-воспитательного процесса, компенсирующая недостаток учебного времени, которое отводится непосредственно на экологическую подготовку. Суть экологизации учебного процесса заключается в акцентировании моментов и явлений экологического характера в ходе проведения занятий по другим предметам обучения. При этом особенно наглядным и доступным для понимания методом является подчеркивание положительных или негативных с точки зрения экологии моментов при проведении занятий на тех объектах воинской части, которые являются источниками загрязнения окружающей среды (парки, пункты заправки топливом, пункты технического обслуживания и ремонта, мастерские, склады, котельные, работающая военная техника и т. п.), а также на полевых занятиях и учениях.

    На полевых занятиях и учениях особенно важно оберегать водоохранные зоны, заповедники и заказники, природные памятники, сельскохозяйственные и лесные угодья, водоочистительные сооружения, плотины, дамбы.

    При передвижениях, оборудовании и маскировке позиций, развертывании командных пунктов, полевых лагерей и других объектов нельзя занимать места на особо охраняемых территориях, рубить и ломать деревья, портить почвенный слой, допускать утечки горючего и смазочных материалов; при убытии из района занятий необходимо закопать окопы, траншеи, ямы, убрать мусор и вывезти его в специально отведенные для этого места. Запрещается нарушать требования безопасности при применении взрывоопасных, пожароопасных, сильнодействующих ядовитых веществ, нейтральных дымов и имитационных средств.

    Экологизация учебно-воспитательного процесса должна быть непосредственно связана с экологизацией всей жизни и деятельности воинской части (подразделения); это — важнейшее направление гармонизации взаимоотношения военного объекта с окружающей средой. В системе экологического образования существенно и важно достигать понимания того, для каких целей осуществляется подготовка различных категорий специалистов.

    В формировании экологической культуры военнослужащих важнейшая роль отводится процессу непрерывного воинского воспитания, то есть преднамеренного, организованного и систематического формирования у воинов качеств, необходимых для выполнения воинского долга.

    В едином учебно-воспитательном процессе экологическое обучение выступает как составная часть обучения воинского, а экологическое воспитание является органичным элементом воспитания воинского. Основные задачи воинского воспитания решаются в процессе плановых теоретических и практических занятий; исходя из этого, настоящей школой экологического воспитания являются практические занятия, особенно полевые, и учения. Большое воспитательное воздействие на военнослужащих оказывает весь уклад воинской жизни, вырабатывающий у воинов привычку быть собранным, внимательным, точным, исполнительным, постоянно готовым к немедленным действиям. Это обстоятельство значительно облегчает процесс формирования экологической культуры военнослужащих. Благотворное влияние оказывает также личный пример офицеров и прапорщиков в соблюдении требований природоохранного законодательства.

    Серьезную роль в формировании экологической культуры играет активная пропаганда экологических знаний, навыков бережного отношения к природе, естественного стремления сохранить чистоту живой природы. Пропаганда экологических знаний осуществляется с использованием всех форм и методов, непрерывно и во всех звеньях военной организации. Основными методами пропагандистско-просветительной работы в воинских частях и подразделениях являются: устная пропаганда (лекции, доклады, устные журналы, беседы, собрания, митинги), наглядная пропаганда (стенды, фотоальбомы, боевые листки, световые газеты, выставки, диафильмы и др.), пропаганда с применением средств массовой информации (кинофильмов, радио, телевидения, газет, журналов и т. п.).

    По своим сюжетам и содержанию воспитательно-пропагандистские материалы, созданные на местном материале, обладают самым сильным воспитательным воздействием на всех военнослужащих, гражданский персонал и членов их семей.

    Основным методом экологического образования населения военного городка является просветительская работа. Суть ее заключается в раскрытии связи между качеством окружающей среды и состоянием здоровья человека. Важнейшим источником соответствующих сведений и знаний являются средства массовой информации, технические средства пропаганды, а также агитационно-массовая работа, проводимая наиболее подготовленными пропагандистами непосредственно среди населения.

    А. Планирование и организация обеспечения экологической безопасности войск (сил)

    Читайте также:

    1. CПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
    2. II. Планирование выручки от реализации продукции
    3. III. Обеспечение безопасности участников и зрителей
    4. III. Организация деятельности
    5. III. Организация деятельности
    6. III. Организация деятельности
    7. III. Организация информирования абитуриентов
    8. III. Организация информирования абитуриентов
    9. III. Организация информирования поступающих
    10. III. Организация информирования поступающих.
    11. III. Организация информирования поступающих.
    12. III. Организация информирования поступающих.

    Правовые основы обеспечения экологической безопасности вооруженных сил РФ

    Экологическая безопасность Вооруженных Сил Российской Федерации – состояние защищенности окружающей среды, населения, личного состава, военных и гражданских объектов от воздействия неблагоприятных экологических факторов в районах дислокации, базирования и деятельности войск и сил флота.

    Читать еще:  Флаг и герб татарстана описание

    При обеспечении экологической безопасности войск (сил) основными организационно — правовыми мероприятиями считаются:

    а) планирование и организацию обеспечения экологической безопасности войск (сил);

    б) наблюдение за состоянием окружающей природной среды (экологический мониторинг), контроль, нормирование и паспортизацию военных объектов;

    в) восстановление окружающей среды в процессе повседневной деятельности войск (сил), после проведения учений и специальных работ, аварий и катастроф;

    г) обеспечение экологической безопасности вооружения, военной техники и военных объектов;

    д) природоохранную деятельность, лицензирование и рациональное природопользование;

    Планирование мероприятий по обеспечению экологической безопасности осуществляется командирами воинских частей совместно с представителями экологических служб и оформляется в виде «Плана обеспечения экологической безопасности воинской части».

    План должен включать: организационно — плановые мероприятия, экологическое воспитание и обучение военнослужащих, эксплуатационные мероприятия, нормативное обеспечение, правовые мероприятия, финансовое обеспечение экологической безопасности.

    План разрабатывается во всех органах военного управления, соединениях, воинских частях, учреждениях, военно — учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации.

    Экологический паспорт военного объекта — нормативно — технический документ, содержащий данные, полученные в результате экологической паспортизации, и включающий сведения по использованию воинской частью (военным объектом) природных ресурсов (первичных, вторичных и др.) и влиянию на окружающую природную среду, согласованный и утвержденный в установленном порядке.

    Экологический паспорт военного объекта должен содержать обязательный для всех объектов состав общей информации, а также информацию, специфичную для данного объекта.

    Экологическая паспортизация военных объектов предусматривает:

    — получение объективной информации о состоянии окружающей природной среды, негативном воздействии на нее военной деятельности, обеспечении экологической безопасности войск и местного населения в районах дислокации и боевой подготовки войск;

    — принятие решений по управлению качеством окружающей природной среды на военных объектах;

    — установление размеров платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов.

    Ответственность за организацию экологической паспортизации военного объекта возлагается на командира (начальника) военного объекта.

    Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды вредного воздействия взимается:

    — за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

    — за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

    Нормативы природопользования и вредного воздействия на окружающую природную среду устанавливаются конкретным предприятиям, учреждениям и организациям (природопользователям), включая воинские части, специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов или органами санитарно — эпидемиологического надзора в соответствии с их компетенцией.

    Проекты нормативов природопользования (экологический паспорт объекта, лимиты размещения отходов) разрабатываются:

    — воинскими частями — природопользователями самостоятельно в соответствии с требованиями, установленными специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, с последующим утверждением (согласованием) разработанных проектов в этих органах;

    — сторонними организациями (в том числе другими воинскими частями), имеющими лицензию на осуществление такой деятельности, на договорной основе.

    При установлении временно согласованных нормативов объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду указываются этапы и сроки достижения нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов.

    Лимиты размещения отходов устанавливают место их размещения (как на территории воинской части, так и за ее пределами), предельные размеры выделяемой площади (объемов или массы) для складирования, способы и условия хранения отходов и другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния на состояние окружающей среды и условия жизни личного состава и населения в районе дислокации воинской части.

    В соответствии с установленными нормативами воинским частям, предприятиям, учреждениям и организациям — природопользователям выдается разрешение на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, использование (изъятие) природных ресурсов, размещение отходов.

    Размер платы за загрязнение окружающей природной среды определяется исходя из двух видов базовых нормативов платы:

    — за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

    — за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

    Действующее природоохранительное законодательство предусматривает возможность корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий (т.е. возможность зачета затрат на выполнение конкретных природоохранных мероприятий в общих платежах природопользователя).

    Корректировку размеров платежей воинских частей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий в соответствии с законодательством осуществляют органы исполнительной власти субъектов Федерации с участием территориальных специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

    Предложения по корректировке подготавливают воинские части на основе планируемых природоохранных мероприятий, которые согласовываются с территориальными природоохранными органами.

    Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 2803 ; Нарушение авторских прав? ;

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector