Татарстан договор о разграничении полномочий с федеральным

Татарстан представил России договор о разграничении полномочий с федеральным центром

Работа над договором о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан завершена. Об этом заявил ИТАР-ТАСС председатель госсовета республики Фарид Мухаметшин.

Новый проект «Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан», может быть подписан в ближайшее время. В этом случае Татария станет первым регионом, добившимся перезаключения такого договора вопреки новым кремлевским установкам о нежелательности подобных двусторонних соглашений, считает «Коммерсант». При этом Казани удалось сохранить в проекте положения, отражающие позицию Татарии по самым болезненным для нее вопросам — нефтяному и языковому.

По словам Мухаметшина, проект прошел «согласования всех заинтересованных федеральных министерств и ведомств». Его единогласно одобрил Госсовет Татарстана. Теперь проект «находится в правительстве Российской Федерации и препятствий для его подписания нет», — подчеркнул спикер.

«Думаю, что это дело ближайшего времени, когда новый документ рассмотрят обе палаты Федерального Собрания, после чего он получит статус федерального закона», — сказал Мухаметшин.

По сведениям «Коммерсанта», на прошлой неделе свое заключение дал Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, и существенных замечаний к проекту не было. Аналогичное заключение готовится в Министерстве регионального развития РФ. После этого свою визу на документе должен поставить премьер Михаил Фрадков, и проект отправят на подпись Владимиру Путину. В руководстве Татарии ожидают, что это произойдет уже к концу мая, после чего законопроект об утверждении договора будет внесен в Госдуму.

По заверению Мухаметшина, «новый договор никаких преференций по отношению к другим регионам Татарии не дает». Прежних финансовых преимуществ (вроде сниженного процента налоговых отчислений в центр) в нем, действительно, нет.

Казань добилась желаемого по двум болезненным для нее вопросам — нефтяному и языковому. Договор позволяет Татарии заключать с центром соглашения о «совместном решении вопросов, связанных с экономическими, экологическими, культурными и иными особенностями» республики. Среди таковых фигурируют «горно-геологические условия добычи углеводородов», позволяющие решить вопрос о дифференцированной ставке НДПИ. Кроме того, отдельными пунктами прописаны права Татарии «по согласованию с правительством РФ» оказывать поддержку проживающим за пределами республики татарам, требовать от кандидатов в президенты Татарии знания татарского языка и выдавать жителям вкладыш в паспорт на татарском языке.

Отметим, прежний договор между Казанью и Москвой от 1994 года формально не имел срока действия. Но в 2003 году поправками в закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ» был установлен двухлетний срок для обновления ранее заключенных договоров, после чего прежние соглашения теряли силу.

Согласие между Владимиром Путиным и президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым наверняка станет гарантией успешного прохождения проекта через парламент. Для самого же президента Татарии, который уже заявил, что досиживает последний срок, договор особенно важен для укрепления экономической базы плавной передачи власти. Как полагает местный политолог Владимир Беляев, республиканским властям, конечно, нужно «сохранить имидж суверенизаторов и защитников татарского народа», но куда важнее «материальный интерес». «Как идет 70% нашего богатства в республике одному клану, так и продолжается, — считает политолог. — Ресурсы республики останутся в руках нескольких людей».

Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан

(Москва, 26 июня 2007 г.)

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ Договор о разграничении полномочий вступает в силу со дня вступления в силу федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий, если указанным федеральным законом не установлено иное

Настоящий Договор утвержден Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 199-ФЗ

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Республики Татарстан, действуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан, федеральными законами и законами Республики Татарстан;

учитывая опыт применения Договора Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» от 15 февраля 1994 г., заключенного на основе референдума Республики Татарстан, проведенного 21 марта 1992 г., и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан;

исходя из исторических, культурных, экономических, экологических и иных особенностей Республики Татарстан,

оговорились о нижеследующем:

Статья 1

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан осуществляется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и настоящим Договором.

Читать еще:  Если против решения правления садоводческого кооператива

Статья 2

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан Республика Татарстан (государство) — субъект Российской Федерации — обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Учитывая, что использование и охрана земли, недр, водных, лесных и других природных ресурсов на территории Республики Татарстан составляют основу жизни и деятельности ее многонационального народа, Правительство Российской Федерации и Кабинет Министров Республики Татарстан заключают соглашения, предусматривающие совместное решение вопросов, связанных с экономическими, экологическими (в результате длительного использования нефтяных месторождений с учетом горно-геологических условий добычи углеводородов), культурными и иными особенностями Республики Татарстан. Правительство Российской Федерации и Государственный Совет Республики Татарстан по затронутым в данном пункте проблемам вносят соответствующие законопроекты в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Республика Татарстан в пределах своих полномочий осуществляет международные и внешнеэкономические связи с субъектами и администативно-территориальными образованиями иностранных государств, участвует в деятельности специально созданных для этих целей органов международных организаций, а также заключает соглашения об осуществлении международных, внешнеэкономических связей и осуществляет такие связи с органами государственной власти иностранных государств по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Республика Татарстан по согласованию с Правительством Российской Федерации оказывает государственную поддержку и содействие соотечественникам в сохранении самобытности, развитии национальной культуры и языка.

5. Государственными языками в Республике Татарстан являются русский и татарский языки, статус и порядок использования которых определяются Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, федеральным законом и законом Республики Татарстан.

Для кандидатур на замещение должности высшего должностного лица Республики Татарстан, вносимых в порядке, предусмотренном федеральным законом, устанавливается дополнительное требование, предусматривающее владение государственными языками Республики Татарстан. Владение государственными языками Республики Татарстан устанавливается в заявительном порядке.

Статья 3

Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Татарстан, имеют право получать основной документ, удостоверяющий личность (общегражданский паспорт гражданина Российской Федерации), с вкладышем на государственном языке Республики Татарстан (татарском) и с изображением государственного герба Республики Татарстан.

Статья 4

Органы государственной власти Республики Татарстан имеют соответствующее представительство при Президенте Российской Федерации в г. Москве.

Статья 5

1. Срок действия настоящего Договора — 10 лет со дня вступления его в силу.

2. Порядок продления действия настоящего Договора, а также порядок и основания досрочного прекращения его действия (расторжения) определяются федеральным законом.

Статья 6

Совершено в г. Москве «26» июня 2007 года в двух экземплярах, каждый на русском и татарском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Президент Российской Федерации В.В.Путин

Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 199-ФЗ «Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан»

Принят Государственной Думой 4 июля 2007 года

Одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года

Утвердить Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, подписанный в городе Москве 26 июня 2007 года.

Президент Российской Федерации В.Путин

История договорных отношений Кремля и Татарстана

11 июля депутаты Госсовета Татарстана обратились к Владимиру Путину с просьбой продлить договор о разграничении полномочий между федеральными властями и регионом. Срок действия соглашения между Москвой и Казанью истекает 24 июля.

31 марта 1992 года все регионы, кроме Татарстана и Чечни, подписали с центром Федеративный договор, закрепивший федеративное устройство страны. Власти Татарстана потребовали заключения отдельного соглашения , заявив, что договор лишит регион суверенитета, одобренного на референдуме в марте 1992 года. В результате противостояния Казани с центром в республике были сорваны выборы декабря 1993 года в Госдуму и Совет федерации, а также референдум о принятии Конституции РФ.

15 февраля 1994 года президенты РФ и Татарстана Борис Ельцин и Минтимер Шаймиев подписали договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий» . Документ дал региону исключительное право распоряжаться землей и ресурсами, создать систему госорганов, формировать бюджет, иметь свое гражданство и участвовать в международных отношениях. Срок действия договора не ограничивался. Впоследствии договоры с центром заключили еще 45 регионов.

31 августа 2000 года президент России Владимир Путин назвал несоответствие федеральных и местных законов «миной замедленного действия» , которая должна быть «изъята и уничтожена». В июне 2001 года для изменения договорной системы создана комиссия под руководством Дмитрия Козака. По ее рекомендациям 4 июля 2003 года принят новый закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ» , установивший, что все договоры между центром и регионами должны быть переутверждены федеральными законами в течение двух лет. В Кремле дали понять, что массового перезаключения договоров не будет.

Читать еще:  Сдам гараж на час

Кроме того, в 2000 году Генпрокуратура начала борьбу за отмену не соответствующих федеральному законодательству пунктов конституции Татарстана , в частности о суверенитете, о гражданстве, об обязательном двуязычии президента и других. В марте 2004 года все спорные пункты были признаны Верховным судом Татарстана незаконными .

В октябре 2005 года Госсовет Татарстана одобрил новый проект договора , подготовленный при участии полпредства президента в Приволжском федеральном округе. По сравнению с 1994 годом Казани удалось отстоять позиции лишь по двум вопросам — нефтяному и языковому. 8 ноября 2006 года Владимир Путин внес проект в Госдуму.

9 февраля 2007 года Госдума утвердила новый договор о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и Татарстаном. Несколько дней спустя он был отклонен Советом федерации, обнаружившим в тексте ряд положений, противоречащих Конституции. Уточненная версия была принята в июне и утверждена федеральным законом от 24 июля 2007 года сроком на десять лет . Согласно договору, Татарстан имеет право на совместное с федеральным центром решение вопросов, связанных с экономическими, экологическими, культурными и иными особенностями республики. На сегодняшний день Татарстан остается последним субъектом РФ, у которого есть договор о разграничении полномочий с федеральными властями.

В декабре 2016 года спикер Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин заявил, что власти республики будут настаивать на продлении договора о разграничении полномочий. Нынешний президент Татарстана Рустам Минниханов, возглавляющий республику с 2010 года, также заявил, что новый договор «ничего плохого никому не принесет, только хорошую динамику развития».

Кремль не продлит договор с Татарстаном. Изменит ли это что-то?

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

В пятницу истек срок действия договора о разграничении полномочий между Россией и Татарстаном. Он уже давно не давал никаких особых полномочий республике, но долгое время позволял местному руководству чувствовать себя на равных с Москвой.

Еще несколько недель представители татарской элиты обсуждали судьбу отношений Москвы и Казани на всемирном съезде конгресса татар. В резолюции съезда делегаты попросили сохранить должность президента республики (главы других российских регионов не могут называться президентом), а также подчеркнули важность продления договора о разграничении полномочий.

Бывший президент Татарстана Минтимер Шаймиев убеждал собравшихся, что Казань обсуждает все эти вопросы «с представителями федерального центра». «Сейчас идёт обмен мнениями по этим вопросам. Думаю, мы найдём общий язык», — заявил он.

Однако спустя неделю Кремль не сделал ни одного публичного заявления, хоть сколько-нибудь проясняющего судьбу столь важного для татарской элиты договора.

«Позиция будет сформулирована по этому вопросу. И она будет озвучена соответствующим образом, мы вас проинформируем», — сухо ответил журналистам на вопрос о договоре пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков 12 июля.

В пятницу истекли все возможные сроки, когда можно было считать, что договор действует, но в публичном пространстве царит тишина.

Договора не будет

Уже сейчас ясно, что несмотря на обращения татарских лидеров общественного мнения и непубличный лоббизм в пользу сохранения договора, Кремль не пошел на уступки.

В середине июля с разницей в несколько дней издания РБК и «Коммерсант» со ссылкой на свои источники сообщили, что в Кремле отказались сохранять договор об особых полномочиях Татарстана. При этом в Кремле готовы сохранить пост президента республики до 2020 года.

Собеседник Русской службы Би-би-си в Кремле подтвердил эту информацию: «Договор заканчивается и все. Должность президента в республике сохраняется до следующих выборов [руководства республики в 2020 году]».

Такая договоренность была достигнута на встрече Путина и первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева в конце апреля, когда ему было вручено звание Героя труда, говорил Би-би-си в июле близкий к Кремлю собеседник, не уполномоченный давать комментарии СМИ.

В апреле же Путин принял нынешнего президента республики Рустама Минниханова. Официально пресс-служба Кремля сообщала, что одним из главных вопросов встречи был банковский кризис в Татарстане, в результате которого ЦБ отозвал лицензии у нескольких крупных региональных банков.

Близкий к Кремлю собеседник Би-би-си говорит, что все представители Татарстана в федеральных органах власти — например, депутаты Госдумы или члены Совета Федерации — получили задачу высказывать публичную позицию Казани в СМИ о сохранении существующего договора.

Читать еще:  Образец претензии на технически сложный товар

11 июля депутаты Госсовета Татарстана обратились к Владимиру Путину с просьбой продлить договор между федеральными властями и регионом.

«Мы призываем продлить договор, чтобы не будоражить людей. Нам бы хотелось, чтобы он был», — говорил журналистам спикер Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин.

Почему он важен для Татарстана?

Договор о разграничении полномочий когда-то давал республике большую самостоятельность, но постепенно обрел символическое значение.

Вопрос особого статуса возник еще с «парада суверенитетов»: в 1992 году Татарстан и Чечня стали двумя республиками, отказавшимися подписать договор о федеративном устройстве страны.

Спустя два года президент России Борис Ельцин и глава Татарстана Минтимер Шаймиев поставили подписи под договором «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий».

По этому договору Казань получала исключительное право распоряжаться землей, ресурсами, создать систему госорганов, формировать бюджет, иметь свое гражданство и даже формировать свою международную политику.

Ставший президентом после Ельцина Владимир Путин последовательно выступал против излишней самостоятельности региональных властей.

В августе 2000 года, будучи недавно избранным на первый президентский срок, Путин сравнил несоответствие федеральных и местных законов с миной замедленного действия, которая «должна быть изъята и уничтожена».

С этого момента Кремль начал борьбу за ликвидацию особых статусов.

В 2003 году был принят закон, по которому все договоры между Москвой и регионами должны были быть переутверждены федеральными законами.

Татарстан начал лишаться символических прав: например, были признаны антиконституционными положения, по которым президент республики должен быть двуязычен, а также существование отдельного «гражданства Татарстана».

В середине нулевых к борьбе с особым статусом республики подключилось полпредство президента России в Поволжье. Главой полпредства тогда был Сергей Кириенко. При его участии был написан новый договор, по нему у республики осталось еще меньше полномочий.

После долгих дискуссий подписать его удалось лишь в 2007 году. Казань еще на 10 лет получала право принимать решения по экономическим, экологическим, культурным и другим особенностям Татарстана «в сотрудничестве с центром».

Что будет дальше?

Теперь все тот же Кириенко в должности первого замглавы администрации президента отвечает в Кремле, в том числе, за вопросы региональной политики, — то есть он был среди тех, кто принимал решение о том, чтобы не продлевать договор.

Выступая за продление, представители татарской элиты неоднократно подчеркивали: его необходимость прописана в Конституции республики, и отменять договор — значит менять Конституцию. А вносить изменения в республиканскую конституцию можно только после референдума.

Все понимают, что тема закрыта, и сейчас только ищут подходящую юридическую форму, сказал собеседник Би-би-си, знакомый с ходом переговоров, но не уполномоченный выступать по этому вопросу публично. Уже сейчас Кремль дал понять: договора не будет, останется лишь должность президента. Дальше он должен дать понять Татарстану, что не надо менять конституцию республики.

«Речь в Конституции Татарстана идет о том, что отношения с Россией строятся на основе Конституции России, Конституции Татарстана и договора о разграничении полномочий. Последнего уже нет, а внести изменения в этот пункт можно только через референдум. Но это делать не обязательно», — считает собеседник Русской службы Би-би-си.

Формально окончание срока действия договора в отношениях Москвы ничего не изменит: договор был выхолощен еще 10 лет назад, говорит политтехнолог Аббас Галлямов.

«Однако Татарстан терпит серьезное символическое поражение — он демонстративно ставится в общий ряд с другими регионами. До сих пор жители Татарстана гордились тем, что они не такие, как все. Они единственные, кто сумел сохранить договор, единственные с кем Москве приходится считаться, вести переговоры. Особенно плохо то, что это символическое поражение руководство республики потерпело сразу после банковского кризиса», — говорит эксперт.

«Такой двойной удар спровоцирует рост недовольства и раздражения — и Кремлем, и собственным руководством. Возможно это скажется уже во время голосования на президентских выборах», — говорит Галлямов.

Ликвидация договора закономерна, было бы крайне странно, если бы этого не произошло, говорит Би-би-си президент Институт развития и модернизации общественных связей Федор Крашенинников.

«Если в конце 1990-х годов Шаймиев, Рахимов, Россель и некоторые другие считались тяжеловесами, то потом оказалось, что они по первому свистку сдали свой суверенитет вслед за другими регионами», — продолжает Крашенинников.

Кроме руководителя Чечни, который обладает своими вооруженными формированиями, все остальные губернаторы по сути стали чиновниками администрации президента. По мнению политолога, никакого торга между Кремлем и руководством региона не будет: «Самый дорогой дар для них — сохранение того, чем они обладают сейчас».

Ссылка на основную публикацию