Земельный контроль и надзор статьи

Земельный контроль и надзор статьи

Ни для кого не секрет, что земля и ее ресурсы являются главным богатством природы, основой жизнедеятельности и условием существования каждого из нас. История развития человечества неразрывно связана с борьбой за обладание землей. Земля имеет особую социальную ценность и значимость, прежде всего, как природный ресурс, как территория и как недвижимость, непрерывно воспроизводящая материальные блага и выполняющая ряд других жизненно важных функций. Она является необходимым материальным условием существования человека и всякого процесса производства.

Рациональное использование земельных участков, охрана земельных ресурсов, соблюдение установленных законом требований являются насущной проблемой нашей страны, подход к решению которой должен носить неоднозначный комплексный характер.

Материал и методы исследования

В настоящее время большое внимание уделяется государственному земельному надзору, что свидетельствует об актуальности данной темы.

Государственный контроль за использованием и охраной земель призван обеспечить исполнение земельного законодательства, соблюдение установленных требований, выполнение мероприятий по охране земель органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, их должностными лицами, а также гражданами. В современных условиях государственный контроль за рациональным использованием земель приобретает еще большее значение, чем раньше.

Полномочия по организации и осуществлению государственного земельного контроля возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы. Должностные лица и специалисты Росреестра и его территориальных органов осуществляют государственный земельный контроль в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 689 «О государственном земельном контроле».

При проведении мероприятий по осуществлению государственного земельного надзора государственные земельные инспектора Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (далее Управлении) не редко сталкиваются с рядом проблем и вопросов.

Наиболее важным встает вопрос: «почему количество выявленных правонарушений с каждым годом увеличивается»? Одной из причин является то, что зачастую граждане не знают законов и плохо осведомлены об оформлении земельных участков. А также несовершенство земельного законодательства, которое в схожих ситуациях трактуется, как субъектами правонарушения, так и должностными лицами, уполномоченные на проведении проверки по контролю за соблюдением земельного законодательства, не однозначно (по-разному).

Следующая проблема состоит во взаимоотношении между «проверяющим» и «проверяемым». При осуществлении выездной проверки многие граждане проявляют излишнее недоверие к инспекторам, даже когда убедятся в подлинности предъявляемых им документов. Часто бывает, что при проверке «проверяемые» не дают «проверяющему» провести замер их земельного участка или отказываются предъявить документы на землю и тому подобное. Такие действия граждан и представителей организаций уже незаконны и могут квалифицироваться как воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора).

Часто «проверяемые» после выявления правонарушения не согласны с вменяемым им нарушением, так как они утверждают, что данный земельный участок уже был приобретен с нарушением, за которое они отвечать не должны. Нежелание лиц, привлекаемых к административной ответственности оплачивать налагаемый на них штраф, ведет часто к обжалованию действий Управления в суде.

Самое распространенное объяснение «проверяемого» о самовольном захвате земельного участка заключается в том, что «проверяемый» считал ничейным земельный участок, который он занял и не предполагал, что нарушает, чьи-то права. В этих ситуациях очень трудно донести до граждан то, что незнание закона не освобождает их от ответственности.

Важной задачей, стоящей перед органами государственной власти, является повышение эффективности мер государственного регулирования. Для решения данной задачи часто требуется применение новых форм и методов работы, а также модернизация уже имеющихся.

Для анализа и оценки эффективности государственного земельного надзора используются следующие показатели, в том числе в динамике (по полугодиям): выполнение утвержденного плана проведения плановых проверок (в процентах от общего количества запланированных проверок).

Анализируя статические показатели государственного земельного надзора, стоит отметить ежегодное увеличение проведенных проверок соблюдения земельного законодательства и количества выявленных нарушений. Показатели осуществления государственного земельного надзора представлены в таблице 1. [8]

Таблица 1 Показатели осуществления государственного земельного надзора по г. Пенза

Выявлено нарушений земельного законодательства (количество)

Статья 71. Государственный земельный надзор

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 234-ФЗ статья 71 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

Статья 71 . Государственный земельный надзор

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 71 ЗК РФ

1. Под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее — юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

2. Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также — органы государственного земельного надзора).

Читать еще:  Предоставление земельного участка гражданину для огорода

3. Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

4. При осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.

5. Должностные лица органов государственного земельного надзора (далее — должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право:

1) осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации;

2) запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок, в том числе документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;

3) беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного земельного надзора о назначении проверки получать доступ на земельные участки, в том числе земельные участки, занятые объектами обороны и безопасности, а также другими специальными объектами, и осматривать такие земельные участки и объекты (в порядке, установленном для осмотра таких земельных участков и объектов и их посещения) для осуществления государственного земельного надзора;

4) осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом;

5) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;

6) обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственного земельного надзора, в установлении лиц, виновных в нарушениях земельного законодательства;

7) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях;

8) привлекать экспертов и экспертные организации к проведению проверок соблюдения требований земельного законодательства;

9) направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о приведении правовых актов, принятых данными органами по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, в соответствие с положениями земельного законодательства;

10) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами полномочия.

6. Должностным лицам, уполномоченным на осуществление государственного земельного надзора, выдаются служебные удостоверения.

7. По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

8. Форма предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

9. В случае неустранения в установленный срок правообладателем земельного участка нарушений, указанных в предписании, предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи, орган государственного земельного надзора, выдавший такое предписание, в срок не позднее чем тридцать дней со дня привлечения виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания информирует о его неисполнении с приложением соответствующих документов:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 48-ФЗ в подпункт 1 пункта 9 статьи 71 настоящего Кодекса внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 г.

1) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ в подпункт 2 пункта 9 статьи 71 настоящего Кодекса внесены изменения

2) орган государственной власти или орган местного самоуправления, которые в соответствии с законодательством вправе обратиться в суд с требованием об изъятии находящихся в частной собственности земельных участков в связи с их неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и об их продаже с публичных торгов, в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.

10. В случае получения органом государственной власти или органом местного самоуправления предложения органа государственного земельного надзора о приведении правовых актов, принятых данными органами по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, в соответствие с положениями земельного законодательства данные органы в течение тридцати дней со дня получения такого предложения должны рассмотреть его и принять меры по устранению допущенных нарушений, их причин и условий, способствующих совершению, а также проинформировать в этот срок орган государственного земельного надзора, направивший такое предложение, о результатах его рассмотрения и принятых мерах.

Читать еще:  Регистрировать ли новый дом

Информация об изменениях:

Статья 71 дополнена пунктом 10.1 с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

10.1. В случае, если по результатам проведенной проверки должностным лицом, уполномоченным на осуществление государственного земельного надзора, выявлен факт размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, указанное лицо в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения данного земельного участка или в случае нахождения данного земельного участка на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Результаты указанной проверки могут быть обжалованы правообладателем земельного участка в судебном порядке.

11. Положение о государственном земельном надзоре утверждается Правительством Российской Федерации.

Земельный надзор и контроль (понятие, виды, органы)

Под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности (ст. 71 ЗК России).

Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (ст. 72 ЗК России).

Под общественным земельным контролем понимается деятельность граждан, общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления по принятию решений, предусмотренных настоящим Кодексом и затрагивающих права и законные интересы граждан, юридических лиц, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых данными органами актов и принимаемых ими решений (ст. 72.1 ЗК России).

Как видно из понятий, данных ЗК, мы имеем:

1. Один вид земельного надзорагосударственный.

2.Два вида земельного контроля – муниципальный и общественный.

Органы, осуществляющие государственный земельный контроль (Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре»):

1. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
2. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
3. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.

Также отдельные их полномочия описаны в обозначенном Постановлении Правительства, но здесь их писать, я думаю, не нужно (вот ссылочка на постановление:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173212/)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9182 — | 7253 — или читать все.

188.64.169.166 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Проблемы реализации муниципального и общественного земельного контроля на территории Российской Федерации

Рубрика: Технические науки

Дата публикации: 20.01.2019 2019-01-20

Статья просмотрена: 642 раза

Библиографическое описание:

Савенкова Т. И., Мурсаикова А. В. Проблемы реализации муниципального и общественного земельного контроля на территории Российской Федерации // Молодой ученый. — 2019. — №3. — С. 56-57. — URL https://moluch.ru/archive/241/55834/ (дата обращения: 22.09.2019).

Вначале следует рассмотреть понятия «контроль» и «надзор», так как в Земельном кодексе Российской Федерации [1] есть определения «государственного земельного надзора» и «муниципального и общественного земельного контроля». Существует разграничение функций земельного контроля и надзора. Функциями по земельному надзору наделены уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а контроль могут осуществлять только органы местного самоуправления, общественные организации. Так же основным критерием разграничения понятий «контроль» и «надзор» выступает возможность «наказывать», то есть налагать взыскания. Такое полномочие на сегодняшний день есть только у государственных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор. У «контролирующих» органов и лиц такого полномочия нет.

Однако нигде на законодательном уровне так и не определено понятие функций по «контролю» и «надзору», не очерчен круг полномочий «контролирующих» и «надзорных» органов. Поэтому вопрос о соотношении данных понятий продолжает оставаться актуальным.

Читать еще:  Согласование земельных участков

Логично сделать вывод о том, что понятие «земельный надзор» шире, чем понятие «земельный контроль», и последний является частью земельного надзора.

У земельного контроля, согласно действующему законодательству существует два вида:

Муниципальный земельный контроль — это деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением земельного законодательства, в случае нарушения которого предусмотрена административная и иная ответственность [1].

В случае выявления нарушений земельного законодательства, в ходе проверки, должностные лица органов местного самоуправления составляют акт проверки и указывают в нем информацию о наличии признаков нарушения. Далее акт проверки направляют в орган государственного земельного надзора, где принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе о возбуждении дела.

На современном этапе муниципальный земельный контроль по своему предмету практически совпадает с государственным земельным надзором, однако существуют и различия.

Муниципальный земельный контроль, в отличие от государственного земельного надзора:

‒ не имеет полномочий в принятии решений, касательно нарушений в земельном законодательстве;

‒ действует только в пределах городского или сельского поселения, городского округа или муниципального района.

Поэтому муниципальный земельный контроль взаимодействует с органами федеральной власти. Муниципальный земельный контроль выявляет факты нарушения земельного законодательства, передает материалы федеральным органам, за которыми стоит решение о выявлении фактов незаконного использования земли. Это как должно происходить в теории. Для формирования выводов об осуществлении муниципального земельного контроля на практике, следует рассмотреть пример.

В Челябинской области, на одном из семинар-совещаний представители Росреестра представили данные об исполнении муниципальным земельным контролем своих полномочий. Как показывает статистика, основную роль на муниципальных землях в плане контрольно-надзорных мероприятий по соблюдению земельного законодательства играют федеральные органы власти. К примеру, за 1 квартал 2018 года инспекторами Управления Росреестра было выявлено (с привлечением к ответственности виновных лиц) 177 нарушений, тогда как по материалам органов муниципальных образований выявлено таких нарушений на порядок меньше, всего 25. Но это все равно выше, чем в 1 квартале 2017 года, инспекторами Управления Росреестра выявлено 161 нарушение, муниципальными органами всего 6. Для наибольшей эффективности муниципального земельного контроля и активном взаимодействии с Управлением Росреестра были предложены следующие пути:

‒ Поощрение должностных лиц путем проведения конкурсов;

‒ Продолжить совещания с Управлением Росреестра для обмена опытом;

‒ Проводить совместные проверки, для поддержания высокого качества исполненной работы.

Однако в данной сфере существуют и другие проблемы. Так как у государственных инспекторов отсутствуют полномочия по составлению протоколов об административном правонарушении увеличиваются сроки вынесения решения.

Также, можно утверждать, что процедура проведения внеплановых проверок несовершенна. Основанием для проведения проверок являются только случаи, описанные в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона о защите прав [2]. То есть внеплановые проверки можно производить, только когда возникает угроза причинения вреда здоровью или жизни граждан или с причинением такого вреда, что фактически исключает возможность проведения внеплановых проверок.

Необходимо совершенствовать процедуру взаимодействия органов муниципального земельного контроля с органами внутренних дел. Вследствие недостаточной осведомленности государственных инспекторов о правонарушителях, существуют проблемы со своевременным принятием мер.

Общественный земельный контроль — это деятельность негосударственных и некоммерческих организаций, а также граждан, позволяющая защитить интересы землепользователей при издании не вполне рациональных законодательных норм, отстоять их точку зрения во время вынесения решений, содержащих положения, идущие вразрез с российским законодательством [1]. Иными словами, общественный земельный контроль проводит анализ с целью выявления нарушений со стороны муниципалитета или иных уполномоченных ведомств.

Данный вид проверки позволяет защитить интересы граждан и организаций от несправедливых решений в вопросах земельного законодательства. Результаты такой проверки предоставляются виновному органу, а также направляется в органы государственного земельного надзора, где выносится решение о привлечении к ответственности, если это необходимо.

Целью общественного земельного контроля является обеспечение законности в сфере государственного управления. Организации общественного земельного контроля могут и должны обеспечивать законность при принятии решений, повышать эффективность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, снижать риски принятия противоправных решений.

В своей работе [3] профессор В. П. Беляев указывает на то, что «говорить о существовании надлежащего механизма контроля за государственной властью пока не приходится. Функционирующая в России общественно-политическая система во многом не отвечает общепринятым критериям, важнейший из которых — репрезентативность (представительность) власти и ее ответственность перед обществом, наличие действенного механизма общественного контроля за властью».

Обобщая все сведения о государственном земельном надзоре на современном этапе можно сделать вывод, что система развита не до конца, существуют некоторые проблемы и они глобальны, а организации по контролю за действиями государственного земельного надзора (и его части — муниципального земельного контроля) «вовсе не развиты, либо малоэффективны» [3].

  1. Земельный кодекс Российской Федерации «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № № 136―ФЗ // Российская газета.
  2. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ// Российская газета.
  3. Беляев В. П. Контроль и надзор: проблемы разграничения // Актуальные проблемы российского права. — 2017. — № 4 (77) апрель. — С. 199–207.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector