Взаимодействие органов местного самоуправления с населением

Проблемы взаимодействия органов местного самоуправления с населением

Секция: Политология

IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Проблемы взаимодействия органов местного самоуправления с населением

Местное самоуправление представляет собой наиболее приближенный к населению уровень власти. Именно поэтому взаимодействие органов местного самоуправления с населением с одной стороны позволяют наиболее быстро и точно реагировать на запросы и проблемы населения, с другой – свидетельствует о демократизации общества и наличие реального диалога между властью и народом.

Отечественная муниципальная практика свидетельствует об усилении тенденции к активности граждан в решении вопросов местного значения [2, c. 36].

Доверие граждан к властным структурам, является важным аспектом на сегодняшний день. Поэтому эффективность взаимодействия органов местного самоуправления с населением в России на сегодняшний день является актуальной темой.

Действующим законодательством предусмотрены такие формы взаимодействия муниципальной власти и населения как обращения граждан, местный референдум, встречи руководителей администрации муниципального района с жителями населенных пунктов для определения основных волнующих граждан вопросов. Есть и другие способы и средства взаимодействия населения с органами муниципальной власти.

Однако, несмотря на нормативную закрепленность, практическая реализация всех этих способов взаимодействия весьма сложная, что не позволяет в полной мере населению пользоваться принадлежащими им правами и более эффективно влиять на принимаемые органами местного самоуправления решения.

В Федеральных законах описаны основные определения граждан – жалобы, заявления и предложения. Но, к сожалению, все они регламентируют общие принципы и забывают о разновидностях и индивидуальных особенностях этих обращений. К тому же в каждом органов власти имеется свой административный регламент по рассмотрению тех или иных обращений, с содержанием которого население может быть не ознакомлено, что также может воспрепятствовать реализации права на обращение граждан в органы местного самоуправления.

Также существует ещё одна проблема – лишняя информация и время затрачиваемое на написание обращения. Дело в том, что по правилам составления заявления необходимо указать своё имя, фамилию и отчество, электронную почту, дату, подпись и цель обращения, а также ФИО сотрудника, к которому гражданин хотел бы обратиться или его должность. Однако все письма, поступающие в органы власти, упорядочивают в соответствии с вопросами компетенции должностных лиц, поэтому далеко не всегда указанная ранее заявителем должность оказывается правильной.

Один из базовых механизмов и важнейших форм выражения воли народа, определяемая законодательством, как форма взаимодействия местного сообщества с муниципальной властью – местный референдум.

Однако политическая жизнь за все время существования современной России не позволяет говорить о широком использовании института референдума. Большое наличие законодательных норм, регулирующие вопросы организации и проведения референдумов на уровне РФ являются невостребованными. Референдум как важнейшее средство прямой демократии не применяется для решения значимых государственных вопросов и для развития политической сознательности граждан Российской Федерации.

В соответствии с законодательством реализация права на референдум сопряжена с соблюдением ряда условий. Помимо процедурных вопросов, инициаторы референдума должны учитывать также и то, что к вопросу референдума предъявляются определенные требования. Эти требования закреплены в ст. 12 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [1]. При этом установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в названной статье не допускается.

Таким образом, референдумы проводятся очень редко, так как являются достаточно сложной и дорогостоящей процедурой. Обычно они проводятся в целях разрешения особо важных для муниципального образования вопросов. Следовательно, положительный потенциал, заложенный в данной форме взаимодействия населения и органов местного самоуправления, не реализуется.

Ещё одной важной формой взаимодействия органов местного самоуправления и населения являются ежегодные встречи руководителей администрации муниципального района с жителями населенных пунктов для определения основных волнующих граждан вопросов. Реализация данной формы взаимодействия осложнена неосведомленностью многих жителей муниципального образования о проводимых встречах и их тематике. Так, большинство жителей муниципального образования не знают о проведении таких встреч, следовательно, не могут на них попасть. В муниципальных образованиях, к сожалению, не разработан механизм информационного обмена с жителями путем электронного информирования. Хотя простая рассылка электронных писем всем жителям муниципального образования позволило бы вовлечь в вопросы взаимодействия органов местного самоуправления и населения максимальное количество жителей, особенно это касается молодежи.

В тяжёлой экономической ситуации местное самоуправление способствует решению многих проблем в местном сообществе, развивает гражданскую инициативу населения, помогает поднимать экономику страны и благоустраивать новые земли. В связи с этим все чаще говорится о благоприятных прогнозах дальнейшего развития местного самоуправления [3, c. 106].

Можно отметить, что существующий в настоящее время в России порядок деятельности института местного самоуправления не является идеальным и всецело отражающим запросы, потребности и ценности местного населения. Вне всякого сомнения, существует ряд проблем, которые тем или иным образом ограничивают участие населения в реализации проектов и программ касающихся муниципальной политики. Можно выделить основные проблемы взаимодействия населения с органами местного самоуправления, которые требуют скорейшего разрешения и урегулирования:

— низкий уровень нормативно-правовой базы, регламентирующий порядок участия населения в формировании и принятии муниципальной политики;

— не эффективное разделение сфер компетенции структур гражданского общества и органов местного самоуправления;

— низкий уровень гражданской инициативы и готовности населения участвовать в разработке и реализации муниципальной политики;

— отсутствие необходимой прозрачности, неготовность взаимодействия органов местного самоуправления с населением;

— отсутствие четко прописанных процедур согласования решений с населением по приоритетным проблемам развития муниципального образования;

— низкий уровень информированности населения о происходящих событиях в муниципальном образовании, о принятых решениях и процессах разработки проектов и планов социально-экономического развития муниципального образования.

Как известно, эффективность работы местной власти в основном зависит от успешного взаимодействия местного самоуправления с одной стороны — с органами государственной власти, а с другой – с населением муниципального образования. Дальнейшее улучшение качества жизни населения, претворение в жизнь всех планов по развитию местного самоуправления, возможно только в рамках четкого и налаженного диалога органов местного самоуправления и населения. В связи с этим необходима действенная работа по организации и оптимизации этого взаимодействия.

Читать еще:  Организация медицинского обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации

Формы и методы взаимодействия органов местного самоуправления с населением муниципального образования.

Взаимодействие «муниципальное образование — население муниципального образования». Взаимодействие муниципального образования и его населения проявляется в процессе институционализации муниципального образования, когда они, собственно, и возникают как субъекты местного самоуправления, причем важнейшие субъекты. В результате взаимодействия муниципального образования, его населения (и государства) формируется круг вопросов местного значения (и шире — предметов его ведения), отнесенный к полномочиям конкретного муниципального образования и закрепленный в его уставе.

Население муниципального образования, принимая напрямую или через своих представителей решения по вопросам местного значения, выступает в этом процессе не только как субъект принятия решений, но и как объект этих решений. Субъектом же исполнения таковых решений выступает само муниципальное образование (в лице своих органов и должностных лиц), хотя оно может выступать как объект этих решений, например, в случае принятия населением решения об упразднении муниципального образования или его границ.

Формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в его осуществлении являются:
местный референдум;
выборы депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;
голосование по отзыву депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;
голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
сход граждан;
правотворческая инициатива граждан;
территориальное общественное самоуправление;
публичные слушания;
собрания граждан;
конференция граждан (собрание делегатов);
опрос граждан;
обращения граждан в органы местного самоуправления муниципального образования;
иные формы, не противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъекта Федерации.
Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения

Местное самоуправление в любом государстве служит средством осуществления трех основных целей: обеспечения децентрализации в государственном управлении, развития демократических начал в решении вопросов местного значения и повышения эффективности в ведении местных дел. Органы местного самоуправления в работе с населением используют разнообразные формы и методы.

Одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях или на части территории поселения населением непосредственно либо путем проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

Собрания граждан проводятся для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования.

Конференции граждан могут выполнять полномочия собрания граждан в порядке, предусмотренном Уставом муниципального образования, Уставом территориального общественного самоуправления и/или нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Публичные слушания и правотворческая инициатива граждан – это формы участия граждан в нормотворческом процессе и формировании муниципальной нормативной базы.

Опрос граждан может проводиться на всей территории или на части территории муниципального образования для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Отчеты органов местного самоуправления проводятся на собраниях, сходах, конференциях граждан, встречах в коллективах предприятий, учреждений и организаций, через работу органов самоуправления населения (ТОСы, уличкомы и др.).

Обязательность и регулярность проведения отчетов и информирования людей о деятельности органов местного самоуправления вытекает из подотчетности и ответственности представительных и исполнительно-распорядительных органов перед избирателями и населением.

Информирование населения о проделанной работе повышает имидж органов местного самоуправления, способствует формированию у жителей поселений уверенности в том, что местная власть проявляет заботу об укреплении материально-технической базы населенных пунктов, решении проблем социально-экономического развития муниципальных образований, направленных на повышение жизненного уровня людей.

Методы информирования населения о деятельности муниципального образования:

— Рассмотрение обращений граждан – жителей МО

— Встреча руководителей с населением, трудовыми коллективами и общественными организациями

— Ежемесячные “горячие линии»

— Ящик “Для предложений”, установленный в здании муниципального учреждения

— Привлечение средств массовой информации (Газета (местная),Использование радиоэфира, Использование местного кабельного телевидения)

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 48 ; Нарушение авторских прав

Взаимодействие органов местного самоуправления с населением

Основной целью проводимой в России административной реформы является формирование эффективной системы управления социальными процессами, как в масштабе всей страны, так и на уровне отдельных территорий. Приоритетная роль в этом процессе отводится местному самоуправлению как форме, при которой народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через своих представителей, делегируя им свое право принимать решения [2, 3, 5, 7, 9, 11]. В обозначенном ключе особую актуальность приобретают вопросы взаимодействия органов местного самоуправления с населением.

Как полагает Г.В. Осипов, субъектами процесса взаимодействия с представителями органов власти являются:

– граждане и соответствующие общественные организации. С ними в большинстве случаев взаимодействие не является регулярным, при этом инициатором такого взаимодействия чаще всего выступает гражданин, имеющий определенные проблемы и просьбы, с которыми он обращается в соответствующие органы власти;

– хозяйствующие субъекты (предприятия, организации). С ними чаще всего процесс взаимодействия характеризуется регулярностью, осуществляется согласно регламентированным протоколам с применением установленных форм документов [4].

В гл. 5 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. [10] перечислены и подробно изложены ключевые формы непосредственной реализации населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Законодательством определены следующие формы взаимодействия местного сообщества с муниципальной властью: местный референдум (ст. 22); муниципальные выборы (ст. 23); голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования (ст. 24); сход граждан (ст. 25); их правотворческая инициатива (ст. 26); территориальное общественное самоуправление (ст. 27); публичные слушания (ст. 28); собрание граждан (ст. 29); конференция граждан (собрание делегатов) (ст. 30); опрос граждан (ст. 31); их обращения в органы местного самоуправления (ст. 32); другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении, не противоречащие Конституции РФ, Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов РФ (ст. 33).

Очевидно, что чем больше частота прилегания отдельных лиц или их объединений к применению различных форм прямой демократии, тем эффективнее проходит процесс становления и развития местного самоуправления, тем более устойчивым становится местное население [12]. В рамках статьи авторы рассмотрят отдельные формы взаимодействия граждан и местной власти.

Отметим, что учеными предложены разные классификации таких форм. К примеру, Л.В. Терентьева выделяет в качестве ключевых такие формы взаимодействия местных властей и сообществ, как взаимное информирование о потребностях и проблемах местной власти и жителей сообществ; общественное участие в решении проблем и удовлетворении актуальных потребностей; социальное партнерство; делегирование полномочий» [4].

Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер кратко и четко сформулировали главные формы социального партнерства, отнеся к ним: взаимные переговоры (консультации) по аспектам регулирования трудовых и социальных отношений; коллективные переговоры по вопросам подготовки соответствующих договоров и также их заключению [1].

Рассмотрим некоторые формы взаимодействия населения с муниципальной властью.

Отметим, что согласно действующему законодательству местный референдум по вопросам местного значения является одной из ключевых форм народовластия, которая может быть применена в рамках муниципального образования. В ст. 7 вышеотмеченного Федерального закона указывается, что «принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления». При этом сами органы местного самоуправления «обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования» (ст. 8).

Таким образом, решение местного референдума обладает высшей юридической силой. Оно может быть обжаловано «в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти» (ст. 9).

Следует подчеркнуть, что местный референдум представляется дорогостоящей и достаточно сложной процедурой. Данным фактом можно обосновать то, что местные референдумы, как правило, проводятся достаточно редко. Чаще всего они организуются при решении особо важных для конкретного муниципального образования вопросов (к примеру, вопросов о реорганизации муниципального образования, принятии либо изменении его устава, изменении его границ и т.д.).

Следующая форма – это опрос граждан. Согласно ст. 31 ФЗ № 131 «Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер. …В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом». Опрос реализуется по инициативе: «представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования – по вопросам местного значения; органов государственной власти субъектов Российской Федерации – для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения». При этом решение о назначении опроса принимается соответствующим представительным органом муниципального образования [10].

Отметим, что, несмотря на практическую эффективность опроса, относительно незначительные затраты на проведение, данная форма выявления мнения граждан не обладает юридической силой. По отмеченной причине опросы могут проводиться значительно чаще, затрагивать широкий круг вопросов и проблем. Следует иметь в виду, что при опросе достаточно установить мнение не всех представителей местного сообщества, как, например, на референдуме, а только определенного количества людей, которые представляют различные прослойки местного населения (по различным признакам и критериям исходя из целей опроса).

В настоящее время активно применяются самые разнообразные формы анкет, как по структуре, так и по содержанию; технологии реализации как письменных, так и устных опросов и т.п. Полученные в ходе опросов результаты учитываются органами местного самоуправления в процессе принятия конкретных управленческих решений.

Обращения (и, соответственно, жалобы) граждан выступают своего рода регулятором деятельности местных органов власти [6]. Обращения и жалобы граждан представляют собой, по мнению авторов, очень важный политический институт, формирующий основополагающую структуру для принятия, а также контроля решений в рамках всей иерархической вертикали власти.

Еще одной формой взаимодействия между социумом и властью на муниципальном уровне представляются общественные приемные руководителей муниципальных образований.

Как правило, такие приемные применяют в своей деятельности следующие методы и формы работы:

1) тесное взаимодействие муниципальных органов с областными органами исполнительной власти (министерствами, комитетами, ведомствами, управлениями) в процессе решения проблем, которые находятся в компетенции областных структур;

2) налаживание постоянной связи с депутатами местных советов, с приёмными депутатов, чтобы совместными усилиями преодолевать бюрократические препоны при рассмотрении жизненно важных вопросов жителей муниципальных образований;

3) привлечение спонсоров (из числа общественных, коммерческих, государственных, областных структур) к разрешению различных проблем социального характера (например, для оказания материальной помощи детям-сиротам, малообеспеченным семьям и т.п.); и другие.

Еще одной формой взаимодействия представителей муниципальной власти и местного населения является осуществление регулярных встреч с жителями города. До недавнего времени такие встречи осуществлялись представителями органов власти, как правило, только перед выборами. На сегодняшний день, например, в г. Тюмени руководство городской администрации, управ, депутаты городской Думы осуществляют регулярные встречи с тюменцами в различных районах города, микрорайонах, на предприятиях и в организациях, обсуждая актуальные проблемы, связанные с социально-экономической сферой данного муниципального образования.

Одна из наиболее трудных задач взаимодействия органов местного самоуправления с избирателями осуществляется путем предварительного обсуждения каких-либо (предполагаемых) правовых актов, либо решений с привлечением СМИ, а также собрания граждан – представителей местного сообщества. В процессе таких собраний устанавливаются различные аргументы, позиции сторон, осуществляются публичные дебаты и дискуссии. Целью таких обсуждений является принятие на их основе более обоснованных и правильных решений.

Самые острые вопросы и проблемы, которые сложно, долго и неэффективно решаются властью, могут выступить причиной митингов, шествий и других акций со стороны местных граждан. К таким аспектам, например, могут относиться: невыплаты зарплат в бюджетных организациях в течение длительного периода времени, требования по повышению эффективности мер борьбы с преступностью на определенной территории и т.д. Поэтому их своевременное и эффективное решение приобретает особую значимость.

Одной из самых массовых форм участия граждан в процессе местного самоуправления является организация территориального общественного самоуправления (ТОС), под которой понимается самоорганизация людей по месту их проживания на определенной части территории муниципального образования. Целью такой самоорганизации выступает самостоятельная реализация гражданами собственных инициатив по различным аспектам местного значения.

В городах, в том числе и г. Тюмени, показательным примером инициативы граждан на осуществление самоорганизации по месту непосредственного их проживания является формирование товариществ собственников жилья (кондоминиумов). Отметим, что эта форма поддерживается властями различных уровней, быстро дает соответствующие позитивные результаты в виде ухоженных подъездов и дворовых территорий.

Структурно-функциональная модель взаимодействия органов местного самоуправления и населения

Тема 18. Взаимодействие органов местного самоуправления с населением, общественными организациями и немуниципальными хозяйствующими субъектами

Основные формы взаимодействия органов местного самоуправления с населением.

Пути привлечения местных сообществ и граждан к участию в муниципальном управлении.

Механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с некоммерческими организациями.

Взаимодействие органов местного самоуправления с немуниципальными хозяйствующими субъектами.

Основные формы взаимодействия органов местного самоуправления с населением

Взаимодействие органов местного самоуправления с населением направлено на создание условий участия жителей в выработке муниципальной политики путем создания механизмов участия населения в муниципальном управлении и информированности их о социально – экономическом положении муниципального образования. Создание механизмов взаимодействия органов местного самоуправления в большинстве муниципальных образований находится в стадии становления.

Так, по экспертным оценкам, потенциал участия населения в выработке и принятии общезначимых для муниципального образования решений и в контроле за деятельностью администрации и представительного органа составляет не более 5%. Интерес к формированию органов представительной власти проявляет в настоящее время не более четверти избирателей.

Вовлечения населения в процесс разработки и реализации мероприятий по развитию муниципального образования связан с определенными проблемами и трудностями. Среди важнейших причин, ограничивающих участия населения в формировании и реализации мероприятий муниципальной политики, следующее:

— низкий уровень гражданского создания и готовность жителей участвовать в разработке и реализации муниципальной политики;

— неготовность органов местной власти к взаимодействию с населением и отсутствие четких процедур согласования решений с населением по ключевым проблемам развития муниципального образования;

— несформированность нормативно – правовой базы по участию населения в принятии и реализации муниципальной политики, неясность в разделении сфер компетенции органов местного самоуправления и структур гражданского общества.

В настоящее время органы местного самоуправления в недостаточной степени информируют население о принятых решениях, что негативно влияет на вовлечения граждан в процесс разработки и реализации муниципальной политики. Однако в условиях самоуправления население должно не только информировано о деятельности муниципальной власти, но и иметь возможность выражать свое мнение по поводу этой деятельности. Это мнение может выражаться путем опросов, писем и обращений граждан, публикаций в средствах массовой информации. Тем самым обеспечивается обратная связь населения и местной власти (рис. 18.1) 1 . Важным индикатором мнения населения о деятельности органов местного самоуправления являются итоги муниципальных выборов.

Информация о деятельности органов

Органы местного самоуправления

Правовые акты

Результаты деятельности

органов МСУ

Обратная связь

Мнения, отношения, интересы, критика

Рис. 18.1. Схема взаимосвязей органов местного самоуправления с населением

Каналы информирования населения о политике и практической деятельности муниципальной власти разнообразны. Основные из них — личные встречи руководителей с населением, информационные стенды, справочно — информационные материалы, «горячие линии», справочно-информационная служба, средства массовой информации, библиотеки и т. п.).

Личные встречи главы муниципального образования, депутатов, руководителей органов и должностных лиц местного самоуправления с жителями служат одной из важнейших форм информирования населения. Они должны проводиться регулярно, по утвержденному графику. Достоинство этой формы в том, что жители могут на месте задавать интересующие их вопросы и получать ответы.

Справочно-информационные материалы могут выпускаться в муниципальном образовании в виде листков, размещаемых на информационных стендах, а также опускаемых в почтовые ящики. Информационные стенды могут быть пограничные (на въездных магистралях), уличные, размещаемые внутри помещений местной администрации, а также в местах приема населения.

Главы и другие должностные лица муниципальных образований могут проводить тематические «горячие линии» с населением, обычно по телефону. Такая форма общения позволяет жителям не только получать оперативную информацию из первых рук, но и помогает руководителям местной администрации лучше узнавать о нуждах и проблемах населения, состоянии дел на местах, снимать напряженность в решении отдельных вопросов.

Отдельные вопросы решаются с помощью справочно – информационной службы, куда приходят или звонят граждане.

Среди всех форм информирования населения особо выделяются печатные, радио и телевизионные средства массовой информации, а также Интернет. СМИ больше, чем другие источники, способны доносить достоверную информацию до населения. Особенно важно развитие местных каналов вещания, издание муниципальных газет.

Для организации эффективного взаимодействия со СМИ в муниципальных органах могут создаваться специальные подразделения: пресс – центр, центр общественных связей, может быть введена должность пресс – секретаря. Эти структуры обеспечивают взаимодействие со СМИ на постоянной основе, снабжают их информацией о деятельности органов местного самоуправления, проводят аккредитацию представителей СМИ, организуют проведение круглых столов, брифингов и пресс – конференций, осуществляют консультирование и подготовку важнейших выступлений первых лиц муниципального образования и т.п.

Большими возможностями в информировании населения о деятельности органов местного самоуправления обладают муниципальные библиотеки. Сотрудники библиотек должны изучать информационные потребности местного сообщества, доводить информацию о деятельности органов местного самоуправления до жителей.

Одной из форм информирования населения могут стоять информационно – аналитические службы, методические кабинеты, создаваемые при местных администрациях. В них должны находиться нормативные правовые акты по вопросам местного самоуправления, пакет типовых документов для организации органов ТОС, информационная литература.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Читайте также:

  1. A) совокупность клеток, образующих в таблице область прямоугольной формы
  2. Cоциологический анализ электорального процесса: проблемы и методы исследования, сферы применения результатов
  3. D) органы местного самоуправления.
  4. I. Невербальные методы оценки.
  5. I. Порядок заполнения формы разрешения на строительство
  6. II.Селим Ш.Реформы в Османской империи
  7. II.Селим Ш.Реформы в Османской империи
  8. L- формы.
  9. SCADA-система. ОРС. Организация взаимодействия с контроллерами.
  10. X. Топографическая анатомия и оперативная хирургия органов брюшной полости