Предпосылки правомерного поведения — Гипермаркет знаний

Предпосылки правомерного поведения. § 29.

Правовое сознание (или правосознание) – это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике.

Правосознание предполагает, с одной стороны, знание права, представление о том, какими должны быть хорошие, справедливые, необходимые законы, на каких принципах, идеях они должны строиться; с другой стороны, одобрение или неодобрение вновь принятых законов, конкретных проектов нормативных актов и т.п.

В зависимости от уровня знаний правосознание подразделяется на обыденное, профессиональное и научное.

Правовые знания на уровне обыденного правосознания ограничены личным опытом и житейскими представлениями. Такие знания имеют фрагментарный, часто поверхностный характер. Профессиональное правосознание включает в себя специальные юридические знания, которые проявляются в умении грамотно применять правовые нормы и качественно выполнять ту или иную работу в сфере права. Содержание научного правосознания составляют глубокие правовые обобщения, правовые идеи и теории.

Правовая идеология – это отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения определенной системы ценностей. Очевидно, что в правовых идеях воплощены общечеловеческие личностные ценности: жизнь, честь, достоинство, свобода личности, ее правовая безопасность и социальная защищенность, а также ценности публичного характера: демократия, законность, правопорядок, политический и идеологический плюрализм и т.д.

Правовая психология – это чувства, эмоции, в которых выражается отношение к праву и законам. Они складываются на основе оценок права.

Поведенческий элемент правосознания проявляется в правовых установках. Правовая установка – это определенное психологическое состояние человека, сформированное условиями его жизни, воспитанием, в том числе и правовым, основанное на принятии ценностей, закрепленных правом. Правовая установка – это психологическая готовность личности к соблюдению нормы права.

Правосознание может выступать в виде правосознания индивидуального (личное отношение человека к праву), группового (отношение к праву различных социальных групп, государственных служащих, должностных лиц, молодежи, крестьян и т.п.), общественного (правосознание всего общества).

Правовая культура – это часть общей культуры, различают правовую культуру личности и правовую культуру общества.

Правовая культура личности – это, прежде всего, уровень знания права каждым из нас, уважительное отношение к праву. Она включает в себя правовые знания, представления и убеждения, позволяющие отличить верное и допустимое поведение от неверного и недопустимого.

Правовая культура общества – это достигнутый уровень развития правосознания и правовой активности общества. Она проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности государственных органов и должностных лиц.

Современная правовая культура – это правовая культура гражданского общества и правового государства, где высшей ценностью признают права и свободы человека, соблюдают и защищают их. И сам человек осознает свои права и свободы, пути их правовой защиты, уважает права и свободы других людей.

Функции правовой культуры:

Познавательная функция правовой культуры заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение нормального существования общества и создание устойчивого правопорядка.

Нормативно-ценностная функция правовой культуры состоит в том, что, совершая определенные поступки, человек сопоставляет их с образцами поведения.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает взаимодействие людей.

Прогностическая функция правовой культуры охватывает основные направления правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.

Черты современной правовой культуры:

определяющее значение прав и свобод человека и гражданина в правовой организации общества;

утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону и правопорядку;

правовую активность граждан в осуществлении своих прав;

активную законотворческую, правозащитную и правоприменительную деятельность всех звеньев государства.

Антиподом правовой культуры служит так называемый правовой нигилизм (от лат. nihil – ничто, ничего). Для него характерны недооценка роли права или даже его отрицательная оценка, неуважение к праву, пренебрежительное к нему отношение.

В современной юридической науке под правомерным поведением понимают поведение, соответствующее правовым нормам, не нарушающее их.

Виды правомерного поведения:

Социально активное – высшая форма правомерного поведения, соответствующая высокому уровню правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности.

Конформистское поведение основано на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания, без высокой правовой активности.

Маргинальное правомерное поведение тоже соответствует правовым предписаниям, но находится под воздействием государственного принуждения, продиктовано страхом перед наказанием.

§ 21. Предпосылки правомерного поведения

Что заставляет человека действовать в соответствии с нормами права? Какие правовые знания нам нужны? Кого можно назвать правокультурным человеком?

Во все времена общество стремилось создать образцы поведения, которые не противоречили бы нормам права и общественной пользе. Но почти всегда оно сталкивалось с проблемой: как воплотить эти образцы в реальную жизнь, сделать их нормой для данного общества? Выясним, что необходимо для того, чтобы поведение каждого из нас можно было назвать правомерным.

Правосознание

Правовое сознание (или правосознание) — это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике.

Правоведы считают, что каждая личность должна быть свободной в строгих рамках права и иметь возможность самостоятельно осуществлять свой выбор поведения. Каждый человек обладает правосознанием.

Правосознание предполагает, с одной стороны, знание права, представление о том, какими должны быть хорошие, справедливые, необходимые законы, на каких принципах, идеях они должны строиться. С другой стороны, одобрение или неодобрение вновь принятых законов, конкретных проектов нормативных актов и т.п. Так, законодательство о ветеранах вызывает положительное отношение тех, у кого за плечами большой и трудный жизненный путь. Установленные в законе льготы и гарантии воспринимаются как забота о тех, кто так много сделал для Отечества, но уже не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно.

Читать еще:  Отмена служебного задания в году

Итак, правосознание складывается из знания права, правовой идеологии, правовой психологии и поведенческого элемента (установок).

Знание права включает в себя знание норм Конституции РФ, содержания наиболее важных федеральных законов, в том числе основных положений отраслевых кодексов; понимание сущности правовых учений; ориентацию в иерархии нормативно-правовых актов; наблюдение посредством СМИ за деятельностью законодательных органов, а также информированность о новейших нормативно-правовых актах. Объём этой информации зависит от жизненного опыта, интересов, уровня образования, наличия общеобразовательной или профессиональной юридической подготовки, места работы человека.

В зависимости от уровня знаний правосознание подразделяется на обыденное, профессиональное и научное.

Правовые знания на уровне обыденного правосознания ограничены личным опытом и житейскими представлениями. Такие знания имеют фрагментарный, часто поверхностный характер. Профессиональное правосознание включает в себя специальные юридические знания, которые проявляются в умении грамотно применять правовые нормы и качественно выполнять ту или иную работу в сфере права. Содержание научного правосознания составляют глубокие правовые обобщения, правовые идеи и теории. (Подумайте, учитывает ли данная классификация все уровни правосознания. К какому уровню вы могли бы отнести правосознание учащегося средней школы, который изучает право на уроках? А выпускника школы, колледжа, неюридического вуза?)

Правовая идеология — это отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения определённой системы ценностей. Она отражает то, каким должно быть право с точки зрения справедливости, какие ценности должно утверждать и охранять право, какие цели имеет право и какими правовыми средствами они должны достигаться. Очевидно, что в правовых идеях воплощены общечеловеческие личностные ценности: жизнь, честь, достоинство, свобода личности, её правовая безопасность и социальная защищённость, а также ценности публичного характера: демократия, законность, правопорядок, политический и идеологический плюрализм и т. д. Именно на основе этих ценностей и формируются основополагающие идеи, принципы правосознания, которые должны стать и становятся принципами права в результате правотворчества.

В то же время необходимо помнить, что правосознание формируется в конкретных социальных условиях, отражает ценности, признанные в обществе, на которые ориентируется общество в целом или отдельные его социальные группы и классы. Правовая психология — это чувства, эмоции, в которых выражается отношение к праву и законам. Они складываются на основе оценок права. В основе оценок лежат правовые идеи, представления о том, какими должны быть справедливые законы, эффективные в достижении определённых целей и в утверждении определённых ценностей.

Поведенческий элемент правосознания проявляется в правовых установках. Правовая установка — это определённое психологическое состояние человека, сформированное условиями его жизни, воспитанием, в том числе и правовым, основанное на принятии ценностей, закреплённых правом. Правовая установка — это психологическая готовность личности к соблюдению нормы права. Антиправовая установка основана на неприятии ценностей, утверждаемых правом. Она отражает предрасположенность к нарушению права.

Правосознание может выступать в виде правосознания индивидуального (личное отношение человека к праву), группового (отношение к праву различных социальных групп: государственных служащих, должностных лиц, молодёжи, крестьян и т. п.), общественного (правосознание всего общества).

Давайте разберёмся, как взаимодействуют право и правосознание.

Во-первых, правосознание оказывает влияние на право- творчество и через него на содержание права. Принимая нормативные акты, законодатель обязан учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населения, воплощать господствующие в обществе правовые идеи в законах.

Во-вторых, правосознание учитывается в ходе правоприменения. Индивидуальные правовые решения выносятся на основе закона, но с учётом правосознания. Так, например, согласно закону, судья решает дело, руководствуясь конкретной статьёй закона и собственным правосознанием.

В-третьих, уровень правосознания общества (знание права, положительные его оценки) способствует соблюдению и исполнению права. При развитом правосознании легче и правильнее оцениваются те или иные правовые явления.

В свою очередь, право формирует правосознание каждого из нас, способствует внедрению в наше сознание правовых идей.

Правомерное поведение

Правомерное поведение— поведение, соответствующее правовым нормам, не нарушающее их. Такое поведение, как правило, имеет общественную пользу, одобряется обществом.

Можно отметить следующие признаки правомерного пове­дения:

— правомерное поведение ограничено установленными пра­вовыми нормами, т.е. совпадает с нормами права, не противоре­чит им, соответствует правовым предписаниям, не запрещается правовыми нормами.

— правомерное поведение полезно для общества, не противо­речит его интересам и целям. В связи с этим выделяют необхо­димое (желательное) и социально допустимое правомерное поведение (к нежелательным, но тем не менее социально допус­тимым явлениям можно отнести неучастие граждан в голосовании или супружеские разводы);

— правомерное поведение осуществляется на добровольном и осознанном основании (закон исключает из числа лиц, способ­ных действовать правомерно, недееспособных и невменяемых). Дееспособностъ (способность человека своими действиями осуществлять права и обязанности) связана с психическими и возрастными качествами человека и зависит от них. Выделяют полную (с 18 лет) и частичную (с 14 до 18 лет) дееспособность);

— правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения (что не исключает их различное отношение к праву), в противном случае (массового нарушения пра­вовых норм) общество перестало бы нормально функциониро­вать (что обычно имеет место в периоды революций, граждан­ских войн или других социальных катаклизмов).

В зависимости от главного мотива выделяют следующие виды правомерного поведения.

Социально активное — высшая форма правомерного поведения, соответствующая высокому уровню правосознания и пра­вовой культуры, ответственности и добровольности.

Оно характеризуется осознанной и целенаправленной дея­тельностью личности ради достижения какого-либо социально полезного результата (так, например, в трудовой деятельности поведение работника будет определяться как социально актив­ное, если он соблюдает правила внутреннего трудового распо­рядка, техники безопасности, вносит рационализаторские пред­ложения, активно отстаивает свои социально-трудовые права и права других работников).

Читать еще:  Как выделить в жилом помещении нежилое

Конформистское поведение — поведение, основанное на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всесто­роннего осознания, без высокой правовой активности (человек подчиняет свое поведение праву лишь потому, что так делают все, такое поведение типично для социальных групп с недоста­точно развитыми правовой культурой и правосознанием, напри­мер, для несовершеннолетних).

Конформистское поведение определяется и как пассивное поведение личности. Пассивное поведение остается в рамках права, но оно не соответствует его целям. Там, где должны быть получены позитивные результаты, личность не стремится их достичь. Например, не предпринимает попыток реализовать свое право на труд, приобрести профессию или специальность, уклоняется от вступления в брак, не участвует в выборах в Го­сударственную думу, органы местного самоуправления.

Маргинальное (пограничное) правомерное поведение — пове­дение, соответствующее правовым предписаниям, но находя­щееся под воздействием государственного принуждения, про­диктованное страхом перед наказанием.

Маргинальное (пограничное) правомерное поведение людей соответствует действующим нормам права, но их правовое соз­нание находится в противоречии с этими нормами. В рамках за­конности людей удерживает боязнь быть привлеченными к юридической ответственности, строгости наказания, обществен­ного осуждения.

Маргинальный тип поведения характерен для лиц с низким уровнем доходов, репатриантов.

Предпосылки формирования правомерного поведения:

1) должны существовать определенные правовые отношения <правовые связи и зависимости) — юридические предпосылки;

2) психологические предпосылки — человек должен осознать свои юридические права и обязанности, усвоить юридические нормы и в соответствии с этим построить свое поведение;

3) социальные предпосылки — люди всегда действуют в оп­ределенной социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние (социальные связи в определенной мере влияют на поведение человека).

Существование права нераздельно связано с волей и созна­нием людей. Требования общественной жизни, выраженные в качестве юридических норм, сами по себе не станут правилом поведения до тех пор, пока они не пройдут через волю и созна­ние человека, им следующего. В то же время и воздействие са­мого права на общественные отношения также осуществляется через волю и сознание человека.

Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая грамотность. Правомерное поведение опирается на развитое правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого. Высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности определяет правовую культуру всего об­щества, способствует выработке и распространению правомерного поведения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8699 — | 7453 — или читать все.

188.64.169.166 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Право. ПРЕДПОСЫЛКИ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

ПРЕДПОСЫЛКИ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ 10 класс 01.03.16

Правовое сознание (или правосознание) — это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике .

В зависимости от уровня знаний правосознание подразделяется на обыденное, профессиональное и научное.

Правовые знания на уровне обыденного правосознания oграничены личным опытом и житейскими представлениями. Такие знания имеют фрагментарный. часто поверхностный xaрактер. Профессиональное правосознание включает в себя специальные юридические знания, которые проявляются в yмeнии гpaмoтнo при менять правовые нормы и качественно выполнять ту или иную работу в сфере права. Содержание научногo правосознания составляют глубокие правовые обобщения, правовые идеи и теории. (Подумайте, учитывает ли данная классификация все уровни правосознания. К какому уровню вы могли бы отнести правосознание учащегося средней школы, который изучает право на уроках? А выпускника школы, колледжа, техникума (неюридического профиля)? выпускника неюридического вуза?)

Правовая идеология — это отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения определенной системы цeннocтей. Она отражает то, каким должно быть право с точки зрения справедливости, какие ценности должно утверждать и oxранять право, какие цели имеет право и какими правовыми средствами они должны достигаться. Очевидно, что в правовых идеях воплощены общечеловеческие личностные цeннocти: жизнь, честь, достоинство, свобода личности, ее правовая безопасность и социальная защищенность, а также ценности пу6лuчного характера: демократия, законность, правопорядок, политический и идеологический плюрализм и т. д. Именно на основе этих ценностей и формируются основополагающие идеи, принципы правосознания, которые должны стать и становятся принципами права в результате правотворчества. В то же время необходимо помнить, что правосознание формируется в конкретных социальных условиях, отражает цeннocти, признанные в обществе, на которые ориентируется общество в целом или отдельные eгo социальные группы и классы.

Правовая психология — это чувства, эмоции, в которых выражается отношение к праву и законам. Они складываются на основе оценок права. В основе оценок лежат правовые идеи, представления о том, какими должны быть справедливые законы, эффективные в достижении определенных целей и в утверждении определенных ценностей.

Правовая культура — это часть общей культуры, различают правовую культуру личности и правовую культуру общества.

Правовая культура личности — это, прежде вceгo, уровень знания права каждым из нас, уважительное oтнoшение к праву. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на нeгo. Она включает в себя правовые знания, представления и убеждения, позволяющие отличить верное и допустимое поведение от нeвepнoгo и недопустимого.

Познавательная функция правовой культуры заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и дoстижений отечественного и зарубежного права. Такие знания необходимы для тoгo, чтобы внести свой посильный вклад в улучшение жизни нашего общества.

Читать еще:  Анатолий безуглов следователь по особо важным делам

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение нормального существования общества и создание устойчивого правопорядка: следуя правовым и другим социальным нормам, мы обеспечиваем соблюдение предписаний, делающих нашу жизнь более стабильной.

Нормативно-ценностная функция право вой культуры состоит в том, что, совершая определенные поступки, человек сопоставляет их с образцами поведения. В результате одни наши поступки получают одобрение, другие — подвергаются критическому анализу.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает взаимодействие людей. Эта функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.

Прогностическая функция правовой культуры oxвaтывает основные направления правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.

Итак, можем отметить следующие черты современной правовой культуры:

— определяющее значение прав и свобод человека и гражданина вправовой организации общества;
— утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону и правопорядку;
— правовую активность граждан в осуществлении своих прав;
— активную законотворческую, правозащитную и правоприменительную деятельность всех звеньев государства.

Антиподом правовой культуры служит так называемый правовой нигилизм (от лат. nihil — ничто, ничего). Для нeгo х

Можно отметить следующие признаки правомерного поведения:

— правомерное поведение ограничено установленными правовыми нормами. Оно совпадает с нормами права, не противоречит им, соответствует правовым предписаниям, не запрещается правовыми нормами. Значение правомерного поведения состоит в том, что в нем реализуются нормы права;
— правомерное поведение полезно для общества, не противоречит eгo интересам и целям. В связи с этим выдeляют необходимое (желательное) и социально допустимое правомерное поведение. В качестве примера последнего можно назвать такие нежелательные, но тем не менее coциально допустимые явления, как неучастие граждан в гoлосовании или супружеские разводы;

— правомерное поведение осуществляется на добровольном и осознанном основании. Вот почему закон исключает из числа лиц, способных действовать правомерно, нeдееспособных и невменяемых. Дееспособность (способность человека своими действиями осуществлять права и обязанности) связана с психическими и возрастными качествами человека и зависит от них. Выделяют полную (с 18 лет) и частичную (с 14 до 18 лет) дееспособность;
— правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения (что не исключает их различное отношение к праву), в противном случае (мaccoвoгo нарушения правовых норм) общество перестало бы нopмально функционировать (что обычно имеет место при революциях, гражданских войнах или других социальных катаклизмах).

Что же заставляет основную часть населения действовать правомерно? Страх из-за возможной юридической ответственности? Боязнь наказания? Личные убеждения? Привычка?

Для тoгo чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим более подробно виды правомерного поведения, которые выделяют в зависимости от г лавного мотива.

Социально активное — высшая форма правомерного поведения, соответствующая высокому уровню правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности. Если человек осознает, насколько необходимы, обоснованны, справедливы требования правовых норм и полезно eгo поведение, то своими поступками он приближает социально полезный результат. В таком случае можно гoворить о eгo сознательном отношении к праву и своему поведению.

Конформистское поведение основано на подчинении правовым предписаниям без их г лубокого и вcecтopoннeгo осознания, без высокой правовой активности. Человек подчиняет свое поведение праву лишь потому, что так делают все. Такое поведение типично для социальных групп с нeдостаточно развитыми право вой культурой и правосознанием (например, для несовершеннолетних). (Подумайте, в чем заключаются возможные негативные проявления тaкогo поведения.)

Маргинальное правомерное поведение тоже cooтвeтcтвует правовым предписаниям, но находится под воздействием государственного принуждения, продиктовано стpaхом перед наказанием. (Вспомните, кoгo называют маргиналами. В чем может заключаться потенциальная опасность для общества маргинального поведения? Постарайтесь привести соответствующие при меры из истории нашего Отечества или зарубежных стран.)

Мотивом совершения правомерных действий может быть и личный интерес, стремление удовлетворить определенные потребности. Например, именно для этих целей заключаются сделки и договоры.

Каковы же предпосылки формирования правомерного поведения?

Прежде вceгo, речь идет о юридических предпосылках: должны существовать определенные правовые отношения (правовые связи и зависимости). Именно они и вызывают к жизни фактическое правомерное поведение участников.

Но правовые акты, документы , нормы прежде чем воплотиться в правомерном поведении конкретных граждан, должны пройти через их сознание и волю. Таким образом, можно говорить о психоло?ических предпосылках. Человек должен осознать свои юридические права и обязанности, усвоить юридические нормы и в соответствии с этим построить свое поведение.

Значение социальnых предпосылок состоит в том, что люди всегда действуют в определенной социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние. Ведь мы с вами являемся участниками множества социальных связей, каждая из которых в определенной мере влияет на поведение человека.

Подведем итог. Вы, очевидно, смогли убедиться в том, что существование права нераздельно связано с волей и coзнанием людей. Требования общественной жизни, выpaженные в качестве юридических норм, сами по себе не стaнут правилом поведения до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание человека, им следующего. В то же время и воздействие caмoгo права на общественные oтнoшения также осуществляется через волю и сознание человека.

Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая гpaмoтность. Правомерное поведение опирается на развитые правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого. Выcoкий уровень правосознания в обществе и отдельной личности определяет правовую культуру вceгo общества, способствует выработке и распространению правомерного поведения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector