Преференции участникам закупки

Проверьте, имеете ли вы право на преференции по 44-ФЗ

Преференция: что это значит по 44-ФЗ

По закону о контрактной системе в сфере закупок ряду организаций предоставляются определенные льготы. Если обратиться к толковому словарю, то преференция определяется как предпочтение или особые условия пользования чем-либо. В то же время, преимущество можно обозначить как выгоду либо превосходство, исключительное право на что-нибудь. Это и есть ничто иное, как преимущества определенным участникам, обозначенные Законом. Таким образом, оба понятия являются аналогичными.

Итак, в отношении каких категорий организаций 44-ФЗ предусмотрел льготы:

  • организации уголовно-исполнительной системы РФ (необходимо в заявке указать требование о предоставлении привилегий на основании Постановления Правительства);
  • организациям инвалидов (нужно направить декларацию в произвольной форме);
  • малые предприятия или, так называемые, субъекты малого предпринимательства (также необходимо декларирование);
  • некоммерческие организации — СОНКО (требуется направить декларацию о принадлежности к данной категории).

Преференции организациям инвалидов

Если такого рода предприятия принимают участие в закупке, в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе заказчик обязан предоставить им предпочтение. А именно в отношении предлагаемой цены в размере 15%.

Подробнее раскрывает преференции инвалидам по 44 ФЗ Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 341. Этим нормативным правовым актом закреплен перечень товаров, работ или услуг, при закупке которых предоставляются льготы. К примеру, речь идет о приобретении постельного белья, бумаги и картона, соков из фруктов и овощей. При этом условия о предоставлении исключительного права должны быть обозначены заказчиком в извещении о проведении тендера. Необходимо учесть, что, если победителем признают организацию инвалидов, контракт заключается по предложенной статье с учетом преимущества. Однако, чтобы подтвердить, что организация относится к этой категории и имеет право на «бонус», необходимо представить подтверждающую декларацию, которая составляется в произвольной форме.

Налоговые льготы

Помимо обозначенных выше моментов применения преимуществ, необходимо отметить также налоговые преференции — это определенного рода преимущества, которые применяются при выполнении указанных условий (ст. 395 Налогового кодекса РФ). К таковым, например, можно отнести упрощенную систему налогообложения или всевозможные отраслевые льготы (в сферах сельского хозяйства, здравоохранения либо промышленности).

Преференции поставщикам товаров отечественного производства

Также, необходимо обратить внимание и на такую форму преимущества, как льготы участникам закупки, которые предлагают товары отечественного производства. Подробнее раскрывает вопрос о преференции 155 Приказ от 25.03.2014, изданный Министерством экономического развития. Он закрепляет условия допуска товаров иностранного происхождения с целью удовлетворения государственных и муниципальных нужд.

Преференции для организаций уголовно-исправительной системы

Если победителем признается организация уголовно-исправительной системы, она имеет право на льготу — увеличение цены контракта не более чем на 15%, но не более первоначальной стоимости договора.

Приведем пример. Предположим, начальная максимальная цена контракта была равна 3 млн. руб.. Предприятие уголовно-исправительной системы признано победителем с ценой договора 2,7 млн. руб. Воспользовавшись данной привилегией, победитель вправе заключить контракт стоимостью в 3 млн. руб.

Как предоставляются преимущества

Наконец, обратимся к вопросу о том, каким образом проводятся закупочные процедуры и как предоставляются преференции.

Прежде всего напомним, что заказчик должен указать в извещении, а также в документации о закупочной процедуре условия о применении тех или иных преференций.

Некоторые из них нужно прописать в документах планирования. К примеру, чтобы осуществить заказ у субъектов малого предпринимательства (СМП), нужно заранее планируются это в плане-графике. Таким образом осуществляются, так называемые, специальные закупки, участниками которых выступают лишь лица, которые принадлежат к СМП и СОНКО. При этом сумма тендера не должна быть более 20 млн. руб.

Преимущества и преференции по 44-ФЗ

Преференция: что это значит по 44 ФЗ

В самом общем представлении понятие преференции связано с предпочтением одного перед другими. Но критерии для такого определения в различных областях деятельности могут различаться.

Например, налоговые преференции — это система денежных скидок в налогообложении, которая позволяет снизить финансовую нагрузку на отдельные категории лиц. В сфере закупок принцип действует иным образом. Обладатель права выгоды может рассчитывать на «включение» для него заказчиком выигрышных процентов при сравнительном анализе с конкурентами без преимуществ.

В ст. 14 Закона о контрактной системе (N 44-ФЗ) введено понятие национального режима. Дополнительно к статье при поставке товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вводит преференции 155 приказ Минэкономразвития от 25.03.2014.

На правах ответственного исполнительного органа по ч. 4 ст. 14 N 44-ФЗ МЭР установило преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов — для участников с предложением по поставке товаров из ЕАЭС при наличии документа с подтверждением страны происхождения — в:

  • конкурсе;
  • аукционе;
  • запросе котировок;
  • запросе предложений.

На основании пп. 4.5 ПМЭР рассмотрение и оценка в отношении цены контракта на продукцию из специального перечня, которая при этом произведена в ЕАЭС, осуществляется с учетом понижения на 15 процентов при подаче:

  • конкурсных заявок;
  • заявок на запрос котировок;
  • окончательных решений при запросе предложений.
Читать еще:  Оформление дарственной на квартиру на ребенка

Контракт во всех перечисленных случаях заключается с победителем по предложенной им цене. В ситуации подачи предложений с одинаковыми ценовыми условиями и(или) условиями исполнения контракта по указанным процедурам будет учитываться предоставление преференций. Заключить контракт будет предложено тому участнику, который имеет на них право.

Противоположным образом будет развиваться ситуация при проведении аукциона. Снижение в размере 15 процентов в отношении цены победителя произойдет только в случае его предложения на поставку иностранных товаров.

При готовности передать заказчику товары ЕАЭС правило понижения для поставщика в аукционе действовать не будет (п. 7 ПМЭР). Оно также не будет действовать и в случае предложения по поставке товаров из спецперечня, которые произведены как на территории иностранного государства, так и в ЕАЭС, если процент производства в ЕАЭС составляет более половины.

Для всех названных в приказе закупок предложение по частичной поставке товаров из перечня не обеспечит поставщику возможности рассчитывать не преференции.

Статьи ЗКС о преимуществах

Меры специального назначения в виде преимуществ введены в законе статьями 28–30. При определении поставщиков выделены четыре категории субъектов, на которые распространяются преимущества (ч. 4 ст. 27). Заказчик в своих хозяйственных расчетах обязан учитывать такие прерогативы у некоторых поставщиков. Право на преимущества (в соответствии с их требованием) имеют организации:

  • уголовно-исполнительной системы (УИС).
  • инвалидов (ОИ).
  • малого предпринимательства (СМП).
  • социальной некоммерческой ориентации (СОНКО).

За исключением закупки у единственного поставщика, заказчику вменено в обязанность устанавливать в извещении и документации преимущество до 15 процентов на цену контракта на основании действующих перечней продукции для УИС и ОИ. Если такое учреждение названо победителем, заказчик подтверждает договорную цену с учетом преференции без превышения начального (максимального) ограничения (НМЦК). Это определено в статьях 28, 29.

При этом перечень товаров, которые повлекут преимущества для УИС, утвержден правительственным постановлением от 14.07.2014 N 649 в редакции ПП от 04.02.2016 N 63).

Аналогичным образом преференции инвалидам по 44 фз постановление правительства утвердило 15.04.2014.

При проведении процедур у СМП и СОНКО для заказчика определена граница свыше 15 процентов общегодового совокупного размера его приобретений и установлен предельный размер цены контракта в 20 миллионов рублей. Подобные закупки осуществляются в форме:

  • конкурсов: открытых, с ограничением участия, двухэтапных;
  • аукционов;
  • запросов котировок и предложений.

На основании ч. 3 ст. 30 в этом случае в извещении заявлено ограничение для иных участников закупок. Для СМП и СОНКО требуется задекларировать свою принадлежность.

При соблюдении ч. 5 ст. 30 имеется правовая возможность в условиях закупки установить допуск для субъектов, которые не принадлежат к этим привилегированным категориям. Тогда для них возникает задача привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из СМП, СОНКО. Такие закупки также учитываются в установленном для заказчика объеме обязательств.

Правительство может устанавливать типовые договорные условия при привлечении к исполнению субъектов по ст. 30. На основании ч. 8 данной статьи, в контракт с субъектом СМП или СОНКО включается обязательное условие об оплате при завершении исполнения, либо отдельно сданного этапа, в срок не более 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке (ч. 7 ст. 94).

Преференции по 44-ФЗ что это такое

В целях наибольшего благоприятствования деятельности организаций и предприятий определенного типа, государство иногда предоставляет им ряд специальных преимуществ или льгот — преференций. Такие преимущества могут предусматриваться не только в сфере производства или налогообложения, но и при проведении закупок для госнужд.

Хотя в законе о контрактной системе (ФЗ-44) само определение преференций не используется, он содержит ряд норм, благодаря которым некоторым участникам закупочных процедур положено отдавать предпочтение при заключении контрактов.

ФЗ-44 устанавливает преференции для следующих категорий участников размещения заказа:

  • учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС) и предприятий этой системы (ст. 28);
  • организациям инвалидов (ст. 29);
  • некоммерческим предприятиям/объединениям (СОНКО) (ст. 29);
  • малым предприятиям (СМП) (ст. 29).

Кроме того, преимущество имеют поставщики, предлагающие для госзаказчиков товары российского происхождения, или товаров, происходящих из стран ЕАЭС (в том числе Беларуси) (ст. 14).

Любая преференция по ст. 28-30 ФЗ-44 означает, что среди прочих равных предложений (условий исполнения контрактов), которые сделаны участниками аукциона/конкурса/котировки заказчик должен выбрать того, кто подпадает под соответствующую категорию лиц.

Нормативное регулирование и механизм предоставления

Для каждой отдельно взятой преференции установлен свой механизм реализации. Кроме прямого указания в ФЗ-44 действуют ряд других нормативных актов, в соответствии с которыми предоставляются льготы:

— Постановление Правительства РФ № 649 от 14.07.2014 (утвердил перечень товаров/работ/услуг (ТРУ), которые можно купить у УИС;

— Перечень ТРУ, закупаемых у организаций-инвалидов, утвержденный постановлением Правительства № 341 от 15.04.2014;

— Приказ МЭР РФ № 155 от 2014 об условиях допуска товаров из иностранных государств (утратил силу, с 05.11.2018 действует Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н), Постановление Правительства РФ № 925 о приоритете товарам российского производства от 16.09.2016г.

Читать еще:  Какой у меня налог на землю

Схема предоставления преференций следующая:

  1. Для учреждений УИС: при победе в торгах учреждения УИС по его требованию цена контракта может быть увеличена на 15% (но при этом не должна превысить начальную цену — НМЦК). К примеру, НМЦК в закупке составляет 1 млн. руб. Если победил в торгах УИС, с предложением в 900 тыс. руб., контракт заключается на сумму 1 млн. руб., а не 1,035 млн. руб., как можно предположить.
  2. Организациям инвалидов преимущества предоставляются по вышеописанному способу (увеличение цены контракта при его заключении не более, чем на 15%);
  3. Для размещения заказа у СМП и СОНКО объявляются специальные закупки, к участию в которых не допускаются лица, не являющиеся указанными в ст. 30 ФЗ-44 субъектами. Сумма закупки не должна быть более 20 млн. руб.

Важно: заказчики обязаны размещать закупки у СМП и СОНКО в объеме не менее 15% (можно и более) от суммарного объема своих закупок, выставляемых на торги (то есть конкурентными способами).

  • Для получения преимущества участник закупки, предлагающий товары отечественного производства, должен предоставить соответствующую декларацию. В случае его победы контракт будет заключен по указанной цене. Если же победить участник с импортной продукцией — цену снизят на 15%.
  • Извещение о закупке, размещаемое заказчиком в ЕИС для всеобщего обозрения должно содержать условия предоставления преимуществ (кому предоставляются, какие документы представить в заявке и т.д.).

    Кто может рассчитывать на преимущества в закупках

    Для того, чтобы претендовать на преференции по ФЗ-44, участники должны соответствовать ряду условий:

    • Учреждения УИС. Их перечень и виды установлены постановлением Правительства РФ № 89 в 2000 году.
    • Организациями инвалидов являются объединения, в которых не менее 80% участников являются инвалидами или их представителями (ФЗ-181 «О соцзащите инвалидов в РФ»);
    • СМП — это организации, подпадающие под критерии статьи 4 ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (24.07.2007);
    • СОНКО создаются изначально для осуществления деятельности, поименованной в ФЗ «О некоммерческих организациях». Преимуществами в госзакупках пользуются только СОНКО, учрежденные не госорганами или муниципалитетами.

    Предлагать к поставке товары российского производства вправе любой участник закупки — юридическое или физическое лицо.

    Какие документы требуется представить в заявке

    Преференции можно предусматривать при любом виде закупок (кроме контрактов, заключаемых с единственным поставщиком по статье 93 ФЗ-44). При этом в документации должен быть точный перечень документов, которые предоставляет участник закупки при подаче своей заявки, а также ее форма (при наличии). В составе заявки должны быть приложены:

    • При участии в торгах учреждений УИС— требование в произвольной форме о предоставлении преимущества (постановление № 649);
    • От организации инвалидов необходимо заявление (декларация) о ее соответствии ч. 2 ст. 29 ФЗ-44 (составляется произвольно, нет утвержденного образца);
    • От СМП/СОНКО — декларация о принадлежности к соответствующей категории (статьи 51, 66, 73, 83 ФЗ-44).

    Требовать дополнительные документы и сведения, не предусмотренные Законом о контрактной системе не разрешается. Однако, участникам не следует рисковать и декларировать без достаточных оснований свое право на преимущества в закупках, ведь при установлении факта представления участником-победителем недостоверных сведений, контракт с ним должен быть расторгнут по решению заказчика в одностороннем порядке (согласно нормам ст. 95), что грозит участнику не только убытками, но и внесением его в реестр недобросовестных поставщиков (по решению ФАС).

    Кто имеет право на преференции по 44-ФЗ, и какие преимущества предоставляются отдельным участникам закупок?

    Отдельным организациям и предприятиям государство предоставляет определенные преимущества и льготы. Они предусматриваются не только в производственной сфере и области налогообложения, но и при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд.

    Правое регулирование и понятие преференций по 44-ФЗ

    Законодательство о контрактной системе не содержит определения преференций для участников закупочных процедур по 44-ФЗ и отдельной статьи, в которой были бы собраны все возможные преимущества и порядок их предоставления.

    В 44-ФЗ устанавливаются преференции для отдельных участников сферы госзаказа в ст. 28-30. Также определенные преимущества предоставляются поставщикам, которые предлагают госзаказчикам товары российского производства или товары из стран ЕАЭС (включая Беларусь) по ст. 14 44-ФЗ, устанавливающей национальный режим закупок.

    Преференции по 44-ФЗ означают, что среди прочих равных предложений по условиям исполнения контрактов, сделанных участниками, заказчику следует выбрать того, кто подпадает под определенную категорию лиц, или предоставить им льготы в момент подписания госконтракта.

    Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

    Помимо положений 44-ФЗ, льготы предоставляются на основании следующих нормативно-правовых актов:

    1. Постановления Правительства №649 от 2014 года с утвержденным перечнем товаров, работ и услуг, которые покупаются у УИС.
    2. Перечня товаров, работ и услуг, которые закупаются у организаций инвалидов по Постановлению Правительства №341 от 2014 года.
    3. Приказа Минэкономразвития№155 от 2014 года об условиях допуска иностранных товаров (вместо него с 2018 года действует Приказ Минфина от 2018 года №126н).
    4. Постановления Правительства №925 о приоритете для товаров российского производства от 2016 года.
    Читать еще:  Договор дарения квартиры через доверенное лицо

    Кто имеет право на преимущества в закупках

    Преференции по 44-ФЗ устанавливаются для следующих категорий участников закупочной деятельности:

    1. Организаций инвалидов (по ст. 29 44-ФЗ).
    2. Учреждений УИС и предприятий этой системы (по ст. 28 44-ФЗ).
    3. Социально ориентированным НКО (по ст. 29 44-ФЗ).
    4. Представителям малого предпринимательства (по ст. 29, 30 44-ФЗ).

    Так, учреждениям УИС необходимо входить по своему виду в перечень по Постановлению Правительства №89 от 2000 года.

    Организациями инвалидов признаются объединения граждан, в которых от 80% участников выступают инвалидами или их законными представителями по правилам ФЗ-181 «О соцзащите инвалидов».

    Субъекты малого предпринимательства – это организации, которые подпадают под правила ст. 4 209-ФЗ «О развитии СМП в РФ» от 2007 года. Они должны отвечать установленным требованиям по среднесписочной численности и размеру доходов за год.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

    Социальные НКО изначально создаются для ведения деятельности без коммерческой составляющей, которая представлена в законе «О некоммерческих организациях». Преференциями обладают только те некоммерческие организации, которые были учреждены негосударственными и муниципальными организациями.

    Это может быть любое физическое или юридическое лицо, которое предлагает товары российского производства или произведенные в ЕАЭС.

    Схема предоставления преференций

    В отношении каждой группы участников, которым полагаются преференции по 44-ФЗ, предусмотрены отдельные схемы их реализации.

    Для учреждений УИС в случае победы в торгах ценах контракта может быть увеличена на 15% по требованию победителя. При этом она не может превысить установленной в извещении по закупке НМЦК. Например, НМЦК установлена в размере 1,5 млн р. В закупке победила организация из состава уголовно-исправительной системы с ценой в 1,35 млн р. Контракт с ней может быть подписан по цене в 1,5 млн р., хотя по прямым расчетам с учетом преимущества в 15% она могла бы рассчитывать на цену контракта в 1,55 млн р.

    Организациям инвалидов преимущества предоставляются по аналогичной схеме. Они также вправе рассчитывать на увеличение цены госконтракта при его заключении. Максимальный размер увеличения составляет 15%, но не более НМЦК.

    Преференции для представителей малого бизнеса и НКО социальной направленности заключаются в том, что для них предлагаются отдельные закупки, к участию в которых не допускают представителей крупного бизнеса. Законодательно ограничен лимит таких закупок: он установлен в размере НМЦК в 20 млн р.

    Для получения преимуществ в рамках осуществления национального режима участник закупок, который предложит продукцию российского производства, предоставляет соответствующую декларацию или сертификат. Национальный режим может полностью запрещать закупку иностранных товаров или ограничивать их доступ к торгам.

    В некоторых случаях компаниям, которые предлагают отечественные товары, предоставляются следующие преференции: контракт с ними заключается по указанной цене. Тогда как при победе участника, предлагающего импортные товары к поставке, цена контракта снижается на 15% от сделанного им предложения.

    Здесь также указывается на документы, которые должны предоставить заказчики для получения преимуществ.

    Какие документы требуется представить в заявке

    Преференции в рамках 44-ФЗ могут быть предусмотрены при любой разновидности закупок. Исключение составляют контракты, которые по ст. 93 44-ФЗ заключаются с единственным поставщиком.

    В закупочной документации заказчику следует предусмотреть документы, которые запрашиваются от поставщиков. Это может быть как просто перечень документов, так и их рекомендуемая форма (при наличии). В составе заявки на участие в торгах должны присутствовать:

    1. В случае участия УИС – составленное в произвольной форме письменное требование о предоставлении преимуществ по Постановлению №649.
    2. В случае участия организаций инвалидов – декларация о соответствии организации требованиям ч. 2 ст. 29 44-ФЗ, которая составляется в произвольном формате и не имеет утвержденного образца.
    3. От субъектов малого предпринимательства и НКО запрашивается декларация в произвольной форме о принадлежности к указанной категории.
    4. От участников, предлагающих товары российского производства, могут запросить декларацию соответствия СТ-1 и акт экспертизы.

    Но если участник закупки предоставит недостоверные сведения в своей заявке на участие, то заказчик наделен правом расторжения с ним договора в одностороннем порядке и последующего внесения сведения об участнике в реестр недобросовестных поставщиков (на основании решения ФАС).

    Таким образом, под преференциями в рамках 44-ФЗ понимаются определенные преимущества при определении цены контракта и выборе поставщика в закупочной практике. Они полагаются учреждениям уголовно-исправительной системы, организациям инвалидов, субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным НКО. Предоставление преимуществ указанным видам организаций предусмотрено по ст. 28-30 44-ФЗ, а также, согласно правилам, утвержденным Постановлениями Правительства. Отдельные преимущества предусмотрены законом для поставщиков, которые предлагают отечественные товары в рамках закупочных мероприятий.

    Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector