Применение постановления 1236 при закупке серверов

Применение постановления 1236 при закупке серверов

На какие программы действует запрет

Установите запрет для иностранных программ, кроме ПО из стран Евразийского экономического союза. В ЕАЭС входят Россия, Армения, Белоруссия, Киргизия, Казахстан. Запрет установите, когда закупаете:

  • иностранные программы для ЭВМ;
  • иностранные базы данных;
  • исключительные права на иностранное ПО;
  • права на использование иностранного ПО.

Импортную программу нельзя купить ни на материальном носителе, ни в электронном виде, так как запрет действует для следующих объектов закупки:

  • поставка программ на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи, а также аренда или покупка права использовать ПО посредством каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры (услуги облачных вычислений);
  • поставка, техобслуживание персональных компьютеров, терминалов, серверов и других средств вычислительной техники, на которые необходимо установить программное обеспечение по контракту;
  • работы, услуги по разработке, модификации, модернизации ПО, если заказчик получает права использовать ПО или расширяется ранее предоставленный объем прав;
  • сопровождение, техническая поддержка, обновление ПО, если заказчик получает права использовать ПО или расширяется ранее предоставленный объем прав.

Такие правила установлены Правительством в постановлении от 16.11.2015 № 1236 (далее – постановление № 1236).

Внимание: определяйте страну происхождения товара по Единому реестру российских программ или по реестру евразийского ПО. Программу, которой нет в реестрах, считайте иностранной. Вывод следует из пункта 2.2 постановления № 1236.

Ситуация: установить ли запрет на допуск иностранной продукции при закупке услуг по консультационному сопровождению и обновлению автоматизированной системы

Установите запрет, если исполнитель вместе с услугами по сопровождению и обновлению автоматизированной системы обязан предоставить права на использование программы или расширить ранее предоставленные права. Вывод следует из части 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ, подпункта «г» пункта 2.1 постановления Правительства № 1236.

Ситуация: распространяется ли запрет на допуск иностранного ПО на закупки по 223-ФЗ
Нет, не распространяется. Запрет на допуск иностранного софта действует только для закупок по Закону 44-ФЗ (абз. 1 постановления № 1236).

Ситуация: установить ли запрет на допуск иностранного ПО при закупке исключительных и неисключительных прав
Нужно, если закупка не попадает под исключительный случай. Кроме того, заказчик должен установить такой запрет, когда продлевает неисключительные права на ПО. Аналогичный вывод следует из решения Вологодского УФАС от 03.03.2016 по делу № 5-2/25-16.

Ситуация: установить ли запрет на допуск иностранного ПО при покупке компьютеров с установленными программами
Да. Запрет на допуск иностранного ПО устанавливают независимо от вида контракта. Это может быть как контракт на покупку ПО отдельно, так и вместе с поставкой компьютеров. Такой вывод следует из подпункта «б» пункта 2.1 постановления № 1236.

Ситуация: каким документом участник закупки подтверждает страну происхождения программного обеспечения согласно постановлению № 1236
Правительство не установило таких документов. Поэтому заказчик не вправе требовать от участников какие-либо документы в соответствии с постановлением № 1236. Отвечает заявка или нет, проверьте по реестрам российского ПО и программ из стран ЕАЭС на основании сведений, которые предоставил претендент.

Ситуация: действует ли запрет на иностранное программное обеспечение при закупке у единственного поставщика
Да, действует.

Запрет на допуск иностранного программного обеспечения действует независимо от вида контракта, на основании которого покупаете ПО. Такое правило установлено в пункте 2 постановления № 1236.
Если закупаете программное обеспечение у едпоставщика, укажите в контракте условие, что продукция должна происходить из стран ЕАЭС. Если закупка программного обеспечения подпадает под исключения из постановления № 1236, подготовьте обоснование невозможности соблюдать запрет в виде приложения к контракту.
Ситуация: нужно ли устанавливать запрет при закупке услуг по сопровождению базы данных
Не нужно, если при закупке не получаете права использования базы данных. Если нужна установка обновлений, новых версий, их настройка и передача права использовать обновления, то установите запрет или подготовьте обоснование невозможности его соблюдать (п. 2 постановления № 1236).

Когда можно купить иностранное ПО

Заказчик вправе приобрести иностранную программу, если:

  1. в Едином реестре российских программ и в реестре евразийского программного обеспечения нет аналога, который отвечает тому же классу ПО, что закупает заказчик;
  2. сведения о программе такого же класса в реестре есть, но по характеристикам она не отвечает требованиям заказчика.

Подготовьте обоснование невозможности соблюдать запрет на допуск ПО иностранного происхождения. Руководствуйтесь Порядком из постановления № 1236. Обоснование подготовьте в произвольной форме и разместите в ЕИС вместе с извещением о закупке.

Пример: закупка иностранного ПО конкретной марки

Запрет на покупку иностранного ПО действует не на всех заказчиков. Под исключение попадают закупки:

  • дипломатических представительств;
  • консульских учреждений;
  • торговых представительств при международных организациях, которые функционируют на территории иностранного государства.

Также не применяйте запрет, если закупаете ПО, сведения о котором составляют гостайну.
Ситуация: как определить класс программного продукта, чтобы установить запрет на допуск
Класс программы определяйте по данным, которые опубликованы:

  • в приказах Минкомсвязи от 31.12.2015 № 621 и № 622;
  • в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (п. 2 Правил из постановления № 1236).

Ситуация: публиковать ли в ЕИС обоснование невозможности купить ПО из ЕАЭС, если заключили контракт на закупку иностранной программы по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
Нет, обоснование в ЕИС не публикуйте, так как информацию о такой закупке заказчик не размещает в ЕИС. Вывод следует из части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Подготовьте обоснование и храните его вместе с контрактом и документами о закупке.

Ситуация: нужно ли устанавливать запрет при закупке российского программного обеспечения
Да, когда закупаете российское программное обеспечение, также устанавливайте запрет на допуск ПО из иностранных государств. Исключение – случаи, когда запрет на допуск не устанавливают.

Ситуация: можно ли закупить иностранный принтер с предустановленным иностранным программным обеспечением
Можно, если:

  1. в Едином реестре российских программ или в реестре евразийского ПО нет аналога, который отвечает тому же классу ПО, что закупаете;
  2. сведения о ПО такого же класса в реестрах есть, но по характеристикам не отвечают требованиям заказчика.
Читать еще:  Организационно-правовые формы организаций и особенности их управления

Об этом сказано в пункте 2 постановления Правительства № 1236.
В документации о закупке установите ограничения для закупки радиоэлектронных товаров иностранного происхождения, так как принтеры включены в перечень радиоэлектронных товаров (п. 2 постановления от 26.09.2016 № 968).
Если предустановленное ПО не подпадает под исключения пункта 2 постановления № 1236, установите запрет на допуск программного обеспечения иностранного происхождения согласно постановлению № 1236.

Ситуация: можно ли без применения постановления № 1236 закупить услугу: права на использование ПО, его установку и настройку
Нет, нельзя. При закупке прав использовать ПО заказчик либо устанавливает запрет на допуск ПО иностранного происхождения, либо обосновывает невозможность соблюдать запрет. Устанавливать запрет не нужно, если закупаете только установку и настройку ПО без закупки прав на использование. Такой вывод следует из пунктов 2 и 3 постановления № 1236.

Ситуация: вправе ли заказчик при закупке ПО установить требование: страна-производитель – государство ЕАЭС
Да, заказчик вправе установить такое требование. Однако учтите, что при закупке программ из стран ЕАЭС необходимо установить запрет на допуск ПО из иностранных государств. Исключение – случаи, когда запрет на допуск не устанавливают.

На что распространяется постановление №1236 о запрете ПО

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

В измененном постановлении №1236 о запрете ПО на что именно распространяется, ранее было на электронные вычислительные машины, интерактивные доски не подходили сюда. Теперь покупаем интер. доски с ПО и робота -тренажера «Гошу» с компьютерной программой, распространяется ли эти товары на это постановление ? Есть ли в едином реестре программного обеспечения эти ПО?

Ответ

Постановление № 1236 не содержит списка программ или техники, на которую распространяется запрет иностранного ПО. Запрет на допуск иностранного программного обеспечения распространяет на любую электронную продукцию.

Запрет установите, когда закупаете иностранные программы для ЭВМ; иностранные базы данных; исключительные права на иностранное ПО; права на использование иностранного ПО.

Импортную программу нельзя купить ни на материальном носителе, ни в электронном виде, так как запрет действует для поставки терминалов, серверов и других средств вычислительной техники, на которые необходимо установить программное обеспечение по контракту.

Определяйте страну происхождения товара по Единому реестру российских программ или по реестру евразийского ПО. Программу, которой нет в реестрах, считайте иностранной. Вывод следует из пункта 2.2 постановления № 1236.

Вам нужно самостоятельно проверить реестр на наличие интересующего Вас ПО.

Обоснование
Когда устанавливать запрет на допуск иностранного программного обеспечения

С 1 января 2018 года заказчики устанавливают запрет на допуск иностранных программ, кроме ПО из ЕАЭС. Закупайте только программы, которые включены в реестры отечественного и евразийского ПО. Если необходимо купить иностранную программу, напишите и опубликуйте в ЕИС обоснование. Читайте, как применять запрет при закупке программ.

На какие программы действует запрет

На какие программы действует запрет на закупку

Установите запрет для иностранных программ, кроме ПО из стран Евразийского экономического союза. В ЕАЭС входят Россия, Армения, Белоруссия, Киргизия, Казахстан. Запрет установите, когда закупаете:

 иностранные программы для ЭВМ;

 иностранные базы данных;

 исключительные права на иностранное ПО;

 права на использование иностранного ПО.

Импортную программу нельзя купить ни на материальном носителе, ни в электронном виде, так как запрет действует для следующих объектов закупки:

 поставка программ на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи, а также аренда или покупка права использовать ПО посредством каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры (услуги облачных вычислений);

 поставка, техобслуживание персональных компьютеров, терминалов, серверов и других средств вычислительной техники, на которые необходимо установить программное обеспечение по контракту;

 работы, услуги по разработке, модификации, модернизации ПО, если заказчик получает права использовать ПО или расширяется ранее предоставленный объем прав;

 сопровождение, техническая поддержка, обновление ПО, если заказчик получает права использовать ПО или расширяется ранее предоставленный объем прав.

Такие правила установлены Правительством в постановлении от 16.11.2015 № 1236 (далее – постановление № 1236).

Внимание: определяйте страну происхождения товара по Единому реестру российских программ или по реестру евразийского ПО. Программу, которой нет в реестрах, считайте иностранной. Вывод следует из пункта 2.2 постановления № 1236.

Ситуация: установить ли запрет на допуск иностранного ПО при покупке компьютеров с установленными программами

Да. Запрет на допуск иностранного ПО устанавливают независимо от вида контракта. Это может быть как контракт на покупку ПО отдельно, так и вместе с поставкой компьютеров. Такой вывод следует из подпункта «б» пункта 2.1 постановления № 1236.

Когда можно купить иностранное ПО

В каких случаях заказчик вправе купить иностранное ПО

Заказчик вправе приобрести иностранную программу, если:

1. в Едином реестре российских программ и в реестре евразийского программного обеспечения нет аналога, который отвечает тому же классу ПО, что закупает заказчик;

2. сведения о программе такого же класса в реестре есть, но по характеристикам она не отвечает требованиям заказчика.

Подготовьте обоснование невозможности соблюдать запрет на допуск ПО иностранного происхождения. Руководствуйтесь Порядком из постановления № 1236. Обоснование подготовьте в произвольной форме и разместите в ЕИС вместе с извещением о закупке.

Пример: закупка иностранного ПО конкретной марки

Читать еще:  Закон о производственных кооперативах действующая редакция

Заказчик провел аукцион на передачу неисключительных прав использовать ПО. При описании объекта закупки использовал конкретный товарный знак без слов «или эквивалент», а также термин «продление лицензии». В связи с этим один из участников пожаловался на заказчика в ФАС.

На заседании комиссии антимонопольной службы заказчик пояснил, что на рабочих станциях учреждения стоит программное обеспечение конкретной марки как средство информационной безопасности. Закупка другого ПО повлечет дополнительные расходы бюджетных средств и займет время. Рабочие станции останутся без средств защиты информации на неопределенный период. Кроме того, в ЕИС заказчик опубликовал обоснование невозможности купить другую программу. ФАС признала доводы заказчика обоснованными (решение Иркутского УФАС от 13.04.2016 № 209).

Запрет на покупку иностранного ПО действует не на всех заказчиков. Под исключение попадают закупки:

 торговых представительств при международных организациях, которые функционируют на территории иностранного государства.

Также не применяйте запрет, если закупаете ПО, сведения о котором составляют гостайну.

Ситуация: можно ли закупить иностранный принтер с предустановленным иностранным программным обеспечением

1. в Едином реестре российских программ или в реестре евразийского ПО нет аналога, который отвечает тому же классу ПО, что закупаете;

2. сведения о ПО такого же класса в реестрах есть, но по характеристикам не отвечают требованиям заказчика.

Об этом сказано в пункте 2 постановления Правительства № 1236.

В документации о закупке установите ограничения для закупки радиоэлектронных товаров иностранного происхождения, так как принтеры включены в перечень радиоэлектронных товаров (п. 2 постановления от 26.09.2016 № 968).

Если предустановленное ПО не подпадает под исключения пункта 2 постановления № 1236, установите запрет на допуск программного обеспечения иностранного происхождения согласно постановлению № 1236.

Применение постановление № 1236 при закупке компьютерной техники

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

При осуществлении закупки ноутбуков и компьютерного оборудования нужно ли применять постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?

Ответ

Новые правила планирования закупок: что поменяется с 1 октября 2019 года

С 1 октября отменяются планы закупок, поэтому на 2020 год заполнять нужно будет только план-график. Читайте, как начать планирование.

С 1 января 2016 года действует запрет на допуск программного обеспечения (далее – ПО) и прав на него, происходящего из иностранных государств.

Запрет на допуск ПО иностранного происхождения установлен постановлением Правительства РФ № 1236 (далее – Постановление № 1236). *

Запрет на допуск при закупках устанавливается на:

Работаете по 44-ФЗ?
Для Вас готова подборка специальных материалов »

Закупаете по 223-ФЗ?
Мы знаем, что Вам будет полезно посмотреть »

  • программы для ЭВМ иностранного происхождения;
  • базы данных иностранного происхождения;
  • исключительные права на ПО иностранного происхождения;
  • права использования ПО иностранного происхождения.

Запрет на допуск устанавливается независимо от:

  • вида договора, на основании которого реализуются ПО и базы данных;
  • формы реализации ПО и баз данных — на материальном носителе, в электронном виде по каналам связи. *

При планировании и подготовке извещения, документации заказчик определяет, имеется ли в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее — реестр) ПО российского происхождения, соответствующее тому же классу ПО, что и планируемое к закупке.

Если в реестре отсутствуют сведения о ПО, соответствующем тому же классу, что и ПО, планируемое к закупке, то заказчик не устанавливает запрет на допуск ПО иностранного происхождения. Также не устанавливается запрет, если сведения о ПО такого класса включены в реестр, но по своим функциональным, техническим или эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке ПО.

Кроме того, такой запрет не устанавливается, если закупается ПО или права на него:

  • дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями России, торговыми представительствами РФ при международных организациях для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства;
  • сведения о котором или о закупке которого составляют государственную тайну.

Во всех остальных случаях заказчик обязан установить запрет на допуск ПО иностранного происхождения.

В случае, когда заказчик не устанавливает запрет, он готовит обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск ПО иностранного происхождения. *

Обоснование невозможности соблюдения запрета утверждается заказчиком по состоянию на день размещения извещения об осуществлении закупки. Такое обоснование размещается в ЕИС одновременно с размещением извещения.

Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск ПО иностранного происхождения утвержден Постановлением № 1236.

Т.е., при планировании и подготовке извещения, документации Вам необходимо определить, имеется ли в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее — реестр) ПО российского происхождения, соответствующее тому же классу ПО, что и планируемое к закупке. *

Если единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (https://reestr.minsvyaz.ru/) не содержит информации о программном обеспечении, происходящем из Российской Федерации, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, то не нужно устанавливать запрет на допуск ПО иностранного происхождения.

Если же такое ПО в реестре есть, то запрет устанавливается и указывается класс ПО, которому должно соответствовать закупаемое ПО. *

Класс ПО — группа, которая объединяет программное обеспечение, имеющее аналогичные функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, и которая определяется в соответствии с классификатором программ для электронных вычислительных машин и баз данных и правилами его применения, утверждаемыми Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (п. 2 Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденных Постановлением № 1236).

Обращаем Ваше внимание, что если компьютеры «докупаются» к уже имеющимся и должны быть совместимыми с ними, то, на наш взгляд, в описании объекта закупки можно указать обоснованность отсутствия возможности поставки или использования поставщиком эквивалентных товаров, работ или услуг.

Читать еще:  Перечень необходимых материалов для строительства дома из дерева

Запрет на допуск ПО иностранного происхождения, установленный постановлением Правительства РФ № 1236, устанавливается на программы для ЭВМ иностранного происхождения; базы данных иностранного происхождения; исключительные права на ПО иностранного происхождения; права использования ПО иностранного происхождения. Т.е., Запрет распространяется на закупку ноутбуков, компьютерного оборудования с предустановленным программным обеспечением. Если же ПО будет закупаться и устанавливаться отдельно, то при закупке таких ноутбуков запрет на иностранное ПО устанавливать не нужно. *

Запрет на допуск ПО иностранного происхождения, установленный постановлением Правительства РФ № 1236, устанавливается на программы для ЭВМ иностранного происхождения; базы данных иностранного происхождения; исключительные права на ПО иностранного происхождения; права использования ПО иностранного происхождения. Т.е., если закупаются ноутбуки, компьютерное оборудование с предустановленным программным обеспечением, то на такую закупку Запрет распространяется. Если же ПО будет закупаться и устанавливаться отдельно, то при закупке таких ноутбуков запрет на иностранное ПО устанавливать не нужно.

Постановление Правительства РФ №1236 от 16.11.2015 — как применять

С 16 ноября 2016 года действует постановление Правительства России №1236. Оно устанавливает запрет на приобретение в рамках государственных закупок программного обеспечения иностранного производства. Однако далеко не все необходимое современному заказчику ПО имеет российские аналоги. В этом случае придется составлять грамотное обоснование необходимости приобретения иностранной продукции.

Суть постановления

Постановление Правительства № 1236 вводит полный запрет на приобретение программного обеспечения иностранного производства, если существуют аналоги, разработанные в России. Под запрет попадают следующие категории товаров:

  1. Операционные системы.
  2. Сетевое программное обеспечение.
  3. ПО, предназначенное для администрирования баз данных.
  4. Инструментальные средства для обеспечения языков программирования.
  5. Программные продукты, предназначенные для повышения эффективность ведения бизнеса.
  6. Прикладное и системное ПО.

Запрет распространяется не только на само ПО, но и на исключительные права на такое обеспечение, а также право эксплуатации. Форма передачи программных продуктов значения не имеет.

Пунктом 6 постановления 1236 на Министерство связи и массовых коммуникаций возлагается обязанность по формированию и ведению единого реестра ПО российского производства. В него вносят подробные сведения о программном продукте: коды ОКПД, данные о правообладателе, дату государственной регистрации, класс и так далее. Правила создания такого реестра приводятся в постановлении 1236. На сегодняшний день в него включено уже около 4700 различных программных продуктов.

Когда закупать можно

Постановление 1236 предусматривает несколько случаев, когда допускается закупка иностранного ПО:

  1. Если сведения о требуемом программном продукте или его полных аналогах отсутствует в едином реестре (подпункт а пункта 2 постановления).
  2. В реестре имеются сведения о ПО того же класса, что и требуемый продукт, однако его технические или эксплуатационные характеристики не соответствуют потребностям заказчика (подпункт б пункта 2 постановления).
  3. Закупка проводится консульствами, дипломатическими или торговыми представительствами, работающими на территории иностранных государств (пункт 3 постановления).
  4. Планируется закупка ПО, сведения о котором составляют государственную тайну (пункт 4 постановления).

Если организация всё же решит приобрести продукцию иностранного производства, то следует приложить к документации правильно составленное обоснование своего выбора. В противном случае действия будут признаны нарушением законодательства.

Как обосновать закупку

Если заказчику необходим программный продукт, сведения о котором отсутствуют в едином реестре, ему придется составить соответствующее обоснование. В документе должна содержаться следующая информация:

  1. Причина невозможности приобретения российского программного продукта.
  2. Класс, которому должно соответствовать требуемое ПО.
  3. Необходимые функциональные и технические характеристики программного обеспечения.
  4. Характеристики, по которым требуемое ПО не соответствует аналогам, внесенным в реестр.

Обоснование должно быть размещено заказчиком в ЕИС одновременно с закупочной документацией. Сложности возникают при приобретении товаров у единственного поставщика. В этом случае документация не публикуется в ЕИС и можно сделать вывод о том, что и обоснование размещать не нужно. Однако такой подход может быть неоднозначно оценен контролирующими органами. Точно ясно только то, что создавать и утверждать документ заказчик обязан в любом случае.

Действия поставщиков

В постановлении Правительства за номером 1236 не приводится перечень документов, которыми поставщик обязан подтвердить, что предлагаемое им ПО разработано в России. Из этого можно сделать вывод, что достаточно продекларировать в своей заявке страну производства продукта и приложить декларацию соответствия. Заказчик самостоятельно проверяет наличие предлагаемого ПО в едином реестре.

В связи с тем, что законодательно не предусмотрена обязанность разработчиков программных продуктов подавать сведения о своем товаре в единый реестр, возникает немало проблем. Известны случаи, когда заказчики отклоняли предложения о поставке российских программ, обосновывая это отсутствием сведений о них в реестре. Формально заказчик прав и строго исполняет требования постановления 1236. На самом деле отсутствие данных в реестре не является подтверждением производства ПО на территории иностранного государства. В такой ситуации поставщик должен подавать жалобу в ФАС и оспаривать отклонение его заявки.

При закупке других товаров заказчики и поставщики нередко прибегают к своеобразной хитрости и во время исполнения контракта меняют ранее оговоренную продукцию на иную, обуславливая это улучшением характеристик. Такие действия не противоречат нормам статьи 95 44-ФЗ. Теоретически можно было бы и при приобретении ПО во время исполнения своих обязательств поставщику вместо отечественного продукта поставить иностранное ПО. Однако законодатель предусмотрел такую возможность. В пункте 5 постановления 1236 четко прописан запрет на замену ПО, предложенного победителем тендера в своей заявке, на какое-либо другое.

Таким образом, заказчикам важно внимательно следить за исполнением норм постановления Правительства за номером 1236. За не установление запрета, когда он необходим, на организацию и ответственное лицо налагает штраф, в установленном Административным Кодексом порядке.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector