Российское гражданство: проблемы получения

Проблемы с российским гражданством

Краткое содержание

  • Как получить гражданство РФ моей племяннице, живущей у меня? Проблемы с работой.
  • Муж получил гражданство РФ, возникли проблемы с пропиской, что делать?
  • Можно ли с российским гражданством
  • Проблемы гражданства российской федерации
  • Российское гражданство с чего начать
  • Работа с российским гражданством
  • Проблема с получением гражданства

Вопросы

1. Как получить гражданство РФ моей племяннице, живущей у меня? Проблемы с работой.

1.1. Здравствуйте, Владимир Яковлевич! По данному вопросу Вашей племяннице необходимо обратиться в органы УМВД по вопросам миграции, возможно у нее есть основания для получения гражданства в упрощенном порядке, также она может обратиться с документами на консультацию к юристу.
С уважением, ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА «ЗАКОН».

1.2. Добрый день, Владимир Яковлевич! Ваша племянница находится на территории РФ легально? Проблему с работой необходимо решать, если у нее рабочая виза. Обычный порядок — РВП, ВНЖ, гражданство.

2. Муж получил гражданство РФ, возникли проблемы с пропиской, что делать?

2.1. Инна, Вы слишком размыто задаете вопрос.Юристы не могут отгадывать.
Очевидно что проблемы нужно решать, но ведь Вы даже не указываете суть проблемы с регистрацией.В чем она заключается?

3. Если гражданка армении родит в рф будут ли проблемы с получением свидетельства о рождении ребенка и как получить ребенку гражданство рф.

3.1. С получением свидетельства о рождении проблем не будет. Гражданство РФ автоматически можно получить, если один из родителей является гражданином РФ. Если нет, то на общих основаниях.

4. Такой вопрос, могу ли я стать ген директором ООО» » , если я имею временную прописку (регистрацию) , дело в том что я пока бегаю от военкоматов мне 26 лет, сам я получил гражданство РФ недавно служил в другой стране но по закону Россия не имеет соглашения с этой страной по этому и приходится идти на такие действия, даже есдли и поставят в должности ген. директора будут ли потом проблемы с военкоматом (будут достовать или нет) спасибо заранее!

4.1. Стать Гендиректором с временной пропиской Вы вправе. Военкомат не сможет узнать эту информацию от ИФНС. Однако, открыть счет в Банке с таким Гендиром будет проблематично. Но это уже совсем другая история.

5. Планирую положить в банк деньги под проценты в РФ. но уезжаю жить в Украину, буду менять гражданство. Какие проблемы с банком потом могут возникнуть?

5.1. Данный вопрос уточните у сотрудников банка.

6. Получила гражданство РФ и после выехала в страну прежнего проживания не показывая российский паспорт, так как там была ещё действующая виза. Сейчас хочу приехать в Россию. У меня два вопроса. С каким паспортом выезжать из этой страны в Россию и будут ли у меня проблемы на таможне из-за отсутствия штампа в российском паспорте?

6.1. Здравствуйте!
Проблем не будет.

7. Получил гражданство РФ, нужно поменять в/у они у меня узбекские, карточка водителя сссрская 86 года, какие проблемы с заменой?

7.1. Да, обязательно, т.к. Вы уже являетесь гражданином России.

8. Я х Я хочу получить паспорт Российской Федерации но есть У меня небольшая проблема Я не выезжал уже больше пяти лет с Российской Федерации как мне удобно получить гражданство.

8.1. Гражданин какой страны вы? И имеется у вас РВП или ВнЖ?

9. Я гражданка Казахстана выхожу замуж за гражданина России в сентябре и беру его фамилию, документы на гражданство я подала, результат о присвоении гражданства должен быть в ноябре. Скажите пожалуйста я все равно должна менять фамилию в Казахстанском паспорте или можно дождаться получение Российского? И не будут ли проблемы с получением гражданства РФ?

9.1. Здравствуйте,
По правилам после получения в ЗАГСе свидетельства о регистрации брака — заменить имеющийся внутренний паспорт необходимо в течение 1 месяца. На тот момент Российского у Вас еще не будет, поэтому придется менять Казахский.

Недосягаемый паспорт: почему соотечественникам за рубежом сложно получить российское гражданство

RT опубликовал серию материалов о соотечественниках, которые вернулись в Россию и пытаются получить гражданство. Эти истории наглядно демонстрируют, с какими проблемами сталкиваются люди при оформлении необходимых документов и как на этот процесс влияет человеческий фактор и сложность бюрократических процедур.

Например, Андрей Миронов, русский по национальности, но родившийся в Узбекистане, подал заявление на получение гражданства по программе «Признание носителем русского языка». Носителем его признали, однако из-за бюрократических проволочек он не может собрать необходимый пакет документов. Сейчас у него заканчивается временная регистрация. Если Андрей не успеет подать документы до окончания действия миграционной карты, то он уже не сможет прибегнуть к помощи программы, поскольку ею можно воспользоваться всего один раз.

22-летний Максим Мосунов получил паспорт гражданина РФ ещё подростком, когда переехал из Казахстана в Россию, к родному отцу. Однако через четыре года выяснилось, что из-за ошибки УФМС выданный паспорт не был зарегистрирован, а по номеру его заявки россиянином стал выходец из Закавказья. В итоге Мосунов стал человеком без гражданства. Впрочем, после выхода на сайте RT материала о сложившейся ситуации Мосунов сообщил, что ему одобрили получение вида на жительство.

Пережившая блокаду Ленинграда и артиллерийские обстрелы в Донецке Клавдия Мальцева была вынуждена доказывать своё право на российское гражданство в течение года.

Специалисты миграционной службы отправили 82-летнюю женщину получать паспорт в порядке общей очереди несмотря на то, что она родилась в Ленинграде и является ветераном Великой Отечественной войны. В итоге пенсионерке пришлось несколько раз ездить в миграционный центр столицы, расположенный в Новой Москве, в 50 км от МКАД.

И только после того, как ситуацию взяла на личный контроль начальник Главного управления по вопросам миграции МВД России генерал-майор полиции Ольга Кириллова, заявление Мальцевой приняли на рассмотрение в льготном статусе.

86-летняя уроженка Иркутской области Елена Азимова 30 лет проработала в СССР военным медиком, а в 1983 году переехала в Молдавию. Полтора года назад она возвратилась в Россию. Но получить гражданство по упрощённой форме женщина не смогла. В ФМС без объяснения причин ей предложили подождать оформления паспорта пять лет. И эти случаи — далеко не единственные.

  • Елена Азимова
  • © Фото из личного архива
«Одни разговоры и очень мало дел»

По мнению первого заместителя председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константина Затулина, проблемы с получением гражданства возникают из-за подмены понятий.

«У нас утвердилась ошибочная практика. Мы говорим о желании поддержать соотечественников, а на самом деле рассматриваем их исключительно как трудовой ресурс. Даже в рамках госпрограммы по переселению. Существует разница между идеей репатриации, то есть возвращения на родину, и миграцией по трудовым причинам», — считает Затулин.

Депутат вносил в Госдуму три законопроекта, касающихся наших соотечественников, которые находятся на территории РФ без российского гражданства, но ни одна из предложенных инициатив не была одобрена.

Затулин отмечает, что зачастую люди сталкиваются с трудностями из-за требования отказаться от гражданства другой страны, прежде чем подавать документы на получение паспорта РФ.

«Вроде бы должна быть система, которая всё это в щадящем режиме организовывает (процесс оформления гражданства для соотечественников, которые хотят вернуться в Россию. — RT), но подобная система так и не сложилась, — комментирует Затулин. — Чтобы представить подтверждение о выходе из гражданства, например, Украины, до прошлого года требовалось предоставить справку от самой Украины о том, что человек вышел из гражданства. Естественно, сама Украина таких справок не выдавала».

Читать еще:  Медицинская автотехническая экспертиза

Эксперт считает, что требование выхода из гражданства противоречит обязательствам, которые прописаны в законе «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом» 1999 года.

«Мы им всем обещали упрощённое гражданство: и тем, кто собирается вернуться в Россию, и тем, кто живёт за её пределами, — комментирует Затулин. — Почему бы всем этим людям не быть ещё и гражданами России, если они этого хотят? Разработчики прошлого закона о гражданстве требуют обязательного выхода из гражданства страны проживания. В результате мы не можем толком паспортизировать нашу диаспору за пределами РФ — надо, чтобы они сюда приехали. А когда они сюда приезжают, вступают в силу другие правила: их заставляют ждать, обивать пороги и выполнять массу невыполнимых условий. Поэтому у нас, к сожалению, одни разговоры и очень мало дел».

94% приезжих — люди трудоспособного возраста

Председатель комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Леонид Калашников также считает, что процесс получения российского гражданства станет существенно проще, если не будет необходимости отказываться от гражданства другого государства. По его словам, ряд чиновников выступают против этого шага, поскольку опасаются, что такое решение спровоцирует неконтролируемый поток желающих получить российской паспорт.

  • Работа многофункционального миграционного центра
  • © Агентство городских новостей «Москва»

«Мне кажется, что это несущественное основание для отказа — считать, что понаедут за пенсией и за деньгами. К примеру, Израиль принимает всех: и пенсионеров, и ветеранов. Но наши эксперты говорят, что 94% приезжих — это люди трудоспособного возраста, которые поднимут демографию, трудовой резерв и экономику», — отмечает Калашников.

На недавнем заседании Совета по правам человека, который был посвящён проблемам миграционного законодательства, участники отметили большое число отказов на участие в госпрограмме по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом.

Причём сотрудники миграционных центров, по мнению правозащитников, зачастую отказывают заявителям по непредусмотренным законом основаниям (стаж работы, профессия, возраст и др.). Отсутствует прозрачность в работе комиссий, из-за чего принимаемые решения носят субъективный характер.

В миграционных центрах, по мнению экспертов, не хватает сотрудников, образуются большие очереди, и поэтому участники госпрограммы не успевают оформить документы в срок.

Для решения существующих проблем члены СПЧ предлагают, в частности, амнистировать бывших граждан СССР и их потомков, проживавших в России в течение пяти лет и ставших «нелегалами поневоле», выдав им вид на жительство и право на получение гражданства. Члены совета также рекомендуют разработать процедуру дистанционной подачи документов для участия в госпрограмме.

Предложения МВД

Председатель комиссии по нормативно-правовым инициативам совета по делам национальностей при правительстве Москвы Юрий Московский считает, что нехватка сотрудников в миграционных службах провоцирует появление так называемых боковушек, в которых предлагают за определённую сумму оформить гражданство в ускоренном порядке. При этом, по мнению Московского, интерес в появлении таких контор сосредоточен в низовом бюрократического аппарате.

«По факту получается так, что они получают незаконные источники доходов… В принципе, это можно исправить за пару месяцев. Поставить перед юристами чёткую и понятную задачу максимально упростить приём людей в российское гражданство», — уверен Московский.

Эксперты также отмечают, что в законодательстве отсутствует правовой акт об основном документе, удостоверяющем личность лица без гражданства, в связи с чем бывшие граждане СССР и их потомки не могут получить в России медицинское и социальное обеспечение, а также возможность трудоустройства.

В пресс-центре МВД RT рассказали, что ведомство вносит необходимые изменения в миграционное законодательство для упрощения порядка получения гражданства русскими людьми. В частности, по словам представителей Главного управления по вопросам миграции (ГУМВ), в 2017 году в закон «О гражданстве» внесены изменения, упрощающие процедуру для граждан Украины, являющихся носителями русского языка.

«В настоящее время МВД России подготовлен проект федерального закона, упрощающий процедуру приобретения гражданства Российской Федерации участниками государственной программы, носителями русского языка, а также выпускниками вузов, с отличием закончивших наши учебные заведения», — заявили в ведомстве.

МВД выступило с предложением освободить от обязательной сдачи экзамена по русскому языку при получении российского гражданства граждан Украины и Белоруссии. В рамках упрощённой процедуры также смогут получить гражданство иностранные студенты, с отличием окончившие российские вузы и пожелавшие остаться на территории страны. Кроме того, МВД готовит к внесению в Госдуму законопроект, который позволит соотечественникам при переселении в РФ вместо регистрации вставать на учёт в органах внутренних дел по месту съёма жилья.

Согласно официальной статистике МВД, за январь — апрель 2018 года российское гражданство получили 82 027 человек, при этом в страну прибыли и были поставлены на учёт 32 479 соотечественников и членов их семей. В прошлом году эти цифры составили 77 908 и 35 776 человек соответственно.

Недосягаемый паспорт: почему соотечественникам за рубежом сложно получить российское гражданство

Бюрократия и право

Российские соотечественники, которые живут за рубежом и хотят вернуться на родину, нередко сталкиваются с серьёзными проблемами, несмотря на существование специальных программ. Из-за бюрократических проволочек люди не могут вовремя подать необходимые документы, иногда теряя при этом право на упрощённый процесс получения паспорта. Эксперты рассказали RT, что главное препятствие, с которым сталкиваются желающие вернуться в Россию, — это необходимость отказаться от гражданства другой страны.

  • © Агентство городских новостей «Москва»

RT опубликовал серию материалов о соотечественниках, которые вернулись в Россию и пытаются получить гражданство. Эти истории наглядно демонстрируют, с какими проблемами сталкиваются люди при оформлении необходимых документов и как на этот процесс влияет человеческий фактор и сложность бюрократических процедур.

Например, Андрей Миронов, русский по национальности, но родившийся в Узбекистане, подал заявление на получение гражданства по программе «Признание носителем русского языка». Носителем его признали, однако из-за бюрократических проволочек он не может собрать необходимый пакет документов. Сейчас у него заканчивается временная регистрация. Если Андрей не успеет подать документы до окончания действия миграционной карты, то он уже не сможет прибегнуть к помощи программы, поскольку ею можно воспользоваться всего один раз.

22-летний Максим Мосунов получил паспорт гражданина РФ ещё подростком, когда переехал из Казахстана в Россию, к родному отцу. Однако через четыре года выяснилось, что из-за ошибки УФМС выданный паспорт не был зарегистрирован, а по номеру его заявки россиянином стал выходец из Закавказья. В итоге Мосунов стал человеком без гражданства. Впрочем, после выхода на сайте RT материала о сложившейся ситуации Мосунов сообщил, что ему одобрили получение вида на жительство.

Пережившая блокаду Ленинграда и артиллерийские обстрелы в Донецке Клавдия Мальцева была вынуждена доказывать своё право на российское гражданство в течение года.

Специалисты миграционной службы отправили 82-летнюю женщину получать паспорт в порядке общей очереди несмотря на то, что она родилась в Ленинграде и является ветераном Великой Отечественной войны. В итоге пенсионерке пришлось несколько раз ездить в миграционный центр столицы, расположенный в Новой Москве, в 50 км от МКАД.

И только после того, как ситуацию взяла на личный контроль начальник Главного управления по вопросам миграции МВД России генерал-майор полиции Ольга Кириллова, заявление Мальцевой приняли на рассмотрение в льготном статусе.

Читать еще:  Как СО НКО сэкономить на аренде помещения

86-летняя уроженка Иркутской области Елена Азимова 30 лет проработала в СССР военным медиком, а в 1983 году переехала в Молдавию. Полтора года назад она возвратилась в Россию. Но получить гражданство по упрощённой форме женщина не смогла. В ФМС без объяснения причин ей предложили подождать оформления паспорта пять лет. И эти случаи — далеко не единственные.

  • Елена Азимова
  • © Фото из личного архива

«Одни разговоры и очень мало дел»

По мнению первого заместителя председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константина Затулина, проблемы с получением гражданства возникают из-за подмены понятий.

«У нас утвердилась ошибочная практика. Мы говорим о желании поддержать соотечественников, а на самом деле рассматриваем их исключительно как трудовой ресурс. Даже в рамках госпрограммы по переселению. Существует разница между идеей репатриации, то есть возвращения на родину, и миграцией по трудовым причинам», — считает Затулин.

Депутат вносил в Госдуму три законопроекта, касающихся наших соотечественников, которые находятся на территории РФ без российского гражданства, но ни одна из предложенных инициатив не была одобрена.

Затулин отмечает, что зачастую люди сталкиваются с трудностями из-за требования отказаться от гражданства другой страны, прежде чем подавать документы на получение паспорта РФ.

«Вроде бы должна быть система, которая всё это в щадящем режиме организовывает (процесс оформления гражданства для соотечественников, которые хотят вернуться в Россию. — RT), но подобная система так и не сложилась, — комментирует Затулин. — Чтобы представить подтверждение о выходе из гражданства, например, Украины, до прошлого года требовалось предоставить справку от самой Украины о том, что человек вышел из гражданства. Естественно, сама Украина таких справок не выдавала».

Эксперт считает, что требование выхода из гражданства противоречит обязательствам, которые прописаны в законе «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом» 1999 года.

«Мы им всем обещали упрощённое гражданство: и тем, кто собирается вернуться в Россию, и тем, кто живёт за её пределами, — комментирует Затулин. — Почему бы всем этим людям не быть ещё и гражданами России, если они этого хотят? Разработчики прошлого закона о гражданстве требуют обязательного выхода из гражданства страны проживания. В результате мы не можем толком паспортизировать нашу диаспору за пределами РФ — надо, чтобы они сюда приехали. А когда они сюда приезжают, вступают в силу другие правила: их заставляют ждать, обивать пороги и выполнять массу невыполнимых условий. Поэтому у нас, к сожалению, одни разговоры и очень мало дел».

94% приезжих — люди трудоспособного возраста

Председатель комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Леонид Калашников также считает, что процесс получения российского гражданства станет существенно проще, если не будет необходимости отказываться от гражданства другого государства. По его словам, ряд чиновников выступают против этого шага, поскольку опасаются, что такое решение спровоцирует неконтролируемый поток желающих получить российской паспорт.

  • Работа многофункционального миграционного центра
  • © Агентство городских новостей «Москва»

«Мне кажется, что это несущественное основание для отказа — считать, что понаедут за пенсией и за деньгами. К примеру, Израиль принимает всех: и пенсионеров, и ветеранов. Но наши эксперты говорят, что 94% приезжих — это люди трудоспособного возраста, которые поднимут демографию, трудовой резерв и экономику», — отмечает Калашников.

На недавнем заседании Совета по правам человека, который был посвящён проблемам миграционного законодательства, участники отметили большое число отказов на участие в госпрограмме по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом.

Причём сотрудники миграционных центров, по мнению правозащитников, зачастую отказывают заявителям по непредусмотренным законом основаниям (стаж работы, профессия, возраст и др.). Отсутствует прозрачность в работе комиссий, из-за чего принимаемые решения носят субъективный характер.

В миграционных центрах, по мнению экспертов, не хватает сотрудников, образуются большие очереди, и поэтому участники госпрограммы не успевают оформить документы в срок.

Для решения существующих проблем члены СПЧ предлагают, в частности, амнистировать бывших граждан СССР и их потомков, проживавших в России в течение пяти лет и ставших «нелегалами поневоле», выдав им вид на жительство и право на получение гражданства. Члены совета также рекомендуют разработать процедуру дистанционной подачи документов для участия в госпрограмме.

Предложения МВД

Председатель комиссии по нормативно-правовым инициативам совета по делам национальностей при правительстве Москвы Юрий Московский считает, что нехватка сотрудников в миграционных службах провоцирует появление так называемых боковушек, в которых предлагают за определённую сумму оформить гражданство в ускоренном порядке. При этом, по мнению Московского, интерес в появлении таких контор сосредоточен в низовом бюрократического аппарате.

«По факту получается так, что они получают незаконные источники доходов. В принципе, это можно исправить за пару месяцев. Поставить перед юристами чёткую и понятную задачу максимально упростить приём людей в российское гражданство», — уверен Московский.

Эксперты также отмечают, что в законодательстве отсутствует правовой акт об основном документе, удостоверяющем личность лица без гражданства, в связи с чем бывшие граждане СССР и их потомки не могут получить в России медицинское и социальное обеспечение, а также возможность трудоустройства.

В пресс-центре МВД RT рассказали, что ведомство вносит необходимые изменения в миграционное законодательство для упрощения порядка получения гражданства русскими людьми. В частности, по словам представителей Главного управления по вопросам миграции (ГУМВ), в 2017 году в закон «О гражданстве» внесены изменения, упрощающие процедуру для граждан Украины, являющихся носителями русского языка.

«В настоящее время МВД России подготовлен проект федерального закона, упрощающий процедуру приобретения гражданства Российской Федерации участниками государственной программы, носителями русского языка, а также выпускниками вузов, с отличием закончивших наши учебные заведения», — заявили в ведомстве.

МВД выступило с предложением освободить от обязательной сдачи экзамена по русскому языку при получении российского гражданства граждан Украины и Белоруссии. В рамках упрощённой процедуры также смогут получить гражданство иностранные студенты, с отличием окончившие российские вузы и пожелавшие остаться на территории страны. Кроме того, МВД готовит к внесению в Госдуму законопроект, который позволит соотечественникам при переселении в РФ вместо регистрации вставать на учёт в органах внутренних дел по месту съёма жилья.

Согласно официальной статистике МВД, за январь — апрель 2018 года российское гражданство получили 82 027 человек, при этом в страну прибыли и были поставлены на учёт 32 479 соотечественников и членов их семей. В прошлом году эти цифры составили 77 908 и 35 776 человек соответственно.

Актуальные проблемы, возникающие в сфере получения российского гражданства

В настоящее время одной из актуальных проблем, возникающих при приобретении гражданства, является требование, предъявляемое к лицу, желающему приобрести российское гражданство, связанное с наличием законного источника средств к существованию. Указанное требование закреплено в п. «в» ч. 1 ст. 13 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года. Однако это требование в законе не раскрыто, не установлен размер законного источника средств к существованию.

Читать еще:  Как я переводил квартиру в нежилое помещение

Более того, в положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства содержится лишь перечень документов, которые могут подтвердить наличие законного источника средств к существованию. В частности, к таким документам относятся: справка о доходах физического лица, декларация по налогам на доходы физических лиц с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособия, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, либо иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности Указ Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 (ред. от 28.12.2013) «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» // «Российская газета», N 219, 19.11.2002.

(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014).

Следовательно, существует большое количество документов, которые могут подтвердить наличие законного источника средств к существованию, но нет конкретного механизма, который позволил бы определить размер источника. Также полагается, что не все документы, перечисленные в данном Положении, могут подтвердить законный источник средств к существованию, например, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета. Ведь денежные средства на счету претендента на российское гражданство могли быть получены путем противоправных действий, а наличие вклада в кредитном учреждении не подтверждает законный характер получения этих средств.

В науке предлагаются различные способы для определения размера законного источника средств к существованию.

В частности, Я.Л. Ванюшин, считает, что ориентиром для определения размера законного источника средств к существованию может служить размер минимального прожиточного уровня или иной социально-экономический показатель. При этом он считает вполне уместным ввести требование не о разовом, а о продолжительном характере источника средств Ванюшин Я.Л. Конституционное право на гражданство и роль Федеральной миграционной службы в его реализации: Дисс. . канд. юрид. наук. Челябинск, — 2006. — С. 88-89. . Но также есть противоположная точка зрения, которая гласит, что, даже установив конкретный размер источника, необходимо будет каким-то образом проверять законность источника, что, несомненно, приведет к сложностям в получении российского гражданства.

Более правильно, по мнению В.В. Данилкина, изложить п. «в» ч.1 ст. 13 ФЗ «О гражданстве РФ» в следующей редакции:

«в) имеют работу на территории Российской Федерации».

Поскольку лицо, которое имеет работу, имеет законный источник средств к существованию, ему достаточно предъявить справку с места работы с указанием размера дохода.

В науке и практике реализации ФЗ «О гражданстве РФ» возникает вопрос, связанный с понятием «высокие достижения в области науки, техники и культуры», поскольку наличие таких достижений позволяют лицу, претендующему на получение российского гражданства, сократить срок проживания до одного года. Но данное понятие не раскрыто не только в Законе, но и в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства, где установлена только процедура оформления документов.

В связи с этим, по мнению, В.В. Данилкина, необходимо внести изменения в рассматриваемый Федеральный закон для обоснования данного понятия. При этом вопросы определения высоких достижений в области науки, техники и культуры следует отнести к государственным органам, имеющим соответствующие полномочия в сфере науки, техники и культуры, поскольку они более профессионально смогут определить, что является высоким достижением в названных областях.

Данные органы власти должны разработать инструкцию, которая позволяла бы конкретно определить, что является высоким достижением в области науки, техники и культуры.

В связи с этим п. «а» ч. 2 ст. 13 ФЗ «О гражданстве РФ» необходмо изложить в следующей редакции:

«а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры, признанных таковыми государственными органами, полномочными в сфере науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации».

В части 3 ст. 13 анализируемого Федерального закона содержится норма, согласно которой лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных ч. 1 ст. 13. В этом случае возникает вопрос в связи с неопределенностью термина «особые заслуги».

Согласно Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства под особыми заслугами понимается выдающиеся достижения в области науки, техники, производства, культуры, спорта, значительный вклад в развитие общества и экономики, обеспечение обороноспособности и безопасности Российской Федерации и другие заслуги, способствовавшие повышение международного престижа России. Указ Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 (ред. от 28.12.2013) «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» // «Российская газета», N 219, 19.11.2002.

(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) Данное Положение, как видим, тоже не проясняет ситуацию.

С учетом вышесказанного указанную норму целесообразно изложить в следующей редакции:

«Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи. Под особыми заслугами понимается:

  • · Внесение инвестиций в экономику Российской Федерации, которые способствовали сохранению рабочих мест либо привели к созданию новых рабочих мест;
  • · Возможность и желание лица выступать за сборную России по какому-либо виду спорта в результате обладания лицом профессиональными способностями в спорте;
  • · Предоставление информации для Российской Федерации, которая способствовала укреплению ее обороноспособности и безопасности».

Внесение указанных изменений обусловит привлечение в Российскую Федерацию экономически состоятельных людей либо людей, которые могут быть успешными в спорте или обладают определенными знаниями, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию страны.

Наряду с приемом в гражданство в общем порядке, существует прием в гражданство в упрощенном виде, который позволяет некоторым категориям лиц приобрести гражданство Российской Федерации без соблюдения определенных требований, предъявляющихся к лицам, желающим получить гражданство в общем порядке.

В пункте «в» ч. 1 ст. 14 ФЗ «О гражданстве РФ» закреплена норма, позволяющая лицам, которые являются гражданами государств, входивших в состав СССР и получивших среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 г., получить российское гражданство без соблюдения сроков проживания.

Приведенное положение также вызывает определенные нарекания, поскольку нарушает права лиц, получивших образование до 1 июля 2002 года.

При этом можно согласиться с И.С. Дальдиновой, которая считает, что данное положение противоречит принципу равенства прав и свобод человека и гражданина, закрепленному в ст. 19 Конституции РФ Дальдинова И.С. Конституционно-правовое основание приобретения гражданства Российской Федерации: Дисс. . канд. юрид. наук. Ставрополь, 2005. С. 126..

Было бы логично лиц, получивших такое образование, освободить от требования, связанного с подтверждением знания русского языка, поскольку нет сомнений в том, что за время обучения они им овладели.

В заключение можно отметить, что устранение указанных проблем законодательства о гражданстве внесет определенный вклад в дело конкретизации правовых норм, а это в свою очередь будет способствовать реализации права на гражданство Данилкин В.В. Актуальные проблемы, возникающие в сфере получения Российского гражданства // Закон и право. — 2009. — №5. — С. 19-20..

Ссылка на основную публикацию