Условия предоставления нестационарных объектов

Как закон регулирует размещение нестационарных торговых объектов

Иногда торговать выгоднее через передвижные торговые точки – прицепы, ларьки и т. п. Но в этом случае нужно обращать внимание на действующие правила размещения нестационарных торговых объектов.

Понятие

Само право размещения нестационарного торгового объекта имеет в виду временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком независимо от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к инженерно-техническим сетям. В том числе, это может быть передвижное сооружение (автоприцеп). Так сказано в п. 6 ст. 2 Закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ» (далее – Закон № 381-ФЗ, Закон о торговле).

Какой регламент размещения нестационарных торговых объектов

Сам порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории регулирует ст. 10 Закона № 381-ФЗ.

Его статьей 6 установлено, что органы власти региона по госрегулированию торговой деятельности осуществляют полномочия по разработке и принятию законов субъекта РФ, иных нормативных правовых актов региона в области государственного регулирования торговой деятельности.

Согласно ч. 3 ст. 10 Закона о торговле, разработка схемы размещения нестационарных торговых объектов и её утверждение – прерогатива органа местного самоуправления, определенного в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти региона.

Какие условия размещения нестационарных торговых объектов

С 1 марта 2015 года главой V.6 Земельного кодекса РФ закреплены положения, касающиеся размещения рассматриваемых объектов на условиях использования земель или земельных участков из государственной или муниципальной собственности без предоставления их и установления сервитута.

При этом федеральным законодательством не исключена возможность размещения нестационарных торговых объектов на землях и участках, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, с предоставлением участка на основании договора аренды.

В случае заключения иных договоров на право размещения (не аренда участка) порядок предоставления права определяют органы власти региона и местного самоуправления в рамках их полномочий.

При этом существуют Методические рекомендации по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов РФ (письмо Минпромторга от 23.03.2015 № ЕВ-5999/08 в регионы). Они рекомендуют предоставлять право на размещение «нестационарки» в случае наличия нескольких заявок на одно торговое место по результатам торгов (хотя сами Методические рекомендации носят необязательный для применения характер).

Количественные нормативы

Кроме того, для сбалансированного развития многоформатной торговли и конкуренции постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. № 291 утверждены Правила установления регионами нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методика расчета этих нормативов.

Так, в соответствии с указанной методикой регионы устанавливают нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в зависимости от их видов. Это могут быть:

  • стационарные торговые объекты;
  • объекты торговли местного значения;
  • торговые места по реализации продуктов питания на розничных рынках;
  • нестационарные торговые объекты.

Источник: Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер (утв. Минэкономразвития РФ).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ФАС разъяснены некоторые вопросы применения законодательства РФ, регулирующего вопросы размещения объектов нестационарной торговли, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации

В редакции ЗК РФ, действующего с 01.03.2015, также введены и новые положения, касающиеся размещения объектов нестационарной торговли, рекламных конструкций, иных видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Перечень иных видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300.

В соответствии со статьей 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута. Таким образом, при размещении указанных объектов сделка по предоставлению земельного участка не совершается.

Вопросы предоставления мест под размещение объектов нестационарной торговли согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 381-ФЗ), законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Законом N 381-ФЗ.

Согласно части 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В этой связи, вопрос порядка предоставления мест под размещение объектов нестационарной торговли, в том числе вопросов срока размещения таких объектов, определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.

Читать еще:  Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере профессии

Кроме того, порядок и условия размещения объектов нестационарной торговли устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 ЗК РФ).

Между тем, по мнению ФАС России, предоставление права на размещение объекта нестационарной торговли при наличии двух и более претендентов на размещение объектов нестационарной торговли в отношении одних и тех же мест размещения таких объектов, должно осуществляться путем проведения конкурентных процедур.

Согласно пункту 2 статьи 39.36 ЗК РФ установка и эксплуатация рекламных конструкций на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе».

Дополнительно обращаем внимание, что использование земель или земельных участков может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута при проведении инженерных изысканий, капитального или текущего ремонта линейного объекта, строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения, при осуществлении геологического изучения недр, осуществления деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда.

Согласно пункту 2 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков под указанные работы осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.

Статья 39.36. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством

СТ 39.36 ЗК РФ. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации

1. Размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

2. Установка и эксплуатация рекламных конструкций на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе».

3. Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

4. В случае, если объекты, размещенные в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, предназначены для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предоставление гражданам, юридическим лицам земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых или под поверхностью которых размещены указанные объекты, не влечет за собой принудительные снос или демонтаж указанных объектов (за исключением случаев, если наличие указанных объектов приводит к невозможности использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием).

Комментарий к Статье 39.36 Земельного кодекса РФ

Размещение нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитута, но и без выдачи разрешения, предусмотренного подп. 6 п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ.

Данный подход обусловлен тем, что размещение нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций осуществляется по правилам, предусмотренным специальными федеральными законами, которыми устанавливаются соответствующие юридические основания для размещения таких объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Так, в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
———————————
СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 2.

Читать еще:  Какая сумма материнского капитала будет году

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

Согласно ч. 6 ст. 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы. Как отмечено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 г. N 225-О, данная норма направлена на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, сохранение возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, недопущение сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 г. N 772.

Следует обратить внимание, что до 1 марта 2015 г. данная схема могла являться основанием именно для предоставления земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта и соответствующие правоотношения формировались именно в поле земельного законодательства .
———————————
См., например, Определение Верховного Суда РФ от 18 марта 2016 г. N 303-КГ16-812.

Согласно ч. 5.1 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством РФ.
———————————
СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232; 2007. N 30. Ст. 3807; 2013. N 19. Ст. 2325.

Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной либо муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, после утверждения схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

Таким образом, утвержденная схема размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо заключенный договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на таком земельном участке являются достаточным основанием для использования земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта или рекламной конструкции.

В судебной практике встречаются случаи, когда собственники нестационарных торговых объектов, не являющихся недвижимым имуществом, имеют намерение на приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов, в том числе указывая на то, что такие объекты являются недвижимостью .
———————————
См., напр.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 января 2012 г. N 12576/11 .

Важной новеллой является наделение Правительства РФ полномочиями по установлению перечня объектов, которые также можно размещать на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления и установления сервитута. Перечень таких объектов утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300.

В указанный перечень включены объекты совершенно различного назначения (от инженерных коммуникаций до элементов благоустройства и лодочных станций). Учитывая, что спустя незначительный период после принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300, перечень таких объектов был существенно расширен (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2016 г. N 385), имеются основания полагать, что, принимая во внимание упрощенный порядок размещения таких объектов, в дальнейшем также будет наблюдаться тенденция к увеличению числа случаев, когда для использования государственной земли не потребуется образование и предоставление земельного участка и установление сервитута.

Порядок и условия размещения объектов, указанных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300 определяются субъектами Российской Федерации .
———————————
См., например: Постановление Правительства Московской области от 8 апреля 2015 г. N 229/13 «Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов»; Постановление Правительства Ленинградской области от 3 августа 2015 г. N 301 «Об утверждении Порядка и условий размещения отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Ленинградской области».

Читать еще:  Построения хозяйственных организаций

Здесь же отметим, что возможность осуществления государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимого имущества, поименованных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300, предусматривается только с 1 января 2017 г. (ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), поскольку действовавший ранее Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ст. ст. 25, 25.3) устанавливал необходимость предоставления правоустанавливающего документа на земельный участок для целей регистрации прав на объекты недвижимости, что исключало возможность государственной регистрации прав на объекты, созданные без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Разъяснение ФАС России «О порядке предоставления государственной преференции в виде права заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов (далее — НТО) в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕФЕРЕНЦИИ В ВИДЕ ПРАВА

ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА НА РАЗМЕЩЕНИЕ НЕСТАЦИОНАРНЫХ ТОРГОВЫХ

ОБЪЕКТОВ (ДАЛЕЕ — НТО) В ЦЕЛЯХ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ

МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Отношения, возникающие в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — субъектов МСП), регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон о развитии предпринимательства).

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о развитии предпринимательства региональные программы развития субъектов МСП — это нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития МСП, в том числе отдельных категорий субъектов МСП, и осуществляемых в субъектах Российской Федерации, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию указанных мероприятий.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о развитии предпринимательства поддержка субъектов МСП — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов МСП, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов МСП, региональными программами развития субъектов МСП и муниципальными программами развития субъектов МСП.

Закон о развитии предпринимательства устанавливает требования к оказанию поддержки субъектам МСП. Частью 2 статьи 16 указанного закона установлено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, устанавливаются федеральными программами развития субъектов МСП, региональными и муниципальными программами развития субъектов МСП.

Статьей 14 Закона о развитии предпринимательства установлено, что оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления должно осуществляться с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции. В соответствии с частью 2 указанной статьи при обращении субъектов МСП за оказанием поддержки субъекты МСП должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным статьей 4 указанного закона, и условиям, предусмотренным соответствующими программами развития субъектов МСП.

Таким образом, наличие программы развития субъектов МСП, определяющей условия и порядок оказания поддержки хозяйствующим субъектам, является необходимым условием при предоставлении государственной или муниципальной преференции в целях, установленных пунктом 13 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Исходя из установленных статьей 14 Закона о развитии предпринимательства принципов равного доступа субъектов МСП, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития МСП, к участию в соответствующих программах, и оказания поддержки с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции, а также требований статьи 16 Закона о развитии предпринимательства об установлении в указанных программах условий и порядка оказания поддержки субъектов МСП, ФАС России приходит к выводу о необходимости наличия в программах поддержки субъектов МСП критериев участия субъектов МСП в таких программах, условий и порядка оказания поддержки субъектов МСП, обеспечивающих субъектам МСП равный доступ к участию в указанных программах.

При соблюдении указанных условий предоставление государственных и муниципальных преференций субъектам МСП в соответствии с федеральной, региональной, муниципальной программой развития субъектов МСП может осуществляться без согласования с антимонопольным органом в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

При отсутствии соответствующих программ развития субъектов МСП у органов власти отсутствуют правовые основания для предоставления государственных или муниципальных преференций в целях, установленных пунктом 13 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции. Вместе с тем, предоставление государственных или муниципальных преференций таким хозяйствующим субъектам с предварительного согласия антимонопольных органов возможно в иных целях, установленных частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector