Как оспорить нормативный правовой акт
Как оспорить нормативный правовой акт по КАС?
Здравствуйте, уважаемые читатели! Давайте разберем как оспорить нормативный правовой акт (это может быть закон, указ, постановление) в соответствии с Кодексом административного судопроизводства.
Что такое нормативный правовой акт
НПА устанавливает правовые нормы в отношении неопределенного круга лиц. Это его отличие от ненормативного правового акта, который издается по определенному поводу или конкретному вопросу и который касается конкретных субъектов. Если еще упрощать, то можно сказать, что нормативный акт рассчитан на «многоразовое» применение, а ненормативный акт — на «одноразовое» применение. Хотя так говорить не совсем точно.
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 г. № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» содержит указание на признаки нормативного и ненормативного акта.
К нормативным актам Пленум ВАС однозначно относит:
- Акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении (принятии) генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, Российской Федерации
Не являются нормативными:
- Акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории (охранных, защитных зон), о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд не содержат норм права и не устанавливают правил поведения, а представляют собой акты применения к земельным участкам (землям) в границах определяемой соответствующим актом территории специального правового режима, предусмотренного законом или иным нормативным правовым актом.
Кроме того в Постановлении Пленума ВАС были выявлены признаки нормативности:
- имеет распространение на неопределенный круг лиц;
- рассчитаны на неоднократное применение.
Как оспорить?
Оспаривание нормативного правового акта (закона, указа, постановления) происходит в соответствии с Кодексом административного судопроизводства (КАС).
Однако давайте вспомним как это было до принятия КАС.
Ранее Арбитражный Процессуальный кодекс содержал главу «Р ассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов» . Естественно, что рассмотрению в Арбитражном суде подлежали только дела затрагивающие права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Аналогично, в Гражданском Процессуальном кодексе была глава 24 «Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части».
В настоящее время соответствующих положений в ГПК и АПК исключены.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации был введен в действие с 15 сентября 2015 года. Некоторые его положения были введены в действие позже, но в настоящее время они все действуют.
Некоторые особенности оспаривания
Первым делом необходимо определиться с подсудностью дела об оспаривании НПА.
Подсудность определяется главой 2 КАС, в частности ст. 20, 21 КАС.
Дела об оспаривании НПА рассматривают суды общей юрисдикции разных уровней (региональные суды субъектов РФ, Верховный суд РФ). Т.е. дела об оспаривании нормативных правовых актов не рассматриваются арбитражными судами.
Оспаривание нормативных правовых актов
Читайте также:
- Административная ответственность наступает за виновное нарушение субъектом своих правовых обязанностей.
- Административные правонарушения, связанные с несоблюдением требований пожарной безопасности и специальных административно-правовых режимов.
- Аналитически–исследовательский метод основан на получении исходных данных путем проведения специальных нормативных наблюдений непосредственно на строительной площадке .
- АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
- Базовые активы опционных контрактов аналогичны активам, лежащим в основе фьючерсных контрактов. Помимо этого, существуют опционы на фьючерсы.
- В период Просвещения политика изучалась в аспекте политико-правовых рассуждений.
- Взаимовлияние двух правовых систем
- Виды (результаты) толкования правовых норм
- Виды административно-правовых норм
- Виды актов правовых актов управления
- Виды гражданско-правовых договоров
- Виды гражданско-правовых договоров
Нормативный правовой акт – документ, содержащий обязательные предписания для неопределенного круга лиц и рассчитанный на неоднократное применение.
Можно выделить следующие правила по дачи заявления по делам об оспаривании НПА:
· правом на подачу заявления обладают организации; граждане-предприниматели; прокурор; органы гос.власти РФ, органы гос.власти субъектов РФ; органы местного самоуправления;
· НПА должен быть в установленном порядке принят и опубликован;
· Оспариваемый НПА или его отдельные положения нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
· Оспариваемый НПА противоречит закону или НПА, имеющему большую юридическую силу.
Заявление об оспаривании НПА Федеральной налоговой службы, Федеральной службы в области таможенного дела может быть подано в ВАС РФ.
Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действия оспариваемого НПА. Указанное положение исключает возможность применения обеспечительной меры в виде приостановления действия оспариваемого правового акта.
Вопрос о принятии заявления к производству арбитражного суда решается судьей единолично в пятидневный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд. О принятии заявления к производству арбитражный суд выносит определение, которое направляется не позднее следующего дня лицам, участвующим в деле.
Судьей арбитражного суда производятся действия по подготовке дела к судебному разбирательству. После подготовки дела судья выносит определение о назначении дела к судебному разбирательству, которое направляется лицам, участвующим в деле.
Дела об оспаривании НПА рассматриваются коллегиальным составом судей. При рассмотрении этих дел не допускается участие арбитражных заседателей. Срок рассмотрения этих дел – не более 2 месяцев со дня поступления заявления в суд. Арбитражный суд может признать обязательной явку представителей гос.органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснения. Об этом указывается в определении о принятии заявления к производству. Неявка указанных лиц является основанием для наложения штрафа.
При рассмотрении дел об оспаривании НПА арбитражный суд осуществляет проверку этого акта или его отдельных положений на предмет его соответствия ФКЗ, ФЗ и иному НПА, имеющему большую юридическую силу. Кроме того, арбитражный суд проверяет полномочия органа или лица по принятию оспариваемого нормативного акта. В качестве примера НПА, имеющего большую юридическую силу, можно привести постановление Правительства РФ по отношению к инструкции Федеральной налоговой службы и т.п.
Проверка законности оспариваемого НА не может быть осуществлена несколькими судами, поэтому АПК предусмотрено правило о прекращении производства по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основаниям оспариваемый акт.
Отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании НПА, от своего требования не может быть принят арбитражным судом, который должен рассматривать дело по существу.
По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает следующие решения:
· об отказе в удовлетворении заявления и признании оспариваемого акта или его отдельных полномочий соответствующими иному НПА, имеющему большую юридическую силу;
· об удовлетворении заявления и признании оспариваемого НПА или его отдельных положений не соответствующими иному НПА, имеющему большую юридическую силу.
Указанные виды решений подробно излагаются в резолютивной части решения. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании НПА вступает в законную силу немедленно после его принятия, соответственно, такое решение не подлежит обжалованию в апелляционную инстанцию. Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
В ч.6 ст.195 АПК содержится правило о направлении копий решения по делу об оспаривании НПА. Решение арбитражного суда направляется в официальное издание гос.органов, органов местного самоуправления, иных органов в зависимости от того, чей НПА оспорен, и подлежит немедленному опубликованию. Кроме того, решение подлежит опубликованию в Вестнике ВАС РФ.
Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 537 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Как оспорить нормативный акт Правительства РФ?
Здравствуйте. Наша организация занимается заготовкой древесины в соответствии с договорами аренды лесных участков. 11 января 2017 года вступили в силу новые правила заготовки древесины (Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13.09.2016 г. № 474 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса РФ». Пункт 9 этих Правил не дает нам возможность как арендаторам освоить невырубленный объем леса за прошлые года, пока не вырубим весь объем заявленный за 2017 год. Можем ли мы оспорить частично этот нормативный акт ( в частности пункт 9). Подскажите порядок оспаривания: В какой суд обращаться? К кому писать исковое заявление? Что важно указать в иске? Возможно ли это в принципе? Спасибо.
Ответы юристов ( 1 )
Утверждение новых правил само по себе не может считаться нарушением чьи-либо прав и интересов. Оспорить какой-либо нормативный акт безусловно возможно, но в случае, если этим актом нарушены или нарушаются права, свободы и законные интересы заявителя.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ является актом федерального органа исполниетльной власти. В связи с чем данное дело согласно статье 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подсудно Верховному Суду Российской Федерации:
Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:
1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти,…
Что касается что указывать в иске, то это следующие нормы:
Глава 21. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ
ДЕЛАМ ОБ ОСПАРИВАНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
И АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ РАЗЪЯСНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
И ОБЛАДАЮЩИХ НОРМАТИВНЫМИ СВОЙСТВАМИ
Статья 208. Предъявление административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим
1. С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
. 3. С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
6. Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
9. При рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 настоящего Кодекса.
Статья 209. Требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим
1. Форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1, 8 и9 статьи 125 настоящего Кодекса.
2. В административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны:
1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 4 и 8 части 2 и частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса;
2) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;
3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования;
4) сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;
5) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями и лицами, указанными в частях 2, 3 и 4 статьи 208 настоящего Кодекса,какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения;
6) наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части;
7) ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи;
8) требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.
3. К административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 2, 4 и 5 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса, документы, подтверждающие сведения, указанные в пункте 4 части 2 настоящей статьи, а также копия оспариваемого нормативного правового акта.
Надеюсь данная информация будет Вам полезной.
Закон РАА
Юридический блог
Заявление об оспаривании нормативного правового акта
Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предъявляемым к форме и содержанию искового заявления, предусмотренным статьей 131 ГПК РФ, и дополнительно содержать следующие данные:
- о наименовании органа государственной власти, органа местно¬го самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;
- о его наименовании и дате принятия;
- указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.
Как оспорить нормативный правовой акт? Необходимо иметь в виду, что с точки зрения территориальной подсудности заявление подается в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.
К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.
В случае обращения прокурора в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта прокурор, участвующий в деле, пользуется процессуальными правами заявителя, выступает с объяснениями и поэтому не дает заключения по делу.
Если прокурор не является заявителем, а вступает в процесс по делу о признании нормативного правового акта или его части недействующими на основании части 3 статьи 45 и части 2 статьи 252 ГПК РФ, он участвует в судебном заседании и дает заключение после исследования всех доказательств по делу.
Заявление об оспаривании нормативного правового акта или его части должно также содержать данные, перечисленные в частях 5 и 6 статьи 251 ГПК РФ. В нем, в частности, должно быть указано, какие права и свободы заявителя (гражданина или организации) нарушаются этим актом или его частью, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя, каким средством массовой информации и когда данный акт опубликован или обнародован в установленном порядке, а также какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый акт или его часть.
При обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность.
К заявлению об оспаривании нормативного правового акта или его части помимо копии этого акта либо его части должны быть приобщены копия заявления, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя (статья 132, часть 6 статьи 251 ГПК РФ).
Заявление об оспаривании нормативного правового акта
В _______(наименование суда)
________(почтовый адрес)
ЗАЯВИТЕЛЬ: ______ (Ф.И.О., адрес, телефон)
ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ ЛИЦА: _______(Ф.И.О., адрес, телефон)
Заявление об оспаривании нормативного правового акта
________________ (указать наименование нормативного правового акта, его реквизиты)
был принят _________ (указать наименование органа власти, принявшего вышеуказанный нормативный правовой акт)
Оспариваемый нормативный правовой акт полностью (в части) противоречит ____________________ (указать нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу) нарушает права и свободы заявителя, а именно ______________ (указать какие права и свободы нарушаются) и руководствуясь ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ,
Признать ___________ (указать наименование нормативного правового акта, его реквизиты) недействующим полностью (в части) со дня его принятия (или иного указанного времени).
- Копия оспариваемого нормативного правового акта или его части.
- Квитанция об уплате государственной пошлины.
- Копия заявления для заинтересованного лица.
- При необходимости: копия доверенности, подтверждающей полномочия лица, подписавшего заявление.
Подпись __________
«__» _______ 20__г.