Субъекты контроля по 44 фз

Роль казначейства в контрактной системе

Финансовый контроль

Финансовый контроль в сфере закупок — это комплекс мер, выражающийся в проведении мероприятий по анализу законности составления и исполнения бюджетов, в том числе расходов, связанных с осуществлением госзакупок, правильности и достоверности составления отчетов по результатам проведенной деятельности.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 99, к органу контроля в сфере закупок отнесен орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, — Федеральное казначейство (ФК).

Помимо ФК, контрольными функциями обладают финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Субъекты контроля

Федеральное казначейство внутренний контроль может осуществлять и за иными субъектами на основании заключенных соглашений, к примеру, за заказчиками регионального и местного уровня при открытии ими соответствующих счетов в ФК (ч. 7 ст. 99 44-ФЗ, ч. 6 Постановления от 12.12.2015 № 1367).

Федеральное казначейство осуществляет финансовый контроль за следующими субъектами:

  • госзаказчики, осуществляющие закупки за счет федерального бюджета;
  • федеральные бюджетные и автономные учреждения — за счет бюджетных средств (согласно ч. 1, 4 ст.15 44-ФЗ);
  • ФГУП с заказами на осуществление капитальных вложений.

Федеральное казначейство как орган финансового контроля

Цель создания, основы деятельности, полномочия и задачи ФК отражены в Бюджетном кодексе РФ (БК), Постановлении от 01.12.2004 № 703, Приказе от 29.05.2014 № 106, Постановлении от 12.12.2015 № 1367.

Согласно ст. 269.1 БК РФ, полномочиями ФК являются:

  • проверка непревышения суммы заказа над лимитами бюджетных обязательств, ассигнований;
  • анализ содержания заказа на соответствие коду бюджетной классификации;
  • проверка наличия документов, подтверждающих денежное обязательство;
  • проверка сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по контракту, соответствие сведениям, содержащимся в реестре контрактов.

Ч. 8 ст. 99 предусматривает следующие полномочия:

  • проверка обоснования заказов;
  • соблюдение правил нормирования;
  • корректное обоснование начальной цены договора;
  • применение заказчиком штрафов, пеней, неустоек при нарушения поставщиком условий договора;
  • проверка на соответствие поставленных товаров техническим заданиям договора и целям осуществления заказа.

С 01.01.2017 Федеральное казначейство осуществляет контроль за выявлением несоответствия следующей контролируемой информации:

  1. Соответствие стоимости контрактов, указанных в документах планирования, лимитам, доведенным до заказчиков.
  2. Соответствие идентификационных кодов и объемов финансового обеспечения на всех стадиях заказа (планы-графики — на соответствие планам закупок, извещение и документация — на соответствие документам планирования, протоколы — на соответствие документации, а условия договоров — на соответствие данным протоколов).

Важно, что согласно Постановлению от 20.03.2017 № 315, норма о неразмещении в Единой информационной системе информации до устранения выявленных нарушений начала действовать с 1 января 2019 г. для заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд субъектов и муниципальных нужд. Норма введена в целях минимизации рисков возникновения кредиторской задолженности при исполнении обязательств по оплате контрактов.

Кто осуществляет контрольные функции в сфере государственных закупок по нормам ФЗ-44?

Контрольный орган в сфере государственных закупок, перечень его полномочий и субъектов, которые он призван проверять, определен действующим законодательством в 44-ФЗ.

Кто является контрольным органом в сфере закупок?

Контрольные функции выступают важной частью государственных закупок. Они направлены на эффективное распределение бюджетных денег и формирование прозрачной системы госзакупок.

Перечень контролирующих функций содержится в 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…» от 2013 года, в котором прописана вся схема работы контролирующих инстанций и их базовые задачи.

Система контроля над государственными закупками является трехуровневой и предусматривает контроль на региональном, федеральном и муниципальном уровнях. Данный принцип закреплен в ст. 99 44-ФЗ, который посвящен регулированию контрольных функций в сфере заключения контрактов для государственных и муниципальных нужд.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

На федеральном уровне контрольные функции принадлежат:

  1. Федеральной антимонопольной службе (п. 1 ч. 1 ст. 99 44-ФЗ). Также данной инстанции были переданы полномочия по контролю в сфере оборонного заказа (согласно п. 2 Постановления Правительства №728 «Об определении полномочий…» от 2013 года).
  2. Федеральному казначейству (по пп. 2,3 ч. 1 ст. 99 ФЗ-44), которое выступает органом бюджетной системы и внутреннего контроля за финансовыми потоками (п. 3 ст. 154, ст. 166.1, п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса).
  3. Органам управления государственными внебюджетными фондами: ПФР, ФСС, ФОМС (п. 2 ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, ст. 144 Бюджетного кодекса).

Что касается региональных и муниципальных контролирующих инстанций, то полномочия в данном случае передаются на основании муниципальных или региональных нормативно-правовых актов.

Читать еще:  Самые страшные тюрьмы в россии - Moy-Instrument.Ru

Разновидности контроля

С точки зрения субъектов контроля различают такие виды как: ведомственный (по ст. 100 44-ФЗ), общественный (по ст. 102 44-ФЗ) и осуществляемый заказчиком (по ст. 101 44-ФЗ). Каждый из этих видов контроля имеет собственные цели и задачи.

Ведомственный контроль предполагает контроль за государственными органами и корпорациями (например, «Росатом» или «Роскосмос») в целях проверки деятельности подведомственных заказчиков.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Такой вид контроля, как мониторинг со стороны заказчика, осуществляется непосредственным инициатором закупки или организатором торгов. Он предполагает проверку и контроль поставщика, субподрядчика и соисполнителя в процессе выполнения ими государственного контракта. Заказчик вправе выполнять контрольные функции и на региональных или муниципальных уровнях проведения торгов.

Общественный контроль осуществляют общественные объединения или организации в статусе юрлица, граждане без какого-либо статуса. Они обладают весьма обширными полномочиями, включающими в свой состав: подачу запросов организаторам торгов о проведении тендера; подача жалоб о применении определенных мер воздействия к нарушителям закона; подача заявлений в суд.

Рассмотрим указанные виды контроля более подробно.

Внутренний контроль

Целью внутреннего контроля со стороны заказчика (по ст. 101 44-ФЗ) является предотвращение возможного нарушения законодательных норм со стороны подрядчиков, исполнителей и соисполнителей.

Заказчик осуществляет контроль и над собственными действиями. Для этого внутри организации разрабатывается внутренняя документация: контракты, шаблоны техзаданий и пр. Целью таких действий является максимальная автоматизация и стандартизация работы.

Общественный контроль

Главная цель общественного контроля состоит в соблюдении принципов открытости и максимальной прозрачности государственных закупок.

Одной из форм такого контроля являются общественные обсуждения госзакупок. Они проводятся с учетом 212-ФЗ. Для этого используются ресурсы специализированных сайтов.

В ходе общественного контроля разрешается запрашивать у заказчика все необходимые документы, проводить мониторинг и оценку эффективности проводимых процедур.

Если были выявлены нарушения законодательства, то составляется жалоба в контролирующие инстанции и составляется обращение в суд.

Ведомственный контроль

Необходимость проведения ведомственного контроля указана ст. 100 44-ФЗ. Его осуществляют сразу несколько инстанций, включая Росатом, Роскосмос и Федеральное казначейство, а также государственные или муниципальные органы.

В органах ведомственного контроля проверяются действия участников госзакупок по следующим параметрам:

  1. Соблюдаются ли ограничения и запреты.
  2. Насколько корректно определена и обоснована начальная максимальная цена контракта.
  3. Соблюдены ли требования о нормировании закупок и к обоснованию приобретения товаров и услуг.
  4. Принимают ли участие в закупках субъекты малого предпринимательства.
  5. Соблюдаются ли процессуальные требования к определению поставщиков.

Также в ходе ведомственного контроля поставщиками анализируются сведения о размере финансового обеспечения, информация об идентификационных кодах закупок, отчетность по результатам закупок.

Функции и полномочия контролирующих инстанций

Постановление Правительства №1489 от 2014 года содержит указание на функционал, которым наделена Федеральная антимонопольная служба. Она должна заниматься:

  1. Контролем и надзором за состоянием конкуренции на рынке, сферой закупок.
  2. Проведением согласования по закрытым процедурам.
  3. Разработкой необходимых нормативно-правовых актов.
  4. Общественным и финансовым контролем.

Для выполнения своих функций законодатель снабдил ФАС следующими полномочиями:

  1. Правом сбора сведений о контролируемых инстанциях: заказчике, уполномоченных инстанциях (управляющих), закупочных органах, специализированных организациях, операторах торгов.
  2. Проведением плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки могут проводиться не чаще раза в 6 месяцев. Внеплановая проверка проводится не чаще 1 раза за всю закупку и назначается на основании поступившей жалобы на действия или бездействие заказчика; информации о нарушении закупочного законодательства и прочим основаниям.

В случае обнаружения нарушений уполномоченный за осуществление контрольных функций орган (согласно ч. 7 ст. 106) вправе предпринять следующие меры:

  1. Составить протокол об административном правонарушении.
  2. Выдать предписание об устранении правонарушения.
  3. Отменить процедуру закупки, если заказчик проигнорировал замечание.

ФАС также вправе обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о признании закупки недействительной.

Таким образом, в России действует разноплановая и многоуровневая система контроля за проводимыми торгами. Ключевым контрольным органом является Федеральная антимонопольная служба, которая обладает развитой сетью территориальных подразделений по всей стране. Помимо этого, участники государственных закупок могут подвергаться общественному контролю со стороны граждан и общественных объединений. При выявлении нарушений контролирующие инстанции могут приостановить закупку, привлечь должностных лиц к административной ответственности в виде штрафов и пр.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Читать еще:  Санитарно гигиенические мероприятия по очистке воздуха - Moy-Instrument.Ru

Контроль в сфере государственных закупок по 44-ФЗ

Система государственных закупок, регламентируемая 44-ФЗ сложная и многоуровневая, на каждом её этапе осуществляется строгий контроль. Таким образом законодатель стремится добиться максимальной прозрачности и легитимности проводимых процедур. Надзора осуществляется различными ведомствами. Они следят за целевым расходом бюджетных средств, поведением заказчиков, комиссий, контрактных управляющих, торговых площадок и так далее.

Разновидности контроля

Одной из самых серьезных проблем в осуществлении госзакупок является коррупция. Число недобросовестных заказчиков и поставщиков, которые входят в преступный сговор, постоянно увеличивается. Основную задачу контролирующих органов составляет выявление подобных фактов, а также принятие соответствующих мер по их предупреждению.

Правила осуществления контроля в области государственных закупок регламентируется главой 5 44-ФЗ. При этом выделяют три его основных разновидности:

Каждый из них имеет свои подконтрольные субъекты, цели и задачи. В качестве контролирующих органов выступают различные уполномоченные организации. Наиболее значимой для участвующих в госзакупках несомненно остаётся Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Контролирующие органы

В статье 99 44-ФЗ прописан перечень органов, которые наделены полномочиями осуществлять контроль в сфере государственных закупок:

  1. Федеральный орган исполнительной власти, надзорный орган в области гособоронзаказа, территориальные органы исполнительной власти, организации, относящиеся к местному самоуправлению.
  2. Орган исполнительной власти федерального значения, осуществляющий функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетной политики, Органы управления государственными фондами, выходящими за рамки бюджета.
  3. Органы, осуществляющие внутренний государственный контроль за финансами в соответствии с Бюджетным Кодексом России.

Основными контролирующими органами нашей страны являются: ФАС, Росфиннадзор, Федеральное казначейство. В полномочия этих организаций помимо прочего входит надзор за правильностью определения идентификационных кодов закупок, составления план-графиков и планов, корректность оформления извещений и так далее.

Внутренний контроль

Согласно нормам статьи 101 44-ФЗ на каждого заказчика возлагаются обязанности по контролю за деятельностью поставщиков во время исполнения контракта. Надзор должен осуществляться также над работой соисполнителей и субподрядчиков. Это и называется внутренним контролем.

Целью таких мероприятий становится предотвращение фактов нарушения законодательства. Форма надзора законодательно не закреплена, поэтому каждый заказчик вправе определять ее самостоятельно. Согласно части 15 статьи 95 44-ФЗ при обнаружении нарушения поставщиком законодательства, заказчик обязан расторгнуть с ним контракт.

Как именно заказчик должен контролировать факт привлечения к исполнению договора субподрядчиков, в законе не прописано. Поэтому рекомендуется опираться на разъяснения Министерства экономики и развития России. Они гласят, что подтвердить работу субподрядчика могут любые документы, относящиеся к работам, оговоренным в контракте. Это могут быть платежные поручения, акты и так далее.

Заказчик должен проводить контроль и над собственными действиями. Для этого внутри организации разрабатывается типовая документация: контракты, шаблоны технических заданий и так далее. Необходимо стремиться к тому, чтобы большинство процессов стало автоматизированным. Современное программное обеспечение позволяет отслеживать практически все этапы закупки.

Общественный контроль

Ключевой целью общественного контроля становится соблюдение принципов открытости и прозрачности государственных закупок. Такой надзор осуществляют общественные объединения, юридические лица и простые граждане. Они следят за соблюдением требований законодательства и правильностью расходования бюджетных средств. Эта деятельность регламентирована статьей 102 44-ФЗ.

В рамках осуществления надзора организуются общественные обсуждения государственных закупок. Порядок их проведения регламентируется 212-ФЗ. Общественный контроль проводится отрыто, для чего используются ресурсы специализированных интернет-сайтов. Разрешено при этом запрашивать у заказчика все интересующие документы. Может также проводиться мониторинг и оценка эффективности процедур.

При выявлении нарушения законодательства составляется жалоба в контролирующие органы. При необходимости составляется обращение в судебные инстанции.

Ведомственный контроль

Необходимость проведения ведомственного контроля регламентирована статьей 100 44-ФЗ. Его осуществляют сразу несколько организаций: Росатом, Роскосмос, Федеральные казначейства, различные государственные и муниципальные органы. Постановлением Правительства №315 от 20.03.2017 контроль со стороны казначейства за деятельностью муниципальных заказчиков приостановлен до начала 2019 года. Основным контролирующим органом становится ФАС.

Органы ведомственного контроля следят за соблюдением законодательства в следующих сферах:

  1. Ограничения и запреты, установленные законодательством.
  2. Требования о нормировании закупок.
  3. Требования к обоснованию приобретения товаров и услуг.
  4. Определение и обоснование начальной максимальной цены контракта.
  5. Сведения о размерах финансового обеспечения, доведенного до заказчика.
  6. Информация об идентификационных кодах закупок.
  7. Участие субъектов малого предпринимательства.
  8. Процедуры по определению поставщиков.
  9. Отчетность по результатам проведения процедур.

При выявлении нарушений контролирующие органы выдают предписание к их устранению. В отдельных случаях они могут приостановить проведение закупки или вовсе отменить её. В компетенцию органов входит также применение штрафных санкций к организациям и должностным лицам, допустившим ошибки. Проводятся как плановые, так и внеплановые проверки. Информация о них публикуется в открытом доступе.

Читать еще:  Санитарно противоэпидемические мероприятия в отношении медперсонала - Moy-Instrument.Ru

Контроль – важная часть государственных закупок. Только при соблюдении всех правил надзора удастся добиться грамотной траты бюджетных средств и честности при определении поставщиков.

Различные виды контроля в области государственных, региональных и муниципальных закупок

Правоотношения в области государственных и муниципальных закупок регулируются федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

В данном нормативном акте есть целая глава, посвященная контролю в сфере закупок – это глава №5.

Контроль в сфере государственных и муниципальных закупок

Согласно статье 99 федерального закона 44-ФЗ, контролем процедуры закупок на государственном, региональном и муниципальном уровнях занимаются следующие органы:

  1. Исполнительный орган федерального уровня, имеющий полномочия на осуществление контроля в области закупок.
  2. Контролирующий орган в сфере государственного оборонного заказа.
  3. Исполнительные органы субъектов РФ.
  4. Органы местного самоуправления в муниципальных образованиях, обладающие правами на осуществление контроля в области закупок.
  5. Исполнительный орган федерального уровня, реализующий функции по кассовому обслуживанию бюджетов всей бюджетной системы РФ.
  6. Различные финансовые структуры субъектов РФ и муниципальных образований.
  7. Органы управления федеральными внебюджетными фондами.
  8. Органы внутреннего финансового контроля, управомоченные на основании бюджетного кодекса РФ.

Подконтрольными лицами в данной правовой области являются следующие субъекты:

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • заказчики;
  • контрактные службы;
  • контрактные управляющие;
  • комиссии по закупкам и их члены;
  • уполномоченные органы;
  • уполномоченные учреждения;
  • специализированные организации;
  • операторы федеральных электронных и электронных площадок.

Всего выделяют пять основных видов контроля в сфере закупок:

  1. Государственный и муниципальный контроль.
  2. Контроль, осуществляемый заказчиком.
  3. Общественный контроль.
  4. Ведомственный контроль.
  5. Казначейский контроль.

Каждый проверяющий орган имеет свою четко ограниченную область проверки и свои полномочия для ее реализации.

Государственный и муниципальный контроль

К федеральным и муниципальным исполнительным органам, осуществляющим контроль закупок, относится ФАС РФ, а также региональные и муниципальные аналогичные ведомства. Данные органы могут осуществлять плановые и внеплановые проверки в отношении субъектов проверки.

Контроль в сфере государственного оборонного заказа, а также закупок, содержащих сведения государственной тайны, осуществляет Рособоронзаказ, при этом данный орган не может касаться вопросов финансового и казначейского контроля.

Казначейство Российской Федерации, а также финансовые органы регионального и муниципального уровня, а также органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют казначейский контроль следующих элементов закупки:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

    информации финансового обеспечения;

Росфиннадзор и аналогичные учреждения субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль следующих категорий:

  • требований к обоснованию и обоснованности закупок;
  • нормирования;
  • обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком;
  • применения ответственностипри нарушениях;
  • соответствия результата закупки его описанию в контракте;
  • надлежащего учета товара, работы или услуги;
  • соответствия использования товара, работы или оказанной услуги целям закупки.

Помимо государственного и муниципального контроля, существуют другие виды контроля, позволяющие охватить правоотношения в области закупок более полно.

Ведомственный контроль

Кроме контролирующих органов, закупки контролируют вышестоящие организации. На каждом уровне государственной власти порядок ведомственного контроля устанавливаются Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта РФ либо местной администрацией.

Внутренний контроль

Данный вид контроля осуществляется заказчиком закупки в области:

  • исполнения условий контракта исполнителем;
  • привлечения субподрядчиков от субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Общественный контроль

В порядке общественного контроля граждане и общественные объединения имеют право осуществлять следующие действия:

  • подготавливать предложения по совершенствованию нормативных актов в области закупок;
  • запрашивать информацию по закупкам и по исполнению контрактов;
  • осуществлять общественный мониторинг закупок для проверки их эффективности через ЕИС и общественную экспертизу закупок, результатов закупки;
  • обращаться в контрольные органы с запросом проверки действий (бездействия) заказчиков, а также в правоохранительные органы и суды.

Существует большое количество контролирующих инстанций в области осуществления закупок, при этом немаловажное значение имеет общественный надзор за закупочной деятельностью, что позволяет минимизировать злоупотребления и нарушения процедур, установленных законом.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector