Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере профессии

Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере профессии

125267, г. Москва, Миусская пл., 6

Телефон приемной комиссии : 8-49 5 -250-69-65.

В 2001 году на Отделении интеллектуальных систем ИЛ РГГУ была открыта специальность «Интеллектуальные системы (в гуманитарной сфере)». С 2006 года открыта специализация этой специальности «Разработка и программирование интеллектуальных систем». С 2011 года открыт приём абитуриентов по подготовке бакалавров по направлению «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере».

Отделение интеллектуальных систем в гуманитарной сфере РГГУ готовит бакалавров и специалистов в области интеллектуальных систем для гуманитарной сферы (лингвистики, социологии, социальной психологии, юриспруденции, политологии). Выпускники нашего отделения являются программистами-аналитиками, способными создавать как точные модели предметных областей гуманитарной сферы, так и алгоритмы решения задач, имитирующих интеллектуальную деятельность квалифицированных экспертов. Разработка алгоритмов решения задач — лишь первый этап работы программиста-аналитика, завершением которой является создание соответствующих программ и даже больших программных систем (т.е. систем “искусственного интеллекта”).

“Искусственный интеллект” — это направление исследований в компьютерной науке, целью которого является создание интеллектуальных систем, способных осуществлять:

* автоматическое рассуждение с использованием данных, обозрение которых в реальное время невозможно для человека,

* аргументацию принимаемых решений,

* изображение средствами компьютерной графики результатов рассуждения,

* общение с пользователями на естественном языке.

Эти интеллектуальные системы являются основой для создания роботов с элементами искусственного интеллекта.

Интеллектуальные системы применяются для анализа данных и прогнозирования различных явлений (в том числе социальных), планирования действий, автоматической классификации объектов (в том числе текстов на естественных языках), имитации поведения человека в экстремальных ситуациях, для автоматического проектирования больших систем, принятия решений в процессах управления, диагностики и типологизации преступлений и т.п. Таким образом, интеллектуальные системы применяются в социологии, криминалистике, психологии, психиатрии, лингвистике и других дисциплинах, изучающих человека и общество.

Базы данных, базы знаний, автоматическое рассуждение, использование численных методов, компьютерная графика, автоматический анализ и синтез текстов на естественных языках, информационный поиск документов, фактов и знаний — вот далеко не полный перечень средств, используемых при создании интеллектуальных систем и интеллектуальных роботов.

Разработка интеллектуальных систем для гуманитарной сферы требует умелого использования всех указанных выше средств. Поэтому студенты нашего отделения основательно изучают математические дисциплины (математический анализ, алгебру, теорию вероятностей и статистику, дискретную математику, математическую логику, математическую лингвистику, вычислительную математику), программирование (в том числе объектно-ориентированное программирование, логическое программирование, технологию проектирования информационных систем), введение в робототехнику, лингвистику (в объеме, близком к отделению лингвистики), а также дисциплины гуманитарного цикла (социологию, психологию, философию). Студенты отделения изучают также два языка: обязательный английский + второй иностранный язык.

От поступающих на наше отделение НЕ ТРЕБУЕТСЯ никаких особых знаний,

кроме школьных курсов математики, информатики, русского и английского языков, НО:

требуется желание упорно и систематически учиться.

Выпускники нашего отделения успешно работают как квалифицированные программисты-аналитики уже много лет в государственных учреждениях, фирмах, а также учатся в аспирантуре и защищают серьезные диссертации по проблемам “искусственного интеллекта”.

У Вас есть возможность последовать их примеру!

Дни открытых дверей в 2016 — 2017 уч. г. проводятся: 26 марта, 23 апреля,

21 мая (день магистерских программ), начало в 12:00

Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере – специальность XXI века

Математические и экспериментальные методы в естествознании имеют многовековую историю и эффективную проверку в достижениях науки и техники. Гуманитарные дисциплины, в том числе социология, психология, антропология, юриспруденция, история и примыкающая к ним лингвистика, не имеют фундаментального логико-математического аппарата для представления знаний и данных, формализации рассуждений и порождения гипотез относительно изучаемых явлений.

Современные компьютерные технологии позволяют анализировать большие массивы данных (факты гуманитарных дисциплин), а это означает, что созданы методы компьютерного анализа данных и порождения гипотез о явлениях социальной жизни и естественных языков.

Создание и применение этих методов означает, что гуманитарные дисциплины становятся экспериментальными науками, имеющими техническое устройство для экспериментальных исследований – компьютер, оснащенный технологиями обработки данных (их анализа и порождения гипотез).

Применение точных методов в гуманитарных дисциплинах с использованием компьютера означает:

1. создание формализаций гуманитарных знаний,

2. создание и применение логических процедур – автоматизированных рассуждений (индуктивных обобщений фактов, выводов по аналогии, аргументации принимаемых решений, принятия гипотез посредством объяснений имеющихся фактов).

Но: представление знаний и фактов в компьютере (создание баз знаний и фактов), разработка средств проведения рассуждений (решатели задач), создание дружественного пользовательского интерфейса (обзор результатов, графика, диалог на естественном языке, научение работе с компьютерной системой) означает, что создана интеллектуальная система, имеющая следующую архитектуру:

(1) база данных + база знаний,

(2) решатель задач,

(3) комфортный пользовательский интерфейс.

Таким образом, интеллектуальная система имитирует и усиливает интеллектуальную деятельность исследователя, управленца, врача, криминалиста, лингвиста, что является основной целью важного раздела компьютерной науки – искусственного интеллекта.

Поэтому интеллектуальные системы – основной продукт — искусственного интеллекта, необходимы для изучения социальных процессов, ибо без интеллектуальных систем гуманитарные дисциплины лишаются экспериментальных оснований. Однако применения интеллектуальных систем в гуманитарной сфере возможны лишь при создании кадрового корпуса специалистов – выпускников «Отделения интеллектуальных систем в гуманитарной сфере» РГГУ. Их солидная теоретическая и практическая подготовка основана на изучении целого ряда образовательных циклов:

1. логико-математический цикл

— теория вероятностей и математическая статистика,

— элементы вычислительной математики,

— аксиоматические системы и теория моделей,

— логика интеллектуальных систем;

2. программирование (все 5 лет обучения)

— введение в методы программирования,

— программирование в базах данных,

3. лингвистический цикл

4. информационные системы и проектирование информационных систем;

Читать еще:  Перечень необходимых материалов для строительства дома из дерева

5. интеллектуальные системы и методы искусственного интеллекта;

6. два иностранных языка

7. гуманитарные дисциплины

Специальность «интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» фактически позволяет приобрести квалификацию «программист-аналитик компьютерных систем в гуманитарной сфере», что дает возможность нашим выпускникам работать в различных областях гуманитарных дисциплин, в которых применяются компьютерные системы, а именно:

a) в компьютерной лингвистике,

c) в криминалистике,

Важной сферой применения методов искусственного интеллекта являются информационные системы и интернет-технологии, интеллектуализация которых весьма актуальна, поэтому наши выпускники востребованы в компьютерных фирмах (например, многие из них работают в Яндексе и других фирмах, создающих продукты информационных технологий). Наши выпускники работают также программистами-аналитиками в Фонде общественного мнения и в других корпорациях, создающих экспертные системы.

По различным темам, связанным с интеллектуальными системами, кандидатские диссертации защитили 8 наших выпускников (при этом следует учесть, что преподавание интеллектуальных систем было начато лишь с середины 90-х годов).

Наши выпускники способны создавать комплексы программ для анализа текстов, разрабатывать архитектуру баз данных и баз знаний, разрабатывать методы автоматического анализа данных и знаний, принимать участие в коллективном производстве междисциплинарных интеллектуальных систем.

Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере – не мода, а настоятельная потребность современной компьютерной цивилизации, а потому специальность «интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» – специальность XXI века. Она под силу каждому, кто готов трудиться, интересуется математическими дисциплинами и хочет использовать компьютер не только как средство для игр, но и как инструмент познания и успешной карьеры.

«Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере»: содержание дисциплины и области применения знаний

Специальность «интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» сочетает в себе обширные и востребованные знания общих и специальных предметов с учетом региональных особенностей учебного заведения, включает методы и алгоритмы анализа данных, знания по экспертным системам, инструментам обработки текстов, способам представления знаний.

Направления применения полученных знаний, обширны: лингвистическое и программное обеспечение интеллектуальных, информационных и автоматизированных систем, компьютерные системы перевода текста и распознавания образов. Продуктивными и востребованными являются области оптимизации веб-ресурсов, работа с контекстом и базами данных.

Содержание дисциплины

В программу подготовки входят блок общеобразовательных предметов (история, философия, социология, менеджмент, высшая математика), общелингвистические переводческие дисциплины, специальные математические предметы и прикладные курсы по программированию и информационным технологиям.

Студентам предлагают специальный математический анализ и его прикладные сферы, теорию вероятностей в практическом применении, математическую логику в контексте анализа и принятия решений, математическую лингвистику.

Большое внимание уделяется формализации и представлению информации, изучению теории реляционных отношений и баз данных, логическому программированию, информационным и интеллектуальным системам, компьютерной лингвистике.

Важный элемент обучения — практический курс иностранного языка, обычно английского.

Направления профессиональной деятельности

Диплом по специальности «интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» предоставляет своему владельцу обширный спектр областей приложения полученных знаний, от участия в разработке реальных высокотехнологичных информационных и интеллектуальных систем принятия решения, машинного перевода и распознавания образов до частных прикладных задач, таких как:

  • применение и развитие интеллектуальных систем;
  • проектирование баз знаний, правил автоматизации рассуждений;
  • экспертные системы, методики и алгоритмы принятия решений;
  • исследовательская деятельность и моделирование знаний и операций с ними;
  • разработка алгоритмов обнаружения и обработки информации в интернет;
  • другие направления автоматизированной обработки информации.

Решить, получив специальность «интеллектуальные системы в гуманитарной сфере», кем работать, очень просто. Развитие информационных технологий сделало специалистов такого профиля крайне востребованными, и карьерный рост от простого специалиста до руководителя подразделения или компании может измеряться не годами, а месяцами.

Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере: отзывы и мнения выпускников

Специальность предусматривает получение обширных практических и востребованных знаний, а также расширенный курс английского языка. Структура изучаемых предметов построена таким образом, что социальная составляющая настраивается на понимание логики программирования и компьютерных систем, но не затрагивает их по существу.

Выпускник по профилю «интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» не становится программистом и, соответственно, не тратит время на изучение специальных предметов, анализ проблем и решений, которыми, между тем, учится эффективно управлять и понимать их сущность.

Практически все отзывы положительные, но отмечается необходимость много и внимательно учиться. Выпускники обоснованно считают себя «недопрограммистами», но ведь их программистами и не делают: профиль «интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» — это совершенно другой уровень программирования. Эта работа больше относится к умению анализировать и программировать социальную сферу, поведение отдельной личности.

Области применения и перспективы специальности

Дипломы специалистов по ИТ-технологиям, особенно по практическому программированию и разработке, — одни из самых почетных, но специальность «интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» с каждым днем становится всё популярнее.

Высшее учебное заведение, как и образование в целом, инерционно, программы курсов всегда декларируют однотипные программы обучения и области профессиональной пригодности выпускников.

Но, выпуская программирующих «недопрограммистов» по специальности «интеллектуальные системы в гуманитарной сфере», российская образовательная система «интуитивно», хотя на самом деле абсолютно объективно, сформулировала ответ на растущую насущную потребность в специалистах особенной ориентации: анализ поведения человека в компьютерной, прежде всего, в информационной системе.

Это не просто перспективная сфера деятельности. Это ответ на растущий уровень угроз, который основывается не на банальных вирусах и действиях хакеров, а на планомерном, многоуровневом, многостороннем влиянии на действующие информационные системы.

Сегодня защита бизнеса, защита корпоративных интересов компании, частной собственности, персональных данных стала крайне актуальной. Нужны специалисты, которые могут определять поведение клиента и квалифицировать его как допустимое или вредоносное.

Работник компании может получать доступ в ее информационную среду с различных устройств, и обычные методы защиты здесь не срабатывают. Требуется комплексный подход, необходимо уметь строить социальный портрет компании и уметь в динамике анализировать его состояние, обнаруживать отклонения. Перспектива для «недопрограммистов» — просто колоссальная.

Читать еще:  В каких случаях допускается закрытое судебное разбирательство

Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере

Описание программы:

Образовательная программа соответствует одному из прорывных научно-технических направлений Программы повышения конкурентоспособности УрФУ: «Информационные технологии и человек в информационном обществе», соответствует требованию развития информационных и когнитивных технологий, т. е. базовых составляющих конвергентных NBIC-технологий, вошедших в перечень критических технологий РФ.

Цель образовательной программы «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» – подготовить выпускника к научно-исследовательской (когнитивно-аналитической) и прикладной (информационно-технологической) деятельности.

Область профессиональной деятельности бакалавров включает: разработку, совершенствование и применение интеллектуальных систем в социально-гуманитарной сфере; разработку средств представления знания, формирования баз знаний; формализацию и автоматизацию рассуждений для создания интеллектуальных систем, интеллектуального анализа данных и поддержки принятия решений, прежде всего в социальной сфере, в сфере поиска информации и интеллектуализации ее обработки, в обучающих системах. Реализованный в образовательной программе компетентностный подход учитывает потребности работодателей.

Контакты

События:

27 октября 2017 г. — 27 октября 2017 г.

27 октября 2017 г. в Департаменте философии пройдет круглый стол «Образ изобретателя: взгляд в будущее». Участники круглого стола создадут образ изобретателя, которому типичен творческий, рационализаторский характер, что созвучно позиции древнегреческого философа Платона: изобретатель – тот, кто нечто новое привносит из небытия в бытие. Изобретатель как креативный человек творит мир по своим канонам и правилам. Для поощрения изобретательской деятельности создана система патентов, выдаваемых компетентным государственным органом, удостоверяющих приоритет изобретения, авторство и исключительное право на изобретение, гарантируя изобретателю монополию на изобретение на ограниченный период времени. Как не странно, но способность к изобретательству можно развивать. Об этом и многом другом, связанном с изобретательством и образом современного изобретателя будет идти обсуждение на круглом столе. К участию приглашаются все, кому интересна тематика интеллектуальных систем и когнитивных исследований. Организаторы: Кафедра онтологии и теории познания департамента философии ИСПН УрФУ. Ответственное лицо: Томюк Ольга Николаевна, старший преподаватель, зам. зав. кафедрой онтологии и теории познания. Екатеринбург, пр. Ленина, д. 51, ауд. 314.

4 октября 2017 г. — 4 октября 2017 г.

4 октября 2017 г. в Департаменте философии пройдет круглый стол «Интеллектуальные системы: онтология, эпистемология, праксиология». Круглый стол предполагает открытое обсуждение материалов очередного кафедрального сборника научных статей «Эпистемы» (Выпуск 12). Обсуждение будет строится вокруг различных аспектов проблематики проектирования, изучения и использования интеллектуальных систем. Онтологические аспекты интеллектуальных систем ставят вопросы определения их объектов и структур («формальные онтологии»). Эпистемологические аспекты ставят методологические вопросы моделирования когнитивных свойств и процедур. Праксиологические аспекты затрагивают как вопросы эффективности в инженерно-технических контекстах, так и вопросы нормативности в коммуникативных и других социальных контекстах. По результатам конференции будет подготовлен кафедральный сборник научных статей (выпуск 12), индексируемый в РИНЦ. Организаторы: Кафедра онтологии и теории познания департамента философии ИСПН УрФУ. Ответственное лицо: Кислов Алексей Геннадьевич, кандидат философских наук, зав. кафедрой онтологии и теории познания. Екатеринбург, пр. Ленина, д. 51.

11 июля 2017 г. — 11 июля 2017 г.

11 июля в Ельцин Центре состоится Интеллекция с участием директора направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрия Пескова. Какие компетенции будут наиболее востребованы в цифровой экономике? Какие личные качества позволят перескочить через существующие сейчас общественные ограничения и цензы? К каким вызовам стоит готовиться тем, кому в 2035 году будет 18, 38 и 58 лет? На самом деле будущее уже здесь. Среди сотрудников Агентства стратегических инициатив есть робот. Его зовут НеТИк — Национальная технологическая инициатива. Специально для лекции гостя из АСИ Дмитрия Пескова мы тоже «пригласили» робота, который поработает ведущим проекта «Интеллекции» и задаст несколько вопросов. О спикере Дмитрий Песков — директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ), глава совета Союза «Ворлдскиллс Россия». Соавтор модели «Цифровой экономики», со-руководитель группы «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика», автор программы «Глобальное образование». Член экспертного совета при правительстве Российской Федерации, член совета директоров ОАО «Аэрофлот». Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов создано распоряжением правительства России в 2011 году. Агентство оказывает поддержку коммерческим, социальным и образовательным проектам в части преодоления административных и нормативно-правовых барьеров, проведения всесторонней экспертизы и привлечения финансирования. Ключевые направления — системные проекты по улучшению инвестиционного климата, кадровому обеспечению промышленного роста, дополнительному образованию детей и обеспечению нового качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно поручению председателя наблюдательного совета АСИ, президента России Владимира Путина Агентство также участвует в реализации Национальной технологической инициативы. НТИ — долгосрочная комплексная программа по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках в ближайшие 15-20 лет. О проекте «Интеллекции» «Интеллекции» — это телевизионный проект, который реализует Malina.am совместно с фондом Потанина, Уральским федеральным университетом и Ельцин Центром. На «Интеллекциях» мы будем стараться вместе со зрителями и нашими спикерами найти ответы на вопросы о месте человека в стремительно меняющемся мире. В роли лекторов выступают ученые, культурные деятели и предприниматели. Они рассказывают о развитии технологий, профессиях будущего, изменениях в обществе, рисках и опасностях, которые может повлечь за собой прогресс, и новых возможностях, открывающихся перед людьми благодаря ему. Любой желающий может прийти на лекцию и стать участником телешоу: вы сможете не только послушать лекцию, но и задать вопрос спикеру. Для всех, кто не смог прийти на лекцию, мы организуем прямую трансляцию, а после опубликуем на malina.am видеоверсию программы. Екатеринбург, Ельцин Центр, кинозал. Екатеринбург, ул. Б. Ельцина, 3а. Начало в 19:00.

Читать еще:  Закон «О кредитной кооперации

© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter

Новая специальность – «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере»

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

Программа «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» направлена на подготовку специалистов, владеющих современными компьютерными технологиями и знаниями в области гуманитарных наук, прежде всего лингвистики, обеспечивающих эффективное применение современных технологий к гуманитарным задачам.

Сфера применения методов искусственного интеллекта практически не ограничена. Во всех областях, где используется компьютер, высший уровень программного обеспечения – создание интеллектуальных систем, имитирующих познавательную активность человека. Их уже сегодня используют в управлении, медицине и химии. Применяются новейшие разработки и в робототехнике, и нанотехнологиях. Гуманитарные дисциплины (экономика, юриспруденция, психология и др.), биология и медицина ожидают широкого применения современных компьютерных технологий и, соответственно, остро нуждаются в специалистах, владеющих этими методами.

Гуманитарные науки крайне сложно формализовать и подчинить законам логики. Как раз на это и направлены усилия специалистов по интеллектуальным системам в гуманитарной сфере, выстраивающих «мост» между миром идей и компьютерными технологиями. Чем выше успехи искусственного интеллекта, тем навязчивее вопрос: может ли интеллектуальная система создать креативную идею? Оказывается, доверять создание творческих идей компьютеру пока рано. С другой стороны, на основании анализа результатов всегда возникают полезные соображения.

Для того чтобы компьютер «обдумывал» поставленную задачу, интеллектуальная система должна состоять из расширяющейся базы фактов, базы знаний, решателя задач и комфортного пользовательского интерфейса. Более того, в современные интеллектуальные системы человек всегда может вмешаться, выбрать стратегию, проанализировать результаты. Такая система имеет открытое множество фактов и гипотез, порождаемую и расширяемую базы знаний, а значит, постоянно эволюционирует как разумный живой организм. Специалисты по искусственному интеллекту наделяют этими человеческими качествами наших электронных помощников: от программы-переводчика до сложных подводных роботов.

Программа подготовки специалистов по искусственному интеллекту состоит из нескольких циклов. В математическом цикле студенты осваивают математический анализ, алгебру, теорию вероятностей и математическую статистику, а также вычислительную математику, математическую лингвистику, алгебру баз данных и дискретную математику. Поскольку основная задача этого цикла – автоматизация рассуждений, – им преподается мощный логический цикл: математическая логика (на первом курсе), теория алгоритмов и логическое программирование (на втором и третьем), общий курс интеллектуальных систем (на третьем), аксиоматические системы и элементы теории моделей (на четвертом). Помимо этого дается большой лингвистический цикл: морфология, синтаксис, лексикография, семантика, лингвистика текста, компьютерная лингвистика, автоматическая обработка текста. Интеллектуальные системы «понимают» тексты и ведут диалог с пользователем на естественном языке, а специалист, в свою очередь, должен в совершенстве владеть методами обработки лингвистической информации.

Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» включает:

  • совершенствование и применение интеллектуальных систем в гуманитарной сфере;
  • формирование баз знаний, формализацию и автоматизацию рассуждений для создания интеллектуальных систем, интеллектуального анализа данных и поддержки принятия решений, прежде всего в социальной сфере и медицине, в робототехнике, в сфере поиска информации и интеллектуализации ее обработки в Интернет;
  • практическую и исследовательскую деятельность по изучению и моделированию средств представления знаний и оперирования с ними, т.е. по изучению и моделированию человеческих рассуждений для повышения эффективности интеллектуальных процедур, в том числе поддержки принятия решений, прежде всего в социальной сфере, медицине, в сфере поиска и обработки информации в Интернет;
  • профессиональную деятельность в сфере программного и лингвистического обеспечения информационных (в том числе интеллектуальных) систем, а также во всех организациях, имеющих подразделения по автоматизированной обработке текстовой, числовой и графической информации.

Студентов специальности научат:

  • Использовать программы интеллектуального анализа данных, машинного обучения и компьютерной лингвистики в технологических процессах обработки информации
  • Заниматься организацией и администрированием банков данных и систем представления знаний
  • Заниматься программным и лингвистическим обеспечением интеллектуальных информационных систем и систем поддержки принятия решений
  • Разрабатывать программы для систем искусственного интеллекта (интеллектуальных систем, интеллектуального анализа данных, решателей задач для роботов, компьютерной лингвистики и представления знаний), учитывая специфику гуманитарной области знаний, для которых разрабатывается программа или система
  • Разрабатывать средства интеллектуальных систем для различных областей знаний (социологии, медицины, криминалистики, бизнес-информатики)
  • Разрабатывать проекты информационных систем, систем представления знаний и систем компьютерной лингвистики
  • Применять методы искусственного интеллекта для интеллектуализации информационных систем и интернет-технологий
  • Исследовать и сопоставлять методы разработки информационных систем, систем интеллектуального анализа данных, машинного обучения, представления знаний и компьютерной лингвистики
  • Участвовать в разработке новых принципов и алгоритмов интеллектуального анализа данных и машинного обучения в различных областях знаний
  • Разрабатывать новые принципы и алгоритмы автоматического аннотирования и реферирования документов
  • Принимать участие в построении новых моделей и алгоритмов лингвистического анализа текста
  • Участвовать в построении моделей и алгоритмов систем представления знаний и систем, основанных на знаниях

Будущие профессии:

  • Гейм-райтер (разработчик обучающих компьютерных игр)
  • Инженер по знаниям
  • Программист-аналитик интеллектуальных систем в гуманитарной сфере
  • Программист-аналитик компьютерных систем
  • Программист-разработчик интеллектуальных систем в гуманитарной сфере
  • Программист-разработчик компьютерных систем
  • Разработчик интернет-технологий
  • Разработчик информационных систем
  • Разработчик прикладных программ для социологических исследований
  • Разработчик экспертных систем в криминалистике
  • Специалист по интеллектуальным системам в гуманитарной сфере
  • Специалист по искусственному интеллекту
  • Администратор баз данных и знаний
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector