Почему важно научиться предвидеть опасные ситуации

3. Как научиться выявлять и предвидеть опасности

Опасные, в том числе экстремальные и чрезвычайные, ситуации могут возникать внезапно, например смерч или ураган, или развиваться постепенно, как при весеннем половодье. Они могут нас застать в самой привычной обстановке — на улице, дома или в школе, в лесу или на даче.

В одной из деревень Тверской области подростки нашли взрывное устройство. При попытке его разобрать произошёл взрыв. Шесть человек получили ранения.

Подобные опасные ситуации часто называют случайными, непредвиденными, непредсказуемыми. Мы с тобой должны признать, что на самом деле это не всегда так. Разбирая взрывное устройство, подростки понимали, что это опасно, но пошли на риск. Следовательно, беда произошла не случайно. Такова же природа многих других несчастий, о которых часто передают по радио, пишут в газетах и сообщают в других средствах массовой информации. Будь дальновиден. Нарушишь правила безопасности, жди последствий, не беды, так неприятностей. И дома, и в школе не исключены травмы из-за неправильного пользования бытовыми приборами и лабораторным оборудованием, инструментами.

Запомни, многие опасные ситуации являются результатом нашей невнимательности, нашего незнания, каприза или непослушания. Это можно назвать самым важным уроком ОБЖ. Очень важно усвоить главные правила ОБЖ, понимать причины возникновения опасных ситуаций. Надо научиться прогнозировать события, предвидеть возможные угрозы, продумывать свои действия.

Это умеют хорошо делать специалисты, чья работа проходит в условиях высокого риска: лётчики и моряки, шахтёры и геологи, спасатели и пожарные. Стараются избежать неприятных ситуаций грибники и рыбаки, туристы и просто взрослые люди при выходе из дома: как одеться по погоде, выбрать лучший маршрут, взять с собой зонтик и т.д. Бери с них пример.

Прежде чем выйти из дома, обязательно подумай о следующем.

  • Всё ли, что может тебе понадобиться, взято с собой (ключи, деньги на проезд? другие вещи)?
  • Всё ли закрыто и выключено (дверь, окна, газ, свет, вода, утюг, другие электрические приборы)?
  • Предупреждены ли родители или друзья о твоих планах, о маршруте и времени возвращения?

Лётчики, прежде чем подняться в воздух, изучают методы спасения на земле и на воде. Специальные страховочные пояса используют и верхолазы, и альпинисты, работающие на большой высоте, и артисты цирка, выполняющие сложные трюки.

Для тебя таким «страховочным поясом» должны стать знания, умения и навыки, полученные на уроках ОБЖ.

Как избежать опасности, как выбрать безопасный вариант поведения? Оказывается, для этого специалисты разных профессий выработали множество подсказок, рекомендаций и требований, которые ты наверняка видел в транспорте и на улицах города. Вспомним некоторые из них:

«Огнеопасно», «Осторожно: высокое напряжение!», «Не отвлекай водителя», «При аварии разбей стекло», «Не срывай стоп-кран».

Такие подсказки и рекомендации напоминают нам об опасностях, помогают поступать разумно, чтобы сохранить своё здоровье и жизнь!

С давних времён старшие поколения передавали младшим правила безопасного поведения, стараясь уберечь потомков от бед и несчастий.

Одна из самых древних форм «рекомендаций по ОБЖ» заключена в пословицах и поговорках о безопасном поведении. Вспомним некоторые из них:

«Кто огня не бережётся, тот скоро обожжётся».
«От глупого риска до беды близко».

Надо учиться на чужих ошибках, понимать их. Это поможет предвидеть, чем обернётся та или иная ситуация. Задумаемся ещё раз о том, чему нас учит народная мудрость.

«Не зная броду, не суйся в воду».
«Мала птица, а и та своё гнездо бережёт».
«Кто драку затевает, тот чаще и битым бывает».
«Не дразни собаку, так не укусит».

Для того чтобы научиться выявлять и предвидеть различные опасности, нужно развивать наблюдательность, постоянно пополнять свои знания о законах окружающего мира, внимательно изучать дисциплину ОБЖ, советоваться по всем сложным вопросам с родителями и профессионалами, анализировать свои ошибки и соблюдать рекомендации по безопасному поведению. Если возникают вопросы, надо находить на них правильные ответы.

Детский мир

Опасные, в том числе и экстремальные, и чрезвычайные, ситуации могут возникать внезапно, например, взрыв газа, или развиваться постепенно, как при весеннем половодье. С ними можно неожиданно столкнуться в самой привычной обстановке – на улице, дома или в школе, в лесу или на даче. «18 октября 1998 года в станице Нововеличковская (Краснодарский край) группа подростков обнаружила взрывное устройство. При попытке его разобрать произошел взрыв. Шесть человек получили ранения.

Читать еще:  Про мобилизационное задание

В тот же день в старинном русском городе Ярославле неожиданно умерли две женщины и ребенок, ошибочно употребившие в пищу вместо соли селитру»

Подобные опасные ситуации часто называют случайными, непредвиденными, непредсказуемыми. Но мы с тобой, как начинающие изучение основ ОБЖ, должны признать, что на самом деле это не всегда так. Каждый умный и дальновидный человек понимает, что неприятности на улице или на производстве могут произойти практически в любое время. Об этом часто передают по радио и пишут в газетах. И дома, и в школе не исключены ссоры, порча одежды или мебели, травмы из-за неправильного пользования бытовыми приборами. Ножом, молотком.

Запомни, пожалуйста, еще одну формулу ОБЖ:

  • В каждой опасной ситуации обязательно есть явная или скрытая причина ее возникновения, являющаяся результатом твоей невнимательности, незнания, каприза, глупости, непослушания.

Иные причины твоего травматизма, проступка, утери денег, других подобных неприятностей крайне редки. Даже если ты пострадал от урагана или от преступника, чаще всего в этом есть доля твоей вины.

Тысячи людей ежедневно ранят свои руки ножами, вилками, стеклом, другими предметами. Но с тобой это не случится, если ты будешь всегда наклонять режущую кромку ножа чуть от себя, работать с острыми предметами при хорошем освещении, устойчивом

положении, а, не переминаясь с ноги на ногу, не бегать и не прыгать с ножом или отверткой в кармане.

Опытные специалисты утверждают, что если ты запомнишь основные причины возникновения опасностей, научишься просчитывать события наперед, предвидеть возможные угрозы, то тебе будет легче их избежать или выйти из них без потерь.

А как это сделать практически? Оказывается, не так уж и трудно. Например, уходя из дома, скажи или напиши, где будешь и с кем; позвони и предупреди, когда тебя встречать. Моряки и шахтеры, водители и геологи, врачи и пожарные, заранее продумывают все возможные случайности, берут с собой соответствующие запас и снаряжение.

И ты, прежде чем выйти из любого помещения, обязательно подумай о следующем:

  • Все ли, что может понадобиться, взято с собой (ключи, сумка, деньги на проезд, иные вещи)?
  • Все ли закрыто и выключено (дверь, газ, свет, вода, утюг, другие приборы)?
  • Предупреждены ли родители или друзья о твоих планах, о маршруте и времени возвращения?

Летчики, прежде чем сесть в самолет, изучают методы спасения на земле и на воде. Специальные страховочные пояса используют и верхолазы, и альпинисты, работающие на большой высоте, и артисты цирка, выполняющие сложные трюки.

Для тебя таким «страховочным поясом» будут знания, умения и навыки ОБЖ.

Как же обходить опасности, избегать их, как выбрать безопасный вариант поведения? Оказывается, для этого специалисты своего дела выработали множество рекомендаций-предостережений, которые можно встретить и в поезде, и в инструкции к телевизору, и в автобусе.

«осторожно: высокое напряжение!», «Не отвлекай водителя», «При аварии разбей стекло», «Не срывай стоп-кран», «Огнеопасно».Вспомним некоторые из них:

Все эти и подобные им рекомендации-предупреждения проникнуты заботой о тебе, твоем здоровье.

И пятьдесят, и пятьсот, и тысячи лет назад самые опытные и мудрые люди передавали из поколения в поколение свои предостережения потомкам, надеясь сделать их жизнь более безопасной, а значит, и более счастливой.

Очень древними «рекомендациями ОБЖ» являются пословицы и поговорки о безопасном поведении. Вспомним некоторые из них:

Не зная броду, не суйся в воду.

Не в свои сани не садись.

Самая лучшая защита та, которую мы активно (а не пассивно) создаем заранее, благодаря тому, что знаем о разных видах опасностей и можем предвидеть их возникновение у себя под носом за спиной, сбоку или сверху. Поэтому и говорят: «знание – сила», а еще: «есть смелость, нужна и умелость».

Читать еще:  Разграничение государственной собственности на земельные участки

А вот о чем предупреждает народная мудрость тех, кто хочет научиться предвидеть опасности:

В тихой воде омуты глубоки.

Где тонко, там и рвется.

Не дразни собаку, так не укусит.

Теперь давай подытожим все сказанное в этой статье: для того чтобы научиться выявлять и предвидеть различные опасности, нужно развивать наблюдательность, постоянно пополнять свои знания об опасностях, старательно изучать дисциплину ОБЖ, советоваться по всем сложным вопросам со старшими товарищами и родителями, анализировать свои ошибки и соблюдать рекомендации по безопасному поведению даже если они еще не совсем тебе понятны.

Почему важно научиться предвидеть опасные ситуации и уметь их избегать​

Ответы

некоторые живут в приютах; некоторые из них живут на улицах; некоторые под мостами; некоторые спят в дверях, а некоторые остаются в заброшенных квартирах. некоторые идут в приюты для бездомных, а другие ходят в церкви.

1. загрязнение воздуха

одна из самых важных проблем современного города — усиливающееся загрязнение воздуха. над крупными атмосфера содержит в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше газов. при этом 60-70% газового загрязнения дает автомобильный транспорт.

автомобильные выхлопные газы — это смесь примерно 200 веществ. в них содержатся углеводороды — несгоревшие или не полностью сгоревшие компоненты топлива, доля которых резко возрастает, если двигатель работает на малых оборотах или в момент увеличения скорости на старте, то есть у красного сигнала светофора и во время «пробок» (скопление транспортных средств на дороге, мешающее нормальному движению).

монооксид углерода, углекислый газ и большинство других газовых выделений двигателей тяжелее воздуха, поэтому все они скапливаются у земли. оксид углерода соединяется с гемоглобином крови и мешает ему нести кислород в ткани организма. в выхлопных газах содержатся также альдегиды, резким запахом и раздражающим действием. из-за неполного сгорания топлива в двигателе автомашины часть углеводородов превращается в сажу. в 1 литре бензина может содержаться около 1 грамма тетраэтилсвинца, после разрушения которого, в виде соединений выбрасывается свинец, который в свою очередь имеет свойство накапливаться в организме. один легковой автомобиль поглощает ежегодно из атмосферы в среднем больше 4 тонн кислорода, выбрасывая с выхлопными газами примерно 800 кг окиси углерода, около 40 кг окислов азота и почти 200 кг различных углеводородов.

с ростом благосостояния жителей растёт количество автомобилей и, следовательно, увеличивается и концентрация отравляющих веществ в воздухе. несомненно, что в ближайшем будущем загрязнение воздушного бассейна городов автомобильным транспортом будет представлять наибольшую опасность. это объясняется главным образом тем, что в настоящее время еще не существует кардинальных решений данной проблемы, хотя нет недостатка в отдельных технических проектах и рекомендациях.

в результате применения в промышленности и образования в процессе различных производств больших количеств токсических веществ в окружающий воздух так же выбрасываются массы загрязняющих веществ. предприятия металлургической, , цементной и других отраслей промышленности выбрасывают в атмосферу пыль, сернистые, фтористые другие вредные газы и соединения, выделяющиеся при различных технологических производственных процессах. выброс в атмосферу вредных веществ на нефтеперерабатывающих заводах происходит главным образом вследствие недостаточной герметизации оборудования. например, загрязнение атмосферного воздуха и сероводородом отмечается от металлических резервуаров сырьевых парков для нестабильной нефти, промежуточных и товарных парков для легковых нефтепродуктов. основными выбросами от предприятий промышленности являются окись углерода, окислы азота, сернистый ангидрид, аммиак, пыль от неорганических производств, органические вещества, сероводород, сероуглерод, хлористые соединения фтористые соединения и др. эти соединения снижают прозрачность атмосферы, на 50% больше туманов, на 10% больше осадков, на 30% сокращают солнечную радиацию. наиболее опасны для окружающей среды производства, связанные с применением лаков и красок. их выбросы антропогенных органических веществ составляют 350 тыс. тонн в год, в то время как остальные производства промышленности в целом выделяют 170 тыс. тонн в год.

Урок по ОБЖ в V классе «Как научиться выявлять и предвидеть опасность»

Игорь Чистяков
Урок по ОБЖ в V классе «Как научиться выявлять и предвидеть опасность»

Читать еще:  Солнцевские несут потери

Урок 3 по ОБЖ в 5 классе. Как научиться выявлять и предвидеть опасности

Материал учебника: § 3.

Цели урока:

развитие и укрепление знаний об основах безопасности жизнедеятельности, полученных в начальной школе; закрепление правил ОБЖ.

Тип урока: комбинированный (сочетание беседы и практического занятия).

Оборудование: учебник ОБЖ 5 класс, М. П. Фролов, В. П. Шолох, М. В. Юрьева, Б. И. Мишин под ред. Воробтева Ю. Л., тетрадь, компьютер, проектор

План урока:

№ Этап урока Содержание (цель) этапа Время (мин)

1 Организационный момент Нацелить учащихся на урок 1

2 Проверка домашнего задания Проверить знания учащихся о главных правилах ОБЖ 4

3 Фронтальная беседа с сообщением нового материала Дать учащимся знания о том как научиться выявлять и предвидеть опасности 26

4 Самостоятельная работа Отработать умение проводить анализ имеющихся фактов и делать правильные выводы 10

5 Подведение итогов урока Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке 2

6 Сообщение домашнего задания Разъяснить содержание домашнего задания 2

На доске (экране):

Классная работа

Тема: «Как научиться выявлять и предвидеть опасности».

Домашнее задание: учебник: § 3.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщить учащимся, что на этом уроке изучается тема как научиться выявлять и предвидеть опасности в повседневной жизни и что нужно для этого делать (слайд 1).

II. Проверка домашнего задания.

1. Учитель вызывает двух учащихся к доске.

Заслушиваются сообщения по главным правилам ОБЖ

2. Вопросы для фронтального опроса:

Почему возникли правила безопасности?

Назвать три главных правила ОБЖ.

III. Изучение нового материала.

Вы — пятиклассники. Каждый ваш день приносит вам новые знания, интересные дела, различные ситуации, которые могут и огорчить нас. И мы с вами уже успели рассмотреть многие из них, когда нам нужно проявить необходимые знания и своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать опасности. Обсуждая поучительные истории, мы делаем первые шаги к предупреждению и преодолению опасностей. Находим причины возникновения неприятностей, составляем рекомендаций по безопасному поведению. Привести примеры из жизни.

Запомните, пожалуйста, еще одну формулу ОБЖ (слайд 2): В каждой опасной ситуации обязательно есть явная или скрытая причина ее возникновения, являющаяся результатом твоей невнимательности, незнания, каприза, глупости, непослушания

Прежде чем выйти из любого помещения, обязательно подумай о следующем (слайд 3):

Все ли, что может понадобиться, взято с собой (ключи, сумка, деньги на проезд, иные вещи?

Все ли закрыто и выключено (дверь, газ, свет, вода, утюг, другие приборы?

Предупреждены ли родители или друзья о твоих планах, о маршруте и времени возвращения?

Как же обходить опасности, избегать их, как выбрать безопасный вариант поведения? Оказывается, для этого специалисты своего дела выработали множество рекомендаций-предостережений, которые можно встретить и в поезде, и в инструкции к телевизору, и в автобусе. «Осторожно: высокое напряжение!», «Не отвлекай водителя», «При аварии разбей стекло», «Не срывай стоп-кран», «Огнеопасно». Вспомним некоторые из них (слайд 4)

Очень древними «рекомендациями ОБЖ» являются пословицы и поговорки о безопасном поведении. Вспомним некоторые из них (слайд 5)

Теперь давай подытожим все сказанное: для того чтобы научиться выявлять и предвидеть различные опасности (слайд 6,

нужно развивать наблюдательность,

постоянно пополнять свои знания об опасностях,

старательно изучать дисциплину ОБЖ,

советоваться по всем сложным вопросам со старшими товарищами и родителями, анализировать свои ошибки, соблюдать рекомендации по безопасному поведению даже если они еще не совсем тебе понятны

IV. Самостоятельная работа с учебником.

Выписать в тетрадь основные правила выполнение которых поможет научиться предвидеть опасности и не попадать в опасные ситуации (стр. 14).

V. Подведение итогов урока.

Индивидуальный опрос. Работа у доски. (Учитель вызывает 2 учащихся.)

Привести пример опасной социальной ситуации

Можно ли предвидеть возникновение опасной ситуации?

Вопросы для фронтальной беседы.

Что ежедневно должен делать каждый, чтобы развить в себе умение предвидеть опасные ситуации?

VI. Домашнее задание.

Учебник: § 3 (стр. 13-16. Вопросы и задания).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector