Предрейсовый медицинский осмотр водителей
Приложение. Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров
Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения РФ
от 15 декабря 2014 г. N 835н
Порядок
проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров
1. Настоящий Порядок определяет правила проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.
2. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации *(1).
3. Требование о прохождении обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами *(2).
4. Предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения *(3).
5. Послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения *(4).
6. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов *(5).
7. Проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров осуществляется за счет средств работодателя *(6).
8. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя *(7)) (далее — медицинская организация) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).
9. Организация проведения обязательных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров возлагается на работодателя *(8).
10. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в следующем объеме:
1) сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса;
2) выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:
количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе;
определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь.
При наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь проводится отбор мочи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 г. N 40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 февраля 2006 г., регистрационный N 7544) для определения в ней наличия психоактивных веществ.
11. В случае регистрации у работника отклонения величины артериального давления или частоты пульса проводится повторное исследование (не более двух раз с интервалом не менее 20 минут).
12. По результатам прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра медицинским работником выносится заключение о:
1) наличии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (с указанием этих признаков);
2) отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
13. В случае проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров медицинским работником, имеющим среднее профессиональное образование, при выявлении по результатам исследований, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, нарушений в состоянии здоровья работника для вынесения заключений, указанных в подпунктах 1 пункта 12 настоящего Порядка, а также решения вопроса о наличии у работника признаков временной нетрудоспособности и нуждаемости в оказании медицинской помощи работник направляется в медицинскую организацию или иную организацию, осуществляющую медицинскую деятельность, в которой работнику оказывается первичная медико-санитарная помощь.
14. Результаты проведенных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров вносятся в Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров соответственно (далее — Журналы), в которых указывается следующая информация о работнике:
1) дата и время проведения медицинского осмотра;
Удаленные медицинские осмотры водителей
Удаленные предрейсовые осмотры водителей
Без графика — в любое удобное время: нужно просто подойти к терминалу и пройти осмотр.
Дешевле — цена устанавливается за 1 осмотр.
Независимость от человеческого фактора.
Цены на удаленные предрейсовые осмотры водителей:
Цена зависит от количества водителей и наличия оборудования
до 160 осмотров в месяц
до 450 осмотров в месяц
от 450 осмотров в месяц
Оборудование клиента/цена за 1 осмотр
30 рублей за 1 осмотр, от 6500 в месяц!
Аренда оборудования/ абонплата в месяц
Понятие удаленного предрейсового осмотра заключается в проведении его в дистанционном режиме при помощи компьютера. Такой осмотр подразумевает установку в организации специального терминала с алкотестером, тонометров и веб — камерой. Результатом автоматизированного предрейсового осмотра является заключение с электронной подписью. Этот способ экономичен, удобен и соответствует требованиям законодательства. Стоимость процедуры может быть в 2 — 3 раза дешевле очного осмотра. Итак, рассмотрим процесс удаленного медосмотра подробнее.
Техника для проведения медицинских манипуляций состоит из аппарата измерения давления, тестера на алкоголь, и других приборов по индивидуальной заявке.
Как выглядит процедура осмотра?
Водитель располагается перед монитором, набирает на клавиатуре личные данные и проводит необходимые измерения следуя инструкции, то есть, самостоятельно измеряет давление, пульс, использует алкотестер. Все это время за ним наблюдает наш медицинский работник, используя веб — камеру и специальную компьютерную программу, так как он должен убедится в достоверности полученной информации о состоянии здоровья обследуемого. Затем, по результатам проверки медик делает заключение. При положительном решении терминал печатает чек с результатом исследования и водитель готов к рейсу.
- Осмотр водителей может производится в любой точке мира с помощью специализированного програмного обеспечения.
- Обслуживание может производится в любое время дня и ночи, 7 дней в неделю, в выходные и праздничные дни.
- Достижение телемедицины позволяет с особой точностью оценивать состояние здоровья профессиональных водителей, так как у них нет возможности «договориться» с медработником.
- Терминал фиксирует точную дату и время осуществления предрейсового осмотра.
- Видеозапись процедуры сохраняется на длительный срок (в соответствии с настройками программы).
- Вся необходимая документация, включая журналы учета, ведется в автоматическом режиме.
- Руководитель организации может отследить результаты осмотров в режиме реального времени и узнать о причинах недопуска лиц к управлению техникой.
- Система автоматически формирует отчет по динамическим изменениям состояния здоровья, что позволяет предупредить развитие серьезных заболеваний.
- Такой способ проверки развивает самодисциплину водителей, которые начинают самостоятельно беспокоится о своем здоровье. Количество ДТП по вине самих водителей снижается.
- Такой вид медицинских осмотров создан в соответствии с рекомендациями нормативно — правовых актов и полностью соответствует правилам их проведения.
Комплекс автоматизированных дистанционных медосмотров состоит из следующих компонентов:
- Сервер со сформированной базой сведений об осмотрах до и после реса.
- Медицинский персонал, который тщательно проверяет полученные результаты и делает соответствующее заключение.
- Терминал — компьютер с подключенными к нему измерительными приборами (тонометр, алкотестер, термометр)
Рассмотрим алгоритм действий при удаленном предрейсовом осмотре:
1. На сервер передаются результаты проверки:
- видеозапись в процессом осмотра;
- показатели артериального давления и пульса;
- наличие/отсутствие в организме алкоголя, наркотиков или психотропных веществ;
- показатели температуры тела;
- общее психоэмоциональное состояние человека.
2. Получение результатов сотрудником медицинского учреждения с целью вынести заключение о допуске водителя к управлению транспортным средством.
3. Отправка заключения медика на сервер. Документы в электронном виде хранятся на сервере пять лет.
4. Получение водителем решения медицинского работника.
- при положительном решении врача терминал печатает документ (термоэтикетка или путевой лист) о допуске водителя к рейсу с обязательным указанием даты и времени прохождения осмотра, данными медработника, подписанный электронной цифровой подписью.
- в случае отрицательного заключения руководителю организации или лицу, ответственному за медосмотры приходит электронное письмо с необходимостью посещения водителем определенного врача.
Стоимость услуги удаленного предрейсового осмотра колеблется в зависимости от следующих моментов:
- Количество объектов, выпускающих водителей.
- Количество сотрудников.
- Комплектация устанавливаемого оборудования.
- Параметры сервисного обслуживания системы.
- Другие факторы.
Обращайтесь в компанию «Медицинская профилактика» и мы подробно рассчитаем стоимость месячного обслуживания вашей фирмы.
Предрейсовые медицинские осмотры водителей
Водители подлежащие медицинскому осмотру
- Водители, работающие на автопредприятиях по перевозке пассажиров или грузов в том числе водители автопогрузчиков;
- Индивидуальные предприниматели, самозанятые, которые используют автотранспорт;
- Лица, управляющие авто или электротранспортом, не выезжающие за пределы цеха, стройплощадки, склада;
- Водитель, управляющий некоммерческим транспортом предприятия, перевозящий только своих сотрудников.
Примечание: Несмотря на спорность некоторых положений, работодатель, согласно статье 213 ч. 3 ТК РФ, обязан исполнять нормативные акты по отношению к своим сотрудникам и организовать медицинские осмотры тех, кто выезжает на линию.
В связи с участившимися случаями дорожно-транспортных аварий по вине водителей, которые по медицинским показаниям не имели права находиться за рулем, ввели дополнительные правила для прохождения предрейсового осмотра.
Предрейсовый медицинский осмотр водителей дешево: возможно ли?
Итоговая сумма, в которую обойдутся регулярные ПМОВ, будет варьироваться в зависимости от таких факторов:
- расположение фирмы, предоставляющей услуги;
- количество обслуживающего персонала
- расценки на услуги.
Самый оптимальный, законный и финансово выгодный вариант-это перейти на удаленные предрейсовые осмотры водителей
Которые регламентируются следующими нормативно-правовыми актами в сфере здравоохранения и цифровых технологий.
Модельный закон «О телемедицинских услугах» (принят постановлением № 35-7 от 28 октября 2010 года).
Приказ Минздрава № 965Н от 09.01.2018 г. «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий».
ФЗ № 242 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья».
Средняя цена за одного водителя при физическом присутствии медицинского работника- от 60 до 100 рублей в день.
Применение мобильных либо стационарных сервисов предрейсовых осмотров позволяет экономить не менее 50% затрат
Варианты организации предрейсового осмотра водителей:
Оборудовать медпункт на предприятии со штатом медсотрудников:
- медицинский работник должен быть зачислен в штат предприятия, иметь сертификат специалиста и свидетельство о прохождении обучения, дающее право проводить осмотр водителей;
- лицензия такому медицинскому работнику не нужна (т. к. он зачислен в штат) и проводит осмотр только своих водителей;
- брать по договору медработника, имеющего сертификат, который будет вести водителей постоянно не рекомендуется (его деятельность будет рассматриваться, как предпринимательская ‒ следовательно, нужна лицензия; ее отсутствие чревато штрафом для руководителя и сотрудников+признанием осмотров недействительными);
- необходимо иметь медпункт или медкабинет, оборудованный согласно нормативным требованиям (об этом ниже).
Заключить договор с медицинской организацией (поликлиника или специальная компания) и отправлять водителей к ним для осмотра:
- давать заключение о состоянии шофера могут только те лица, которые прошли обучение и имеют соответствующий сертификат; в лицензии компании должен быть обязательно указан вид услуги ‒ медицинское освидетельствование до и после рейса;
- к соглашению прилагается копия сертификата, а в самом договоре обязательно это прописывается;
- в договоре обязательно прописываются функции медработника по отношению к водителю: какие анализы берутся, что входит в понятие осмотра, прописываются основания, по которым могут не допустить сотрудника к рейсу.
Получить лицензию для своего предприятия на право проводить предрейсовый медицинский осмотр (оптимально для предприятий с большим автопарком):
- подобное разрешение избавляет от необходимости заключать договора на стороне;
- можно самим оказывать подобные услуги другим организациям;
- надо оборудовать помещение, оснащенное согласно требованиям (в том числе — место для размещения мини-лаборатории, где будет возможность взять у сотрудника необходимые анализы, провести тесты).
Примечание:
- Осуществлять ПМОВ могут те медработники, которые прошли специальное обучение и имеют соответствующий сертификат. Если услугу оказывает медучреждение, то на ведение подобной деятельности нужно иметь лицензию (из приложения к письму Минздрава РФ от 21 августа 2003 г.).
- Какой форме предрейсового осмотра вы отдадите предпочтение, зависит от размеров организации и количества нанятых работников для управления автотранспортом.
- Индивидуальным предпринимателям придется заключать договора. Таксистам-частникам — кроме лицензии на ведение бизнеса ‒ нужен также предрейсовый и послерейсовый осмотр.
Как происходит осмотр водителя?
- На осмотр водитель приходит после того, как получит путевой лист.
- Освидетельствование начинается с момента появления сотрудника. Врач смотрит на поведение, настроение, оценивает реакцию на вопросы, излишнюю болтливость или веселость.
- Также опрашивает сотрудника о самочувствии, жалобах. Осматривает кожные покровы на предмет инъекций.
- Бледность и/или покраснение кожных покровов могут свидетельствовать об изменении артериального давления ‒ его измеряют обязательно.
- Особое внимание уделяется зрачкам глаз, которые могут указать на состояние алкогольного, наркотического или химического (от приема лекарств) опьянения.
- Температуру измеряют, если к тому есть основания. При выявлении острого заболевания водителя отправляют в поликлинику.
- В случае подозрения на опьянение составляется соответствующий документ. Один экземпляр передается руководителю (работодателю), другой остается у медицинского работника. Если возникают сомнения, то водитель направляется в поликлинику для сдачи крови на прохождение теста.
- В конце осмотра в путевом листе ставится отметка о допуске к работе, подпись врача (расшифровка Ф.И.О.) и дата. Для инспектора ГИБДД штамп является доказательством того, что предрейсовый осмотр пройден.
Примечание: Послерейсовый осмотр проводится лицам, входящим в группу риска, перевозящим пассажиров или опасные грузы. Исключаются из списка осмотра водители, выезжающие на экстренные вызовы.
Водители, входящие в группу риска
Медицинский работник, осматривающий и наблюдающий водителей предприятия, раз в год оформляет список тех, кто входит в эту группу.
Для них предусмотрен послерейcовый осмотр, повышенное внимание и наблюдение врача. Задача по организации ложится на руководителя предприятия. В список входят лица:
- осуществляющие перевозку пассажиров или опасных грузов;
- которые в течение года имели больничный сроком около месяца или часто болеющие;
- за которыми было замечено, что они находились под воздействием алкоголя, наркотических или химических средств;
- управляющие автотранспортом менее года;
- пенсионного возраста;
- с хроническими болезнями, которые могут стать препятствием для управления автотранспортом.
Примечание: Результаты осмотра вносятся в журнал, который является отчетным документом для проверяющих органов и аудита.
Причины отстранения водителя
Результаты осмотра врач фиксирует в журнале и, при необходимости, в карточке, где указывается диагноз, причины, особые отметки, основания для отстранения от работы и т.п.:
- жалобы на дискомфорт в области сердца, живота или острую боль (зубная, головная);
- повышенная температура, признаки острого простудного заболевания, вялость;
- артериальное давление, не соответствующее норме, учащенный или ослабленный пульс;
- выявление негативного воздействия от принятых накануне лекарств (вялость, заторможенность, сонливость);
- недостаточный отдых, отсутствие сна, перенапряжение организма (усталость);
- состояние опьянения (любых видов), необходимость подтверждения или исключения данного факта (можно отправить в клинику для взятия крови на анализ и проведения теста).
При выявлении у сотрудника заболевания его направляют в поликлинику, где он получает больничный лист. Если это вечернее время, то больной отправляется домой, где может вызвать скорую или врача.
При обнаружении опьянения водителя составляется протокол, в котором описывается поведение, основания отстранения, время. Об этом факте обязательно сообщается руководителю.
Примечание: Врач может провести алкотест, взять мочу на анализ, но не имеет права брать кровь. Без письменного согласия водителя его нельзя обследовать при подозрении на наркотическое опьянение. Порядок осмотра прописывается в соглашении или другом соответствующем документе.
Кто может проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей?
Осмотры может врач, фельдшер, медсестра, которые прошли специальное обучение.
На руках необходимо иметь удостоверение, подтверждающее их квалификацию. Наркодиспансер выдает сертификат о прохождении обучения, который необходимо периодически подтверждать.
В настоящее время предусмотрено два вида прохождения обучения: ускоренная программа ‒ 36 часов и 72 (очно-заочная форма).
Примечание: С января этого года сертификат о квалификации медработников будет подтверждаться свидетельством об аккредитации (соответствие единым требованиям и стандартам). Подтверждать ее нужно каждые пять лет.
Наказание за нарушение правил предрейсовых медицинских осмотров (ПМОВ) в соответствии со статьями 213 и 212 ч. 3 ТК РФ.
Проверку проводят инспекторы ГИБДД , представители Управления госавтонадзора Федеральной службы и трудовая инспекция.
Обязательные материалы:
Предрейсовый медицинский осмотр водителей в 2019 году
Нормы законодательства — 2019 по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей
Примечательно, что проведение предрейсового медицинского осмотра водителей одновременно регулируется сразу несколькими (не противоречащими друг другу) нормативно-правовыми источниками:
- приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н;
- письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32;
- приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555.
Кроме того, некоторые аспекты проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей регулируются нормами ст. 23 закона «О дорожном движении» от 10.12.1995 № 196-ФЗ.
Объект регулирования указанных НПА частично совпадает (а если говорить именно о предрейсовом осмотре водителей, совпадает полностью), но основным документом, положения которого следует изучать работодателям, можно считать наиболее поздний — приказ Минздрава № 835н.
Отметим, что во всех указанных источниках права, изданных Минздравом, есть положения, предписывающие работодателям использовать в целях фиксации результатов предрейсового медосмотра водителей специальный журнал регистрации. При этом только в приказе Минздрава СССР № 555 присутствует рекомендуемая форма этого журнала.
Образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей см. здесь.
Итак, самый свежий из указанных НПА, регулирующий проведение медосмотра водителей, — приказ Минздрава РФ № 835н. Его положения актуальны также и для 2019 года.
Приказ № 835н о предрейсовых медосмотрах водителей
Главная особенность приказа Минздрава РФ № 835н в том, что он регламентирует проведение не только предрейсового, но и предсменного, послерейсового и послесменного осмотров сотрудников. Согласно этому приказу предрейсовые медосмотры обязательны для всех водителей, кроме тех, которые работают на машинах экстренных служб — для них обязательны только те медосмотры, которые относятся к предсменным. В свою очередь, послерейсовые медосмотры обязательны для тех водителей, которые осуществляют перевозку пассажиров, а также опасных грузов. Минздрав также предписывает проходить предрейсовые и послерейсовые осмотры ИП, которые самостоятельно оказывают услуги по перевозке.
О том, для каких работников обязательным является медосмотр при приеме на работу, читайте в статье «Ст. 213 ТК РФ: вопросы и ответы».
Особенности процедуры предрейсового медосмотра для водителей
Приказ Минздрава РФ № 835н устанавливает, что предрейсовые медицинские осмотры водителей:
- проводятся непосредственно перед началом рабочей смены в целях обнаружения вредных и опасных факторов, а также состояний здоровья, которые могут препятствовать выполнению человеком трудовой функции;
- финансируются и организуются работодателем;
- проводятся медработниками, имеющими необходимую квалификацию и работающими в штате фирмы либо представляющими стороннюю медицинскую организацию, при наличии соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Приказом Минздрава № 835н определено, что в состав предрейсовых осмотров входят:
- рассмотрение жалоб водителя;
- проведение визуального осмотра;
- измерение температуры, давления, пульса;
- выявление признаков опьянения;
- определение процента алкоголя в крови;
- определение присутствия психоактивных веществ.
По итогам предрейсового медосмотра врач выносит заключение о том, что:
- вредных и опасных факторов либо состояний здоровья, препятствующих выполнению водителем трудовой функции, не выявлено (и потому водитель может приступать к работе);
- соответствующие факторы либо состояния выявлены (и потому водитель не может быть допущен к работе).
В обоих случаях об итогах медосмотра информируется работодатель. При втором сценарии, если факторы и состояние здоровья, мешающие водителю работать, выявлены, то работнику выписывается справка для последующего обращения в медицинскую организацию в целях получения необходимой помощи.
Положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей
Кроме приказа № 835н сохраняет юридическую силу также письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32. В нем указано, что работодатель для проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей может утвердить отдельный локальный правовой акт — положение об организации соответствующих осмотров. Типовая форма данного положения утверждена в приложении 2 к указанному письму Минздрава. В таком положении предполагается регламентация:
- организации предрейсовых медосмотров;
- содержания медосмотров;
- проведения отдельных процедур в рамках медосмотров;
- условий проведения медосмотров;
- критериев допуска водителей к работе после прохождения медосмотра;
- обязанностей медучреждений, которые проводят медосмотры.
Структуру приказа о прохождении медосмотра сотрудниками предприятия смотрите здесь.
Итоги
Проведение предрейсового медосмотра водителей — обязанность работодателя, предусмотренная законом. В ходе ее выполнения предприятию важно соблюсти процедуры, предусмотренные положениями приказа Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н.
Изучить прочие нюансы проведения медосмотров работодателями вы можете в статьях: