Установка нестационарных торговых объектов на собственном участке

Как разместить киоск на своей земле

Для государства законодательно установлен порядок предоставления земельных участков для размещения на участке какого-нибудь некапитального сооружения – торгового павильона, автомастерской или киоска под ремонт часов или другие услуги. А что же делать собственникам земельных участков – физическим и юридическим лицам? Где для них прописаны процедуры размещения некапитальных объектов?

Очень часто в процессе своей хозяйственной деятельности предприниматели хотели бы сдать часть земли в аренду (или получить в аренду) для размещения на участке какого-нибудь некапитального сооружения – торгового павильона, автомастерской или киоска под ремонт часов или другие услуги.

Для государства законодательно установлен порядок предоставления земельных участков под такие объекты: ст. 39.33 Земельного кодекса РФ говорит о том, что на государственных и муниципальных земельных участках нестационарные объекты размещаются без оформления под них земельных участков и установления сервитутов. Единственное условие для размещения таких объектов на государственной земле – включение их в Схему размещения, утвержденную органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования (ст. 39.36 п. 1 Земельного кодекса РФ).

Вот и все условия. Казалось бы, чего проще: включили объект в схему размещения – и можно устанавливать на земельном участке хоть торговый киоск, хоть автомастерскую вне зависимости от градостроительной зоны (а в каждой градостроительной зоне, как мы знаем, установлены основные и вспомогательные виды разрешенного использования, которые правообладатель вправе выбрать сам, без получения на это дополнительных согласований и прохождения процедур, и условные виды использования, для получения которых необходимо пройти процедуру публичных слушаний) и вне зависимости от установленного на сегодняшний день вида разрешенного использования земельного участка.

То есть никакие процедуры государство не проводит: ему не надо менять или дополнять вид разрешенного использования земли, нет обязанности и необходимости получить условный вид использования земельного участка, если в данной градостроительной зоне, к примеру, размещение торговых объектов является условным видом, а для его получения надо пройти процедуру публичных слушаний и получения соответствующего разрешения, установленного ст. 39 Градостроительного кодекса РФ.

Однако вышеописанный упрощенный порядок размещения нестационарных (некапитальных) сооружений и объектов распространяется исключительно на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

А что же делать собственникам земельных участков – физическим и юридическим лицам? Где для них прописаны процедуры размещения некапитальных объектов?

Все градостроительные регламенты (в том числе и регламент получения разрешения на условный вид использования земельного участка на основании ст. 37, 39 Градостроительного кодекса РФ, получение разрешения на строительство – ст. 51 Градостроительного кодекса РФ) направлены на регулирование оборота объектов капитального строительства.

Земельный кодекс, как уже было указано выше, устанавливает порядок размещения таких объектов только на государственной земле, ничего не говоря о размещении некапитальных, нестационарных объектов и сооружений на земельных участках, находящихся в частной собственности.

А ведь в Российской Федерации действует принцип равенства всех перед законом и судом. Данный принцип закреплен как в Конституции РФ (ст. 19), так и в гражданском законодательстве –ст. 124 ГК РФ, где прямо указано, что «Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами».

То есть напрашивается очевидный вывод, что собственники земельных участков – физические и юридические лица, как и государство, могут размещать на своих земельных участках объекты некапитального строительства, временные сооружения, нестационарные павильоны без получения каких-либо дополнительных процедур, согласований и смены разрешенного использования своих земельных участков.

Было бы все так просто…

В данном случае принцип равенства всех сторон (государства и частных лиц) в гражданских и земельных правоотношениях почему-то не применяется на практике. Скорее, даже наоборот. Для государства одни принципы, а для частника предусмотрены только карательные меры.

И если собственник земельного участка разместит на своей земле подобный (некапитальный) объект, а разрешенное использование своей земли не приведет в соответствие с размещенным объектом, у него образуется состав административного правонарушения согласно п. 1 ст. 8.8. КоАП РФ: использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием влечет наложение административного штрафа.

А что самое печальное в этой ситуации, штраф будет наложен, к примеру, для юридических лиц в размере от 1,5% до 2% кадастровой стоимости всего земельного участка, но не менее 100 тыс. руб. И никто не будет брать в расчет, весь ли вы участок использовали не по целевому назначению, или на маленьком его кусочке поставили лоток для ремонта часов. Участок единый – штраф тоже. Как говорится, закон суров, но справедлив. А есть ли справедливость в данном случае? Ну государству, наверное, виднее, что ему можно делать, а что гражданам нельзя.

«Новых запретов нет». Интервью Виктора Агеева о запрете НТО на частных территориях

В марте дума внесла изменения в правила благоустройства и содержания города. Согласно документу, нестационарные торговые объекты запрещается устанавливать на частных участках, вид разрешенного использования которых не допускает подобного размещения. Нарушители будут обязаны самостоятельно демонтировать торговый объект, в ином случае их ожидает крупный штраф. Виктор Агеев, первый заместитель главы администрации Перми, рассказал, почему принято решение разработать этот документ.

Читать еще:  Инструкции по безопасности дорожного движения (бдд)

Виктор Геннадьевич, в адрес новой нормы звучат две основные претензии. Первая – администрация превышает свои полномочия, так как ограничивает право собственности. Вторая – власти нарушают антимонопольное законодательство, убирая конкурентов у других видов торговли. Как вы можете это прокомментировать?

– В процессе обсуждения документа сложились некоторые ошибочные стереотипы. Прежде всего, ни о каком всеобщем запрете на размещение нестационарных объектов на частных территориях речи не идет. Вид разрешенного использования предполагает, что земля должна использоваться по назначению. Например, в городе есть территории, где можно устанавливать жилые дома, но нельзя – промышленные помещения, или наоборот. Так же и с объектами нестационарной торговли: если вид разрешенного использования участка предполагает установку киоска, пожалуйста, размещайте.

Если кто-то считает, что территории многоквартирных домов предназначены для нестационарной торговли, то это не так – и законодательство совершенно четко об этом говорит. Даже если к настоящему времени сложилась практика, когда эта норма нарушалась, но за ней не следовало санкций, более законной эта деятельность не становится.

Почему изменения были внесены именно в правила благоустройства? На наш взгляд, это наиболее эффективный инструмент контроля над состоянием территорий, который позволяет достичь быстрых результатов.

А что касается конкуренции…

– Здесь то же самое. На муниципальных землях устанавливать НТО можно только в соответствии со схемой размещения. В Перми она есть, постоянно совершенствуется, и в ближайшее время мы опубликуем проект схемы, разработанной с новыми требованиями.

На частных землях объекты устанавливаются в соответствии с законодательством и его запретами. Если размешать НТО на земельных участках, где нет такого вида разрешенного использования, оно запрещено, то какое здесь воздействие на конкуренцию?

То есть киоски на территории домов не были законными еще до принятия новой нормы?

– Конечно. Все стороны, в том числе и ТСЖ, понимали, что территория жилого дома не предназначена для нестационарной торговли. Просто наказаний за это не следовало.

К слову, я ни разу не видел письма, в котором собственники жилья жаловались бы на невозможность установить киоски. Зато приходило множество обращений примерно такого типа: «У нас во дворе установили киоск, согласие на него мы не давали, голосование было организовано сомнительно, теперь по двору бегают крысы, а деньги идут непонятно куда». Это не повод подвергать сомнению обращения ТСЖ, которые появились в последнее время, но картина явно неоднозначная. Далеко не всегда киоски появляются по реальному волеизъявлению собственника.

Говорилось, что проект затронет более 800 объектов. У жителей домов, которые привыкли покупать в них товары, спрос никуда не пропадет. Как администрация планирует компенсировать эти потери?

– Именно поэтому мы увеличим количество мест в схеме НТО, особенно в периферийных районах, где не хватает стационарных объектов. Это позволит и удовлетворить сложившийся потребительский спрос, и даст возможность бизнесу продолжить свою деятельность.

На пленарном заседании городской думы депутат Вероника Куликова выступила против разделения действия нормы на два этапа по территориальному принципу. Почему это сделано?

– Изначально документ не предполагал такой этапности, она была внесена по итогам общественного обсуждения как правка, смягчающая нагрузку на бизнес. Не знаю, почему сейчас это стали расценивать как репрессивную меру.

Если дополнительные места на территориях города выставляются на торги только с июня, то справедливо сначала предоставить возможность разместить киоски законным способом, а потом реализовать запрет.

Общественность также опасается, что норма спровоцирует предпринимателей взамен нестационарных объектов строить капитальные, которые будут так же портить вид города.

– Мы поддерживаем появление торговых объектов. Разумеется, местные администрации и жители города хотят максимальных инвестиций, поэтому никто не собирается противодействовать коммерческой застройке города.

Строительство капитальных объектов серьезно регулируется, и если на частном участке появится магазин, построенный по всем требованиям, то это только приветствуется. На территории многоквартирных домов установить его будет невозможно точно так же, как НТО – в силу того, что участок не предназначен для такого использования.

Что касается эстетики, считаю, что магазин, построенный в соответствии со всеми требованиями, априори более уместен, чем никем не контролируемые киоски.

Минпромторг сообщил, что аналогичные подходы будут реализованы при размещении рекламных конструкций, которые возможно устанавливать только в соответствии со схемой. Планируются какие-то новые изменения в этой сфере на городском уровне?

– Никаких неожиданностей здесь нет. В этом году мы закончим работу над схемой рекламных конструкций. Также в этом году закончится большое количество договоров, заключенных пять лет назад в ноябре-декабре 2013 года. Распространители рекламы смогут участвовать в торгах и приобретать места в соответствии с новой схемой. Новшества появятся существенные, но сказать, что они какие-то спонтанные, нельзя, об этом было известно еще пять-шесть лет назад. В 2018 году работа в этой сфере просто должна финишировать.

В проекте документа указано, что запрет не действует на территории ярмарок и городских рынков. Это сделано, чтобы простимулировать данные виды торговли?

– Мы действительно ставим перед собой задачу увеличить количество ярмарочных мероприятий и розничных рынков. Предстоит сделать большой шаг – не только увеличить количество мероприятий, но изменить и подходы к работе. Во-первых, в этом году планируем сформировать график ярмарок на год вперед и сделать его общеизвестным, а также определить сложившиеся места, где есть трафик. Все потенциальные участники должны понимать, когда и где проходит ярмарка.

Читать еще:  О понятии и сущности кооперативной собственности

Найти участников ярмарки сейчас непросто?

– В общественном сознании сложился типаж фермера, который выращивает экологически чистую и дешевую продукцию и мечтает приехать в город, чтобы ее продать. Но на самом деле он прежде всего занят производством, и оторваться от фермы, чтобы приехать в выходные, – для него большая проблема. Кроме того, нужно арендовать торговое оборудование, проходить сертификационные процедуры, санитарный контроль.

И совсем не факт, что за эти выходные у него получится продать свой товар. Продукция фермеров зачастую совершенно великолепная, но не всегда привычная для потребителя из-за цены, внешнего вида.

Поэтому фермеры нуждаются в том, чтобы ярмарочная деятельность была предсказуемой. Чтобы они знали, что по его виду продукции в следующем году в Перми пройдет, например, 40 мероприятий. Тогда он сможет распланировать – выделить объем продукции для продажи, найдет оборудование, получит сертификат. И эти затраты – временные и денежные, скорее всего, окупятся.

Установка нестационарных торговых объектов на собственном участке

Ситуация: Клиент, являясь собственником земельного участка, принял решение разместить на нем торговый павильон. Вид разрешенного использования участка — «под организацию торговли», позволял ему использовать участок для размещения объектов торговли.

Начав возведение фундамента, он получил от местной администрации предписание остановить строительные работы до получения разрешения на строительство. Параллельно началась прокурорская проверка.

Вопрос: Требуется ли для возведения торгового павильона разрешение на строительство?

Ответ: В описанной ситуации для строительства торгового павильона Клиента получение разрешения на строительство не требовалось. Т.к. по своим техническим характеристикам указанный объект является объектом нестационарной торговли.

Обоснование ответа: Право застройщика на возведение объекта капитального строительства удостоверяется разрешением на строительство. Такой документ застройщик может получить в порядке, установленном статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Однако не во всех случаях законодательство требует получение разрешения на строительство. Например, часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации говорит о том, что не требуется получать разрешение на строительство для возведения киосков, навесов и других объектов, которые капительными не являются.

Так что же отличает капитальный объект от некапитального?

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 03.12.2008 г. № 9-Г08-19, правовые понятия объект капитального строительства и объект недвижимости тождественны. Это означает, что некапитальные объекты недвижимостью не являются.

Понятие недвижимого имущества содержится в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее — «ГК РФ»), согласно которой к недвижимым вещам относятся все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, отраженной в п. 38 Постановления Пленума от 23.06.2015 года № 25, при разрешении вопроса о признании объекта недвижимой вещью необходимо установить, что на нем по крайней мере полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы.

Таким образом, наиболее существенной технической характеристикой объекта, позволяющей квалифицировать его в качестве недвижимости, является наличие фундамента и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.

С другой стороны, законодатель ввел в оборот понятие нестационарного торгового объекта. Примечание к пункту 3.14. «ГОСТ Р 51773-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 771-ст), раскрывая понятие нестационарный торговый объект, относит к ним павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы и иные временные торговые объекты. При этом указанный ГОСТ Р, не раскрывает ответа на другой интересный вопрос.

Чем же стационарный павильон отличается от нестационарного?

«Нестационарный торговый объект — торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение…».

пп. 6) ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

Аналогичным образом данный термин раскрывается в «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст).

Местное законодательство, дополняя терминологию, уточняет какими техническими характеристиками должны обладать нестационарные торговые объекты. Например, Правила благоустройства территории Истринского муниципального района Московской области (утв. Распоряжением Министерства ЖКХ МО от 20.07.2015 г. № 158-РВ) содержат следующее определение:

«Объекты, не являющиеся объектами капитального строительства (некапитальные объекты), — объекты, для размещения которых не требуется оформление разрешения на строительство, выполненные из легковозводимых конструкций без заглубленных фундаментов, коммуникаций и подземных сооружений, сезонного или вспомогательного назначения, в том числе летние павильоны, небольшие склады, а также торговые киоски, павильоны и иные объекты мелкорозничной торговли, теплицы, парники, беседки, остановочные павильоны, наземные туалетные кабины, боксовые гаражи, другие подобные сооружения».

Таким образом, нестационарный торговый павильон должен обладать следующими признаками:

  1. Не должен быть прочно связан с землей (отсутствие заглубленного фундамента);
  2. Возведено из легковозводимых конструкций (возможность переноса без несоразмерного ущерба назначению объекта);
  3. Отсутствие подземных технологических присоединений к сетям инженерно-технического обеспечения (воздушные присоединения разрешены).
Читать еще:  Если против решения правления садоводческого кооператива

Нужна консультация? Оставьте заявку

Законность установки НТО на ЗУ, находящемся в частной собственности

Добрый день. Ситуация следующая. ИП заключил Договор аренды земельного участка, прилегающего к торговому комплексу, с ООО — крупной торговой продуктовой сетью, владеющей этим торговым комплексом, с целью установки торговых павильонов для последующей сдачи в аренду. Земельный участок у ООО также находится в собственности. Вид разрешенного использования ЗУ- под торговую и предпринимательскую деятельность.

Администрация города сочла, что установка торговых павильонов без ее разрешения и согласования незаконна. И, несмотря на то, что ЗУ в частной собственности, вид использования ЗУ позволяет заниматься торговой деятельностью, начинают давить на то, что при продаже ЗУ торговой сети и разрешению ей строительства на нем торгового комплекса был разработан проект, в котором окружающий участок предназначен для размещения парковочных мест, хотя место установки павильонов всегда было свободно, парковочных мест хватает и т.д. Насколько законно действует администрация и имеет ли она право воздействовать на этот процесс?

Ответы юристов ( 4 )

Андрей, добрый вечер.

Администрация города сочла, что установка торговых павильонов без ее разрешения и согласования незаконна.

«О размещении нестационарных торговых объектов», в ст.1 которого указывается следующее:

Размещение нестационарных торговых объектов (далее — НТО) на землях и земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также на землях и земельных участках, находящихся на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее — Схема) в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и договором на размещение НТО.

Таким образом, я полагаю, что поскольку участок находится в собственности юрлица, то администрация не вправе настаивать на размещении НТО в соответствии со своей схемой и требовать согласования.

С уважением, адвокат Сергей Нестеров.

  • 10,0 рейтинг
  • 8969 отзывов эксперт

начинают давить на то, что при продаже ЗУ торговой сети и разрешению ей строительства на нем торгового комплекса был разработан проект, в котором окружающий участок предназначен для размещения парковочных мест, хотя место установки павильонов всегда было свободно, парковочных мест хватает и т.д.

Здравствуйте. Позвольте уточнить, а вот это вот «начинают давить» в чем выражается в реальности?

Инициировали проверку прокуратуры совместно со специалистами Комитета по архитектуре. Сейчас, по нашей информации, составляют какую-то бумагу (постановление или что-то еще), но настрой Комитета архитектуры — раз без разрешения — убрать.

Сейчас, по нашей информации, составляют какую-то бумагу (постановление или что-то еще), но настрой Комитета архитектуры — раз без разрешения — убрать.

Я бы рекомендовал пока не переживать и дожидаться этой самой неясной бумаги, которая безусловно должна быть составлен с указанием на то, какие именно нормативные акты (местные или федеральные) нарушает установка Вами соответствующих павильонов. На данный момент какой-то опасности для Вас мы не видим, что усматривается из приведенной коллегой нормы регионального закона. Поэтому будет «бумага» — можно будет анализировать. А при ее отсутствии полагаю гадание бессмысленным.

  • 9,3 рейтинг
  • 325 отзывов

Вы имеете право обжаловать решение администрации в судебном порядке (ст. 1, ст. 4, ст. 218 «Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).

Чтобы точно ответить на ваш вопрос, необходимо ознакомиться со всеми документами на недвижимость, решением администрации.

«Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 28.12.2017)
КАС РФ Статья 218. Предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
КАС РФ Статья 219. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд
1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение 3 (трех) месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector