О некоторых мерах предупреждения организации незаконной миграции

О некоторых мерах предупреждения организации незаконной миграции (стр. 1 из 2)

Рассматриваются общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения организации незаконной миграции. Среди мер общесоциального характера особое внимание уделено проблемам осуществления дифференцированной иммиграционной политики, вырабатываемой на основе учета показателей социально-демографического развития регионов. Показана необходимость разработки нормативного акта, регламентирующего вопросы предупреждения и пресечения незаконной миграции. Представлен перечень основных мер специально-криминологического характера по предупреждению преступлений, предусмотренных ст. 322.1 УК РФ.

Предупреждение организации незаконной миграции означает недопущение разрастания ее масштабов.

В юридической литературе нет единства мнений относительно понятия «предупреждение преступлений». В одних случаях предупреждение преступности понимается как явление, охватываемое более широким понятием — «борьба с преступностью», в систему которого структурно входят предотвращение, пресечение и профилактика преступлений [1. С. 281], а в других — как понятия тождественные и взаимозаменяемые [2. С. 156].

Предупреждение преступности рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности [3. С. 30]. Предупреждение преступности дает возможность решать задачи борьбы с нею наиболее гуманными способами, с наименьшими издержками для общества, в частности, без включения на полную мощность сложного механизма уголовной юстиции и без применения такой формы государственного принуждения, как уголовное наказание [4. С. 121].

В криминологии выделяются три уровня предупреждения преступности: общий, специальный и индивидуальный.

Общее предупреждение — это система мер по устранению причин и условий, воздействующих на все население или его группы, выделяемые по экономическим, социальным и иным критериям, создающих вероятность преступного поведения практически всех представителей этих социальных групп.

Специальное предупреждение представляет собой систему воздействия на такие обстоятельства, детерминирующие преступность, которые касаются отдельных социальных групп, сфер деятельности и объектов, характеризующихся повышенной вероятностью совершения преступления.

И, наконец, индивидуальное предупреждение — это устранение причин и условий преступного поведения на индивидуальном уровне применительно к отдельным людям.

В индивидуально-профилактической деятельности конкретизируются общесоциальные и специальнокриминологические меры, она является наиболее оперативной, не требующей непосредственного решения крупных социально-экономических и иных проблем жизни общества.

Исходя из анализа криминологической характеристики организации незаконной миграции и факторов, влияющих на их совершение, предупредительные меры борьбы с данным преступлением целесообразно разделить на две основные группы: общесоциальные и специально-криминологические. Такое деление является общепризнанным в российской криминологии [5. С. 343-349].

Меры общесоциального характера не ставят перед собой специальных целей борьбы с преступностью и предупреждения преступлений. Они имеют важное криминологическое значение, так как являются основой специально-криминологической профилактики, поскольку их направленность на решение задач социального развития создает предпосылки ограничения преступности, противодействует криминогенным факторам, ее продуцирующим [6. С. 57].

Такие меры преследуют более широкие цели, чем борьба с преступностью, они предполагают решение масштабных экономических, социальных, политических и других задач, они отражают политику государства по вопросам миграции.

За последние годы совместными усилиями органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации удалось достичь заметных результатов в вопросах государственного регулирования миграционных процессов и в первую очередь в сфере противодействия незаконной миграции. Так, например, активизировалась деятельность по заключению со странами СНГ международных договоров по регулированию миграционных потоков.

Одним из приоритетных направлений деятельности по противодействию незаконной миграции стало совершенствование миграционного законодательства в плане максимально возможного упрощения процесса приобретения иностранными гражданами правового статуса пребывания на территории РФ, упрощения механизма их трудоустройства.

Иностранные граждане, прибывшие в Россию в безвизовом порядке, имеют возможность самостоятельно получать разрешение на работу в десятидневный срок со дня подачи заявления. Работодателям предоставляется право прибегать к услугам таких иностранных работников без получения разрешения на их привлечение и использование.

Результатом либерализации миграционного законодательства явилось заметное снижение количества незаконных мигрантов на территории Российской Федерации.

Вместе с тем миграционная политика в Российской Федерации требует серьезной корректировки.

По существующим прогнозам (и отечественным, и зарубежным), в России в первой половине XXI в. будет наблюдаться естественная убыль населения, «усугубленная» общим старением нации.

В среде ученых и политиков распространена точка зрения о том, что экономическое развитие России в XXI в. во многом зависит от того, в какой мере и российской власти, и российскому обществу удастся выработать эффективную иммиграционную политику.

По их мнению, которое уже можно назвать консолидированным, значительный приток легальных иммигрантов позволит ускорить экономический рост, увеличить поступающие в распоряжение государства финансовые ресурсы, повысить устойчивость пенсионной системы.

Для сохранения численности населения на нынешнем уровне страна должна ежегодно принимать 700 тыс. иммигрантов. Данная работа, по нашему мнению, должна проводиться дифференцированно, с анализом особенностей социально-демографического развития регионов.

Прием и обустройство иммигрантов необходимо проводить с учетом недопустимости новых территориально-этнических образований в пределах Российской Федерации.

В целях эффективного регулирования потоков необходимой для России рабочей силы следует ввести дополнительно для иммигрантов квоты по профессиональному, медицинскому, языковому, образовательному цензу, принимать только тех лиц, которые действительно смогут благотворно повлиять на экономику страны.

Совершенствования требует и правовое обеспечение по предупреждению и противодействию незаконной миграции, серьезным недостатком которого является разрозненность и несогласованность правовых норм.

В настоящее время назрела необходимость в разработке правового акта, определяющего задачи и направления деятельности по предупреждению и пресечению незаконной миграции.

В этом документе необходимо системно предусмотреть механизмы предупреждения и пресечения незаконной миграции, перечислить основания осуществления этой деятельности, средства и меры предупредительного воздействия, выявления и пресечения правонарушений указанной категории, определить компетенцию субъектов по предупреждению и пресечению незаконной миграции и установить контроль за их деятельностью.

Читать еще:  Когда можно вступить в наследство после смерти

Эффективность предупреждения организации незаконной миграции повышается при сочетании мер общесоциального и специально-криминологического характера, которые призваны оказывать непосредственное воздействие на совершение анализируемого преступления.

Учитывая сложность и многообразие проблем криминологической профилактики организации незаконной миграции, предлагаемые нами меры не могут носить исчерпывающего характера, выделим лишь наиболее важные из них.

В связи с тем что организация незаконной миграции принимает все более транснациональный характер, связанный с проявлениями терроризма, экстремизма, сепаратизма, что создает угрозу основам конституционного строя и безопасности РФ, предлагаем данное преступление отнести к разряду тяжких.

Это обстоятельство позволит сотрудникам оперативных подразделений организовывать и проводить весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий по документированию преступной деятельности групп, специализирующихся на организации незаконной миграции.

Практика показывает, что в настоящее время такой подход к организации и методике выявления, пресечения, раскрытия и расследования применяется только в случаях, когда организация незаконной миграции рассматривается как способ совершения тяжкого или особо тяжкого преступления, как дополнительное, сопутствующее противоправное деяние.

Эффективность профилактического воздействия на преступность во многом зависит от совместной согласованной деятельности субъектов профилактики.

Решение задач в области миграции требует задействования ряда правоохранительных органов (МВД, ФСБ, ФМС, МИД, органов пограничного контроля ФСБ России и др.), что обусловливает необходимость выстраивания целостной системы взаимодействия по данному направлению деятельности.

Такое взаимодействие должно предусматривать:

обмен оперативной информацией по данному направлению деятельности;

создание общих консультационно-методических и информационных служб, способствующих интегрированию всех субъектов деятельности в единую систему;

осуществление практики совместного тематического планирования мероприятий, согласования программ и графиков работ с последующим подведением итогов проделанной работы;

разработку и проведение в пределах своей компетенции совместных мероприятий по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений в сфере миграции;

Организация незаконной миграции

Организация незаконной миграции (

за наиболее опасное деяние, способствующее интенсификации незаконных миграционных процессов, повышению концентрации лиц, незаконно находящихся на территории страны. Объективная сторона — незаконные приобретение или сбыт, т.е. для наличия состава достаточно совершить какое-либо из этих действий, причем виновными признаются оба участника сделки (необходимое соучастие).

Способы завладения — тайно, открыто, путем обмана, с насилием или угрозой его применения.

Статья 322

и средней (ч. 2) тяжести. 4. Основными объектами преступного посягательства являются установленный законом порядок пересечения Государственной границы РФ, пребывания в Российской Федерации иностранцев и лиц без гражданства. Факультативные объекты — безопасность граждан Российской Федерации, экономические и прочие внутригосударственные отношения.

5. Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия, заключающегося в организации: а) въезда в Российскую Федерацию иностранного гражданина и (или) лица без гражданства либо б) пребывания этих лиц в Российской Федерации, а равно в) транзитного проезда указанных лиц через территорию РФ без действительных документов или без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ.

О некоторых мерах предупреждения организации незаконной миграции

С. 30]. Предупреждение преступности дает возможность решать задачи борьбы с нею наиболее гуманными способами, с наименьшими издержками для общества, в частности, без включения на полную мощность сложного механизма уголовной юстиции и без применения такой формы государственного принуждения, как уголовное наказание [4.

С. 121]. Общее предупреждение — это система мер по устранению причин и условий, воздействующих на все население или его группы, выделяемые по экономическим, социальным и иным критериям, создающих вероятность преступного поведения практически всех представителей этих социальных групп.

1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации —

наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Организация незаконных въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию РФ может выразиться в создании организованной группы или преступного сообщества для осуществления незаконной миграции, планировании их деятельности, подборе соучастников, распределении ролей между ними, обеспечении их необходимыми средствами, руководстве незаконным пересечением Государственной границы РФ.

Преступление может быть совершено на территории России или за ее пределами (см. комментарий к ст. 12).

5. Квалифицированными видами преступления являются: а) совершение деяния, предусмотренного ч.

1 ст. 322.1, организованной группой (см.

комментарий к ст. 35); б) в целях совершения преступления на территории РФ.

Объективная сторона организации незаконной миграции (ст

».1 В Словаре русского языка под организацией понимается «организованность, хорошее, планомерное, продуманное устройство, внутренняя дисциплина».2 На наш взгляд, применительно к рассматриваемой норме нельзя рассматривать понятие организации незаконной миграции без составляющих ее — незаконного въезда, пребывания и транзитного проезда. По нашему мнению, в термин «организация» вкладывается совершение различных, заранее обдуманных действий, направленных в большинстве своем на извлечение собственной выгоды путем создания условий для незаконного пересечения границы именно третьими лицами.

В науке не определено пока точное понятие «въезд».

Читать еще:  Судебная практика по ст 19

, Федеральные законы от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 «О вопросах Федеральной миграционной службы» ; Постановление Правительства РФ от 16.08.2004 N 413 «О миграционной карте» (в ред. от 06.05.2006) . ——————————— СЗ РФ.

Комментарии к СТ 322

иностранными гражданами являются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства. Лица с двойным гражданством (одно из которых российское) не предусмотрены в данном составе преступления.

Лицо без гражданства в соответствии со ст. 3 Федерального закона — это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства. ——————————— Российская газета.

О некоторых мерах предупреждения организации незаконной миграции

В статье уделено внимание на некоторые проблемные моменты в предупреждении организации незаконной миграции и вносятся предложения правового характера по их разрешению. Ключевые слова: предупреждение преступности, организация незаконной миграции, правовые меры предупреждения. Борьба с преступностью является одной из важнейших проблем современности, поскольку существуя и функционируя в обществе, преступность пронизывает различные его сферы, различные общественные отношения, оказывая на них дестабилизирующее воздействие. Предупреждение преступности выступает основным направлением борьбы с ней с позиции обеспечения спокойствия, безопасности, общественной стабильности, прав, свобод и законных интересов граждан.

В науке «криминология» предупреждение преступности характеризуется как многоуровневая система мер государственного и общественного характера, которые ориентированы на выявление, ослабление и устранение причин и условий преступности, преступлений некоторых видов и отдельных деяний. Кроме того, система мер направлена на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условиям жизни либо поведению которых характерна данная возможность [4, с.185]. В настоящее время состояние и динамика преступности в нашей стране демонстрируют, что Россия развивается (как и другие страны), по закону социальной закономерности. Особенности тенденций преступности сопряжены с большими проблемами, с которыми страна столкнулась на пороге ХХI века [1, с.61]. В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, одной из таких проблем в новом тысячелетии для России стала незаконная миграция.

Поэтому представляется целесообразным рассмотреть некоторые проблемные моменты в предупреждении общественно-опасного ее проявления – организации незаконной миграции и внести конструктивные предложения по их разрешению. Исходя из положений Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года в области противодействия незаконной миграции совершенствование правовой базы является основополагающим направлением [3]. В этой связи правовые меры предупреждения организации незаконной миграции выступают на первый план и заслуживают особого внимания. В настоящее время в миграционной сфере действуют около 800 законов, еще ряд законопроектов находится в разработке. Безусловно, все они пересекаются и взаимодействуют между собой. Это препятствует «прозрачности» самого законодательства и затрудняет его применение на практике.

Как верно отмечает Ромодановский К. О.: «В настоящее время законодательство в сфере миграции регулирует такие разнопорядковые явления как гражданство, временная трудовая занятость иностранных граждан, свобода передвижения российских граждан, вопросы предоставления временного убежища и т. п. Принятые в разное время, для оперативного решения актуальных на тот период времени задач нормативно правовые акты устаревают, вносятся многочисленные поправки, которые могут вызывать противоречия с другими законами и подзаконными актами – приходится и в них вносить изменения. Систематизировать этот массив, свести в единый нормативный правовой акт, лишенный пробелов, способствующий повышению эффективности правоприменения – вот предстоящая задача органов государственной власти».

В этой связи кодификация миграционного законодательства, т. е. создание единого Миграционного кодекса Российской Федерации, который структурирует всю миграционную законодательную базу, будет являться важным шагом на пути формирования упорядоченного, беспробельного и эффективного законодательства, что в свою очередь внесет ощутимый вклад в дело борьбы с преступностью, связанной с незаконной миграцией. Отметим, что современное миграционное законодательство является одним из динамично развивающихся отраслей национального законодательства, поэтому кроме его упорядочения и систематизации, для его правильного понимания и точного исполнения, в первую очередь со стороны иностранных «гостей», на наш взгляд, было бы целесообразным предусмотреть правовое информирование таких лиц об основных требованиях к законному нахождению и трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Нередко из-за элементарного незнания основных положений российского миграционного законодательства мигранты оказываются вне рамок правового поля. Поэтому неслучайно усиление информационной и разъяснительной работы с гражданами в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации признано вышеуказанной Концепцией одним из основополагающих направлений в области противодействия незаконной миграции.

В этой связи следовало бы на законодательном уровне обязать администрации авто-, аэро-, железнодорожных, речных и морских вокзалов (портов), принимающих рейсы международного сообщения, осуществлять информационное оповещение иностранных пассажиров по вопросам соблюдения миграционного законодательства по согласованию с органами ФМС России. Исходя из возложенных задач и предоставленных полномочий Федеральная миграционная служба, Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральная пограничная служба ФСБ России находятся в авангарде специальных государственных органов, в чьи прямые обязанности входит реализация мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, где большое значение отводится контрольной и надзорной деятельности.

Вполне закономерно, насколько четко будут определены права и обязанности указанных субъектов, а также отрегулированы механизмы реализации предоставленных им полномочий, настолько результативно и эффективно с их стороны будет предупреждение, выявление и пресечение нарушений в миграционной сфере, в т. ч. носящих общественно-опасный характер [5, с.606]. В заключении хотелось бы отметить, что борьба с негативными, общественно-опасными проявлениями в миграционной сфере, включающая в себя и предупредительные меры, требует дальнейшего правового совершенствования. От того насколько четко будет отлажен правовой механизм регулирования миграционных процессов, в т. ч. осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере миграции, настолько стабильней будет порядок и безопасность в российском обществе и государстве.

Читать еще:  Восстановление пропущенного срока на наследство через суд

CRIME.VL.RU

2008-12-16

12-14 ноября 2008 в г. Москва состоялась международная конференция

«Международное сотрудничество в сфере противодействия торговле детьми и детской порнографии». В конференции приняли участие депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций, средств массовой информации, ученые, международные эксперты из Италии, Франции, США, Казахстана, Таджикистана.

2008-10-24

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ ЖЕРТВАМ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ».

Межпарламентская Ассамблея государств – участников
Содружества Независимых Государств

Дата принятия: 3 апреля 2008
Внесен: Постоянная комиссия по вопросам обороны и безопасности
Опубликован: Информационный бюллетень МПА СНГ, 2008, № 42

Настоящий Закон, исходя из необходимости приоритетного обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов жертв торговли людьми, особенно женщин и детей, в соответствии с конституцией государства и общепризнанными принципами и нормами международного права, принимая во внимание Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми,

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ.

Дата принятия: 3 апреля 2008
Внесен: Постоянная комиссия по вопросам обороны и безопасности
Опубликован: Информационный бюллетень МПА СНГ, 2008, № 42

Настоящий Закон, в соответствии с конституцией государства – участника Содружества Независимых Государств, общепризнанными принципами и нормами международного права,

2007-07-13

Отчет о тренинге «Противодействие торговле людьми на федеральном и региональном уровнях»

Тренинг прошел 5 июля в рамках Четвертой сессии Летней Школы Владивостокского Центра по изучению организованной преступности

2007-04-17

Отчет о семинаре-тренинге в г. Уссурийске

4 апреля 2007 г. в г. Уссурийске состоялся семинар-тренинг

«Противодействие торговле людьми на федеральном и региональном уровнях», в котором приняли участие следователи и оперативные сотрудники УВД г.Уссурийска, а также преподаватели и курсанты школы МВД.

2007-04-02

Информация о семинаре-тренинге

«Противодействие торговле людьми на федеральном и региональном уровнях»
16-17 марта 2007, г. Хабаровск.

Семинар-тренинг был проведен для сотрудников Дальневосточных СМИ и при поддержке Транснационального Центра по изучению организованной преступности и коррупции.

2007-03-30

Информация о тренинге

Следующий семинар-тренинг «Противодействие торговле людьми на федеральном и региональном уровнях» для сотрудников правоохранительных органов пройдет в г. Уссурийске 3 апреля 2007.

Отчет о семинаре тренинге «Противодействие торговле людьми на федеральном и региональном уровнях»

27 марта 2007 г. Ерохина Л.Д. и Коваленко С.В. провели в УВД г. Находки семинар-тренинг «Противодействие торговле людьми на федеральном и региональном уровнях», в котором приняли участие следователи и оперативные сотрудники УВД г. Находки. Ерохина Л.Д. осуществляла тренерские функции, Коваленко С.В. – организационные.

2007-02-16

Последние новости

5 февраля 2007 г. посольстве США в Москве состоялась рабочая встреча сотрудников департамента юстиции посольства, представителей рабочей группы по противодействию торговле людьми при Законодательном Собрании Государственной Думы РФ и представителей Госдепарамента США.

Доклад по противодействию сексуальной эксплуатации

Это первый комплексный анализ проблемы сексуальной эксплуатации и надругательства по вине миротворческого персона ООН
Полный текст
Также представляем «Доклад о специальных мерах по защите от сексуальной эксплуатации»
Полный текст

И «Бюллетень о специальных мерах по защите от сексуальной эксплуатации»
Полный текст

Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН

Всеобъемлющий обзор стратегии ликвидации в дальнейшем сексуальной эксплуатации и надругательства при операциях Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. Весь текст

Отчет совета безопасности ООН

Операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. На этом заседании Совет Безопасности заслушает брифинг Советника Генерального секретаря по вопросу о сексуальной эксплуатации и надругательствах со стороны миротворческого персонала операций по поддержанию мира. Полный текст

Уголовная ответственность должностных лиц и экспертов в командировках ООН

Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 18 декабря 2006.

2007-01-31

Торговля людьми и рабский труд: нормативно-правовое и социальное противодействие

Основная тема книги – торговля людьми. Авторы статей, представленных в ней, подготовлены независимыми экспертами, исследователями, практическими работниками правоохранительных органов. Они затрагивают различные аспекты и проблемы торговли людьми: в частности криминологические, законодательные, превентивные. В книге представлены также некоторые результаты работы неправительствен-ных организаций по противодействию торговле людьми. Один из разде-лов книги посвящен криминальной миграции, являющейся основой внешней торговли людьми. Авторы предпринимают попытку сформулировать ряд рекомендаций органам государственного управления, целью которых является усиление борьбы с торговлей людьми и органи-зованной преступностью в целом.

Методические рекомендации по расследованию организации незаконной миграции

Методические рекомендации
по расследованию организации незаконной миграции
(ст. 322-1 УК Российской Федерации)

В январе были проведены 2 встречи с представителями Владивостокского офиса ABA/CELLI Кристен Боменген (руководитель) и Ариной Хитриной (координатор программ). Были обсуждены вопросы проведения тренингов для сотрудников правоохранительных органов, план тренингов и организационные вопросы

Новый сайт по противодействию торговле людьми

Саратовский Центр TraCCC открыл сайт, посвященный проблеме торговли людьми: http://sartraffic.sgap.ru/

Наши контакты

Контакты:
Руководитель проекта Ерохина Людмила Дмитриевна — тел: (4232) 404-074 e-mail: lyudmila.erokhina@vvsu.ru
Владивостокский Центр по изучению организованной преступности: тел: (4232) 515-329 e-mail: law@ext.dvgu.ru

Библиография по проблеме торговли людьми

Представляем библиографию составленную исследователями Владивостостокского Центра

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector