Дайте определение понятия «граница населенного пункта»

Дайте определение понятия «граница населенного пункта». Каков порядок её установления.

Границы населенных пунктов — линии, определяющие пределы населенного пункта

Границы населенных пунктов должны устанавливаться с учетом сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участках и такие границы не должны пересекать границы земельных участков.

Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

В устанавливаемые границы не должны попадать ЗУ лесного и водного фонда.

При производстве данных землеустроительных работ необходимы актуальные сведения ГКН, государственного фонда данных по результатам проведения землеустройства, водного и лесного кадастра, сведений архивов муниципальных образований.

Вся изготовленная документация должна пройти процедуру утверждения в составе генплана развития территории сельского поселения, городского поселения, городского округа. После утверждения карта-план объекта землеустройства должна быть направлена в фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Каталог координат и текстовое описание должны быть переданы в рамках информационного взаимодействия в государственный орган исполнительной власти, ответственный за ведение ГКН.

1. Установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

2. Утверждение изменения границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется по решению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Постановления описание местоположения границ населенных пунктов может быть внесено в государственный кадастр недвижимости на основании карты (плана) объекта землеустройства.

При этом в отношении земельных участков, границы которых представляют собой несколько замкнутых контуров (далее — многоконтурный земельный участок), пересечением границы муниципального образования и (или) границы населенного пункта, по мнению Минэкономразвития России, изложенному в Письме от 22.12.2009 N 22409-ИМ/Д23, являются:

1. пересечеие любым контуром границы многоконтурного земельного участка;

2. расположение хотя бы одного из контуров границы многоконтурного земельного участка за границей соответствующего муниципального образования и (или) населенного пункта (то есть расположение какого-либо контура границы на территории другого муниципального образования и (или) населенного пункта).

Понятие границы населенного пункта, требования, предъявляемые к установлению, изменению и описанию границ

Понятие термина «граница населенного пункта» описана в земельном законодательстве. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам [1].

Согласно статье 1 Федерального закона «О землеустройстве», территории субъекта РФ, муниципальных образований (и их границ) являются объектом землеустройства, то есть к ним применимы требования и состав работ территориального землеустройства [4]. Значит, основные работы, которые выполняются для установления и изменения границ населенных пунктов, с использованием геодезической и картографической информации, данных государственного кадастра недвижимости, инвентаризации земель, так же относятся к работам по территориальному землеустройству. Проект черты населенного пункта относится к градостроительной документации. Указанный термин отражает в основном проектно-планировочные, землеустроительные, градостроительные, природоохранные и другие характеристики территорий и в меньшей мере их правовые признаки. «Граница населенного пункта» является в основном термином, устанавливающим административно-правовые характеристики территории населенного пункта — границы, в пределах которых реализуются полномочия органов местного самоуправления, образуемых населением соответствующей территории населенного пункта.

Так же, понятие «границы» дается в Законе Краснодарского края «О порядке установления и изменения границ административно-территориальных единиц», в соответствии с которым под границей административно-территориальной единицы понимается закрепленная в установленном порядке черта, отделяющая на местности территорию одной административно-территориальной единицы от территорий других административно-территориальных единиц. Граница административно-территориальной единицы состоит из внешних границ земельных участков, расположенных на территории административно-территориальной единицы, отделяющих эти земельные участки от земельных участков, входящих в состав территорий других административно-территориальных единиц [7]. Граница населенного пункта устанавливается, как правило, по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам.

Читать еще:  Носилки медицинские мягкие бескаркасные огнестойкие шанс

Утверждение и изменение черты городских, сельских поселений осуществляются органами государственной власти субъектов РФ, за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также городских поселений, входящих в состав закрытых административно-территориальных образований (Краснознаменск, Молодёжный, Восход).

Утверждение изменения границ городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя осуществляется по решению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [1].

Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом [6].Границы муниципальных образований устанавливаются или изменяются в соответствии со следующими требованиями:

1. утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2. утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях) [1].

Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков [1].

Следует, однако, отметить, что здесь речь вовсе не идет о полной сохранности правового режима земельных участков. Ведь с включением соответствующих земель в границы населенных пунктов они неизбежно, в силу ст. 83 ЗК, приобретают статус земель населенных пунктов, и с этого момента на них распространяются все применимые к данным землям нормы законодательства, т.е. происходит перевод земель из одной категории в другую.

Согласно «Методическим рекомендациям по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства», говорится, что в качестве основы производства работ берется удобный картографический материал, на который наносятся сведения Государственного Земельного Кадастра и проектируемые границы. Данные границы согласуются с правообладателем (орган местного самоуправления) и смежными землепользованиями (соседние муниципальные образования) [11]. По материалам проекта определяется площадь с точностью не ниже графической точности используемого материала. Требования к точности описания границ представлены в «Методических рекомендациях по проведению межевания объектов землеустройства», Границы муниципальных образований проходят преимущественно по межселенной территории, для которых точность описания границ составляет 2,5 м. Данный документ предъявляет требования к обязательному закреплению границ на местности только на период проведения работ [11], то есть фактически закреплять границы на местности не обязательно, к тому же это дополнительные расходы и траты.

Так же, на практике действующая редакция Федерального закона «О землеустройстве» позволяет провести процедуры установления границ населенных пунктов путем их описания без определения координат всех поворотных точек границ. И лишь в случае споров между смежными землепользователями установление границ геодезическим способом является необходимым требованием [4].

«С одной стороны, – изготовление и установка межевых знаков влекут дополнительные затраты для заказчика кадастровых работ. Но с другой стороны, – только посредством межевых знаков можно подтвердить наличие и границы земельной собственности в натуре, определить ее размеры, форму и состав» [23].

Такие подходы, безусловно, существенно удешевляют работы по установлению границ населенных пунктов. Вместе с тем, использование метода описания границ населенных пунктов может в дальнейшем привести к территориальным спорам и судебным разбирательствам между землепользователями и администрациями муниципальных образований. Установление границ на местности с закреплением характерных точек межевыми знаками, как правило, исключает земельные споры.

Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов

Первую главу курсовой работы уместно начать с истории данного института земельного права.

С момента принятия Земельного кодекса РФ и до 1 января 2007 г. землями поселений признавались земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий.

Читать еще:  Обязан ли покупатель предъявлять паспорт

В российскую правовую систему понятие «поселение» введено Конституцией РФ, где в общем виде определена территориальная основа местного самоуправления. «Местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях» ч. 1 ст. 131 Конституции РФ от 12 декабря 1993г. — Гарант, то есть поселения прямо названы субъектами местного самоуправления, хотя понятие поселения не определено.

Термин «поселение» уточняется в законодательстве ст. 1 ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». — Гарант:

  • — сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
  • — городское поселение — город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
  • — поселение — городское или сельское поселение.

Ни в Земельном, ни в Градостроительном кодексах РФ понятие «поселение» не раскрывалось, поэтому в правоприменительной практике сложилось два мнения Базаркин Д., Лобачева Е. О землях населенных пунктов // «эж-ЮРИСТ», № 1, январь 2007. — Гарант:

  • — в земельном и градостроительном законодательстве понятие «поселение» используется в значении «населенный пункт»;
  • — согласно формальному толкованию закона понятие «поселение» в земельном и градостроительном законодательстве может использоваться только в том значении, которое ему дано в другой отрасли права (законодательном акте), определяющей государственно-административное устройство страны.

Возникшие разногласия неблагоприятно влияли на рынок земли в Российской Федерации и развитие территорий. По этой причине Комитетом Государственной Думы РФ по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, возглавляемым М.Л. Шаккумом, был подготовлен законопроект, содержащий поправки к Земельному кодексу РФ, который был принят 18.12.2006.

На смену понятия «земли поселений» пришло понятие «земли населенных пунктов».

Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов п. 1 ст. 83 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. — Гарант.

Согласно указанному закону дефиниция «земли поселений» изменилась на дефиницию «земли населенных пунктов». При этом понятие «черта поселения» исключается из текста закона. На смену ему законодатель ввел новую дефиницию «граница населенного пункта», вернее, заимствует ее из ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», тем самым убирая разногласие между законами.

Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам п. 2 ст. 83 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. — Гарант.

Таким образом, земли поселений — единственная категория земель в Российской Федерации, границы которой четко определены, причем на уровне федерального закона

Основное целевое назначение земель населенных пунктов состоит в том, что они служат территорией размещения различных, преимущественно жилых, строений, а также сооружений и объектов, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности постоянно проживающего населения. По сравнению с землями иных категорий эта территория мала, для ее увеличения необходимо изменение черты поселения, что представляет собой трудоемкий, длительный и затратный процесс. Поэтому на землях многих городов происходит так называемая уплотнительная застройка Комментарии к Земельному Кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под ред. Боголюбова С.А. — «Юрайт-Издат», 2007 г. — Гарант.

Вместе с тем нельзя игнорировать разумные пределы уплотнительной застройки земель населенных пунктов. Наличие в городе свободной земли отнюдь не означает, что его необходимо застроить. При такой уплотнительной застройке не могут быть надлежащим образом обеспечены права каждого на свободное передвижение и благоприятную окружающую среду, не соблюдаются основные принципы земельного законодательства (подп. 3, 4, 10 п. 1 ст. 1 ЗК РФ) и меры безопасности. Земли населенных пунктов не должны быть застроены так, чтобы между строениями с трудом разъезжались два автомобиля. На них необходимо наличие достаточно свободных, доступных каждому мест для прогулок и отдыха, зеленых насаждений и водоемов.

Читать еще:  Основания увольнения предусмотренные ст 327

В качестве вывода по данной главе отмечу что понятие «земли населенных пунктов» и «границ населенных пунктов» закреплено в ЗК РФ.

Границы населённых пунктов

1. Приветствую. Зачастую есть такие места, где граница населенного пункта проходит мимо жилых домов (адрес этих домов включены в населенный пункт), как в росреестре так и в ген плане. Стоит ли их включать в общую границу или оставить их за бортом?

2. Нужно ли доводить границу населенного пункта до знака «Населенный пункт»?

2. В общем случае не нужно, поскольку знак обозначает не начало границы населённого пункта, а начало действия норм правил дорожного движения для населённых пунктов. Обычно месторасположение знака с границей населённого пункта совпадает, но не во всех случаях.

Про дорожные знаки я Вам уже разъяснял и приводил пример: населенные пункты растут как грибы, а нерадивые чиновники и нерасторопные дорожники не спешат переносить знаки. Я Вам привел пример где с 1992г. знак висит до сих пор там же, а деревня ушла далеко за этот знак. Так что знаки не ориентир границам.

1. Не надо включать. То что здание несёт на борту почтовый адрес некой административно-территориальной единицы совершенно не значит что клумбы вокруг этого здания принадлежат этой административно-территориальной единице. Для иллюстрации подобного явления можно провести аналогию с судном в открытом море, идущим под чьим-то флагом.

Априори, предлагаю исходить из того что данные в кадастровой карте верны и актуальны или же отсутствуют. Ситуация когда данные неверны ненормальна по своей сути и должна решаться в первую очередь с Кадастровой службой и, уж, потом выноситься на ЯК. – Лично я именно так делаю. – Недопустимо организовывать подход к редактированию административных территорий опираясь на некие генпланы и пр. подобные вещи. Т.к. подавляющему числу пользователей НЯК данная информация недоступна в принципе; информация на подобных документах может и не являться (не стать) исторической реальностью (другими словами, планы останутся в планах).

2. Знак на автодороге «Населённый пункт», в общем случае, не указывает на пересечение границы АТД. Это всего лишь конкретный знак на конкретной автодороге. Поставленный туда соответствующими службами, в первую очередь, исходя из обеспечения безопасности движения.

Т.е. знак стоит «где-то рядом с границей». – Как погран-переходы у пограничников ))

1. Не надо включать. То что здание несёт на борту почтовый адрес некой административно-территориальной единицы совершенно не значит что клумбы вокруг этого здания принадлежат этой административно-территориальной единице. Для иллюстрации подобного явления можно провести аналогию с судном в открытом море, идущим под чьим-то флагом.

Априори, предлагаю исходить из того что данные в кадастровой карте верны и актуальны или же отсутствуют. Ситуация когда данные неверны ненормальна по своей сути и должна решаться в первую очередь с Кадастровой службой и, уж, потом выноситься на ЯК. – Лично я именно так делаю. – Недопустимо организовывать подход к редактированию административных территорий опираясь на некие генпланы и пр. подобные вещи. Т.к. подавляющему числу пользователей НЯК данная информация недоступна в принципе; информация на подобных документах может и не являться (не стать) исторической реальностью (другими словами, планы останутся в планах).

2. Знак на автодороге «Населённый пункт», в общем случае, не указывает на пересечение границы АТД. Это всего лишь конкретный знак на конкретной автодороге. Поставленный туда соответствующими службами, в первую очередь, исходя из обеспечения безопасности движения.

Т.е. знак стоит «где-то рядом с границей». – Как погран-переходы у пограничников ))

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector