Характеристика и классификация чрезвычайных ситуаций
Характеристика чрезвычайных ситуаций
Для современного состояния России и других промышленно развитых стран мира характерно нарастание угроз в природно-техногенной сфере, а техногенные и природные катастрофы становятся постоянно действующими факторами не только экономики, но и политики. Крупнейшие аварии, катастрофы и стихийные бедствия, имевшие место в последние десятилетия в России и за рубежом, унесли сотни тысяч человеческих жизней, причинили большой и часто невосполнимый ущерб окружающей среде. Прямые экономические потери и затраты на ликвидацию их последствий достигают десятков и сотен миллиардов долларов.
В соответствии с федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” под чрезвычайной ситуацией природного и техногенного характера понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.
Наносимый чрезвычайными ситуациями вред выражается через последствия природного и техногенного бедствия, являющегося источником чрезвычайной ситуации.
Источник чрезвычайной ситуации — опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.
Потери и ущерб
Главными составными частями, учитывающими тяжесть последствий, являются потери и ущерб. Потери — это выход из строя людей ввиду гибели, ранений, травм, болезней. Ежегодно в России в различного рода авариях и катастрофах гибнет более 50 тыс. и получают травмы более 250 тыс. человек.
Ущерб отражает материальный и финансовый урон, нанесенный в процессе чрезвычайной ситуации. Он бывает прямой и косвенный. Прямой ущерб обусловлен поражающими воздействиями, приводящими к разрушениям, повреждениям, выходу из строя объектов хозяйственного и социального назначения, нанесению вреда природной среде, природным ресурсам. Косвенный ущерб возникает из-за остановки хозяйственной деятельности, упущенной выгоды, необходимости затрат на ликвидацию чрезвычайной ситуации и ее долговременных последствий. Ежегодный прямой экономический ущерб оценивается в России в 4-5% от ВВП и может достигать 10%. Прогнозируемый рост количества возникающих чрезвычайных ситуаций различного характера будет вести к увеличению ущерба от них, который уже исчисляется в целом триллионами рублей в год. Это будет существенно тормозить экономический рост в стране, переход России к стратегии устойчивого развития. В связи с этим в стране деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций приобрела общенациональную значимость, поднялась на уровень государственной политики и является одной из сфер национальной безопасности страны. Необходимость противодействовать чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера обусловлена наличием соответствующих опасностей.
Опасностью в чрезвычайной ситуации называется состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население, объекты экономики, инфраструктуры и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации, т. е. на территории, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Степень опасности зависит от вероятности ее реализации, тех или иных поражающих факторов, а также от уязвимости и защищенности самого опасного объекта от внешних опасностей.
Поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации — составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником чрезвычайной ситуации и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами. Поражающие воздействия, оказываемые при чрезвычайных ситуациях, могут иметь различный характер: механический, тепловой, химический, радиационный, биологический.
Механическое воздействие
При механическом воздействии в результате действия кинетической энергии возникают разрушения или повреждения биологических организмов, материальных объектов, природных ландшафтов. Это наиболее распространенный вид воздействия при природных и техногенных бедствиях. Примерами поражающих факторов механического характера могут быть воздушная и гидродинамическая ударная волна и потоки, сейсмические толчки, воздействие масс породы и снега, падающих конструкций, разлетающихся осколков и т. п.
Тепловое воздействие
При тепловом воздействии происходят воспламенение, сгорание, обугливание, ожоги, удушение продуктами сгорания. Основные поражающие факторы при этом — пламя, высокие температуры и отравляющее действие продуктов сгорания.
Радиационное воздействие
Следствиями радиационного воздействия являются ионизация клеточных структур организмов, лучевая болезнь, другие, в том числе генетические изменения в тканях, радиоактивное загрязнение различных объектов и природной среды. Основной поражающий фактор при радиационном воздействии — ионизирующее излучение.
Химическое воздействие
Химическое воздействие вызывает отравление и ожоги организмов, заражение суши, воды и воздуха, различных материальных объектов, в том числе, продуктов питания, сельскохозяйственного сырья и фуража, а также долговременные нарушения в органах и системах организмов. Основным поражающим фактором при этом является отравляющее действие аварийно химически опасных веществ.
Классификация чрезвычайных ситуаций
По источникам возникновения чрезвычайные ситуации делятся на природные, техногенные и биолого-социальные. В свою очередь природные, техногенные и биолого-социальные чрезвычайные ситуации классифицируются по опасным природным явлениям, опасным техногенным событиям и опасным биологическим проявлениям. Эти классификации важны для практических целей и служат основой при определении общего содержания и объема мер по противодействию различным опасным явлениям и событиям, планировании деятельности в этой области и т. д.
На основе приведенных классификаций ведется статистика чрезвычайных ситуаций, которая используется для оценки общей обстановки на территории Российской Федерации по природных и техногенным угрозам, а также выявляются тенденции ее возможного развития.
По данным МЧС, в нашей стране ежегодно происходит 300- 350 стихийных бедствий и свыше 600 техногенных аварий. В последние годы количество и масштабы последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий становятся все более опасными для населения, окружающей среды и экономики страны.
Классификация ЧС по масштабам
Класс (уровень) ЧС
Нарушены условия жизни, чел.
Материальный ущерб, тыс. МРОТ руб.
Граница действия поражающих факторов в пределах
Как классифицируются чрезвычайные ситуации?
Как классифицируются чрезвычайные ситуации?
Классификация ЧС производится по различным признакам
В их числе причины возникновения и масштабы ЧС, интенсивность и длительность воздействия поражающих факторов, численность пострадавших людей, величина экономического ущерба и степень влияния на природную среду.
Так по масштабу распространения и тяжести последствий ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 г. №304 установлена классификация ЧС природного и техногенного характера, установившее единый подход к оценке чрезвычайных ситуаций, определению границ их зон и адекватному реагированию на низ. Введены количественные критерии определения масштаба ЧС в зависимости от количества пострадавших людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, от размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов.
1. Чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 тыс. рублей;
2. Чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
3. Чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;
4. Чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
5. Чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
6. Чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.
Указанная классификация чрезвычайных ситуаций по их масштабу играет значительную роль в практике работы юристов и экономистов при решении вопросов возмещения расходов на ликвидацию ЧС через страхование, обращение в органы исполнительной власти по финансированию на восстановление объектов экономики и территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, при определении меры ответственности виновников ЧС и т.п.
Классификация чрезвычайных ситуаций по потерям и затратам на восстановление
Чрезвычайные ситуации можно классифицировать по следующим основным признакам:
o по возникновению — природные, техногенные, биологические, антропогенные, социальные, комбинированные и др.;
o по масштабам распространения последствий, размеру ущерба и количеству погибших и пострадавших людей — локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные;
o по причине возникновения — преднамеренные и непреднамеренные (стихийные, случайные);
o по скорости развития — взрывные, внезапные, скоротечные, плавные;
o по возможности предотвращения ЧС — неизбежные (природные), предотвращаемые (техногенные, социальные, антропогенные);
o по материальным затратам и продолжительности восстановления — краткосрочные, временные, капитальные и капитальные с реконструкцией и модернизацией.
В соответствии с классификацией:
— к локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы территории объекта и производственного или социального назначения;
— к местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. МРОТ на день возникновения ЧС, а зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района;
— к территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали от 50 до 300 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составил от 5 до 500 тыс. МРОТ на день возникновения ЧС, но зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Федерации;
— к региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали от 300 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составил от 0,5 до 5 млн МРОТ на день возникновения ЧС, а зона чрезвычайной ситуации находится в пределах двух субъектов Федерации;
— к федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составил свыше 5 млн МРОТ на день возникновения ЧС, а зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы двух субъектов Федерации;
— к трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ или которая произошла за рубежом, но не затрагивает территорию Российской Федерации.
Чрезвычайные ситуации независимо от их вида в своем развитии проходят пять условных типовых фаз:
1) накопление отклонений от нормального состояния или процесса;
2) инициирование чрезвычайного события (авария, катастрофа или стихийное бедствие). В период аварии на производстве предприятие или его часть переходит в нестабильное состояние, когда появляется фактор неустойчивости. Этот период называют предаварийной ситуацией — авария еще не произошла, но предпосылки налицо. В ряде случаев еще может существовать реальная возможность либо ее предотвратить, либо существенно уменьшить ее масштабы. Здания и сооружения также могут находиться в предаварийном состоянии, когда начинают проявляться первичные признаки деформаций у отдельных конструкций и в целом у объекта;
3) процесс чрезвычайного события, во время которого происходит непосредственное воздействие на людей, строительные объекты и природную среду. В период аварии на производстве происходит высвобождение энергии, вредных веществ; поэтому такая авария может иметь разрушительный характер;
4) выход ЧС за пределы территории возникновения и действия остаточных факторов поражения;
5) ликвидация последствий ЧС, проведение спасательных работ в очаге аварии или стихийного бедствия и в примыкающих пострадавших зонах.
К основным поражающим факторам чрезвычайных ситуаций относятся:
— химические — аммиак, хлор, пропан, кислоты, щелочи и другие сильнодействующие ядовитые продукты, попадающие в атмосферу, воду, продукты питания и воздействующие на человека через органы дыхания, кожные покровы, желудочно-кишечный тракт и т.д.;
— радиационные — излучения на объектах, использующих ядерное горючее и радиоактивные вещества;
— термические — высокие и низкие температуры;
— биологические — бактериальные средства, токсины и др.
Ущерб от ЧС складывается из затрат на заблаговременные расходы для предотвращения потерь и на непредотвращенные потери, которые определяются стоимостью восстановительных работ после природных и техногенных аварий.
Заблаговременные затраты определяются за счет удорожания строительства из-за необходимости усиления конструкций и дополнительных услуг на эксплуатацию зданий и сооружений, объектов транспортных и инженерных систем вследствие дополнительных мероприятий по защите или снижению эффекта ЧС, затрат на создание средств на оповещение и т.п.
Непредотвращенные потери измеряются в абсолютных и относительных показателях. Мерой абсолютных потерь обычно служит число жертв, разрушенных зданий и сооружений и т.д. в натуральных или денежных показателях. Относительные потери измеряются в долях утраченного от целого, например, в процентах от валового национального продукта, от среднего многолетнего урожая и т.п. Последний подход позволяет оценить тяжесть произошедшего события и разработать мероприятия по восполнению потерь.
При ЧС прежде всего подсчитывают абсолютные потери с целью быстрого принятия решений об аварийно-спасательных мерах, о необходимости внешней помощи пострадавшему району и т.п.
В организациях МЧС РФ разработана следующая градация чрезвычайных ситуаций, основанная на тяжести последствий:
o по числу жертв: легкие, без жертв; умеренные — до 10 жертв; средней тяжести — до 100 жертв; тяжелые — до 1000 жертв; чрезвычайно тяжелые — до 10 000 жертв; катастрофические — более 10 000 жертв;
o по численности населения, находящегося под угрозой (нуждающегося в эвакуации): незначительная ЧС — до 100 человек; средней опасности — до 1000 человек, опасная — до 10 000 человек; чрезвычайно опасная — более 10 000 человек;
o по размеру пораженного участка: частные и объектовые, охватывающие предприятие; местные — в пределах одной административной области; региональные — более чем в одной области; континентальные; глобальные;
o по экономическому ущербу, незначительные ЧС — до 10 млн руб.; малые (15-50 млн руб.); средние (20-150 млн руб.); большие (60-450 млн руб.) и огромные (более 500 млн руб.).
o по срокам восстановления пораженных участков: оценивается по пяти степеням ликвидации последствий ЧС (табл. 5.1).
Таблица 5.1. Классификация чрезвычайных ситуаций по уровню потерь
Уровень восстановления потерь
Характер последствий потерь в составе социально-экономической системы в зоне чрезвычайных ситуаций
Определения и понятия «локальная ЧС», «местная ЧС», «региональная ЧС», «федеральная ЧС», «трансграничная ЧС
Локальные ЧС − это чрезвычайные ситуации, масштабы которых ограничиваются одной промышленной установкой, поточной линией, цехом, небольшим производством или какой-то отдельной системой предприятия. Для ликвидации последствий достаточно сил и средств, имеющихся на пострадавшем объекте.
Местная – это ЧС, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек. Либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек на день возникновения ЧС и ее зона не выходит за пределы населенного пункта. Местные ЧС − это чрезвычайные ситуации, масштабы которых ограничены поселком, городом, районом, отдельной областью. Для ликвидации последствий достаточно сил и средств, имеющихся в непосредственном подчинении местной власти, начальника ГО, его комиссии по ЧС, а также на объектах промышленности, транспорта, сельского хозяйства, расположенных на их территории. В отдельных случаях могут привлекаться воинские части гражданской обороны и другие подразделения МЧС.
Региональные ЧС − это чрезвычайные ситуации, распространяющиеся на несколько областей, республик, крупный регион. Их ликвидацией занимаются, как правило, региональные центры МЧС или специально создаваемые министерством (правительством) оперативные группы. Для проведения спасательных и других неотложных работ привлекают кроме всех видов формирований подразделения МЧС, МВД и МО. К региональным относятся ЧС, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, зона ее охватывает несколько областей, республик. Федеральная ЧС — пострадало свыше 500 человек, или нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, или материальный ущерб составляет свыше 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов РФ. Ликвидация региональной и федеральной ЧС осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС. При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной, территориальной, региональной и федеральной ЧС соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) могут обращаться за помощью к вышестоящим КЧС.
К трансграничной относится ЧП, поражающие факторы которой выходят за пределы государства, либо ЧС произошла за рубежом и затрагивает территорию соседнего государства.
Чрезвычайные ситуации мирного времени можно разделить на пять групп:
— сопровождающиеся выбросами опасных веществ в окружающую среду;
— связанные с возникновением пожаров, взрывов и их последствий;
-на транспортных коммуникациях;
— вызванные стихийными бедствиями.
К первой группе чрезвычайных ситуаций, сопровождающихся выбросами опасных веществ в окружающую среду, относят:
— аварии на атомных электростанциях;
— утечки радиоактивных газов на предприятиях ядерно-топливного цикла за пределы санитарно-защитной зоны;
— аварии на атомных судах с радиоактивным загрязнением акватории порта и прибрежной территории;
-аварии на ядерных установках научно — исследовательских центров с радиоактивным загрязнением территории;
— аварийные ситуации во время промышленных и испытательных ядерных взрывов, связанные со сверхнормативным выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду;
— падение летательных аппаратов с ядерными энергетическими устройствами на борту с последующим радиоактивным загрязнением местности;
— аварии на химически опасных объектах с выбросом (утечкой) в окружающую среду сильнодействующих ядовитых веществ;
— аварии с выбросом (утечкой) в окружающую среду бактериологических средств и биологических веществ в концентрациях, превышающих допустимых значения.
Ко второй группе чрезвычайных ситуаций относятся:
— пожары в населенных пунктах, на объектах экономики и транспортных коммуникациях;
— взрывы на объектах и транспортных коммуникациях;
— взрывы в жилых домах.
К третьей группе относятся:
— столкновение и сход с рельсов железнодорожных составов (поездов в метрополитене);
— аварии на водных коммуникациях, повлекшие значительное количество человеческих жертв или вызвавшие загрязнение акватории портов, прибрежных
территорий, внутренних водоемов нефтепродуктами и (или) сильнодействующими ядовитыми веществами;
— аварии на трубопроводах, вызвавшие выброс большой массы транспортируемых веществ и загрязнение ими окружающей среды;
— аварии на энерго — и других инженерных сетях, повлекшие нарушение нормальной жизнедеятельности населения в результате возникновения вторичных факторов.
К четвертой группе относятся ЧС военно-политического характера в мирное время:
— единичный (случайный) ракетно — ядерный удар, нанесенный с акватории нейтральных вод кораблем неустановленной принадлежности или падения носителя ядерного оружия с взрывом боевой части;
— падение носителя ядерного оружия с разрушением или без разрушения боевой части;
— вооруженное нападение на штабы, пункты управления, узлы связи, склады войсковых сооружений и частей (в том числе гражданской обороны);
-волнение в отдельных районах, вызванных выступление антиобщественных или националистических групп (элементов), попытка захвата радиовещательных станций, государственных и общественно-политических учреждений.
Пятая группа включает чрезвычайные ситуации, вызванные стихийные бедствиями: