О кодексе этики наблюдателей на выборах

О кодексе этики наблюдателей на выборах

Одобрен
Уполномоченным по правам человека
в Псковской области

«______» сентября 2016

Одобрен
на заседании Избирательной комиссии
Псковской области
«______» сентября 2016
_________________Д.В.Шахов
______________Председатель Н.Ю. Цветков
КОДЕКС ЭТИКИ (проект)

наблюдателей региональных отделений политических партий,

осуществляющих свою деятельность на выборах 18 сентября 2016 г.

на территории Псковской области

Настоящий Кодекс определяет основополагающие принципы этических норм и правил, которые добровольно принимают на себя региональные отделения политических партий при назначении граждан (наблюдателей), которые должны будут следовать этим правилам при осуществлении наблюдения на выборах 18 сентября 2016 года на территории Псковской области.

§ 1. Общие положения

1. Целью настоящего Кодекса является:

— содействие в обеспечении избирательных прав граждан и повышению их доверия к выборам, в том числе осуществление избирателями процедуры свободного, добровольного и тайного голосования, основанного на общепризнанных демократических принципах;

— установление этических принципов поведения наблюдателей при взаимодействии с членами избирательных комиссий и гражданами (избирателями);

— установление эффективного взаимодействия между наблюдателями и членами избирательных комиссий по созданию и обеспечению наилучших условий проведения выборов в местах голосования граждан (избирателей), предотвращение нарушения законодательства Российской Федерации о выборах.

Под наблюдателем в настоящем Кодексе понимается гражданин Российской Федерации, уполномоченный региональным отделением политической партии осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.

2. Задачами Кодекса являются:

— определение основных этических принципов поведения в день голосования, которыми должны руководствоваться наблюдатели от политических партий на выборах 18 сентября 2016 года, с тем, чтобы их деятельность соответствовала действующему законодательству, содействовала обеспечению достоверности учета волеизъявления граждан при проведении выборов;

— внедрение этических принципов поведения в повседневную практику работы наблюдателей, назначаемых региональными отделениями политических партий, их кандидатами;

— обеспечение квалифицированного и беспристрастного, честного и добросовестного наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельности комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая оценку деятельности комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.

3. Основными принципами поведения наблюдателей политических партий при осуществлении его деятельности являются:

— признание, соблюдение и защита избирательных прав и свобод гражданина;

— уважение и соблюдение законных интересов всех избирателей, других участников избирательного процесса;

— компетентность и ответственность наблюдателей перед политическими партиями, интересы которых они представляют.

4. Соблюдение данного Кодекса должно быть внутренним убеждением наблюдателя, должно способствовать укреплению доверия общества к избирательной системе, его уверенности в том, что обеспечивается компетентное, независимое и беспристрастное наблюдение за процедурой голосования и подсчетом голосов избирателей.

§ 2. Права и обязанности наблюдателей политических партий.

1. При осуществлении своей деятельности в день голосования наблюдатели политических партий, соблюдая тактичность и вежливость, вправе:

— знакомиться со списками избирателей, участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

— с момента начала работы участковой комиссии в день голосования (не менее чем за один час до начала голосования) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка,

— наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;

— присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

— наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней;

— наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей;

— знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;

— наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;

— обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

— знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;

— носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также наименования политической партии, направивших наблюдателя в комиссию.

— обжаловать в порядке, установленном Федеральным законом, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;

— присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях;

— производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии. При этом осуществление фото- и (или) видеосъемки и используемых фотокамер не должно беспокоить или не отвлекать каким-либо образом избирателей, пришедших на избирательный участок для голосования. При обращении избирателя по данному поводу наблюдатель обязан предпринять меры, чтобы устранить созданные для избирателя препятствия проведением фото- и (или) видеосъемки.

При осуществлении наблюдения за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке либо фото- и (или) видеосъемки расстояние (по периметру) между наблюдателями и столами, где находятся бюллетени, должно быть не меньше одного метра, но не более 1.5 метра. При этом решение председателя участковой комиссии это расстояние может быть уменьшено.

Читать еще:  Отдадут ли пенсию если человек умер накануне

2. При осуществлении своей деятельности наблюдатели политических партий в день голосования обязуются:

— не приходить на избирательный участок в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность;

— находиться на избирательном участке в опрятной одежде;

— соблюдать действующее законодательство, правила поведения, устанавливаемые настоящим Кодексом;

— быть вежливым, корректным и тактичным в обращении со всеми участниками избирательного процесса;

— не допускать конфликтных ситуаций;

— сотрудничать с членами избирательной комиссии, наблюдателями других партий и СМИ, не нарушая порядок проведения голосования и не создавая неудобств для избирателей, находящихся на избирательном участке;

— не препятствовать свободному волеизъявлению граждан и тайному голосованию;

— принимать меры по предотвращению любых форм коррупции и подкупа избирателей, с целью нарушения законодательства о выборах, сообщая об этом в правоохранительные органы и председателю участковой комиссии, а также уполномоченному представителю политической партии, назначившей наблюдателя;

— не распространять (не публиковать) недостоверную информацию о ходе голосования и работе участковой комиссии;

— не выдавать избирателям бюллетени;

— не расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;

— не заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени;

— не предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

— не принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

— не совершать действия, препятствующие работе комиссии;

— не проводить агитацию среди избирателей, включая раздачу избирательные материалы и символику партий;

— не участвовать в принятии решений соответствующей комиссией;

— бережно относиться к имуществу участковой избирательной комиссии;

— на избирательном участке не потреблять (распивать) алкогольную и спиртосодержащую продукцию, либо наркотические средства или психотропные вещества, а также новые потенциально опасные психоактивные или одурманивающие веществ;

— избегать всего, что могло бы умалить авторитет наблюдателя, его честность и беспристрастность, подорвать доверие со стороны граждан к его деятельности, а также причинить ущерб репутации наблюдателя и назначившей его политической партии.

§ 3. Заключительные положения

1. Настоящий Кодекс вступает в силу с момента его подписания руководителем регионального отделения политической партии и обязателен для исполнения членами и наблюдателями этих политических партий.

2. Решение о подписании Кодекса (или отзыве своей подписи) региональными отделениями политических партий принимается добровольно.

3. Текст Кодекса и информация о том, какие региональные отделения политических партий его подписали, публикуется Избирательной комиссией Псковской области в средствах массовой информации и на официальных сайтах комиссии и Уполномоченного по правам человека в Псковской области.

4. В целях реализации настоящего Кодекса Уполномоченным по правам человека в Псковской области совместно с Избирательной комиссией Псковской области проводит для кандидатов, планируемых к назначению наблюдателями от политических партий, несколько семинаров, посвященных основам законодательства о выборах, правах и обязанностях наблюдателей, установленных действующим федеральным и региональным законодательством с выдачей соответствующего сертификата.

5. Избирательная комиссия Псковской области до 1 сентября 2016 года определяет примерную форму (типовую форму) для удостоверения полномочий наблюдателя, выдаваемой избирательным объединением (региональным отделением политической партии), интересы которых представляет данный наблюдатель.

6. Региональные отделения политических партий при подборе кандидатов для назначения наблюдателями принимают решения, как правило, с учетом прохождения кандидатом подготовки и возможности соблюдения им принципов, установленных настоящим Кодексом.

7. Региональные отделения политических партий при принятии решения о назначении наблюдателя должны ознакомить его с настоящим Кодексом под роспись, и одновременно с решением о назначении вручить наблюдателю копию Кодекса.

8. Зарегистрированные кандидаты, вправе присоединиться к подписанию настоящего Кодекса.

Более 1000 общественных организаций приняли Этический кодекс общественного наблюдателя

На сайте общественныйнаблюдатель.рф опубликован этический кодекс общественного наблюдателя. В кодексе отражены главные принципы, на которые должно опираться общественное наблюдение. Там особо отмечается, что в основе такого наблюдения лежат Конституция и законы РФ о выборах и референдуме, а само наблюдение должно быть открытым и носить политически нейтральный, беспристрастный и непартийный характер, на чем настаивает Секретарь ОП РФ Валерий Фадеев: «Наш корпус наблюдателей не политизирован, и наша цель — предельная чистота и открытость выборов, их легитимность».

В кодексе прописаны и методы, на которые опираются общественные наблюдатели: наблюдение должно основываться только на достоверных и верифицируемых фактах, а общая оценка избирательного процесса должна даваться наблюдателями коллегиально после определения результатов выборов. Вместе с тем, если общественные наблюдатели столкнутся с нарушением закона, они должны незамедлительно сообщить об этом избирательной комиссии или компетентному органу.

Для такого общественного наблюдения необходимо обеспечить высокий уровень компетентности и подготовленности наблюдателей. Именно поэтому ОП РФ и региональные общественные палаты уделяют большое внимание подготовке общественных наблюдателей. Более того, все они вместе с общественными организациями принимали активное участие в разработке Этического кодекса общественного наблюдателя, отмечает заместитель руководителя рабочей группы ОП РФ по мониторингу реализации избирательных прав граждан Максим Григорьев.

«Этический кодекс общественного наблюдателя разработан Общественной палатой с привлечением общественных организаций и при непосредственном участии региональных общественных палат. Более того, можно сказать, что он прошел всенародное обсуждение: сотни региональных общественных организаций по всей стране изучали этот документ, готовили свои добавления и приняли в качестве основы для своей работы. На данный момент более тысячи общественных организаций по всей стране сообщили о том, что они будут придерживаться нашего Этического кодекса при наблюдении за выборами. Мы обращаемся ко всем организациям в сфере контроля за выборами и призываем их присоединиться к Этическому кодексу, разработанному Общественной палатой и рядом федеральных общественных организаций», — подчеркнул член ОП РФ.

Читать еще:  Вступить в наследство квартиры после смерти

Честность, добросовестность, уважение законных интересов участников избирательного процесса — основные принципы, которыми, согласно кодексу, должны руководствоваться участники общественного наблюдения.

Этический кодекс общественного наблюдателя на выборах

1. Общественное наблюдение и контроль на выборах осуществляются на основе соблюдения Конституции и законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме. Его участники не допускают нарушения указанного законодательства и следят за его соблюдением всеми участниками процесса выборов.

2. Общественное наблюдение за выборами носит политически нейтральный, беспристрастный и непартийный характер. Его участники воздерживаются от любых оценок, высказываний и использования символики и иных действий, которые могут быть истолкованы как оказание предпочтения, симпатии или антипатии политическим силам и кандидатам.

3. Общественное наблюдение носит гласный и открытый характер. Все документы, полученные в ходе наблюдения, материалы, факты и данные, полученные в процессе наблюдения, результаты проверки этих данных, а также проводимые мероприятия, оценки, выводы и рекомендации по итогам наблюдения носят гласный и публичный характер и свободно предоставляются общественности и средствам массовой информации.

4. Общественное наблюдение основывается на использовании объективной и достоверной информации. Его участники основываются на достоверных и верифицируемых фактах и отказываются от использования ложной или непроверенной информации. Общая оценка избирательного процесса осуществляется наблюдателями коллегиально после определения результатов выборов и основана на анализе хода избирательной кампании, хода голосования и подсчета голосов.

5. Основной целью общественного наблюдения является содействие реализации избирательных прав граждан. Общественные наблюдатели, выявив признаки нарушения закона, должны незамедлительно проинформировать соответствующую избирательную комиссию или иной компетентный орган, предпринять иные меры, направленные на их устранение или пресечение нарушений закона.

6. Общественное наблюдение предполагает обеспечение необходимого уровня компетентности и подготовленности наблюдателей, включая организацию изучения российского избирательного законодательства и процедуры выборов. Общественное наблюдение выполняет важную образовательную функцию, способствуя правовому образованию избирателей. Общественные наблюдатели также способствуют достоверному информированию граждан России о законодательстве Российской Федерации о выборах и референдуме и порядке реализации избирательных прав граждан.

7. Участники общественного наблюдения руководствуются принципами честности и добросовестности, уважения законных интересов участников избирательного процесса, поддерживают авторитет Общественной палаты Российской Федерации и общественных палат субъектов Российской Федерации и осознают высокую общественную значимость выполняемых ими функций.

«Как победить фейки»: В России предлагают ввести кодекс этики для наблюдателей на выборах

Сразу несколько российских регионов вот-вот начнут уже потихоньку въезжать в предвыборные кампании разного уровня. До Единого дня голосования, который состоится 8 сентября, остается меньше пяти месяцев. Напомним, в этом году пройдут дополнительные выборы депутатов Госдумы , в 18 субъектах РФ выберут новых губернаторов (в 16 — через прямые выборы, в 2 — через голосования в местных парламентах), в 13 — депутатов региональных законодательных собраний. Начинают готовиться к выборам и многочисленные наблюдатели, общественные организации, которые следят за законностью избирательного процесса. Они-то и обращают внимание на негативную тенденцию последних лет — в дни голосований в соцсетях и некоторых СМИ начинается массированный вброс фейков. Якобы правдивых сигналов о нарушениях и даже преступлениях на выборах, которые при проверке оказываются полным пшиком. В последние годы подобных сообщений-«пустышек» становится так много, что они просто отвлекают добросовестных наблюдателей от реальной работы — вместо того, чтобы выявлять реальные нарушения, тысячи людей заняты перепроверкой фейков.

В агентстве ТАСС сегодня состоялся круглый стол, посвященный этой проблеме. Член Общественной палаты РФ, директор Фонда исследования проблем демократии (ФИПМ) Максим Григорьев рассказывает, что все сообщения о нарушениях можно условно разделить на несколько категорий. Амплитуда — от реальных нарушений до откровенной дискредитации, ошибочной или, что чаще, сознательной. Как раз последняя категория сигналов — к сожалению, самая многочисленная.

— Таких примеров все больше и больше, — говорит Григорьев . — Источниками таких «новостей» становятся соцсети или политические деятели, партии, которые преследуют свои интересы.

Эксперт приводит примеры, анализируя работу сайта «Карта нарушений на выборах», который вроде как агрегирует все подобные сигналы по стране.

— Однако уже много раз сталкивались с тем, что в их ленту попадают сообщения, которые дословно повторяют посты, например, годичной давности, — продолжает Максим Григорьев. — Самое интересное, что ни одно из подобных сообщений администрация сайта не проверяет. В Тюмени студент провел эксперимент — выдумал «факт нарушения», указав участок на несуществующей улице, в несуществующей школе. И эта информация была опубликована! А ведь такие фейки часто подхватывают и СМИ, некоторые выпускают, тоже не проверяя.

По словам эксперта, по всем таким сообщениям оперативно проводятся проверки. И?

— Каждый такой пост снабжается надписями: «Нарушение на выборах!», — говорит глава ФИПМ . — Разбираем. На одном участке женщина жалуется на то, что в помещении душно и тесно, очередь. На другом — что члену участковой комиссии стало плохо, ее увезла скорая помощь и из-за этого якобы никто не сможет посчитать голоса. Да, на местах могут быть какие-то проблемы с организацией, но на нарушения они никак не тянут. На выборах губернатора Хабаровского края кандидат Сергей Фургал (выборы он вы итоге, кстати, выиграл, — Авт.) снимает видео, как он приехал на избирательный участок, а там двери закрыты. Если это правда, — это было бы уголовное дело. Но наблюдатели мчат на место и оказывается, что участок работает. А Фургал пришел с черного входа и пытался войти в закрытую дверь.

Читать еще:  Наследство по завещанию документы

Еще один кейс — по «сенсациям» блогера Сергея Шпилькина, который занимается анализом электоральной статистики.

— Этот деятель после выборов президента опубликовал пост: «А вот адская история. Спб. Общественная палата направляет старшеклассников наблюдателями на избирательный участок в школе, а потом педагоги к ним применяют санкции». Мол, детей начинают травить за то, что они якобы не обеспечили некий результат. Мы связываемся с обоими — это парень и девушка. И оба удивлены: никакой травли не было, наоборот, в школе их даже похвалили, сообщения в СМИ о «санкциях» называют провокацией.

Подобные примеры можно разбирать часами. Бывает, что распространять подобные фейки невольно «помогают» и наблюдатели. Не разобравшись, не проверив, делают перепосты, а дальше чьи-то выдумки разлетаются в Сети.

— Мы разработали Кодекс этики общественного наблюдателя, в котором как раз прописывается, что человек должен прежде всего проверить правдивость информации, — говорит Максим Григорьев.

Предполагается, что его подпишут 150 тысяч наблюдателей, которые регулярно участвуют в выборных кампаниях от двух тысяч различных общественных организаций.

Член научно-экспертного совета при ЦИК России, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод отметил, что во многих странах за распространение подобных фейков установлена серьезная ответственность.

— Жесткие меры в виде больших штрафов действуют в Германии , Индии , Малайзии , во Франции изучают этот вопрос, — говорит Брод. — В странах Юго-Восточной Азии могут дать вплоть до лишения свободы. Но я считаю, что нам лучше всего идти по пути просвещения. Нужно объяснять людям, какие бывают «утки», что не стоит верить каждому сообщению, все нужно проверять. Думаю, справки по фейкам, которые имели место быть в различных выборных кампаниях, мы должны включить в методички для общественных наблюдателей и журналистов.

Новости

МОСКВА, 16 апр — РАПСИ. Как отличить достоверные сообщения о нарушениях на выборах от ложных, кто распространяет фейковую информацию и как с ней бороться, обсудили эксперты во вторник на круглом столе, посвященном проблемам общественного наблюдения на выборах.

«Мы неоднократно сталкивались с ситуацией, когда в социальных сетях и в заявлениях политиков и общественных организаций присутствует много информации, которая очень далека от того, чтобы называть ее сообщениями о нарушениях», — сказал член Общественной палаты (ОП) РФ, директор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев.

Личные интересы

По мнению Григорьева, поток необоснованных жалоб зачастую исходит от заинтересованных лиц. «Как правило, в этом виноваты политические партии или сами кандидаты, которые, исходя из своих политических интересов, распространяют или вбрасывают ложную информацию. Мы понимаем, что они заинтересованы в определенных целях и готовы приукрасить те или иные факты. Безусловно, это нужно проверять», — сказал Григорьев. По его мнению, еще одна проблема связана с общественными структурами, которые намеренно или случайно распространяют недостоверную информацию, не проверяя ее.

Сопредседатель движения «Россия выбирает» Елена Бабченкова также отметила проблему разделения настоящей и ложной информации. «Мы следим за выборами с 2015 года и за это время успели стать наблюдателями в более чем половине субъектов РФ, на данный момент в нашем активе около 10 тысяч человек. Уже сейчас мы начинаем готовиться к выборам, которые пройдут в сентябре этого года, и думаем, как мы будем разбираться во всей той информации, которая публикуется. Действительно, с развитием интернета и социальных сетей стало появляться все больше и больше сообщений о том, как проходят выборы. По нашей практике, примерно половина таких сообщений о нарушениях после проверки не подтверждаются», — сказала Бабченкова.

Дело чести и совести

В ходе круглого стола член научно-экспертного совета при ЦИК России, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод выступил с инициативой создать специальную группу для проверки поступающей информации. «Тема очень важная, так как недостоверная информация становится одним из инструментов избирательных кампаний. Неслучайно ей уделялось внимание в ходе заседания Научно-экспертного совета при Центральной избирательной комиссии. В частности, я предложил создать рабочую группу экспертов и правозащитников, которые проверяли бы потоки этой информации на достоверность», — сказал Брод.

В свою очередь Григорьев напомнил, что среди общественных наблюдателей и общественных организаций был подписан кодекс этики. «У нас есть пункт, согласно которому общественное наблюдение основывается на использовании объективной и достоверной информации. Этот кодекс разделяет более 150 тысяч общественных наблюдателей и около 2 тысяч организаций. Мы активно призываем все заинтересованные структуры принять эти простые этические нормы и соответствовать им», — сказал общественник. В кодекс этики также входят правила, согласно которым общественное наблюдение и контроль на выборах осуществляется на основе соблюдения конституции и законодательства РФ и имеет политически нейтральный и беспристрастный характер.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector