Элементы механизма административно правового регулирования общественных отношений

Тема 4. Механизм административно-правового регулирования

4.1. Понятие и элементы механизма административно-правового регулирования

Механизм административно-правового регулирования – совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства.

Общая характеристика механизма административно-правового регулирования:

  • • представляет собой совокупность юридических средств;
  • • средства носят административно-правовой характер;
  • • объектом воздействия выступают управленческие отношения;
  • • направлено на решение задач общества и государства;
  • • активизирует субъекты управленческих отношений;
  • • повышает уровень их правосознания, правовой культуры;
  • • обеспечивается принудительной силой государства.

Элементы механизма административно-правового регулирования:

  • 1) принципы административного права;
  • 2) административно-правовые нормы;
  • 3) акты официального толкования административно-правовых норм;
  • 4) акты применения административно-правовых норм;
  • 5) административно-правовые отношения.

4.2. Стадии и способы административно-правового регулирования

Стадии административно-правового регулирования:

  • • регламентация управленческих отношений (издание нормативных правовых актов, содержащих нормы административного права);
  • • возникновение субъективных прав и юридических обязанностей;
  • • конкретизация субъективных прав и юридических обязанностей;
  • • реализация субъективных прав и юридических обязанностей;
  • • зашита субъективных прав и обеспечение юридических обязанностей при нарушении прав и свобод в сфере управления, при наличии спора в праве.

Существуют следующие способы административно-правового регулирования:

  • 1) императивный (категорический, властный) – способ воздействия, не допускающий отступлений от требований правовых предписаний;
  • 2) диспозитивный (автономный) – способ воздействия, предоставляющий субъектам управленческих отношений возможность урегулировать отношения между собой в пределах, определенных законом;
  • 3) рекомендательный – способ воздействия, предлагающий субъектам управленческих отношений наиболее целесообразный вариант поведения с позиции действующего законодательства;
  • 4) поощрительный – способ воздействия, стимулирующий активное поведение участников управленческих отношений путем обещания и применения мер поощрения за определенный вариант поведения при наличии объективно признаваемого факта заслуги.

4.3. Принципы административного права

Основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность, составляют принципы административного права, которые:

  • • определяют юридическую природу административного права;
  • • закрепляются в административно-правовых нормах;
  • • являются ориентиром для законодателя при создании новых норм административного права;
  • • выступают средством ликвидации пробелов в административном праве;
  • • обусловлены уровнем развития общества и государства.

К принципам административного права относятся следующие.

  • 1. Принцип демократии (народовластия). Он находит свое проявление в сфере правотворчества и правореализации. В правотворческой деятельности он проявляется в широкой возможности участия населения, общественных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые органы государственной власти и местного самоуправления) формировании норм административного права. В правореализационной деятельности он проявляется в степени подконтрольности и подчиненности, а также открытости правоприменительных органов для общественного контроля.
  • 2. Принцип законности. Субъекты управленческих отношений должны точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормы Конституции, законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов, а также принцип соответствия нормативных правовых актов Конституции общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.
  • 3. Принцип взаимной ответственности государства и личности. Заключается в том, что за нарушение норм административного права личность должна претерпевать правоограничения в связи с применением мер юридической ответственности и других мер государственного принуждения; если подобные нарушения допускает государство, его органы (должностные лица) также привлекаются к юридической ответственности.
  • 4. Принцип федерализма. Проявляется в нормативном закреплении предметов ведения и компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, в установлении предмета совместного ведения.
  • 5. Принцип гуманизма. Заключается в юридическом признании приоритета общественных ценностей. Права и свободы человека, степень их закрепления и обеспечения являются критерием оценки качества управленческих отношений.
  • 6. Принцип справедливости. Требование соответствия между поведением субъекта управленческих отношений и последствиями, которые за это наступают.
  • 7. Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем. Все граждане в сфере управления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Можно назвать два способа закрепления принципов административного права в законодательстве: текстуальный, который закреплен в конкретной статье нормативного правового акта, и смысловой – вычленяется из анализа содержания нормативного правового акта. Значение принципов административного права заключается в следующем:

  • 1) они раскрывают сущность административного права;
  • 2) являются ориентирами для субъектов правотворческой деятельности;
  • 3) выступают средством преодоления пробелов в праве;
  • 4) являются средством повышения эффективности реализации норм административного права.

Механизм административно-правового регулирования и его элементы

Оптимальность и эффективность правового воздействия на общественные отношения в области государственного управления зависят не только от самой их природы и особенностей, не только от правильно найденного метода правового регулирования, но и от успешного использования всех элементов (рычагов, приводов), частей такого механизма, посредством которого государственно-нормативная воля переводится в фактическое поведение субъектов общественных отношений.

Механизм административно-правового регулирования – это совокупность правовых средств, а также процессов и состояний, которые наступают в волевых общественных отношениях в области государственного управления в результате воздействия на них административно-правовых норм. Какие же средства, процессы и состояния включает в себя механизм административно-правового регулирования общественных отношений?

Административно-правовое регулирование начинается с издания норм права. Административно-правовые нормы – начальный и ведущий рычаг движения государственной воли к ее исполнителям.

В механизме административно-правового регулирования нормативно-правовые акты играют двоякую роль: во-первых, они несут участникам регулируемого общественного отношения в области государственного управления информацию о правовых требованиях государства; во-вторых, содержат указания на юридические средства, с помощью которых предполагается достигнуть оптимального согласования воли индивидуумов, их коллективов с государственной волей, т.е. упорядочения общественного отношения в общих интересах субъекта и объекта управления. Эта роль нормативно-правовых актов позволяет считать их систему нормативной основой правового регулирования.

Важное место в нормативной основе механизма правового регулирования в области государственного управления занимают акты планирования экономического, социального и культурного развития; правовые стандарты, значение и удельный вес которых возрос в условиях проводимых в республике преобразований; локальные нормативные акты (сфера действия их ограничивается рамками предприятия, учреждения, организации – правила внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, правила составления и представления определенной документации и др.). Эффективность правового регулирования предполагает включение в его механизм идеологической коммуникации, направленной на моральное и идеологическое подкрепление предъявляемых адресатам правовых требований, а также стимулирующей коммуникации, которая состоит в том, что государство морально и материально поощряет активное, инициативное использование правовых требований участниками общественных отношений в области государственного управления. При нарушении права государство использует институт юридической ответственности.

Читать еще:  Перевод собственности из жилого в нежилое действия

Необходимо выделить такой элемент механизма административно-правового регулирования, как правовые отношения, модели которых создаются государством в нормах права. Участники правовых отношений связаны конкретными субъективными правами и юридическими обязанностями, которые индивидуализируют общую правовую возможность для конкретных участников регулируемого отношения.

В механизме административно-правового регулирования юридические факты являются еще одним промежуточным звеном между государственной волей и общественными отношениями.

Таким образом, правовое регулирование в области государственного управления действует как сложный механизм, с промежуточными передаточными звеньями, которые служат проводниками движения нормативно-государственной воли к фактическому поведению участников регулируемого отношения.

Механизм административно-правового регулирования общественных отношений в сфере государственного управления можно определить как взятую в единстве систему административно-правовых средств, с помощью которых осуществляется результативное правовое регулирование общественных отношений в области хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.

Эффективность функционирования механизма административно-правового регулирования существенно зависит от уровня правосознания граждан, т.е. совокупности идей, взглядов, мнений, выражающих определенные отношений людей, их социальных групп к праву, правоприменительной деятельности, законности, их мнения о правомерности или неправомерности этих видов отношений. Уровень правосознания субъектов управленческих отношений влияет на состояние дисциплины и законности в сфере государственного управления. Однако правосознание можно условно рассматривать как самостоятельный элемент механизма административно-правового регулирования в административно-правовых отношениях конкретных субъектов государственного управления.

1.5. Административно-правовые нормы: понятие, структура, виды

Административно-правовые нормы являются необходимым и очень важным правовым инструментом в руках государства. Административно-правовое регулирование распространяется на широкий круг отношений, связанных с организацией управления экономикой, социально-культурной и административно-политической деятельностью. Без регулирующей роли административно-правовых норм невозможно представить четкий и объективно правильный процесс управления.

Административно-правовая норма–это установленное государством правило поведения общего характера, охраняемое от нарушений принудительной силой государства, целью которого является регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления.

Нормы административного права, следовательно, имеют особую сферу применения – государственное управление. В этих границах они формируют обязательные предписания должного поведения органов государственного управления, государственных служащих, негосударственных организаций, граждан.

Гипотеза указывает на те условия, при наличии которых применяется соответствующее правило поведения. Она может быть абсолютно определенной и относительно определенной. Абсолютно определенная гипотеза содержит конкретные фактические условия, при которых норма права реализуется (например, постановление о наложении административного штрафа не подлежит исполнению, если оно в течение трех месяцев со дня его вынесения не было обращено к исполнению). В относительно определенной гипотезе содержится лишь общая характеристика условий, при которых норма может быть реализована. Административно-правовые нормы чаще всего имеют относительно определенную гипотезу.

Диспозиция – правило поведения, предусматриваемое нормой. Диспозиция в административно-правовых нормах излагается преимущественно как права, правомочия, дозволения или в виде предписаний, обязанностей, а также запрета и ограничений.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю. Характерная особенность административно-правовых санкций состоит, прежде всего, в том, что многие административно-правовые нормы непосредственно в своей структуре таких санкций не содержат. В этом случае санкция помещена в другом акте, в зависимости от того, какая устанавливается ответственность (дисциплинарная, административная или уголовная). Кроме того, административно-правовых санкций довольно много.

Административно-правовые нормы по различным основаниям классифицируются на определенные виды:

1. По предмету регулированияадминистративно-правовые нормы делятся наматериальныеипроцессуальные. Материальные нормы административного права определяют права и обязанности, а также ответственность участников регулируемых отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют динамику государственного управления. Например, это нормы, определяющие порядок рассмотрения обращений граждан; порядок производства по делам о дисциплинарных, административных правонарушениях и т.д. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.

2. По конкретному юридическому содержанию административно-правовые нормы могут быть подразделены следующим образом:

а) обязывающие, т.е. предписывающие обязательное совершение определенных действий, о которых речь идет в данной норме. Например, обращения, направленные должностным лицам органов, учреждений, организаций и предприятий, в компетенцию которых не входит решение поставленных вопросов, в срок не позднее 5 дней передаются должностным лицам соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий с извещением об этом граждан; лица, достигшие 16-летнего возраста, обязаны иметь паспорт;

б) запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме. Запреты могут носить общий либо специальный характер. Например, общим является запрещение действий (бездействий), подпадающих под критерии административного права выдавать сведения, которые стали известны государственным органам в связи с рассмотрением обращений, если это ущемляет права и законные интересы граждан. Милиции, таможенным органам запрещено применять огнестрельное оружие в отношении женщин (с явными признаками беременности) – это специальный запрет;

в) уполномочивающиеили дозволительные, т.е. предусматривающие возможность действовать по своему усмотрению в пределах требований данной нормы. В данном случае отсутствуют прямые предписания, равно как и запреты. Регулирующая роль этих норм проявляется по-разному. Например, органам управления (должностным лицам) предоставляются полномочия, которые они реализуют в зависимости от конкретных обстоятельств (право органов милиции по наложению штрафа). Эти же субъекты в конкретной обстановке могут использовать полномочия различного характера (административная комиссия объявляет предупреждение, или налагает штраф, или ограничивается обсуждением вопроса, или передает дело на рассмотрение общественности по месту работы и т.п.).

Административно-правовые нормы дозволительного характера получают все более широкое распространение в практике реализации задач и функций исполнительной власти;

г) рекомендательные, т.е. содержащие определенные советы, рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий. Рекомендации, как правило, не имеют юридически обязательного характера. Поэтому они чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований;

д) стимулирующие, т.е. обеспечивающие с помощью соответствующих средств материального и морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений. Обычно их связывают с использованием в процессе реализации исполнительной власти экономических рычагов, стимулов. Это, например, применение льготного кредитования, налоговых льгот, освобождение от налогообложения и т.д.

Тема 3: «Механизм административно-правового регулирования»

Понятие и элементы механизма административно-правового регулирования.

Читать еще:  Инструкции по охране труда для здравоохранения

Понятие, структура, виды административно-правовых норм. Реализация административно-правовых норм, ее виды.

Понятие, элементы и виды административно-правовых отношений.

Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП). – СЗ РФ. 2002. № 1. (ч.1), Ст. 1; № 18. Ст. 1721; № 30. Ст. 3029; № 44. Ст. 4295, 4298; 2003. № 1. Ст. 2; РГ. 2003. 1 июля, 8 июля.

Федеральный Закон “О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” от 30.12.2001.- СЗ РФ. 2002. № 1. (ч.1), Ст. 2.

Административное право. Учебник. Под ред. Л.Л. Попова. – Москва. Юристъ. 2002.

Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., Зерцало, 2002.

Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. Москва. Норма – Инфра. 2001.

Веремеенко И.И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка. Москва. 1982.

Коренев А.П. Административное право. Учебник. Часть 1. Москва. 2000.

Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. Москва. 1978.

Козлов Ю.М. Административные правоотношения. Москва. 1976.

Лазарев В.В. Применение советского права. Казань. 1972.

Ноздрачев А.Ф. Содержание института административно-правового регулирования экономических отношений. // Институты административного права. Государство и право. 1999. № 10.

Севрюгин В.Е. Проблемы административного права. Учебное пособие. Тюмень, 1994.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. — М., 1995, с. 25 — 52, 332 — 334.

Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. Москва. 1974.

О некоторых актуальных проблемах административного права. “Госу­дарство и право”, 1997, № 6.

Чиркин В.Е. Государствоведение. — М., Юристъ, 1999.

Юсупов В.А. Теория административного права. — М., Юридическая литература, 1985.

Введение

Механизм административно-правового регулирования общественных отношений в сфере государственного управления является одной из наиболее сложных тем курса. Вопросы правового регулирования общественных отношений в нашем обществе разрабатывались в рамках теории государства и права. Для изучения механизма необходимо знать существующие способы воздействия государства на общественные отношения. Основной способ воздействия – это правовое регулирование (установление прав и обязанностей участников общественных отношений и реализация субъектами своих прав и обязанностей). В таком регулировании используются различные правовые средства: правовые нормы, правоотношения, правотворчество, правоприменение, субъективные права и юридические обязанности. Все эти средства охватываются механизмом правового регулирования.

Вопрос 1. Понятие и элементы механизма административно-правового регулирования.

Система административно-правовых средств, которые воздействуют на общественные отношения, именуется механизмом административно-правового регулирования.

Правовое регулирование как процесс можно рассматривать в трех стадиях:

Первая: вступление в силу и действие правовой нормы, изданной в установленном порядке.

Вторая: возникновение (конкретизация) общих прав и обязанностей, предусмотренных правовой нормой в отношении строго определенных субъектов (например, обязанность гражданина явиться в качестве свидетеля – ст. 25.6 КоАП РФ).

Третья: осуществление субъектами отношений их прав и обязанностей, т.е. исполнение возложенных обязанностей или использование предоставленных прав (получение пенсии, уплата штрафа).

Исходя из этого, по мнению профессора Коренева А.П., в структуру механизма административно-правового регулирования входят следующие элементы:

нормы административного права и его принципы, объективированные в законах, указах Президента РФ и других нормативных актах;

акты толкования норм административного права, издаваемые уполномоченными на то органами государственной власти, как правило, судебными;

акты применения норм административного права;

административно-правовые отношения в сфере исполнительной власти, государственного управления.

Каждый элемент механизма выполняет специфическую роль в регулировании поведения людей и возникающих на его основе общественных отношений. Следовательно, эти элементы механизма одновременно выступают в качестве юридических средств административно-правового регулирования, причем включающихся в процесс регулирования в определенной последовательности.

Таким образом, административно-правовое регулирование представляет собой процесс последовательного использования административно-правовых средств для достижения целей регулирования поведения участников общественных отношений.

Важнейшими средствами механизма административно-правового регулирования являются нормативные и индивидуальные акты, которые соответствуют двум уровням административно-правового регулирования.Первый уровеньсоставляютобщие правила поведения людей, авторой уровень образуютиндивидуальные акты,определяющиена основе административно-правовой нормыправа и обязанности конкретных участников правоотношений.

Говоря об актах толкования норм права, следует помнить, чтотолкование означает:

а) уяснение государственной воли, выражений в тексте правовой нормы, уяснение того смысла, который законодатель вкладывает в ее содержание;

б) разъяснение содержания нормы другим лицам.

Существуют несколько видов толкования: грамматическое, логическое, систематическое, историко-политическое, а также официальное, которое выражается в актах, издаваемых полномочными органами государства (эти акты называются актами толкования или интерпретационными актами), инеофициальное,которое дается учеными, работниками государственного аппарата в виде печатных трудов, устных выступлений.

Акт применения норм административного права включается в механизм как средство индивидуальных прав, обязанностей и мер юридической ответственности.

В административно-правовом отношении как элементе правового регулирования индивидуализируется положение той или иной нормы административного права, определяются характер, права и обязанности участников отношений.

В число правовых средств механизма административно-правового регулирования, играющих немаловажную роль в совершенствовании системы, следует включить:

методическое руководство Минюста РФ над подразделениями юстиции в федеральных органах исполнительной власти по подготовке проектов нормативных актов;

укрепление контроля над органами юстиции в субъектах РФ;

централизованную систему прокурорского надзора за законностью в деятельности исполнительной власти;

обеспечение условий формирования правосознания граждан и должностных лиц.

Механизм административно-правового регулирования (стр. 1 из 2)

1. ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 4

2. ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 14

Эффективность правового воздействия на общественные отношения в области государственного управления зависит не только от самой их природы и особенностей, правильно найденного метода регулирования, но и от успешного использования всех элементов (рычагов, приводов, частей этого механизма, посредством которого государственно-нормативная воля переводится в фактическое поведение субъектов общественных отношений).

Тема контрольной работы: «Механизм административно-правового регулирования».

Цель работы: проанализировать и раскрыть тему работы.

Задачи контрольной работы предопределяются целью и состоят в том, чтобы:

— дать понятие механизму административно-правового регулирования;

— рассмотреть источники административного права.

При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения.

Структура контрольной работы включает: титульный лист, содержание, введение, два вопроса, задачу, заключение, список использованных источников. Контрольная работа выполнена на 14 страницах компьютерного текста.

1. ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Механизм административно-правового регулирования – это совокупность правовых средств, а также процессов и состояний, которые наступают в волевых общественных отношениях в области государственного управления в результате воздействия на них административно-правовых норм.

Читать еще:  Договор субаренды нежилого помещения

Категория механизма административно-правового регулирования выработана наукой для показа права в развитии, выявления закономерностей его функционирования, повышения эффективности правового регулирования.

В структуру этого механизма входят следующие элементы:

1. нормы административного права и его принципы, объективно выраженные в законах, указах и других нормативных актах;

2. акты толкования норм административного права, издаваемые уполномоченными на то органами;

3. акты применения норм административного права;

4. административно-правовые отношения;

5. правосознание, юридические факты, законность.

Каждый элемент механизма административно-правового регулирования выполняет специфическую роль в регулировании поведения людей и возникающих на его основе общественных отношений. Следовательно, эти элементы механизма одновременно выступают в качестве юридических средств административно-правового регулирования. При этом административно-правовые средства включаются в процесс регулирования в определенной последовательности.

Таким образом, административно-правовое регулирование представляет собой процесс последовательного использования административно-правовых средств для достижения целей регулирования поведения участников общественных отношений.

В административно-правовой науке и в практике государственного аппарата большое значение придается четкому правовому регулированию общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, устранению дублирования, переходу от административных методов к экономическим, укреплению порядка, дисциплины, законности.

Важнейшими средствами механизма административно-правового регулирования являются нормативные и индивидуальные акты. Акты применения норм административного права включаются в механизм административно-правового регулирования как средство индивидуализации прав, обязанностей и мер ответственности.

В административно-правовом отношении как элементе правового регулирования индивидуализируются положения той или иной нормы административного права, определяются характер, права и обязанности участников отношения.

Наиболее важными в механизме административно-правового регулирования являются нормы и отношения.

Нормы – это установленные или санкционированные государством правила, регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления, реализация которых, как и норм других отраслей права, при неисполнении обеспечивается государственным принуждением.

В административно-правовых нормах непосредственно выражается регулятивная роль административного права, проявляющаяся в следующем:

1. административно-правовые нормы преследуют цель обеспечения должной упорядоченности и функционирования, как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;

2. административно-правовые нормы определяют тот или иной вариант должного, то есть соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления, и выполняют тот или иной объем функций (например, исполнительный комитет области, города). Тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественные объединения граждан);

3. административно-правовые нормы, действуя в сфере государственного управления, прежде всего, предназначены для обеспечения исполнительной власти, то есть исполнения, проведения в жизнь требований законов Республики Беларусь, выражая тем самым сущность исполнительной ветви государственной власти;

4. административно-правовые нормы, определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, служат для установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в государственно-управленческой деятельности.

Кроме того, административно-правовые нормы имеют свои особенности. Прежде всего, административно-правовые нормы являются актом правотворчества, элементом компетенции соответствующих субъектов исполнительной власти.

Административно-правовые отношения – это урегулированные административно-правовой нормой управленческие общественные отношения, в которых стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Административно-правовые отношения имеют ряд особенностей.

1. Административно-правовые отношения складываются непосредственно в связи с осуществлением органами государственного управления задач исполнительно-распорядительной деятельности.

2. Характерная черта административно-правовых отношений состоит в том, что их участникам могут быть разнообразные субъекты: органы государственного управления, предприятия, учреждения, должностные лица, общественные организации, граждане и другие лица, чьи интересы связаны с осуществлением исполнительно-распорядительной деятельности.

3. Для административно-правовых отношений необходим обязательный субъект. Обязательным субъектом административно-правовых отношений является орган государственного управления.

4. Административно-правовые отношения не могут возникать без участия органа государственного управления или другого субъекта, наделенного юридически властными полномочиями. Второй стороной могут быть все другие возможные субъекты (участники) этих правоотношений.

5. В административно-правовых отношениях сторона, которая является обязательной, всегда действует властно, располагает полномочиями юридически властного характера.

6. Административно-правовые отношения возникают по инициативе любого субъекта административного права, а также по инициативе любой из сторон, однако согласие второй стороны не является обязательным условием их возникновения. Соответствующие действия здесь осуществляются сторонами в силу требований закона.

7. Споры между сторонами административно-правовых отношений разрешаются, как правило, в административном (внесудебном) порядке, то есть путем непосредственного юридически властного распоряжения уполномоченного на то органа управления (должностного лица). В качестве исключения действующим законодательством установлен судебный порядок разрешения некоторых административно-правовых споров.

8. В случае нарушения одной из сторон требований административно-правовых норм эта сторона несет юридическую ответственность перед государством в лице его органов.

Административно-правовые отношения, как и все другие правоотношения, имеют структуру, а именно системную совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: субъекты правоотношения; их субъективные права и обязанности; поощрения и ответственность субъектов; юридический факт (факты).

2. ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

В специальном юридическом смысле источники административного права – это конкретные формы выражения норм соответствующей отрасли.

Нормы административного права содержаться в различных по своему характеру и значению юридических актах. Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие источников административного права Республики Беларусь. В их числе нормативные акты законодательных и распорядительных органов, исполнительных, а также утверждаемые этими органами правила, положения, уставы и т. п.

К числу источников административного права относятся, во-первых, Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Многие из содержащихся в ней общих норм имеют прямую административно-правовую направленность, например конституционные нормы, определяющие основы формирования деятельности органов исполнительной власти, закрепляющие основные права и свободы граждан в сфере государственного управления.

Во-вторых, административно-правовые нормы содержатся также в законодательных актах. Наиболее важное значение при этом имеют законы Республики Беларусь, принимаемые Парламентом – национальным собранием, например закон Республики Беларусь от 26 февраля 1991 года «О милиции»; Закон Республики Беларусь от 23 ноября 1993 года «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»; Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»; Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года «О Президенте Республики Беларусь», а также постановления Палаты представителей, Совета республики национального собрания Республики Беларусь. Источником административного права являются также нормативные указы и распоряжения президента, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а также декреты, имеющие силу законов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector